http://s2.uploads.ru/uRSkZ.jpg

Г1азмагомед-хаджи Тимурзиев из Мочкъий-Юрта

«Самый почитаемый перед Аллах1ом среди вас – наиболее богобоязненный».

Слова Всевышнего, хвала Ему.

«Всевышний Аллах1 распределил все еще в вечности (до сотворения душ). И я не завидовал никому, будучи довольным распределением Всевышнего Аллах1а».

Абу Хамид аль-Газали.



Бисмиллахьиррохьманиррахьим! – Во имя Аллах1а Милостивого, Милосердного. Всевышний Аллах1 говорит: «О, сын Адама! Увеличивайте багаж, поистине, путь далекий, почаще бодрствуйте по ночам, занимаясь богослужением, поистине, море глубокое, выполняйте деяния [в совершенстве], поистине, сират – тонок, проявляйте искренность в деяниях, поистине, Воздающий за них – Всевидящ. Твое удовольствие – в Раю, а отдых – в загробной жизни, и там у тебя будут гурии. Повинуйся Мне – Я помогу тебе, приближайся ко Мне презрением к мирскому и любовью к праведным людям. Поистине, Аллах1 не сделает тщетным вознаграждение благочестивых людей».

Воздаю хвалу Аллах1у (хвала Ему, Всевышнему), Господу миров, и прошу благоприятного исхода для богобоязненных. Благословение и мир Его Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах1 и приветствует) и всему его роду.

Писать об отце не просто трудно, а очень трудно. А если я не напишу о нем достоверно, то все это боюсь вместе со мной исчезнет навсегда. Я этого не могу допустить, и поэтому взялся за этот очерк. Мы знаем, наш народ сохранился в великих трудностях, благодаря свету ислама, благодаря нашим устазам  - учителям и богобоязненным проповедникам. Народ наш помнит и передает свидетельства о них от поколения к поколению. Сегодня наша задача - сохранить все сказанное ими, осмыслить и осознать глубину этих великих заповедей. Предлагаем нашим читателям воспоминания и комментарии Башира Тимурзиева,  сына известного богослова Г1азмагомед–хаджи Тимурзиева:

- По воле Аллах1а и в силу своих возможностей опишу историю своего отца Г1азмагомеда–хаджи. Прежде чем начать описывать историю, связанную с этими историческими личностями, я познакомлю читателя со своей родословной по прямой линии:

У Тимарзы было шесть сыновей: Тебо, Терс, Арсмак, Г1ончо, Темарх и Чупло. У Тебо было пятеро сыновей: Гелин, Адилгирей, Темаркъа, Умар и Жахот.

У Терса было пятеро сыновей: Эка, Т1айп, Таубот, Мустаби и Дотмарз. У Арсмака было двое сыновей: Дудр и Ахтмар.  У Г1ончо было пятеро сыновей: Арчак, Махьмад, Жант1мар, Т1егл и Чаргаз. У Темарха было двое сыновей: Элмарз и Аби. У Чупло было двое сыновей: Темрбот и Товмарза. Махьмад Г1ончоевич (племянник Богатыревых) имел пятерых сыновей: Мирза, Махьмг1аьза, Г1азмахьмад (будущий хаджа), Идрис и Мурц1ал. Вот о третьем сыне Махьмада Г1ончоевича – Г1азмахьмад-хаджи и пойдет в этом очерке речь.

Махьмад первым делом в 1854 году отдал сына Газмагомеда в медресе, где дети обучались первым азам чтения Корана. Мальчик оказался способным: он очень хорошо изучал Коран, большое количество Сур выучил наизусть. После окончания детского отделения его перевели в младшую группу, а затем и в старшее отделение, где изучали весьма сложную грамматику арабского языка. Изучали арабский язык и перевод Корана с комментариями, смысловое значение Сур и аятов. По своей неопытности отец Газмагомеда Махьмад послушался всяких разговоров двух чеченцев – торговцев мушмулой (хьамискаш), которые часто ночевали у него со своими арбами, едучи во Владикавказ на базар. Эти чеченцы очень хвалили медресе, которое находилось в Дагестане, в селе Аксай, километров сорока от Гудермеса. Махьмад повез четырнадцатилетнего сына в село Аксай, познакомился с Аза-муллой. Мулла бегло проверил знания Г1азмагомеда, согласился взять его на обучение. Тут же пояснил, что за питание нужно платить. (В эти годы почти все медресе Дагестана были платные, так как более двадцати трех лет шла война и жители сел не имели возможность содержать муталимов). Уплатив на полгода вперед, Махьмад вернулся домой. Когда через четыре месяца, тревожась за сына, он поехал в Аксай, то он не узнал сына.

