쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » "13 адатов ингушского народа" ( И. Абадиев )


"13 адатов ингушского народа" ( И. Абадиев )

Сообщений 1 страница 9 из 9

1

http://s8.uploads.ru/S3Wng.jpg

ВВЕДЕНИЕ

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного
Все народы мира, все языки, все люди созданы Всемилостивым Аллахом. Соответственно каждый народ обязан оберегать и сохранять свой язык, свои обычаи, свою идентичность, то есть то, что делает каждый народ индивидуальным, не похожим на другие народы.
Аллах говорит в священном Коране:

«Я создал вас племенами и народами, чтобы вы узнавали друг друга».

Таким образом, имея безусловную возможность создать всех людей единым сообществом, без расовых, языковых и культурных различий, Аллах наполнил землю множеством народностей со своими языковыми, антропологическими и иными особенностями, что обязывает каждого человека, являющегося представителем какого-либо народа, сделать все от него зависящее, чтобы сохранить все атрибуты своей народности, в том числе язык и культуру. Все свои силы – физические и духовные, свой разум он должен направить на воспитание подрастающего поколения, чтобы сохранить свой народ, созданный Аллахом.

У каждого народа есть свои обычаи, некоторые из них вызывают непонимание у представителей других народов. Существуют обычаи, противоречащие установлениям Аллаха, даже элементарным нормам морали. Однако, для сохранения своей индивидуальности, люди стараются сохранить даже такие обычаи.

Основными составляющими, которые веками сохраняют народ, являются:

край, в котором живет этот народ – его Родину, землю;
язык;
адаты (обычаи) народа.
Указанные составляющие являются неотъемлемой частью каждого ингуша, а адаты – частью ИНГУШСКОГО ЭЗДЕЛА.

Остановимся на каждом пункте в отдельности, применительно к нашему народу.

1. Родина. Край предков. Земля. Все народы любят свой край, каким бы он не был: будь это пустыня Сахара, или тундра Чукотки. Пусть там ничего нет, кроме песка или снегов, верблюдов или оленей. Жители даже этих – самых экстремальных районов Земли любят свои края и готовы бороться за них. Предложи им лучшие, благодатные земли – не захотят оставить свои родные пески или тундру.

Если бы нам Аллах дал родину, расположенную в песках Африки или в тундре Севера, мы бы обязаны были все равно лелеять и оберегать свой край.

Аллах же нам дал благословенный, благодатный край, где все есть для жизни, не бывает ни засухи, ни наводнений, слишком жарко или холодно, есть высокие горы, быстрые реки, источники целебных вод, нефть, в лесах водится различная дичь, земля родит все, что ни пожелаешь.

В других краях – на берегу моря, где есть горы, где есть леса, равнины, поля – истинный ингуш тоскует по родному краю, красоты которого не описать словами.

На разных этапах развития жизнедеятельности ингушского народа Своей милостью Аллах дал нам все, что нужно было для жизни нашим предкам, что нужно нам, что понадобится нашим потомкам.

Чтобы не исчезнуть с лица земли как народ, мы обязаны беречь наш край, а в особенности – наши горы. Наши отцы говорили: «Берегите горы, не отпускайте их. Если вы сохраните горы, то вы сохраните и горы и равнину, и благодать будет с вами. Если вы останетесь без гор, не будет у вас равнины».

Почему без гор мы не сможем сохранить равнину? Потому что: горы – это наша крепость. К тому же, самобытность нашего народа сформирована в горах и неразрывно связана с ними.

2. Язык. Каждый народ обязан охранять и сохранять свой язык, каким бы бедным, тяжелым, немелодичным он ни был. Язык любого народа – это язык, данный ему Аллахом. Каждый народ бережет свой язык.

Ингушский язык – один самых богатых языков мира. С помощью нашего языка можно этимологизировать слова из многих языков мира. В какую бы страну мира ты не поехал – в Италию, Китай, Индию, Исландию, Канаду – значение слов из языков народов этих и других стран можно понять с помощью ингушского языка. Поэтому он является матерью языков – Нана-мотт («Язык-Мать»). Это словосочетание некоторые ученые переводят на русский язык как «материнский язык, язык матери».

Когда говорят, что каждому нужно владеть своим «Нана-Мотт», это не значит, что нужно владеть языком своей матери. К примеру, ингуши часто женились на представительницах разных народов – черкешенках, грузинках, балкарках и др. В таком случае, это могло означать, дети должны знать язык матери – черкесский, грузинский языки. Если бы каждый начал говорить на языке своей матери, то люди начали бы разговаривать на разных языках, и никто бы никого не понял.

Выражение «нана-мотт» – означает не просто «материнский язык», в ингушском языке это словосочетание означает «главный язык», язык-основа, язык, который приходится матерью всем другим языкам мира. Ингуши говорят: «Если ты знаешь ингушский язык, то ты поймешь любой язык».

Ингушский язык имеет множество лексических параллелей со многими древними и современными языками, относящимся к различным языковым семьям и группам. Зачастую путем этимологического анализа слов из других языков с учетом его соответствия ингушским словам, можно вывести глубокий философский смысл.

Если мы сможем сберечь свой язык, не потерять его, то придет время, когда весь мир узнает его глубину, красоту и мудрость.

Язык нужно беречь. Если не сбережем язык – не будет народа.

Сегодня находятся среди нас люди, стесняющиеся говорить на своем языке, на языке своих предков, люди, которые считают, что наш язык устарел, что ему нет места в новом, быстро меняющемся, мире. Они считают себя очень культурными, образованными, из-за того, что не могут сложить на ингушском языке двух предложений, но прекрасно, «без акцента», как любят хвастать некоторые ханжи, говорят на русском или английском языках. На самом же деле, самым большим бескультурьем является неумение ясно и четко изъясняться на своем родном языке. И не может быть более необразованного человека, чем тот, который говорит, что он не умеет читать на родном языке.

Если ты не можешь грамотно изъясняться на своем языке, не умеешь читать и писать на нем, то кто тебя станет уважать? Даже представители других народов не будут уважать такого человека.

Человек, не владеющий своим языком, не желающий на нем говорить, не может любить свой народ, свой край, не может он считаться полноценным представителем своего народа.

3. Адаты.

Пророк Мухаммед, с.а.с., сказал:

«Сохраняйте и берегите адаты, которые не противоречат шариату».

Ингушские адаты возникли не сами по себе, их веками создавали мудрецы-законодатели, чтобы все проблемы и вопросы, возникающие среди народа решать мирно, не допуская вражды. Издревле мир внутри ингушского народа лучше всего укреплялся родством.

Основная задача ингушских адатов – связывать родственными узами представителей разных родов, поддерживать родство, укреплять взаимоуважение, взаимоподдержку и взаимовыручку между всеми родственниками, поддерживать чувство собственного достоинства всех родственников. Таким образом, адаты способствуют укреплению и сохранению народа, цементируют нацию, создают единый организм народа.

Комплекс адатов является частью ЭЗДЕЛА. Само слово «эздел» означает «взвешивание». Слово «эздел» происходит от выражения «эзе де!» («взвешивай!; букв.: «делай взвешенно!», от «эзе» – «взвешенно», «де» – «делай»). Аллах дал человеку разум, чтобы он все взвешивал им– мысли, дела, поступки. Разум – это весы. Весы – это символ справедливости, правосудия.

Человек является высшим созданием Аллаха, которое Он оценил в 1800 верблюдов. Для того чтобы каждый человек смог поддерживать эту цену, Аллах дал людям ЭЗДЕЛ – способность взвешивать свои поступки.

Человек, соблюдающий эздел («Эздий саг») – это человек, который уважает других людей и возвышает их, тем самым он сам возвышается, то есть поддерживает достоинство окружающих и тем самым поддерживает чувство собственного достоинства.

Эздел не позволяет человеку выдавать свой страх, открыто проявлять свои чувства. Эздел – это сдерживающий фактор от всех соблазнов, узда, которая постоянно удерживает тело в подчинении духа, отдаляя человека как можно дальше от животного.

Такие качества, как ложь и скупость, легко выводят человека из ЭЗДЕЛА, при соблюдении которого он отторгает отрицательные качества.

Люди в жизни совершают, как богоугодные, так и богопротивные дела своим разговором. В последнее время людьми произносится много слов, зачастую пустых, которые повисают в воздухе. Но ведь сказанное нами не исчезнет. Самое страшное, что среди мужчин появились пустословы, а ведь издревле у горских народов считалось, что слово мужчины – закон.

