쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Форум » Они делают вид, что учатся, мы — что учим


Они делают вид, что учатся, мы — что учим

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Сергей Морозов
преподаватель, блогер, Кемерово

Ну вот и сессия пошла.

В этот раз не вполне обычная. Долгие годы мы все по-старому, по-совковому делали из студентов специалистов. Отставали от прогресса и мировых тенденций, в общем. Но свет истины все-таки забрезжил перед высоким образовательным руководством и там поняли: все, хватит, жить по-старому нельзя, надо шагать в ногу со временем и соответствовать высоким мировым стандартам. Опять же Болонская конвенция.

Короче, решили прекратить штамповать никому не нужных специалистов и начать делать жутко востребованных велением времени бакалавров.

Сперва сомневались: потянем ли? Программы нового поколения, дело новое, неслыханное.

Но потом освоились и ничего, даже хорошо пошло, потому что поняли главный принцип всего этого дела. А он нехитрый — режь учебные часы вдвое в сравнении со старым, и будет тебе бакалавриат.

Будущему специалисту надо было все объяснять, расписывать, часов шла пропасть — государству расход, а преподавательские штаты жирели. Теперь, слава Болонскому процессу, все дешево и сердито. Бакалавр — он уже по своему иностранному названию — лучше и умнее. Чего ему объяснять? Сам дойдет, своими стараниями. Вместо прорвы практических занятий — методичку на руки, пусть изучает детали машин и прочие технические тонкости в словесном описании, тем более что часов практики и так нет. Кому на заводе нужны практиканты? Там бизнес, там деньги делают. Там нужны готовые специалисты, на которых можно уже деньги делать, а не учащиеся бакалавры, в которых нужно время и деньги вкладывать.

Высокие руководители на каждом углу кричат о технических работниках, потребных обществу, а этим будущим работникам посмотреть на поле своей будущей деятельности даже негде: у государства своих предприятий не осталось, а частнику они и вовсе не нужны, болтаться под ногами.

Вот и приходится будущему бакалавру доходить до всего самому. И он бы, может быть, дошел, если бы для этого были условия. Но их нет. Ведь если бакалавриат смешается в сторону сокращения нагрузки, в сторону большей самостоятельности студента, то для него должы быть созданы условия. Лаборатории и кафедры должны работать чуть ли не круглосуточно, чтоб дать это знание студенту внеаудиторно. Должны быть и макеты, и машины, и пункты производственной практики, и еще бог знает что для самостоятельного погружения в премудрости профессии, особенно тогда, когда речь идет о бакалавриате прикладном. Самостоятельное внеаудиторное обучение по логике должно быть более затратным, чем обычное.

Ну и для такого затратного обучения нужна голова, нужны знания, общий кругозор и расторопность. А откуда их взять? Ничего этого из нашей российской школы будущий бакалавр не выносит, при том, что человеческий материал попадает в вуз еще не самый плохой.

Смотришь на студентов, и нет пока ощущения, что, несмотря на всю неумелость, отсутствие подготовки, смышлености, на них следует окончательно поставить крест.

Впечатление другое, обычное уже российское: громадное непаханое поле, пропадающая втуне житница, заброшенная, неухоженная, никому не нужная, никем не востребованная.

А ведь все это наши дети, на которых времени нет, мимо которых мы прошли в детском саду, в семье, в школе, мимо которых проходят теперь и в бакалавриате.

При срезанных часах нет возможности узнать студента, помочь ему, посоветовать, направить в нужное русло.

Нет времени, нет базы, основы, условий. И отсюда все более возрастающая имитация деятельности. Стыдливо опущенные глаза — они делают вид, что учатся, мы — что учим, общее понимание, что все перед всеми виноваты, что все проходят мимо друг друга, а дело стоит и делается лишь только на бумаге и в отчетах, потому что реально, неотчетно в текущих условиях его невозможно сделать.

