ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
(См. «Кавказ» ном. 1/25, 2/26 и 3/27.)
Старшина Гехинского Общества и пленный солдат. — Вызов охотников в Венгерскую кампанию. — Назначение меня командиром конно-горского дивизиона. — Брожение среди тагаурских алдаров. — Переход брата моего к Шамилю. — Отпуск мой на Кавказ и свидание с братом.
Вернувшись в Тифлис князь Воронцов, между прочим, спросил меня:
— В каком же настроении дух у чеченцев?
Доложив ему почти слово в слово написанное, я продолжал:
— Хота надежда на Шамиля и на свою силу у них менее прежней, но желания изъявить покорность я в них не заметил. В будущем их ужаснее смерти пугает нужда и гонение.
Князь, нахмурившись, что-то начал обсуждать в душе и немного спустя спросил меня:
— Какой же результат ожидают они от продолжения войны?
— Они его понимают, — ответил я, — но, к несчастью, говорят: «лучше умереть, чем увидеть и испытать то, что русские хотят делать с нами».
— Гм! — сурово заметил князь, — для этого не надо им большого ума: умереть сумеет всякий дурак. Неужели между чеченскими влиятельными людьми нет таких, которые могли бы понять, что Шамиль и с ним все духовенство употребляют доверие к ним народа во зло?
— Очень много, — ответил я — но, как я имел случай доложить вашей светлости, народ, боясь неизвестной своей будущности, неволей им подчиняется.
— Время все разъяснит, — продолжал князь, — мы теперь пойдем вперед [20] медленными шагами, но зато где станам, там останемся твердо!
Тут, кстати, я пожелал сделать ему известным весьма похвальный поступок старшины Гехинского аула Моитты, у которого, ожидая приезда наибов Анзорова и Дударова, гостил двое суток.
Старшина этот, рассказав мне подробности бывшего первого кровопролитного дела, в Гехинском лесу, заключил его следующим эпизодом: — «В этом деле я из пленных солдат взял к себе одного по прозванию Фидур (Федор). Он находился у меня три месяца. Работал больше и лучше чем можно было от него ожидать и требовать. Все мои домашние его полюбили и обращались с ним как с родным. Несмотря на это он был ничем не утешен. Постоянно был мрачен и грустил. Как только он не работал и бывал наедине, заставали его в крупных слезах.
К сожалению моему, я узнавши об этом, призвал его к себе и спросил:
— Фидур, зачем ты часто плачешь? Кто тебя обижает? Может быть тебя, помимо твоего желания, заставляют работать, или кто-нибудь тебя чем-нибудь пугает? Скажи правду.
Представьте себе, что от мне ответил:
— Меня никто не обижает, не пугает и не принуждает работать. Я кушая твой хлеб, должен тебе работать. А плачу потому, что надо плакать.
— Зачем же тебе надо плакать? — спросил я.
— А вы, — сказал он, — зачем воюете и проливаете кровь свою?
— Гм! гм! — заметил я, — мы проливаем кровь свою из-за того, что вы, русские, не боитесь Бога и хотите уничтожить нашу религию и свободу и сделать нас казаками.
— Что правда, то правда, — продолжал он, — вот и я столько же люблю свою родину и религию и за них плачу. Если бы я не попался в плен, то скоро получил бы отставку и в своей деревне со своими родными ходил бы в церковь молиться Богу, а здесь.. — он не договорил — слезы потекли ручьями из его глаз и цвет лица изменился.
Сцена эта так сильно меня тронула, что Валлах (ей Богу) не мог удержать слез и я в ту же ночь посадил его на коня и поехал с ним до Урус-Мартановской крепости и не доезжая четверть версты до ворот я приказал ему слезть с лошади и отправиться в крепость, прося его говорить всем, что он сам убежал от меня.