Для мужчины-ингуша было неприемлемым нарушение своего обещания – это было позором, хуже смерти. Отсутствие у мужчины таких понятий, как непреложность выполнения данного им слова, также является одним из признаков потери ЭЗДЕЛА.

Вместе с тем, ингушское слово «къамаьл» («разговор») имеет глубокий смысл. Само слово состоит из двух частей: «къа» – «грех» и «маьл» – «воздаяние за богоугодное дело». Каждый человек, произнося слово, совершает или грех, или богоугодное дело. Эздел заставляет человека взвешивать каждое слово, чтобы не совершить грех. Если человек привержен ко лжи, то ложь может вывести его из ЭЗДЕЛА, и даже из ислама.

Как говорят духовные лица: «Лгун и скупой не могут попасть в рай».

Эздел – это требование взвешивать свои слова, поступки. Инструментом такого взвешивания является ум человека – ХЬАЬКЪАЛ. Ингушское слово «хьаькъал» состоит из нескольких слов: «хьоа» – «мозг», «къа» – грех» и «йоал» – «награда», то есть пользуясь разумом (мозгами) человек может совершить грех или богоугодное дело, за которое Бог воздаст добром.

Если не сохранить ингушские адаты – ингушский народ исчезнет, как этнос!

На сегодняшний день много ингушей, покинувших свою Родину, бродящих по миру. Хотя они и уехали в поисках лучшей доли, но их родители живут в этом краю. Край – это их корень и они еще не оторвались от своих корней.

Из-за того, что они соблюдают ингушские адаты, что они не забывают их, даже забыв свой язык и оторвавшись от своей Родины, они не перестают быть ингушами, не смешиваются с другими народами и не ассимилируются. Они остаются ингушами, потому что живут, соблюдая адаты ингушей.

Ингушские адаты нужно соблюдать всем ингушам, где бы они ни жили, – здесь, на своей Родине, в Москве или в Бельгии, или в каком-либо другом уголке Земли. Если будут соблюдать адаты, они не перестанут быть ингушами.

Ингушский ребенок, воспитанный за пределами Ингушетии, если он не знает ни ингушского языка, ни ингушских адатов, как бы родители ни гордились им, что он, мол, знает английский язык, окончил два института и т.д. – он никогда не станет родителям настоящим сыном (дочерью), патриотом своей Родины, настоящим ингушом (ингушкой).

Каждый родитель-ингуш желает, чтобы его ребенок вырос мусульманином, хорошим наследником. Но, если с самого детства не учить его своему языку, не воспитывать в духе национальных обычаев, из него ничего путного не получится. С ним не будут считаться и представители других народов, среди которых он будет находиться. Почему? Что можно ожидать от человека, забывшего или оставившего свой язык, свои обычаи, которому нет дела до своей Родины, до своего народа? Если он предал свои корни, разве можно быть уверенным в том, что он не предаст еще? Нет! Такой человек не будет полноценным членом общества, его не будут уважать ни в одном народе, ни в одном крае.

Тот, кто не говорит на языке, на котором говорили его отец и мать, не живет по адатам, по которым жили его отец и мать, кому нет дела до своей Родины и ее проблем, не сможет с достоинством говорить и на языке какого-нибудь другого народа, не сможет жить по обычаям другого народа, не сможет полюбить и другой край. У него нет ответственности за ту землю, на которой живет, за тех людей, которые живут рядом с ним. За что же его уважать и любить кому бы то ни было?!

Что же произойдет, если со временем у него изменится этническая принадлежность, он будет чувствовать себя представителем другого этноса? Допустим, он жил во Франции, не соблюдая законы своих предков, забыв свой язык. Он перестал быть ингушом, но и у французов нет оснований признать его французом. Через одно-два поколения, когда его дети породнятся с французами, его потомки станут французами. Однако до той поры, для французов они не будут полноценными французами, соответственно это будет поколение ущемленных людей, с ущемленным чувством собственного достоинства, которых также сложно назвать приверженцами ислама, а особей мужского пола – мужчинами в полном смысле этого слова. Такой судьбы хотят родители для своих детей? Вряд ли!

Поэтому родители, отложив всё остальное, в первую очередь, должны быть озабочены тем, чтобы вырастить своих детей в духе уважения к своему народу, знающими свой язык, свои обычаи, озабоченными судьбой своего края, своей Родины. Нужно воспитывать их как настоящих ингушей, имеющих «яхь». Тогда они будут знать, что их дети вырастут настоящими людьми.

Зная об этом, родители, братья и сестры, соседи – все ингуши должны срочно предпринять все действия, зависящие от них, для сохранения в народе адатов нашего народа, чтобы остановить «катящуюся в пропасть арбу» нашего народа, противостоять той деятельности, той работе, которую проводят откровенные враги нашего народа.

Для представителя любого народа и, тем более, для ингуша должно быть большим позором жить, не владея своим языком, не зная адатов своего народа. Это неполноценный, ущемленный человек, нравственный инвалид. Если несколько десятков лет назад, к примеру, уверенно можно сказать, что из десяти молодых людей, девятерым можно было доверить любое дело, т.к. они знали и поступали по адатам, то сегодня из десяти можно отобрать только одного-двух человек, знающих адаты и умеющих себя вести как подобает.

Ингуши, не имеющие яхь (соревновательность в благородстве), живущие не по адатам, воспитывающие своих детей не по адатам, являются, в первую очередь, врагами самим себе, и как следствие – врагами нашего народа. Почему мы их называем врагами? Потому, что считается, что сегодня ингушей насчитывается 500-600 тысяч, однако если из этих цифр вычленить людей, не соблюдающих адаты, не являющихся в полном смысле ингушами, результат переписи народа будет неутешительным. Истинным ингушам, болеющим за сохранение адатов, необходимо объединить усилия, дабы предотвратить продолжающуюся среди нас европеизацию, особое внимание уделять так называемой «современной молодежи». Незнание законов адата, а тем более родного языка следует клеймить позором, таких людей необходимо высмеивать, отторгать от общества.

Приехав в другой регион, страну, ингуши должны оставаться ингушами, но придерживаться местных обычаев и законов и уважать их. Уважение чужих обычаев и традиций входит составной частью в ингушский эздел. Наши отцы говорили: «Пой песню той арбы, на которую сел».

Если кто-то уезжает на время жить в другой регион, страну, то он старается жить по тем обычаям, по которым живут люди этого региона, этой страны, выучить их язык. Почему? Да потому, чтобы на него не смотрели, как на дикаря. Он усваивает хотя бы основную линию поведения, основные обычаи того народа, среди которого он живет.

К примеру, если в нашу республику приезжает представительница другого народа, она в первую очередь узнает, как нельзя одеваться: русская девушка не выйдет на улицу в джинсах. Она понимает, что в этом случае на нее будут смотреть, как на дурно воспитанную. Поэтому она одевает не джинсы, а платье.

Представители других народов, приезжая к нам в гости, стараются соблюдать основные адаты нашего народа, сколько бы времени они здесь не провели (день, неделю, год), соблюсти принятые у нас нормы поведения, чтобы им самим было уютно, чтобы на них с недоумением никто не смотрел.

В таком случае сами ингуши разве не должны стараться соблюдать эти нормы, эти адаты? Для ингушей не соблюдение своих адатов должно быть великим позором, стыдом и самоунижением.

Аллах нас создал ингушами, дав нам лучшие из адатов, лучшие нормы поведения. Все наши обычаи не противоречат установлениям шариата.

Обычаи нашего народа являются прекрасными, благородными. Наш край – самый красивый и благодатный на Земле, в таком краю жаждут жить большинство людей планеты. Наш язык – богат и глубок, один из самых древних языков мира, если не самый древний. (Если бы даже он был бы очень бедным, нам же, все равно, пришлось бы на нем говорить).

Аллахом нам предоставлен благодатный край, такой богатый язык, такие красивые и благородные адаты – в таком случае наш народ – ингушский народ (Г1АЛГ1АЙ КЪАМ) обязан лелеять и беречь милость Всевышнего Аллаха.

У каждого народа есть адаты, которые есть только у этого народа, и нет у других. Эти адаты могут быть похожими или схожими на адаты других народов. Ингушские адаты, сохраненные народом с древнейших времен до сегодняшнего дня, в значительной степени отличаются от адатов других народов. Всего у нас их насчитывается 13.

Ниже мы их перечислим и постараемся объяснить их содержание и значение для народа.

Адаты сыграли значительную роль в сохранении самобытности народа. В частности, ингуши не растратили свою национальную индивидуальность, даже находясь в отрыве от Родины в тяжелые годы ссылки (1944-1957).