Вот как рассказывала об этом вторая жена Г1азмагомед-хаджи (моя мать). «Как я подъехал к медресе и остановился, подошел ко мне худощавый малец, взялся за недоуздок и привязал лошадь. Думая, какие здесь воспитанные ребята, я попросил этого мальца позвать Г1азмагомеда из ингушского села Базоркино. Малец удивленно посмотрел на Махьмада и сказал:

- Ай, дада, со ма вий из.  (Ай, дада, это же я).

Махьмад достаточно долго смотрел на паренька, который состоял из костей и кожи. Правда, на лице еще выделялись глаза, нос и уши.

- Кто ты, говоришь?

- Твой сын Г1азмагомед.

- Х1ай?! Ай даьра хургвац-кх! (Не может этого быть!). Фу хиннад хьона? (Что с тобой случилось?) Могаш воацаш хиннав хьо? (Ты болел что ли?).

- Хинна вац. Кхача мо ба укхаза. Цкъаза во а дика а яъ х1ама йоацаш б1арчча к1ираш доаг1а.  (Нет, не болел. Еда здесь плохая. Иногда ни хорошей, ни плохой еды не бывает целые недели). Никто нас не обучает. Из сорока муталимов осталось только двенадцать.

- Ай, т1аккха молла ва яхар мичав? ( А где же мулла?)

- Из воаца-м дукха ха яь. (Его уже давно нет).

Т1емах кхерабенна байдда д1абахаб укхазара дукха нах.

- Т1аккха, вале хьаэца хьай х1амаш. Вай ц1адолх. (Тогда, бери свои вещи. Мы едем домой)».

Так были зря загублены четыре месяца и здоровье парня. Вот что значит слушать болтунов-чеченцев, торгующих мушмулой. Отцу Г1азмагомеда пришлось целый год, как говорится, откармливать сына, чтобы он вновь вошел в нормальное состояние. А Г1азмагомед этот год обучал в медресе у Хамхоевых в с. Базоркино детскую группу из тридцати местных учеников. Как раз в это время на свадьбе у Богатыревых в с. Базаркино Г1азмагомед познакомился с молодым человеком, племянником Богатыревых, как и его отец Махьмад. Молодой человек оказался Чапановым Исакхом из Верхних Ачалуков (будущий знаменитый Исакх–мулла, шейх). Молодые люди понравились друг другу. Чапанов Исакх был почти ровесником Г1азмагомеда. Оказалось, что он учится в медресе в притеречном селе Лаха-Новре уже второй год. Исакх очень расхваливал это медресе и муллу - Усмана-хаджи. Г1азмагомед тут же у Богатыревых познакомил своего отца Махьмада с молодым человеком – Чапановым Исакхом. Махьмад долго расспрашивал молодого человека об условиями житья в этом медресе, о порядках и дисциплине. Раз обжегшись, он уже не доверял всяким разговорам. А сыну, Газмагомеду, сказал:

- Что, опять хочешь поехать к поедателям червей? Некоторые из стариков засмеялись, некоторые удивленно посмотрели на Махьмада. Он, чувствуя, что некоторые не понимают его, разъяснил, что слово «н1ана» по-чеченски – это петух, а по-ингушски -  червь. Так что, выражение «н1ани дуа нохчи» - это не оскорбление, а это значит «чеченцы, поедающие петухов».

Узнав время возвращения Чапанова Исакха в медресе, где он учится, отец и сын – Махьмад и Г1азмахьмад - решили с ним поехать в Лаха Новре и все разведать. Посмотреть все своими глазами. Оказалось, что это медресе, действительно, - хорошее учебное заведение. Учебные классы – отдельно, общежитие – отдельно. Имеется программа обучения с четкими сроками усвоения материала. Во дворе медресе – мечеть. С питанием муталимов дело поставлено хорошо. Этим делом занимаются  специальные люди, выполняющие работу ради Аллах1а. Но от благотворительности владелец учебного центра не отказывался. Вручив ему сумму за проданных, наконец, двух бычков, попрощавшись с Чапановым Исакхом и своим сыном Г1азмагомедом, сын Г1анчо-Махьмад вернулся домой и занялся своим хозяйством. Старшие братья Г1азмагомеда – Мирза и Махьамг1аьза - помогали отцу по хозяйству, а предпоследний – Идрис - учился в медресе у Хамхоевых. А самому младшему из пяти сыновей Махьмада Мурц1алу шел восьмой год.

