Тайны древних ингушей и ингушских нартов и нарта ГIан-па (Гунн Па) — или история ингушей Гягиевых ydna L3 (L1c) (Автор Султан-Боардз Парижев, 2015, г. Малгобек)
А. А. Максидов «Мифы, легенды и реальности о происхождении северокавказцев, ингушей, рода Гатагажевых — Гетигежевых»:
Генеалогическое предание ингушей Гагиевых (Гяги), Сапаралиевых, Муталиевых, Гатагажевых, Гатагазовых, чеченцев Хакоевых, Хакиевых, грузинов Циклаури из города Казбеги произошедших от сына Гаги-1; — Мярти, кабардинцев Гетигежевых произошедших от Гатагажа, сына Уста, // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 80
возводят своего первопредка к генеалогии мифического героя Нарт-Орстхойского эпоса Ганпа. // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 81
Касаясь непосредственно происхождение имени Джатэгъэжь — Гатагаж и патронимии (фамилии) Джатэгъэжь — Гатагаж, необходимо заметить, что историко-лингвистическое изучение фамилий, при описании кабардино-чеченских параллелей на смежных территориях, имеет большое значение и особенно для историко-этимологической обработки фамилий и личных имен иноязычного (иранского) происхождения личного имени Джатэгъэжь — Гатагаж. // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 86
Крупнейшие ученые-кавказоведы связывают уникальный на территории Республики Ингушетия мусульманский памятник-мавзолей Барган-Кош с обитавшим в одно время на Кавказе народом Бара-Гунны. Ингушский мавзолей относится к раннеисламской эпохе. Подобных памятников обозначеной эпохи ислама на территории Российской Федерации не существует на сегодняшний день.
Именно с этим ингушским мусульманским мавзолеем напрямую связано самое первое(!) упоминание нартов или народа Нарт у ингушей и чеченцев. Ингушский нарт Бароган (инг. БарогIан → Абар-Хун) похороненный в этом мавзолее (могила Абар-Хуна или БорогIан) — считается дальним предком ингушских этнических орстхойских фамилий (ингуши-орстхой):
Фаргиевы, Кориговы, Белхароевы, Берсановы, Гетагажевы, Хашиевы, Сапралиевы, Булгучевы и др., — все они являются носителями мужского днк L3 (L1c).
Генеалогия линии Гирихана Белхароева:
1) Бороган (Обар-Хунн)
↓
2) Герд
↓
3) Ган (в ингушском фольклоре упоминается как Слепой Ган)
↓
4) Гойберд
↓
5) Белхар (от него идут ответвления Фаргиевых и Булгучевых)
↓
6) Кориг
↓
7) Хаз
↓
8) Уз
↓
9) Тох
↓
10) Аударкъ
↓
11) Цацерг
↓
12) Шапшарко
↓
13) Хусейн
↓
14) Гирихан
«В сказании о Гарбашах показаны богатыри тяжеловесного вида, их встретил нарт-орштхойский герой Чопа Борганов, проезжая по лесу. Из мизинца одного Гарбаша вытекала кровавая река. Оказывается, он порезал свой мизинец, чтобы не заснуть и не пропустить своего соперника. Великан так могуч, что его можно разбудить не иначе, как свалив на его голову огромную подрубленную чинару, к которой он прислонился. Прославленный нарт-орштхоевец Чопа кажется ему кажется ему всего-навсего мухой». // У. Б. Далгат «Кавказские богатыские сказания древних циклов и эпос о нартах». / А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 139
Ингушское предание: Слепой Ган
Борга, похороненный где-то в окрестностях Назрани, является далеким предком Фаргиевых, Белхароевых, Кориговых, Булгучевых.