Это фундамент нашего народа. Если мы сегодня сохраним их – сохраним и свой народ. Если мы их забудем – наш народ перестанет существовать, как ингушский народ, а наши потомки будут влачить жалкое существование без гордости, без мужества, являя собой полное ничтожество, находясь в услужении (в рабстве) у других народов. На нас лежит обязанность сохранить потомкам этот народ. А для этого мы должны знать и соблюдать 13 ингушских адатов.

В первую очередь следует соблюдать эти адаты женщинам, поскольку они, будучи матерями и супругами, воспитывают подрастающее поколение. Через молоко матери, через ее воспитание адаты входят в кровь детей.

Во вторую очередь обязанность воспитывать людей в лоне наших адатов лежит на представителях духовенства. Далее – старики обязаны взять дело возрождения ингушских адатов в свои руки. Хотя в последнее время и минимизировано их влияние на общество, в целом их влияние еще довольно сильно.

Пусть Всевышний Аллах прольет на нас Свою милость, наградит иманом и высоким самосознанием наших женщин, наше духовенство, наших стариков, весь наш народ в деле возрождения и сохранения наших адатов, а следовательно – и сохранения нашей нации!

И так, перечислим ингушские адаты:

Институт тамады (тхьамада хоржаш хилари, тхьамадага хоатташ хилари),
Посещение засватанной невесты родственниками жениха до свадьбы (маьр-вежарий чубахар);
Посещение дома засватанной невесты женихом до свадьбы (нейц чувахар);
Выведение невесты по воду (нускал хи т1а даккхар);
После выхода замуж девушки, приглашение родными жениха родственников невесты (саг яхáча захалаш чубехар);
Вечеринка и шуточное сватовство;
Избегание женихом тестя и тещи (уст-даьнеи уст-наннеи духьала ца а водаш, эздел-г1улакх леладар);
Непозволительность при отце и матери и при гостях ласкать, ругать или наказывать своего ребенка (да-нана долчеи, хьаьша-да волчеи ший бераш хьастеи-човхадеи йиш цахилар);
Уважение женщинами мужчин (кхалнаха ма1ача наьха сийдар 1адат);
Уважение мужчинами женщин (ма1ача наха кхалнаьха сийдар 1адат);
Воспитание подрастающего поколения (з1амигача берашцара г1улакхи хьехами).
Гостеприимство (хьаьша-да ларх1ар, цун сийдар, из чуэцар),
Кровная месть (пхьа лехар);
Источник: mehkkhel.org

0

2

ИНСТИТУТ ТАМАДЫ

Это главный адат, на котором основаны все остальные адаты. Если разрушается этот адат, легко разрушаются все остальные адаты, а с ними – эздел. Когда не действует этот адат, начинают распространяться сплетни, пустословие, небылицы, что приводит к моральному разложению народа. Если укрепить институт тамады, то автоматически укрепляются все адаты, что способствует укреплению народа, его единению.

Этот адат возник в среде ингушей, он существовал и мог существовать в полном объеме только у ингушей. У ингушей не может быть князя, но в любом деле бывает тамада (тхьамада). В наши дни словом «тамада» пользуется половина населения земного шара. Во всем мире этим словом пользуются в очень узком смысле. В то время, как в ингушском языке значение этого слова имеет обширный диапазон.

Ингуши – народ, у которого во всяком деле должен быть старший, главный, то есть тамада.

Тамада, выбранный за столом, на вечеринке («ловзар», «зоахалол» и т.д.), на собрании или на каком-либо мероприятии, на определенный промежуток времени, является старшим над теми, кто его выбрал, пока не закончится данное мероприятие. Тамада является хозяином не над людьми, а он является хозяином стола или мероприятия. И пока люди сидят за этим столом, они беспрекословно выполняют требования тамады. Обязательно у мужчин бывает свой тамада – мужчина, а у женщин тамадой может быть только женщина.

Все ингушские адаты соответствуют установлениям ислама. Не будет пользы ни от чего, ни от какого адата, если он не соответствует установлениям ислама.

Пророк (с.а.с.) сказал: «Если несколько человек встретились, если вы куда-то вместе идете, то выберите меж собой старшего».

Армейские уставы всех стран мира как будто бы копируют ингушские адаты. Ингушский народ – это народ, у которого никогда не было ни князей, ни рабов. (Осетинский писатель Хаджи-Мурат Мугуев так пишет об ингушах: «Среди горских племен Северного Кавказа ингуши являются единственной народностью, у которой никогда не было никаких сословных разделений. В то самое время, когда соседние с ними кабардинцы и осетины имели у себя князей, узденей и алдаров, малочисленные, но свободолюбивые ингуши не знали над собой князей и дворян, – легко и просто управляя собою через совет старейшин ингушского народа». [Мугуев Х-М. Ингушетия. Очерки. М., 1931. С. 21-22.]).

Там, где есть князья и рабы, там институт тамады не может существовать. Да он в этой среде и не нужен. Потому, что место тамады в такой среде всегда занимает князь. Институт тамады может существовать только у народа, у которого все люди равны и свободны.

Что собой представляет ингушский институт тамады? Все ингуши всегда были равны меж собой. Но, когда два-три или больше человек вместе куда-то идут, обязательно, кто-то должен из них быть старшим – тамадой. Даже, если они все ровесники – обязательно нужно выбрать одного старшего, которому все остальные добровольно подчиняются. Но это старшинство – звание тамады у него сохраняется только на время их путешествия. В следующий раз они могут выбрать другого тамаду. Без разрешения тамады никто не может что-то предпринять, отлучиться, даже сказать что-либо – на любое действие нужно разрешение тамады. Это сплачивает группу людей в сильную команду, создает группы единомышленников. Это исключает ссоры, дрязги, анархию. Группа людей без тамады может потерпеть поражение в самом простом деле. Как говорят ингуши: «Стая котов, у которой было согласие, победила стаю волков, у которой не было согласия» («Барт бола циский ординьг барт боацача бертий ординьгал котъяьнний»).

Поэтому ингушский народ издревле сохранял институт тамады, как один из самых ценных своих адатов, как адат, являющийся стержнем жизни народа. Каждому народу нужно иметь или князя, или у этого народа должен быть институт тамады.

И сегодня, где бы ингуши ни собрались: на зерате, за столом, на работе – обязательно кто-то должен быть тамадой, а остальные подчиняться ему.

Выбранный тамада несет ответственности за все, что происходит с этой группой людей, которые его выбрали тамадой. Он не может передать кому-то другому свою власть. Но, как только мероприятие, или какое-то другое действие, где он был избран тамадой, закончилось, с него снимаются обязанности тамады. Если он был хорошим тамадой, его могут избрать и в следующий раз, если плохим- то вряд ли больше его где-либо изберут тамадой. Человек, которого выбрали тамадой, не может отказаться от этой почести – хочешь, не хочешь – нужно управлять группой людей, избравшей тебя.

Когда этот адат (институт тамады) начинает ослабевать, начинаются беспорядки, анархия, что приносит огромный вред не только отдельному коллективу людей, но и всему народу в целом.

Сегодня в ингушском народе нет согласия. Одна из причин этого – в ослаблении института тамады.

Всемирно известный институт тамады он мог зародиться только в среде ингушей – в среде, где нет и не было сословий, князей и рабов. Это самый демократический институт. Таким образом, сама демократия зародилась в Ингушетии.

И в наши дни от института тамады есть большая польза и для отдельных людей, и для всего народа. Среди ингушей часто бывают застолья, связанные с различными мероприятиями – свадьбой, посещением молодыми родственниками жениха родственников невесты, посещением дома невесты зятем, приглашением родственниками жениха родственников невесты и т.д. Все эти мероприятия проходят в строгом соответствии с нормами эздела и этикета. Само застолье, где обязательно есть тамада, является школой эздела.

За стол садятся разные люди, часто незнакомые друг с другом, имеющие различное воспитание, живущие в различных селениях и городах. Нужно знать, какое место за столом является местом тамады. За столом место тамады находится на наибольшем удалении от входной двери. Место слева от него – место балагура, шутника, которое называет у ингушей «беж-г1анд», что означает буквально «стул или место козла». Но под словом «козел» подразумевается «шут, шутник». Это обычай очень древний и связан с культом козла, существовавшем у ингушей в далекой древности.

