№ 30. ОБ АДАТЕ И О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ ПЛЕМЕН, ОБИТАЮЩИХ НА СЕВЕРНОЙ ПОКАТОСТИ КАВКАЗСКОГО ХРЕБТА, 1847 Г.
ГЛАВА 1. АДАТ И ШАРИАТ. ПРАВИЛА, ПРИНЯТЫЕ В СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАВКАЗСКИХ ГОРЦЕВ ПО АДАТУ. ОБРЯД СУДА ПО АДАТУ. КАКИЕ ДЕЛА ПОДЛЕЖАТ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ АДАТА

а) Адат и шариат.

8. Одно только чеченское племя, несмотря на исповедуемую им магометанскую религию и на влияние русской власти, до 1839 г. следовало одному адату. С этого же времени ичкиренцы, качалыковцы, мичиковцы, чеченцы, шатоевцы, щубутовцы, чабирлоевцы и другие мелкие общества, соседние с ними, признав над собой власть Шамиля, вместе с введением гражданского устройства по необходимости приняли и шариат. Только галашевцы, галгаевцы, карабулаки и кисты, как общества независимые ни от русского правительства, ни от Шамиля, следуют во всем адату.

а) Прежний и настоящий образ правления у горских племен.

Что же касается обществ чеченского племени, то из всех обитателей северной покатости кавказского хребта только у них в полной мере существовало народное правление. В обществах этого племени народ не разделялся на сословия и классы, как это было и есть у всех прочих вышепоименованных обществ. «Мы все узденя, – говорят чеченцы, – т.е. люди, зависящие от самих себя». Правда, и у обществ чеченского происхождения есть старшины и рабы, но первые не имеют никаких особенных прав пред всей массой народа и являются только судьями в судебных делах и ссорах, как люди более опытные по своим летам. Вторые же, т.е. рабы, как происходящие от военнопленных, захваченных в разное время в набегах, не являются чеченцами.

Но самый разительный переворот в управлении произошел между всеми теми обществами чеченского происхождения, которые в 1839 г., уйдя из-под власти нашего правительства, признали над собою власть Шамиля. Этот переход из-под одной власти в другую привел к тому, что существовавший до того времени между мичиковцами, качалыковцами, чеченцами, ауховцами, ичкеринцами, чабирлоевцами, шубутовцами и шатоевцами свободный образ правления заменился деспотичным. Этот деспотизм выражается не только в лице самого Шамиля, но и в наибах, назначенных им и имеющих право на жизнь и смерть каждого чеченца.
После совершения этого переворота в правлении между обозначенными обществами чеченского племени, остались только карабулаки, галашевцы, галчаевцы, цоринды, ахо, пшехо, дальние и ближние кисты, джерахи и назрановцы, между которыми по-прежнему сохранилось народное правление.