Таким образом, я с большим удовольствием обняв Фидура, простился с ним. Он, от глубины души поблагодарив меня, как стрела пустился в крепость, а я чуть свет вернулся назад. До сих пор кроме вас, никто ни из домашних моих, ни из жителей не знает истину: считают его бежавшим. Если Шамиль узнает об этом, то, конечно, меня расстреляет».
С того дня к старшине Моитти я питал уважение и готов был ему помочь в чем только мог за то, что справедливая вражда и месть не притупили его сердца.
Он переселился со мной и умер в Эрзеруме.
Остается для меня тайной — тот ли случай, расстрел отставного майора, о котором я рассказал, был причиною перерыва переговоров, или в Петербурге не согласились с князем Воронцовым. Однако более полагаю, что главнокомандующий желая по чувству человеколюбия устранить кровопролитие, не изменил бы свое предложение вследствие неловкого поступка Шамиля, если бы он не встретил переговорам этим противодействия в Петербурге, где не знали Кавказа так, как им следовало бы знать.
В следующем, 1848 году, по случаю [21] Венгерской кампании, Государю Императору угодно было усилить двумя сотнями конно-горский полк, куда горцы совершенно потеряли охоту отправляться на службу. Потому князь Воронцов, желая представить мне случай командовать этим полком, поручил мне вызвать охотников и отправился с ними в гор. Варшаву.
В чине майора, гордясь таким лестным назначением — быть командиром полка — я приступил к скорому сбору охотников и в марте месяце 1849 года выступил с дивизионом в поход.
В городе Новгороде Волынском я получил предписание от начальника Главного Штаба действующей армии кн. Горчакова следовать прямо в Венгрию по присланному маршруту.
15 июня 1849 года в гор. Радзивилле я перешел границу и по окончании кампании, в том же году, 24 сентября, прибыл в Варшаву и, сдав дивизион генералу кн. Бебутову, (под командой коего находился старый дивизион), ожидал скоро назначения моего командиром полка, на что более чем кто-либо имел право, потому что, как в старом, так и в новом дивизионе все чины были получены мною; кроме того князь Воронцов рекомендовал меня фельдмаршалу как достойного штаб-офицера. Но кн. Бебутов не хотел расставаться с полком, дававшим ему доходу в год не менее десяти тысяч рублей и будучи любимцем фельдмаршала, не знаю каким образом, успел убедить главнокомандующего, чтобы оба дивизиона соединить в один усиленный дивизион и оставить его попрежнему под непосредственным начальством ген. Бебутова (оставя меня командующим дивизионом только по строевой части).
Когда все это было устроено и решено, кн. Бебутов пригласил меня к себе на обед и после сытного хорошего стола объявил мне горькую новость, уверяя, впрочем, что он будто бы при всем желании своем не мог получить согласия фельдмаршала князя Паскевича сдать мне вполне дивизион на законном основании, как по строевой, так и по хозяйственной части, раньше истечения одного года.
От такого небывалого в русской армия назначения я наотрез отказался и тут же просил его, как можно скорее, отправить меня на Кавказ и не считать меня таким полным дураком, который поверил бы тому, что он иначе не мог сделать.
Кн. Бебутов, как видно из следующих его слов, не совсем поверив моему решительному отказу, опять начал говорить: «Любезный Муса-бек, вы хорошо знаете, что я вас люблю как родного брата, как сына своего, и потому не хочу, чтобы вы упустили из рук случай, который вам предстоит. Через год, может быть раньше, вы будете командовать дивизионом, так как желаете. Советую вам хорошенько подумать и согласиться на то, что решено Его Светлостью и чего ни вы, ни я и никто не в состоянии теперь изменить.
Услышав опять первый мой ответ он, сильно вздохнув, сказал:
— Ужасный вы человек! — я вас не понимаю, неужели вы думаете, что фельдмаршал будет упрашивать вас остаться здесь.
— Если бы я думал так, — сказал я, то сумел бы лично обратиться к Его Светлости. Прошу вас верить тому, что я теперь буду думать и стараться только о том, чтобы поскорее выехать из Варшавы.
