Назрань – 2011
Памяти Дошлуко Мальсагова,
большого гражданского мужества
Человека и Ученого, посвящаю.
Историческая наука переживает глубокий кризис. Лица со странными наклонностями, немалыми финансовыми возможностями нуждаются во лжи и фальсификациях. Страна завалена псевдоисторической макулатурой, отравляющей души многих людей. Её тиражируют, ибо она ласкает самолюбие ущербных и амбициозных, насаждает в угоду им недоверие, вражду и ненависть между людьми.
Будь иначе, многие «белые пятна» в истории России исчезли бы навсегда. Это подтверждается и тем, что изложено в настоящей работе.
Многочисленные русско-нахские лексические соответствия в комплексе со свидетельствами антропологии, археологии, языкознания, античных источников и летописей ведут к переосмыслению представлений о древней истории славянских, русского и нахских народов. Десяток-другой языковых совпадений могут быть случайностью, а многие сотни - забытый, но важный этап в жизни наших далеких, бывших близкими друг другу, предков.
Только дикость и невежество
не уважать прошлого.
А.С.Пушкин
I
Вступление
Россия переживает один из самых сложных периодов в своей истории. Специфический переход к рыночной экономике вызвал разрушение производства и даже в отраслях, бывших успешными в условиях социалистической бесхозяйственности. Затянувшейся на два десятилетия экономический, социальный и политический кризис, повсеместное воровство и коррумпированность на всех уровнях, во всех ветвях власти обусловили обнищание самых широких народных масс.
Страну захлестнули пьянство и наркомания, обретшие характер эпидемии. До сих пор не преодолен воцарившийся во многих российских регионах демографический кризис. Миллионы детей вынуждены бродяжничать и пополняют шайки, банды и притоны.
Жалкая участь постигла больных и стариков. Они не нужны никому, многие брошены на произвол судьбы самыми близкими родственниками, выкинуты из своих домов и квартир, преждевременно покинули безжалостный мир «демократического благоденствия». Большинству людей чрезвычайно сложно устроиться на достойную работу. Обнищавшие люди деградируют. Помимо тяжелых условий жизни влияние на деморализацию населения оказывают средства массовой информации. Поэтому народ телевизоры метко и образно прозвал «зомби-ящиками», почти всю печатную переодическую продукцию считает желтой, многих журналистов относит к продажным. Здравые люди озабоченны обстановкой в стране, мыслят и делают выводы, находят ответы
на волнующие их проблемы и вопросы. Такие люди не всех устраивают. Они неудобны и даже опасны. Для их подавления содержатся организованные и подкармливаемые националисты и различных окрасов экстремисты. Они, словно по команде, превращаются в лающие, визжащие, хрюкающие, остервенело скалящиеся стаи. Эти сборища пытаются «подсказать» обнищавшим и опустившимся людям кто виновен в их несчастьях и бедах. Для этого они скандируют: « Россия для русских! Москва для москвичей!», « Бей чурок! Спасай Россию!», «Дави чернож….х и узкоглазых!», «За великую Русь без неруси!»…. За это горлопанство им иногда дают до отвала пожрать. Их боссам достаются несравненно более щедрые вознаграждения. А шавок после сытных возлияний опять сажают на скудную пайку, чтобы копилось и не убывала в них ненависть ко всему миру, готовность по первой команде остервенело рвать и сминать плоть им подвернувшихся таджикской девочки, еврейского юноши, студента - «лицо кавказской национальности», юного африканца, обучающегося на свое несчастье в Университете «дружбы народов»…..
Необходимо остановиться на некоторых весьма характерных примерах.
По всей стране прогремели Артур Рыно и Павел Скачевский – лидеры экстремистской группировки. Из материала дела, заведенного на них известно, что их банда совершала нападения на кавказцев и азиатов в период с августа 2006 года по апрель 2007 года. Лишь 17 апреля 2007 года они были задержаны сотрудниками милиции после обращения некоего гражданина, который видел, что двое подростков с ножами напали на кавказца. Артур
Рыно и Павел Скачевский были пойманы фактически на месте преступления. У них изъяли окровавленные ножи. Пострадавшим оказался генеральный директор компании «Гармед» Кармен Абрамян.
В июне 2007 года Рыно берет вину в совершении 37 нападений на себя. Но еще раньше следствие обнаружило и других фигурантов, новые преступные эпизоды. Никто не мог поверить в то, что такие «подвиги» совершил в одиночку не очень крупный семнадцатилетний ученик школы иконописи имени Киселева.
9 января 2008 года в Тюмени вынесен приговор семерым нацистам, признанным виновными в убийстве уроженца Азербайджана. Лидеры этой банды – 20-летний Игорь Шиянов и 22-летний Евгений Фатеев осуждены на 11 лет колонии строгого режима. Остальные участники получили сроки от одного года условно до 10 лет колонии строгого режима.
22 сентября 2008 года Мосгорсуд приговорил членов нацистской группы, обвиняемых в убийстве известного шахматиста из Якутии Николаева, на сроки от трех до десяти лет лишения свободы. Из 13 подсудимых 12 - несовершеннолетние. 20 октября 2007 года подростки, возвращавшиеся со стадиона «Лужники», сначала избили 37-летнего дворника из Таджикистана. Они же расправились с Сергеем Николаевым. К 10 годам колонии общего режима, а также к обязательному лечению у психиатра приговорен самый старший член банды – 18-летний Иван Калиниченко. При оглашении приговора подсудимые выкрикивали нацистский лозунг: «Зиг хайль – мы построим новый рай!».
В стране, народ которой понес наибольшие потери в войне с фашизмом и сыграл решающую роль в его разгроме, расплодилась фашистская нечисть. Удивляет? Да, но больше возмущает. Надо присмотреться к доморощенным наци и станет ясно многое. Это – безликая, лишенная разума масса, преисполненная рефлексами, присущими животным, но, тем не менее, она полна решимости защитить чистоту русского народа. Среди таковых немало, оказывается, нерусских. Один из известных классиков революционной теории в свое время очень верно подметил, что среди нерусских довольно часто встречаются лица, в большей мере подверженные великодержавному «великорусскому» шовинизму, чем русские.
В 2008 году нацисты в России принесли в жертву своему идолу - Гитлеру почти 100 человек. Нападения фашистов были зафиксированы в 44 регионах страны. По этой части они лидируют в Москве (49 погибших,108 раненных), в Петербурге (23 погибших, 72 раненных), в Воронеже (2 погибших, 18 раненных). Даже в нашей не особенно открытой прессе с неубывающей частотой появляются сообщения о злодеяниях фашистов.
Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г.Нургалиев сообщал, что по данным МВД России количество участников различных радикальных движений, от националистических организаций до фанатских группировок, находящихся в поле зрения криминальной милиции, достигает 200 тысяч человек. Они нападают на граждан неславянской внешности («Аргументы недели, №8 (146), четверг, 26 февраля 2009 года). Всего в России насчитывается более 300 неформальных молодежных объединений националистической, экстремистской направленности. Речь идет о выявленных и известных. А сколько же их остается безвестными и неизвестными для властных структур и высоких должностных лиц? Кто их организаторы? Кем они финансируются? Они же даром глотки драть не будут, в снег и в дождь горлопанить часами на митингах не станут.
