ГЕНРИХ-ЮЛИУС КЛАПРОТ
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАВКАЗУ И ГРУЗИИ, ПРЕДПРИНЯТОЕ В 1807-1808 гг.
REISE IN DEN KAUKASUS UND NACH GEORGIEN UNTERNOMMEN IN DEN JAHREN 1807 UND 1808
Том I
Инструкции
I. Цели исследований, предлагаемые графом Потоцким
4. Г. Клапрот именно в Моздоке сможет собрать сведения об осетинах и сумеет получить их от самих осетин. Этот народ, называющий себя ирони, принадлежит к мидийской расе. Сарматы-мидийцы переселились с берегов Дона и поселились в стране мисимианов, которые удалились в местности, где обитают в настоящее время; мисимиане, по-видимому, прогнали оттуда гелов, или гилян, живших там во времена Страбона; они находятся теперь в Гиляне, и их называют талиша. Путешественнику (т. е. Клапроту) следует записать побольше осетинских слов для сравнения их с талишскими, так как язык этих последних также относится к индийскому...
6. Осетины являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа, и путешественнику следует изучить их с этой точки зрения; необходимо установить, что до сих пор задерживало их развитие и что надо сделать для ускорения приобщения их к цивилизации. Я был знаком в этой стране с архиепископом по имени Кай, который напечатал катехизис и некоторые другие книги на осетинском языке. Путешественнику надлежит узнать, насколько успешными оказались заботы архиепископа. Я снова повторяю, что любопытное всегда должно уступать место полезному и основной целью должно быть лучшее ознакомление с Кавказом.
12. Нам очень плохо известны берега Абассы от Анапы до Мингрелии. Однако мы совершенно уверены в том, что у подножья гор обитают народы, значительно отличающиеся от других кавказцев. Среди них в горах, у истоков Убуха живут азги, называемые, [106] согласно другим данным, также аланами. Они говорят, как полагают, на особом языке и носят шляпы. Не стоит говорить о том, как было бы интересно ознакомиться с этими народами, которые являются асами и ассипургами древних географов.
13. Что же касается других аланов, которые, по данным Рейнеггса, будто бы живут к северу от лезгинов, то я сомневаюсь в их существовании. Вообще путешественник должен взять за правило проверять все сведения, приведенные Рейнеггсом, и подвергать их тщательному изучению для того, чтобы можно было решить, какие из этих сведений правильные, а какие следует отбросить. Труд Рейнеггса, составленный без достаточной точности, поскольку автор являлся в некотором роде авантюристом, содержит много ошибок еще и потому, что был опубликован после смерти автора.
16. Современный Ширван является страной древних албанцев, покоренных Помпеем; их называли также аланы, а армяне... называли их агуани. Эти древние албанцы, или аланы уступили свою страну туркам...
II. Вопросы и замечания относительно Кавказа и его жителей в связи с путешествием Ю. Клапрота в Грузию
А. Лерберг
4. Подчиняется ли еще России дворянская фамилия Бадилетов, которая утверждает, что относится к маджарам и правит частью осетинских дигорцев. Эти последние подчинились, как нам известно из достоверных источников, в 1781 г., и с этого времени был открыт до тех пор неизвестный путь между Моздоком и Имеретией (Паллас, 1, 143).
5. Имена тигур и уитигур, которыми Рейнеггс обозначает дигорцев, являются, вероятно, искажениями; а может быть, так называет это племя кто-нибудь из их соседей (Рейнеггс, 1,234).
6. К наиболее странным жителям гор относятся карачаевцы, балкары и чегемы; говорят, что это [107] татарские племена... Являются ли они древнейшей ветвью монголизированных татар или это остатки гуннов, прежних жителей этой страны, которых Константин Порфироносный называет цихи; возможно также, что это остатки половцев, и Гюльденштедт совершенно неправильно принимает их за осетин... (Гюльденштедт, 1, 460 и 470; Паллас, I, 406, Штрит, IV, 249).