С помощью Исакха Г1азмагомед за полгода одолел годичную программу. По итогам полугодия он был на втором месте после Чапанова Исакха. Мулла Усман-хаджа был им очень доволен. Ставил Исакха и Г1азмагомеда в пример другим муталимам. За шесть лет учебы, с 1864 по 1870 годы, Газмагомед досконально изучил два махьала, овладел согласно существующей программе математикой, историей и географией. Литературой и поэзией восточных писателей и поэтов муталимы  занимались в свободное от основных занятий время. Особенно углубленно изучали Исакх и Г1азмагомед средневекового энциклопедиста внутреннего мира человека, психолога и исследователя Абу Хамида аль-Газали. Еще в молодые годы эти два друга с ясностью осознали, что, если кто, получив знания, не поступает в соответствии с ними, то это будет еще более убедительным доводом против него, ибо сказал посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует): «Больше всех будет мучиться в день Воскресения ученый, который не воспользовался знаниями, данными ему Аллах1ом». Было же рассказано о Джунайде (Да будет доволен им Аллах1), что после его смерти некий человек увидел его во сне и спросил его: «Какие новости, о Аби аль-Касым?» и Джунайд ответил на это: «Потерялись те фразы, исчезли те знаки, и не помогло нам ничего, кроме немногих ракяатов, которые мы совершали глубокой ночью».

Эти молодые люди - Чапанов Исакх и Тимурзиев Г1азмагомед - ясно осознали, что если даже кто-либо будет получать знания в течение ста лет, изучит тысячу книг, все равно не будет готовым к милости Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему) без совершения благих дел. Ибо сказано: «Ни одна душа не понесет чужого бремени (душа понесет лишь сове бремя)». «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом». Осознали также, что раб достигает Рая по милости Аллах1а (хвала ему, Всевышнему) из-за Его щедрости, но после того, как он станет готов к этому через поклонение и послушание, ибо «милость Аллах1а (хвалу Ему, Всевышнему) близка к творящим добро». Сказано же, если не будешь совершать благих дел – не получишь награду. Стремление к Раю без приложения усилий для этого – один из грехов.

Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал: «Требуйте отчета от себя до того, как потребуют  отчета с вас. И взвешивайте свои дела сами, прежде чем они буду взвешены».

Осознали также, что сказано в заветах Лукмана Мудрого: «Пусть не будет петух разумнее тебя! Он кричит перед окончанием ночи, а ты в это время спишь!» Что слова и действия правоверного должны соответствовать шариату, потому что знания и деяния без следования шариату – заблудшие. Однако следование по этому пути требует джихада и борьбы с плотскими желаниями, надо убить желание нафса мечом воспитания, а не пустяками и вздором. Ясно  осознали, что говоришь, делаешь и не делаешь должно следовать шариату. Если держишь пост в день жертвоприношения и три дня за этим праздником, то этим ты преступаешь закон. Осознали, что идущему по пути Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему) необходимы четыре вещи: правильное вероубеждение, без каких бы то ни было нововведений, искреннее раскаяние, после которого нет возврата к совершенным ошибкам, получение знаний о шариате в той мере, в которой позволяется исполнять приказы Всевышнего Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему), потом других знаний, которые ведут к спасению и ублажению недругов, чтобы ты ничего никому не был должен. Было ими изучено и понято, что рассказывали об аш-Шабали (Да будет доволен им Аллах1), что служил четыремстам учителям и что он говорил: «Я прочел четыре тысячи хадисов, потом выбрал из них один, которому следовал, оставив все остальное, потому что я изучил его и нашел, что мое спасение и избавление в нем, ибо он содержит в себе знания первых и последних, и я ограничился им. Это то, что Посланник Аллах1а (Да благословит его Аллах1 и приветствует) сказал одному из своих сподвижников: «Старайся для своей земной жизни по мере твоего пребывания в ней, старайся для Аллах1а по мере своей нужды в Нем, и старайся для спасения от Ада настолько, насколько ты в состоянии терпеть его».

