http://ic.pics.livejournal.com/maga_gorec/66465154/123296/123296_original.jpg

«Семена распада: войны и конфликты на территории бывшего СССР», Жирохов Михаил Александрович, Санкт-Петербург, 2012 год.

Часть II После СССР: войны, вооруженные столкновения и революции

Глава 8
Осетино-ингушский конфликт

С 31 октября по 5 ноября 1992 года на территории Пригородного района Республики Северная Осетия проходили вооруженные столкновения, которые принято называть "открытой фазой" осетино-ингушского конфликта. В результате массовых насильственных действий погибли 546 человек (из них 407 ингушей, 105 осетин). [90]
Формально, сторонами конфликта стали 2 российские республики - Северная Осетия и Ингушетия, а причиной якобы послужили территориальные претензии Ингушетии на Пригородный район Северной Осетии и части ее столицы Владикавказа. Однако фактически конфликт развивался на этнической почве и привел, в том числе, к столкновениям между осетинским и ингушским населением внутри самой Северной Осетии.

Исторические предпосылки

Основной причиной такого кровавого развития событий в этом регионе является крайне непродуманная сталинская политика на Кавказе. Сначала, в 1921 году, в составе РСФСР была организована Автономная Горская Советская Республика, в которую были включены земли, "занимаемые ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними". [91]
Для того чтобы избежать исключительных претензий на власть со стороны какой-либо одной группы населения, административный центр Владикавказ и промышленный центр Грозный были выделены в самостоятельные административные единицы, а станицы с преобладающим русским населением получили прямое подчинение правительству республики. Но уже в 1921–1924 гг. под давлением национальных элит это образование было разделено на автономные области: Кабардино-Балкарскую, Карачаево-Черкесскую, Чеченскую, Ингушскую, Северо-Осетинскую и автономный округ Сунженский с правами губернского исполкома.
Таким образом, в 1924 году ингуши и осетины обрели раздельные автономии, а г. Владикавказ был выделен в самостоятельную административную единицу РСФСР и в нем были размещены административные центры обеих автономных областей и Сунженского округа. В 1934 году Ингушская автономная область была объединена с Чеченской в единую Чечено-Ингушскую область, ставшую в 1936 году автономной республикой с центром в г. Грозном.
Стоит также отметить передачу в 1933 году г. Владикавказа под полный контроль Северо-Осетинской администрации, что лишило территорию преимущественного проживания ингушей крупного городского центра и возможностей промышленного и культурного развития, которые такие центры предоставляют. [92]
В феврале 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Казахстан и Среднюю Азию с формулировкой "за пособничество врагу". В результате перекройки административных границ Чечено-Ингушская автономная республика была преобразована в Грозненскую область, а часть её территории разделена между соседями.
Таким образом, Пригородный район, ранее заселенный преимущественно ингушами, оказался в составе Северной Осетии.
После смерти Сталина реабилитация ингушей, как и других репрессированных народов, была небыстрой и неполной. Указ о снятии ограничений со спецпоселенцев, принятый в 1956 году, сохранял запрет на возвращение в места, откуда они были выселены.
Восстановление в 1957 году Чечено-Ингушской республики произошло в совершенно иной конфигурации: Пригородный район остался в составе Северной Осетии, а Чечено-Ингушетии были переданы 3 района Ставропольского края - Каргалинский, Шелковской и Наурский, которые были включены в Грозненскую область при ее образовании в 1944 году. Поскольку никаких организованных программ переселения не существовало, поток возвращающихся ингушей был направлен, прежде всего, к местам своего прежнего проживания, в том числе и в Пригородный район.
Однако неофициальная дискриминация в их отношении сохранялась: так, например, действовал негласный запрет на продажу ингушам домов, сдачу жилплощади, оформление прописки в Пригородном районе.
Ситуация начала обостряться в конце 1980-х - начале 1990-х гг. "Первой ласточкой" будущего конфликта стал принятый 26 марта 1991 года Верховным Советом РСФСР закон "О реабилитации репрессированных народов", предусматривавший также и территориальную реабилитацию, но без указания конкретных механизмов ее проведения. Следующим этапом стало принятие закона от 4 июня 1992 года "Об образовании Ингушской республики в составе Российской Федерации", но без определения границ нового субъекта федерации. Де-факто Чечня отделилась от Ингушетии и вышла из состава России еще осенью 1991 года (см. ч. II, гл. 9 данной книги).
Стремление ингушей вернуть Пригородный район, ответное желание осетинских властей не допустить этого, интриги Кремля и перенасыщенность региона оружием - всё это не могло не завершиться кровопролитным столкновением.

