Кто подрывает ситуацию в Дагестане? Чечня претендует уже и на дагестанские земли
В конце февраля в Хасавюрте прошли акции протеста чеченцев-акинцев. Участники акции требовали восстановить Ауховский район, вернуть исторические наименования населенным пунктам в Новолакском районе и вернуть дома, из которых чеченцы были депортированы 23 февраля 1944 года. Около 250-300 человек перекрыли автодорогу из Хасавюрта в Новолакское, вследствие чего машины объезжали этот участок по грунтовке. Эти акции начались немногим ранее, когда 23 февраля несколько тысяч человек участвовали в митинге, посвященном скорбной дате – годовщине депортации чеченцев в Среднюю Азию в 1944 г.
Митинг продолжался до полудня, после чего участники разошлись на обеденный намаз. Затем около пяти часов вечера некоторые участники возобновили митинг возле транспортного кольца на окраине Хасавюрта и выдвинули требования к властям Дагестана.
Омоет ли Дукваха сапоги в Каспийском море?
Митингующие на некоторое время приостановили свои действия, якобы дав время новой власти принять соответствующие решения. Однако интересно, что согласно внутренней информации среди самой митингующей молодежи, их финансово и организационно поддерживает некий уроженец села Зандак Ножаюртовского района по имени Ибрагим. Его же в свою очередь называют человеком спикера чеченского парламента Дуквахи Абдурахманова, который по некоторым данным оказался с онкологией в израильской клинике. Это в свою очередь сорвало во многом планы митингующих, поскольку непосредственный руководитель акции оказался не на связи.
Тут уже возникает другой вопрос – чем вызван интерес Дуквахи Абдурахманова к этой проблеме? На этот вопрос неоднократно и в открытой форме ответил сам спикер. Знаковым было его интервью ИА «АНН-news» от 22 августа 2006 г. Дукваха Абдурахманов заявил, что чеченцы «никогда в жизни не забывали и не забудем, что ряд чеченских районов находится на территории Дагестана. Какое отношение, например, к Хасавюрту, Кизляру или Новолаку имеют аварцы или лезгины? Никакого отношения в историческом плане к этим городам они не имеют. Наши предки жили у Каспийского моря, мы имели свободный выход на Каспий, а через него на восток. Так почему мы сегодня искусственно, силой изолированы от него? Почему для нас эта зона закрыта, а для дагестанского народа открыта? Почему на этих несуществующих границах чеченцы платят дань? Российский народ не отказывался от Балтики, и чеченцы не откажутся от Каспия».
После этого заявления руководивший на тот момент Дагестаном Муху Алиев неофициально объявил национал-реваншиста Дукваху Абдурахманова персоной нон-грата на территории республики. Спикер смог приезжать в Дагестан только после ухода с поста президента Алиева, тогда же он снова активизировал свою подрывную деятельность в Дагестане.
Спикер чеченского парламента запомнился дагестанцам заявлениями о претензиях Грозного на Хасавюрт, Кизляр и земли между ними до моря. Люди, знающие Дукваху, говорят о его несамостоятельности в излагаемых идеях и действиях. По их словам, в Чечне он выполняет своего рода роль Жириновского в России, то есть, высказывая идеи, которые могут вызвать в обществе неоднозначную реакцию, выясняет отношение к ним. Опять же, как утверждают некоторые (газета «Новое дело» от августа 2009 г.), Рамзан Кадыров неоднократно предлагал Сайгидпаше Умаханову помочь с продвижением на более высокий пост, но с условием, что тот поспособствует продвижению на свое место чеченца. Одновременно были замечены попытки Кадырова в проталкивании своего человека (начальника Шалинского РОВД Магомеда Даудова) на пост министра внутренних дел Дагестана. Какие цели преследует тут Кадыров, видимо, стоит спросить опять же у Дуквахи Абдурахманова. Умаханов, зная, к чему приведет подобная кадровая реформа, естественно, не согласился. В «Новом деле» тогда указывалось, что значительная часть дагестанских политиков чуть ли не днюет и ночует у Кадырова в приемной и во дворе его дома. Причем к Кадырову в основном бегают именно те политики, которые наиболее активно раздувают огонь внутридагестанской фитны (смуты), будучи увлечены сиюминутными выгодами и предавая для их достижения интересы нашего Дагестана..
Тенденция, однако…
Немногим ранее чеченских митингов в Хасавюрте на так называемом «чрезвычайном съезде кумыкского народа», состоявшемся 10 февраля в административном центре СКФО г. Пятигорске, собрались около 300 человек. На данном мероприятии руководство республики и сам Дагестан в целом оказались в центре критики выступавших от имени народа лиц. Явным диссонансом прозвучало выступление от чеченских кумыков. Житель кумыкского села Брагуны в Чеченской Республике Мовлади Темирсолтанов, опять же раскритиковав ситуацию в Дагестане, привел в пример президента Чечни Рамзана Кадырова. Он, по его словам, «никогда не делил народ республики на своих и чужих в вопросах развития территорий, их обустройства и земельных отношениях. В результате кумыки в Чечне живут благополучно и довольны своим положением».
Организаторы мероприятия в Пятигорске и не скрывают, что инициатива его созыва принадлежала кумыкам из Чечни и Северной Осетии. Более того, в конце прошлого года к нему было написано обращение с просьбой «защитить их интересы». Если же говорить о настоящей подоплеке этого мероприятия, некоторые его участники указывают на причастность к нему того же Дуквахи Абдурахманова, выдвигающего, как известно, территориальные претензии на Хасавюртовский регион и побережье Каспия. По этим же данным, до недавнего времени шла подготовка к принятию обращения со стороны некоторых «кумыкских» организаций Бабаюртовского и Хасюртовского районов с просьбой принять этот регион в состав Чечни. К этим застрельщикам по сценарию должны присоединиться чеченцы-аккинцы, благодаря чему ожидается исполнение мечты Дуквахи Абдурахманова о выходе Чечни к Каспийскому морю.
К дагестанской теме чеченский спикер обратился после провала подобной авантюры на западной границе Чечни (с Ингушетией. ред.) . Изначально Дукваха Абдурахманов заявлял о необходимости присоединить всю Ингушетию к Чечне. Потом имела место попытка захватить территорию Сунженского района Ингушетии. В ходе этих интриг имели место перестрелки, взятие в плен чеченских милиционеров (ингушскими ополченцами. ред.), несколько убийств. В результате были окончательно испорчены взаимоотношения с братским для чеченцев ингушским народом.
После неудач на этом направлении чересчур амбициозные члены чеченского руководства, которым уже тесно в собственных границах, решили, видимо, также окончательно испортить дагестано-чеченские отношения, доведя дело до открытой конфронтации на границе. Очевидно, что Дукваха Абдурахманов и ему подобные «поводыри» чеченского народа ни к чему хорошему его не приведут. Чеченский народ еще помнит, к чему привели подобные лидеры в 1990-х годах, и думаю, у него хватит мудрости не поддаться на провокацию и очередную авантюру, которая может привести к очень печальным последствиям…
АВТОР: Эльдар Магомедов
ИСТОЧНИК: РИА «Дагестан»