— Уважаемый шейх! Что такое такфир и как его рассматривает Шариат?
Шейх Абдулла Джибрин:
— Такфир – это выведение из Ислама определённых личностей, или людей с определёнными убеждениями, или тех, кто исповедует определённую религию. Того, кто вышел из религии Ислам, называют кяфиром. То есть человек либо мусульманин, либо кяфир. И это из убеждений ахлю-сунна. Куфр и Ислам – две противоположные и противоречащие друг другу вещи. С тем, кто в Исламе, строятся взаимоотношения как с мусульманином, даже если он совершает что-то из нововведений, которые не выводят из Ислама. А с тем, кто является неверующим, строятся отношения как с неверующим, даже если он обладает некоторыми качествами, присущими мусульманам. То есть человек является либо верующим, либо неверующим. В некоторых текстах (аяты или хадисы) применяется слово «куфр» в отношении мусульманина за совершение определённых грехов. Однако учёные сказали, что такой куфр не выводит из религии.
— Каковы причины распространения такфира?
— Вероятно, те, которые его совершают, посмотрели на некоторые тексты, в коих применяется слово «куфр», однако они не прочли разъяснений учёных по этим текстам. Тем самым они сошлись с хариджитами в этом неправильном убеждении, так как хариджиты считают большой грех куфром, а малый грех – большим. Тем, которые, прочитав некоторые тексты без разъяснения учёных, распускают свои языки, обвиняя в неверии мусульман, мы ответим так: существуют тексты в аятах Корана и хадисах, которые понимаются как угроза (а не в прямом смысле). Например, угроза от Аллаха убийце (смысл): «Если же кто-либо убьёт верующего преднамеренно, то возмездием ему будет Геенна, в которой он пребудет вечно. Аллах разгневается на него, проклянёт его и приготовит ему великие мучения» (сура «ан-Ниса’», аят 93). А также угроза тому, кто пожирает имущество сироты (смысл): «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнём и будут гореть в Пламени» (сура «ан-Ниса’», аят 10). Угроза тем, кто во время сражения убегает с поля битвы (смысл): «Те, которые в такой день повернутся спиной к неверующим, кроме тех, кто разворачивается для боя или для присоединения с отрядом, навлекут на себя гнев Аллаха. Их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это место прибытия!» (сура «аль-Анфаль», аят 16). И таких аятов в Коране много. Также существуют хадисы, в которых применяется слово «куфр».
Например, слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Ругать мусульманина – нечестие, а сражение с ним – куфр». А также его слова: «Два качества в людях являются неверием: ругать родословную и громкое причитание по покойному».
Учёные единогласны в том, что подобное не выводит из религии, даже если это и называется куфром и имеет с ним схожесть. Таким образом, учёные ахлю-сунна, разъясняя это, сказали, что такие аяты и хадисы приводятся для того, чтобы люди предостерегались от совершения этих грехов, а также для того, чтобы нечестивцы не погрязли в этих грехах, считая их незначительными.
— Каким образом по Шариату выносится постановление о том, что человек стал кяфиром?
Шейх Салих Али Шейх:
— Учёные говорят, что категорически нельзя выводить из Ислама мусульманина, засвидетельствовавшего, что нет божества кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), кроме как с ясным доказательством, равным тому, с чем он пришёл в Ислам. Ведь он зашёл в религию с ясным доказательством: «Свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха». Выведение из этого свидетельства должно быть таким же ясным, как и само это свидетельство. Поэтому учёные установили условия и препятствия для такфира.
Условиями такфира являются:
1. Намерение. Слова или действия человека должны быть преднамеренными.
2. Знание. То есть знание того, что он говорит. Чтобы он не был невежественным человеком или живущим далеко от знаний.
3. Сомнение. Для осуждения обязательно устранить у него сомнения. Возможно, он делает тавиль (искажение) или же неправильное толкование. Всякое возможно. Если есть вероятность неправильного понимания, отражённого в его словах, действиях или поведении, то непременно надо обратиться к судье или к муфтию, чтобы они разъяснили ему его ошибку.
Такфир выносится только в том случае, когда по этому поводу есть единогласное мнение учёных. И он не выносится в тех вопросах, в которых есть разногласия учёных. Например, один учёный считает, что такое-то действие выводит из Ислама, а другой так не считает, и нет явного довода из Корана и Сунны, которые бы доказывали мнение одной из сторон. Значит, это стало вопросом иджтихада о вероотступничестве, а в этом случае нельзя делать такфир, потому что такфир – это выведение из религии, и он непременно должен основываться на явном и единогласном решении. А в тех вопросах, в которых есть разногласия, делать такфир нельзя.
