쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Форум » "Письмо Гамзатову.."


"Письмо Гамзатову.."

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Письмо Чечено-Ингушской интеллегенциипо поводу стихотворения Р.Гамзатова "Имам"

В ПРЕЗИДИУМ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОМИТЕТА КПСС тов. СУСЛОВУ

Копия: Дагестанский областной комитет партии
Копия: Правление ССП
Копия: Правление ССП Дагестана

В сборнике стихов Расула Гамзатова «Слово о старшем брате» (Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1952 г.) и в его сборнике «Горная дорога» (Изд-во «Правда», Москва, приложение к журналу Огонек, 1953, № 12) напечатано стихотворение «Имам» (перевод с аварского М. Максимова), в котором Гамзатов пытается изобразить Шамиля и его движение с позиции, принятых после появления в 1950 г. статьи «Мир Джафара Багирова к вопросу о характере движения мюридизма и Шамиля».

Общеизвестно, что до этой статьи , Шамиля считали дагестанским национальным героем и знали во всем мире как выходца из аварского народа. Гамзатов, будучи сам аварцем, осведомлен об этом лучше других. Более того, можно с полной уверенностью сказать, что

до 1950 года он гордился, Шамилем как своим соотечественником. Однако после статьи Багирова желание Расула Гамзатова любыми путями отмежеваться от «знатного соплеменника» стало так непреодолимо, что он написал так называемое стихотворение «Имам» примерно, трусливо умолчав в нем о том, что, Шамиль был (и к ужасу Расулу Гамзатова, хорошим или плохим – вечно будет оставаться его одноплеменником) аварцем.

Подхлестываемый этим желанием так или иначе избавиться от опороченного Шамиля и реабилитировать себя, Гамзатов договорился до того, что не приходило в голову ни одному биографу Шамиля: в названном стихотворении он причисляет Шамиля к чеченцам и ингушам, хотя ингуши дважды разбивали войска Шамиля под Насыр-Кортом и Цори и никогда не были ему подчинены, это является для любого, интересовавшегося историей Кавказской войны, элементарной истиной. Но и это можно было бы оставить без внимания, так сказать на совести «сориентировавшегося» автора приспособленца и его редакторов, потому что в последние годы это не первый случай, когда в литературе появляются высказывания в отношении чеченцев и ингушей, не имеющие ничего общего с историей и фактами, однако в данном случае это положение облачено в такую оскорбительную форму, что читатель с совестью советского человека уже пройти мимо этого не может.

Мы долго ждали, что контролирующие органы избавят нас от расуловской «литературной сентенции», и, не дождавшись, вынуждены обратить ваше внимание на это уродливое детище поэта, потерявшего элементарное чувство приличия.

Вот эти строки:
«Так закончил «Имам» двадцатипятилетие обмана,
Издыхать – он и то не вернулся уже.
Труп чеченского волка, ингушского змея – Имама
Англичанин зарыл в песчаный арабский курган».

Дело литературных критиков судить о достоинствах «поэзии», мы же с чувством глубокого негодования выражаем протест против подобных оскорбительных для наших народов выражений и протестуем потому, что они произнесены не где нибудь в пивной будке распоясавшимся хулиганом-националистом, а написаны человеком, отмеченным вниманием общественности, допущенным к печати, изданном тысячами экземпляров, распространенными по всей стране, более того, по всему миру, потому что за советской литературой чутко следят наши друзья и недруги за рубежом. Публикацию вышеприведенных строк, возмутительных строк, мы считаем грубой по251
литической ошибкой. Это провокационный выпад, направленный на продолжение политики восстановления против чеченцев и ингушей общественного мнения, рассчитанный на оскорбление чувства национального достоинства чеченцев – ингушей. Эти фразы рано или поздно должны поступить во «вооружение» буржуазных борзописцев и дать им возможность сказать, что в СССР существуют такие национальные взаимоотношения, при которых представителям одной народности позволено употреблять название других народностей как ругательства, как унизительные эпитеты и что это и есть действительность советской дружбы народов, нашедшая свое отражение в советской художественной литературе.

