Далекие наши предки вышли из Фяра-Эгикала1 – самых известных башен Ингушетии. Много знаменитых родов вышло оттуда. В Фяра-Эгикале находится башня Бохтара. Он является родоначальником многих родственных родов. Как я помню, его потомками являются фамилии: Богатыревы, Ведзижевы, Инаркиевы, Гандаровы, Гиреевы, Наурузовы, Сакаловы, Абиевы, Гамурзиевы, Гуражевы… Других сейчас не вспомню. К ним ко всем принадлежим и мы, Дахкильговы. Из мною перечисленных наиболее близки нам Ведзижевы и Гамурзиевы. Сегодняшнее село Гамурзиево основали Богатыревы.
Вот перечень наших прямых предков, каких я помню: первым является Эга, затем идут Бохтар, Ита, Каси, Сали, Андар, затем идет наш Дахкильг. У него были сыновья Гостемир, Солтамак, Оза, Беттиг и Марзбик. Наша родовая ветка идет от Гостемира. Его сыновья, Долак и Кайтук, были царскими офицерами2. Мой отец Боскар, сын Кайтука, также был офицером. Уже на старости лет Боскар взял с собою своего старшего сына Эльберда и совершил паломничество в Мекку. С тех пор их стали называть Боскар-хаджи и Эльберд-хаджи. У моего деда Кайтуко и отца Боскар-хаджи были свои отряды, которые охраняли Владикавказ и Назрановские поселения от черкесов и от шамилевских воинов. Мой дед и отец славились по всей Ингушетии и они были дружны с такими известными мужчинами, как Мочко Базоркин и Малсаг Долгиев.
Поскольку ты хочешь знать про старинное, я тебе для начала расскажу про Андара, отца нашего предка Дахкильга. В те времена еще не говорили - ты Дахкильгов, а ты Ведзижев, – всех называли Богатыревыми. И вот, шестеро из них, а с ними и наш Андар, пошли в сторону Эльхотово к черкесам3, которые тогда там жили. Поехали они купить коней и потому прихватили с собою вдоволь золота и серебра. Шли они к черкесскому князю Ахло. Не доезжая до его владений, они увидели хороший табун коней. Их охраняли хорошо вооруженные пастухи. Приехали наши к князю Ахло и попросили продать им двадцать или тридцать коней. Ахло был чрезмерно спесивым и не любил ингушей, поэтому он и не собирался продавать им коней. Чтобы не сказать «я коней вам не продам», он заломил цену, в два-три раза выше положенной. Наши знали цену коней и потому сказали, чтобы князь не заламывал цену, а вел торг по справедливости. Однако князь уперся на своей несбыточной цене. Он даже не пригласил в дом уставших с дороги гостей4. В те времена, не то, что сегодня, мужчины не торговали цену.
Опозоренными ушли оттуда наши мужчины. Тамада сказал, что и черкесские князья бывают разные; поедем к другому князю. Когда закончилось обсуждение, тогда Андар, как младший, сказал свое слово. Он предложил угнать у Ахло его табун. Считая себя оскорбленными, наши порешили наказать князя – угнать его табун.
Пастухи ахлоевского табуна на ночь напивались «масхамом5» и, выставив одного стража, мертвецки засыпали. Наши дождались времени после полуночи и до рассвета накинулись на пастухов и всех их связали. Погнали они табун к Тереку. Двое гнали табун справа, другие двое – слева и двое сзади.
Пригнали табун к Тереку и остановились. Тамада приложил ухо к дороге и услышал конский топот. Тамада сказал Андару, что за ними мчится погоня и ее необходимо отражать, пока табун не перегонят через реку. Почему ему, да потому, что он был младшим и был умелым стрелком.
Погнали табун через реку, а Андар затаился на каком-то кургане. Лишь перегнали половину табуна, как приспела погоня. Андар выстрелами стал отражать ее. Погоня остановилась и затаилась. Тем временем весь табун перегнали через реку. И только Андар попытался оторваться от погони, как вражья пуля настигла его. Он погиб и тело его осталось у врагов.
К Ахло послали некого осетина спросить, за что он вернет тело Андара, а также предупредить, что если будет телу нанесено увечие, – за это князь поплатится6. Ахло потребовал вернуть табун и, сверх этого, доплатить тройную стоимость табуна. Парень из Ведзижевых (помнил я его имя, но забыл) сказал: «Я возьму в плен кого-нибудь из дома князя Ахло».