Подготовка и проведение боевых действий

В апреле 1991 года в связи с обострением межнациональных отношений, Верховным Советом Северной Осетии было введено чрезвычайное положение на территории Владикавказа и Пригородного района, и уже в этот период началась почти открытая подготовка к боевым действиям. Воспользовавшись заразительным примером "самопровозглашенных" Южной Осетии и Чечни, Северная Осетия начала создавать республиканскую гвардию и народное ополчение. Вооружались они по отработанному на Кавказе сценарию - путем захвата оружия и боеприпасов у российских военных.
Справедливости ради стоит отметить, что ингуши также предпринимали попытки самовооружения. Но их возможности были более чем скромные: на территории их республики не было такого количества воинских частей и военных складов, как в соседних Северной Осетии и Чечне.
Последним камешком, сдвинувшим лавину конфликта, стали события последней декады октября 1992 года. [93]Вот их хронология:

20.10.1992:
• взрыв магистрального газопровода Ставрополье - Грузия, проходящего через Пригородный район. В ответ власти Северной Осетии усиливают режим чрезвычайного положения вдоль трассы газопровода, сюда направляются дополнительные силы МВД;
• гибель в селе Октябрьское под колесами БТРа ОМОНа МВД Северной Осетии 13-летней ингушки Мадины Годоборшевой;

22.10.1992:
• убийство (как потом выяснилось, в результате конфликта с двумя милиционерами МВД Северной Осетии) двух ингушей Хаутиева и Пугиева в поселке Южном. Здесь собирается значительная толпа ингушей. Прибывшая для расследования происшествия дежурная группа МВД Северной Осетии блокируется, и начинается перестрелка между милицией и ингушами, в ходе которой были убиты два осетинских милиционера и четверо местных ингушей;
• начинается перекрытие движения в сторону поселка Южного местными ингушами. Группы ингушей устанавливают пикеты также в других селах своего преимущественного проживания: Куртат, Дачное, Карца;

23.10.1992:
• проходит заседание Президиума ВС Северной Осетии;

24.10.1992:
• в Назрани проходит Объединенная сессия ингушских райгорсоветов, на которой принято решение силами отрядов добровольцев и местных (то есть проживающих в Пригородном районе) ингушей взять район под фактический контроль (это решение оставалось неизвестным осетинской стороне вплоть до 1–2 ноября);

24–26.10.1992:
• встречи руководителей Северной Осетии с ингушскими лидерами для стабилизации обстановки и деблокирования части Пригородного района;

27.10.1992:
• ВС Северной Осетии предъявляет ультиматум ингушской стороне - "деблокировать Пригородный район до 29 октября";
• ВС Северной Осетии санкционирует формирование отрядов Народного ополчения;
• последние числа октября:
• некоторая часть ингушских семей из Северной Осетии, опасаясь дальнейшего обострения ситуации, выезжает на территорию Ингушетии (среди осетин многие полагают, что выехавшие знали о "готовящейся против Осетии агрессии");

30.10.1992:
• средства массовой информации Северной Осетии распространяют информацию о достигнутой договоренности и начале деблокады Пригородного района;
• днем в селе Дачном убит местный житель ингушской национальности Яндиев;
• 22:00 - перестрелка в селах Камбилеевском и Октябрьском;

31.10.1992:
• около 00 часов в результате обстрела патрульной машины в селе Октябрьском погиб милиционер Болотаев (осетин);
• в период 2:00–4:00 - вновь спорадические перестрелки в селах Камбилеевском и Октябрьском (ингушская сторона утверждает, что осетины вели обстрел, в том числе и из гранатометов, ингушских домовладений). Эти обстрелы, по мнению ингушской стороны, спровоцировали вооруженные группы ингушей, которые той же ночью и утром из Назрани и других сел Ингушетии двинулись на помощь своим соплеменникам и, перейдя административную границу Северной Осетии, вошли в Пригородный район;
• около 6:00 группа ингушей (по разным оценкам, от 150 до 600 человек) захватывает пост осетинской милиции и внутренних войск МВД России на "Черменском круге" близ границы Северной Осетии и Ингушетии;
• около 7:30 прибывшие на автотранспорте из Ингушетии и местные ингуши из села Чермен атакуют отделение милиции в селе Чермен, где начинаются погромы осетинских семей.