III. Господину Ю. Клапроту по случаю его путешествия в Грузию
Г. Круг
1. В русских летописях встречаются имена: Абарук, Алук, Альтуноп, Атургий, Башкарт, Блиуш, Боньяк, Яросланопа, Итлар, Кобкан, Кобран, Коштий, Кунам, Курья, Курток, Осалук, Шарукан, Селук, Сокал, Шташ, Сугр, Сурбар, Тарг, Тарсук, Ченегреб, Тугоркан, Турандай, Урузоба, Вельдиус. Согласно Гюльденштедту, среди осетин до сих пор употребляются следующие мужские имена: Итлар, Урус, Саба, Ратшин, Янсланоп, Кунем, Кусток, Ченегреб, Зурбар, Мальдуза и др. Из Георгиевска мне пишут, что дело обстоит не так. Насколько это правильно? И можно ли найти объяснения этих имен в осетинском языке? Не встречаются ли они также у их ногайских и других татарских соседей? Возможно, они имеют какое-то значение на татарском языке?
2. Как называют осетины своих соседей: черкесов, карачаевцев, балкаров, грузин, лезгин, русских, персов и др.
6. Рейнеггс упоминает о каком-то народе тигур, или утигур, который говорит на старейшем известном татарском диалекте. Являются ли они дигорами или дигирами Палласа и осетинами Гюльденштедт.
Ответ на первый вопрос
По прибытии в Моздок я показал упомянутые имена одному осетину по имени Алексей Бугулов Мисост [108] из селения Хиллаг Бугульте, расположенного на реке Фиаг, или Пог; он часто путешествовал по всей Осетии и знает почти все фамилии своих соотечественников; он уверял меня, что эти имена не встречаются у них, но зато обычны у черкесов и абазов, за исключением имени Алак 71, распространенного по всему Кавказу, и Тугорхан — женского имени; однако оба эти имени ничего не доказывают...
После того, как я убедился, что эти имена не осетинские и нетатарские, я стал искать их у черкесов и уже в Моздоке получил подтверждение от кабардинских мулл, что нижеперечисленные имена встречаются у их соотечественников...
Татарский язык, как и во всей Западной Азии, широко распространен по Кавказу; его понимают как черкесы и осетины, так и чеченцы и лезгины; это хорошо известно, однако это наблюдается только в главных городах или таких, которые находятся в частых сношениях с соседними ногайцами и кумыками.
Ответ на второй вопрос
Одним из важнейших вопросов, на который в первую очередь приходится отвечать, если хотят пролить свет на темные стороны истории какого-либо народа, это, конечно, вопрос: «как называет он себя и своих соседей?»
Осетины называют себя ир, или ирон, а свою страну Иронистан. Разве это не согласуется с тем, что их язык почти наполовину состоит из мидийских слов. Согласно Геродоту, мидийцы называли себя когда-то арианои и даже теперь их страну и часть Персии, куда они распространились, называют на новоперсидском языке Иран. Согласно расшифровке Сильвестра де Саси староперсидских памятников письменности Накши-Рустама и Кирманшаха времен Сасаиидов, цари персов владели Ираном и Не-Ираном и на монетах этой династии назывались «Малка малкан Иран» — царь царей Ирана. И не только по языку, по и по именам осетины на Кавказе родственны древним мидийцам.
В языке осетин встречается еще большое [109] количество мидийских слов, которые не сходны ни с одним другим известным языком. Согласно собственным преданиям, этот народ не жил постоянно на Кавказе, но пришел туда с Дона. Диодор Сицилийский рассказывает, что сейты вывели мидийскую колонию в Сарматию; у Плиния мы находим упоминание о потомках мидийцев и сарматов на Танаисе. Птоломей сообщает, что в устье этой реки живет народ оссилы. Поскольку осетины утверждают, что они пришли с Дона, то вполне вероятно, что они являются этими мидийскими сарматами древности; незнакомые слова в их языке, вероятно, являются сарматскими (Я надеюсь, что мои читатели настолько знакомы с народами средних веков, что не спутают сарматов со славянами). По-осетински «дон» означает «вода» или «река» и этот сарматский корень мы до сих пор еще находим во многих названиях рек восточной Европы, например, Дон, Данаприс, Днепр, Данастер (Днестр), Дун а, Дунай и др. Интересно, что эта последняя река в древние времена называлась Дунаем или Данубиусом только в своем среднем течении, где она граничила со страной языгских сарматов; дальше вниз по течению и у своих истоков река в течение длительного времени носила название Истер.