Мухаммад Хасан:
— Кто дал тебе право вершить суд над людьми?! Ты говоришь: такой-то – кяфир! Такой-то – нечестивец (фасик)! Дорогой брат, остановись, постой! Знай, ты будешь спрошен: «Почему назвал такого-то кяфиром?! Почему разжигал смуту между людьми?!» Брат, лучше следи за собой, за своим сердцем и искренностью. Чего ты хочешь, произнося эти слова: добиваешься довольства Аллаха или угождаешь своим страстям? Не обвиняй в неверии никого. Ты обвиняешь людей, говоря: «Такой-то – кяфир». Клянусь Аллахом, ты не будешь спрошен в Судный день: «Почему не обвинил такого-то в неверии?» Однако будешь спрошен: «Почему обвинил такого-то в неверии?!» «О те, которые уверовали! Когда вы выступаете на пути Аллаха, то удостоверяйтесь и не говорите тому, кто приветствует вас миром: «Ты – неверующий», – стремясь обрести тленные блага мирской жизни. У Аллаха есть богатая добыча. Такими вы были прежде, но Аллах оказал вам милость, и посему удостоверяйтесь. Воистину, Аллах ведает о том, что вы совершаете» (смысл) (сура «ан-Ниса’», аят 94).
Шейх Салман Авда:
— Человек, который обвиняет в неверии целые страны и общества, сам попадает в чувство изолированности и отчуждённости. Я помню одного молодого человека, который говорил о футболе. Он говорил, что судья – кяфир, потому что он судит не тем, что ниспослал Аллах. Также и игроки – кяфиры, потому что подчинялись судье, который судит не тем, что ниспослал Аллах. А что с обществом? Он говорил,что они тоже кяфиры, потому что они довольны этим судом и не противодействовали ему. Эта цепная реакция в вынесении приговоров людям и выведения их из религии приводит к тому, что тем самым человек изолирует себя от общества.
Шейх Мухаммад Исмаил:
— Один из моих однокурсников был из «Джамаата Такфир» – современных хариджитов. Дело дошло до того, что в его глазах единственной спасшейся группой стали он, его мать и его младший брат. Конечно же, я помню его имя, ведь он был моим однокурсником… Он назвал кяфирами даже такфиритов, которые существовали в то время. Конечно же, в первую очередь он сделал такфир нам, салафитам. Он сказал, что на земле нет ни одного мусульманина кроме него, его матери и младшего брата. Они единственные, кто остались на религии Пророка Ибрахима (мир ему). Однажды этот человек спорил по какому-то вопросу с одним из наших братьев. Ему сказали, что есть малый зульм и малый куфр. Это известное правило. Он ответил, что таких понятий не существует. Как доказательство наш брат сказал, что имам аль-Бухари в своей книге назвал главу «Неблагодарность по отношению к мужу и малый куфр». Он ответил, что имам аль-Бухари – кяфир! Шейх Альбани? Альбани – кяфир! Так почему же вы читаете его книги и приводите его слова как доказательство? Он ответил, что разрешается брать мнение кяфира и использовать его слова. Но не это главное. Главное то, что он говорит, что не существует малого зульма. Наш брат сказал ему, что Пророк Сулейман (мир ему) сказал: «Нет божества, кроме Тебя! Ты Свят! Поистине, я был из числа несправедливых (совершил зульм)», – на что тот ответил, что Сулейман (мир ему) тоже был кяфиром! Посмотрите на его невежество. Он обвиняет в неверии пророков!
Шейх Мухаммад Хасан:
— Однажды ко мне пришла группа молодых людей, – просим Аллаха исправить нашу молодёжь. Они пришли на урок по акыде в Мансуре (город в Египте). Их было много. Они стояли на улице и ожидали, пока мы совершим вечернюю и ночную молитву и пока не закончится урок. После урока они подошли и сказали:
— Шейх, мы хотим поговорить с Вами.
— Хорошо, брат.
— У нас есть сомнения, и мы хотим разобраться.
— Пожалуйста.
— Мы считаем неверными всех людей: правителей и подчинённых. Все они кяфиры.
