쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Даттых

Сообщений 1 страница 20 из 28

1

с.Даттых – глава администрации Евлоев Магомед Муссаевич. Тел. моб.: 8 928 093-69-07
Даттых (ингуш. Даьттах) — селение в Сунженском районе Ингушетии.
Является административным центром Даттыхского сельского поселения.
Расположено на берегу реки Фортанки, к юго-востоку от районного центра станицы Орджоникидзевская.
Ближайшие населённые пункты: на северо-западе — село Галашки, на юго-западе — сёла Нижние Ачалуки и Верхние Ачалуки, на западе — село Мужичи.
Село основано в 1801 году, родовое село Белхароевых, Булгучевых, Фаргиевых.

В 1944 году, после депортации чеченцев и ингушей и ликвидации Чечено-Ингушской АССР, селение Даттых, было переименовано в Ключевое. После восстановления Чечено-Ингушской АССР, населённому пункту вернули прежнее название Даттых.

0

2

,,,,,,,

Отредактировано Цечой (2017-10-30 03:18:01)

0

3

http://s13.postimage.org/cw1t4yi1j/image.jpg
http://s13.postimage.org/8bfmq0yc7/image.jpg
http://s13.postimage.org/jcarv1ql3/image.jpg
http://s13.postimage.org/vs7hosjx3/image.jpg