У византийских историков осетины упоминаются под этим или сходным с ним именем; кроме того, говорится, что они пришли в те времена из другого места. Однако мы видим, что в тех местах, где теперь живут на Кавказе осетины, в X веке находилось государство с главным городом Алания; среди всех данных, доказывающих это, самым важным является сообщение Константина Порфироносного о том, что Алания расположена вблизи от сванов.
В начале XI века Мстислав Владимирович завоевал полуостров Тамань, принадлежавший князю, имя которого Нестор не называет, но о котором говорит, что он был господином яссов и косагов, т. е. Алании и Казахии Константина Порфироносного. Эти яссы являются ассами путешествовавших в XIII в. монахов, которые признавали их одним народом с аланами и утверждали, что они являются валонами немцев. Эти [110] ассы являются или самими осетинами или жившими в их стране (Алании) татарскими племенами балкар и чегем, которых и теперь осетины называют ассами. Но вполне возможно, что речь идет здесь о самих осетинах, которых татарские народы называли ассами.
Птоломей помещает очень близко к своим оссилам алаунов и Алаунские горы. Часть ассов, вероятно, осталась у истоков Дона, где город Азак (Азов) до сих пор носит их имя; он был основан, по-видимому, в очень древние времена. Аланы на Дону находились на службе у татарина Нога, а после его смерти перешли на службу греческого царя, о чем очень пространно рассказывает Пахимер. Этот след приводит нас к памятнику XIV в., где сообщается, что часть аланов, составившая современных осетин, осела на Кавказе с X в. (по данным грузинских историков значительно раньше); эти последние подробно рассказывают, как аланы из долин и предгорий, боясь военных походов Тимура, поднялись на высокие снежные горы.
Один русский миссионер, живший среди осетин в течение 20 лет, уверял графа Потоцкого, что у них и в настоящее время имеется фамилия по имени Алан, и их страна, включая часть местожительства чеченцев, называется постоянно у арабских географов Belad Allan — земля аланов; многие полагали, что в последнем слове содержится арабский член а1 и переводили — земля ланов. Этому недоразумению дали повод некоторые азиатские географы, называя Дарьял (Кавказские ворота древности) — Bad allan, что собственно означает «Ворота аланов», но переводилось, как «Ворота лана». Вероятно, хотели избежать какофонии — Алалан.
Черкесов осетины называют казах или кешек, карачаевцев — Карачи, малкаров (балкары или чегемы) — ассы, ингушей — ангиштэ, южных ингушей — маккал, лезгин — лек, чеченцев — сецен, грузин — гурдшиаг, имеретинцев — имеретак, армян — сомишак, персов — хаджар. Это имя по всему Кавказу ввели алиды. Их очень ненавидят все жители этих гор, которые, исповедуя ислам, являются обычно суннитами. Можно [111] полагать, что наше немецкое слово кетцер родственно этому хаджар.
Ответ на шестой вопрос
Упоминаемые Рейнеггсом тигуры, или уитигуры, согласно описанию мест их жительства, не могут быть никаким другим народом, кроме осетинских дигоров, которых черкесы называют дигоркушха, русские — дугорами, а на их местном языке — тугурами. Хотя я спрашивал многих урожденных тугуров, но ни один из них не знает имена уитигур; однако на истоках Уруха, вокруг которого живет этот народ, имеется большое село Истирдугор, лежащее вблизи снежных гор, на южном склоне которых берет свое начало также Рион.
О том, что язык дигоров не татарского происхождения, показывает словарь, который я оттуда привез; напротив, он является осетинским диалектом, очень мало отличающимся от основного языка. У Рейнеггса, кроме того, слово татары не имеет определенного значения, и он называет так и черкесов и абазов.