В сложившейся ситуации депутаты районных советов Ингушетии принимают решение о создании отрядов самообороны, которые должны взять под защиту все населенные пункты Пригородного района, где проживают соотечественники, вплоть до возвращения оспариваемой территории в состав их республики.
Как показали дальнейшие действия, власти Северной Осетии готовились к подобному развитию событий. В населенные пункты Пригородного района было заранее завезено оружие, которое пустили в ход в ночь на 31 октября, обстреляв из гранатометов и автоматического оружия ингушские кварталы сел Камбилеевка и Октябрьское.
Ответом стало стихийное восстание противоположной стороны. Утром 31 октября ингуши разоружили пост российских внутренних войск у села Чермен (при этом солдаты были отпущены), захватили 6 БТРов и вступили в бой с осетинской милицией непосредственно на территории населенного пункта. Кстати, именно по такому сценарию разворачивались события и в остальных местах компактного проживания ингушей - они старались взять под контроль свои села, но не принимали ни малейших попыток развернуть "наступление на Владикавказ", как об этом заявляла осетинская сторона.
В Северную Осетию прибывают вице-премьер РФ Г. Хижа и председатель госкомитета по чрезвычайным ситуациям С. Шойгу. Местные власти при поддержке толпы, бушующей на центральной площади города, требуют от них выдачи населению 15 тысяч автоматов для "отражения ингушской агрессии", звучат угрозы, что в противном случае требуемое оружие будет захвачено силой.
Как оказалось, это были не пустые угрозы. Осетины захватили в заложники жену и дочь начальника штаба армейского корпуса генерала Скобелева. В населенном пункте Комгарон был осажден учебный центр военного училища, под угрозой расстрела шести захваченных офицеров военные были вынуждены открыть оружейные склады. При этом не были предупреждены часовые, пытавшиеся сдержать толпу выстрелами в воздух. После того как закончились патроны, двое курсантов были попросту растерзаны штурмовиками.
Несмотря на произошедшие события, вице-премьер Георгий Хижа распорядился выдать осетинским боевикам 642 единицы стрелкового оружия (автоматы, пулеметы, гранатометы) а также 18 БМП. В дополнение к перечисленному С. Шойгу предоставил 57 танков Т-72 с армейскими экипажами.
Фактически этими действиями было санкционировано осуществление варварских убийств и поджогов. Вполне вероятно, что все решения принимались по согласованию непосредственно с Е. Т. Гайдаром и П. С. Грачевым.
С этого момента Центр однозначно солидаризировался с одной из конфликтующих сторон и фактически дал санкцию и обеспечил материальные условия для вооруженных действий и массового насилия в отношении гражданского населения ингушской национальности.
1 ноября 1992 года начинаются массированные артиллерийские удары по селам с компактным проживанием ингушей на территории Пригородного района. В 16:00 представители сторон встречаются в штабе 19-й мотострелковой дивизии и достигают соглашения о прекращении огня. Ингуши готовы сдать оружие и захваченную бронетехнику - силы явно не равны, да и война с федеральным центром явно не входила в их планы. Тем не менее Г. Хижа саботирует мирный процесс, требуя проведения дальнейших переговоров, которые сам же несколько раз и откладывает. События развиваются по нарастающей.
2 ноября президент Б. Ельцин вводит на территории Северной Осетии и Ингушетии режим чрезвычайного положения.
Надо признать, что это был очень странный "межнациональный конфликт": первым эшелоном от Владикавказа к границе с Ингушетией двигалась российская бронетехника и артиллерийские части, вытесняя отряды ингушской самообороны. Вслед за российскими войсками следовали отряды Республиканской гвардии и Народного ополчения Северной Осетии, которые блокировали села и изгоняли ингушское население. Третьим эшелоном двигались югоосетинские боевики из бригады "Ир" и так называемые гражданские добровольцы, занимавшиеся грабежами, захватом заложников, отловом ингушских беженцев. [94]
Можно констатировать, что в боевых действиях против ингушского населения г. Владикавказа и Пригородного района участвовали следующие формирования:
• дивизия "Дон" - 8 тысяч человек;
• 2 военных училища - 1,5 тысячи человек;
• гарнизон г. Владикавказа - 10 тысяч человек;
• 2 полка ВДВ (Псковская дивизия) - 8 тысяч человек;
• спецназ - 3 тысячи человек;
• бронетанковая бригада "ИР" из Южной Осетии - 6 тысяч человек;
• осетинская гвардия - 3 тысячи человек;
• ОМОН МВД Северной Осетии - 4,5 тысячи человек;
• ополчение Северной Осетии - 20 тысяч человек;
• 2 казачьих полка - 4 тысячи человек.
Общее количество военных - 68 тысяч человек. [95]