Было ими изучена и понята история о том, что Хатим аль-Асамм (Да будет им доволен Аллах1) был другом аш-Шакика аль-Балаххийи (Да будет им доволен Аллах1), и однажды тот обратился к нему с вопросом: «Ты следовал за мной в течение тридцати лет. Чего ты достиг за это время?» На что он ответил: «Я постиг восемь полезных вещей, знания которых мне достаточно, так как я надеюсь, что мое избавление и спасение в них». Шакик спросил его: «Что же это?» Хатим аль-Асамм сказал:

«Первое: я изучил создания и увидел, что все они имеют возлюбленных, которых любят и в которых влюблены. Некоторые из этих любимых сопровождают человека до смерти, другие – до края могилы, потом все возвращаются и оставляют его в одиночестве, и никто из них не входит с ним в могилу. Я размышлял об этом и сказал себе: самый лучший возлюбленный  - тот, который входит с ним в его могилу и скрашивает его одиночество там. Я не нашел ничего (соответствующего), кроме праведных дел, и взял их себе в качестве возлюбленных, чтобы они были моим светильником в могиле, скрашивали мое пребывание и не оставляли меня в одиночестве.

Второе: я увидел, что люди потакают своим желаниям и стремятся к тому, что желает их нафс. Я внимательно изучил слова Всевышнего: «Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай».

Третье: я увидел, что каждый человек стремится собрать как можно больше преходящих благ земной жизни, потом сжимает их в своей руке, и я изучил слова Всевышнего (хвала Ему, Всевышнему): «То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллах1а, останется навсегда». Я потратил то, что имел, во имя Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему), раздав все беднякам, чтобы это помогло мне, когда я предстану перед Всевышним Аллах1ом (хвала Ему, Всевышнему).

Четвертое: я увидел, что одни люди считают, что их достоинство и благородство зависит от их племени и рода, и очень гордится этим. Другие думают, что эти качества заключаются в большом количестве имущества и детей, и гордятся этим.  Некоторые считают, что благородство и достоинство в том, чтобы отбирать у людей имущество, поступать с ними несправедливо и проливать кровь. Какая-то группа людей считает, что они заключаются в том, чтобы расходовать имущество, тратить и пускать его на ветер. И я внимательно изучил слова Всевышнего (хвала Ему, Всевышнему): «Самый почитаемый перед Аллах1ом среди вас – наиболее богобоязненный». – И избрал богобоязненность и уверовал в то, что Коран – истинная правда, а все, что думают, предполагают, считают - ложь и неправда.

Пятое: я увидел, что люди порочат друг друга и злословят друг о друге, и понял, что все это происходит от зависти к богатству, положению, званию. И я внимательно изучил слова Всевышнего (хвала Ему, Всевышнему): «Мы распределили между ними их средства к существованию в мирской жизни». И узнал, что Всевышний Аллах1 (хвала Ему, Всевышнему) распределил все еще  в вечности (до сотворения душ). И я не завидовал никому, будучи довольным распределением Всевышнего Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему).

Шестое: я увидел, что люди соперничают и борются друг с другом ради какой-то вещи или по какой-то причине. И я внимательно изучил слова всевышнего (хвала Ему, Всевышнему): «Воистину, дьявол является вашим врагом, так относитесь к нему как к врагу». И понял, что нельзя враждовать ни с кем, кроме дьявола.

Седьмое: я видел, что каждый, прилагая к тому все свои силы, стремится к получению пропитания и средств к существованию, так что в какой-то момент оказывается в сомнительном или запретном, позорит свое достоинство. И я внимательно изучил слова Всевышнего (хвала Ему, Всевышнему): «Нет на земле ни одного живого существа, которого Аллах1 не обеспечил бы пропитанием», и мне стало ясно, что Аллах1 (хвала Ему, Всевышнему) обеспечивает меня пропитанием, и Он взял на себя ответственность за это. И я стал поклоняться Ему и перестал надеяться на кого-либо, кроме Него, и желать чего-то другого.

Восьмое: я увидел, что все люди опираются на что-то сотворенное: одни - на динар и дирхем, другие – на богатство и имущество, некоторые – на занятие и ремесло, а кто-то – на такое же, как он сам, создание. Я внимательно изучил слова Всевышнего: «Тому, кто уповает на Аллах1а, достаточно Его. Аллах1 доводит до конца Свое дело. Аллах1 установил меру для каждой вещи», и я стал уповать на Аллах1а. Мне достаточно Его, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!»

И сказал Шакик: «Да поможет тебе Аллах1, поистине, я изучил Тору, Библию, Псалтыр и Коран: все эти четыре книги основываются на этих восьми пользах. И тот, кто поступает согласно им, следует всем этим четырем книгам».