У Гана, отца Белхара и Булгуча, были семь сыновей и одна дочь. Однажды Эта сестра семерых братьев произнесла проклятье в адрес снежинки, попавшей ей за пазуху в день свадьбы. За её гордость тут же напал мор на её братьев, и они умерли в ту же ночь. Их отец Ган от горя ослеп. Друг Гана, пришедший выразить ему соболезнование, сказал:
— Смирись, Ган, да не будет тебе ещё большего горя.
У Гана вырвалось:
— Какое ещё большее горе может постичь меня?
В ту же ночь померла его жена. Тогда ослепший Ган сказал:
— Как бы тяжким ни показалось человеку своё горе, его может постигнуть ещё более тяжкое.
Гану посоветовали жениться на девушке мелхистинке. Женился
Ган, и она родила ему сыновей Белхара и Булгуча. У Булгуча родились два сына: Зайт и Кориг. От Зайта ведут своё начало Фаргиевы. Между Фаргиевыми, Кориговыми, Булгучевыми редко заключаются браки. Роды эти относятся к племени орстхой. У селения Аршты имелась башня Албака, сына Фягра.
Фаргиевы являются потомками Булгучевых. Жили Фаргиевы в аулах Берашке и Аршты. В Берашке у них была башня, внутри которой имелся родник. Башня построена Фаргиевым Керимом, сыном Исмаила. Его потомки теперь проживают в селении Алхасты. В Чечне, в селении Шали, живут Шовхоловы и Магомедовы, являющиеся выходцами из рода Фаргиевых. Некогда один Фаргиев был женат на чеченке, после его гибели жена с двумя сыновьями переехала жить в Шали. От её сыновей пошло потомство этих чеченских фамилий.
Фартанг Фаргиев убил своего однофамильца и бежал на жительство в то место, где течет река, названная по его имени Фортангой.
В 1975 г. рассказал Лорс Фаргиев (1877 года, житель сел. Алхасты, безграмотный). Записала А. Мальсагова. // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 385
«Чопа, сын Барата, и сын Загк, сын Гарда, были знаменитые мужи; трудно было дать кому-нибудь из них преимущесто; оба они жили возле реки Фортона, один на одном берегу, другой на другом; до сих пор видны следы их жилищь. Чопа не имел наследников, — говорит, что он был женат на лесной женщине *)». // «Орштхойцы (карабулаки)», Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 28
«Чопа отправился дальше по ущелью Аршту. Не доезжая до аула Бултум, он встретил своего лесного сына. Между ними произошла драка. Чопа был ранен и ограблен сыном своим, в отмщение за дядю. Чопу взяли жители аула Бултум. Чопа умирал; он завещал, чтобы в комнате его, где он будет лежать мертвый, никого не было. Так и сделали. Но одна женщина из любопытства осталась в комнате с трупом. В полночь комната вдруг осветилась и в ней явилась лесная женщина со своими прекрасными дочерьми оплакивать Чопу. Затем они омыли и одели его труп. К рассвету, лесная женщина говорит своим дочерям, что она чует запах человеческий. «Кто слышит наш разговор, да не удовлетворятся души его потомства!» — Произнесши это заклятие, лесная женщина исчезла с дочерьми. От той женщины произошли орштхоевцы (карабулаки). Известно, что они самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются». // «Орштхойцы (карабулаки)», Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 29
«То, что мавзолей «Борага-каш» — памятник арстхойского народа и является усыпальницей знатного арстхойского воина, подтверждает материал, собранный и опубликованный ингушским исследователем, краеведоми писателем Газиковым Б. Д. Стоит внимания и то, что по материалам ряда исследований вайнахских и дагестанских ученых: арштхо Борг'а (Борага) являлся отцом Чопы, поселившегося на р. Фортанге (Далгат Б. К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М., 2008 г., стр. 67). О том же свидетельствует и фрагмент арстхойской родословной из рукописи учёного-алима Гарданова Х. К., а также его ссылка на «Борага-каш» — усыпальницу Бексултана — потомка одного из арстхойских этнархов 'аднана (Хаднана)». // Алихан Цечоев «О мавзолее Борага-каш». / Общественно-политический, литературно-художественный, иллюстрированный журнал «Жизнь национальностей». Гл. ред. Хажбикар Боков. № 3. Москва, 2012. С. 51
«Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII–XIX вв. не характерна». // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки" (ВАК при Минобрнауки РФ). Выпуск № 11-1. Краснодар (редакция), 2015. С. 223
Мусульманский мавзолей Борган-Кош (инг. БоаргIа-Каш) одна из жемчужин Ингушетии и национальное достояние всей России — это замечательный памятник истории, архитектуры и культуры древних ингушей. Крупный этнограф А. Шифнер в своих исследованиях посвятил этому памятнику немало времени и связал его с нартами: «Академические известия на 1781 год. Часть 8. Том 14. Прил. № 4. Шифнер А. Осетинские тексты, собранные Дан. Чонкадзе и Вас. Цораевым». Это самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии
Фотографии ингушского склепа-мавзолея Барган-Каш — где по ингушским древним преданиям похоронены прославленные нарты с их предводителем. Потомки этих нартов устойчиво показывают ингушский мужской днн субклад гаплотипа — L3 (L1c).
