23 февраля 1944 года – трагическая дата в жизни ингушского народа. Ингуши вместе с чеченцами, без всяких на то оснований, по надуманным обвинениям, были высланы в Казахстан. Такая же участь постигла балкарцев, карачаевцев, калмыков, крымских татар, немцев Поволжья и другие народы.
Этим народам был нанесен колоссальный ущерб. Их лишили Родины, всего имущества и обрекли на смерть. Многие погибли в дороге, а затем и в ссылке, а оставшиеся в живых долгих 13 лет жили в нечеловеческих условиях, подвергаясь унижениям и оскорблениям.
В 1957 году ингуши получили возможность возвращения на Родину. Но не все. Для многих, кто проживал до высылки в Пригородном районе, трагедия продолжается до сих пор.
Пригородный район – родина ингушей, остается в составе РСО и ингуши, из-за противодействия осетинских властей, не могут вернуться к своим очагам.
Руководство России приняло гуманный Закон «О реабилитации репрессированных народов’», однако, ни один из его пунктов не спешит выполнить. Ингуши и до, и после принятия этого закона мирным, парламентским путем вели борьбу за восстановление справедливости и возвращение незаконно и насильственно отнятой у них Родины. Однако руководство Северной Осетии и России противопоставили справедливым требованиям ингушей военную силу, и в октябре-ноябре 1992 года осуществили жесточайшую акцию – убийство и депортацию ингушского населения Пригородного района и г. Владикавказа. Изучая исторические материалы, обращаешь невольно внимание на то, что подобные акции ингуши испытывали в своей истории неоднократно. Анализ показывает, что причиной бед ингушей главным образом являлось стратегическое месторасположение Ингушетии.
Рассмотрим вопрос геноцида ингушей в хронологическом порядке, опираясь на известные нам документы и свидетельства.
Об изгнании ингушей с равнинных мест, происшедшем, вероятно, в 1-ой половине XVI века, говорится в ингушской песне-легенде «Махкинан».(1)
Документы свидетельствуют, что в начале XVIII века в Тарской долине у выхода рек Сунжи и Камбилеевки из гор существовали крупные по тем временам ингушские аулы Заурово, Ангушт, Ахки-юрт, Шолхи, Тарс, Ваппи и другие.
15 июля 1756 года Осетинской духовной комиссией проводится крещение ингушей этих аулов. Тем самым начинается непосредственное проникновение России в Ингушетию.
В 1784 году у ингушских селений Заурово, Тоти, Темурхово основывается русская крепость Владикавказ. После этого начинается процесс заселения этой крепости казаками и осетинами под защитой военных, а ингушское население вымывается из близлежащих аулов. Аулы Заурово и Тоти перестают существовать. Аул Темурково просуществовал до середины XIX века, но и его постигла та же участь. Темурко Мальсагов в 1849 году подавал прошение Главнокомандующему с просьбой разрешить ему поселиться в деревне Темурково, которую основал его отец, на что ему было отказано.(2)
В 1830 году против горных ингушей была проведена карательная акция, которой командовал князь Абхазов. Численность его отряда составляла 2040 человек и 8 горных орудий. И это притом, что наиболее крупное Галгаевское общество могло выставить 300 человек, а джераховцы всего 45 на вооружении у которых были кинжалы и редко ружья.
В результате этой акции было полностью сожжено и разрушено 6 аулов. Разграблено имущество ингушей.
В 1832 году в Ингушетию прибывает карательная экспедиция под командованием барона Розена. Отряд состоял из 5 батальонов, 200 казаков и 500 осетин. Об участии осетин Розен писал в своем рапорте: «Сходно с высочайшим соизволением употреблять горских жителей одних против других для укрепления взаимной ненависти их, находятся при моем отряде осетины, живущие близ Владикавказа..» (3)
Отряд Розена в ходе этой акции уничтожил более 20 ингушских аулов, проявив при этом беспредельную жестокость. При этом генерал Розен не скрывал своего удовлетворения: «Вероломное племя галгаевцев, по мнению самих горцев, наказано примерным образом, лишась значительного числа скота своего, большей части движимого имущества, жилищ и пашен…»(4)
Со второй половины 40-х годов XIX века царскими войсками проводятся крупномасштабные операции по разорению карабулакских и ингушских аулов в бассейнах pp. Сунжи, Камбилеевки, Ассы и Форганги. Так, в 1845-1847 гг. разоряются аулы Курай-Юрт, Сарали Опиева, Казах-гечу, Ахбарзой, Махмат-хит. На их местах основываются казачьи станицы: Сунженская (с 1851 г – Слепцовская), Троицкая, Михайловская, Ассиновская, Магомет-Юртовская (с 1860г. – Вознесеновская).
В 1859 году на месте аулов Эльдарх-г1ала, Ахки-юрт, Шолхи основываются станицы Карабулакская, Сунженская, хутор Тарский.
В 1860 г. на месте уничтоженных аулов Таузен-юрт, Ангушт, Мужич, Алкун, Датых возникают ст. Ахки-юртовская (с 1907 г. – Воронцово-Дашковская), Тарская, Галашевская, Алкунская, Датыхская.