Так есть, и если так будет и дальше, то это уже точно будет никакой не бакалавриат, а бакланориат — вытрясание денег из простаков, которые верят в то, что в таких условиях можно обучиться чему-то иному, кроме мелкого жульничества и имитации деятельности.

http://publicpost.ru/blog/id/29957/

0

2

Закат университетов
http://i-business.ru/ow_userfiles/plugins/blogs/post-26195-5167c9cdba76f.jpg

Догадываюсь, что обрушу на себя многочисленную критику со сторону работников высшего образования. Но поднятая тема – не троллинг, это – точка зрения, которая имеет определенное обоснование. Думаю, что XXI век – век заката университетов. Если эра крупных градообразующих предприятий оказалось недолгой: с XIX до конца XX века, то университетский этап в жизни человечества – гораздо длиннее: со средних веков, когда церковь начала создавать первые университеты, до нынешнего времени. И все-таки мы увидим закат великой эпохи студенческого образования, и это будет происходить уже на наших глазах.

Безусловно, речь идет не об отечественном образовании, расцветы и закаты которого связаны с великой российской непредсказуемостью. Речь идет о высшем образовании в мире вообще. А оно переживает большие перемены, которые в недалеком будущем радикально его изменят. Можно выделить три глубинных процесса, протекающих в современном обществе, которые станут причиной серьезного реформирования университетского образования: увеличение доли знаний в товарах и услугах; изменение рыночных отношений в связи с возможностью тиражирования знаний; переход к коллективному потреблению и производству информации. Каково же влияние этих процессов на образование?

УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ЗНАНИЙ В ТОВАРАХ И УСЛУГАХ

Доля знаний в товарах и услугах непрерывно растет и становится большей, чем доля рутинного труда. Уже сегодня, в современных гаджетах стоимость сборки и начинки составляет около 10%, остальное – дизайн и разработка. Если же брать программное обеспечение, там доля знаний и вовсе достигает 100%. Не сильно отстают и другие отрасли. Существенно знаниеемкими являются электроника, банковская отрасль и телекоммуникации, производство строительных материалов и многие другие. Даже добывающие отрасли все больше инвестиций направляют в разработки и исследования.

Увеличение доли знаний в экономике приводит к тому, что люди нуждаются в непрерывном обучении, о котором не говорит разве что ленивый. Базового образования уже недостаточно для того, чтобы единожды получив, пользоваться им всю жизнь. При продвижении по карьерной лестнице все меньше учитывается то, какой вуз закончил работник, гораздо важнее его опыт работы, школы и курсы, в которых он обучался. А это значит, что доля дополнительного образования в общем объеме обучения человека будет возрастать.

Конечно, работники вузов могут сказать, что дополнительное образование не отменяет университетское, лишь дополняет его. Этот аргумент очень напоминает прошлые «оптимистичные» высказывания работников компании Intel, что планшеты не отменяют компьютеры, лишь дополняют их, и рынок производителя компьютерных процессоров не уменьшится. Но планшетные технологии развиваются и уже начали конкурировать с персональными компьютерами на их территории. Так и технологии дополнительного обучения, окрепнув и накопив арсенал современных форм доставки знаний, могут в будущем начать осваивать рынок высшего образования, если последнее не перехватит инициативу.

Дополнительное образование более гибко в развитии, оно требует разнообразия форм (например, обучение без отрыва от производства) и экономии преподавательского состава (на всех не хватит), что является условием более стремительного развития дистанционного и интерактивного обучения, которое в университетском образовании пока играет лишь вспомогательную роль. Именно дополнительное образование становится законодателем мод в области совершенствования процессов обучения, а это – звонок из будущего!

ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Переход к экономике знаний существенно меняет картину рыночных отношений. Знания, в отличие от обычных товаров и услуг могут тиражироваться бесконечное число раз. Один раз произведенная программа может быть продана 10, 100 или 100000 раз без существенных дополнительных расходов. Небольшой, но уже всем известный стартап Coursera, который инициировали профессора Стэндфордского Университета Дафни Коллер и Андре Нг, объединил десятки крупнейших университетов мира и дал им возможность бесплатно размещать на единой платформе свои электронные лекции, к которым получают доступ сотни тысяч студентов со всех уголков Земли. Новые коммуникационные технологии массового доступа к информации заставили университеты конкурировать между собой в производстве контента, и скоро такая конкуренция станет столь же жесткой, как и среди высокотехнологичных компаний (Google, Facebook), предоставляющих информационный сервис.