Чудовищно! Внуки и правнуки воевавших и погибших в вооруженной борьбе с фашизмом не считают даже нужным скрывать то, что они идейные собратья всех тех, кто в свое время выпестовал фашизм, убивал их дедов и прадедов, более всего стремились уничтожить русский народ. Предположи кто-либо подобное с десяток лет тому назад, его сочли бы психическим больным.
Они действительно очень нездоровые люди. Это следствие не только всеобъемлющего кризиса в стране, но и плоды целенаправленной идеологической обработки людей и в первую очередь – молодежи. Следует отметить, что весомую лепту в эту грязную деятельность вносят и некоторые представители интеллигенции. В их числе есть даже женщины. Одна из них - Татьяна Миронова. Она не считает нужным скрывать бурлящую в ней ненависть к инородцам. В этом легко убедиться, ознакомившись с её книжонкой «Планы Путина-Медведева». Тот факт, что она считает одной из самых выдающихся в истории России личностей Григория Распутина, сам по себе о многом говорит. Если Распутин был бы и ныне жив, у многих зародилась бы мысль о том, что он чем-то очень необычным прельстил Татьяну Миронову. И в противовес этому можно сделать вывод, что, вероятно, у неё был не очень удачный опыт общения с кем-то из нерусских. Он или они, должно быть, кровно обидели её. Этого она не может забыть и сгорает – стареет…. Поэтому из неё прёт злобный бред: «…идеал у русского человека вовсе не таков, чтобы легко скрутить свою жизнь с какой - либо «поганью», как и теперь еще сплошь и рядом честит русский человек иноверца. Он будет с ним вести дела, будет с ним ласков и дружелюбен, войдет с ним в приязнь во всем, кроме того, чтобы породниться, чтобы ввести в свою семью инородческий элемент. На это простые русские люди и теперь еще крепки, и когда дело коснется до семьи, до укоренения своего дома, тут у него является своего рода аристократизм ».
В таком же духе она продолжает: «На протяжении тысячелетий русский физический тип оставался устойчив и неизменен, и никогда не являлся помесью разных племен, населявших временами нашу землю. Миф развеян, мы должны понять, что зов крови – это пустой звук, что наше национальное представление о русском типе – реальность русской породы».
Что ей сказать? Женщин ни при каких обстоятельствах нельзя обижать. Да и знать надо, что они способны изощренно мстить за обиды. Поэтому, стиснув зубы, зажмурив глаза, зажав нос и рот, переборов «не могу» и «не хочу», следует делать все то, что «Танк»а желает. В противном случае, из-за какого-то брезгливого или безвольного чурбана всех «инородцев» ни за что – ни про что она объявит «поганью», науськает на них милых её дородному сердцу наци(ков).
Миронова Т., для видимости, ссылаясь на антрополога А.П.Богданова, относит присущий русским людям аристократизм, конечно же, к себе в первую очередь, хотя её внешность даже с огромными натяжками не назовешь ни русской и славянской, ни аристократической, а её «писанину» - изысканной.
Зомбированные такими «аристократками» дурни до невменяемости орут:
«Россия для русских!», «Чурки вон! В клочья порвем!», «Бей зверей и их зверьков!»… Если они обретут силу, то в первую очередь начнут приводить в порядок русских и только лишь после этого «инородцев». Нацисты не считают нужным скрывать этих своих намерений. Среди них все более популярней становится идея ввергнуть Россию в хаос, ибо, считают они, что обычные русские люди намного большие враги, чем «инородцы». Ведь они не прониклись националистическим сознанием. Для того, чтобы устранить это противоречие, фашисты полагают нужным развязать гражданскую войну с целью взятия власти в свои руки.
Миронова Т. и ей подобные примитивны. Они повторяются, изрыгают из себя подобие того, что в свое время извергали Гитлер, Геббельс, Борман и их подручные. Доморощенные, отливающие коричневым окрасом, забыли о финале германского фашизма, лидеры которого либо покончили с собой, либо были повешены, либо гнили многие годы в тюрьмах. А в их распоряжении были, ведь, огромные финансовые, экономические, военные и людские ресурсы. Казалось бы, урок налицо. Коричневые шизоиды не понимали и до сих пор не могут понять, что Всевышний жестоко карает всех тех, кто хоть на миг возомнил себя равным Богу, вершителем человеческих судеб.
Наци, как и прежде, исступленно камлают и заклинают о победе фашистских идеологии и практики на русской земле. Большего им, пока, не надо. Ни к чему перегружать мозги. Ведь их и так мизер. Жалкие крохи надо беречь хотя бы для того, чтобы заучить «кричалки»: «Зиг хайль! Зиг хайль…..». Затем сбегаются в стаи, горлопанят, налетают на всех тех, кому со внешностью не повезло. Безжалостно бьют, убивают и, по-шакальи, разбегаются в разные стороны, отлеживаются, отсиживаются в злачных местах. И так, пока, без конца.
Некоторые объясняют все это, сетуя на то, что в этногенезе русского народа было огромное множество субстратных наслоений и они являются причиной имеющихся в России негативных явлений. Глупое оправдание – с одной стороны. А со второй – как же быть с так называемой арийской чистотой крови?. Явные противоречия непомерных амбиций из-за неладов с их мозгами. За тысячи лет многочисленных самых невообразимых миграций народов, наших предков, говорить о чистоте расы, этносов - идиотство. Представили бы себе на мгновенье сколь много раз идущие вслед за кочующими дикими животными предки современных народов перекрещивались меж собой. Ни один народ не может сказать, что он крови чисто русской, чисто немецкой, чисто нахской, происхождение его народа в этническом отношении совершенно однородно.
Но вместе с тем, любому здравому человеку ни в малейшей мере не хочется быть даже в далеком родстве с людьми, имеющими малейшие задатки человеконенавистников. Как бы не хотелось Т.Мироновой, но историю не вернуть вспять и даже для того, чтобы исключить браки русских с «поганью». Вряд ли какой либо другой народ в такой степени, как русский, поглотил в себе великое множество представителей иных народов. И разглагольствования всякого рода Боровиковых, Марценкевичей, Хасисов, фон Сиверсов, Дёмушкиных, Рино, Щияновых, Беловых-Поткиных и других новоявленных «арийцев»- бредни психически больных людей. Кто их готовит, инструктирует, даже учит говорить и, пока, ещё, руководит ими?
Несомненно, они исчезнут из нашей жизни. Но прежде, чем это произойдет, сколько бед они принесут всем. Ради своих детей, внуков, родных и близких людей необходимо переосмыслить наши воззрения, образ жизни, навязанные народу бездарными монархами, безродными вождями, всплывающим из ниоткуда множеством врущих, загребущих, бесчинствующих чудищ – чиновников. Допустить того, чтобы Россия оказалась бы где - то в тени, превратилась в подобие страны, отнесенной к развивающемуся миру, было бы преступлением нынешнего поколения российских граждан перед будущим страны.
В России в начале ХХ века довольно часто происходили черносотенные погромы. Та Россия пала. Всем известно о трагических последствиях этого. Долгое время к демогогии Гитлера, его сподвижников относились снисходительно. В итоге: мировая война и многие десятки миллионов человеческих жертв…. Неужели, история нас ничему не учит?
