쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Гаьги-наькъан


Гаьги-наькъан

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

http://i027.radikal.ru/1201/5c/7031512f27d7.jpg

Гагиевы - ГIаги Балха. У Гяги былодва сына: Сар1ал, Мут1ал - ставшие эпонимами Сапралиевых и Муталиевых; их птр. - Гатагажевы. Живут в Верхних Ачалуках - 9, Барсуках -10, Али - Юрте - 54,Экажеве - 49, Сурхахах -3. В 1886 г. в Экажеве жили - 18, в Сурхахах - 23семьи.
Гатагажевы в братстве с Гагиевыми,Сапралиевыми, Муталиевыми, с ними же в родстве и Гатагажевы, проживающие вселении Курпп и других поселениях Кабарды. В 1886 г. в ауле Цорх из 8 семей 7 -Гатагажевы.
Эстоевы - Гамишевы из Барсуков - Гагиевы; из Назрани - Сапралиевы.

Идя вверх по Ассинскому ущелью, доходишь до башен рода Гагиевых. Из этих башен одна сверху вниз развалилась надвое так, что половина башни находится на береговом уступе,а другая половина - на оторвавшейся от него скале, стояшей теперь уже на середине реки Ассы. Про такое разделение башни на двое рассказывают следующее.

Когда-то в этих мною названных башнях Гагиевых проживало трое братьев. На берегу реки Ассы находился большой и ровный каменный выступ. На нем и стояла их башенная крепость. Как-то младший из братьев заметил, как у одной из башен споткнулась овца. «Почему она споткнулась, – удивился юноша, – ведь тут гладкое и ровное место и нет какой-либо щербинки или выступа, чтобы овца могла споткнуться?» Пошел он к тому месту и увидел трещину, столь узкую, что в нее мог поместиться лишь кончик палки. Сказал он братьям:

– Скала, на которой стоят наши башни, начала отходить от горы. Пока не случилась беда, надо уходить отсюда.

– Брось городить небылицу, как может оторваться от горы столь могучая и монолитная скала, – пренебрежительно ответили братья.
Прошла неделя. В трещине уже могла бы поместиться кошка, а дня через два-три – и баран. Вновь младший стал говорить о надвигающейся беде. Двое старших сказали:

– Если не перестанешь нас стращать, мы тебя свяжем и положим. Чтоб мы ничего подобного не слышали!

– Раз так, то я ухожу отсюда, – сказавши, младший покинул это место.

После этого прошло немного времени, как с громким звуком треснула скала и ее часть вместе с некоторыми башнями отделилась и уползла к середине реки. Погибли братья и их семьи. С тех пор никто не идет к этим башням. Люди назвали их «Йилбаза-г1алаш» – Иблисовы башни.

А спасшийся младший брат здесь, недалеко от села Алкун, построил новые башни. От этого младшего размножился род Гагиевых. Представители его старшего поколения иногда спрашивают тех, кто побывал в том месте: «Наши башни, что стояли над Ассою, сохранились или нет?»

0

2

"Приведем генеалогию Сапралиева Мухаммеда Белановича:

1) Гаьги
2) Сама
3) Аржако
4) Дийсаг
5) Гаьги (2)
6) Балха
7) Саьпр 1ьал (его брат Мут 1аьл - Муталиевы)
8) Орзбик
9) Къонахилг
10) Мурт1аз
11) Гамаж
12) Белан
13) Мухаммед (информатор)
14) Хаджи-Мурад
15) Руслан (его брат Батыр).

"Генеалогические предания Гагиевых (Гаьги), Сапралиевых, Муталиевых, Гатагажевых, Хакоевых их Чечни, Циклаури из Грузии из города Казбеги, произошедших от Гатагажа, сына Уста, возводят своего первопредка к герою Нарт-Орстхоевского эпоса Ганпе (Г1анпе)."
" В предании о происхождении рода Гатагажевых, записанном М.М. Гатагажевым со слов 120-летнего старика Хато-Чакам Хаджиевича Гатагажева, говорится: "Наш род происходит от легендарного героя Ганпы, который жил в далекие времена в Ассиновской долине на берегу реки Асса. У Ганпы был сын Га. От Га родился родоначальник галгаевцев Галга. Сыном Галги является наш предок Гаьги, который построил трехбашенную крепость на берегу реки Ассы и назвал свой аул Цорх".

0

3

"Три башни символизировали трех сыновей : Хьакко, Сама и Маьрти. Было у него еще три сына, имена которых не сохранились. Жили братья со своими семьями в боевых башнях и собирали дань с караванов, проходящих через Ассиновское ушелье в Грузию. Однажды высокие горы, под которыми были построены башни, обвалились и разрушили жилые постройки. Под развалинами башен погибла вся большая семья семья Гаьги.Сами братья в это время находились на охоте и выжили. Вернувшись вечером, братья в живых никого не нашли. Старший из братьев Хьакко сказал: "если наши враги узнают что нас осталось только шестеро то нас перебьют и наш род прекратит свое существование. Нам надо разойтись в разные стороны, хоть один из нас да выживет". И разошлись они. Хьакко ушел в сторону Шатоя, другой ушел в Грузию, третий (Сама) остался, четвертый в сторону Кабарды. От Сама, оставшегося, в ауле Цорх, родился Аржако. У него родился сын Дайсаг. У Дайсаг был сын Гаьги (2), которого назвали в честь Гаьги (первопредка) и он является основателем Гаьги Г1алаж и от его имени идет названин Гаьги Наькъан. От Гаьги (2) происходят братья Балха, Уста, Маьришк. У Балха было 2 сына: Сапр 1аьл и Мут 1аьл, от них произошли фамилии Сапралиевы и Муталиевы. Следующий сын Гаьги (2) был Уста. Он был женат на кабардинке, которая родила сына Гатагажа. От Гатагажа произошли фамилии Гатагажевых-ингушей и Гатагажевых-кабардинцев (то есть ингушей, которые называют себя кабардинцами)."

0

4

"Часть Гагиевых (ответвление от фамилии Гатагажевых) преселились в Кабарду, и их потомки известны в Кабарде как Гетигежевы. По утверждению А.А. Максидова, выходцами из Ингушетии являются "известные в Малой Кабарде Улиговы, Щамурзаевы, Мамрешевы, Батыровы, Ингушевы, Гетигежевы и др".