Ответ на одиннадцатый вопрос
...Очень невероятно, чтобы аланы жили еще вблизи от Черного моря около Абхазии; однако ученые грузины уверяли меня, что в Абхазетии имеются две местности, именуемые ими Алалети и Папагети, но точно указать, где они находятся, грузины не могли. Согласно истории Грузии, царь Вахтанг Гургаслан, правивший в Грузии в 455 г., занял Мингрелию и Абхазию и завоевал провинцию Пачанги. Давид, сын последнего грузинского царя Георгия, оставивший краткий очерк истории своего отечества, отмечает, что Пачанги является современной Абазой. Там и должны жить все оставшиеся аланы, если они действительно существуют. Согласно некоторым сообщениям, азги, живущие у истоков Уббуха, говорят на своеобразном языке и носят шляпы; их называют также аланами 72. [112]
Глава 15
Георгий Пахимер рассказывает: «Танаис изливается в Меотские болота, а Этилиа — Волга, наоборот, в большое озеро, которое она сама образует вместе со многими другими реками, вытекающими из Персии. К югу находятся очень высокие горы, в которых обитают серги — черкесы и аланы, или акасы, являющиеся христианами и продолжающие войну с татарами. За ними около этого большого озера или моря (Каспийского) живут сарацины, называемые лезгинами и подвластные татарам...
Глава 17
...Другой высокой горой, заканчивающейся на востоке видимым из Георгиевска снежным хребтом, является Казбек, который грузины называют Мкинвари, а осетины Урсхох, т. е. белая гора...
Приводимые Рейнеггсом остальные названия Кавказа или не обычны, или относятся только к отдельным частям горного хребта. Названия тау, тав, даг или таг — татарского происхождения и означают «гора» вообще... Однако это послужило поводом русским употреблять в прежние времена выражение тавлинцы — жители гор, которым они характеризовали кистов и осетин... Теперь... оно заменено словом горцы...
Скара — скалкан — даглар называют по-татарски южные сланцевые горы Кавказа между истоками Риона и Арагви, в которых обитали осетины... Скара — скалкан — означает черный щит; это название дали осетинам, потому что они когда-то носили черные щиты. Согласно другим источникам, название черный щит эти горы получили из-за своего темного цвета.
Черкесы называют самые высокие снежные горы Кавказа Кушха, а весь хребет между верховьями Терека и истоками Кубани они называют Курдж. Эти последние называют снежные горы Цитихог, по-грузински Гипулис-мта, что на обоих языках означает смежная гора. 73 [113]
Глава 19
В 1742 г. грузинский архиепископ Иосиф и архимандрит Николай... вручили ее величеству царице Елизавете Петровне следующее заявление: «Осетины живут в Кавказских горах и после разорения персами и турками грузинского государства не подчиняются никакому властителю; они были раньше обращены в христианство, но с тех пор опять впали в язычество. От путешественников, проезжавших через их страну, получены сведения, что они снова хотят вернуться к христианской вере... Нельзя допускать, чтобы они оставались в прежних заблуждениях и, вполне вероятно, что когда к ним пошлют правоверных учителей, они в течение короткого времени будут возвращены на правильный путь».
После того, как Правительственный Сенат и святой Синод рассмотрели это заявление, было постановлено направить в 1745 г. к этому осетинскому народу для распространения христианской веры архимандрита Пахомия, священников Христофора и Николая и иеромонаха Ефрема. Эти лица действительно отправились туда и в том же году приступили к постройке церкви Откровения Господня. Они вернули неверующих к истинной вере и, кроме того, убедили их в целях обеспечения себя от нападения кабардинцев и чеченцев объявить себя в подчинении России; этот совет был принят в 1748 г. и приведен в исполнение курачскими и чимскими старейшинами Тесби, Амистала, Гучи, Гази и Мази.
Глава 20
...В следующем году (1763) была заложена крепость Моздок...
Осетин Иосиф Абайфирт, который привез письмо царю Имеретии Соломону, был убит кабардинцами при своем возвращении...