0

4

Даттых. Удивительно красивый природный уголок! Место, слывшее промысловым центром в Х1Х веке. Место, привлекавшее внимание многих учёных.
Селение имеет давние традиции. Здесь жили и занимались промыслами ещё в Х1Х веке. Как известно, до этого времени оно уже зарекомендовало себя. Даттыхская соль славилась далеко за пределами села.
Соль добывали в Верхнем Даттыхе. Много солевых источников было в местечке «Гандалбос». Высокое качество соленых источников Даттыха отмечал исследователь П. С. Паллас, о практической выгоде для государства от соляного источника, обеспечивающего кистин, галгаевцев, карабулаков, писал генерал майор Дельпоцо.
Даттыхскую соль ждали в горах и на равнине, в гг. Владикавказе и Грозном. Были целые семьи, промышлявшие этим ремеслом. С появлением железной дороги даттыхскую соль узнали и в других регионах страны. Село и округа славились своими полезными ископаемыми, в том числе нефтью.
В 40-х гг. ХХ века в селе было до 150 дворов. Сельчане трудились с утра до позднего вечера. Были дружны и в труде, и в радости. Работали в основном в колхозе («Заря»), который действовал и после возвращения ингушей вплоть до 1964 года. Председателем колхоза был Хасан Хайров.
Село всегда утопало в плодовых деревьях. Два сада, посаженные до депортации, ещё долго давали плоды. Люди ухаживали за ними, коллективно собирали урожай и готовили впрок сушенные фруктовые сласти.
Занимались жители села и пчеловодством. Наиболее известным был пчеловод Мурцал Хайров (1855-1949). Он знал много видов лечения мёдом и продуктами пчеловодства.
Были в селе кузницы и свои мастера. Кузнеца Бийберда знали и ценили все. Были хорошие мельницы, особенно мельница Мархиевых. Женщины в основном занимались рукоделием из шерсти: делали истинги (ковры), ткали сукно, шили одежду и обувь. Девушки вышивали платочки к праздникам. До утра удавалось вышить 2-3 платочка.
Это было большое село. В нём жили Евлоевы, Оздоевы, Костоевы, Мякиевы, Хайровы и представители других фамилий.
«Главой села накануне депортации ингушей был Вышегуров Ибрагим Довлатгиреевич, некоторое время был Якуб Хунакович Мякиев. В сельской школе работали Юсуп Гапархоев, Мухамед Бисаев и др. Был в селе фельдшер Анатолий, были народные лекари, которые диагностировали дедовскими методами и лечили различные заболевания.
В середине села было место, называемое «гув» (круг), где мужчины собирались для важных мероприятий или обсуждения вопросов жизни села и общества, собирались во время жертвоприношений, по праздникам или иным событиям. Женщины не могли вращаться в их обществе свободно. Однако если требовалось их участие во время жертвоприношений, они помогали мужчинам.
Были в народе почитаемы Мурцал Хайров, Бунахо Сейнароев, Ич-хаджи Оздоев, Артби Бесаев, Юсуп Евлоев, Махмад Евлоев, мой отец и другие», - вспоминает Хадишат Евлоева. «Женщины были подобно княгиням - грациозными, вежливыми, знающими тонкости хозяйской жизни и рукоделия. Это - Евлоева Маликат Ахметовна, Патимат Кахармановна Оздоева, Хамсат Мурцалиевна Гулиева и другие. Если свадьба и радость где-то, то радовались вместе, если горе у кого, все открывали настежь ворота», - рассказывают бывшие жители села.
В Даттыхе была своя мечеть, имамом которой был Бунахо Сайнароев, тамадой села - Ич-хаджи Оздоев. Говорили, что Бунахо Сайнароев обладал даром ясновидения. «Тому, кто рано встаёт и делает свою молитву, тому Всевышний даст изобилие в доме», - любил повторять Бунахо. Он был благородным и скромным в своих земных желаниях. «Боюсь кары Всевышнего из-за того, что дом мой возвышен над землёй. Нельзя строить высокие дома», - говорил Бунахо.
В годы депортации в это село не ступала нога человека. После депортации первыми сюда вернулись Евлоев Хамид и его брат Тухан с семьями. Высокие заросли закрывали дорогу. От когда-то бывшей дороги не осталось и следа.
Вслед за ними приехали и другие семьи. Вернулись Дешниевы, Хилделхароевы, Терлоевы (Шишхановы) и др. Какое-то время главой села была Кейпа Орцхоевна Оздоева, затем были Исропл Орчхоев, Умар Черкиев и др.
Жили тем, что давала природа. В каждом дворе были коровы, овцы. По-прежнему разводили сады, огороды. «В колхозе сажали кукурузу, помню, однажды посадили табак, для которого был организован пункт приёма (1978 год)», - вспоминает жительница этого села Сацита Евлоева.
В 70-х гг. ХХ века была в селе четырехклассная школа, была в селе и поликлиника, но  всё же больных приходилось возить в больницу в с. Галашки.
Долго ещё трудными оставались дороги из села и в село. Главами администрации селения Даттых работали люди, влюблённые в это место и связывавшие с ним большие надежды. Одним из них был Бейали Хайров. Он был главой администрации в 1996–2001 гг. Он много усилий приложил к тому, чтобы доказать важность развития села, использования его богатств для жизни республики, приглашал чиновников и учёных. Он же пригласил в село врача-бальнеолога Бекхана Эсмурзиева, который два года лечил людей, используя целебные воды этого уголка. И сейчас Бейали Хайров неустанно работает над написанием истории с.Даттых.
Сегодня в селе не слышно людских голосов, не звенят школьные звонки, нет тучного стада коров, овец, которые возвращались к вечеру подворно. Тишина. Хозяйским оком бережёт Даттых глава селения Мохмад Евлоев. И только время от времени - к Дню села, в сельскую мечеть, на могилы предков, в 1-й день праздника Ид аль-Фитр - собираются жители села Даттых, которое взывает к возрождению.

0

5

Swenson написал(а):

сейчас Бейали Хайров неустанно работает над написанием истории с.Даттых.

Интересно будет почитать "написанную историю" и этого родового села тейпов Белхарой и Г1оандлой тоже...

Волкова Н.Г., “Этнический состав населения Северного Кавказа», М.,Наука,1974г.

"Места поселений орстхойцев, по полевым материалам, располагались по притокам р. Фортанги (Фортан) в местности Цече-ахк, по склонам левобережья Ассы в местности Ц1еште,

в районе Даттыха, где находились земли и башни Гандалоевых, Кориговых, Булгучевых..."

Волкова Н.Г., "Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX вв.", Москва, 1974г.

