http://www.kunstkamera.ru/files/lib/978 … 9-5_30.pdf
Народная медицина ингушей представляет собой неотъемлемую часть этнической культуры. Она основана на многовековом народном опыте. На протяжении длительного исторического времени народные лечебные средства обычно были сосредоточены в руках знахарей. Шло накопление лечебного опыта. Естественно, происходила и интеграция знаний по народной медицине у народов Кавказа.
Опыт народной медицины был предметом внимания исследователей-кавказоведов в ХVIII–ХIХ вв. Искусство горцев-врачевателей отмечалось А. Омаровым [1, с. 20], известным российским хирургом Н. И. Пироговым [2, c. 68], В. Шведовым [3, c. 36], Н. Ф. Дубровиным [4, c. 586] и др. О народных лекарях и народ-
ной медицине много сказано исследователями, врачами (см.: [5, 6, 7]).
Народные знания в области медицины часто были единственным спасением для людей. Традиционная народная медицина ингушей была представлена двумя направлениями: бытовым, когда каждая семья владела элементарными знаниями в лечении членов семьи, и профессиональным, в котором лекари владели профессиональными секретами [8, c. 252].
Имена лекарей становились широко известными. Часто знания передавались из поколения в поколение, от родителей к детям. Лекари были почитаемы и неприкосновенны. «Тойговзанче, лор е, эшк пхар — пхийн вужаж хинвац», т.е. строитель башен, лекарь, оружейник не подпадали даже под кровную месть. Они считались мехк-нах, т.е. значимыми для общества людьми (Полевой материал С. Мерешкова).
Лекари имели свой арсенал методов и способов лечения.Были в народе костоправы, массажисты и другие специалисты, врачи, проводившие лечение хирургическим вмешательством.
Часто складывались универсальные приемы и методы лечения тех или иных заболеваний. Ингушские лекари умели лечить инфекционные и кишечные заболевания, болезни головы, горла, носа, суставов, нервно-психические заболевания и др.
Значительную роль в сохранении здоровья людей играли профилактика и санитарно-гигиенические навыки. С раннего возраста детям прививали санитарно-гигиенические навыки: умываться по утрам, мыть руки перед едой. Опрятный человек вызывал одобрение общества. Признаком хорошего тона считался уход за внешностью. С принятием ислама правила санитарно-гигиенических навыков у ингушей стали частью требований религиозной морали. У народа существует много пословиц и поговорок, посвященных здоровью и важности профилактики: «Могаш, маьрша хиллар — докха сог1ат да» (Быть здоровы, и свободным — большой подарок), «Кугаж бейха лелбечун — лазар худдац» (Кто будет ноги держать в тепле, тот не будет болеть).
Народная медицина была тесно связана с окружающей природой. Потребление в пищу продуктов растительного и животного происхождения наилучшим образом способствовало здоровью человека. «Все мы являемся частью природы, и поэтому можно смело утверждать, что каждый человек настолько болен, насколько удален от своей прародительницы», — пишет А. И. Щербакова [9]. Значительную роль в профилактике многих заболеваний играли знания о растительном мире, потребление в пищу определенных растений, трав, их чередование, начиная с ранней весны (от ранней черемши) до поздней осени. Это способствовало как предупреждению многих инфекционных болезней, так и укреплению иммунитета и здоровья человека. Почти в каждой семье имели представление о целебных свойствах лечебных трав, молока, мяса и жира животных (диких и домашних), которые применялись и в профилактических, и в лечебных целях.
Народную медицину ингушей, как и других народов Кавказа, значительное время отличал синкретизм, т.е. неразрывная связь и сочетание рациональных и иррациональных способов лечения.
Первый метод опирался на реальные, физические средства в виде трав и лекарств растительного и животного происхождения. Второй метод (заговоры, снятие сглаза, порчи) был основан на силе магического воздействия.
Рациональные способы лечения. В лечебной практике ингушей важное значение имела гидротерапия. Так, целебные свойства воды горных родников и минеральных источников Ингушетии (серные, соленые, щелочные, углекислые) известны издревле и далеко за ее пределами. Родник на перевале Хойр-хаст характеризуется наличием высокого содержания ионов серебра. По на-блюдению жителя Эгикала, один из родников в их селе обладал ценными свойствами омоложения кожи лица, и девушки часто ходили именно к этому роднику (Полевой материал М. Базоркина). Широко известны в Ингушетии ачалукские минеральные источники. Они оказывают помощь при болезнях желудка, суставов, кожи, нервных депрессивных состояниях, различных женских болезнях. Минеральная вода «Ачалуки» является излюбленным напитком у ингушей.
Природа одарила ингушей замечательным горным ландшафтом. Умеренно теплый сухой климат Солнечной долины горной Ингушетии насчитывает в году более 140 солнечных дней (для сравнения: в Швейцарии, в Давосе, — 97). Целебные свойства чистого горного воздуха активно использовались издревле в лечебной практике. В начале ХХ в. здесь, в Джейрахской котловине, на высоте 1200 м над уровнем моря, был построен лечебно-оздоровительный комплекс «Армхи». Сегодня заново построенный санаторий является одним из самых высокогорных курортов в России.
Средства лечения растительного происхождения. Травы использовались как в натуральном виде, так и в виде порошков, также употреблялись их коренья и семена, делали из трав настои и отвары. Благодаря целебным травам очищались внутренние органы: кишечник, печень, желчный пузырь, почки, кровь, суставы, сосуды. Сбором многих лечебных трав занимались весной, в период цветения, а также летом и осенью в зависимости от того, когда растение набирало целебную силу. При изготовлении лекарств из трав прибегали к различным методам обработки сырья.