— А учёные?
— Нет.
— А я, по-вашему, кто?
— Вы учёный (хотя я считаю себя джахилем).
— Вы молились с нами?
— Нет, как же мы будем молиться с неверными?!
— Пожалуйста, проходите. Они зашли, и, клянусь Аллахом, с ними были и девушки. Бедняги. Я сказал: кто будет говорить, тот пусть подойдёт поближе.
— Ты амир?
— Да, я амир.
— Подожди, давай, прежде чем начнём спор, определимся с основами, на которые будем опираться. Ты выучил Коран?
— Нет.
— Хорошо. Ты выучил 1000 хадисов?
— Нет.
— Читал книги об основах религии?
— Нет.
Клянусь Аллахом, так и было!
— Можешь ли ты объяснить разницу между доказательствами, степенями доказательств и тем, что аннулирует эти доказательства?
Он был в недоумении и изменился в лице…
— Брат, ты можешь привести пример правил о целом и детальном, об общем и определённом, об отменном и отменяющем?
Братья, это основы знаний по Шариату, чтобы говорить на такие опасные темы (такфир). Как ты можешь говорить на такие темы, не имея основ знаний?! Так нельзя! Хорошо, брат. Советую тебе вначале выучить Коран, так как это основа доказательств. Как ты будешь приводить доказательства, не зная основ доказательств? И выучи, как минимум, 1000 хадисов. Изучи книги по основам религии. И потом, иншааллах, вернёшься к своим братьям, чтобы совершить вместе с ними намаз ради Аллаха.
— Отличается ли вынесение решения, что какое-то действие является куфром, от вынесения решения относительно того, кто это действие совершил?
Шейх Салих Али Шейх:
— Не каждый, кто совершил куфр, становится кяфиром. Не каждый, кто совершил нововведение, – нововведенец. Не каждый, кто совершил нечестие, – нечестивец. Потому что установление этих решений – это другая тема. Слово, дело, сомнение или неправильное понимание и т.д., которое совершает человек, бывает нововведением, нечестием или куфром. То есть его действие будет либо нововведением, либо нечестием, либо куфром. Как устанавливается решение по этим вопросам? Мы уже говорили, что для этого должны наступить все условия и должны быть устранены препятствия.
Шейх Ахмад Гамиди:
— У наших праведных предков есть правило, что какое-то действие является куфром, но совершивший это не становится кяфиром. Потому что для такфира есть свои условия и препятствия. Когда юноша читает высказывание учёных о такфире, он думает, что личности становятся кяфирами. Человек может совершать дела куфра, но в то же время не становиться кяфиром. Потому что выносить решение относительно определённого человека, что он кяфир, дело нелёгкое. Для этого нужно, чтобы в человеке были все условия для такфира и не было препятствий для подобного решения. Об этом упомянули учёные в своих книгах по данной теме. Здесь мы упомянем некоторые высказывания учёных о запрете такфира личности. Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Произношение некоторых слов является куфром, однако некоторые люди могут не знать, что это куфр. Поэтому не выносится такфир личностям, пока не доведут до каждого из этих людей весомый довод». Слова ибн Таймии и других ясно дают знать, что они не выносили личный (персональный) такфир людям такой заблудшей группы, как «джахмия». Ибн Таймия, да помилует его Аллах, сказал: «Человек, произнёсший слова, которые выводят из Ислама, может быть оправдан по следующим причинам: возможно, до него не дошли тексты, обязывающие знать истину; возможно, что тексты дошли до него, но у него они не подтвердились; или у него не было возможности для совершения этого действия; или же у него есть сомнения, из-за которых Аллах его простит». Вот эти вещи препятствуют такфиру. Поэтому не стоит выносить такфир личностям. Какое-то действие может быть куфром, но по его причине не выносится такфир личности. Молодёжь, которая занимается такфиром, узнав, что некоторые учёные называют некоторых людей кяфирами, подумала, что каждая личность, которая совпала в действиях с теми людьми, становится кяфиром.