(«В языческие времена у ингушей существовал культ козла. В праздники некоторые молодые люди изображали козлов. Профессор И.А. Дахкильгов пишет по этому поводу: «На новый год, при проведении игр типа русских колядок, среди молодежи было принято шубы, полушубки одевать наизнанку. Такое ряжение делалось под козла. При этом молодежь слегка подпрыгивала, издавала звуки, похожие на козлиное блеяние, то есть, имитировала козлов» [Дахкильгов И.А. Древнеингушский культ пастушьего божества // Современные походы и исследования проблем истории и языка ингушского народа. Республиканская научная конференция. Сб. тезисов. Магас, 2002. С. 21]. Таких ряженых принимали за шутов… Когда говорят «беж гIанд» – «стул козла», имеется ввиду «стул шутника // шута». В то время, как все находящиеся за столом не имели права говорить, вставать из-за стола без разрешения тамады (нарушившего это запрет ожидал штраф от тамады), то, севший на стул «беж гIанд», имел право говорить без разрешения тамады, высмеивать всех сидящих за столом, шутить и никто не имел права на него обижаться, то есть за столом он исполнял роль шута.

При дворах европейских правителей правящие династий в недавнем прошлом при себе имелись шуты, которые также располагались слева от монархов. Европейские шуты, как и ингушские «шуты // шутники», занимавшие место слева от тамады (своеобразного правителя за столом), также, не боясь за последствия, могли говорить правду королю, высмеивать придворных, шутить. Роли шутов обычно исполняли люди очень умные. И стул «беж гIанд» у ингушей занимали люди не глупые, остроумные, умеющие лучше других шутить и веселить сидящих за столом». [Кодзоев Н.Д. Об одном застольном обряде ингушей и амазонках // Международная научная конференция «Археология, этнология, фольклористика Кавказа». Сборник кратких содержаний докладов. Тбилиси-Гори-Батуми. 27-30 сентября 2010 г. Тбилиси, 2011]).

Нужно знать, кого посадить на место тамады, на место «беж-г1анд», на место справа от тамады – второе по почетности место, после места тамады, и на другие места. На почетные места сажают по степени родства. Самыми почетными являются родственники со стороны бабушки по отцу, бабушки по матери, матери, супруги. Потом сажают людей по степени отдаленности родства: на более почетные места – более дальние родственники, соседи, представители не твоего рода. Близкие родственники хозяина, представители его рода садятся ближе к входной двери – на наименее почетные места. Каждый человек сам знает, куда он может сесть, а куда он не может сесть. На более почетные места предлагают пройти, а менее почетные места, те кто должен занять эти места, сами занимают. Когда им предлагают пройти на более почетные места, они отказываются, потому что знают, кто должен сидеть на этих местах, и где должны сидеть они сами. Таким образом, на каждое место за столом люди рассажены не случайно – каждый из них занимает свое место в соответствии со своим статусом в этом доме. На место тамады сажают наиболее почетного гостя. И пока мероприятие, на которое люди собрались, не закончится, тамада является полноправным правителем за этим столом. Без его разрешения никто не сможет слова сказать, встать из-за стола. Тамада должен следить за столом, чтобы все сидящие за столом были довольны им, чтобы обслуживали на высшем уровне. Первым к еде приступает тамада и последним должен закончить он. Чтобы кто-то из-за него раньше времени не перестал есть, даже если он не желает есть, он продолжает делать вид, как будто бы ест.

Часто, когда за одним столом встречаются начальник и подчиненный, то, в соответствии с вышесказанным, получается так, что подчиненный сидит на более почетном месте или на месте тамады. Это подчеркивает демократизм ингушского стола, отсутствие раболепия и чинопочитания, из-за того, что у ингушского народа никогда не было сословий, князей и рабов. Этот институт показывает, что ингуши равны между собой являются рабами только Аллаха.

За столом ведется разговор. Первым слово берет тамада. Потом дает слово каждому желающему. Молодежь и более близкие родственники, сидящие ближе к входным дверям, уступают очередь разговора более почетным гостям и больше слушают, чем говорят, не включаясь в разговор без острой необходимости.

Когда кто-то начинает говорить, все его слушают. Нельзя встревать в разговор, перебивать. Кто встрянет или перебьет говорящего, тот будет оштрафован тамадой. Но также и слишком долго говорить по этикету тоже не положено. Запрещается также вести пустой разговор, разговор, в котором нет никакого назидания, никакой пользы, для тех, кто слушает. Когда говоривший заканчивает свою речь, все выжидают некоторое время, потому что, возможно, он может еще что-то добавить. Если он ничего не добавляет, слово берет с разрешения тамады кто-то другой. И, как уже было сказано выше, лишь тот, кто сидит слева от тамады (на так называемом «беж-г1анде»), может говорить без очереди, перебивать, шутить, веселить компанию, и если, невзначай, за столом начинал возникать спор, могущий привести к ссоре, он мог двумя-тремя ёмкими словами затушить это спор и удачно перевести его в шутку.

За столом не положено вести споры. Разговор ведется степенно, без торопливости. Следующий говорящий может что-то добавить к тому, что сказал предыдущий, или немного подправить, но очень учтиво, чтобы никакой тени обиды не было за столом. Вообще институт тамады – это школа риторики, ораторства, дипломатии, умения вести светские беседы, умения слушать и вычленять из разговора самое главное.

Как правило, говорящие развивают одну и ту же тему, которая должна быть уместной, интересной, из которой можно получить какую-то мудрость, пользу. Таким образом, коллективный ум приводит всех сидящих за столом к единому мнению по поднятому вопросу.

В наши дни не всегда соблюдаются правила поведения за общим столом. Поэтому каждый за столом имеет свое отличное мнение. Почему? Потому, что многие отвыкли сидеть за столом с тамадой, внимательно слушать и слышать. Часто избирается тамада, который не умеет вести стол. Компания за столом иногда распадается на мелкие группы, в которых ведутся свои разговоры. Переходят к сплетням, к «женским» разговорам, иногда – к откровенной лжи. Это недостойные разговоры, недостойное поведение за столом.

Существование института тамады способствует тому, что человек становится самокритичным, подталкивает его к самообучению и самосовершенствованию, прививает ему ответственность перед обществом.

0

3

Посещение зятем дома невесты

(нейц чувахар)

После того, как девушку засватали, ее дом посещает жених, который к этому готовится с особой тщательностью, поскольку это одно из важнейших событий в его жизни, на котором родственники невесты оценивают его эздел, способность и готовность к семейной жизни.

Данное мероприятие ждут все, как приносящее веселье, радость в связи с чем оно и остается в памяти родственников жениха и невесты на всю жизнь.

Если спросишь у какого-либо старика, какое радостное событие ему запомнилось в своей жизни, то обычно отвечают – день, когда он в качестве новоиспеченного зятя посетил дом своей невесты (супруги) или же день, когда он участвовал в посещении молодыми родственниками жениха дома родных невесты близкого его родственника – брата или двоюродного брата. Старики с упоением рассказывают, как они веселились с невестой, с ее родственницами.

Перед поездкой зять выясняет, как ему необходимо поступать, расспрашивает тех, кто уже прошел этот путь, заучивает ингушские притчи, пословицы и поговорки, думает над загадками, изучает генеалогии ингушских фамилий, узнает, с кем нужно себя вести учтиво, кто по степени родства должен сидеть на более почетном месте, и многое другое.

При посещении дома невесты зять должен уметь вести разговор, знать нормы поведения ингушского зятя, в том числе такие, как правильно при родственниках невесты стоять, и даже сидеть. С ним за одним столом садятся молодые родственницы невесты, перед которыми нельзя опростоволоситься, нужно уметь ухаживать за ними, поддерживать разговор, понимать шутки и уметь отвечать на них. Зять должен показать свою волю, свое мужество, продемонстрировать свою щедрость, ум и иные лучшие качества.

Наиболее правильным временем посещения дома невесты являлся период до свадьбы. От этого больше пользы в данном мероприятии, как для будущей семьи, так и в деле укрепления родственных связей, поскольку в ходе данного мероприятия зять знакомится с сестрами невесты – родными и двоюродными, с представительницами ее рода, то есть со всеми женщинами со стороны невесты, за исключением ее матери. Тещу ингуш не видит на протяжении всей жизни. Между зятем и родственницами невесты устанавливаются особо теплые отношения. В дальнейшем, при возникновении разлада в семье, зять сделает все, чтоб не отправить жену домой, потому, что в хороших, теплых отношениях с сестрами, с ее родственницами. А со временем супруги притрутся друг к другу, научатся слушать друг друга, прощать мелкие обиды. Самое главное – из-за пустячных сор семья не распадется.