Следуя такому методу – валить с больной головы на здоровую – Расул Гамзатов с таким же успехом, в целях реабилитировать поэзию своего отца Гамзата Цадаса, написавшего подобострастное стихотворение «Товарищ Берия на Кавказе» (см. Гамзат Цадаса «Избранное». Москва, Советский писатель, 1951 г.), завтра может объявить, что и это любовное излияние к врагу народа Берии тоже написано чеченцами и ингушами, а не его отцом – аварцем.

Расул Гамзатов в стихотворении «Имам», приведенные строки которого так и разят смрадом шовинистической вражды, встал на антипартийный путь охаивания, оскорбления отдельных народностей, продолжил в литературе правонациональную политику Берии, которая была направлена на разжигание межнациональной розни в СССР.

Но чеченцы и ингуши могут категорически заявить, что подобные провокационные происки никогда и нигде не найдут почвы и будут разоблачены и биты. Кроме того, можно сказать, что ни один из нас, прочитав эти «ядовитые строки», не адресовал недоброго слова своим бывшим и, несомненно, рано или поздно будущим соседям-дагестанцам из-за того, что выходец из их народа, «янус»– Гамзатов первым в поэзии горцев возвысил против нас свой голос. Никто не может сомневаться в том, что народы Дагестана, как и все народы Советского Союза, были, есть и вечно будут нашими братскими народами. Точно также и Расул Гамзатов может не сомневаться в том, что чувство презрения, которое он вызвал к себе выпадом против нас,– навсегда останется в сердце каждого чеченца и ингуша, ознакомившегося с его пасквилем. Можно обидеть человека и надеяться на то, что это простится. Но посягнуть на имя, на честь народа и ожидать безнаказанности по меньшей мере вероломно в отношении самого себя. В статье 123 Конституции СССР говорится: «Установление прямых или косвенных преимуществ граждан в зависимости от их рассовой и национальной принадлежности равно как и всякая проповедь или национальной исключительности, или ненависти и пренебрежения караются законом.»

Это не декларация, а закон, уважать и соблюдать который обязан каждый советский гражданин. Органы прокуратуры должны привлекать к ответственности каждого, кто осмелится нарушить этот закон – основу дружбы народов СССР, основу силы нашего национального государства, мы считаем, что автор стихотворения «Имам» Расул Гамзатов и лица, виновные в издании этого «произведения», должны быть привлечены к ответственности за нарушение статьи 123 Конституции СССР. Стихотворение «Имам» Гамзатова Р. должно быть немедленно запрещено и изъято как политически вредное, противоречащее духу политики Коммунистической партии и Советского правительства в национальном вопросе, как перестраховочное и хамское произведение, не имеющее ничего общего с советской литературой.

Нет сомнения в том, что руководство партийной организации Дагестанской республики осудит выпад Расула Гамзатова против чеченского и ингушского народов, как недозволенный в литературе, подрывающий принципы дружбы народов, вообще. Расулу Гамзатову должно быть сказано, что для советского человека, а тем более для литератора, нет ничего более низкого, чем двуличие. А он умудряется одной рукой писать «чеченский волк», «ингушская змея», а другой елейно, фарисейски выводить:
«…я пью ....
За то, чтобы люди с гордостью похвальной,
Каков бы ни был их язык и цвет,
Могли писать свою национальность
На бланках виз и листах анкет...»

В устах Расула Гамзатова эти строки сплошная риторика, не имеющая ничего общего с истинным мировоззрением и отношением к народам.
В заключении надо сказать, что он, к примеру, никогда не позволил бы себе написать про Гитлера «немецко-германская гадина», ибо он знает, что безнаказанно так говорить про германцев ему не позволят. Он про Берия, давшего ему, Гамзатову, повод для такого отношения к нам, не осмелится сказать «грузинская змея», потому что грузины тоже не потерпят такой вольности обращения с именем народа.

Тем более он не осмелится Деникина, Шкуро, Корнилова или Махно обозвать каким-нибудь эпитетом в сочетании с их национальной принадлежностью, потому что после такого, с позволения сказать «литературного языка», ему долгое время вряд ли пришлось бы сказать что-нибудь другое, кроме судебных аппеляций. Но оскорбить чеченцев и ингушей он осмелился. И это только потому, что они, по его мнению, народы, находящиеся в немилости.

Нет сомнения в том, что Расул Гамзатов просчитался. Где бы мы сейчас ни проживали, для нас существуют законы, что и для него. Мы не поставлены «вне закона», и ему, очевидно, придется с этим посчитаться. И хочется еще добавить, что вообще в литературе очень важно иметь не только чистые руки, но и мужественное сердце.

