Это наш Холокост. Его нужно помнить, чтобы вновь не оказаться под катком репрессивной машины

Чеченцы и ингуши в годовщину депортации поясняют, что дает народу память о страшной трагедии

Лейла Алиева

https://onkavkaz.com/upload/002/u281/ae/71/eto-nash-holokost-ego-nuzhno-pomnit-chtoby-vnov-ne-okazatsja-po.jpg

Сегодня чеченцы и ингуши отмечают день траура по жертвам депортации. Напомним, в 1944 году из Чечни и Ингушетии были выселены в Казахстан и Среднюю Азию около 450 тыс. человек. Из них вернулись порядка 240 тыс.

Причинами политических репрессий сталинские власти называли массовое дезертирство и подготовка вооруженного восстания в среде горских народов Кавказа. Хотя историческими документами эти факты не подтвердились. Более того, эта версия вызывает серьезные вопросы и дискуссии.

Истинными причинами депортации чеченцев, ингушей, а также карачаевцев, балкарцев, крымских татар и турок-месхетинцев специалисты называют желание Сталина начать подготовку к войне с Турцией. Для чего он и очистил Крым и Кавказ от неблагонадежных, как ему казалось, народов.

В эту скорбную для вайнахов дату 23 февраля On Kavkaz попросил представителей чеченского и ингушского народов - общественного деятеля Абдул-Хамида Даскиева, правозащитницу Хеду Саратову и журналиста Саида Бицоева поделиться горькими воспоминаниями и уроками минувших дней.

Какие самые тяжелые моменты времен депортации вашего народа вы сохранили в своей памяти из рассказов старшего поколения? Как это повлияло на ваше воспитание и становление личности?

Абдул-Хамид Даскиев

Особенно больно, когда рассказывают друг другу об ужасах депортации. Помню, как советские солдаты рано утром зашли в дом и под дулами автоматов вывели наших родителей и детей.

Хеда Саратова

Я на всю жизнь запомнила рассказ моей мамы, которая в 11 лет осталась с тетей. Ночью она поехала к ней в гости, а утром стали всех выселять. Когда она была в степях Казахстана с родственниками, то выходила и смотрела на солнце, думала, наверное, моя мама тоже видит это солнце.

Даже в зрелом возрасте всякий раз, когда мне плохо, я смотрю на солнце и вспоминаю рассказы матери, о том, как она страдала. Она – самый младший ребенок в семье, это оставило неизгладимый след в душе на всю жизнь.

Она своим пятерым детям передала, как нужно относиться и воспитывать детей. Это сплоченность, уважение старших, сохранение традиций и обычаев. И во время ссылки, и на войне это помогло нашему народу выжить.

Саид Бицоев

В 80-е годы, будучи молодым журналистом, услышал историю, что во время депортации войска НКВД в чеченском ауле Хайбах сожгли сотни людей заживо. Была жесткая цензура, публикации подобного рода не могли появляться. Мне удалось с помощью главного редактора эту статью напечатать в молодежной газете «Комсомольское племя».

Эта история сжигала меня изнутри, мне хотелось о ней рассказать. Она многое во мне перевернула. Я стал иначе относиться к некоторым представителям силовых структур. В гражданские институты, силовые структуры поступают люди, которые слепо исполняют приказы, забывая о своих принципах. История Хайбаха оставила неизгладимый след в моей душе.

Я придерживаюсь позиции – не надо бередить эту рану, но надо помнить о ней. Это наш чеченский холокост. Мы живем в едином государстве, и понимаем, что это представители прошлого режима и чекистские изверги совершили это преступление. Надо постараться не делать из этого слишком серьезную драму.

Достаточно ли молодое поколение чеченцев и ингушей помнит о трагедии депортации? Нужно ли молодым помнить о депортации? И что им даст эта память в их жизни в современном обществе?

Абдул-Хамид Даскиев

Конечно же, люди помнят и не забудут об этом, пока народ жив. Ведь это трагедия всего народа. И молодежь тоже очень интересуется событиями тех трагических дней.

Хеда Саратова

Молодежь помнит. Наверное, я бы не встретила среди молодых ребят тех, кто не знает о трагедии. Мы передаем память от своих родителей детям. Каждый человек, чьи предки пережили этот ужас, обязаны помнить об этом. У меня два сына, я каждый раз рассказываю им об этой трагедии, хочу, чтобы они чтили память тех, кто безвинно погиб в степях Казахстана.

Саид Бицоев

Молодежь об этом помнит. Даже по разговорам я понимаю, что эта тема для них не нейтральная. Выселили полмиллиона человек, обратно вернулось меньше половины. У меня погибли бабушка, дедушка. Бабушке было 32 года, дедушке 48, а старшей сестре 2 года.

Нужно ли помнить? Холокост ведь помнят. Как это забыть?! В памяти нужно сохранить события тех дней, чтобы не повторять ошибок, которые привели к трагедии. Это нужно помнить еще и потому, чтобы воспитать в детях иммунитет против репрессивной машины, чтобы не отказаться под ее катком.

Но не в идеологических или анти-государственнических целях. Вчера в «Независимой газете» вышла статья Руслана Хасбулатова, где он вспоминает те ужасные события. Он предлагает принять в Госдуме закон, предполагающий наказание за отрицание депортации. Мне удалось предать огласке эти события ещё во времена СССР.

А осенью 90-года написал об этом в "Огоньке". Мне шли письма со всей страны от русских людей, выражавших соболезнования. Под влиянием сегодняшних псевдоисториков типа Пыхалова, которые оправдывают выселение геноцид над народами, у людей формируется другое мнение.

В период сталинских репрессий чеченцы и ингуши пострадали так же, как и русские. Это горькая правда, которую надо признать и помнить. Смириться с этим сложно. А Госдуме, на самом деле, следовало бы принять закон о введении наказания за отрицание депортации.

https://onkavkaz.com/news/2130-eto-nash … shiny.html