0

5

Иблисовы башни

Идя вверх по Ассинскому ущелью, доходишь до башен рода Гагиевых. Из этих башен одна сверху вниз развалилась надвое так, что половина башни находится на береговом уступе, а другая половина - на оторвавшейся от него скале, стояшей теперь уже на середине реки Ассы. Про такое разделение башни надвое рассказывают следующее.

Когда-то в этих мною названных башнях Гагиевых проживало трое братьев. На берегу реки Ассы находился большой и ровный каменный выступ. На нем и стояла их башенная крепость. Как-то младший из братьев заметил, как у одной из башен споткнулась овца. «Почему она споткнулась, – удивился юноша, – ведь тут гладкое и ровное место и нет какой-либо щербинки или выступа, чтобы овца могла споткнуться?» Пошел он к тому месту и увидел трещину, столь узкую, что в нее мог поместиться лишь кончик палки. Сказал он братьям:

– Скала, на которой стоят наши башни, начала отходить от горы. Пока не случилась беда, надо уходить отсюда.

– Брось городить небылицу, как может оторваться от горы столь могучая и монолитная скала, – пренебрежительно ответили братья.

Прошла неделя. В трещине уже могла бы поместиться кошка, а дня через два-три – и баран. Вновь младший стал говорить о надвигающейся беде. Двое старших сказали:

– Если не перестанешь нас стращать, мы тебя свяжем и положим. Чтоб мы ничего подобного не слышали!

– Раз так, то я ухожу отсюда, – сказавши, младший покинул это место.

После этого прошло немного времени, как с громким звуком треснула скала и ее часть вместе с некоторыми башнями отделилась и уползла к середине реки. Погибли братья и их семьи. С тех пор никто не идет к этим башням. Люди назвали их «Йилбаза-г1алаш» – Иблисовы башни.

А спасшийся младший брат здесь, недалеко от села Алкун, построил новые башни. От этого младшего размножился род Гагиевых. Представители его старшего поколения иногда спрашивают тех, кто побывал в том месте: «Наши башни, что стояли над Ассою, сохранились или нет?»

0

6

На этой фотографии изображены вовсе не Гаьги-г1алаш, а древняя общеингушская застава. Место это издревле именуется Г1алг1ай На1арге. Над ней, на склоне г.Пане, где пробита аробная дорога на север, как в Тарс-Аре, так и в Алкун, располагается наскальное убежище-пещера "Пхьагал-баьре хьах" ("пещера  Пхьагар-баьре"). Эта пещера нависает над дорогой и контролирует его. Под ней находится древний источник холодной воды - Пхьагал-баьре-шовда! Одна часть этой дороги спускалась здесь к самому левому берегу Ассы, где переходила через эту заставу на правый берег и пролегала к Таргаму( Она хорошо сохранилась до сих пор!) А другая ветвь ее уходила в Г1алг1ай Коашке по левому берегу Ассы.
Поселение Гагиевых, которое  по преданию было полностью накрыто обвалом, находилось южнее этой крепости на правом берегу и не сохранилось! А настоящие Гаьги-г1алаш находятся по северную сторону Ассинской теснины у прохода Ц1орхе недалеко от Алкуна, на равнине Гаьге.

0

7

Къовда написал(а):

На этой фотографии изображены вовсе не Гаьги-г1алаш, а древняя общеингушская застава. Место это издревле именуется Г1алг1ай На1арге. Над ней, на склоне г.Пане, где пробита аробная дорога на север, как в Тарс-Аре, так и в Алкун, располагается наскальное убежище-пещера "Пхьагал-баьре хьах" ("пещера  Пхьагар-баьре"). Эта пещера нависает над дорогой и контролирует его. Под ней находится древний источник холодной воды - Пхьагал-баьре-шовда! Одна часть этой дороги спускалась здесь к самому левому берегу Ассы, где переходила через эту заставу на правый берег и пролегала к Таргаму( Она хорошо сохранилась до сих пор!) А другая ветвь ее уходила в Г1алг1ай Коашке по левому берегу Ассы.
Поселение Гагиевых, которое  по преданию было полностью накрыто обвалом, находилось южнее этой крепости на правом берегу и не сохранилось! А настоящие Гаьги-г1алаш находятся по северную сторону Ассинской теснины у прохода Ц1орхе недалеко от Алкуна, на равнине Гаьге.

да, но вроде бы уже Гагиевы забили эти башни)))
табличка вроде стоит уже.

0

8

К сожалению, брат, Гагиевы, как и многие наши совремнники, не помнят уже почти ничего о своих башнях. А указатель, как я понимаю, установлен представителями Музея-заповедника, а не Гагиевыми. То, что это место не предназначено для жилья становится очевидным, когда поднимаешся на эти два гигантских валуна, на которых стоит крепость. Там на восточном валуне, над самой пропастью стоит сторожевая башня, сохранившаяся в два яруса. Под северной стеной этой башни в монолите пробит каменный коридор, шириной около полутора метров, по которому дорога спускается на ту сторону и дальше идет к Таргаму. Уже то, что столь основательная аробная дорога проходила через эту крепость на высоких валунах, расположеннных почти в русле течения Ассы, подчеркивает их (как дороги, так и крепости) общенациональное значение. Кстати говоря, эту дорогу и саму эту крепость подробно описал в начале 19 века немецкий исследователь Эндельгардт. У него, по моему, даже имеется зарисованный план этой Галгайской заставы с высокой сторожевой башней. Возможно, конечно, что представители древнего рода Гаьги несли на этой заставе вахту, как и представители всех галгайских родов. Не более того. А должность начальника этой заставы, который по преданиям выбирался на Мехк-Кхеле так и называлась Пхьа-г1ала баьре, то есть, "руководитель сторожевой крепости", где, "Пхьа(Пхьу)" - это сторожевое поселение, а не просто любое поселение, как принято считать. Если вы посмотрите на карту древней Ингушетии, то увидите, что поселения со словом Пхьа(Пхьу) в составе названия распологались именно у сторожевых мест (См. Пхьу-мат у заставы на р.Форте в Эг-ч1ож, или Пхьа-мат у входа в Джейрахское ущелье, или крепость Пхьуй у южных ворот Горной Ингушетии). А древнеингушское слово "Баьре", которое мы привыкли понимать только в значении "всадник", имеет более широкое значение. Мы же в действительности говорим не просто "баьре", а - "говр-баьре", то есть, "управитель коня". А "Пхьа-г1ала баьре" не что иное как "начальник (управитель) сторожевой крепости".  Кстати, к разгадке этого сочетания был близок еще Заурбек Мальсагов в 20-х годах 20 века. На этих камнях постоянное проживание было невозможным. И как мы понимаем, Пхьа-г1ала, то есть "сторожевая крепость(или застава)" и есть то, что изображено на фотографии. А сам начальник этой заставы возможно контролировал дорогу еще и с высоты пещеры "Пхьа-г1ала баьре хьах". Кстати, также очевидно, что он никакой ни "заячий всадник" (пхьагал-баьри) и не "кровник на коне" (пхьа боалла баьри), как утверждают некоторые фольклорные записи.
А что касается Гаьги-г1алаш, то они во всей красе все еще стоят в долине Гаьги на юге Алкуна. И очень даже возможно, что название этого рода непосредственно связано с этой долиной - Гаьге, в значении "живот".   Об анатомической природе этого названия говорит сам рельеф местности: когда Асса, после узкой теснины, которая кстати зовется словом "фоарте", то есть, "шея", пробивается на север, долина резко и живописно расширяется, образуя действительно "Гаьге", то есть, живот!!! И уместно здесь сказать о других топонимических деталях этой местности, нарямую связанных с анатомией: вершина наблдательная над долиной Гаьге именуется Зен-т1е, то есть, "наблюдательное", "зрительное"; а с северной стороны к долине Гаьге примыкают поляны Лоаца Къамарг и Й1аьха Къамарг, то есть, "длинное горло" и "короткое горло"!!!