«Установлению торговых и политических связей карабулаков с соседними народами способствовало наличие соляных источников в местности Датых.
Соль покупали у карабулаков «все соседственные чеченцы… и часть ингушей и кистов»

Известный источник соледобычи – Даттых, располагавшийся на землях Карабулакского общества, послужил в средневековый период основой благосостояния фамилии Белхароевых.
В более поздний период выпаренной из данного источника солью пользовались, согласно документам: «все кистинцы, все ингушевцы, все карабулаки и часть чеченцев».
По данным М.О. Омарова (1892 г.), колодизная добыча рассола производилась на Больших и Малых Даттыхских соляных источниках. Здесь ежегодно вываривали до 5,3 тыс. пудов соли. Согласно подсчетам Г.П. Михайловского (1905 г.), через 13 лет Даттыхские соляные варницы давали за год почти 65 тыс. пудов поваренной соли.

Гантемурова Г.А., «К истории карабулаков», Известия Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея. Вып. XI. Грозный, 1975г.

«Датыхский старшина Даларга, завладев соляными источниками и сосредоточив в своих руках всю торговлю этим жизненно необходимым продуктом, влиял не только на торгово-экономические, но и на политические отношения карабулаков с соседними народами.»

Иванов М.А., "В горах между рр. Фортангой и Аргуном", 1902г.

"...Часа через три от караулки тропа выходит на обширную возвышенную поляну Гандал-босс: в северо-западном углу её, выглядывая из-за крон яблонь, груш и кустов алычи, стоит в развалинах башня - по преданиям, она служила жилищем и оплотом некоего Гандала, из племени карабулаков , который со своим обширным родом ещё в дошамилёвское время держал в страхе ущелье до местонахождения современного Верхнего Датыха включительно.
Теперь поляна составляет часть земель Терского казачьего войска и арендуется жителями датыхского хутора под сенокос и распашку."

"Кавказцы или подвиги и жизнь замечательных лиц, действовавших на Кавказе",
Периодическое издание с высочайшего его Императорского величества соизволения, выпуски 1-й и 2-й, Санкт-Петербург, 1857г.

"...Чтобы наказать горцев за их дерзость, Слепцов собрал в ночи с 5-го на 6-е января 1851 года свой отряд в двух пунктах: в станице Ассинской и на реке Алгусс-Али, и двинул главную массу кавалерии под командою подполковника Мезенцева к аулу Датыху, издавна слывшему как гнездо самых отважных разбойников, а сам с пехотою и частью казаков направился к аулу Гандал-Басу в том же ущелье.
Удар, нанесенный подполковником Мезенцевым аулу Верхне-Датыхскому, заставил и все другие аулы в ущелье Фортанги, не исключая Гандал-Баса, склониться к покорности, что предупредило строгое наказание, ожидавшее их от отряда Слепцова."

Список жителей,  проживающих по хуторам Ассинского ущелья 3-го участка Сунженского отдела, с показанием с какого времени хутора существуют, с чьего разрешения и на какой земле.
Составлен 20 июня 1893 г.

Хутор Датых.

Темир Дударов, Долот Богучиев, Джанбот Богучиев, Альмарза Баймарзиев, Садула Богучиев, Майли Бугиев, Аспи Эмадиев, Муса Хаджиев, Мовсур Эмадиев, Муруж Хаджиев, Майли Ораков, Тепсурко Конахильгов, Товмурза Мажиргов, Ази Олмазов, Байсултан Акмурзиев, Хайты Хадзиев, Сакал Олмазов, Оси Чагиев, Гелаго Оздамаров, Гиса Долаков, Албаст Дзугиев, Ильяс Батыгов, [Доланта] Батыгов, Муртузал Тепсуркиев, Тепса Джанхотов, Тими Парижев, Эсмарза Парижев, Тонта Эсмарзиев, Оск Олмазов, Тошл Тебиров, Шаип Дударов, Долтуко Дударов, Дударко Дударов, Кагерман Дударов, Анарбек Дударов, Чонта Оздамаров, Тиси Олмазов, Антошк Астемиров, Абрек Эльмурзиев, Байсултан Чагиев, Хани Гайтиев, Али Абиргов, Ганжеби Ганчоев, Эдалби Конатов, Идык Боршев, Ини Успиев, Джанчор Гончоев, Дзаур Чориев, Эльмурза Муружев, Арапхан Майриев, [Цорик] Умаров, Шами Оздамаров, Аулур Батыгов, [Генога] Габралиев, Даут Долаков, Коцир Уцбиев, Джантемир Олмазов, Цока Дударов, Идык Эльджуркиев.
                                                                       
[Итого 62 двора]. Хутор Датых поселен с разрешения начальства с 1875 года. [Население его составляют] горцы Хамхинского и Цоринского обществ, которые принадлежат к числу 300 дворов, арендующих войсковую землю.             