Изучая «Наставления сыну» Абу Хамида аль-Газали, друзья (Исакх и Г1азмагомед) поняли, что идущие по пути истины нуждаются в шейхе, который своим воспитанием избавит их от отрицательных качеств и вместо них поможет обрести положительные. А шейх, который подходит для этого, должен быть ученым (алимом), но не каждый алим может быть наместником. А наместники – это те, Пророк (Да благословит его Аллах1 и приветствует) оставил после себя, чтобы те указывали путь ко Всевышнему Аллах1у (хвала Ему, Всевышнему). И этим шейхом молодые люди из Ингушетии избрали Надтереченского Шейха Усман-хаджи, который раньше до паломничества назывался Упа-муллой. Был замечен мекканским духовенством. Мэр города Мекки Джамаллайл-Шейх стал другом. А легенда говорит, что Джамаллайл-шейх однажды поставил Усмана-хаджи на свое место (место имама мечети), а все бывшие там паломники совершили намаз под его предводительством.  А Джамаллайл-Шейх  является автором мовлида, который исполняется в Чечне и Ингушетии. Также легенда гласит, что имя Усман-хаджи было включено в список известнейших шейхов в Мекке.

Молодые люди поняли, что работать над собой через уменьшение количества еды, слов и сна, увеличение количества молитв, подаяний и поста. Воспитывать в своем характере такие положительные качества, как терпение, молитва, благодарность, упование, твердая вера и знание,  аскетизм, спокойствие духа, доброта, смирение, искренность, скромность, верность, серьезность, немногословность, размеренность и другие качества. Неукоснительно должны выполнять поклонения, которые включают в себе три вещи: первое – выполнение приказа шариата, второе – довольство предопределением и непреложным приговором Всевышнего Аллах1а (хвала Аллах1у, Всевышнему),  третье – оставления своего собственного довольства во имя достижения довольства Аллах1а (хвала Ему, Всевышнему). Из углубленного изучения науки они поняли, что надо принять восемь вещей, чтобы знания их не были противником в Судный день. Четыре из которых нужно выполнять, а четыре оставить. Надо стараться по мере своей возможности не спорить ни с кем ни по какому  вопросу, потому что  спор является причиной многих бед и наказаний за него больше, чем польза от него.  Потому что это – первопричина всех пороков, таких как показуха, зависть, высокомерие, ненависть, враждебность, хвастовство и другие. Да, если между тобой и человеком или группой  возник какой-то спорный вопрос и ты хочешь, чтобы правда  победила и не была потеряна, тогда можно спорить, но есть два признака того желания. Вот первый признак: чтобы не было для тебя разницы между тем, откроешь ли истину ты или кто-то другой кроме тебя. А вот второй признак: спор в уединении, чтобы был для тебя предпочтительнее, чем если бы происходил в обществе. Доказано, что вопрос о спортивном  - признак болезни сердца. Надо постоянно помнить, что сердца невежд поражены болезнью. Врачами здесь могут выступать высоко грамотные алимы. А если болезнь запущена, стала хронической, неизлечимой, лечение - пустая трата времени. Болезнь невежества бывает разных видов: одного из них можно излечить, остальных нет.

Случаи, от которых нельзя излечить. Человек задает вопрос и протестует из-за зависти и ненависти, и чем лучше и понятнее ты ему отвечаешь, чем красноречивее и яснее будет твой ответ, тем больше ненависти, враждебности и зависти это добавит ему. В этом случае лучше всего – не отвечаеть ему, ведь сказали уже давно мудрецы:  «От всякой ненависти и вражды можно избавиться, кроме ненависти того, кто враждует с тобой из-за зависти. Оставь его и откажись от него вместе с его болезнью». «Зависть пожирает добрые дела, как огонь пожирает сухое дерево» (слова Пророка – Да благословит его Аллах1 и приветствует). Если человек глуп, то его тоже невозможно вылечить. Вот, что сказал Иса (мир ему): «Поистине, я могу воскресить мертвого, но не могу излечить глупца».

Некоторые люди недолго занимаются получением знаний и учатся чему-то из духовных наук и шариата, а потом спрашивают и протестуют из-за своей глупости против больших ученых, которые всю свою жизнь потратили на изучение теологии и шариата. Глупцы же ничего не знают и думают: то, что представляет трудность для них, так же затруднительно и для больших ученых. На вопросы таких глупцов и не надо трудиться отвечать.

В 1871 году после окончания двух махалов учебу в Лаха-Новре пришлось оставить из-за серьезной болезни отца. Старшие братья Г1азмагомеда были уже женаты и жили отдельно. Все хозяйство теперь должен был вести он с помощью двух младших братьев – Идриса и Мурцала. Их матери уже было за пятьдесят пять.