Просим рассмотреть наше заявление со всей партийной принципиальностью и надеемся, что по данному вопросу будут приняты соответствующие решения.

Подписали писатели:
Базоркин И. М., Яндиев Д. X., Муталиев X. М., Зязиков Б. X.
14. IX. IV.56 г.

Писателям Базоркину И.М., Яндиеву Д. X., Муталиеву X. М., Зязикову Б.Х.

Я ознакомился с Вашим заявлением, считаю своим долгом сообщить Вам по этому вопросу следующее: стихотворение «Имам»– это позорное, черное пятно на моей совести, неизлечимая рана в моем сердце и непоправимая ошибка моей жизни. За нее мне стыдно не только в Ваших глазах, но и стыдно смотреть в глаза своей матери. Оно было написано в молодости моей жизни под влиянием тогдашней «агитмассовой работы». А что это за агитмассовая работа была и откуда ее мутные истоки шли, Вы, может быть, знали и знаете лучше меня. Черная занавесь лжи и клеветы о Вас мне тогда мешала по-человечески, по партийному понять и почувствовать события тех дней.

Относясь равнодушно к соседскому горю, к страданию таких же маленьких народов, как мой народ, я нарушил элементарные нормы человека, не говоря уже о поэте, ибо у поэта, если он действительно поэт, а не канатоходец, узнав об этой небывалой трагедии не отдельных людей, а целых народов, в те дни должно было бы сердце кровью обливаться. Поэт обязан был все это глубже почувствовать, но я это почувствовал очень поздно.

В 1953 году впервые за всю жизнь мне пришлось побывать на земле Чечено-Ингушетии. Я видел такие же аулы, как у нас в Хунзахе и Гунибе, я видел такие же дома моего аула, я видел висячие мосты над быстрыми речками, скромные камни над могилами простых землепашцев, я видел Ваши сады во время цветения, я видел землю, где тысячу лет Ваши люди трудились, родники, куда Ваши женщины ходили за водой. А вечером старик аварец из Анды пел мне песни Чечни и сказал, что никто не может заменить Вас здесь.

И только тогда передо мной стали Ваши лица, Ваши глаза, только тогда я представил себя на Вашем месте (ведь в этих условиях в любое время, в таком же положении мог очутиться любой народ) и вот тогда мне впервые было стыдно и мучительно больно за свой жестокий поступок. С тех пор меня никогда не покидали эта боль и стыд, потом, в Москве, известный русский поэт читал свои переводы чечено-ингушских стихов. Я ругал себя за доверчивость, за беспечную молодость, за стих «Имам», за строчки, которые мне не хочется вспоминать и которые я не могу, как больную рану, забыть.

Нет, за этот стих я осуждаю себя больше, чем Вы. Но я никогда не ставил цель унизить Ваши народы и в этом у меня не было никаких расчетов. Я своим стихотворением не унизил ни чеченцев, ни ингушей, а унизил только себя перед Вами. Все, что Вы пишете обо мне, как будто бы это зло шло от меня и как будто бы я был причиной этого зла. Но вы прекрасно знаете, что это зло появилось в печати в более худшей форме, в более важных документах и гораздо большим тиражом.

То, что Вы пишете в мой адрес, принимаю, но то, что Вы пишете в адрес моего отца, моего покойного отца Гамзата Цадаса, считаю неуместным в этом заявлении. Лягнуть тех, кто обижен, подло, но наплевать на могилу умершего старика... знайте – это не по духу наших народов, это не по духу настоящих людей. Я уверен, если бы мой отец был жив, мое стихотворение «Имам» не появилось бы.

И, наконец, я должен отметить, что при переводе на русский язык в моем стихотворении грубо сгустили краски. Это я не ставлю в вину переводчику, ибо я мог этот перевод не напечатать, это я отмечаю ради правды. Например: четверостишие в подстрочнике выглядело так:
«И умереть не вернулся он на землю своего отца,
Зачем ему Дагестан, если земля Аравийская,
В груди той земли похоронен
Имам Чечни и ингушский волк».

Мною подчеркнутые строки показывают, что я не только не отрицал, но и утверждал то, что Шамиль является выходцем дагестанского народа. Кроме того, здесь нет тех грубостей, которые появились в переводе, а слово «волк»– это безобидная метафора в наших аварских песнях.