Отношения, сложившиеся в самом начале родства, то есть до свадьбы, бывают очень теплыми, крепкими. Неудобно, тяжело будет разрушать эти отношения, даже если сильно рассердишься на свою супругу, поскольку сразу возникнет мысль о ее родственницах – как нехорошо, как некрасиво будет, если они что-то об этом узнают. Это способствует укреплению брака, у мужчины возникает ответственность, не только в отношении своей супруги, но и перед ее родственниками. В Ингушетии известны много случаев сохранения семейных отношений именно из-за родственников со стороны мужа либо жены. Это один из главных факторов, издревле делающих ингушские семьи крепкими, воздействующий на низкий процент разводов в Ингушетии.

Смысл этих двух адатов, приведенных выше («посещение засватанной невесты родственниками жениха» и «посещение дома засватанной невесты женихом»), заключается в том, что их соблюсти необходимо до свадьбы. При посещении родственников супруги родственниками мужа или самим зятем после свадьбы, по сути, не является соблюдением этих адатов.

Сегодня, после того, как муфтият начал принимать постановления, уничтожающие ингушские адаты, дело обстоит иначе.

Невесту сватают. Будущего зятя родственники невесты не знают. Кроме своей невесты, он ни с кем не встречался, не разговаривал. В таком случае, при первой же ссоре он спокойно может отправить ее домой, потому что у него нет никаких угрызений совести  моральных обязательств перед ее родственниками. В том числе и поэтому растет число разводов, даже в случаях беременности молодой женщины, чего никогда у наших предков не было и быть не могло.

После того, как состоялась свадьба, во все времена через некоторое время невесту выводили по воду. Сегодня люди, объявившие войну ингушским адатам, требуют отменить и другой обычай – первый выход невесты за водой.

Причиной данного требования послужил слух о происшествии, случившемся, якобы, в каком-то селе, когда зять при посещении дома засватанной ему девушки предпочел ей ее сестру, которая ему понравилась больше. Даже если допустить подлинность данной истории, она не является основанием для отмены адата. Это абсурдно и все равно, что садовник, увидев в одном яблоке появление червяка, срубил всю яблоню. Не надо рубить дерево! Можно его опрыснуть, избавить от гусениц. В крайнем случае – отрубить ветку. Но дерево рубить нельзя!

0

4

(нускал хи т1а даккхар)

Очень важным адатом для соблюдения комплекса эхь-эзде-яхь является адат «выведение невесты по воду». Наш Пророк (с.а.с) сказал: «Если у человека нет стыда (эхь), можно делать все, что придет в голову».

Издревле у ингушей было принято в свадебный период в честь невесты в трех местах производят выстрелы из ружья: при выводе невесты из родительского дома, когда она делает первый шаг (молодые люди ожидают этого момента, чтобы первым произвести выстрел, который только и имеет смысл); когда заводят невесту в дом жениха и при сопровождении первого выхода невесты за водой.

После первого выстрела внимание собравшихся приковывает невеста, встают даже пожилые старики. Все высказывают невесте вслух пожелания, наставления, обращают ее внимание на то, что во многом от нее зависит укрепление и сохранение вновь возникших родственных связей, воспитание детей в духе эздела и адатов, что способствует укреплению всего народа.

Прибытие невесты в дом жениха ознаменовывается вторым выстрелом, и уже новые родственники высказывают ей пожелания.

Наши предки не ввели в нашу жизнь ни один адат, от которого не было огромной пользы для нас. Адат «вывода невесты по воду» позволял представить невесту всем односельчанам, чтобы они знали о ее появлении в конкретной семье. До этого времени она не имеет брать воду, если даже источник находится во дворе, поскольку она на правах гостьи. В ходе данного мероприятия собираются девушки – родственницы по мужу, соседки, а также один юноша с ружьем, заряженным, как правило, холостым зарядом.

Невеста вновь надевает свадебный наряд, в руки ей передается емкость для воды, после чего она вместе с сопровождающими идет к реке, либо иному источнику воды.

Люди выходят, подходят к процессии, спросив разрешения сопровождающих девушек, подходят к невесте, поднимают ее вуаль. Если подошел старик и произнес пожелания невесте, сопровождающая девушка от имени невесты дарит ему носовой платок. Красивый обычай! Нужный, полезный.

На глазах у всех невеста в сопровождении процессии идет до источника воды, и – обратно. Все любуются ею. Произносят пожелания. Таким образом, всем сообщают, что в таком-то доме, в семье такого-то появился новый член семьи. Ее увидели соседи, родственники, жители села. И если после такого вывода по воду, она выйдет на улицу, в магазин, или еще куда-то, то люди будут узнавать ее, будут знать, чья она, из какого дома. Невеста тоже будет узнавать людей, встретившихся ей по пути, когда ее водили по воду, узнает, что те девушки, которые сопровождали ее, являются ее подругами.

Такие массовые мероприятия, к которым привлекается внимание большого количества людей, в которых проявляется особое внимание к невесте, заставляют, обязывают ее быть стыдливой, уважать всех родственников и односельчан (придерживаться эхь-эздел-яхь), и быть уважаемой, чем она укрепляет родство и нацию в целом. Ведь с односельчанами и соседями ей придется видеться чуть ли не каждый день, в то время как родственников она может видеть намного реже.

Попытка запрета данного адата его противники объясняют фактом случайного убийства, сопровождающим невесту парнем прохожего. Однако, во избежание такого рода трагедий целесообразно наложить запрет на выстрелы боевыми патронами, а не на адат.

Если при заключении нового родства, было посещение молодыми родственниками жениха дома невесты, если посетил дом невесты жених, если невесту вывели по воду – то такое родство становится очень крепким изначально и оно легко не разрушится из-за обычной ссоры между супругами, из-за пустяка, новая семья не распадется.

Эти адаты позволяют ингушской невесте раскрыть свои самые лучшие качества, укрепить в ней ответственность.

И кто же и для чего, преследуя какие цели, пытается отменить такие адаты, от которых столько пользы всему народу? И сколько вреда наносится всему народу при отмене таких полезных и нужных адатов?

На глазах у всех невеста в сопровождении процессии идет до источника воды, и – обратно. Все любуются ею. Произносят пожелания. Таким образом, всем сообщают, что в таком-то доме, в семье такого-то появился новый член семьи. Ее увидели соседи, родственники, жители села. И если после такого вывода по воду, она выйдет на улицу, в магазин, или еще куда-то, то люди будут узнавать ее, будут знать, чья она, из какого дома. Невеста тоже будет узнавать людей, встретившихся ей по пути, когда ее водили по воду, узнает, что те девушки, которые сопровождали ее, являются ее подругами.

Такие массовые мероприятия, к которым привлекается внимание большого количества людей, в которых проявляется особое внимание к невесте, заставляют, обязывают ее быть стыдливой, уважать всех родственников и односельчан (придерживаться эхь-эздел-яхь), и быть уважаемой, чем она укрепляет родство и нацию в целом. Ведь с односельчанами и соседями ей придется видеться чуть ли не каждый день, в то время как родственников она может видеть намного реже.

Попытка запрета данного адата его противники объясняют фактом случайного убийства, сопровождающим невесту парнем прохожего. Однако, во избежание такого рода трагедий целесообразно наложить запрет на выстрелы боевыми патронами, а не на адат.

Если при заключении нового родства, было посещение молодыми родственниками жениха дома невесты, если посетил дом невесты жених, если невесту вывели по воду – то такое родство становится очень крепким изначально и оно легко не разрушится из-за обычной ссоры между супругами, из-за пустяка, новая семья не распадется.

Эти адаты позволяют ингушской невесте раскрыть свои самые лучшие качества, укрепить в ней ответственность.

И кто же и для чего, преследуя какие цели, пытается отменить такие адаты, от которых столько пользы всему народу? И сколько вреда наносится всему народу при отмене таких полезных и нужных адатов?

0

5

(захалаш чубехар)

Приглашение домом зятя в гости родственников невесты (захалаш чубехар) – это адат, который укрепляет новое родство молодой женщины вышедшей замуж. На таком мероприятии встречаются и знакомятся те родственники с обеих сторон, которые до свадьбы не встречались. Этим самым этот адат завершает становление и окончательно укрепляет родство между новыми родственниками.

В наши дни, чтобы облегчить себе исполнение данного адата и уменьшить хлопоты, некоторые его проводят в день свадьбы. Однако, люди эздела, знающие и почитающие адаты, отказываются посещать такие мероприятия в этот день, объясняя отказ необходимостью соблюдения требований адата, а именно проведения данного мероприятия, как минимум, после выхода невесты по воду.