Без доброжелательного и уважительного отношения к друг другу не может быть и речи о каких-то успехах в преодолении накопившихся многих тяжелейших проблем. Пренебрежительное отношение к некоторым из них и в первую очередь к проблемам межнациональных отношений могут стать губительными для нашей страны. Похоже, что некоторые деятели забывают о том, что Россия многонациональна. Нищие и враждующие друг с другом из- за кусков пожирнее и мест потеплее массы людей обречены. Нам надо спасать себя, ни на миг не забывая очень верное шутливое, казалось бы, выражение: « Спасение утопающего - дело рук самого утопающего».
Те, кто жонглируют на потребу своим утробам словами «Русь», «Россия Великая», «нерусь», «звери», перемежаемые чавканьем, бульканьем, хрюканьем и другими присущими скотам звуками, губят страну. Весь этот сброд не может считать себя представляющим русский народ. Что эти человекообразные знают о настоящих русских? Ровным счетом ничего. Им не известны даже дни рождений своих родителей, они не имеют представлений о том, кто их дедушки и бабушки. О более дальних предках и говорить незачем. Они не имеют даже поверхностных представлений об истории русского народа. Будь иначе, оберегали бы, как святыню, русский язык. Они же общаются между собою на какой-то тарабарщине. Даже язык уголовников - «феня» в сопоставлении с нею выглядит возвышенным и очень русским языком. Если следовать за русскими «чистых кровей», то языка народа, языка Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Льва Толстого, Сергея Есенина и многих других выдающихся русских людей, не будет. Нет языка – нет народа. Этому утверждению история человечества дает множество подтверждений. Приведем один из примеров. Около трех тысяч лет тому назад на Апеннинском полуострове появились этруски. Нынешняя письменность европейских народов восходит к той, что появилась в Европе вместе с ними. Во многом, благодаря им, Италия в течение короткого времени стала великой державой – Древним Римом. А этруски исчезли. Это произошло из-за того, что этрусские города соперничали с друг другом, не объединялись для того, чтобы быть способными противостоять другим италийским племенам. Этруски постепенно перешли на язык древних латинян и к первому веку нашей эры забыли свой язык. Исчезло объединяющее, очень важное начало - язык, исчезли и этруски. Они были ассимилированы древними римлянами.
Примечательно то, что ни один из опрошенных горлопанов не смог объяснить значения словосочетания «Русь великая». Тем не менее, выпучив в бешенстве глаза, брызжа слюной, ничего не соображающие наци, продолжают вопить вовсе несоответствующие их шабашам слова «Великая Русь».
Создается впечатление, что Россия наказана. Она на долгие века отдана на кормление многочисленной армии российского чиновничества, мздоимцев, ворюг. В чем виноваты народы России? Почему они обязаны кормить эти орды? Никто не ответит на этот и подобные вопросы. Чтобы они не возникали, созданы и функционируют объединения экстремистской и даже откровенной фашисткой направленности. Тратятся средства на их содержание. Понимают стоящие за этим, что российские народы объединяет очень многое, но все же пытаются противопоставить этому ложь, клевету, подлость и провокации.
Никто не имеет права помыслить о том, что можно найти выход из сложившейся обстановки, противопоставляя друг другу российские народы. Это - путь к самоуничтожению, путь в никуда.
Многое заставляет задуматься над вопросами, связанными с историей России. Конечно же, одним из первых, самых интересных и волнующих вопросов были связанные с проблемой происхождения терминов русский, Русь. Об этом, по мере возможностей, пойдет далее речь.
IΙ.
Язык до Киева ведёт...
В России – в целом, в Ингушетии - в частности порядочным и умным людям всегда жилось нелегко. Это утверждение можно подтвердить многими примерами. В данном случае речь пойдёт о Дошлуко Мальсагове, известном лингвисте, разносторонне одаренном ученом. Он ушел из жизни более сорока лет назад. Его научные исследования, выводы и рекомендации до сих пор вызывают неподдельный интерес. Долгим было бы перечисление научных трудов профессора Мальсагова Дошлуко. Можно с уверенностью сказать, что они глубоко научные, не потеряли своего значения до сих пор и поэтому ценны. Самой выдающееся из его изысканий, носящее название «О некоторых непонятных местах «Слово о полку Игореве», опубликованно в 1959 году (40,С.120-167). Оно было с интересом и одобрительно воспринято многими видными учеными того времени. Так, известный ученый Д.С.Лихачев прислал письмо Дошлуко Мальсагову, в котором подчеркнул: «Отныне мимо Вашей работы не пройдет мимо ни один серьезный исследователь Слова».
Доктор филологических наук Раиса Идрисовна Ахриева вспоминает: « В аспирантские годы мне довелось присутствовать на обсуждении этой работы, на расширенном заседании постоянной комиссии по «Слову» при СП СССР, на котором среди ученых был такой маститый и потомственный слововед, как академик Корш. По мере того, как Дошлуко, как всегда, очень
убедительно говорил о результатах своего исследования, с лиц некоторых высокомерных ученых исчезали скепсис и столичный снобизм. Обсуждение было оживленным. Автору задавали вопросы лингвистического, художественно-поэтического, исторического и даже биографического характера.
Глубокий и тонкий знаток истории, этнографии, русских летописей, вайнахских языков, поэзии и поэтики, он отвечал убедительно просто, а иногда даже увлеченно- вдохновенно….
Встречающееся в «Слове» выражение «… а Владимир каждое утро уши (себе) затыкал в Чернигове», профессор Д.Мальсагов, используя данные этнографии и археологии Кавказа и Юга России, а также данные ингушского и русского фольклора, объяснил, как «запирал ворота». Князь Владимир не мог затыкать свои уши при приближении врага, как считали академик Орлов и другие. Он должен был закладывать «уши ворот поперечными слегами, проушинами» т.е. «князь укреплял крепость, боясь грозившего ему Олега Святославича» и т.д.
Отдать себя в полную силу науке ученому не пришлось. Он развернул, было научную и научно-организационную работу по подготовке молодых научных кадров, созданию научной библиотеки, рукописного фонда, оказанию помощи школе, установлению научных связей с учеными Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Махачкалы и др., но все было прервано усилиями невежественных и злонамеренных людей». (9,С.384-385.) Руководство республики строило различные препоны научно-
исследовательской работе Д.Мальсагова. Особенно очевидными они стали после публикации и признания ученым миром его труда «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». Сановным партийным и чиновным бездарям и неучам не понравилось то, что обнаглевший, по их мнению Д.Мальсагов позволил себе объяснить загадочные места «Слово о полку Игореве», используя данные нахских языков и культуры. Работать по специальности и призванию ученому фактически не давали. На него взвалили обязанности по организации и осуществлению антирелигиозной пропаганды и борьбы с пережитками прошлого. Профессор Д.Мальсагов вынужден был оставить научно-исследовательский институт и перешел в пединститут только для того, чтобы продолжить заниматься научной работой. Ему опять-таки не позволили заниматься наукой. Шквал шельмования, лживых наветов, надуманных разоблачений и обвинений в адрес ученого организовали печально известные Боков, Саламов, Новикова. Народ давным-давно забыл их, если и вспоминает, то только недобрыми словами. Вместе с тем народ помнит Дошлуко, до сих пор относится к нему с глубоким уважением и почитанием.