Затем, не желая более слушать его настаивания, я отправился к дежурному генералу Заблодскому с просьбой о выдаче мне подорожного бланка, прогонных денег и отправить на Кавказ.
Дежурный генерал, будучи заодно с Бебутовым, обещал скоро исполнить мое желание, т. е. отправить меня на Кавказ. При этом он [22] изъявил свое удивление, что я отказываюсь от такого лестного для меня назначения.
В ожидании отправления моего на Кавказ, пришли ко мне на квартиру депутаты от старого и нового дивизионов и подали мне следующую записку от своего казначея:
«Сейчас же после отъезда Казбека и Дориса собрались ко мне обе сотни и сказали, что они слышали будто бы вы не остаетесь и уезжаете на Кавказ. Мы шли, говорят они, с Кавказа с Мусою и с ним хотим служить, другого начальника у нас не может быть и что, если наше желание не будет исполнено и Муса оставит нас, то потом уже никто не обманет наших других соотечественников и что никакая власть и сила не мажет принудить оставаться служить под командою другого. Если нам придется умереть, умрем до последнего, зато соотечественники будут знать каково нам было служить! Вот их слова. Что хотите, то и делайте. Они выбрали из среды себя депутатов, которые теперь вам объяснят то же, что и мне. М. Мизенов. И. Б. Понкевич».
Успокоив депутатов, что все это перемелется, я приказал им отправиться к кн. Бебутову и сказать ему, так же откровенно, все то, что сказали мне.
Бебутов, тревожно выслушав депутатов, в тот же день отправился к дивизиону, где сверх всякого ожидания своего нашел всех членов в ужасном волнении, готовых броситься на него. Бебутов и тут не сконфузился. Он возвратился в Варшаву и сумел поправить все так, что я через пять дней вступил в командование усиленным Кавказским конно-горским дивизионом на законном основании, как по строевой, так и по хозяйственной части.
Таким образом я служил при действующей армии, пользуясь всеми выгодами европейской жизни в среде образованного общества, в кругу хороших знакомых — русских и польских.
Последние к нам, кавказским народах, больше были ласковы и внимательны, чем к русским, грубое обращение коих с туземцами, по естественным человеческим чувствам, внушало сильнейшее отвращение даже всякому благовоспитанному русскому.
Вступив в командование дивизионом, я завел в нем школу и требовал от всякого молодого всадника знать по-русски читать и писать и четыре правила арифметики, а по арабски столько, сколько надо было знать для совершения намаза.
Также нельзя было не обращать внимания на могилы полкового кладбища, где с 1835 г. было погребено значительное число всадников. Будучи отделено от других кладбищ и без всякой ограды кладбище это топталось ходившим в поле скотом. Я построил вокруг него ограду из жженого кирпича, с красивыми воротами. Около них я поставил каменный памятник.
Ограда и памятник этот по прочности своей простоят долго, как укоризна предшественникам моим, которые, в течение шестнадцати лет, пользовались выгодами полка и дивизиона, но не захотели обратить взимания на то, что составляло прямую их обязанность.
Таким образом, хорошим порядком и устройством дивизиона, я желал убедить начальство, что горец умеет ценить и оправдывать доверие.
В 1851 году я получил с Кавказа известие, что старший брат мой перешел на сторону Шамиля и что многие из тагаурских алдар также хотят последовать его примеру. Огорчившись поступком брата моего и желая знать причины неудовольствия тагаурских алдар и при возможности помочь им я, 18 апреля 1852 года, отправился в четырехмесячный отпуск и на всякий случай дивизион сдал, на законном основании, товарищу моему майору Султану Адиль Гирею. [23]
Приехав домой, я узнал, что начальник Военно-Осетинского округа барон Вревский, будучи председателем комитета, учрежденного для разбора личных и поземельных прав туземцев, требовал от высшего сословия составления грамот и актов, которых они, до прихода русских на Кавказ не имея над собой никакой власти, не могли иметь, не от кого было их получить.