Правильнее приглашать в дом зятя родственников невесты по истечении двух-трех месяцев после свадьбы. Нельзя приглашать родственников невесты до вывода ее по воду. Если приглашать их в день свадьбы – это разрушает саму основу адата.

Когда дом невесты посещают молодые родственники жениха – складываются родственные отношения между молодыми представителя двух домов. Сейчас же, при приглашении родственников невесты родственниками молодого человека, эти родственные отношения складываются уже между мужчинами старшего поколения двух домов.

Нет другой нации в мире, где бы так почитали женщину, как ингуши. Для родственников жениха, все родственники невесты являются наиболее почетными, уважаемыми среди родственников. Это проявление уважения к женщине. Уважение заключает в себя многое: не ущемлять женщин в чем-либо, не позволять нарушать в отношениях с ней эздела, говорить то, что не положено ей говорить и т.д.

С родственниками невесты приходят не только ее отец, родные и двоюродные дяди и братья, иные представители рода, приходят дядя – брат ее матери, племянники ее матери, ее соседи. Гостей во дворе встречают отец, дяди, иные представители его рода – старики и молодежь, родственники со стороны матери, соседи. Они заводят гостей в дом, сажают стариков отдельно, людей среднего возраста – отдельно, молодежь – отдельно. Стараются как можно лучше услужить им, угостить, показать себя с лучшей стороны. Если гости пожелают, приводят девушек, приносят гармошку, устраивают ловзар. Так у большинства родственников завязывается первое знакомство и укрепляется новое родство.

Если после такого знакомства, где-нибудь на улице, в гостях родственник молодого человека встретит родственника невесты, он предлагает ему помощь, старается ему услужить: если нужно довезти его куда-то – предоставить машину, если нужна помощь в каком-то деле – оказать эту помощь и т.д.

Если после такого укрепления родства, через некоторое время молодой человек захочет развестись со своей супругой, то его родственники возмутятся, придут к нему и скажут, что не позволят ему это сделать, если у него нет реальной причины для развода. Они воздействуют на него, если нужно уговорами, если нужно угрозами. Они сделают все, чтобы родственники молодой женщины ничего не узнали об этой размолвке.

Когда необходимо было закладывать и укреплять основы нового родства, из-за того, что не было в самом начале, посещения дома невесты родственниками жениха, не было и посещение дома невесты самим женихом, не было вывода невесты по воду, не были приглашены в дом жениха родственники невесты, родство, которое должно было укреплять и охранять большое количество людей, очень легко распадается. Потому, что из-за несоблюдения адатов, родство, которое должно было поддерживаться большим количеством людей (как минимум пятьдесят-шестьдесят человек), взаимоуважением, взаимовыручкой и взаимоподдержкой, поддерживается всего несколькими людьми – представители непосредственно двух домов – невесты и жениха. Двоюродные братья и сестры, более дальние родственники – представители родов двух семей, родственники матери и т.д. – не участвуют в этом родстве, и, естественно, не участвуют в сохранении новой семьи, нового родства. Такое родство легче разрушить, чем родство, которое поддерживалось бы, при правильном соблюдении древних адатов пятьдесят – шестьдесят человек. Когда такое некрепкое родство распадается, просто говорят: «Ничего. Просто судьба такая. Так решил Аллах». Двух человек связывает только одна нить, а не много нитей, которые сплетаются в крепкий канат, как могло бы быть, если бы выполнялись ингушские адаты в полном объеме. Родство, с каждой небольшой ссорой в семье, все сужается и сужается, нить становится все тоньше и тоньше, и, наконец, обрывается.

0

6

Заключение из книги И.Абадиева “13 адатов ингушского народа”

Ингуши всегда особо относятся к своему внешнему виду. Наша одежда («г1ирс»), а особенно – головной убор, подчинена эзделу. В недалеком прошлом издалека определяли по головному убору, кто есть кто: если человек в тюбетейке было понятно, что это представитель Средней Азии, если – в вязанной шапке – пастух (не ингуш) и т.д. По рассказам стариков, Васан-Гирей Джабагиев при своем прощании с ингушами, когда он уходил в изгнание, обратился к ним с последней просьбой: «Ингуши, я прошу вас, никогда не расставайтесь с папахами» («Са дехар да шуга, г1алг1ай: вай герга кийнаш д1а ма яхалаш»).

Я не хочу менять папаху на чалму –

Мой дед носил ее, как символ чести в старину.

(Мальсаг Ужахов)

Ингуши с самого детства предъявляют особые требования к одежде – скромность, сдержанность, изысканность. Ингуш никогда не оденет слишком кричащее, развязное одеяние, не выйдет на люди в спортивной одежде, в слишком прилегающей одежде. (Каждый ингуш знает, что тот, кто ходит в общественных местах в облегающей одежде или в спортивной форме – не ингуш).

Для ингуша не положено, чтобы кто-то его увидел в неприличной, неопрятной, в неполной одежде. Ингуш в комнатной одежде, без носков не выйдет во двор, даже если его там могут увидеть только члены его семьи. Также исключено, чтобы он ходил с расстегнутым воротом.

Женская одежда всегда изыскана и скромна, никогда не была вызывающей. Для ингуша самое главное, чтобы о его женщинах (мать, сестра, дочь, супруга, другие родственницы) никто никогда плохо не подумал. Если женщина выходит из дома, даже в магазин, расположенный недалеко от дома, она никогда не выйдет в домашнем халате и в тапочках, а оденется, как будто идет в гости.

Одеждой ингуш выражает свое уважение к окружающим людям, и она – одежда также является одним из основных элементом воспитания подрастающего поколения в духе эздела.

Ингушей, в каком бы уголке мире они ни были, можно узнать издалека по двум признакам: по одежде и по манерам.

Ингуши, выказывая уважение друг к другу, соревнуясь в благородстве, каждый пытается пропустить товарища вперед себя, посадить на более почетное место, расплатиться и т.д.

Когда ингуш хочет сказать девушке о своей любви, он говорит: «Сона дукха еза хьо», что в буквальном переводе означает «Ты мне много нужна». Выражение «Я люблю тебя» по-ингушски означает «Безам», что является только незначительной частью выражения «Сона дукха еза хьо» («Ты мне много нужна»).

Когда молодые люди любят друг друга и собираются жениться, про них говорят «шоайла дукха беза уж», т.е. «они нужны друг другу много (т.е. для многих дел)». Во всех адатах подчеркивается смысл этих слов: женщине нужен мужчина, чтобы он уважал, поддерживал достоинство ее родственников, почитал, поддерживал в горе и радости ее родителей, братьев и сестер, родных и фамильных, родственников ее со стороны матери и других родственников, чтобы родственные связи с ее стороны он поддерживал на должном уровне в духе эздела; мужчине нужна женщина, чтобы она также поддерживала на должном уровне родственные отношения с его стороны, особо почитала его родителей, чтобы воспитывала детей в духе эхь-эздел-яхь, чтобы поддерживала честь мужа, проявляя свое уважение к соседям, односельчанам, что способствует поддержанию чести всего народа и т.д., т.е. женщина нужна мужчине и мужчина для женщины «для многих-многих дел».

Соответственно, чтобы все сказанное выше совмещалось в паре воедино, необходимо соблюсти все адаты: засватать невесту, до свадьбы посетить дом невесты родственниками жениха, посетить дом засватанной невесты женихом, после свадьбы вывести невесту по воду, пригласить родственниками жениха родных невесты. И только тогда этот брак можно назвать полноценным ингушским браком, к которому относится выражение «шоайла дукха беза уж».

Те молодые ингуши, которые, не соблюдая эти адаты, женятся, не познакомившись с родственниками обеих сторон, заключая родство, по сути, только между двумя семьями, руководствуются не выражением «ты мне много нужна (нужен)», а только одним понятием «безам», особенно, когда женятся путем умыкания девушки, нарушая все ингушские адаты. Такие люди руководствуются сиюминутным животным инстинктом. Эти отношения сложно назвать серьезными и очень легко разрушаются.

Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Каждый человек сам может узнать, является ли он человеком чести или нет. Он будет знать, что он человек чести, если он чтит и уважает людей чести. И будет знать, что он не человек чести, если пытается очернить человека чести».