«Слово о полку Игореве» - произведение, вызывающее в течение многих столетий неослабный интерес. Оно всегда будет объектом всесторонних научных исследований и изысканий. Его подлинность подтверждается научными изысканиями Дошлуко Мальсагова и в частности работой в «О некоторых непонятных местах в «Слове о полку Игореве». В этой работе достоверно разъяснены многие затемненные
сюжеты и термины, встречающиеся в Слове…» нет необходимости излагать в целом исследования Д.Д.Мальсагова. Вместе с тем представляется целесообразным обратить внимание на одно из положений этой научной работы.
Долгое время считалось, что Овлур, спасший князя Игоря, бежав с ним из половецкого плена, был половцем. Мальсагова Д.Д. заинтересовало имя Овлур (Влур, Лавор, Лавр). В различных источниках имя – Овлур искажалось. Если бы Овлур был половцем, то он вряд ли стал оказывать помощь князю Игорю и не совершил бы бегства с ним. Безродный всегда, а тем более в древности, считался слабым, незащищенным человеком, фактически – изгоем. Во многом этим объясняется то, что родственные отношения в прошлом были жизненно важными, потому – сильными. С ними приходилось считаться. В противном случае, за совершенное деяние Овлур и даже его близкие сородичи были бы уничтожены половецкой знатью. Коль Овлур помог бежать князю Игорю, то представляется правомерным вывод, что Овлур не был половцем. Он был для них чужеродцем и его ничто не связывало с этими кочевниками. Интересна цепь логически взаимосвязанных размышлений Д.Д.Мальсагова вокруг имени – Овлур. Желающие изучить ее могут обратиться к названному труду ученого. В данном случае важно, то, что только в нахской ономастике представлено древнее личное имя – Овлур.
Оно сохранилось до настоящего времени. В Назрани, например, проживал Овлур Мальсагов. В Ингушетии известна фамилия – Овлурговы, восходящая к имени – Овлур ( г – суффикс уменьшительности ). Интересно значение слова, от которого произведены эти имя, фамилия. «Слово Овлур с начальным айнированным «О», т.е. с призвуком, напоминающим арабским «айн», но с лабиализацией. Айнированность – призвук гласного, образующийся в результате дополнительной артикуляции языка, задняя часть которого прижимается к стенке зева. В современных вайнахских алфавитах призвук обозначается особой буквой – I. Непривычное ухо воспринимает гласный Iо как чистое О.
Само слово «Овлур» - субстантивированное прилагательное «иззимний, ссзимний» (так по-русски сказать, конечно, нельзя); т.е. существующий «с зимы». Iа – зима, Iовла- зимний, Iовлар – сзимний. Чередование Iа-Iов в нахских языках закономерно, р- в слове Iовлар – окончание извлекающего (отложительного) падежа». (40,С.123-129)
Смысловое значение имени Iовлур – «рожденный зимой». Оно может показаться странным, но в нахской среде имена такого рода были обычными. Кажется странным то, что бежавший из половецкого плена Овлур, судя по имени – вайнах, не оставил после побега князя Игоря и не направился на юг, а последовал с ним. Это вполне объяснимо. Родина Овлура находилась к северу от половецких кочевий. Следуя с князем Игорем, он возвращался на родину. К этому выводу приводят изложенные в настоящей работе исследования. Некоторые, недовольные одним лишь упоминанием какого-то Овлура, очень расстроятся, узнав, что в древней русской и славянской среде были и другие нахские имена, известные и популярные по сей день.
Обратимся к личным именам, известным многим, но особенно украинцам и русским. Речь идет о семье, члены которой носили имена Кий, Щек, Хорив, Лыбедь. К сожалению, нет никаких сведений об именах их родителей и близких родственников.
Летописец Нестор указывает что, Кий и его сородичи правили на Руси в V-VII вв. Принято считать, что имена трех братьев и сестры являются по своему происхождению иранскими. Это, якобы, свидетельствует об их скифском или сарматском происхождении. Стало уже традицией, скорее дурной, приписывать все загадочные события, непонятные факты и явления, происходившие в древности в регионах, относящихся ныне к Югу Украины, Молдавии, Карпат, Югу России, приписывать к скифскому, сарматскому мирам, к иранским языкам и т.п.
А между тем, имена Кий, Щек, Хорев и Лыбедь не имеют никакого отношения, если говорить об их происхождении, ни к иранским, ни к славянским языкам.
Эти очень древние имена поныне присутствуют в нахской ономастике и при том в качестве сугубо исконо нахских. И ныне среди вайнахов есть носящие фамилию – «Киев». Она не связана напрямую с современным городом Киев, но между нахской фамилии Киев и названием столицы Украины - Киев имеются древние исторические и даже
этнические взаимосвязи. В предгорьях Главного Кавказского хребта, на территории Ингушетии лежит древнее нахское селение Кий. Его основал родоначальник Киевых. Имя Кий является именем - оберегом. Подобные имена давались, считая, что оно будет оберегать человека. Слово – кий имеет значения «потаенность», «сокрытость», «укрытость» и всё прочее, что близко к слову тайна. Человек, как бы, самим именем был сокрыт от злых духов и сил, которые могли принести ему вред, ущерб и всё плохое.
Нет никакой необходимости сопоставлять имя Кий с киянкой (деревянный молоток) и тем более с кием (биллиардным). В те далекие времена наши общие предки при всем их желании не смогли сыграть хотя бы одну партию в биллиард. О нём никто не имел тогда никакого представления.
Второго из известных братьев звали Щек. Никто не может ничего вразумительного сказать о происхождении и первоначальном значении этого имени, потому что базовый материал для их определения совершенно не соответствует происхождению данного имени. Оно – нахское. В языках нахов присутствует слово шакIа – «мрамор», считающиеся в вайнахской среде необычно чистым и благородным камнем. Он является символом чистоты. Когда вайнахи говорят о том, что, например, вода очень чистая они употребляют выражение: «Эта вода чистая как мрамор (шакIа)». От данного слова производится прилагательное - шекIа. В связи с тем, что находящийся на исходе слов шакIа, шекIа звук - а является очень коротким, эти слова восприняты славянами на слух – шак, шек. В нахской ономастике присутствовало древнейшее личное имя – ШекIа (> Шек >
Щек), имеющее буквальное значение «мраморный», а смысловое – «чистый». Это имя было весьма популярным еще в ХIX, в начале XX вв.
Третьего брата звали - Хорив. Это, скорее всего, прозвище, данное из-за того, что он, должно быть обладал свойствами, присущими шаманам, предсказателям, знахарям и им подобным. Прозвище возникло, вероятно на базе словосочетания, совершенно тождественного нахскому словосочетанию «Хоур и ва» - «Он является знающим», в котором хоур – «знающий», и – «он», ва – «есть», «является». Именем Хорив, развившимся из словосочетания «Хоур и ва» вайнахи, могут именовать и сегодня любого шамана, предсказателя, знахаря...