0

9

Очень интересные подробности. Баркал.

0

10

http://s2.uploads.ru/FITYQ.jpg

0

11

Къовда написал(а):

К сожалению, брат, Гагиевы, как и многие наши совремнники, не помнят уже почти ничего о своих башнях. А указатель, как я понимаю, установлен представителями Музея-заповедника, а не Гагиевыми. То, что это место не предназначено для жилья становится очевидным, когда поднимаешся на эти два гигантских валуна, на которых стоит крепость.

Никаких сожалений. Верно, что в этой башне никто не жил. Но она принадлежит тэйпу Гагиевых. Это была как раз, совершенно верно, сторожевая  башня. Гагиевы, проживавшие по берегам Ассы до 13 века,  пока существовал Великий Шелковый Путь,  и жили за счет  дорожного налога, собираемого с караванщиков.   Боковая ветка Шелкового Пути до Магаса, шла в Кхаькхале и проходила как раз через  этот перешеек на реке.   И платили налог Гагиевым. Те взамен ухаживали  за дорогой и охраняли ее.  А жилые башни, как правильно заметили, находятся ниже.   Тейп был очень состоятелен. Кольчуга Гаьга, по легенде, стоила 600 быков.

0

12

Том Сойер написал(а):

Никаких сожалений. Верно, что в этой башне никто не жил. Но она принадлежит тэйпу Гагиевых. Это была как раз, совершенно верно, сторожевая  башня. Гагиевы, проживавшие по берегам Ассы до 13 века,  пока существовал Великий Шелковый Путь,  и жили за счет  дорожного налога, собираемого с караванщиков.   Боковая ветка Шелкового Пути до Магаса, шла в Кхаькхале и проходила как раз через  этот перешеек на реке.   И платили налог Гагиевым. Те взамен ухаживали  за дорогой и охраняли ее.  А жилые башни, как правильно заметили, находятся ниже.   Тейп был очень состоятелен. Кольчуга Гаьга, по легенде, стоила 600 быков.

Как конкретно шел шелковый путь на север от заставы?

0

13

192.168 написал(а):

Как конкретно шел шелковый путь на север от заставы?

Он шел от Китая над каспийским морем, проходил через  Дарьял(Даьри никъ) через Ассиновское ущелье в Кхаькхале и дальше в Грузию через Цори.

0

14

Два слова о себе. Точнее про мой тэйп   Гагиевых, весьма распространенный в Ингушетии, Чечне, Грузии, Кабардино-Балкарии  и Карчаево-Черкесии.
   История моего рода начинается с  человека очень интересной судьбы по имени Гаьг.  Когда родился Гаьг доподлинно не известно. Зато точно известно, что было это не позже  1215 г. В этот год злой демон Чингисхан указал своим сыновьям и внукам на Кавказ, и начался опустошительный поход  по трассе Великого Шелкового пути Пекин - Кавказ.  Какое отношение Гаьг имеет к Великому Шелковому пути, спросите вы?  И тут же узнаете, что Гаьг   очень даже не плохо зарабатывал себе на жизнь благодаря ему-он устроил заставу на берегу Ассы, через которую в сердце средневековой Ингушетии,легендарную Кхаькхале, проходила боковая ветка  от той, что шла в Магас Благославенный. Но об этом чуть позже.

Вот мое фото той самой заставы на реке Асса, перед входом в  Кхаькхале, где находился рабочий офис Гаьга.  Ялбаз-г1алаш.