Профессор Гюльденштедт в октябре месяце при своем возвращении из Грузии был задержан у Степанцминда тагаурскими осетинами; его освободил генерал фон Медем с помощью 600 человек, направленных ему [114] навстречу, после того, как самым важным из этих осетин были даны подарки примерно на 30 рублей (серебряных). При этом тагауры были принуждены дать новых заложников вместо умерших в Кисляре.
Приказ фельдмаршала князя Потемкина Таврического 26 августа 1786 г.
5. Ингуши и осетины должны выставить 500 человек, чтобы охранять дорогу от разбойников.
Приказ генералу Гудовичу от 28 февраля 1792 г.
В том же году осетины жаловались на притеснения со стороны черкесов, у которых поэтому были затребованы объяснения. Они просили также организовать из них корпус, по типу казачьего; генералу Гудовичу было поручено изучить это предложение.
Донесение графа Гудовича от 5 января 1797 г.
10 октября граф вышел из Тифлиса с 500 человеками и через Мухрани, Белоти и Кручинвали против осетин района Джауком (по-грузински Джависхеоба). В последнем городе он оставил небольшой провиантский магазин для экспедиции и 22 октября пошел дальше по правому берегу Лиахви, а затем по левому берегу реки Паца до Джави, откуда отправил одного грузинского князя к жителям большого села Кошки, которые в середине этого же года разбили и разгромили полк донских казаков под начальством лейтенанта Ришкина; он потребовал возвращения всего награбленного, людей, лошадей, денег и вещей, но безрезультатно. 3 декабря князь занял Кошки, жители которого ушли в горы. На другой день он возобновил свои требования, но снова безуспешно, в связи с чем приказал разрушить Кошки. Осетины испугались, что такая же судьба постигнет все их селения и после некоторых переговоров вернули все награбленное. Но так как они не хотели давать никаких заложников, то пришлось взять всех, кого только можно было схватить, 250 мужчин и 150 [115] женщин, которых затем распределили в Гори и около него.
Глава 23
Кума без сомнения является Удоном Птоломея, который, по его данным, начинается в Кераунских горах и впадает в Хирканское море между Алонтой и Рха. Название Удон, по-видимому, осетинского (сарматского) происхождения, поскольку «дон» на этом языке означает «река» и «вода».
Глава 24
Имя бассы, под которым не следует понимать карачаевцев, они (татарское племя) получили от наиболее знатной среди них фамилии, которая, по данным одной из грузинских географий 74, имеет осетинское происхождение. Согласно преданиям своих старейшин, они в давние времена проживали в степях Кумы, вплоть до Дона, но когда это было, они не могут теперь сказать... Часть их осталась на Малке и лишь позднее переселилась к истокам Терека... В этом новом месте они в течение длительного времени прожили спокойно, пока грузинская царица Тамара не покорила соседних осетин и других кавказских народов, включая и бассов...
Эти татары (бассы 75), которых черкесы называют татар-кушха, т. е. татарские жители гор, именуются осетинами — ассы и состоят из различных племен, живущих отдельно друг от друга на различных реках...
По дороге из Дигора в Балкары около речки Хасриадон находится гора Исди-хонг, т. е. свинцовая, содержащая большое количество руды; дигорцы приносят оттуда много кусков породы со свинцом, которые они дома плавят. Из дигорского селения Маскуава туда можно легко проехать на повозке.
Согласно сведениям грузин, их княжеская фамилия Бассиат, которую уважают за их положение, аналогична кабардинским дворянам, имеет осетинское происхождение, что однако требует подтверждения...
Глава 25
Жителями Моздока являются русские, армяне, армянские католики, грузины, татары и осетины; имеется [116] также много крещеных черкесов. Такое скопление различных народов обусловливает то, что большинство торгующих жителей, помимо русского, говорит также на татарском, армянском, грузинском, черкесском и осетинском языках, в связи с этим у них очень развиты способности к языкам. При посещении гостиного двора можно на основании количества и разнообразия продающихся товаров и купцов судить о зажиточности жителей русского города. Моздокский гостиный двор в настоящее время очень беден и только в одной лавке нахичеванских армян можно найти европейские товары. Большая часть остальных лавок закрыта, остальные заняты местными армянскими и осетинскими купцами, которые торгуют мелочными товарами и продуктами. Между тем торговля здесь была значительной, но ненадежность на линии (границе), карантины на русской территории и чума среди горцев чрезвычайно содействовали ее упадку...