Самым привлекательным для исследования является имя Лыбедь. Оно, по установившейся в мире славянских народов традиции, сопоставляется со словом лебедь. А известный языковед Макс Фасмер иного мнения. Он полагает невероятным происхождение личного имени Лыбедь от слова лебедь. Фасмер прав. Это слово не относится по своему происхождению к славянским языкам. Нахские языки представляют возможность определить этимологию данного имени. Забегая вперед, можно сообщить, что оно имеет значение «Желанный (ребенок)».
Сильное влечение к кому-либо или пристрастие к чему-либо обозначается глаголом – любить. Этимологически родственные ему словообразования имеются во многих языках. Глаголу любить предшествовал древнерусский – любити. Примечательно, что словообразования, фонетически и семантически родственные данному глаголу, представленные в различных индоевропейских языках, помимо значений «любить», «любимый», «милый», «дорогой», имеют более старшие значения. Так, латинские - libet (< lubet ) означает «хочется», «угодно»; - libido / lubido – «влечение», «страшное желание», «прихоть». Более всего привлекает английское – love – «любить». Многозначительно его сопоставление с нахским словообразованием – лов ( в - w) – «желаю», «желает», «желаем», «желают», «хочу», «хочет», «хотят». Он образован от глагола – ла – «желать», «хотеть». Уместно сопоставить нахское – лов с дорийским λαω- «хочу», «желаю», «требую». В основе слова - любить, приведенных здесь родственных данному глаголу словообразований из других индоевропейских языков, лежат древние слова, фонетически и семантически тождественные нахским, лов (low)- «желаю», «хочу», «желает», «хочет», «желают», «хотят», «желаем», «хотим»; дорийское -λαω- «хочу», «желаю», «требую». Они, судя по нахским языкам, произведены от глагола – ла – «желать», «хотеть».
Видно, что старшими значениями глагола любить и равнозначных ему словообразований в индоевропейских языках являются «желать», «хотеть». По историческим меркам, сравнительно недавно над рефлексами и физиологическими потребностями человека возобладали разум и высокие чувства. Это является одной из причин того, что так сходны между собою английское выражение – «I love you» - «я люблю тебя» и нахское «Аз лов хьо» - « я желаю ( >люблю) тебя», «я хочу( > люблю) тебя». (нахский – в соответствует – w.
У нахов до сих пор сохранилось древнее женское имя Либи ( / Либа), произведенное от глагола – ла- «желать», имеющее значение «желанный, - ая, -ое,- ые». Скажем, у какой - то женщины были одни сыновья и наконец-то она родила долгожданную дочь. Этого женщина страстно желала и поэтому назвала ребенка – «Либе да» - «желанным является (ребенок)».Это словосочетание, слившись в словообразование, дало нахское имя «либеда», также обозначающим « желанная». Таким значением было наполнено имя сестры Кия – Лыбедь. Имя было ей дано матерью и бабушкой, но не отцом и не дедом, т.к. по нахскому этикету имя любой родившейся девочки давалось в прежние времена только женщиной. Прав Макс Фасмер в том, что Лыбедь – это не лебедь. Дополним, что Лыбедь- это Лебед (< Либеда), т.к. звук- а в данном случае короткий предками русских, украинцев на слух не воспринимался. В последующем звук –д – был смягчен ( д > дь). Поэтому легендарное имя было уподоблено названию птицы – лебедь. (ср.нахское Лебед < Либеда – «желанный, - ая,-ое,-ые» с латинским libido - «влечение», «желание», «прихоть», заимствованным из этрусского языка»).
Невольно в памяти всплывает ещё одно довольно известное имя предводителя многочисленого и некогда могущественного славянского племени антов – Бож . Как ни странно, на первый взгляд, и это имя присутствует в нахской ономастике. Оно известно многим людям старшего поколения. Правда, употребляется в сочетании со словом аьла ( / эла / ала), имеющим, помимо прочих, значения «вождь», «предводитель»,
«вожак», «князь», «царь» и т.п. Полная форма этого представленного в нахской ономастике - «Бож–аьла». Его значение – « Бож -предводитель (вождь, вожак…)». Оно восходит к личному имени – Бож. А кто же из вождей, предводителей, царей племен обладал именем Бож? Известно, что им был предводитель антов. Словом бож нахи именуют козла. Кое-кто, возможно, ехидненько ухмыльнется, подумав «Ну, что за имя?!» Зря. Имена такого рода были у многих народов. Среди древних нахов были распространены имена Борз - («волк»), Нал – («кабан»), Ча - («медведь»), Лом – «лев» и мн. др.
Следует отметить, что не все считают антов славянским племенем. Так, Тадеуш Сулемирский пишет: «….аланским племенем были анты, которых Иордан считает славянским народом, добавляя, что «венды (славяне) хотя и происходят от одного корня, но носят три разных имени: венды, анты и склавины». Однако это не противоречит идентификации антов как аланов (асов): сарматы, очевидно, образовывали на данной территории правящий класс, который постепенно славянизировался. Этот процесс, вероятно, завершился не ранее VI века н.э., хотя многие сарматские традиции сохранились. Среди них – тамги и связанные с ними верования, которые передались покоренному славянскому населению. Герб старой русской правящей династии Рюриковичей, чьей столицей был Киев, произошел от тамги.
Согласно историческим записям, власть антов, одно время бывших в подчинении у остготов, распространялась в VI веке на территорию между Днестром и Днепром и далее. Центр их царства, вероятнее всего, находился к востоку от Днепра: большое количество приписываемых им археологических останков найдено в районе Канева. По всей видимости, царство это было разрушено аварами в начале VII века. Несколько кладов с ценными серебряными предметами, принадлежавшими антам, было закопано в то время в районе Канева, очевидно для того, чтобы они не достались завоевателям. Эта дата совпадает с последним упоминанием об антах в письменных источниках. (56, С. 178-179)
Многие ученые считают, что «анты» не является самоназванием данного племени, это – « ….. название со стороны, данное каким-то другим неславянским народом на чужом языке». ( 47,С.34)
А каким «неславянским народом» дано имя племени – анты? Л.Н.Гумилев писал: «….что греческое слово «анты» значит то же, что славянское «поляне». Сохранилось слово женского рода поляница в значении «богатырша». Но слово «поляне» в аналогичном значении сегодня не используется….»
(22, С.28.)
А теперь надо бы сопоставить приведенное мнение видных ученых с некоторыми данными из нахской лексики. Вот что писал Я.С.Вагапов
«Считаю, что термин анты как обозначение степной или лесостепной зоны может быть обязан своим рождением языковой практики нахоязычного населения региона. По-вайнахски ана- «степь», с топоформантом – т- и окончанием множественного числа –ай или –ой антай или антой могло означать «степные», то есть то же, что и древнерусское поляне». (16,С.19 90) Очень интересное замечание и особенно в сочетании с тем, что в нахских языках присутствует слово анда / андо / онда, имеющее значение «крепкий», «сильный», «прочный», «могучий». Приведенные нахские словообразования буквально напрашиваются на сопоставления с сообщением Л.Н.Гумилева, о том что «анты» означает «поляне», а «поляница» - «богатырша». (22, С.28)
Привлекает внимание этноним -хорваты. Принято считать, что словообразование - хорват имеет значение – «страж», «стражник», «охранник». Данное мнение правомерно и это подтверждается нахским лексическим материалом. Во всех нахских языках слово ха имеет значения «стража», «охрана», «караул». Оно является основой словообразования хар, имеющего значение «из стражи», «стражник». С дополнением к этому словообразованию грамматического показателя класса мужчин единственного числа – в возникает словообразование харва – «стражник».С течением времени классная категориальность- в была утеряна, а соединение словообразования харва - «стражник» с грамматическим показателем класса множества людей – д возникает словообразование – харвад обретшие значение «стражники». Показатель грамматического класса д – переходит в – т. Это обычное явление и особенно в связи с тем, что нахский звук – д, как и в английском языке - d, по артикуляции ближе к звуку т ( t ).