Конечно, дело вовсе не в этом. Стихотворение «Имам» с этими строчками и без этих строчек – это исторически неверное, политически вредное и, поэтому, в художественном отношении низкое произведение.

Вот, что я хотел Вам сообщить.

С уважением, Расул Гамзатов.
г.Махачкала, ул. Горького 15

0

2

Низвержение Расула ГАМЗАТОВА
В двух последних номерах «Литературной России» (№№10,11 за 2011 г.) опубликовано интервью с патриархом лезгинской поэзии Азизом Алемом (настоящая фамилия Фатуллаев). Как сказано в преамбуле, «главная тема беседы – место художника в политической жизни, насущные задачи и жгучие проблемы литературы, почему слово перестало быть голосом общественной совести и эхом народа». Разговор коснулся не только дня сегодняшнего, но и того, что было в, казалось бы, благополучные для поэзии советские годы.

Особенно нелицеприятной и развернутой характеристике подвергся Расул ГАМЗАТОВ, непререкаемый авторитет советской эпохи, которого хорошо знали и многие любили не только на Кавказе, но и, в частности, в Осетии, где он не раз бывал. Именно поэтому публикация этой части интервью, думается, будет с неравнодушием воспринята в творческой среде Владикавказа и республики.

– Говорят, будто первым из дагестанских поэтов к форме сонета обратился Расул Гамзатов.

– Так пишет уважаемый литературовед Сиражудин Хайбуллаев в своей книге «Современная дагестанская поэзия». Лично у меня это, мягко говоря, вызывает улыбку. У нас все, кому не лень, стараются всё приписать Гамзатову. Доходят даже до того, что в нашей республике якобы все поэты, в том числе и я, стали писать сонеты только после Гамзатова.

В этой связи, не прибегая к другим веским аргументам, скажу лишь одно: мой сонет «Родное село» в переводе известного поэта Гаджи Залова был опубликован в альманахе «Дружба» на аварском языке в 1960 году. Правда, мой сонет потерял свой вид: вместо 14 появилось 16 строк. Но на лезгинском языке этот сонет в своём настоящем виде напечатан на год раньше в газете «Коммунист».

Когда писал Гамзатов сонеты на аварском языке, пусть выяснят специалисты, а на русском языке мы их читали гораздо позже. Такова истина, хотя она неприятна кое-кому, как горькая пилюля.

– Кстати, ваше мнение о Расуле Гамзатове?

– Это тема для большого серьёзного разговора, но если очень коротко, то я не хотел бы быть таким, как Расул, ни в жизни, ни в творчестве.

– Не шутите?

– Вовсе нет.

– Ну, он, если я не ошибаюсь, более полкувека возглавлял СП Дагестана, долгое время был депутатом, даже членом Президиума Верховного Совета СССР, Героем Социалистического Труда…

– Что касается званий, премий, наград – это как цепная реакция. Проще говоря, снег на снег падает. Неподражаемый острослов Вольтер сказал: «Мир – лотерея богатств, званий, почестей, прав, отыскиваемых без основания и раздаваемых без выбора». Но не менее остроумны и поучительны слова Папы Климента ХV: «Высшие звания суть несколько лишних слов для эпитафии». И всё же многие из нас стараются надеть на себя венец славы.

Однажды в узком кругу Расул Гамзатов, будучи в повышенно-радостном, эйфорическом настроении, ляпнул: «Вы работаете для времени, а время работает на меня». Тут наш титулованный земляк был прав, как никогда. Являясь выдающимся эпигоном (во всяком случае, для меня, а для кого-то он даже гений), Гамзатов был поднят советской властью так высоко, что оказался вне всякой критики, кроме комплиментарной, и вёл себя как некоронованный король, особенно у нас в Дагестане. Буквально по всем вопросам: будь то принятие в члены СП СССР, выделение квартир, машин, путёвок или присвое*ние званий, издание книг, проведение юбилеев, вечеров и других мероприятий – слово Гамзатова было решающим и окончательным.

Да, иногда раздавались отдельные нотки недовольства на заседаниях правления и партийных собраниях, но они быстро гасли, как слабые магниевые вспышки. Даже после гневных писем народного писателя Дагестана Ахмедхана Абубакара в высшие инстанции страны о злоупотреблениях Гамзатова, последний отделался лёгким испугом, как при неожиданном землетрясении без разрушений.