РСО-А. Ф. 20. Оп. 1. Д. 743. Л. 88-93 об.

Отредактировано Орстхо (2014-09-24 19:51:49)

0

6

У этого селения две истории основания и проживания. Ты обе их привел. Первая - это орстхойцы и ты выше привел ссылки и вторая - это собственно после исхода карабулаков и занятия данных земель казаками. После уже ингуши Хамхинского и Цоринского общества осваивали эти земли, путем выкупа, аренды и позже ведения боевых действий.
Перечень фамилий это уже из последнего основания.

0

7

Swenson написал(а):

У этого селения две истории основания и проживания. Ты обе их привел. Первая - это орстхойцы и ты выше привел ссылки и вторая - это собственно после исхода карабулаков и занятия данных земель казаками. После уже ингуши Хамхинского и Цоринского общества осваивали эти земли, путем выкупа, аренды и позже ведения боевых действий.
Перечень фамилий это уже из последнего основания.

И что из этого следует, что эти земли после изгнания орстхоевцев во время Кавказской войны были потом арендованы и освоены ?
Они остаются родовыми вечно, если только исконные хозяева сами от них не откажутся. Независимо от того, как, когда и сколько раз их переуступали  захватчики.
У этого селения, как и любого другого, только одна история, в т.ч. история основания. Периоды истории только разные.

0

8

Орстхо написал(а):

И что из этого следует, что эти земли после изгнания орстхоевцев во время Кавказской войны были потом арендованы и освоены ?
Они остаются родовыми вечно, если только исконные хозяева сами от них не откажутся. Независимо от того, как, когда и сколько раз их переуступали  захватчики.
У этого селения, как и любого другого, только одна история, в т.ч. история основания. Периоды истории только разные.

я просто тебе привел данные. без каких либо выводов.

0

9

ГIалл, я уже два раза написал: хе арстхо вале - хе малу, малах тейпан ва хьа ал.  Вещта аз хьо арстхо воцаже доцар дуцаж вол саг лорхагва. Со се Цьечо ва, кха хам лечкх деж вац.

0

10

-----

Отредактировано Орстхо (2015-02-23 20:29:59)

0

11

----

Отредактировано Орстхо (2015-02-23 20:29:28)

0

12

не засоряйте тему!

0

13

----

Отредактировано Орстхо (2015-02-23 20:30:14)

0

14

Ассаламу Алейкум.

Как я заметил за долгое время,что участник многих форумов Париж и Г1аал,это одно тоже.
Вот такие подбные люди,извращают историю народов,выдумывая всякие небылицы,и при том aж слишком умничают.
Орстхой,Акхий не могли быть ни как составной частью Галгаев,так как эти общества такие же крупные как и другие нахские племена.
А название Ингуши появился недавно в начале 17 века,раньше же ингушей называли Галгаями,Ламурами.

Отредактировано Аненербе (2014-09-20 17:52:06)

0

15

Тема помоему про село Даттых.

Мои вопросы:

1) Кем была основана село Даттых?
2) После депортации Орстхоевцев какие общества или тейпы были туда заселены?
3) Где сегодня проживают предки жителей Даттыха?

0

16

Аненербе написал(а):

Тема помоему про село Даттых.

Мои вопросы:

1) Кем была основана село Даттых?
2) После депортации Орстхоевцев какие общества или тейпы были туда заселены?
3) Где сегодня проживают предки жителей Даттыха?