Несомненно словообразование хорват имеет нахское происхождение.
На территориях, населенных в древности славянами, обитало племя, именовавшееся « сербы ». Не все специалисты считают, что этот этноним
восходит к славянским языкам. До сих пор нет признанной этимологией слово « серб ». А между тем один из нахских влиятельных родов именуется « саьрби». (аь –ä). Его основа – саьр, восходящая к – ц1аьр –«боговы», «богу принадлежащие», «от бога происходящие»; би - древний
вариант глагола –ба – «есть, являются», б – классный префикс глагола - би
( / ба ). Нахский этноним саьрби ( < цIаьрби) имеет значение «Бога люди», «боговы». Может быть, и этноним сербы имел поначалу, т.е. ещё в первых веках н.э., такое же значение.
Многие имена людей, названия народов, обитавших в Восточной Европе заслуживают внимания, и должны быть тщательно и объективно исследованы. Это – очень сложная и емкая работа. В настоящей работе еще придется обратиться к ряду личных имен и этнонимов.
Столетиями идут жаркие дискуссии о роли варягов в создании Древнерусского государства. Сторонники, так называемой, норманнской теории превозносят «до небес» заслуги в этом варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Давно доказана научная несостоятельность иноземной инициативы в возникновении Древнерусского государства. Иначе и быть не может, так как в славянской среде задолго до пришествия к ним варягов сложились устойчивые традиции государственности. Если варяги и сыграли какую-то роль в истории славянских племен, то преимущественно в зарождении княжеской династии.
Об исторически сложившимся ироническом отношении русских к варягам довольно определенно говорит само употребление слова варяг. Тот факт, что заметными иронией, сарказмом и недовольством употребляются выражения типа: «Прислали варяга», «Понаехали варяги» и т.п., говорит о том, что в исторической памяти русских не заложено сколь-либо уважительного или благодарного отношения к былым «заслугам» варягов-скандинавов. Многозначительно то, что в речи русских слово «варяг», как правило,
употребляется со значением «пришелец». Похоже, что в исторической памяти русского народа на неосознанном уровне отражается то, что варяг означало «пришелец» и, видимо, даже, «враг». В правомерности этого предположения убеждают данные нахского лексического материала. Варяги появились в славянской среде примерно в период, когда впервые были зафиксированы письменные упоминания о рус (ах), рос (ах). Но, уже в 859 году новгородцы изгнали их за море. Это привело к междоусобице.
Новгородцы были вынуждены вновь призвать варяжских князей к себе. Власть над новгородскими землями перешла к ним. Старший из пришельцев Рюрик стал основателем княжеской династии. Его родственник Олег объединил Новгород и Киев в 882 году.
Итак, термин варяг широко известен, по крайней мере, с IX века. В России он употребляется не менее 12 веков. Несмотря на это, до сих пор нет его достоверной этимологии.
Одни считают, что данный термин заимствован из древнеисландского языка, в котором слово *varingr имело значение «воин, давший присягу». При этом исходят их того, что норманны служили в качестве наемных воинов на Руси и в Византии. Будто бы, на славянской почве древнеисландское слово *varingr преобразовалось в варягь. В нем отпал, утверждает ряд специалистов, конечный – r, сочетание – in изменилось в носовой e, перешедший в современный – а (графический – я). Другие языковеды утверждают, что древнерусское слово – варягь образовано с помощью суффикса со значением лица яг от корня –вар < * var - / *vor- / * ve r-, который присутствует в словах – варить – « беречь, защищать» и варъ – «сторожение». Прочие известные гипотезы о происхождении и значении слова – варяг являются вовсе неприемлемыми.
А между тем попытка выявить этимологию термина варяг на основе нахского лексического материала позволила бы решить и эту проблему.
В нахских языках представлен древний глагол вā – «приходить», «придти» (в- w). С присоединением к данному глаголу масдарного суффикса р производится существительное вāр со значением «приход», «пришествие», «прибытие». Присоединение к существительному вāр суффикса х образует слово вāрях, которое имеет значения «тот, кто «пришел», «пришелец». Примечательно, что оконечный звук этого словообразования х неустойчивый, стремящийся к переходу в звук хь и далее в гΙ. Поэтому многие вайнахи вместо безукоризненного в грамматическом отношении словообразования вāрях произнесут вāрягΙ (гΙ – озвонченный г, сохранившийся в языках украинцев, говорах казаков, населяющих Юг России. В прошлом этот звук был и в русском языке, в последующем он заменен фонемой г). Нельзя не согласиться с тем, что словообразование, фонетически и семантически тождественное нахскому вāрях (>вāряхь > вāрягΙ) – «пришелец», как раз и есть искомое, к которому восходит русское слово варяг и которое, как уже отмечалось, употреблялось русскими, как правило, для обозначения прибывшего откуда-либо нежеланного пришельца. Предложенная на нахской основе этимология словообразования варяг является более оправданной, чем все известные. Фонетические и семантические соответствия безукоризненны.
По такому же принципу как варяг ( < вāрягΙ ) в нахских языках произведено значительное количество слов. Приведем пример, подтверждающий данное утверждение. Нахские слова, имеющие значения «желчный» > «кислый» > «едкий», легли в основу слова мостагΙ / моастагΙ - «враг», «недруг», «неприятель», «противник». Нахские слова стим, сим, сем имеют значение «желчь». Это слово относится к языкам народов, представляющих кавкасионский антропологический тип. Так, в аварском языке слова ссим, ссин имеют значение «желчь», то же самое значение в андийском языке ссим, ботлихском – ссими, даргинском – сыми, цезском – семи, арчинском - сам и аналогично другие. От слова сим в нахских языках произведено словообразование мист – «желчный», «кислый», «едкий». Его основа мис
(< сим - «желчь»). Изменение формы слова произошло вследствие перестановки звуков. Вторая морфема данного словобразования – т ( < д ) – показатель грамматического класса слова сим ( > мис). Вариантом словообразования мист – «желчный» является присутствующее в нахском пласте осетинского языка словообразование маст – «желчь», «гнев», «злоба». От этого нахского по происхождению слова с присоединением к нему суффикса гΙ (< х ) т.е. мост + гΙ (< х ) произведены нахские слова мостагΙ, моастагΙ, означающие «враг».