Хозяйство было большое: лошади, быки, коровы, овцы. Кроме земли, что находилась в селе Мочкъий-Юрт (после пленения Шамиля селу дали имя Мочкъий-Юрт), была земля и в степи, не далеко от Кантышево.

То, что учебу пришлось оставить из-за болезни отца, Г1азмагомед переживал очень сильно. Не меньше его об этом переживал и его друг Чапанов Исакх–мулла, за шесть лет совместной учебы они стали настоящими друзьями не на словах, а  на деле. Эта дружба прервалась только со смертью Г1азмагомеда - в 1939 году. Исакх-мулла много времени проводил у Г1азмагомеда во время зимних и летних каникул.

Когда в первые годы обучения Усман-хаджи открыл перед ними жемчужну восточной поэзии Абдурахмана Джами – ученого, педагога, философа, литератора и библиографа, для этих двух муталимов мир  открылся в совершенно  другом свете. Они заразились восточной поэзией и стали большими книголюбами. Слова Джами:

«В мире скорби, где правят жестокость и ложь,

Друга, преданней книги, едва ли найдешь.

Затворись в уголке с ней – забудешь о скуке,

Радость истинных знаний ты с ней обретешь»,

- на всю жизнь запечатлелись в их сердцах.

Каждый раз, приезжая на каникулы, Исакх-мулла привозил Г1азмагомеду редчайшие книги восточной поэзии. Вот и зимой 1872 года он привез книгу мудреца и оптимиста Абу Муслих ад-Дина Саади (настоящее имя Муслихаддин Абу Мухаммед Абдоллах), куда были включены всемирно известые газели – цикл «Гарджибанд», этико–дидакрическую поэму «Бустан» и сборник в прозе и стихах «Гулистан», охватывающие разнообразные стороны действительности и кодекса морали автора и воспевающие душевную красоту человека. Также привез всемирно известную поэму Абдулькасима Фирдоуси «Шахнаме». Отточенная по форме, гуманистическая по духу, проникнутая тираноборческими идеями, поэма оказывала на молодых людей неизгладимое впечатление. Удалось также Исакху достать для Г1азмагомеда сочинения персидского поэта, философа и ученого Тясаддина Абул-ль-Фатх Омар иба Ибрахима, известного как Омар Хайям. Его рубаи были проникнуты нафасом свободной личности и антиклериканским вольнодумством. Были также заказаны мсакхом для Г1азмагомеда азербайджанскому книготорговцу сочинения узбекского поэта, мыслителя Низамеддина Мир Алишер Навои, как «Стена Искандеа», «Семь планет», «Пятерица», которые он привез, когда приехал на летние каникулы. (Все эти мной перечисленные книги плюс Коран, привезенный  Г1азмагомедом из Мекки, моя мать Пятимат Осмаева, вторая жена Г1азмагомеда, сохранила в аду Казахстана и они сгорели в селе Базоркино осенью 1992 года, во время конфликта, вместе с моей библиотекой, которую я собирал с 1953 по 1992 годы в количестве более пяти тысяч томов. К 1992 году только из серии ЖЗЛ (жизнь замечательных людей)  у меня было 777 книг. Много книг этой серии привозили мне мои сослуживцы по Назрановскому заводу  «Электроинструмент», возвращаясь из командировки по СССР). Но это к слову. Каждый раз, когда Чапанов Исакх–мулла приезжал зимой или летом, это сопровождалось сбором муллов, хаджей, муталимов села и чтением мовлида у Г1азмагомеда. Исакх был феноменальный рассказчик. Ему задавали много вопросов, и он обстоятельно на них отвечал, с теми, кто не был с ним согласен, он не спорил, а кратко указывал, что ему самостоятельно надо исследовать этот вопрос. Указывал, где можно найти правильный ответ. Вопросы задавали не только о шариате. Многих интересовали географические открытия,  о жизни людей и их устройство. Как случилось, что народы говорят на разных языках и поклоняются разным богам? Почему нельзя, чтобы все люди говорили на одном языке и верили одному богу? Почему снег на вершинах гор, хотя и ближе к солнцу, не тает? Почему зимой дни короткие, а летом - длинные? Почему море, куда всю жизнь впадают многоводные реки, никогда не переливается? Почему Аллах1 допускает, чтобы люди, даже мусульмане, убивают друг друга? Почему умерших одни хоронят, громко радея, восхваляя Создателя, устраивая трехдневные, семидневные поминки и сороковины? А другие, молча, без шума, хоронят, не устраивая зикр, не дают милостыню? Особенно много вопросов задавали молодые муталимы. По этим вопросам можно было судить о кругозоре их. Не имея представления о том, как наступает день, как наступает ночь, почему луна то уменьшается, то увеличивается, эти молодые люди еще находились в потемках. Может быть, как раз в эти минуты Г1азмагомед решил посвятить свою жизнь воспитанию и обучению подрастающего поколения ингушей. Предстать перед мизан-весами не с пустыми руками.