Ночью он прокрадывался, днем таился и, наконец, затаившись вблизи жилища Ахло, стал следить за уходящими и приходящими. Так прошло несколько дней. Увидел он племянника князя Ахло, ведущего коня к реке. Подойдя к ней, племянник оставил оружие на берегу, вошел в реку и стал купать коня. Внезапно выскочивший парень из Ведзижевых ударом по голове оглушил его, сунул в мешок, вместе с ним вскочил на коня и припустился вскачь. Затем вновь послали к Ахло сказать: «Если вы не вернете тело нашего человека, то у нас будет труп вашего человека».
А что делать? Вернули тело Андара, но без одного глаза. Лишивши одного глаза, этого племянника князя вернули им. Ведь было же им сказано, чтобы они не издевались над трупом.
В то время наши предки жили то в Эгикале, то в Ангуште7. Тело Андара повезли в горы и положили в склеп8.
Когда Андар погиб, дома осталась его молодая жена из Евлоевых. Никто не знал, что она в положении.
В тот день, когда братья начали делить отцовское наследство, она в конюшне родила мальчика.
Делят братья наследство и видят, что их молодая сноха подошла к росшей на краю двора груше и обвязала ее ствол веревочкой. Ей было неудобно сказать деверям, что у Андара появился наследник и потому она так поступила. Кто-то послал свою жену спросить ее, почему она так поступила, на что получила ответ: «Там в яслях лежит какой-то мышонок-дахкильг». Она стыдилась сказать, что родила мальчика и потому иносказательно назвала его мышонком9.
Пошли посмотреть и увидели в яслях спящего мальчика-крепыша. Тут же ему выделили равную со всеми долю наследства. Евлоевы забрали его мать к себе. Мальчика воспитывали его дяди. Жили они в Ангуште. Сельская детвора дразнила мальчика именем «Больг-Дахкильг», т. е. «Сирота-Мышонок». Но мальчик не обращал на то внимания. Как-то его дядя услышал это прозвище и возмутился: «Что я слышу? Телом ты крупнее и сильнее их, а ведешь себя как слабак. Ударь одного из них, другие станут тебя бояться». «Я этого не делаю потому, – стал оправдываться Дахкильг, – что наверняка нанесу им увечье, а их родители со своими претензиями будут обращаться к вам». Дядя сказал: «Ударь так, чтобы не было увечья».
Играли дети и один из них подразнил его, сказав «Сиротка-Мышонок». Тогда наш ударил его по заду, да так, что он целый месяц не мог ни садиться, ни на спине лежать. С тех пор никто не мог его дразнить сироткой, а имя мышонок так за ним и закрепилось. Вырос он и в отместку за своего отца убил трех князей. Черкесы боялись ангуштинцев, и вражда на этом заглохла.
Дахкильг был крупного телосложения и был «буга» – борцом10. Любого борца он хватал и в момент валил наземь. Как-то на праздник в Ангушт приехали грузины и привели с собою здоровенных трех борцов. По одному их всех троих Дахкильг одолел. Присутствовавший там грузинский князь попросил его пойти с ним к грузинскому царю. Царь сделал его военачальником. Семь лет прослужил там Дахкильг и вернулся с большим богатством11. У Дахкильга было шестеро сыновей. Пятеро из них перешли жить туда, где сейчас находится село Гамурзиево. Затем Дахкильговы перешли жить в село Долаково.
________________
В 1970 г. от 66-летнего жителя села Долаково Ахмета Боскур-Хаджиевича Дахкильгова записал И. Дахкильгов.
1 «Фяра» – архаизм. Имел значение «благодатный».
2 Они были командирами милицейских отрядов начала и середины 19 века. В то время милицией называли платное ополчение.
3 Здесь имеются в виду кабардинцы, которых ингуши попеременно называют и черкесами.
4 Не пригласить приезжего в дом считалось бестактностью и оскорблением.
5 По-кабардински «масхама» – алкогольный напиток, типа «браги», «медовухи».
6 Согласно ингушской этике, не допускается издевательство над трупом врага.
7 Горные жители, перейдя на жительство в Ангушт («Большие ингуши»), продолжали сохранять свою связь с древними горными владениями.
8 В доисламский период ингуши клали тела усопших в родовые склепы.
9 Не было принято говорить «мой сын», «мой муж», «моя жена» и т. д. Вместо них употреблялись описательные названия или иносказания. Здесь мать вместо того, чтобы сказать «мой мальчик (сын)», иносказательно назвала его мышонком.
10 Тюркское и русское слово «бугай» имеется и в ингушском языке с тем же значением. Помимо него, этим словом ингуши называют и борца.
11 Одним из доходных промыслов некогда было наемничество ингушей в грузинские войска. Воинственность ингушей отмечена многими исследователями.
И.Дахкильгов