Даттых основан тейпами Белхарой и Г1оандлой. Во время Кавказской войны орстхой были изгнаны и возникла казачья станица Даттыхская. В 1875г. земли арендованы горцами Хамхинского и Цоринского обществ.
Потомки основателей села сегодня проживают в разных населенных пунктах РИ -  в основном Сагопши, Алхасты, Яндаре и т.д.

0

17

Аненербе написал(а):

Тема помоему про село Даттых.

Мои вопросы:

1) Кем была основана село Даттых?
2) После депортации Орстхоевцев какие общества или тейпы были туда заселены?
3) Где сегодня проживают предки жителей Даттыха?

Изначально данная местность - расселение орстхоевцев. Не помню уже было ли само селение такое или оно основано после.
После исхода (изгнания ) орстхоевцев эти земли перешли казакам. Но казаки боялись там селится, ввиду неспокойной ситуации с горцами, эти земли почти граничили.
И потому сдавали их в аренду горцам Хамхинского-Цоринского общества.
Так там было основано селение Даттых, заселенное горцами этих обществ. После событий 1917 года имели место вооруженные стычки, в ходе которых казаки были вытеснены с ущелья Ассы.
Потомки тех основателей селения - Евлоевы, Оздоевы, Костоевы и др. проживают в различные селениях республики.
Часть других селений, также занятых горцами - Аршты например - уступили мяхистинцам, которые в то время также начали выселятся с гор.

0

18

Swenson написал(а):

Изначально данная местность - расселение орстхоевцев. Не помню уже было ли само селение такое или оно основано после.
После исхода (изгнания ) орстхоевцев эти земли перешли казакам. Но казаки боялись там селится, ввиду неспокойной ситуации с горцами, эти земли почти граничили.
И потому сдавали их в аренду горцам Хамхинского-Цоринского общества.
Так там было основано селение Даттых, заселенное горцами этих обществ. После событий 1917 года имели место вооруженные стычки, в ходе которых казаки были вытеснены с ущелья Ассы.
Потомки тех основателей селения - Евлоевы, Оздоевы, Костоевы и др. проживают в различные селениях республики.
Часть других селений, также занятых горцами - Аршты например - уступили мяхистинцам, которые в то время также начали выселятся с гор.

Да на счет Аршты и Бамута я в курсе,села основали Орстхоевские тайпы.
Сегодня в Арштах 90% проживают Мелхи и в Бамуте 50% на 50% Акхи и Мелхи.
Чемулга тоже Орстхоевское село,но там сегодня так же в большенство Мелхи есть и другие.

0

19

Аненербе написал(а):

Да на счет Аршты и Бамута я в курсе,села основали Орстхоевские тайпы.
Сегодня в Арштах 90% проживают Мелхи и в Бамуте 50% на 50% Акхи и Мелхи.
Чемулга тоже Орстхоевское село,но там сегодня так же в большенство Мелхи есть и другие.

Аршты были покинуты орстхоями, как и Даттых.
И селение было заново занято и освоено горцами Хамхинского общества.
После 1917 года и освобождения земель в пригороде..ингуши дали возможность мялхистинцам заселится в Аршты. По сути уступили селение.

0

20

Swenson написал(а):

Потомки тех основателей селения - Евлоевы, Оздоевы, Костоевы и др. проживают в различные селениях республики.
Часть других селений, также занятых горцами - Аршты например - уступили мяхистинцам, которые в то время также начали выселятся с гор.

После окончания Кавказской войны и создания Терской области ни один населенный пункт более не был ОСНОВАН вайнахами без дозволения российской власти. Основатели у любого населенного пункта всегда только только одни - изначальные, а не те, кто даже на пепелищах выстроил его позже заново.
Аршты мялхистинцам также никакие горцы не уступали (которые и сами под управлением правительства Терской области были). Мялхистинцев, также как и всех ломарой, принудительно выселяла из гор российская администрация.

Swenson написал(а):

Аршты были покинуты орстхоями, как и Даттых.
И селение было заново занято и освоено горцами Хамхинского общества.

"Покинуто" - не то слово, орстхой были изгнаны. И "занято" - не то слово, арендовано.

Отредактировано Орстхо (2014-09-20 18:26:11)

0