Алдары предвидя настоящее свое нищенство начали переговариваться с Шамилем. Один из посланных им к алдарам был на дороге убит русским пикетом и письмо Шамиля, адресованное моему брату, было взято с убитого чеченца.
Брат мой, узнав об этом и боясь ссылки в Россию, ушел с семейством своим в Чечню, оставив хозяйство, аул и все имение наше в руках младшего брата моего Афоко, который также боясь права сильного, не ходил ни к одному из начальников.
С позволения начальства, я потребовал свидания с братом моим в ауле мирных чеченцев и упрекнув его в необдуманно сделанном поступке, советовал ему воспользоваться позволением начальства вернуться назад и водвориться попрежнему со всеми правами собственности, которая в противном случае неизменно конфискуется.
Брат мой не согласился, говоря: «Лучше не жить, чем жить так как приходится теперь вам дворянам. Попробую свое счастье. Удастся — хорошо, не удастся — я буду в числе тех, которые желали, да не могли сделать».
При этом разговоре нашем со мной были родственники лейб-гвардии казачьего полка полковник Касбулат Есенов, ротмистр Заурбек и поручик Ислам Дударовы. Они также, как вообще все тагаурские и дилорские алдары, потеряв всякую надежду на лучшее будущее, желали попробовать счастье и согласились с мнением брата моего: чтобы пришел Шамиль с большою силою и заняв Военно-Грузинскую дорогу выше гор. Владикавказа заставил восстать тагаурцев, куртатинцев, алагирцев, дигорцев, назрановцев, затем Малую и Большую Кабарду (всего более 25.000 дворов).
Зная вражду между сословиями в Тагауре и в Дигоре, а также нерешительность Шамиля я выставил им примером недавний (1846 г.) приход Шамиля в Большую Кабарду и требовал от брата вернуться домой. Но все что было сказано мной о возвращении его домой брат отвергнул с негодованием и таким образом мы расстались с ним.
Я вернулся во Владикавказ и доложив генералу Вревскому о несогласии брата моего возвратиться назад, отправился в Тифлис, где бывшему начальнику главного штаба генералу Вольфу (другу Вревского) сообщил подробно о неправильном взгляде ген. Вревского при разборе личных и поземельных прав высшего сословия горцев.
Вольф с тонкою улыбкою, притворно согласившись со мной, обещал доложить главнокомандующему все, что мною ему было сказано.
ГЛАВА ПЯТАЯ
(См. «Кавказ» номера 1/25, 2/26, 3/27 и 4/28.)
Приход Шамиля в Галашку. — Начальник Владикавказского военного округа ген. барон Вревский. — Назначение ген. Муравьева на место князя Воронцова. — Назначение князя Барятинского. — Назначение мое начальником Осетинского округа. — Назначение мое начальником Чеченского округа. — Прокламация князя Барятинского чеченскому народу. — Сбор представителей Чечни. — Мое письмо чеченцам. — Перемена отношения правительства к чеченскому народу. — Конфискация чеченских земель.
Между тем срок отпуска моего приходил к концу. Не желая оставить близких сердцу моему родных в таком тревожном состоянии я должен был отказаться от командования дивизионом и обратился к главнокомандующему с ходатайством о разрешении мне и брату моему Идрису состоять попрежнему при Кавказской армии. Получив согласие князя Воронцова во Владикавказе, я вскоре узнал, что Шамиль собирает большой сбор и готовит против русских крупную экспедицию.
Вревский, разумеется, знал от лазутчиков все, что делает брат мой Хасбулат в Чечне и ложно был уверен, что он действует по моему внушению и что я готовлю народ к восстанию. В этой уверенности он назначил людей следить за моими действиями, (в чем Вревский, как начальник края был прав, ибо я невольно навлекал на себя подозрение).