– В чём секрет?

– Секрета нет. Ларчик просто открывается. Расула Гамзатова в своё время подняли на седьмое небо, чтобы афишировать этот факт перед всем ми*ром как достижение советской национальной политики: вот, мол, посмотрите, в СССР даже представитель почти неизвестного малочисленного народа находится у пульта управления страны и принимает живое участие в решении важных государственных дел. Тут если не Гамзатов, то кто-то другой нужен был для большой политики. Вся разница в том, что у Расула была очень надёжная, крепкая поддержка со стороны местной власти, начиная со времён первого секретаря обкома КПСС Дагестана А.Даниялова. Такой поддержки не было, например, ни у Кайсына Кулиева, ни Давида Кугультинова, ни у мно*гих других талантливых мастеров слова из национальных окраин.

– А, может быть, Гамзатов на самом деле решал важные государственные дела?

– Насколько мне известно, как член Президиума Верховного Совета СССР Расул Гамзатов и ему подобные играли только декоративную роль. Они молча и аккуратно подписывали всё то, что им ставили на стол, и делали то, что им говорили. «Привыкая делать всё без рассуждений, без убеждения в ис*тине и добре, а только по приказу, – писал Н.А. Добролюбов, – человек становится безразличным к добру и злу и без зазрения совести совершает поступ*ки, противные нравственному чувству, оправдываясь тем, что «так приказано».

Например, среди протестующих против переброски вод северных рек на юг оказался и Р.Гамзатов. Академик Полад-Полад заде пишет: «Я спрашиваю Расула: ты-то что… против?» И каков же был ответ Расула: «Ну, пришли, сказали – я подписал…»

– Неужели у него не было своего мнения?

– Я не знаю ни одного случая, чтобы Гамзатов перечил власти. Как политик, он никогда не шёл против течения, зато охотно присоединился к тем, кто направил свои пушки с ядовитыми снарядами против Сахарова, Солженицына…

«За раздражённостью Солженицына, – дал настоящий залп Гамзатов со страниц «Правды» («Логика падения», 25 января 1974 г.), – кроется злоба и ненависть, что в литературу он пришёл с давней наследственной враждой к нашему обществу, к стране, народу, государству».

О боже! Кто кого и в чём обвиняет! Расул, который в годы войны, будучи взрослым человеком, находился всё время под тёплой крышей родительского дома, пытался осрамить, обесславить офицера советской армии, защитника Отечества Солженицына.

– Что это значит?

– Неудачная попытка, обернувшаяся бумерангом – захотел свалить с больной головы на здоровую, а потерпел полное фиаско. Это совсем не по-горски. Более того, орлы поднимаются в небо, чтобы лучше увидеть землю, а не для того, чтобы потопить своих сородичей в море лжи и грязи.

Как известно, тот, у кого нет чётких, зрелых мировоззренческих представлений и у кого невысок эстетический и этический уровень, часто прибегает к гриму, чтобы прихорашиваться и угождать власть предержащим и таким образом заработать себе капитал в прямом и переносном смысле.

В этом отношении поражают своей беспринципностью метаморфозы, происшедшие с Гамзатовым.

– Какие?

– Он сначала в своих стихах восхвалял Шамиля, когда его считали национальным героем. Потом поносил имама, когда началась кампания против не*го как английского и турецкого ставленника («чеченский волк», «ингушская змея» в стихотворении «Имам», несмотря на то, что он аварец), и, наконец, начал извиняться и каяться, когда восстановили доброе имя Шамиля.

Примечателен в этом отношении ответ Р.Гамзатова от 10 мая 1956 года на знаменитое письмо в Президиум ЦК КПСС, Дагестанский обком, Правления союзов писателей СССР и Дагестана, подписанное И.Базоркиным, Дж. Яндиевым, Х.Муталиевым и Б.Зязиковым. В ответе, в частности, говорится: «Стихотворение «Имам» (цитируем, как в тексте) – это позорное, чёрное пятно моей совести, неизлечимая рана на моём сердце и непоправимая ошибка моей жизни. За неё мне сейчас стыдно не только в Ваши глаза смотреть, но и смотреть в глаза моей матери». А как быть с покойным отцом поэта Г.Цадасой? Ведь он ещё в 1943 году выпустил поэму «Шамиль» отдельной книгой в Дагкнигоиздате. Но об этом – ни слова!