Как уже упоминалось, фактически происходило не разъединение конфликтующих сторон, а вытеснение ингушей в соседнюю республику под угрозой физического уничтожения.
Подразделения внутренних войск были введены в "зачищенные" села лишь 5 ноября 1992 года. В чем же причина столь однобоких действий федерального центра? - Она лежит на поверхности. Еще 1 ноября 1992 года вице-премьер Г. Хижа на заседании правительства Северной Осетии заявил: "…пока никакой другой опасности нет, кроме той, что постоянно возникает со стороны Чечни".
Исходя из сказанного, становятся понятными и заинтересованность высокопоставленного чиновника в срыве мирных переговоров, и предельная жестокость, с которой "зачищались" ингушские села, и "замещение" федеральных внутренних войск осетинскими вооруженными формированиями.
Основной целью Кремля являлась соседняя Чечня, для силового возвращения которой в состав России требовался весомый повод. Таковым должно было стать вмешательство в конфликт на стороне ингушей чеченской армии с последующим контрударом и наступлением федеральных сил на Грозный.
Но этот сценарий был сорван действиями чеченского руководства. Джохар Дудаев с началом столкновений сразу объявил о нейтралитете и перекрыл границу бензовозами. Вошедшие 10 ноября 1992 года на территорию Ингушетии российские подразделения вышли к недемаркированным границам Чечни и… остановились. Тогда войны удалось избежать - в республику прибыл и.о. премьера Е. Гайдар, подписавший соглашение об отводе федеральной группировки.
Как правильно отметила журналист Ирина Дементьева в газете "Известия" (№ 14–18, 1994 г.): "Затея с "ингушской агрессией" теряла для российского центра привлекательность. Участие в ингушском погроме славы русскому оружию не принесло. Очередная миролюбивая акция обернулась большой кровью и позором, правда, не очень громким. Российская пресса за редкими исключениями организованно отмалчивалась, а Запад, не имея пока интереса в этом непонятном кавказском котле, поостерегся вмешиваться в семейные дела россиян.
Все три "силовых" министра - Грачев, Баранников и Ерин, прибывшие накануне на театр военных действий, также негромко убыли. Саввин ушел в отставку. Ушел и Хижа.
Можно было сомневаться в мотивах поведения вице-премьера Г. Хижи, но его намерения объявлялись публично, распоряжения не расходились с намерениями, и даже личные симпатии к осетинскому руководству он не счел необходимым скрывать. Трудно предположить, что Хижа не предвидел жертв и разрушений, последовавших за его приказами. Но там, где бывалые генералы с отвращением отворачивались, он шел до конца. Генералам советовал изжить "тбилисский синдром". Он знал, что отвечает только перед теми, кто его назначил, и не ошибся. Когда пришло время, он ответил и за дилетантизм московских политиков, и за собственное усердие. Хижа исчез с политического горизонта".
Вооруженное столкновение было прекращено после разъединения конфликтующих сторон силовыми структурами РФ. На современном этапе конфликта обе стороны пытаются исторически обосновать свои права на спорные территории, проводят митинги и т. п.
В Северной Осетии и Ингушской Республике для соблюдения режима чрезвычайного положения указом Б. Ельцина от 2 ноября 1992 года сформированы миротворческие силы в количестве 5,5 тысячи российских военнослужащих.
На сегодня ситуация в Пригородном районе напоминает октябрь 1992 года. Говоря о последствиях конфликта, можно утверждать, что он так и не разрешен до конца. Например, село Чермен все еще разделено на две части - осетинскую и ингушскую. Автобус Назрань - Чермен доезжает только до ингушской части села, а Владикавказ - Чермен - только до осетинской. Середину села от одной остановки до другой нужно пересекать пешком, так как не каждый водитель осмеливается выезжать на чужую территорию.

http://lib.rus.ec/b/510672/read

http://arsenal-info.ru/b/book/3249760485/b-map

https://maga-gorec.livejournal.com/70526.html