Зная недоверие к нам Вревского, я не захотел предлагать ему своих услуг и потому я и брат мой Идрис остались дома, не приняв с ним участия в походе навстречу Шамилю, куда он с четырьмя батальонами пехоты, с частью артиллерии и несколькими сотнями кавалерии (в апреле месяце) пошел в самые Галашевские трущобы, где мог бы быть со всех сторон окружен и наголову разбит, если бы Шамиль был более решителен и отважен. Он, имея полный перевес над отрядом Вревского, повернул назад свое храброе ополчение, умолявшее его сразиться с противником.
Шамиль, при всех своих высоких природных достоинствах впоследствии перестал пользоваться плодами своих действий и благоприятными обстоятельствами, которые очень часто упускал из рук, не отваживаюсь тотчас же после своих побед на быстрое движение к народам, его приглашавшим.
Вообще он и наибы его в бою без всякого искусства одерживали верх лишь храбростью и мужеством горцев.
Ген. Вревский с торжеством вернувшись во Владикавказ и видя брата моего Идриса в числе других в приемном зале своем спросил его:
— Почему вы и брат ваш, полковник Муса не захотели принять вместе с нами участие против движения Шамиля? Неужели потому, что старший ваш брат Хасбулат руководил этим движением? Да! это не делает вам [21] чести, тем более, что вы имеете счастье носить эполеты русского царя! Идрис ответил ему:
— Я и брат мой не были с вашим превосходительством не потому, что старший наш брат у Шамиля, а потому, что не получили ни от кого никакого приказания.
Вревский отвернулся от него и стал разговаривать с другими, ему представлявшимися. Брат же мой, понапрасну оскорбленный, тотчас же вышел от него и на другой день приехал к нам домой. Узнав о сделанном ему замечании и от всей души пожелав тоже услышать от Вревского что-либо подобное, я в тот же день отправился к нему во Владикавказ, с полным убеждением, что он даст мне повод сказать ему кое-что о его поведении, которым он себя обесчестил. Радуясь этому случаю, прямо с дороги, вошел я в дом начальника округа, который по докладу ему обо мне вышел в залу и как всегда очень приветливо пригласил меня к себе в кабинет.
Считаю лишним описывать разговор наш с Вревским и скажу только, что он, несмотря на вспыльчивый характер, при всем моем желании и старании не подал мне ни малейшего повода к резким выражениям.
Вскорости я был потребован в Тифлис, где главнокомандующий в кабинете своем, в присутствии начальника штаба ген. Вольфа, сказал мне:
— Генерал барон Вревский, по разным обстоятельствам считаем неудобным нахождение ваше на левом крыле, а потому я желаю назначить вас на правый фланг, к генералу Евдокимову. Там службой своей вы можете принести большую пользу.
Охотно изъявив на это свое согласие, я имел случай объяснить кн. Воронцову, в присутствии Вольфа, произвольное управление начальника Владикавказского военного округа и, сколько мог заметить, князь был доволен моей откровенностью. Когда же Вольф, опровергая мои указания, начал оправдывать Вревского, то князь с досадою сказал:
— Нельзя не согласиться с тем, что народные обычаи, освященные веками, суть самые верные документы и комитет без правильного определения отношений между сословиями не может правильно разобрать ни личных, ни поземельных прав их. (О чем для руководства приказал ему написать Вревскому).
Начальник правого фланга Евдокимов, зная меня и прежде, был очень доволен моим к нему приездом. Служа с ним до открытия турецкой кампании, я был с ним в дружеских отношениях и он отзывался обо мне с весьма похвальной стороны.
В 1855 году на место князя Воронцова был назначен генерал Муравьев, который во время проезда своего в Тифлис через Владикавказ, между прочим, спросил меня, почему полк мой не был в деле против турок?
— Не имел случая встретиться с турецкими войсками, — ответил я.