Раньше, да и пока еще сегодня, образовательные учреждения продавали «человеко-часы» педагогов, которые выступали в роли «ксероксов» информации. Каждый такой «ксерокс» собирал аудиторию студентов и размножал информацию. Именно такой копировальный подход в обучении способствовал созданию гигантских университетских городков, разбросанных по всему миру. Но в современную эпоху тиражировать знания удобнее цифровым способом. При этом можно отбирать звездных лекторов, а их мастер-классы дополнять медийным и интерактивным сопровождением. СМАРТ образование предполагает создание ценности уже не столько в процессе преподавания, сколько в процессе разработки электронных курсов, которые могут легко тиражироваться, как программы или фильмы. Можно сказать, что рыночное место образования будет ближе к ИТ компаниям или к киностудиям, создающим высококачественный контент и представляющим облачные услуги.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОТРЕБЛЕНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ИНФОРМАЦИИ

Уже сегодня нельзя найти ни одного ученого или преподавателя, который бы успевал прочитать все статьи по своей теме. Рост объема знаний приводит к тому, что знания, даже в узкой области, не могут быть потреблены в одиночку. Люди вынуждены кооперироваться в получении информации, создавать такие профессиональные сообщества, которые выступают в роли коллективного потребителя информации: члены таких групп советуют друг другу и помогают. Именно такие сообщества (как студентов, так и ученых), организованные на основе сетевых технологий, и станут инфраструктурой образования будущего. Не громадные комплексы зданий, а сети, в которых не будет ни преподавателя, ни студента, ни ученого, ни ученика. Каждый член такого виртуального сообщества будет реализовывать в таких сетях свои компетенции, развивать их, учиться сам и учить других. Безусловно, личный контакт останется, но он будет носить точечный, необходимый характер, когда требуется научить самому сокровенному – процессу мышления.

Частично коллективная работа сейчас реализуется в социальных сетях и в информационных системах масштаба предприятий, но эти инструменты еще очень далеки от инструментов, необходимых для поддержки образования будущего. СМАРТ образование потребует внедрения систем управления компетенциями, которая для каждого специалиста будет измерять его уникальный спектр возможностей. Компетенции должны регулярно подтверждаться деятельностью специалистов, как в области науки, управления, экспертизы, так и в области образования. Компетенции – это не области знания, это умения людей распоряжаться этими знаниями, подтвержденные конкретными активностями. И даже в одной области знаний, даже только в образовании будут различные компетенции: умение методически правильно преподнести материал, умение составить учебную программу, умение написать сценарий видеокурса и т.д. Именно разнообразие компетенций позволит организовать коллективное обучение более эффективное, чем сегодня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Недавно меня попросили представить тезисы к докладу на одной конференции, посвященной лучшим традициям в образовании. Вначале я очень удивился, мои взгляды далеки от традиционных. Но поразмыслив, я понял, что лучшие традиции обучения в условиях его массовости возможны только при СМАРТ образовании. Интерактивные программы позволяют реализовать элементы индивидуального подхода к обучаемому. Этому же способствует и сетевая взаимопомощь, когда более продвинутые ученики через Интернет помогают отстающим. Дистанционные курсы позволяют восстановить традицию выбора наиболее интересных учителей, к которым съезжались из разных концов мира. Электронные средства дают уникальные возможности использования игровых форм, которыми пользовались наиболее продвинутые педагоги, начиная от театральной формы подачи материала до использования настоящих игр... Университетское образование умирает, да здравствует Образование.

http://i-business.ru/blogs/26195

0

3

А ведь так и есть. Скольких знаю людей с высшими,с двумя высшими,а грамотно писать даже не могут,не то что там уже о каких-то глобальных знаниях и нителлекте говорить...

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Форум » Они делают вид, что учатся, мы — что учим