Шейх Мухаммад Хасан:
— Шейх Мухаммад Абдуль-Ваххаб, которого обвиняют в том, что он – самый ярый такфирит, говорит в своей книге «Дурар ас-Сания фи аджуйба ан-Надждия»: «Если мы не считаем кяфирами тех, кто совершает таваф (обход) вокруг идола, который стоит на месте могилы Бадави, то как же мы будем обвинять в неверии тех, кто совершает меньшее?!» Ты должен понять, что должен установить довод. Ты скажешь, что довод доведён. Брат, не торопись! Общий довод (худжа) дошёл с посланнической миссией Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Есть другой, частный довод, который надо довести до каждой отдельной личности для того, чтобы принять решение, стал ли человек кяфиром, нечестивцем или нововведенцем. И обрати внимание: проблема не в том, чтобы просто довести довод. Этот довод надо довести так, чтобы человек понял его. Шейх ибн Таймия сказал: «Есть разница между установлением довода и его пониманием».
Шейх Салих Али Шейх:
— Учёные называют одно из правил выведения человека из Ислама: «Кто сомневается в куфре кяфира, тот сам становится кафиром». Некоторые люди подумали, что это правило означает, будто если кто-то скажет, что такой-то – кяфир, а другой усомнился в его куфре, то другой сам становится кяфиром. Шейх уль-Ислам ибн Таймия и другие учёные салафитского призыва разъяснили, что кяфир, которого имели в виду учёные в этом правиле, – это тот, кого назвали кяфиром Аллах или Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) прямым текстом, или же было принято единогласное решение учёных, что такой-то стал кяфиром. Что же касается человека, относительно которого такфир вынесен на основе иджтихада, то есть кто-то из учёных вынес ему такфир, а кто-то нет, то такой человек не подпадает под это правило.
Шейх Саид Абдульазым:
— Закончим разговор разъяснением правила: «Кто не считает кяфира кяфиром, тот сам становится кяфиром». В этом правиле говорится о кяфире, относительно которого нет сомнения, а не о том, относительно кого разногласили учёные или же решение относительно которого вынесено на основе иджтихада. Это правило применимо относительно куфра Фараона или, например, Абу Джахля. И мы говорим, что тот, кто не считает их кяфирами, сам становится кяфиром. Однако это правило не распространяется на того, кому вынесен такфир на основе иджтихада.
Например, вынесение такфира ижтихадом на правителя, который не судит по законам Аллаха. Если ты применишь это правило в отношении тех, кто не считает такого правителя кяфиром, то ты обвинишь в неверии многих людей. Имам Ахмад считает кяфиром того, кто не совершает намаз из-за лени, а имам аш-Шафии не считает такого человека кяфиром. Разве имам Ахмад, опираясь на это правило, сделал такфир имаму аш-Шафии? Нет! Хотя тот не выносил такфир прекратившему совершение молитвы из-за лени. Это правило применимо только к тем, в чьём куфре нет сомнения.
Шейх Салих аль-Фавзан:
— Обязанностью исламской молодёжи является получение полезных знаний, с которыми они смогут отличить истину от лжи, а особенно уметь различать, кто из грешников стал кяфиром, а кто нет. И чтобы у них было понимание об их положении. И нельзя им говорить на такие темы, пока они не изучили все тонкости этой темы. Сначала знание! Изучив это полезное знание, они смогут говорить на основе полной сознательности, беспристрастно и справедливо. Если же они будут говорить без знаний, то они в большой опасности! Всевышний Аллах сказал (смысл): «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воис-тину слух, зрение и сердце – все они будут призваны к ответу» (сура «аль-Исра’», аят 36). Также Всевышний сказал (смысл): «Скажи: “Мой Господь запретил совершать мерзкие поступки, как явные, так и скрытые, совершать грехи, бесчинствовать безо всякого права, придавать Аллаху сотоварищей, в пользу чего Он не ниспослал никакого доказательства, и наговаривать на Аллаха то, чего вы не знаете”» (сура «аль-А’раф», аят 33), и сказал Он (смысл): «Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это – дозволено, а то – запретно, и не возводите навет на Аллаха. Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха. [В этом мире] недолго им пользоваться благами, ведь им уготованы мучительные страдания [в мире ином]» (сура «ан-Нахль», аяты 116-117). О мусульманская молодёжь! Держите языки за зубами и будьте подальше от этих тем, так как сейчас время смуты, страха, невежества и следования страстям!
Шейх Мухаммад Хасан:
— Мой искренний совет от всего сердца нашей молодёжи и студентам, чтобы они находились среди людей и учили их тавхиду и Сунне, но делали это вежливо, с любовью, милосердием и мудростью.
Автор: Абдулла Магомедов
Источник: islamcivil.ru