— Надеюсь, — сказал он, — что в нынешнем году полк ваш будет иметь случай подраться с турками и покрыть себя славой.
Через десять дней после отъезда его последовало приказание сформировать из горцев в 4-х сотенном составе один полк.
Всем начальникам округов было предписано пригласить охотников. Их оказалось всего только 150 человек и потому из корпусного штаба последовало приказание поручить их одному обер-офицеру, пользующемуся между горцами уважением.
Выбор пал на моего брата, ротмистра Идриса. Хотя ни я, ни он не были довольны этим поручением, но нечего было делать. Брат мой, по настойчивым приказаниям ген. барона Вревского, должен был отвести их только до [22] главной квартиры на турецкой границе и вернуться назад. Идрис поверил слову Вревского и, не приготовив себя к кампании, отвел дивизион этот до главного отряда, где главнокомандующий генерал Муравьев приказал ему непременно остаться и командовать этим дивизионом. Брат мой, прослуживший там четыре месяца, вернулся назад домой с наградами: чином майора и орденом св. Станислава 2-й степ. на шее.
В том же году генерал Евдокимов был назначен начальником всей терской области и, как войска, так и все округа там расположенные, подчинились ему.
В 1856 году генерал Муравьев был смещен. Главнокомандующим Кавказской армией и наместником Кавказским был назначен князь Барятинский.
Состоя при ген. Евдокимове, я участвовал, во всех бывших экспедициях, получая разные поручения, то как начальник всей кавалерии отряда, то как начальник отдельного отряда.
Наконец, по настойчивой просьбе его я был назначен в 1857 г., 14 января, к общему удивлению, начальником Владикавказского военного округа, на место генерала Мищенко. Назначение мое на некоторое время было предметом различных суждений (между русскими).
Одни говорили, чего я, начальствуя на родной земле, легко могу увлечься в пользу народных элементов и виды правительства сильно пострадают и дело испортится надолго.
Другие же говорили, что я знаю край и народ лучше всякого другого и потому начальство может требовать от меня более чем от незнающего ни края, ни народа.
Как бы то ни говорили, приказ состоялся и я был очень рад своему назначению, давшему мне случай осуществить давнишние мои искренние желания: уничтожение обычаев, оставшихся в народе с варварских времен и разорявших их домашнее благосостояние, поддерживая постоянно вражду, вместо доброго согласия, от которого зависят народное счастье.
Кроме того, из мелких аулов я устроил большие аулы и где было возможно, развел сады, завел в некоторых аулах школы, для обучения чтению и письму. Вызвал из Одессы англичанина фабриканта полевых машин. Выписал несколько плугов. Одним словом приложил все свои старания и способности, чтобы хоть сколько-нибудь приучить народ пользоваться богатыми дарами природы, на которые ни один из начальствовавших русских не считал нужным обратить внимание народа, несмотря на то, что все высшее начальство на бумаге желало и даже требовало этого от них.
Здесь я помещаю копию письма графа Евдокимова к начальнику Главного Штаба ген. Милютину (ныне военный министр):
«Из писем моих и личных объяснений вашему превосходительству известно, что самою ненадежною и неустроенной частью на левом крыле был военно-осетинский округ. Не далее как год тому назад в этом округе происходили народные волнения, а разбои на дорогах и в окрестностях Владикавказа были вещью самою обыкновенною. В январе месяце нынешнего года заведывание округом поручено полковнику Кундухову и в течение семи месяцев энергичного и деятельного управления штаб-офицер этот успел восстановить в округе полный порядок и устройство. Разбои прекращены, народ предался мирным полевым занятиям, множество полезных мер введено для улучшения быта народного и в настоящее время по справедливости я должен считать Военно-Осетинский округ самою надежной и благоустроенною частью левого крыла. Желая вознаградить полезную службу полковника Кундухова и поощрить его к дальнейшей деятельности, я [23] имею честь покорнейше просить ваше превосходительство не оставить особенным ходатайством перед г. главнокомандующим о производстве полковника Кундухова в генерал-майоры, согласно моему представлению.