Их турлучный дом, построенный в 1844 году, требовал или капитального ремонта, или полностью замены. Отец Махьмад решил, что нужно построить новый дом, из самана с черепичной крышей и верандой на всю длину дома. Для этого были поставлены на откорм шесть бычков и шесть телок для продажи и покупки стройматериала. Через два года все необходимое: окна с ставнями, двери одно- и двухстворчатые, стропила, брусья, стропила, кирпич жженный, черепица и многое другое было заготовлено. Время летело очень быстро. В 1877 году умер 89-летний Махьмад – отец Г1азмагомеда. Стройку пришлось отложить. А в 1878 году Г1азмагомед получил письмо от племянника Г1оймарза Арчакховича, который, поддавшись агитации двойного агента – России и Турции - осетина Мусы Кундуха, в 1865 году эммигрировал в Турцию, с просьбой вырвать его и семью из когтей смерти. А там переселенцы оказались в очень тяжелых условиях; целые семьи умирали от голода и болезней. Кто пытался вернуться домой, встречали пули турецких пограничников и русских солдат у границы России. По официальной хронике из 23 тысяч переселенцев вайнахов - чеченцев, ингушей и орстхойцев - к 1871 году осталось в живых менее 10 тысяч человек. А вот кто такой был Кундухов Муса Алхазович, 1820 года рождения. В 1859 году был начальником Осетинского округа, из тагаурских алдар, был завербованным царско-султанским агентом по переселению горцев-вайнхов  в Турцию в 1865 г.  Активно вел провокационную деятельность среди выселяемых. Получил чин генерал-майора и отпущен жить с семьей в Турцию. Участвовал в войне против России 1877-1878 годах, командуя кавалерийской дивизией.

Г1азмагомед в том же 1878 г., добившись визы в Турцию, поехал, разыскал племянника Г1аймарза с женой, сыном и дочерью. Расторг сватовство сына и дочери Г1оймарза, подкупил и турецких, и российских пограничников, вырвал, как уже сказано, эту семью из когтей смерти и привез ее в село Мочкъий-Юрт. Это легко сказать: «поехал, нашел их, подкупил пограничников обеих государств – Турции и России - и привез домой». В эту его поездку, когда он отсутствовал более трех месяцев,  умерла его мать.  И тридцатидвухлетний Г1азмагомед остался в семье старшим без женщины, с двумя младшими братьями – Идрисом, тридцати лет, и Муралом, восемнадцати лет.

После «сороковины» старший брат Г1азмагомеда Мирза с Исакх-муллой (Чапанов Исакх в 1876 году получил статус муллы) уговорили Г1азмагомеда, чтобы он не тянул до годовщины смерти и женился, так как положение было безвыходное. Он женился на девушке из хорошей фамилии Досхоевых. Имел от нее двух сыновей и двух дочерей. Жизнь есть жизнь, а большое хозяйство требовало ежедневных забот. Надо было начать строительство нового дома, а для этого нужны средства. Вся кукуруза, выращенная в 1879 году на десяти гектарах, была продана прямо накорню с початками и стеблем. Это дало возможность начать строительство нового дома. Сын Г1оймарза - Юнус, будучи печных дел мастером, изготовил четыре печки для Г1азмагомеда. Осенью 1880 года дом был готов, и братья переселились.

Однажды, уверовав, что светильником в его могиле могут быть только праведные дела, Г1азмагомед шел к намеченной цели ради выполнения своего обета – построить медресе в селе Мочкъий-Юрт. Он в 1885 году женил брата Идриса и сразу отделил его. С ним в отцовском дворе остался самый младший брат Мурцал. В 1888 году вместе с соседом Тангиевым Т1айпом Г1азмагомед совершил хадж. Через два года, т. е. в 1890 году, он на свои трудовые доходы построил медресе с расчетом на шестьдесят муталимов. Это медресе работало без перерыва до 1941 года. Программа обучения была составлена Чапановым Исакх-муллой с акцентом и на светские предметы. Кроме того, как только кто-то приходил для проверки или с целью закрыть медресе, Г1азмагомед показывал бумагу с подписью Чрезвычайного комиссара Юга России Серго Орджоникидзе. В этой бумаге было написано: «Тимурзиев Г1азмагомед-хаджа оказал неоценимую услугу советской власти». По поручению красных партизан Тауси-мулла Шадиева, Кази-мулла Гантемирова, Айдемара Долакова Г1азмагомед-хаджи с тремя мужчинами из фамилий Евлоева, Хамхоева и Долакова перевез более миллиона патронов под видом торговцев мушмулой из Махачкалы (тогда Порт-Петровса). Вот за эту «услугу» и была дана комиссаром Орджоникидзе эта всесильная бумага, которая тоже сгорела вместе с домом и библиотекой в селе Базоркино в 1992 году. Порядок, обучение и воспитание муталимов в медресе был такой же, как и в притеречном селе Лаха-Новре, где учились и Исакх–мулла Чапанов и Г1азмагомед Тимурзиев.