http://s2.uploads.ru/OvcT7.jpg
http://s2.uploads.ru/0fDcs.jpg

Гаьг- волк-одиночка

Родился Гаьг  во   вполне благополучной, по меркам 12 века, орстсхойской семье. Она, в свою очередь, являлась частью небольшой общины родственников,  и все вместе они представляли собой весьма распространенную на Земле в  то беспокойное средневековое время родоплеменную общину на 5-6 дворов. Любой, кто хотя бы раз был в горной Ингушетии, поразится  тому, как мало людей  жило в каменных городах ингушей, но это уже тема для отдельного поста.
Но нет такой семьи, в которой бы не было шкафа со скелетами( ну, или склепа со скелетами, если уж говорить про нас). Общину  преследовал злой рок.  Началось все с того, что семье пришлось покинуть Цеча-Ахк из-за  землетрясения. Переселившись поближе к реке Асса, они начали заново обживаться у подножия огромной скалы. Много с тех пор прошло времени или мало, уже не знает никто. Зато гагиевские старики знают, что произошло  в один ужасный день...  В тот роковой день Гаьга не было дома -по преданию, он отлучился  по делам.  Шла уже вторая неделя, как молодой пастух терроризировал  всю деревню рассказами о том, что когда он отправился пасти стадо на соседний холм он увидел, что  в скале, под которой они живут, появилась трещина. И трещина каждый день увеличивалась в размерах.  Никто не придал значения словам пастуха и оказались  не правы. Огромный кусок известняка(именно из этой породы состоят скалы в основном на Кавказе), не дожидаясь что жители в него поверят, сорвался вниз и накрыл всех, кто был внизу.
Когда Гаьг вернулся домой,  он увидел ужасную картину-вся его семья, дети,  родственники, друзья были погребены навсегда  под огромным булыжником. С этого момента начинается новая глава в жизни моего предка.
  В Коране сказано, что самые кровопролитные схватки между людьми происходили из-за земли. Именно с земли и начинается мое дальнейшее повествование.  Орстхойцы, проживавшие неподалеку в Алкуне, узнав о происшедшем   решили, что Гаьг не сможет один противостоять им  в их желании отобрать у него землю, принадлежавшую ему и его семье. Что доподлинно произошло между ним и орстхойцами из Алкуна, что за земли были у Гаьга и что с ними стало не известно уже. Единственное, что известно доподлинно так это то, что Гаьг порвал все отношения с орстхойцами, к которым по крови принадлежал и  начал жизнь отдельно от всех  общин и родов, что в те временя было большой редкостью из-за большой опасности  за жизнь и имущество. (С тех самых пор и ведется, что Гагиевых называют совершенно самостоятельным тэйпом, не примыкающим ни к какому ингушскому шахару)
   Он женился на девушке чистокровных галгайских кровей из Таргима.  Имя нашей прабабушки не сохранилось, зато многим "ортодоксальным" таргимхоевцам все же известно, что она была хромая. Только так, по мнению этих заносчивых  галгайцев,  девушку с такой родословной могли отдать не галгаю, а орстхойцу! Но я думаю, что это просто был слух, пущенный обиженным женихом из Эгикала, которого обошел наш славный предок Гаьг!)))
  Гаьг построил недалеко от Таргима  башни и обосновался там с молодой супругой. Она родила ему  шестерых детей.  Известно имя троих  сыновей-Хок, Мярша и Сама .   Гаьг построил  заставу на реке Асса, которая позже получила в народе название Башни Иблиса.( На фото видно, что камень, на  котором они стоят, треснул. Говорят, что  произошло это мгновенно, и несколько человек погибли упав  в расщелину, после этого их стали звать так).  Тут надо упомянуть о факте, кричащим о людской безалаберности и вопиющей необразованности.  На трафарете рядом с башнями написано 15-18 век. На мой вопрос,  по  какому принципу  определили их возраст, и что такое 15-18, это что, дата рождения и смерти,  в заповеднике развели руками, оказывается возраст определяли не историки, а кто определял уже не помнят-этот бездарный работник давно взял расчет!  Вообще, дорогие мои, должна вам  сказать. что  возраст очень многих башен определен завхозами заповедника   по движению звезд. Они совершенно не соответствуют  датам в мировой истории и  историческим событиям, а полностью зависят от фантазии и возможностей в простом счете штатной единицы заштатной организации.  Этим надо всерьез заняться нам всем.
  Продолжу свое повествование.  Эгикал, Таргим и Хамхе в те времена были одним из пунктов назначения купцов, шествовавших по Великому  Шелковому Пути.  И путь к ним лежал через  заставу Гаьга.  Это место с древнейших времен называли Воротами Ингушетии.    Гаьг брал у караванщиков за проход в горы стоимость одного барана, выход был свободный.  Кроме того, за охрану ущелья и проводничество  им отдавали часть дани таргимхоевцы( они так же промышляли этим на своем участке дороги)  Хочется отметить маленький пункт в нашей родословной, который особенно дорог  нашему тэйпу . Как и полагается средневековому мужчине, Гаьг имел кольчугу. Цена ее, по легенде, была равна  шестистам (600) быков. Сколько сегодня стоит у нас бык?
Долго или коротко продолжалась такая тихая жизнь в довольстве не известно. Но затем произошло историческое для всего нашего, тогда еще будущего, тэйпа событие, благодаря которому Гагиевы распространились по всему Кавказу, как я писала выше. Горский олигарх   Гаьг построил башни рядом с Алкуном, где проживали его давние враги, оказавшиеся менее успешными в материальном плане.  Возмущенные  дерзкой выходкой загнивающего в роскоши буржуа, местный пролетариат обрушился с  резкой критикой на сыновей Гаьга. В стычке погибло несколько бойцов народной армии Алкуна и опасаясь кровной мести, которую к тому времени еще не извел Юнусбек Баматгиреевич посредством примирительной комиссии, Гаьг   велел своим сыновьям вместе с женами и детьми разъехаться в разные  места. Маьрша( переводится как мирный) остался с отцом, от  него произошли все нынешние Гагиевы, Муталиевы, Сапралиевы и Гетагажевы.  Хок уехал в нынешнюю Чечню, от него произошел большой тэйп Хоккой, которые проживают  ныне в Урус-Мартане. Сама уехал в Грузию, от него произошли  Гагишвили, Чопикашвили и Циклаури. Старики говорят, что до революции 1917 г все эти люди каждый год собирались  в наших башнях на Ассе.