I) Попутно отметим, что самое первое упоминание о нартах ингушей и чеченцев встречается у А. Шифнера. Он писал: «На расстоянии двенадцати верст от крепости Назрань, вниз по Сунже, находится маленькое каменное строение, под которым, как говорят, скрываются костяки прославленных в преданиях Нартов. Костякам этим приписывают двухтысячную древность; до появления русских в этом крае они были в большом почете у различных чеченских племен, и еще ныне, как говорят, ингуши покрывают их часто полотном». // А. О. Мальсагов «Нарт-орстхойский эпос вайнахов». Грозный, 1970. С. 6
II) «Осетинские исследования А. М. Шёгрена».
У ингушей, кистин, галгаев почиталось прежде нечто вроде человеческих скелетов, теперь они остались на прежнем месте и не пользуются никаким уважением в народе. Предание ничего не знает о их происхождении достоверного и только утверждает, что эти скелеты, принадлежали некогда жившему около Назрани народу Нарт, сохранились от повреждения 2000 лет, и с приходом русских начали портиться. Место их ниже крепости Назрана по Сунже, в 12 верстах. Над скелетами выстроена каменная будочка, и ингуши доселе их покрывают часто полотном в знак, что и теперь не совсем разуверились в святости // Осетинские исследования (сост. и перев. Камботов Т. Т.): Монография. Под редакцией док. ист. наук, проф. А. А. Магометова; Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во «СОГУ», 1998. С. 48
На фотографии ингушская родовая башня (жилая) орстхой Фаргиевых (ДНК L3). Это башня Албака Фярговича Фаргиева (Ферг-некъе) в селение Аршты. Фергхой (Фаргиевы — в Ингушетии). По преданиям сюда пришел со своми близкими и военными товарищами ингуш-аккинец Арс-тхо и от него образовалось общество АОРСТХОЙ:
I) «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски— Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя... Арштхой». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты». Москва: «Наука», 1972. С. 41
II) «Солсы голубь». В другом сборнике опубликованы два одноименных сказания «Колой Кант». Ценность их прежде всего в том, что они приведены в оригинале на ингушском языке, а одно из них имеет и паспортные данные о сказителе. Первое сказание «Колой Кант» записал Лорса Ахриев со слов Гудиева Абдурахмана из селения Мужичи в 1930 г. По своему сюжету оно почти «Нярт Нясар» — значит Нясар, сын Нярта; «Нярт Орстхо» — Орстхо, сын Нярта. // А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 26
А. А. Туаллагов Скифы Северного Кавказа по данным письменных источников
Г. В. Цулая, изучая сведения Леонти Мровели о «нашествии хазаров», пришел к выводу, что они могут быть сопоставлены с вайнахскими сказаниями о борьбе местных героев с // В. В. Черноус «Иранский мири Юг России: прошлое и современные перспективы». / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 22. Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ. 2004. С. 11
нарт-орстхойцами, заменяемыми в абхазских сказаниях об Абрскиле голубоглазыми и светловолосыми людьми. Показательно, что в отмеченных фольклорных памятниках мы имеем дело с описанием столкновений местных кавказских народов с иноплеменниками, что вполне соответсвует истории скифов на Северном Кавказе. // В. В. Черноус «Иранский мири Юг России: прошлое и современные перспективы». / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 22. Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ. 2004. С. 12