Адаты обязывают ингушей наблюдать, замечать, выявлять и поощрять добрые, хорошие, достойные поступки, особенно, женщин и детей. Этим самым воспитывали детей, чтобы у них эти поступки стали постоянными, чтобы совершали их легко и с удовольствием, стимулируя между ними соревновательность в этих поступках (яхь), а женщин стимулировали уважать и почитать мужчин (независимо от возраста) и воспитывать достойное подрастающее поколение в духе эздела.

Важно, чтобы человек, соблюдающий эздел, имел намерение выполнения его как Сунны Пророка (с.а.с.).

Эздел связан с понятиями эхь и яхь. В ингушском языке эти три слова употребляются очень часто вместе – эхь-эздел-яхь, потому что эти понятия имеют смысловую связь.

«Эхь» – «совесть, иман». «Яхь» – «чувство собственного достоинства, соревновательность в благородстве, патриотизм». При любых поступках, соответствующих яхь, необходимо иметь намерение совершать их ради Аллаха.

Человек, не имеющий совести, не станет и не сможет придерживаться эздела. А человек, имеющий эхь и придерживающийся эздела, но не имеющий яхь, находясь вне своей этнической среды (т.е. в обществе, не знающем эздела), может очень быстро перестать придерживаться эздела, забыть его и принять культуру (или бескультурье) того общества, в котором он живет.

Если человек теряет яхь, то у него вырабатывается хьаг1 (т.е. черная зависть). А хьаг1 быстрое «съедает» эздел. А потерявший эздел, автоматически теряет эхь.

Эхь и яхь – это то, что поддерживает эздел, не дает ему ослабнуть.

Яхь – любовь (ради Аллаха) к своей семье, к своему населенному пункту, к своему роду, к своей Родине. Это подразумевает взаимоподдержку, выручку, оказание бескорыстной помощи однофамильцу, односельчанину, соотечественнику, где бы они не находились, как бы эта помощь ни выражалась, как брату. Особенно это касается защиты чести и достоинства представительниц слабого пола, как будто бы он защищал свою родную сестру.

Яхь поддерживается тем, что оценивается все хорошее, что он сделал для людей, особенно в том месте, где он живет, и порицается все плохое. Когда не замечаются ни хорошие, ни плохие поступки или дела, тогда яхь исчезает.

Народ, представители которого имеют и соблюдают яхь, оказывают честь и уважение людям с честью, не смотря на его малочисленность, будет под милостью Аллаха, и с ним будут считаться и уважать его все соседние народы.

Наш Пророк (с.а.с.) сказал: «Вам будет полезнее этот мир, если ваши правители достойны и уважаемы, если ваши состоятельные люди щедры, и если вы советуетесь друг с другом. Вам полезнее иной мир, если ваши правители недостойны и неуважаемы, если ваши состоятельные люди скупы и скаредны, и вы не советуетесь друг с другом».

Ни один из рассмотренных тринадцати ингушских адатов не противоречит шариату. Благодаря этим адатам ингушский народ на протяжении многих тысячелетий оставался ингушским народом, не исчез, не перемешался с другими народами. Чтобы исправить искажения в нашей жизни, чтобы ингуши и в дальнейшем оставались ингушами нам нужно возродить и сохранить эти адаты, вернуть их место в нашей жизни. Это духовные скрепы нашего народа. Да поможет нашему народу Аллах восстановить, возродить в полной мере и соблюдать наши бесценные адаты.

0

7

Сразу хочу оговориться, что мой пост, возможно, не совсем полностью соответствует теме. Заранее замечу, что рассуждения мои являются непрофессиональными, но было бы интересно, если кто-нибудь каким-то образом среагировал на мои предположения, а ещё лучше – развил.
Хочется затронуть определённый аспект темы адата/адатов. Общеизвестная отсылка к происхождению термина к арабскому. Но вот вопрос: арабы в определенной степени вели завоевательную политику в Закавказье, но на Северный Кавказ далее Дагестана они не продвигались в своих походах. И то эпизодически. Но адаты известны не в Закавказье, а на Северном Кавказе. И также спрашивается: а до походов арабов наследники кобанской, майкопской, трипольской и иных культур по каким правовым законам жили? И почему адаты горцев Кавказа, изначально сильно отличающиеся от норм шариата, сохранились именно на Северном Кавказе?
Объяснение лежит в плоскости древних корней народов Северного Кавказа. Если с отступлением, но сжато, то напомним, что языковеды выделяют как самых древних, автохтонных насельников Кавказа представителей нахско-дагестанской и абхазо-адыгской  языковых групп. Подавляющее большинство учёных сводит, как минимум, лингвистическое родство этих народов с  ныне исчезнувшими этносами, которые некогда населяли нынешние Сирию, Ирак, Турцию, Северный Иран, Закавказье, Северный Иран. Нахско-дагестанская группа является потомками хурритов и урартов, а абхазо-адыгская группа – хаттов. Хурриты, урарты и хатты – исчезнувшие народы. На этом внимание заостряется потому, что именно эти народы являются носителями адатов на Кавказе, не считая, малые этнические группы горцев Грузии, которые, по видимому, исконно были родственны к северокавказским народам, а не картвелам. И когда идёт отсылка на первенство арабов на происхождение арабов на термин «адат» стоит вспомнить, что арабы в своё время, будучи дикими кочевниками, захватили малые государства вышеупомянутых регионов. И вполне обоснованно предположить, что адаты местных народов частично вписались в культуру арабов, но не став у них доминантой.

Итак, задолго до прихода на территорию той же Малой Азии турков и даже арабов (ок. 1800 — ок. 1180 до н. э.) существовало Хеттское царство. До этого на этой же территории существовали города-государства хурритов и хаттов. Работы Дьяконова, Ардзинбы, Иванова, Наговицына указывают на то, что хетты, о которых осталось много информации благодаря обнаруженным глиняным табличкам, являлись наследниками ещё более древней культуры хурритов и хаттов. Хурритские мифы непосредственно непосредственно близко по времени связаны с шумерскими. Религиозные обряды, божественный пантеон, мифологию, обычаи, образцы письменности, государственный строй хетты в основном переняли у хурритов и частично хаттов. (Кстати, чуть позже аналогичная ситуация сложится у римлян, учителями почти во всём культурном были этруски, о связи которых с вайнахами многие независимые учёные вполне допускают). И также хетты переняли системы государствообразования у хурритов. Цитирую из «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии»:

«Разделение власти было таким:
а) царь, чья фигура стала символом единения страны;
б) тулия (совет старейшин), куда входили братья и сыновья царя; они исполняли обязанности министров, были советниками царя, командовали армией;
в) панкус (собрание воинов). Его историю достаточно убедительно воссоздал российский хеттолог В.В. Иванов. Первоначально панкус представлял собой лишь собрание членов рода, но постепенно состав его расширился. В период Древнего царства (1650—1500 гг. до н.э.) в это собрание входили как высшие сановники (родственники и свойственники царя), так и воины.

Итак, царь фигурой был по-своему священной, но он не был абсолютным монархом. А общая система управления страной было увязана со сложными демократическими институтами. Причём, этот социальный порядок мироустройства носил в умах людей глубоко религиозный характер. Существовавшие параллельно монархи Аккада, Ассирии, Вавилона и Египта являлись крайними деспотиями, не знавшими демократических принципов общественного устройства. В подобном сложном порядке социальной иерархии проглядываются элементы древнего уклада адата – свода законов свободных и вооружённых людей. Тут и вспоминается высказывание Б. Франклина о тех США, когда в них бытовала реальная демократия: «Демократия - это пространство договорённости свободных, вооружённых мужчин»».
Хетты, а ещё ранее хурриты, вступали в культурные контакты с Древним Египтом. Причём, если Древний Египет, возможно, был по размерам своим намного крупней хурритов и хеттов, то военная мощь была всё же столь значительной, что в результате военных конфликтов перевес далеко не всегда был на стороне Египта. Это зафиксировано мирными договорами. Итак, если мы принимаем гипотезу, что адат – как свод священных законов – существовал задолго в ареале от Сирии до Кавказа, то имеет, смысл рассмотреть фигуру древнеегипетской богини Маат. Цитата:

Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Маат — древнеегипетская богиня, персонифицирующая истину, справедливость, вселенскую гармонию, божественное установление и этическую норму. Культ Маат засвидетельствован ещё с эпохи Древнего царства; в Новом царстве богиня почиталась как дочь солнечного божества. Она была супругой (женой) бога мудрости Тота, так как народ Египта считал, что правда и мудрость — это хорошая пара. На космическом уровне Маат символизировала собой великий божественный порядок и закон, дарованный вселенной Богом-творцом во время сотворения мира, согласно которому сменяют друг друга времена года, движутся в небесах звезды и планеты, существуют и взаимодействуют боги и люди. Принцип Маат включает в себя как правильность и закономерность развития вселенной, так и сплоченность общества, а также, что особенно важно, ответственность царя и простого смертного за свои поступки.
Из вышеописанного следует, что, исходя из любви египтян к парным божествам-супругам, Маат и Тот в своём соединении олицетворяли союз Правду и Мудрость. И если Тота фонетически трудно сблизить со звучанием Адат, то Маат очень близка по звучанию. И стоит вспомнить древнюю и ещё едва теплящуюся на Кавказе традицию ходить к старикам, славившихся своей праведностью и мудростью, за  получением совета или рассуждением спора. Вот вам и союз Правды и Мудрости. И хотя, как правило, суждения стариков не имели обязательного характера для приходящих, вместе с тем, это были важнейшими этическими знаниями, основанными на адате, корнями в седину тысячелетий
Обратимся к другом термину в арабском. Дин (араб. دين — религия) — многозначный термин, которым обозначают «суд», «воздаяние», «веру», «смирение», «богобоязненность», «единобожие», «почитание» и другие понятия. На русский язык чаще всего переводится в значении религии, которая может быть истинной (дин аль-хакк). Вероятность правопреемства Дина от Адата также, по моему мнению, высоко вероятно.

Теперь обратимся к каббалистическому термину Даат. Цитата из библейской энциклопедии: «Даат (иврит. "знание", "познание") — В Св. Писании иудаизма — Танахе, или Ветхом Завете христианской Библии, — понятие, относящееся не столько к сфере спекулятивного познания, сколько к области этического знания, различения Добра и Зла, умения жить согласно заповедям (см. Мицвот) Торы, а также к сфере Богопознания (см. Даат Элоѓим)». То, что еврейское религиозное мировоззрение в самых ранних стадиях было связано с наследием шумеров, египтян, хурритов, аккадцев не вызывает никакого сомнения кроме ортодоксов. В каббале же - Даад - представляет собой соединение хокмы и бины, мудрости и понимания; название дополнительной сефиры, расположенной между хокмой и биной, которая должна их гармонизировать. Таким образом, бросается в глаза, то, что Даад – слияние понимания и мудрость – схож с египетской парой – единения правды и мудрости. Скажем там, возникла модернизированная калька более древних понимания двух столпов Закона/Адата.  Существует такое понятие в иврите «Б'ДАТ Моше вэ Исраэль - «по закону Моисея и Израиля».

Обратимся теперь к иранскому зороастризму. Как известно, что Персидская империя представляла собой огромный микс различных верований, которые регулярно подвергались изменениям. И контексте этого хочется упомянуть, что в более поздний период древний истории в пределах Иранского нагорья возникла Парфянская империя, возглавляемая потомками скифов, что пришли со стороны Кавказа. Пришедшие прославленные в боях всадники с севера вошли в военную элиту Персии и даже образовали династию Аршакидов. Более того, в 53 году до н. э., когда римские войска Марка Красса начали вторжение В Парфию, то были разбиты на голову в битве при Каррах. Большая часть римских сил была уничтожена, 42000 человек захвачены в плен.
Итак, зороастрийская Вера у иранцев именовалась Даэна (Вера). Подобное наименование религиозного свода законов позволяет предположить расшифровку данного термина в рамках вайнахского лингвистического контента. Даэна – Вера – Да йена = Данное Отцом.
Цитируем "Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов" Уильяма Куликана:
Именно Дарий установил принцип господства права. Его надписи наводят на мысль, что более всего он считал себя законодателем. Свод законов, который он обнародовал, был не нов. Он представлял собой кодификацию Вавилонского прецедентного права или правовых решений, которые называли датом – словом, использовавшимся для обозначения божественного порядка в Авесте».             Уильям Куликан «Персы и мидяне»
«При парфянской династии Аршакидов (250 до н. э. – до 227 н. э.)… Адарбад Мехраспандан, именуемый защитником Веры, восстановил Авесту в виде канона из 21-й книги (наска)… Все наски были сгруппированы в три группы, по семь насков в каждой… Вторая часть называлась Датик («Закон, кодекс») – собрание социальных и политических правил, которые могут меняться в зависимости от времени, места, культуры и необходимости сообщества заратуштрийцев».               «Основы религии Заратустры».
Итак, с глубокой древности слово «датик» и более ранняя вавилонская его форма «дат» указывали на Закон в его практическом значении и действии. А теперь сравните эти слова со словом «адат» - кодексом законов кавказских горцев, который регулирует поведение этих народов тысячелетия. Законы адата в разных больших и малых народах Кавказа в чём-то разнятся, но основа их едина, что указывает, что когда-то у этих горцев, также трепетно относящихся к огню и клявшихся на домашним огнём на очажной цепи, бытовал общий правовой кодекс. И этот кодекс практиковался, как минимум, в Вавилоне, а скорее всего и в более ранние времена. Уже практически не подлежащая сомнению в мировых научных кругах лингвистическая и культурная связь народов Кавказа с працивилизациями народов хатти, хеттов, хурритов и Митанни даёт логическое обоснование этой исторической преемственности адата по отношению к древнейшим законам человечества. А проводя сравнительный анализ законов древности и норм адата, только дополнительно убеждаешься в сходстве духа законодательных баз и причинно-следственных взаимосвязей между преступлением и наказанием.
Итак, мы видим, что сквозь неопределённое число тысячелетий выжил, по-своему здравствует и применяется адат – закон ясных и практических правил, выдержавший свою проверку долгим периодом времени. И поэтому, когда смотришь на некоторых либерального толка мыслителей, рассуждающих о низкой культуре и вреде «архаичного» права народов Кавказа, то понимаешь, что эти люди находятся в плену прозападных шаблонов на мир иных цивилизаций.

Теперь попытаемся связать семантически и фонетически термины Адат/Даат/Маат/Дин с такими понятиями как - Аьдал – Эздел.

Аьдал – Адат – Эздел – свод благородства.
Аьдал "обычай" "обряд" "благородство"

А вот выдержка из немецкого: Edel благородный,   der Edelmut –благородство. А вот как переводится имя Адель с французского, немецкого и арабского: Аде́ль (фр. Adèle, Adele) — женское и мужское имя французского происхождения, значение — благородный(ая), невозмутимый(ая). Так же имя Адель немецкое, католическое. Мужское имя в арабских странах, часто с ударением на первый слог. Адель — в переводе с арабского справедливый, честный, правдивый, верный.
Iаьдал сущ. *власть *обряд *обычай (1адал, 1абал, 1авыл, 1аел, 1айил положить)

Обратимся к религиозно-административной должности в Древнем Риме, именовавшейся как Эдил. Эди́л (лат. aedilis от aedes — храм) — в древности одна из коллегий магистратов города Рима. «Аediles» произведено от «aedes» и доказывает отношение этой магистратуры к постройкам вообще или к храмам (а может быть, к одному какому-либо храму) в частности.
Вот цитата из Реймона Блока «Этруски. Предсказатели будущего»: «Ежегодно избирался верховный вождь лиги, который первоначально носил титул rex (царь), а позже, в республиканскую эпоху, sacerdos (верховный жрец). При Римской империи появились также любопытные фигуры, игравшие роль федеральных чиновников, – претор или эдил пятнадцати народов Этрурии. Несомненно, это было напоминание об ушедшем прошлом» А также: «К середине VI в. до н. э. возникла необходимость создания Этрусской лиги; она напоминала Ионийскую конфедерацию Малой Азии, состоявшую из двенадцати городов, объединившихся вокруг Эфеса, где находился храм Артемиды.». Эти две цитаты указывают на схожий с хетто-хурритским укладом социума порядок у римлян в религиозно-административном укладе государства. И что ежё важнее, этот порядок и сам термин эдил пришёл к римлянам от этрусков. А этруски большинством учёных представляются выходцами из Малой Азии, то есть потомками хурритов, хаттов, хеттов. А о высокой вероятности не только лингвистической, но исторической близости с вайнахами кратко упоминалось выше, и при возможности будет позже раскрыто в отдельной теме.

Отредактировано RusKras (2016-01-30 01:47:08)

0

8

Будьте добры, укажите наиболее ранние исторические источники о институте тамады.

Отредактировано George (2016-02-25 10:38:23)

0

9

Меня настолько увлекла эта историческая тематика,что с удовольствием читал бы еще и еще.Спасибо автору за пост.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » "13 адатов ингушского народа" ( И. Абадиев )