– Любопытно…

– В своё оправдание Расул пишет, что стихотворение «Имам», дескать, «было написано в молодости моей жизни под влиянием тогдашней «агитмассовой работы», что «чёрный занавес лжи и клеветы… мешали мне тогда по-человечески, по-партийному понять и чувствовать события тех дней», тем не ме*нее он как «поэт обязан был это всё глубже почувствовать, а я это почувствовал гораздо позже».

Во-первых, Гамзатов, когда опубликовал своё стихотворение «Имам» на русском языке, был не безусым юнцом, а лауреатом Сталинской премии и председателем правления СП Дагестана. Во-вторых, и после этого из ряда вон выходящего, как он сам пишет, «жестокого поступка» у Гамзатова было немало всякого рода «зигзагов» и «шараханий», которые свидетельствуют об отсутствии ясной идейно-политической платформы, высоких нравственных принципов. А это в конечном итоге привело к череде известных метаморфоз.

– Что же преследовал Гамзатов?

– Прежде всего личный интерес. Захотелось угодить, как всегда, Кремлю. Его не волновала смена декораций. Главное для него – держаться на плаву. Настоящий Талейран! Только масштабы другие…

– Я в шоке. Для нас горский намус всегда был превыше всего. Как вы думаете, способен ли человек без твёрдых этических норм на крепкую дружбу?

– Расул много писал и говорил о дружбе и братстве с высоких трибун и в СМИ. А был ли у него хоть один настоящий друг в жизни? Нет, нет и ещё раз нет. Кроме тех раболепствующих льстецов-прилипал, которые сопровождали его везде и всюду, преследуя свои корыстные цели. Зато он, мягко говоря, так некрасиво поступал с солидными, достаточно известными и молодыми талантливыми писателями, обладающими большими потенциальными воз*можностями. В их числе, к примеру, даргинцы Рашид Рашидов, Ахмедхан Абубакар, лезгины Алирза Саидов, Буба Гаджикулиев, лакцы Нурадин Юсупов, Магомед-Загид Аминов и т.д. Этот список можно ещё и ещё продолжать.

– Все они представители иных национальных литератур Дагестана…

– Но Расул резко испортил отношения и со своими друзьями-аварцами, среди них Муса Магомедов, Омар-Гаджи Шахтаманов, Адалло Алиев… А блистательная Машидат Гаирбекова как поэтесса после выхода её поэмы «Далёкая сестра» в журнале «Дружба народов» (1954) в Москве на русском языке оказалась в загоне, почти лишилась кислорода в аварской поэзии.

Тут не могу не привести прекрасные слова В.Белинского: «Наше время преклонит колени только перед художником, которого жизнь есть лучший комментарий на его творения, а творения – лучшее оправдание его жизни». Конечно, не всегда личная жизнь художника может служить комментарием к его творчеству. Тем не менее, без нравственной красоты нет и не может быть прогрессивного идеала, а без великого идеала – и личного мужественного поступка, возвышающего и окрыляющего людей.

– А какие идеалы и поступки могут быть у прислужников народных захребетников?!

– Недаром многие лучшие умы прошлого и для нас остаются учителями гражданственности и нравственности. Вспомним хотя бы участие Байрона в освободительной борьбе греческого народа, реакцию Лермонтова на смерть Пушкина, поведение Золя в позорном деле Дрейфуса или мужество С.Кочхюрского, который и после жестокого наказания (ему выкололи глаза) продолжал сочинять обличительные стихи против Мурсал хана.

Что касается Гамзатова, то в нашей республике всё было направлено на то, чтобы у широкой общественности сложилось твёрдое убеждение о нём как о самом талантливом поэте Страны гор. А вот, мол, все остальные творческие личности – хоть и не лишены дара Божьего, но не без «грешка».

Не представляю, что было бы, если бы Расул стал лауреатом Нобелевской премии. Наверное, не моргнув глазом, переименовали бы Дагестан в Расул*стан. Не верите? Ведь совершили же своеобразное «обрезание»: переименовали улицу Ленина в проспект Гамзатова, отрезав её от главной площади города, которая носит имя Ленина и где стоит его монументальный памятник. Какой образец убожества фантазии наших властей!