Талевр-воин, погибший от монгольских мечей и русских бомб

В 1986 году  в одной из башен Гагиевых у реки   Ассы  было найдено захоронение  человека.  Он покоился в деревянном ящике наподобие гроба,  при нем был полный комплект оружия-меч, копье, щит. Кости человека  сохранили следы ран от острого режущего оружия,   он был буквально изрублен мечом.  В ящике лежал камень, на котором грузинскими буквами было написано Гаьги Талевр.   Тело в спешном порядке было доставлено в Чечено-Ингушский краеведческий музей в Грозном. Уцелело ли оно после войны, если да, то где оно, никто не знает. Если  тело постродало от бомбежки, то можно смело сказать,что мой предок дважды погиб в битве-сначала на мечах, потом от бомб.
   Народ сохранил в легенде  обстоятельства гибели  Гаьги Талевра. Произошло это в 14 веке.  К тому времени весь равнинный Кавказ был занят монголами. Единственным свободным от монгольского ига местом на Кавказе были наши горы. Арабский  историк Джувени, который сопровождал Сартаха, потомка Чингисхана, писал, что из каждой сотни своих  воинов, десять человек он вынужден был направлять на охрану выходов из ущелий, опасаясь разрушительных для его войска вылазок  горцев, наглухо забаррикадировавшихся в горах.   Монголы  много лет   совершали безуспешные попытки прорвать оборону  хайлэндеров и так ни разу и не смогли за все время пребывания на Кавказе.( Известна даже скала в Чечне, на которой 15 лет в  окружении монголов жил один маленький тэйп. Вот он, характер народа)  Так вот в ходе одной из этих попыток   произошло следующее.  Как я уже писала выше, путь в  центральную Ингушетию лежат  через земли Гагиевых. К тому времени это уже было обширное селение Гаьги-къонгий Юрт ( деревня потомков Гаьга), о котором  своем романе писал даже Кодзоев Исса. Там и жил в те времена Талевр, в легенде его называют   "бяча"-это значит предводитель сотни, сотник.  Наученные бесконечными войнами, нахи  каждом селении имели свою  маленькую регулярную армию. И вот   монгольский полк вплотную подошел к  башням Гагиевых, битва была неизбежна и сулила стопроцентную погибель. Послав гонцов в Таргим, Талевр повел свою сотню на врага. К тому времени, когда из Кхаькхале подошла подмога, они все до одного были мертвы. Прибывшие сумели отбить нападение и  ингуши уже в который раз отстояли свою свободу, а подвиг героя Талевра и его воинов остался в памяти народа навсегда.

http://s2.uploads.ru/SuPKG.jpg

http://ust-nan.livejournal.com/21588.html

0

15

Том Сойер написал(а):

192.168 написал(а):

    Как конкретно шел шелковый путь на север от заставы?

Он шел от Китая над каспийским морем, проходил через  Дарьял(Даьри никъ) через Ассиновское ущелье в Кхаькхале и дальше в Грузию через Цори.

Нашел в закрытой группе на контаках это про ингушей Гягиевых L3 (их родня Булгучевы, Берсановы, Фаргиевы, Сапралиевы, Гетагажевы, Белхороевы все они L3). Один ингушский ученый сказал говорят недавно, что ингуш Сеска Солса мог быть L3, потому что он глава нартов, но Колой Кант и Пхагал Бяри без сомнения ингуши J2. Кто-нибудь слышал такое?

https://vk.com/ingushhistory/forum/merzho/for...

В Ассинском ущелье имеются сторожевые башни Гагиевых, которые, как говорит сказание, охраняли от вторгшихся с равнины врагов Сеска Солса, Колой Кант и Пхагал Бяри. // А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 273


Нярт Орстхо — Орстхо, сын Нярта[см. 1] = акинец, по имени Арштхоо[см. 2] = the european haplotype L3 (L1c)

[1] «Солсы голубь». В другом сборнике опубликованы два одноименных сказания «Колой Кант». Ценность их прежде всего в том, что они приведены в оригинале на ингушском языке, а одно из них имеет и паспортные данные о сказителе. Первое сказание «Колой Кант» записал Лорса Ахриев со слов Гудиева Абдурахмана из селения Мужичи в 1930 г. По своему сюжету оно почти «Нярт Нясар» — значит Нясар, сын Нярта; «Нярт Орстхо» — Орстхо, сын Нярта. // А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 26

                  ↓↓↓

[см. 2] По другому чеченскому преданию, «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски— Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя... Арштхой». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты». Москва: «Наука», 1972. С. 41

                  ↓↓↓

«Мы все орстхой из Акки», — говорят представители этих групп , вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва, 1974. С. 163

Акинцы (от которых, по преданиям, произошли арштхойцы — карабулаки) считались самым воинственным, непокорным народом. // У. Б. Далгат «Общие основы чечено-ингушского эпоса». Москва: «Наука», 1972. С. 49

                  ↓↓↓

     Термин нарт-орстхойцы (наьарт-ортсхой, наьрт-эрстхой, наьрт-орстхой, наьрт-орштхой, наьрт-аьртхой, наьртаьрашхой, аьрст-маьстхой) не встречается ни в одной другой версии нартского эпоса, кроме чечено-ингушской. // А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 275


Керестан-исполины[см. 1 и 1.1] = лам-кристы = Аки-лам[см. 2] = the european haplotype L3 (L1c)

[1] Изъ чеченскихъ преданий более прочихъ замечательно предание о нартахъ. Говорятъ, что Чечнею завладели неведомые до того чеченцамъ пришельцы, которыхъ они называютъ нартами (нартъ). Предание говорить, что они были керестанами, т. е. христианами. Они имели исполинский ростъ; часто представляютъ одноокими, одетыми съ головы до ногъ въ железную броню; вооружение ихъ составляли: щить (галканъ или пхуниш), мечъ (туръ) и булава (чонкуръ). Изъ преданий видно, что они, хотя и малочисленные, завладели страною, грабили жителей, убивали и теснили ихъ, н.......и женъ и дочерей или силою брали ихъ себе въ жены. Народъ страшился ихъ появления, и чувство этого страха перешло и въ предание. Не одни чеченцы, но почти все горския племена говорятъ о нихъ въ своихъ преданияхъ; адигейские народы ближе всехъ знакомы съ ними; они зовутъ их поименно и сложили песни про ихъ дела. Известный влючъ Кисловодске — нарзанъ (нартъ-сана) получилъ название отъ нартов. Надтеречные чеченцы указываютъ места, где они жили и которыя и теперь еще носятъ ихъ названия. (Пр. XVIII) // «Сборник сведений о кавказских горцах». Выпуск VI. Раздел 3: «Чеченское племя (с примечаниями), У. Лаудаев. Глава: памятники, предания и сказания». Тифлис, 1872. С. 17

[1.1]«...нарты в представлении чеченцев — это «керестан-исполины, они везде являются угнетателями народа». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 109

                 ↓↓↓

[см. 2]«Там, к стороне Баш-лама (Казбек), — рассказывают старики — есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанка, Геха. Это — горы «Аки-лам»; там живут, или по крайней мере жили при наших предках, «лам-кристы» (горные христиане), и это наша колыбель, как и колыбель других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть лам-кристов вышла из своего гнезда и повернулась на восход солнца. // Н. А. Благовещенский «Сборник сведений о Терской области. Заметки о Чечне и чеченцах». Выпуск 1. Владикавказ: «Издание Терского Областного статистического комитета», 1878. С. 267