За эти полные пятьдесят лет существования (с 1890 по 1941 гг.) в этом медресе обучались и окончили ее сотни-сотни людей. Питание муталимов было поставлено четко. Даже в голодные тридцатые годы на складе медресе постоянно находилась кукурузная мука (жур), картошка, постное и сливочное масло. За пятьдесят лет ни один муталим не лег спать не поужинав. За этим, кроме учителей и воспитателей, следил постоянно сам Г1азмагомед-хаджи, а в его отсутствие – сельские туркхи и имам села. Без ложной скромности нужно сказать, что мало-мальски грамотный арабист знал учебное заведение (хьужаре, медресе) и его строителя и попечителя Г1азмагомеда-хаджи Тимурзиева.

Он был женат два раза. Первый раз - на Досхоевой, от которой имел двух сыновей – Якуба и Юнуса, и двух дочерей – Хаву и Пятимат, второй раз на Османовой, от которой имел четырех сыновей  - Магомед-Саида, Султана, Саллана и Башира.

Г1азмагомед–хаджи был безмерно добр, зла не имел и не таил.  Всю жизнь был среди миротворцев. Аллах1 одарил его тело и душу земной красотой. Видимо, это наследственность. Немаловажное значение здесь играло и то, что за всю свою жизнь он не знал вкуса спиртного и запаха табака.

Последний выпуск (выпускной вечер, как сегодня сказали бы) состоялся в 1938 году. Г1азмагомеду-хаджи к тому времени шел девяносто третий год и он болел – его «разбил» паралич. Статус муллы в том году в этом медресе защищал Евлоев Хусен Чолдыр-Хаджиевич. Усилиями Чапанова Исакх-муллы из Верхних Ачалуков, и Костоева Усман-муллы из Яндаре на этот «выпуск» собрались более семидесяти мулл и хаджей, половина из которых когда-то были муталимами в этом медресе, построенного Г1азмагомед-хаджой в 1890 году. На сегодня у Г1азмагомеда–хаджи в живых – 16 внуков и 19 правнуков. Среди них много с высшим образованием, есть врачи, учителя, инженеры, журналисты, поэты, писатели, спортсмены, чемпионы Европы по боксу, строители. Есть даже один академик академии наук РФ. Он прожил красивую, хоть и трудную жизнь.

Вот что, сказали величайшие мудрецы о благотворительности:

«Благотворительность – эта единственная вещь, через которую человек может уподобиться Богу. Благотворительность и среди злополучия может заставить нас полюбить жизнь. Благотворительным можно быть не иначе, как делая сбережения из своего достатка. Первый шаг к добру – не делать зла. Желать делать добро и не иметь к этому возможности – есть добродетель; а иметь возможность творить добро, но не иметь на это желание – порок. Надо иметь ум, для того чтобы делать добро; дураки на это неспособны.

Добродетель есть составная часть счастья. Быть справедливым - есть долг, быть добрым - добродетель.

Г1азмагомед-хаджи прожил счастливую жизнь. Он знал, что счастье состоит в исполнении принятых на себя обязанностей и что это незримый и молчаливый гость, о присутствии которого мы узнаем тогда, когда он нас покидает.

Он умер в с. Мочкъий-Юрт в возрасте девяносто три года. Пусть вечно будет он среди тех, кого Аллах1 облагодетельствовал.

Всевышний Аллах1 говорит: «О, сыны Адама! Стремитесь ко Мне, по мере вашей потребности во Мне. Ослушивайтесь Меня в той мере, насколько хватит терпения вынести муки адского огня. Не обращайте внимания на ваш задержавшийся конец жизни, на удел, который вам дан, и на скрытые грехи». «Все сущее погибнет, кроме Него, за Ним окончательное решение, и к Нему ваше возвращение»