http://s7.uploads.ru/xonBN.jpg

Территория Карачая, Балкарии, Осетии, Ингушетии и Чечни входила в зону распространения кобанской культуры, а затем на этой территории проживали аланы. Среди алан была распространена культура строительства башен, подобных северокавказским башням.«Важным элементом защиты городищ и крепостей являлись башни, которые существенно защищали и укрепляли углы и стены на их протяжении. Башни являлись основными узлами обороны в системе укреплений... Краткий анализ башен аланских крепостей показывает, что они были закрытого типа и,вероятно, состояли из нескольких этажей. К сожалению, сведения о бойницах в башнях у нас отсутствуют,но, безусловно, они были. Как нам представляется, их присутствие в древности подтверждаетсяпозднесредневековыми башнями, широко известными в горах Кавказа»
Дома алан (каменно-турлучные, двухэтажные, башнеобразные) также напоминали ингушские каменные жилые башни.

И если строительство башен у древнеингушских племен известно с глубокой древности, то нет исторических свидетельств о строительстве подобных башен тюркскими и иранскими народами.После разгрома Аланского государства монголами и изменения этнического состава на территории от Карачая до Осетии культура строительства башен на этих территориях застывает. Продолжает развиваться башенная культура только в Горной Ингушетии и в прилегающих горных районах Чечни. Необходимо также заметить, что ни у одного северокавказского народа, кроме ингушей, не известны имена строителей башен.По преданиям карачаевцев, их предки, переселившиеся на территорию современного Карачая с Крымского полуострова, « нашли здесь только следы жизни неизвестного им народа в виде развалин башен,каменных жилищ, могил, церквей по р. Теберде (Сынты), усыпальниц в пещерах и, как гласит предание,диких людей «Агач-Киши», бродивших по окрестным горным трущобам»
Вероятно, переселенцы застали в этих горах остатки алан (ингушей), разгромленных в XIII в. монголами.«Осетинские боевые башни отличаются от чеченских и ингушских более массивными формами.Основание их составляет квадрат 7 х 7, а высота редко превышает четыре этажа. Кладка осетинских башен выполнена менее тщательно и порой даже без связующего раствора... и без угловых перемычек. Среди осетинских башен совершенно отсутствуют башни со ступенчато-пирамидальным перекрытием и внутренним сводом на уровне второго этажа... Балкарские и карачаевские башни по ряду признаков сближаются с осетинскими...»
Сами осетины признавались, что они не умеют строить такие башни.«Осетинские народные предания не только не сохранили в памяти имен мастеров-иронцев, но даже признают, что башни достались иронцам от жившего здесь прежде другого народа или строились кем-то, кто был приглашен извне. И легенде «О постройке башни в Донисаре», записанной в 1905 г. А. Скачковым со слов 110-летнего жителя селения Дагом Дзиу I (абиева, говорится: "Ты спрашиваешь, почему в Донисаре такая красивая башня? Правда, она не похожа на другие? Мы, ироны, не умели строить такие башни"»
По фольклорным записям, и башни в Чечне строились ингушами. Так, о башнях в Аргунском ущелье исследователь XIX в. И. И. Долбежев со слов местных жителей сообщает: «В том же маленьком ауле Мулхой(Mulchoij) находится старинная четырехугольная башня с пристройками, очень разрушенная, но заселенная.Вокруг нее возведены в последнее время легкие постройки в азиатском стиле, с плоскими крышами, в которых живут семья и родственники старшины. О своем происхождении он сообщил мне, что он происходит от Галгаев (Galgaier) (восточнее Ассы)... Дань они никогда не платили и не взимали... Отец старшины Махаш (Machasch) был убит еще до рождения теперешнего старшины.
Деда звали Ирбахи (Irbachi), который считается строителем башни, прадеда - Элхи (Elchi), потомка Утке IIи Утке I (Utke). Но родоначальником, который поселился здесь, был отец Утке I, и его звали Итун (Itun); поего имени названы руины у выхода этого ущелья в горную долину Аргуна»

Развитию строительства башен во многом способствовали торговые пути, проходившие в древности и средневековье по территории Ингушетии.
В XIII в., когда Предкавказье было захвачено монголами, караванные пути на плоскости перестают функционировать. Городища на плоскости были уничтожены. Шелковый путь полностью перемещается в горы. В районе Дербента караваны уходили в горы и выходили на плоскость только у Черного моря.На территории Ингушетии горная ветвь пути шла по ущелью р. Гулойхи, вдоль расположения башенных поселений Гули (Пул), Цори, Пялинг, Ний, Йовли, Вовнушки и т. д. Одна из ветвей сворачивала на Барах и оттуда выходила к Таргиму. В Таргимской котловине располагался большой базар, упоминаемый в ингушском фольклоре (само слово «Таргим», возможно, означает «базар»: от инг. «тярг» - «торг»). На западот Таргима дорога шла мимо Эгикала по ущелью р. Чулхи. Здесь дорога раздваивалась - одна дорога шла через Тумгойское ущелье, другая - через Хули, и далее обе дороги выходили в ущелье р. Арамхи. Оттуда через Арамхинское ущелье путь продолжался далее на запад. Одна дорога шла на Джейрах и далее - назапад. Вторая дорога - через перевал Гирте, выходила в район Ангушта (верховья Камбилеевки). Часть пути проходила немного севернее - по ущелью р. Фортанги, через ущелье Эги-чож (в этом районе исследователями отмечены мощные башенные поселения замкового типа), который выходил в район сел.Даттых- Галашки, далее - в район Ангушта, и далее - на запад.

Вот некоторые имена ингушских аьлий-правителей, бяччи-полководцев и других прославленных предков, стоявших во главе как всего народа, так и отдельных ингушских обществ, живших в разные времена и отстаивавших свободу ингушей, память о которых до сих пор хранят как древние письменные источники, так и благодарный народ через свое устное народное творчество: Таргамос (Т1аргам), Кавкасос(Кавкас), Адирмах, Тирет (Тинен), Дурдзук, Глигос, Анхи-аьл, Гоар, Респенд-аьл (Респендиал), Дургул-аьл(Дургулель), Григол, Худдан, Ерд, Гаьге Талевр, Дудар, Элда, Буракан, Мохлой Патарз, Баркин, Колой К1ант,Довт, Довтий Хучбар, Ивизди Пазд, Санибар Чахк, Наьсар, Хидар-Марз, Ду- дара Аьхтмар, Эжий Ахк, ДудараИта, Куло, Товз (Таус), Mlarlo, Гий, Сиккам, Т1ерлой Аьлдий Талат, Аьхтмара Аьга, Сеска Солса, Г1овзт1арСалам, Т1ерлой Хьат, Ахри, Шолхар Ч1ож, Морчхой Ярыч, Леймой Албахч, Глигви Мохло, Амхьада Додиг,Салгхой Дост, Пате Темаркъ, Шоанхой 31окк, Бузурта Ба1ашк, Салгхой Зовр, Эги Бохтар, Хоаной Алпи,Щиздой Берд, Оракха Эбарг, Эги Гайдар, Салгхой Ч1одж, Оарцха Шарцхал, Эги Т1оньг, Морчхой Ярыч,Цикмий Аттиг, Циккамбухой Эзди, Мохлой Инала Ахьмад и многие другие.

Полностью читать