"Предание гласит, что в ней (крепости) скрывалась какая-то царица Дария. Давшая имя свое ущелью - сказка. Дариал, на древнем персидском языке значит - ворота". (А.С.ПУШКИН. "Путешествие в Арзрум").

Вторая половина XVI века, в истории Северного Кавказа, да и в частности Ингушетии, ознаменовалась началом установления тесных контактов народов Северного Кавказа с Россией. Именно в этот период наблюдается активизация ингушских владетельных фамилий, направленная на принятие русского подданства.
В исторической литературе хорошо известно имя Шиха-мурзы Окуцкого. Он был один из первых представителей ингушского народа, способствовавших оживлению дипломатических отношений между Северным Кавказом и Россией. Еще в 1567 году, когда на Тереке появляются первые русские укрепления, Окуцкий вместе с отцом Ушаромой начинают служить московскому царю. Свое политическое кредо он четко выразил в дошедшей до наших времен челобитной царю Федору Иоанновичу. "…И после снесения их, - пишет Окуцкий царю, - с терскими атаманами и казаки тебе, государю, служили и твое государь имя восславляли и к Гурскому и к Крымскому не приставал и им которые приняли и тех с твоими государевы казаки воевали…".
Царю Федору Иоанновичу хорошо было знакомо имя Шиха-мурзы, ранее отличившегося при разработке маршрута московского посольства. С помощью Окуцкого был совершен первый переход к Дарьялу через "улусы". Вместе с дворянином Павлом Широносовым Шиха-мурза Окуцкий прибыл сюда, чтобы встретить возвращающихся в Москву посольства бояр Биркина и Пивова. С ними Окуцкий посылает в Московию своего племянника Батая, который везет московскому царю челобитную, в которой Шиха-мурза извещает о своей службе и желаний принять русское подданство.
Не менее интересна, и почти обойдена вниманием исследователей, личность легендарного Салтан-мурзы из Ларса. Современник Окуцкого, Салтан был владельцем селения Ларс - "Ларсового кабака" (под таким именем он известен в русских источниках XVI-XVII вв.). "Ларс есть небольшой аул горцев, расположенный по покатостям высокой горы, которой вершина занята замком или, правильнее четвероугольною башнею, окруженною стеною", - писал русский путешественник Платон Зубов. Селение находилось в Дарьяльском ущелье. Этот проход стал тогда основным маршрутом сообщения между Грузинским царством и Русским государством. Но вот преодолеть его удавалось обычно с большим трудом.
Путешественники, пускавшиеся в путь по опасным горным дорогам, во многим были обязаны доброжелательности северокавказских феодалов. По договору с Московским царем князья и феодалы, владения которых располагались на пути следования русских дипломатов, сопровождали их до соседнего наместника. При этом они обеспечивали им полную безопасность.
В 1589 году в Грузинское царство, через Дарьял, направлялось второе московское посольство бояр С.Звенигородского и Т.Антонова. Едва делегация достигла Ларса, как на порог вышел хозяин со своими людьми. Салтан рассказал русским дипломатам о визите первого посольства бояр Р.Биркина и П.Пивова. Год назад владелец Ларса гостеприимно принял их у себя и "через землю провожал в дорогу им куда лутче идти указывал и людей своих до грузинской земли провожати их посылал". Салтан и теперь окружил послов большой заботой, часть людей и лошадей он оставил у себя. Кормил и лечил их до полного выздоровления, а потом отправил вслед за основным составом.
На обратном пути дипломаты вновь оказались в Ларсе. И опять их радушно принимал у себя Салтан. В благодарность послы обещали известить о его верной службе посольству царя. Московские послы по возвращении "реклись службу Салтана-мурзы… государю известить".
Предвидя долгое ожидание грамоты, Салтан просит у царских послов временную "от себя грамоту, чтоб мне было в государеве жалованье надежну быти и иных бы кабаков князи меня не обидели". Такая поспешность была, видимо, не напрасна. Отныне он становился в один ранг со всеми северокавказскими союзниками Московского государства.
Шертовальная грамота, выданная Салтан-мурзе русскими послами в 1589 году, гласила: "…а ты, Салтан мурза с своею братьею и з детми и с племянники, и со всем своим родом хочешь ею царскому величеству служити. И ты б, Салтан мурза, с своею братьею и з племянниками и во всем своим родом, и со всею своею землею был под государя нашего царского величества и его царскому величеству служил, и государя нашего с терскими воеводами и с Олександром царем Иверским, и черкасскими князи и мурзы, которые государю служат, а на всех государевых недругов и на непослушников стоял заодин, на них сам ходил и людей своих посылал, и государевых послов и посланников и гонцов и великих государевых людей через свою землю ко государеву терскому городу и из терского города до грузинские земли провожал, а хитрости некоторые над государевыми людьми не учинил. А на которого недруга будет тебе надобен государевы люди, и ты б приезжал в государев в терский город по государевым воеводами и государевы по государеву указу учнут тебя на недругов рат давати с вогненным боем".
Салтан-мурза проводил послов до граничного с Грузией селения Черебашево (современное селение Чвилонти). Надо заметить, что в этом названии нашла отражение ингушская фамилия Чербижевых - влиятельной группы ингушей, живших в округе этого селения.
Перед возвращением из Грузии русские дипломаты направили в Терки стрельца. Они хотели, чтобы воеводы прислали в Ларс провожатых. Однако не дождавшись помощи, посольство само двинулось через Дарьял. Здесь-то и выявляется причина запроса проводников. Дело в том, что посольский кортеж столкнулся в горах с "калканцами" (галгаями - авт.) и имел с ними стычку, в результате которой посольство понесло некоторый урон и потеряло часть своей поклажи.
Очевидно, что-то случилось и с Салтан-мурзою и вести об этом дошли до послов, находившихся в Грузии. "Иных кабаков князи", от которых владелец Ларса ждал "обиды", видимо, не простили ему, как и Шиха-мурзе, желания быть в союзе с Московским государством.
Отныне этот участок пути вплоть до первой половины XVII века стал одним из опасных. В 1599 году третье московское посольство бояр К.Совина и А.Полуханова направлявшееся в Грузинское царство, переправилось через Дарьял лишь после того, как пришла рать. Также и при возвращении из Грузии. Русские дипломаты дожидались подмоги из терского города и в последующих годах. В 1604 году, все же состоялось столкновение послов Руси М.Татищева и А.Иванова "на первом стану от Ларсового кабака" с "калканцами", пришедшими "с вогненным боем".
Разбор всех известных фактов, связанных с именем Салтан-мурзы, доказывает недостаточность разработки вопросов, касающихся сложного этнического состава населения Дарьяла, его социального положения и политической ориентации. Безусловно, владелец Ларса - Салтан-мурза - явился одним из первых представителей нашего народа, заложивших фундамент исторически прогрессивного процесса вхождения ингушей в состав России.

И. АЛМАЗОВ,
главный специалист
отдела научных исследований
Государственной Архивной службы РИ