Дома (в Моздоке) частью деревянные, а частью плетеные, шпаклеванные глиной. Окна выходят обычно во двор, так что с улицы ничего не видно, кроме голой, оштукатуренной или побеленной стены. Ниже города находится несколько плохо построенных мельниц на Тереке, жернова которых так стерты, что иногда едва можно есть хлеб, приготовленный из перемолотой здесь муки,, потому что она содержит много песка.
В Моздоке, кроме русских, имеются две армянские и одна католическая церковь; эта последняя построена около 40 лет тому назад местными капуцинами-миссионерами; поскольку они теперь умерли, церковь перешла в руки иезуитов, которые держат здесь настоятеля, священника и монаха...
Глава 26
Князь (черкесов 76) ведет войны и со своими воинами и слугами совершает разбои и набеги на русские области или осетин, ингушей, карабулаков и часто даже на народы, живущие на Кубани 77.
Черкесы... ходили когда-то целыми караванами по Астраханской дороге... к морю за солью. Но после [117] установления линии им запретили брать ее и пришлось покупать у русских... Они в основном снабжают осетин и дигоров солью. В большую арбу с солью они запрягают от 6 до 8 быков 78...
Глава 30
...Поскольку они (амазонки) являются сарматами, от которых, по всей вероятности, произошли осетины, жившие также севернее и являющиеся аланами средних веков, то ясно, что амазонки, меоты, сарматы, аланы и осетины принадлежат к одному и тому же яфетическому племени, что я в следующем томе собираюсь подробно объяснить...
24 декабря мы отправились по правому берегу Терека и оставили Владикавказ... Через 4 версты у нас налево оказалось ингушское селение Сауква, которое русские называют теперь Саурово. Оно расположено на крутом берегу Терека, примерно в 2 верстах ниже предгорий. От этого селения из долины видна только высокая коническая башня, построенная из очень белого известняка...
В Саурове живут ингуши вместе с осетинскими беглецами, почти все в деревянных домах; осетины по количеству превышают ингушей, так что это селение можно считать настолько же осетинским, насколько ингушским. В 1 версте далее к востоку в горах находится селение Бушуа, от которого считается еще 7 верст до Больших ингушей. Еще через 5 верст, т. е. в 9 верстах от Владикавказа, мы достигли осетинского селения Балташ, называемого русскими Балта, на левом берегу Терека на склоне известняковых гор...
Ниже Балташа находится небольшая равнина, где ингуши пасут летом своих овец, за что выплачивают небольшой налог старейшинам осетинской фамилии Темир-Султан-Илальди, которой принадлежит это селение...
Поскольку мы поздно выехали из Владикавказа, то во избежание нападения ингушей или осетин, мы сочли лучшим переночевать в Балташе. Мы поместились у одного русского офицера, который сам жил в [118] качестве гостя у одного осетина. Дом был построен очень неправильно из бревен и толстых досок и походил более на лавку, нежели на жилище; однако наш хозяин угостил нас прекрасным пивом и собственным бараном, голову которого мы получили на правах гостей.
Глава 31
Рано утром 25 декабря мы покинули Балташ... и отправились вдоль левого берега Терека...
Это место, где Терек непроходим и где приставляли лестницу с 15 ступеньками, соседние осетины называют Ассинтэ... Теперь... после проведения военной дороги через Кавказ до Тифлиса... передвижение стало удобнее... В связи с этим отменили налог, который уплачивали осетинам за содержание обоих мостов (через Терек).
В 3 верстах далее, или в 7 верстах от Балташа, мы дошли до речки Саудон, т. е. черная вода, текущей с юго-запада...