На основании более ранних, нам неизвестных источников, содержащих ценную информацию. Главное в данном случае — нападение «Ламрой-Кересты» в 1361 г. на Татартуп. // В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ: «Кавказская Здравница», 2003. С. 173

Кто такие «Ламрой-Кересты»? По старым чеченским преданиям, записанным И. Поповым, «к стороне Баш-лама (Казбека) есть горы, из которых вытекают рр. Асса, Фортанга, Геха. Это горы «Аки-лам», там живут или жили при наших предках «лам-кристы» («горные-христиане»),... // В. А. Кузнецов «Эльхотовские ворота в X — XV веках». Владикавказ:«"Кавказская Здравница», 2003. С. 173

Нарты: 17) Погибли в Татар-Тупе (по ингушским вариантам), выпив расплавленную медь; то же и по чеченским, погибли в Герменчуге, Энгеное. // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей». Исследование и тексты. Москва: «Наука», 1972. С. 112

Отредактировано azulantik (2015-09-04 18:46:07)

0

16

Еще пришли новые данные. Дучиев Пхьамто -L3, тукхум Шото. Пхамтой считаются потомками Орстхой, т. е. Ингушей, что и требовалось доказать, уже очередной по счету Пхамто показывает -L3.

Взято с исторического кружка ингушей на однокласниках.

Тайны древних ингушей и ингушских нартов и нарта ГIан-па (Гунн Па) — или история ингушей Гягиевых ydna L3 (L1c) (Автор Султан-Боардз Парижев, 2015, г. Малгобек)

А. А. Максидов «Мифы, легенды и реальности о происхождении северокавказцев, ингушей, рода Гатагажевых — Гетигежевых»:
Генеалогическое предание ингушей Гагиевых (Гяги), Сапаралиевых, Муталиевых, Гатагажевых, Гатагазовых, чеченцев Хакоевых, Хакиевых, грузинов Циклаури из города Казбеги произошедших от сына Гаги-1; — Мярти, кабардинцев Гетигежевых произошедших от Гатагажа, сына Уста, // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 80

возводят своего первопредка к генеалогии мифического героя Нарт-Орстхойского эпоса Ганпа. // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 81

Касаясь непосредственно происхождение имени Джатэгъэжь — Гатагаж и патронимии (фамилии) Джатэгъэжь — Гатагаж, необходимо заметить, что историко-лингвистическое изучение фамилий, при описании кабардино-чеченских параллелей на смежных территориях, имеет большое значение и особенно для историко-этимологической обработки фамилий и личных имен иноязычного (иранского) происхождения личного имени Джатэгъэжь — Гатагаж. // «Генеалогия Северного Кавказа» — историко-генеалогический научно-реферативный независимый журнал, гл. редактор А. И. Мусукаев. Северокавказское генеалогическое общество, КБИРО, № 1. Нальчик — Майкоп, 2002. С. 86

    Крупнейшие ученые-кавказоведы связывают уникальный на территории Республики Ингушетия мусульманский памятник-мавзолей Барган-Кош с обитавшим в одно время на Кавказе народом Бара-Гунны. Ингушский мавзолей относится к раннеисламской эпохе. Подобных памятников обозначеной эпохи ислама на территории Российской Федерации не существует на сегодняшний день.
  Именно с этим ингушским мусульманским мавзолеем напрямую связано самое первое(!) упоминание нартов или народа Нарт у ингушей и чеченцев. Ингушский нарт Бароган (инг. БарогIан → Абар-Хун) похороненный в этом мавзолее (могила Абар-Хуна или БорогIан) — считается дальним предком ингушских этнических орстхойских фамилий (ингуши-орстхой):

Фаргиевы, Кориговы, Белхароевы, Берсановы, Гетагажевы, Хашиевы, Сапралиевы, Булгучевы и др., — все они являются носителями мужского днк L3 (L1c).

   Генеалогия линии Гирихана Белхароева:

1) Бороган (Обар-Хунн)

2) Герд

3) Ган (в ингушском фольклоре упоминается как Слепой Ган)

4) Гойберд

5) Белхар (от него идут ответвления Фаргиевых и Булгучевых)

6) Кориг

7) Хаз

8) Уз

9) Тох

10) Аударкъ

11) Цацерг

12) Шапшарко

13) Хусейн

14) Гирихан

«В сказании о Гарбашах показаны богатыри тяжеловесного вида, их встретил нарт-орштхойский герой Чопа Борганов, проезжая по лесу. Из мизинца одного Гарбаша вытекала кровавая река. Оказывается, он порезал свой мизинец, чтобы не заснуть и не пропустить своего соперника. Великан так могуч, что его можно разбудить не иначе, как свалив на его голову огромную подрубленную чинару, к которой он прислонился. Прославленный нарт-орштхоевец Чопа кажется ему кажется ему всего-навсего мухой». // У. Б. Далгат «Кавказские богатыские сказания древних циклов и эпос о нартах». / А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 139

  Ингушское предание:  Слепой Ган

    Борга, похороненный где-то в окрестностях Назрани, является далеким предком Фаргиевых, Белхароевых, Кориговых, Булгучевых.
    У Гана, отца Белхара и Булгуча, были семь сыновей и одна дочь. Однажды Эта сестра семерых братьев произнесла проклятье в адрес снежинки, попавшей ей за пазуху в день свадьбы. За её гордость тут же напал мор на её братьев, и они умерли в ту же ночь. Их отец Ган от горя ослеп. Друг Гана, пришедший выразить ему соболезнование, сказал:
—  Смирись, Ган, да не будет тебе ещё большего горя.
У Гана вырвалось:
—  Какое ещё большее горе может постичь меня?
В ту же ночь померла его жена. Тогда ослепший Ган сказал:
— Как бы тяжким ни показалось человеку своё горе, его может постигнуть ещё более тяжкое.
Гану посоветовали жениться на девушке мелхистинке. Женился
Ган, и она родила ему сыновей Белхара и Булгуча. У Булгуча родились два сына: Зайт и Кориг. От Зайта ведут своё начало Фаргиевы. Между Фаргиевыми, Кориговыми, Булгучевыми редко заключаются браки. Роды эти относятся к племени орстхой. У селения Аршты имелась башня Албака, сына Фягра.
Фаргиевы являются потомками Булгучевых. Жили Фаргиевы в аулах Берашке и Аршты. В Берашке у них была башня, внутри которой имелся родник. Башня построена Фаргиевым Керимом, сыном Исмаила. Его потомки теперь проживают в селении Алхасты. В Чечне, в селении Шали, живут Шовхоловы и Магомедовы, являющиеся выходцами из рода Фаргиевых. Некогда один Фаргиев был женат на чеченке, после его гибели жена с двумя сыновьями переехала жить в Шали. От её сыновей пошло потомство этих чеченских фамилий.
Фартанг Фаргиев убил своего однофамильца и бежал на жительство в то место, где течет река, названная по его имени Фортангой.
В 1975 г. рассказал Лорс Фаргиев (1877 года, житель сел. Алхасты, безграмотный). Записала А. Мальсагова. // И. А. Дахкильгов, А. О. Мальсагов «Сказки, сказания и предания чеченцев и ингушей». Грозный, 1986. С. 385