Нарты пришли из Ингушетии. Ни ингушские, ни чеченские генетики не отрицают "миграцию" из Ингушетии носителей мужской ydna L3 (L1c):
«Некогда аккинцы, вышедшие из Шами, — рассказывается в предании, — обосновались под горой Казбек ... ». // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва, 1974. С. 143
Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ. // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва, 1974. С. 167
Возможно даже, что каждое из этих самоназваний состояло из двух корней: «ав-хат», «кати-ар». Нетрудно в таком случае предположить, что объединенный народ мог затем получить общее имя «ав-ар» или авары. // И . П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 372
К нахскому этносу следует отнести также "аккисов" (аккинцев). Ряд исследователей также высказывает предположение, что аккинцы впервые упомянуты Геродотом под названием "авхаты", а Клавдию Птоломею они известны под названием "акибы". // И. М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: «Русская жизнь», 1997. С. 154
Только слепой мог не увидеть, куда надо было бежать аварам, ибо направь они свои стопы на юг, на запад, или даже на северо-запад — все равно они попадали бы на территорию дружеского Царства эфталитов — своих побратимов и родственников. Западная аварская орда не просто ушла к эфталитам, но сделала это спокойно и без спешки. Забрав жен, детей, стариков, лошадей и имущество. И я даже точно знаю, каким путем они ушли. Ибо зовется эта дорога ... да — да, Великий шелковый путь. // И . П. Коломийцев «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 218
... В отличие от рассмотренных нами ранее субгрупп J2a1b-M67 и J1a3-Z1828, субгруппа L1c-M357, в силу своего происхождения, имеет совершенно иную предысторию. В первую очередь надо сказать, что появилась она не на Среднем Востоке, как две предыдущие, но в Центральной Азии, в «азиатском» генетическом кластере. ...
...Мы подробно перечислили всех членов ветви в строгой последовательности потому, что именно ее анализ позволил нам выяснить маршрут, по которому в Чечню и Ингушетию прибыли носители субгруппы L1c-M357. Она наглядно продемонстрировала, что начальным пунктом миграции была Северная Индия, откуда предковая группа переселилась сначала в Южный Иран, далее на Южный Кавказ (Карабах), в Чечню и Ингушетию, и только затем в Восточную Европу. ... // Чокаев Х. К., Чокаев А. Х., Арсанов П. M. «О происхождении чеченского и ингушского народов в свете данных генетических исследований», 2014.
Чтобы закончить описание загробной жизни у чеченцев, обращу еще внимание на следующий факт.
Ганыж говорил мне, что в старину вместо арабской молитвы «ясын», которую читают перед смертью человека, говорили обыкновенно следующее:
«Да будешь ты вместе с Дяла-Нарти (с божьими нартами), с нарт-орштхойцами, с Дяла-Бори, Бори-Бота; с Дяла-Бораган, с // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: «Наука», 2004. С. 80
Бороган-Бексулта, вместе с орштхойцем Сеска-Солса и выше Батыга-Ширтга!».
Все эти имена принадлежат или героям народным, вроде нартов Сеска-Солса, или святым, вроде почитаемого около Назрани Борога-Бексулта. Пожелать умирающему попасть на том свете туда, где живут эти избранники земли, значило пожелать ему самое лучшее будущее. Что для героев и нартов было на том свете // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: «Наука», 2004. С. 81