Лекарственные растения высушивались и хранились в специальных мешочках. Они применялись как в лечении болезней, таки в качестве профилактики. Отваривали листья и травы в закрытой посуде.
Некоторые методы лечения использовали средства растительного происхождения. Для лечения простудных заболеваний пилинастой шиповника и мяты, делали ингаляции над паром вареной картошки; хорошим средством лечения суставов считался отвар крапивы; при низком давлении использовали смесь семян грецких орехов с медом; болячки и ссадины на ногах лечили подорожником — толченый лист подорожника плотно прикладывали к ране и др. Считалось, что в весенний период, когда организм истощен и особенно подвержен авитаминозу, употребление любых съедобных трав очень полезно. Черемшу употребляли как в жареном, так и в вареном виде, использовали черемшу в качестве начинки для вареников. Верили, что черемша является хорошим профилактическим средством от многих болезней. Согласно поверьям, черемшу в обязательном порядке ели три раза за сезон (информант — Гопархоева-Тумгоева Пятимат Ибрагимовна, ст. Орджоникидзевская, 1936 г.р.). Дикую грушу собирали, мыли и в деревянной бочке заготавливали на зиму. При этом использовали родниковую воду. Считали, что дикая груша помогает от кишечных болезней (информант — Мальсагова-Ахильгова Асият, с. Джейрах, 1960 г.р.). Простокваша с чесноком употреблялась в качестве профилактического средства. Крапиву использовали для борьбы с разными болезнями. Семена тыквы избавляли организм от глистов.
Распространенным блюдом у ингушей был чурек из кукурузной муки — сыскал. Часто готовили блюда из овсяной муки.
Активно использовались в народной медицине средства лечения животного происхождения. В лечебной практике важное место отводили пище из мяса. Употребление в пищу костных и костно-мясных бульонов помогало отпаивать раненых, больных.
Бульон являлся обязательным в рационе, он сохранял баланс кальция в организме. Полезным считался куриный бульон. Прилегочных заболеваниях использовали пчелиный мед, делали растирание жиром барсука, медведя, эффективным средством считалось горячее молоко с добавлением барсучьего, козьего и медвежьего жиров. При сильных воспалительных процессах ребенка сажали в брюшину свежезарезанного бычка. Верили, что это лечит от многих болезней. А если ребенок заснет в желудке, то считали, что он сразу выздоровеет (информант — Дзарахова-Мерешкова Фадман Губашкиевна, Фалхан-Назрань, 1936 г.р.). При вывихах слегка обжаривали кончики черной состриженной овечьей шерсти, накладывали на больное место и обвязывали; когда болело ухо, в него капали подогретый мед, и т.д.
Буйволиное молоко и масло считались лечебными. О целебных свойствах думи (курдюк) старики говорят много. Курдюк резали тонким слоем и клали на голову. Он помогал от ран. «Курдюк с медом — и не будет болезней», — говорили в старину. Иррациональные способы лечения: амулеты, заговоры, снятие сглаза, порчи. Иррациональным способам лечения население доверяло не меньше. Несомненно, магические обряды вызывали(особенно при фанатичной вере больного) психотерапевтический эффект, «который иногда уже сам по себе мог оказывать положи-тельное лечебное действие, а при удачном сочетании с действительно лекарственными средствами приводить в ряде случаев к быстрому излечению» [10, с. 223].
С раннего возраста ребенка старались окружить вниманием, основанным на профилактических поверьях. Частым было обращение к талисманам. В их силу верили. Камни с естественными отверстиями использовали в качестве амулетов. Предками ингушей почитался камень сердолик. Полагали, что он «предохраняет от опасности <…> Обыкновенно вырезают на нем имя и носят в перстне», — писал Патканов [11, с. 32]. Функции оберега приписывали бусам. Часто в склепах и гробницах Горной Ингушетии обнаруживают «глазные бусы», т.е. бусы с темным пятном, что придает им сходство с глазом.
К иррациональным способам лечения следует отнести разновидности магии. Для заболевшего корью ребенка отводили отдельное помещение, на окнах вешали полотно красного цвета и были уверены, что болезнь перейдет на красный предмет [12, с. 85]. Помимо этого, у ингушей существовали различные приговоры-ублажения — лазар-хестор. Текст приговора сохраняет отголоски первобытных верований. В качестве лечебных использовали приемы отпугивания злых духов. К примеру, если ребенок долго болел, ему меняли имя, веря, что это введет в заблуждение злые силы и недуг уйдет. У разных народов приемы и методы лечения различных болезней схожи, в то же время у каждого народа есть свое, оригинальное и самобытное, наследие, в том числе и народная медицина.
Библиография
1. Омаров А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869. Вып. 2.
2. Пирогов Н. И. Отчет о путешествии по Кавказу. М., 1952.
3. Шведов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1856.
4. Дубровин М. А. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871. Т. 1. Кн. 1.
5. Торэн М. Д. Очерки по истории народной медицины Казахстана. Алма-Ата, 1978.
6. Эфендиев А. К. История медицины в Азербайджане с древнейших времен до ХIХ в. Баку, 1964.
7. Разгелишвили Б. Х. О народной медицине Грузии. М., 1964.
8. Ризаханова М. Ш. Лезгины. ХIХ — начало ХХ в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2005.
9. Щербакова А. И. Природа лечит. Самара, 1998.
10. Бромлей Ю. В. Современные проблемы этнографии. М., 1981.
11. Патканов. Драгоценные камни, их названия и свойства по понятиям армян в ХVII в. СПб., 1873.
12. Из традиционной этнографии народов Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1993.