Безусловный авторитет в области языкознания Макс Фасмер, нередко категоричный в своих суждениях и выводах, обращаясь к русскому слову – враг, поясняет его происхождение, но ничего определенного не говорит об его изначальном значении. (59, С 360.т.2). Лингвисты считают, что слово – враг восходит к праславянскому - *vorgъ - «враг». Происхождение праславянского - *vorgъ объясняется по разному. Одни возводят это слово к индоевропейскому - *urg – «бросать», «гнать». В подтверждение своих суждений ссылаются на готское - wrikan- « преследовать», полагая что- враг первоначально имело значение «изгнанный (из рода)», «отверженный», «ненавидящий», «недруг» > «противник». Этимология термина – враг представляется иной. В поисках, направленных на выявление происхождения и первоначального значения любого словообразования и особенно – древнего, каждый исследователь должен пытаться хотя-бы представить себе образ жизни и мышления древних пращуров, породивших и взявших на вооружение то или иное словообразование. В обиход предков современных русских, украинцев слово – варяг вошло не позднее IX века, может быть, и раньше. Для каждого из них, в тот период, самой надежной защитой являлись сородичи. Всякий пришелец воспринимался любым родом, любым племенем человеком, потенциально опасным, появившимся с враждебными намерениями. Такие представления формировались тысячелетиями. В лексику древних славян – предков русских проникло слово – варяг. Но, варяг – это «пришелец», а пришелец – это вероятный враг. Стяжение слова – варяг (< варягI < варях) – «пришелец» (при выпадении звука – я, перестановки звука – а) дало словообразование враг, имевшее буквальное значение «пришелец» и в связи с известными древними представлениями в родах и племенах обретшее значение «противник».
Чтобы пресечь посягательство врага или врагов, надо защищаться и переходить в наступление. А для этого необходимы средства защиты, отражения и поражения нападающих.
Вечной является проблема безопасности человека. Племена и народы, сумевшие защитить себя, свои владения от посягательств недругов, сохранились и приумножились. Некоторые из них внесли огромный вклад в развитие человеческой цивилизации. Тот, кто не сумел защитить себя, не смог сокрушить противника, исчез, либо подчинился сильному, был ассимилирован им, но и в данном случае опять-таки исчез. Как само человечество, древней является истина: уважением окружающих и личной безопасностью обладает тот, кто в состоянии не только защитить себя, но и нанести сокрушительное поражение любому агрессору в назидание иным – охочим до чужих земель и богатств.
Эта незамысловатая истина, несмотря на все большее распространение в наши дни идей гуманизма, общечеловеческих моральных и культурных ценностей, не скоро утеряет свои безусловность и значимость.
Флер благодушия и беспечности, преднамеренно, во имя определенных целей, поднятый некоторыми влиятельными российскими «демократами» в 90-х годах прошлого века, улетучился. Военному строительству, обеспечению безопасности государства стали уделять серьезное внимание. В связи с этим примечательно то, что ныне опять в ходу подзабытое выражение «щит и меч». Это – устоявшееся словосочетание. Его общее смысловое значение известно, видимо, всем. Проблематичным является объяснение происхождения и первоначальных значений слов, составляющих его, т.е. щит и меч. Толкование (этимология) происхождения и значение любого слова, произведенное лишь на основе звуковых (фонетических) совпадений при отсутствии логико-смысловых соответствий, не может дать надежного результата. Каковы же происхождение и первоначальные значения словообразований щит и меч? Это на самом деле словообразования. Словообразование - щит именуют один из предметов старинных воинских доспехов, т.е. изделие из дерева, кожи, металла округлой или иной формы, предназначенное для того, чтобы уберечь воина от поражения холодным оружием. Данное словообразование, считают языковеды, представлено во многих языках. Так, в украинском языке присутствует существительное щит,
болгарском – шчыт,-щит (произносится – штит), сербохорватском – штит – «щит», «абажур», «козырёк на фуражке», «зонтик»; чешском – stit – «щит», «фронтон», «вывеска», «пик»; словацком stit – «щит», «герб», «вывеска», «фронтон», «пик»; польском – skit – «щит», «козырек» и многие другие.
Если внимательно приглядеться, то становится заметным, что все эти и иные не представленные здесь родственные им словообразования именуют предметы, находящиеся над чем-либо. Поэтому представляется неправомерным возведение лингвистами русского словообразования щит, выше указанных родственных ему славянских словообразований к индоевропейской базе *skeit (от корня skei – «резать», «отделять»). Нет никакой логической связи между словообразованием щит, обозначающим то, что прикрывает, оберегает воина в бою, и индоевропейским *skeit (от корня - *skei – “резать», отделять»). Такое направление поиска этимологии словообразования щит является ошибочным. Объяснения его происхождения и первоначального значения, основанное лишь на частичных фонетических соответствиях, не может быть признанным достоверным.
С древнейших времен, где бы то ни было, люди «конструировали» слова, исходя из своих представлений об окружающем их мире, аналогий нового – безымянного с ранее известным. Логика мышления древних людей была простой, наполненной конкретикой. Щит – это то, что прикрывает человека, мыслили наши предки. При этом невольно вспоминали, что прикрытием, например, для черепахи является её панцирь; прикрытием для улитки является ракушка, которую она несет на себе, в которой, при необходимости, прячется и т.п. В образности мышления нашим далеким пращурам не откажешь. Они полагали: если панцирь, ракушка – прикрытие, то сама черепаха, сама улитка – внутренность, находящаяся под прикрытием. Исходя из таких логических предпосылов, а также некоторых забытых многими исторических реалий, представляется правомерным попытаться выявить этимологию словообразования щит на основе нахского лексического материала. В нахских языках представлено древнее слово чи/чие/че – «внутренность». Оно с присоединением mIa / mIe (послелог) дает словообразование чит1а со значениями «над поверхностью», «на поверхности». В связи с тем, что присутствующий в послелоге m1а звук - а является коротким, словообразование – чиm1а, было воспринято древними русскими как чиm, которое развилось в последующем в щит (ср. обозначения пещеры в языке древних русских печера, печора с современным - пещера. То, что это так, помимо фонетических и логико-смысловых соответствий, убеждает основательный труд Измаила Ивановича Срезневского «Словарь древнерусского языка», который выходил отдельными частями в течение 1890-1912 г.г. Специалисты признали этот его труд великим, который никогда не утратит своего исторического значения, даже тогда, когда будут изданы более совершенные словари древнерусского языка. До нас донесено И.И.Срезневским извлеченное им из «Повести временных лет» (по Переяславскому списку) древнерусское слово чиmъ, имевшее значение «щит (боевой)». (55, С.1533. т.3) Следовательно, в то время (6476год) в древнерусском языке еще присутствовала предшествовавшая русскому щиmъ нахская форма этого словообразования чиm. Нельзя не согласиться с тем, что предложенная на нахской основе этимология русского щиm из-за совершенных семантической и фонетических соответствий, предстает достоверной.