В октябре 1860 года переселяются так же и жители аулов Ланжит и Учхот.
В 1861 году на месте аулов Тажир-юрт и Алхасте так же основываются станицы Нестеровская и Фельдмаршальская.
Таким образом, в результате изгнания ингушей из родных мест, власти взяли под контроль все выходы из гор и горные ингуши оказались оторванными от плоскостных, что усугубило и без того их трудную жизнь.
Нужно отметить также, что депортация ингушей сопровождалась насилием и жестокостью со стороны военных. Казалось бы, на этом процесс выселения должен был бы закончиться, однако, в 1865 году изгоняются жители аулов Мамилова, Борова и Хаматханова, расположенных у самого Терека, напротив с. Балта. В том же году царскими властями проводится невиданная по своим масштабам акция по переселению десятков тысяч чеченцев, ингушей в Турцию. В ходе этого переселения многие умерли от голода, холода и болезней.
В мае 1888 года состоялось выселение жителей ингушского селения Гвелети, расположенного на Военно-Грузинской дороге в Дарьяльском ущелье. К сожалению, это событие для историков осталось незамеченным. Одно из древнейших ингушских селений, существовавшее несколько веков, было разорено. Жители, в количестве 329 душ были высланы в различные селения Ахалцихского и Ахалкалакского уездов Тифлисской губернии причем не более 2-3 семей в один населенный пункт.(5)
В этот список попали даже и те гвелетцы (братья Озиевы), которые проживали во Владикавказском округе и принадлежали к мещанскому обществу г. Владикавказа. Несмотря на настойчивые протесты и жалобы Озиевых, они были все же высланы в с. Копадзе Ахалцихского уезда.(6)
В 1909 году под видом борьбы с Зелимханом власти обрушивают на ингушей новые репрессии. Так, наместник Кавказа граф Воронцов-Дашков телеграфировал начальнику Терской области: «Согласно вашего ходатайства разрешаю жителей хуторов Цорх и Серали Опиева расселить по местам приписки и сверх того, постройки хутора Цорх уничтожить».(7)
А генерал Михеев, кроме того, обещался снова выступить с ходатайством «о переселении горцев на персидскую границу».(8)
Следующими жертвами репрессий стали жители аулов Кок, Нельх и Ерш Цоринского общества, которые были лишены крова и подлежали высылке за пределы кавказского края.
5 декабря 1910 года ингуши подают «Запрос» наместнику на Кавказе. В «Запросе» перечисляются репрессивные меры, предпринятые администрацией против мирного ингушского народа. В частности, эти репрессии выразились в объявлении -жителям хуторов:
1) Алкунский – 44 двора.
2) Верхний Датых – 67 дворов.
3) Мужич – 66 дворов.
4) Галашки – 277 дворов.
5) Нижний Датых -30 дворов, и
6) мелких хуторов Аршти, Бережки, Мергист и Самиогуч -176 дворов; в
общей сложности 660 дворов с населением свыше 4000 душ обоего пола. – о принудительном выселении в течение 4 месяцев с насиженных мест и о водворении к местам приписки, где у них не имеется в настоящий момент ни помещений, ни наделов. В виду этого эти несколько тысяч ингушского населения принуждены будут остаться под открытым небом без приюта и пищи в суровую горную зиму…»(9)
В начале 1919 года на землю Ингушетии вступила добровольческая армия Деникина. Ингуши оказали ей героическое сопротивление. Но силы были неравны. Враг разграбил и сжег дотла крупнейшие ингушские села Экажево, Сурхахи, Долаково. Были разорены села Базоркино и Кантышево.
В этих селах проживала большая часть ингушского народа. Убитые в этих действиях исчислялись сотнями, среди них были дети, старики и женщины. Тысячи людей остались без крова и вынуждены были провести зиму без крыши над головой и скитаться в поисках лучшей доли.
Мы привели далеко не полный перечень фактов депортаций ингушей из родных мест. Кроме переселений целых аулов, как в царской, так и в большевистской России, проводились репрессии и против отдельных граждан. Размах этих репрессий был настолько велик, что так или иначе, они коснулись каждой ингушской семьи.
Поэтому депортация 23 февраля 1944 года и связанная с нею акция октября-ноября 1992 года явились для ингушей лишь очередными звеньями в общей цепи геноцида ингушского народа.
Примечание:
1.Газета «Кавказ», 1895.,№ 98
2.ЦГВИА. ф.13454, оп.2, д.585 № 9 об.
3.АКАК. т. VIII, с.678
4. АКАК. т. VIII, с.681
5.ЦГИА Респ. Грузия, ф.254 оп.3, д.2279, № 1-9
6.ЦГА РСО, ф.12, оп.3, д. 335,№ 9;ф.12, оп.2, д.1010, № 1-2 об.
7.Мартиросиан Г.К. «История Ингушетии», Владикавказ, 1993, с.164
8.Там же, с. 165
9.Газ. «Терские ведомости», 1910 г., № 256
Б. ГАЗИКОВ