Примите милостивый государь уверение в совершенном моем почтении и искренней преданности с которыми имею честь быть вашего превосходительства покорнейшим слугою.
гр. Евдокимов».
Согласно представления графа Евдокимова, я был произведен в генерал-майоры в 1860 году и в том же году сверх всякого ожидания и желания моего, я был назначен начальником Чеченского округа и командующим войсками там расположенными (одна пехотная бригада, пять линейных батальонов пехоты, один драгунский, четыре казачьих полка кавалерии).
В Чечне прежняя вражда и ненависть к русским начинала оживляться с новою силою и надеждою, так что в Нагорной Чечне шатоевцы, чабирлоевцы и ичхеринцы восстали и начали осаждать русские крепости и потому, к сожалению, я должен был оставить Осетинский округ и все что там начал заводить. (Что к прискорбию после ухода моего опять забыто народом и начальством).
Вступив в управление Чеченским округом, не теряя времени, я начал объезжать все аулы, где как духовенство, так и жители во всех аулах откровенно высказывали мне свои жалобы и неудовольствия на окружное управление и опасения за их будущность (В видах улучшения народного благосостояния налагали на чеченцев огромные штрафы (с двора — 1-25 руб.), подвергали их телесному наказанию палками; вопреки закону и справедливости, за провинности назначали несоразмерные наказания и такими тяжкими карами сами готовили их к восстанию. М. К.).
Благодаря Бога мне удалось устранить бесполезную и разорительную войну. Успокоив чеченцев и войска, бывшие готовыми начать войну начал я убеждать и высшее начальство о необходимости определить и объявить чеченскому народу то, что от русского правительства их ждет в будущем, что без этого все меры и старания водворить в крае желанное спокойствие не принесут результата.
Вследствие этого главнокомандующий дал чеченскому народу следующий акт:
ПРОКЛАМАЦИЯ ЧЕЧЕНСКОМУ НАРОДУ.
«Объявляю вам от имени Государя Императора:
1. Что правительство русское предоставляет вам совершенно свободно исполнять навсегда веру ваших отцов.
2. Что от вас никогда не будут требовать солдат и не обратят вас в казаки.
3. Даруется вам льгота на три года со дня утверждения сего акта. По истечении сего срока вы должны будете, для содержания ваших народных управлений, вносить по три рубля с дома. Предоставляется однако аульным обществам самим производить раскладку этого сбора.
4. Что поставленные над вами правители будут управлять по шариату и адату, а суд и расправы будут отправляться в народных судах, составленных из лучших людей, вами самими избранных и утвержденных начальством.
5. Что права каждого из вас на принадлежащее вам имущество будут неприкосновенны. Земли ваши, которыми вы владеете или которыми наделены русским начальством, будут утверждены за вами актами и планами в неотъемлемое владение ваше и только в случае [24] нарушения верности Государю Императору изменой или возмущением лишаетесь вы владения ими.
6.Что обычай кровомщения (канлы), как противный народному благосостоянию, уничтожается, а убийцы будут судимы и наказываемы по русским законам.
Подлинную подписал главнокомандующий Кавказской армией и наместник Кавказа,
ген. фельдмаршал кн. Барятинский.
Получив акт этот, при предписании графа Евдокимова для вручения его чеченскому народу, я был обрадован как никогда в жизни (хотя, как впоследствии оказалось, радоваться было нечему) и предписал всем наибам приехать с почетными людьми в крепость Грозную.