На южной стороне речки Саудон, приблизительно в 20 саженях над поверхностью Терека, находится осетинское селение Даллагкау, т. е нижнее селение. Его называют также по имени его строителя Багира, сына Илальда Багирикау, а русские называют его Нижний Чим, или Кайтухово. Улагцмикау, или верхнее селение Цми, называемое русскими Верхний Чим, расположено еще в 30 саженях выше по Саудону.
Даллагкау плохо построен и состоит всего из 20 каменных хижин, стены которых сделаны из неотесанных камней и валунов, не скрепленных никаким известковым раствором. Щели между камнями заделаны землей или навозом. Дверь дома является одновременно входом в комнату, которая не имеет других отверстий и освещается через нее. Напротив, Верхний Чим, называемый чаще просто Чим, более значителен по размерам и населен 100 фамилиями. Однако жилища занимают здесь очень маленькое пространство, так как построены друг около друга и образуют улицу. Дома имеют четыре стены, сделанные из камней: высота их [119] едва ли более сажени 79. Крыша совершенно плоская и сделана из сосновых бревен, покрытых глиной или крупным песком. Посередине устроена труба, сплетенная из ивовых прутьев и обмазанная глиной и навозом рогатого скота; эта труба служит для выхода дыма от огня, разводимого посередине комнаты; через эту дымовую трубу проникает также дневной свет, когда дверь закрыта. Рядом и между домами находятся конюшни, построенные частью из бревен, частью из плетеного кустарника. В каждом селении можно найти одну или несколько четырехугольных, в 5 — 6 сажен 80 высоты башен, которые в военное время служат убежищем, как я уже упоминал об этом в отношении ингушей. Камни связаны здесь известкой, которая держит их очень крепко, так как жители никогда не употребляют свежегашеную известь, но оставляют ее лежать в течение года и даже дольше на воздухе в яме для того, чтобы она могла сама по себе разложиться; благодаря этому она становится более вязкой, нежели известь, которую гасят водой. Этот способ заслуживает повсеместного внедрения; им когда-то пользовались в некоторых местностях Германии при сооружении общественных зданий.
Летом над хлебными полями можно часто увидеть горных воронов, клюв и лапки которых имеют кроваво- красный цвет... Я видел здесь также горную серну- самку, убитую осетином; они на своем языке называют ее дзабитер...
Мы были задержаны в Чиме неприятным инцидентом... взбесилась одна из вьючных лошадей... Осетины сказали мне, что причиной этого заболевания является ядовитая трава, находившаяся в большом количестве в прошлогоднем сене... Поскольку не удалось достать другую вьючную лошадь, нам пришлось, с одной стороны, нанять осетин в качестве носильщиков груза, а с другой — распределить его на остальных лошадей. Я вынужден был заплатить трем носильщикам за короткий путь до Лаарса (с добрую милю) 4 рубля серебром.
К полудню мы прибыли в Лаарс, называемый осетинами также Горе. Это последнее осетинское селение [120] перед грузинской границей; оно расположено на речке Лаарсдон, впадающей слева в Терек. Около него на крутой возвышенности находится сильное укрепление, защищаемое двумя батальонами пехоты и 4 пушками под командованием майора.
Вся местность от Балташа до Лаарса называется проживающими здесь осетинами Шимит; селения Балташ, Даллагкау, Улагцмикау и Лаарс принадлежат фамилии Слонате, происходящей из валагирского селения Бад на реке Фиаг. Илальд, родоначальник этой новой ветви фамилии Слонате, убежал оттуда около 70 лет назад и обосновался на Тереке, где и заложил селение Улагцмикау, или Чим. Его младший сын Ахмед остался там жить со своими родителями, но оба его брата Темир-Султан и Багир отделились от них и основали каждый для себя отдельное селение. Первый — Балташ, а второй — Даллагкау, или нижнее селение. Эти селения сохранились за их потомками. Основное местечко Чим принадлежит теперь сыну Ахмеда по имени Дударук. В Даллагкау живет Максим Слонате, а в Балташе знаменитый Девлет-Мурза, известный русским под именем Девлетка. Он имел обыкновение делить награбленное с прежним комендантом Владикавказа графом Ивеличем, за что этот последний оставлял без наказания все его набеги.