«Чопа, сын Барата, и сын Загк, сын Гарда, были знаменитые мужи; трудно было дать кому-нибудь из них преимущесто; оба они жили возле реки Фортона, один на одном берегу, другой на другом; до сих пор видны следы их жилищь. Чопа не имел наследников, — говорит, что он был женат на лесной женщине *)». // «Орштхойцы (карабулаки)», Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 28

«Чопа отправился дальше по ущелью Аршту. Не доезжая до аула Бултум, он встретил своего лесного сына. Между ними произошла драка. Чопа был ранен и ограблен сыном своим, в отмщение за дядю. Чопу взяли жители аула Бултум. Чопа умирал; он завещал, чтобы в комнате его, где он будет лежать мертвый, никого не было. Так и сделали. Но одна женщина из любопытства осталась в комнате с трупом. В полночь комната вдруг осветилась и в ней явилась лесная женщина со своими прекрасными дочерьми оплакивать Чопу. Затем они омыли и одели его труп. К рассвету, лесная женщина говорит своим дочерям, что она чует запах человеческий. «Кто слышит наш разговор, да не удовлетворятся души его потомства!» — Произнесши это заклятие, лесная женщина исчезла с дочерьми. От той женщины произошли орштхоевцы (карабулаки). Известно, что они самый беспокойный народ и ничем не удовлетворяются». // «Орштхойцы (карабулаки)», Чах Ахриев, I — исследование и материалы: 2) Ингуши (их предания, верования и поверья), / Сборник сведений о кавказских горцах. Выпуск VIII. Тифлис, 1875. С. 29

«То, что мавзолей «Борага-каш» — памятник арстхойского народа и является усыпальницей знатного арстхойского воина, подтверждает материал, собранный и опубликованный ингушским исследователем, краеведоми писателем Газиковым Б. Д. Стоит внимания и то, что по материалам ряда исследований вайнахских и дагестанских ученых: арштхо Борг'а (Борага) являлся отцом Чопы, поселившегося на р. Фортанге (Далгат Б. К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892-1894 гг. М., 2008 г., стр. 67). О том же свидетельствует и фрагмент арстхойской родословной из рукописи учёного-алима Гарданова Х. К., а также его ссылка на «Борага-каш» — усыпальницу Бексултана — потомка одного из арстхойских этнархов 'аднана (Хаднана)». // Алихан Цечоев «О мавзолее Борага-каш». / Общественно-политический, литературно-художественный, иллюстрированный журнал «Жизнь национальностей». Гл. ред. Хажбикар Боков. № 3. Москва, 2012. С. 51

«Мы все орстхой из Акки» — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII–XIX вв. не характерна». // С. А. Натаев «Проблема этнотерриториальной структуры Чечни в XVIII–XIX вв. в исторической литературе». / Научный журнал "Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки" (ВАК при Минобрнауки РФ). Выпуск № 11-1. Краснодар (редакция), 2015. С. 223

Мусульманский мавзолей Борган-Кош (инг. БоаргIа-Каш) одна из жемчужин Ингушетии и национальное достояние всей России — это замечательный памятник истории, архитектуры и культуры древних ингушей. Крупный этнограф А. Шифнер в своих исследованиях посвятил этому памятнику немало времени и связал его с нартами: «Академические известия на 1781 год. Часть 8. Том 14. Прил. № 4. Шифнер А. Осетинские тексты, собранные Дан. Чонкадзе и Вас. Цораевым».  Это самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии

http://burash.ru/image/graphic/images/2015/September/12/5FDB_55F40A34.jpg

http://burash.ru/image/graphic/images/2015/September/12/FDC1_55F40AAC.jpg

http://burash.ru/image/graphic/images/2015/September/12/E1D0_55F40B46.jpg

Фотографии ингушского склепа-мавзолея Барган-Каш — где по ингушским древним преданиям похоронены прославленные нарты с их предводителем. Потомки этих нартов устойчиво показывают ингушский мужской днн субклад гаплотипа — L3 (L1c).

I) Попутно отметим, что самое первое упоминание о нартах ингушей и чеченцев встречается у А. Шифнера. Он писал: «На расстоянии двенадцати верст от крепости Назрань, вниз по Сунже, находится маленькое каменное строение, под которым, как говорят, скрываются костяки прославленных в преданиях Нартов. Костякам этим приписывают двухтысячную древность; до появления русских в этом крае они были в большом почете у различных чеченских племен, и еще ныне, как говорят, ингуши покрывают их часто полотном». // А. О. Мальсагов «Нарт-орстхойский эпос вайнахов». Грозный, 1970. С. 6

II)  «Осетинские исследования А. М. Шёгрена».
    У ингушей, кистин, галгаев почиталось прежде нечто вроде человеческих скелетов, теперь они остались на прежнем месте и не пользуются никаким уважением в народе. Предание ничего не знает о их происхождении достоверного и только утверждает, что эти скелеты, принадлежали некогда жившему около Назрани народу Нарт, сохранились от повреждения 2000 лет, и с приходом русских начали портиться. Место их ниже крепости Назрана по Сунже, в 12 верстах. Над скелетами выстроена каменная будочка, и ингуши доселе их покрывают часто полотном в знак, что и теперь не совсем разуверились в святости // Осетинские исследования (сост. и перев. Камботов Т. Т.): Монография. Под редакцией док. ист. наук, проф. А. А. Магометова; Сев.-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: Изд-во «СОГУ», 1998. С. 48

http://burash.ru/image/graphic/images/2015/August/08/E03F_55C5C781.jpg

На фотографии ингушская родовая башня (жилая) орстхой Фаргиевых (ДНК L3). Это башня Албака Фярговича Фаргиева (Ферг-некъе) в селение Аршты. Фергхой (Фаргиевы — в Ингушетии). По преданиям сюда пришел со своми близкими и военными товарищами ингуш-аккинец Арс-тхо и от него образовалось общество АОРСТХОЙ:

I) «некий акинец, по имени Арштхоо, выселившись из своего общества [горного Акинского общества] и спустившись с своим родом в Бамутское ущелье, основался у источников, называемых Черными Ключами [по-кумыкски— Карабулак]. От населения, основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя... Арштхой». // У. Б. Далгат «Героический эпос чеченцев и ингушей. Исследование и тексты». Москва: «Наука», 1972. С. 41

II) «Солсы голубь». В другом сборнике опубликованы два одноименных сказания «Колой Кант». Ценность их прежде всего в том, что они приведены в оригинале на ингушском языке, а одно из них имеет и паспортные данные о сказителе. Первое сказание «Колой Кант» записал Лорса Ахриев со слов Гудиева Абдурахмана из селения Мужичи в 1930 г. По своему сюжету оно почти «Нярт Нясар» — значит Нясар, сын Нярта; «Нярт Орстхо» — Орстхо, сын Нярта. // А. А. Петросян «Сказания о нартах — эпос народов Кавказа». Москва: «Наука», 1969. С. 26

А. А. Туаллагов Скифы Северного Кавказа по данным письменных источников
Г. В. Цулая, изучая сведения Леонти Мровели о «нашествии хазаров», пришел к выводу, что они могут быть сопоставлены с вайнахскими сказаниями о борьбе местных героев с // В. В. Черноус  «Иранский мири Юг России: прошлое и современные перспективы». / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 22. Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ. 2004. С. 11

нарт-орстхойцами, заменяемыми в абхазских сказаниях об Абрскиле голубоглазыми и светловолосыми людьми. Показательно, что в отмеченных фольклорных памятниках мы имеем дело с описанием столкновений местных кавказских народов с иноплеменниками, что вполне соответсвует истории скифов на Северном Кавказе. // В. В. Черноус  «Иранский мири Юг России: прошлое и современные перспективы». / Южнороссийское обозрение Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 22. Ростов-на-Дону. Изд. СКНЦ ВШ. 2004. С. 12

Нарты пришли из Ингушетии. Ни ингушские, ни чеченские генетики не отрицают "миграцию" из Ингушетии носителей мужской ydna L3 (L1c):

«Некогда аккинцы, вышедшие из Шами, — рассказывается в предании, — обосновались под горой Казбек ... ». // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва, 1974. С. 143

Теснейшим образом орстхойцы связаны с аккинцами, составляя по существу с последними один народ. // Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва, 1974. С. 167

Возможно даже, что каждое из этих самоназваний состояло из двух корней: «ав-хат», «кати-ар». Нетрудно в таком случае предположить, что объединенный народ мог затем получить общее имя «ав-ар» или авары. // И . П.  Коломийцев  «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 372

К нахскому этносу следует отнести также "аккисов" (аккинцев). Ряд исследователей также высказывает предположение, что аккинцы впервые упомянуты Геродотом под названием "авхаты", а Клавдию Птоломею они известны под названием "акибы". // И. М. Сигаури «Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен». Том I. Москва: «Русская жизнь», 1997. С. 154

Только слепой мог не увидеть, куда надо было бежать аварам, ибо направь они свои стопы на юг, на запад, или даже на северо-запад — все равно они попадали бы на территорию дружеского Царства эфталитов — своих побратимов  и  родственников. Западная аварская орда не просто ушла к эфталитам, но сделала это спокойно и без спешки. Забрав жен, детей, стариков, лошадей и имущество. И я даже точно знаю, каким путем они ушли. Ибо зовется эта дорога ... да — да, Великий шелковый путь. // И . П.  Коломийцев  «Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта». Москва: «Олма-Пресс», 2005. С. 218

... В отличие от рассмотренных нами ранее субгрупп J2a1b-M67 и J1a3-Z1828, субгруппа L1c-M357, в силу своего происхождения, имеет совершенно иную предысторию. В первую очередь надо сказать, что появилась она не на Среднем Востоке, как две предыдущие, но в Центральной Азии, в «азиатском» генетическом кластере. ...
...Мы подробно перечислили всех членов ветви в строгой последовательности потому, что именно ее анализ позволил нам выяснить маршрут, по которому в Чечню и Ингушетию прибыли носители субгруппы L1c-M357. Она наглядно продемонстрировала, что начальным пунктом миграции была Северная Индия, откуда предковая группа переселилась сначала в Южный Иран, далее на Южный Кавказ (Карабах), в Чечню и Ингушетию, и только затем в Восточную Европу. ... // Чокаев Х. К., Чокаев А. Х., Арсанов П. M. «О происхождении чеченского и ингушского народов в свете данных генетических исследований», 2014.

Чтобы закончить описание загробной жизни у чеченцев, обращу еще внимание на следующий факт.
Ганыж говорил мне, что в старину вместо арабской молитвы «ясын», которую читают перед смертью человека, говорили обыкновенно следующее:
«Да будешь ты вместе с Дяла-Нарти (с божьими нартами), с нарт-орштхойцами, с Дяла-Бори, Бори-Бота; с Дяла-Бораган, с // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: «Наука», 2004. С. 80

Бороган-Бексулта, вместе с орштхойцем Сеска-Солса и выше Батыга-Ширтга!».
Все эти имена принадлежат или героям народным, вроде нартов Сеска-Солса, или святым, вроде почитаемого около Назрани Борога-Бексулта. Пожелать умирающему попасть на том свете туда, где живут эти избранники земли, значило пожелать ему самое лучшее будущее. Что для героев и нартов было на том свете // Б. К. Далгат «Первобытная религия чеченцев и ингушей». Москва: «Наука», 2004. С. 81

Отредактировано azulantik (2016-03-29 10:54:16)

0

17

Хороший фильм видел недавно про Гягиевых. Не знаю где его найти.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Гаьги-наькъан