Не менее убедительной является произведенная на основе данных нахской лексики этимология словообразования меч. Им обозначают холодное оружие, имеющее широкий обоюдоострый клинок. Оно с различными вариациями форм, представлено в славянских языках, однако его происхождение не является выявленным. Одни ученые сопоставляют это слово с готским meki – «меч», древнесаксонским mаki – тоже «меч». Уместно заметить, что и в древнеанглийском языке меч обозначался словом mece. Специалисты полагают, что в германский и славянский языки это слово попало разными путями с Кавказа или Балкан. Правомерность такого предположения подтверждается данными нахской лексики. В различных нахских языках и диалектах представлено слово мокх/мукх/мокха/мукха…, имеющие значение – «нож». Вместе с тем в этих же языках присутствуют макх/мекх – «борона», мекх – «ус» (ед.ч.слова «усы»). Не трудно заметить, что словообразования мокх/мукх.., макх/мекх именуют режущий и колющий предметы. Эти этимологические тождественные словообразования, которые имеют одну структуру: м – классный префикс; акх/екх/окх/укх – основа, восходящая к глаголу экх. Одни специалисты по нахским языкам называют присутствующие в данном словообразовании - м рудиментарным показателем грамматического класса, другие – вариантом поныне функционального показателя грамматического класса - б. Как бы то ни было, - м является окаменелым показателем грамматического класса. Глагол экх имеет в нахских языках значения «вонзается», «врывается», «пронзает», «проникает». Этот глагол в соединении с показателем грамматического класса - м дал существительное макх/мекх/мокх/мукх/… с первоначальным буквальным значением «то, что вонзается (втыкается, врывается, пронзает, проникает,…)» Именно таковыми являются старшие значения и структура словообразований, именующих один из типов холодного оружия – меч (готского meki «меч», древнесаксонского maki - «меч», древнеанглийского mece – «меч»). Они являются
заимствованиями из нахского языка, фонетически и семантически тождественны нахскому мекх/макх/мок… Понятно, что переход кх в к дал словообразования meki, maki, mece, а переход к > ч произвел русское слово меч. Предложенная на нахской основе его этимология с позиций фонетических является удовлетворительной. А семантическая сторона безукоризнена. Ведь, меч – оружие, предназначенное поразить противника, пронзив (проткнув) его. Отсюда же следует, что предложенная этимология является достоверной.
Значительно число слов в русском языке, происхождение которых признано учеными загадочным, объяснение старших значений – затруднительным. Многие их этих слов получают на нахской основе достоверную этимологию. В этом нет ничего удивительного. Мы плохо знаем свою историю. Её искажали, писали на потребу монархам, вождям и другим, власть имущим. А между тем, многочисленные русско-нахские лексические соответствия в комплексе со свидетельствами антропологии, археологии, языкознания, античных источников и летописей ведут к переосмыслению представлений о древней истории русского и нахских народов. Десяток-другой языковых совпадений могут быть случайностью, но многие сотни – это забытый, но важный этап в жизни наших далеких, бывших близкими друг другу, предков.
Одним из наиболее распространенных видов оружия в древности был лук, предназначенный для метания стрел в цели, поражения и уничтожения противника. Надо обратить внимание на то обстоятельство, что лук внешне напоминал полуобруч или дугу. Совершенно идентичными словами лук обозначался в украинском, болгарском, польском и других славянских языках. Современная форма этого слова развилась из более древней - *lоkъ. Видимо, древняя- первоначальная форма этого слова была * kolo. Такое мнение обусловлено тем, что лук напоминает по своему виду полуокружность. В нахских языках представлено слово – го / гуо / куо, имеющее значение «круг», «окружность», «округлое», «(нечто) плавно округло изогнутое». Словообразование гола – имеет в языках вайнахов значение «голень», «колено», «локоть», «извилина, изгиб, поворот (округлые)». Специалисты по русскому языку считают, что слово кольцо произошло от – кола- «круг». Оно в русском языке не сохранилось. Но в украинском присутствует слово кола – «круг», в латинском – colus – «прялка», в древнепрусском – kelan - «колесо». Из-за перестановки звуков (метатезы) словообразование коло трансформировалось в локо. А его усеченная форма – «лок» из-за перехода звука – о - в – у дало известный нам термин – лук.
Некоторые лингвисты усматривают этимологическую взаимосвязь между словами кольчуга и кольцо < (коло+це). Похоже, что их вводит в заблуждение созвучие первых слогов данных словобразований частей этих словообразований – коль и коль. Кольчуга – это изделие, состоящее из сцепленных между собой колец. В нахской среде, наряду со словом – гIоз – «кольцо», употребляется и чуг –«кольцо». Может быть, что слово чуг – «кольцо», как и слово – гIοз - «кольцо», развилось из - *зIaг – «кольцо». В таком случае его трансформации могли быть таковыми: - * зIaг > цаг > цог >чуг, *зIaг > гIοз ( сравните осетинское цäг – «кольцо»).
Сцепленное, спаянное с другими кольцами кольцо, именуется по-вайнахски – «кхаьлла чуг» - «сцепленное (спаянное) кольцо» (аь - ä). Словообразование, возникшее в результате слияния слов, составляющих словосочетание, могло быть воспринятым древними русскими как – калачуг, развившееся с течением времени в кольчуга. В таком случае самое старшее значение этого словообразования – «сцепленное (соединенное) кольцо».
Более приемлемой представляется иная этимология существительного кольчуга. Кольчуга предназначена для того, чтобы в максимально возможной мере защитить человека от ран и увечий. Для этого ею прикрывали, по крайней мере, верхнюю часть тела человека. Изделие такого рода и такой предназначенности могло именоваться древними нахами – «къовла чуг»
(« къоула чуг», т.к. нахский – в - w) – «закрывающее, прикрывающее (что-либо) кольцо». Слияние этого словообразования в конечном итоге привело к образованию существительного – кольчуга, т.к. – къ было бы передано как – к, дифтонг – оу > о, л >ль. Этот, второй из предложенных вариантов этимологии слова – кольчуга, является более предпочтительнее вследствие того, что и в фонетическом, и в семантическом плане убедительнее, чем первый. В таком случае, старшее значение слова – кольчуга – «закрывающее, прикрывающее (что-либо) кольцо».
У древних русичей на вооружении были луки и стрелы. Они были бесполезны, если тетива – неотъемлемая часть лука слаба, непрочна..
В древнерусском языке слово тетива зафиксировано в письменных источниках в XI веке. Считается, что оно развилось из более древнего русского тятива. Несмотря на многочисленные сопоставления с созвучными и в некоторых случаях близкими по значению словами из различных языков, структура – тетива до сих пор не является достоверно определенной. Специалисты затрудняются объяснить формальную принадлежность» части этого словообразования – tiv – a. Предполагают, что – iv- a – обычный для русского языка суффикс, добавленный, возможно, к славянскому суффиксу – t. Эта проблема выглядит надуманной, если специалисты обратятся к нахской лексике, которая подтверждает правомерность суждений специалистов о том, что – тетива образовано от какого-то слова, имевшего значение «тянуть». В языках вайнахов присутствует слово – тетта – «тянуть», «толкать». Это обстоятельство в сопоставлении с тем, что тетива предназначена для того, чтобы ее тянули, натягивали и в освобожденном состоянии, возвращаясь в исходное положение, она, совершив сильный удар по тыльной стороне стрелы и выталкивала ее в полет с огромной скоростью. Присоединение к слову, фонетически и семантически тождественному нахскому – тетта – «тянуть», «толкать», суффикса – ив – а произвело русское словообразование – тетива.
Огромно число лексических соответствий в русском и нахском языках. Характерно, что нахский материал позволяет выявить происхождение и значения многих загадочных слов из русского лексикона. Этому есть объяснения, кроющиеся в том, что самый древний этап истории предков русских и других народов до сих пор загадочен для всех нас.