Вспомним, как Ленина восхваляли в народных песнях, стихах и поэмах поэтов Дагестана, в том числе и Гамзатова («Горцы у Ленина» и др.). Теперь вопреки горскому кодексу чести (горцы никогда не отбирают то, что подарили) улицу имени Ленина превратили в проспект Гамзатова – лауреата Ленинской премии, обладателя четырёх орденов Ленина. Какая злая ирония судьбы! Какая чёрная неблагодарность!

Однако таким слишком рьяным национал-патриотам, организаторам необдуманных позорных акций хочется сказать словами Г.Державина: «Чрезмерная похвала – насмешка», она сперва вызывает раздражение, потом отвращение даже у заядлых фанатов.

0

3

По заказу Сталина, Глава партийного Азербаджана Багиров первым разоблачил английского шпиона имама Шамиля, ( в тот момент началась холодная война, выступление Черчиля).. Можно себе представить положение политиков Дагестана... ?!, к которым направлен удар, так как по национальности Шамиль даг.
С помощью Сталина и через Гамзатова, удар ловко переадресован к уже наказанным умирающим в ссылке народам Кавказа - чеченцам и ингушам. Только Сталин мог приказать записать ингушей в змеи, волки от Шамиля, поскольку они в истории были его первыми врагами, когда даже его соплеменники осетины танцевали двойной вальс.?!???
Гамзатов не абсолютный придурок, а кавказец, и довольно талантливый человек и так ошибаться не мог.
Чеченские политики извлекли из этой истории урок, и также уже десятки лет переадресовывают направленный на них удар, в сторону ингушей. Особенно цинично и некрасиво Гамзатовское повторение прозвучало в устах чеченской журналистки газеты или радио " Путь Кадырова", которая задала провакационный заранее подготовленный вопрос Путину,направленный против Ингушетии. Тысячи журналистов которые присуствовали на этом форуме, засмеялись... да так, что Путину пришлось их успокаивать... Это конечно показывало отношение журналистов к кавказским проблемам в целом и в первую очередь к Чечне.
Подставили женщину журналистку как когда то Гамзатова, только кто будет извинятся??!

Какими бы подлыми и случайными такие удары не казались, и как бы потом за них не извинялись, нам ингушам должно быть ясно что за ними стоят холодные политики.
У ингушей сегодня, нет политиков зашишающих свой народ, наши политики топят друг друга за власть. А защиту своего народа они отдают федеральному центру, который в этих вопросах как медведь в подсудной лавке. Федеральному центу в самый необходимый момент подсовывают необходимую информацию политики малых народов друг против друга и особенно против ингушского у которого нет вообще зашишающих политиков, есть доносчики и стукачи, в одежде политика. Таких бить сам бог велел!!
Потому рождались слухи в 1992 году о самолетах Су и аэродромах в Мужичи, о боевиках переместившихся в Ингушетию и тд.

0

4

Гамзатов  поэт, и рифмоплет и имел много масок и тем более  он, не Диоген... как сапожник Сталин не Александр Македонский,  который посетив, выдающегося философа древности Диогена, обратился к нему с вопросом:
— Мудрейший, скажи, что тебе не хватает, я все исполню.
На что Диоген, якобы, ответствовал:
— Сильнейший, отойди в сторонку, ты загораживаешь Солнце."

Гамзатов болел за Дагестан, и этим возможно объясняется столь страшный проступок для поэта и тем более кавказца..( времена сапожников)
Во всяком случае мы ингуши которые единыжды  из-за своей беспечности теряли государственность, должны быть и политиками и патриотами своей Республики. Всегда об этом помнить !!!, когда обсуждаем то, что может так или иначе коснутся, повредить  нашей государственности, Гамзатов ли это или  Чечня, Египет с Сирией, и не пытаться быть евкуровцем, кадыровцем, докуумаровцем, гамзатовцем или усамобенбедуином, независимо от наших симпатии, антипатии  и даже веры.
Вот где истинна.... Эздий ингуша, у которого кроме его шкуры есть  еще, дети, сестры, братья которые имеют право жить в Своей Семье в Своей Республике!! (чтобы они не завидовали тем народам которые имели свою республику, как завидовали мы вчера.)

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Форум » "Письмо Гамзатову.."