К назначенному дню собрались несколько тысяч народу, которому по прочтении я вручил акт для хранения, как неизменный закон. При этом пожелав, чтобы весь народ также знал о бывшем во время сбора разговоре и о силе и важности врученного акта обратился к нему со следующим письмом:
«Народ чеченский! Вступив в управление вами в настоящем году 17 числа июля месяца, я первым долгом поставил себе, как начальник, поскорей познакомиться с вами и в течение августа месяца был во всех аулах Большой и Малой Чечни. Приятно и умилительно было мне когда вы убедились в своих ошибках и заблуждениях. При мне вы дали во всех аулах между собою клятву вести себя хорошо и честным трудом улучшать свое хозяйство, которое, как вы сами выражались, вследствие несчастной 20-летней войны до крайности разорено.
Вы тогда все, между прочим, во всех аулах откровенно и одинаково высказывали мне свои опасения о неопределенности вашей будущности.
Все, что я говорил о необосновательном опасении вашем и несправедливости толков, распускаемых между вами неблагонамеренными людьми, теперь доказано на деле.
Милость Государя чеченскому народу, объявленная уже вам на сборе всех почетных людей ваших, обрадовала меня больше нежели вас самих. Более добра, более милости народу сделать нельзя. Каждый из вас вполне должен успокоиться не только за свою будущность, но и за будущность своих наследников. Разумеется дальнейшее потомство лучше оценит эти милости. Оно будет жить в довольствии на богатой земле, будет благословляясь вас, предков своих, удостоившихся получить эти права. Чеченцы, если бы ваши отцы, ваши братья, погибшие с оружием в руках в вышесказанной несчастной войне, могли встать и говорить, они сказали бы вам: «дети и братья, молитесь Богу, благодарите Государя и начальство, предоставившее вам эти милости. Вы получаете то, чего ни вы, ни мы не ожидали».
Чеченцы! Мне же, как начальнику и единоземцу вашему, понимающему хорошо милости эти, грешно было бы не дать вам благой совет: берегите права эти как глаз свой, бойтесь потерять их, ибо если вы их потеряете, то ни вы, ни дети ваши более их никогда не получат. Не забывайте ваши обещания и мои наставления, которые мы при сборе в каждом ауле давали друг другу.
Чеченцы! Не позволяйте обманывать себя неблагонамеренным людям, которые под личиной добра, делают вам зло. Старайтесь уничтожить существующие между вами вредные и даже постыдные привычки: воровство, разбой, грабежи и убийства. Они Богу противны, не соответствуют духу настоящего времени и считались достоинством во времена безначалия и глубокого невежества, т. е. во время (мажусы), когда никто из кавказских горцев не знал [25] как Богу служить, что Ему приятно, что противно. К несчастью, тогдашние привычки и понятия между нашими горскими племенами до сих пор передаются от отца к сыну, как заразительная болезнь. Слова эти говорю вам чистосердечно, как собрат по религии. Уверен, что умные люди, верующие в единого Бога, поймут меня. Тех же, что не поймут меня, заставьте понять сами. Этого требует польза народа. Иначе, ошибка вас погубит. Хотя чувства мои я лично уже передавал при сборе всем почетным людям вашим, но желая, чтобы они были известны всем чеченцам, от ребенка, до старика, я прошу кадиев и мулл прочитать это при общем собрании народа в мечетях в каждом ауле».
После врученного чеченцам акта, я имел возможность скоро и без особенных жертв, водворить полное спокойствие не только в Чечне, но даже в Шатой и Ичкоре, куда ходил с отрядами и всех бывших непокорных и скрывавшихся в лесах выселил на плоскость и водворил их в больших аулах, так что в 1861 году в крае, кроме левого фланга, не осталось ни одного непокорного человека.
Народ начал усердно заниматься устройством до крайности разоренного хозяйства. В крепости Грозной я завел школу, где чеченские дети обучались по арабски, по русски и азбуке только что составленной для чеченского языка генералом бароном Усларом.
С Усларом я познакомился в 1837 г. во Владикавказе. Имел много случаев пользоваться его занимательными и очень полезными беседами. Чем больше я его узнавал, тем больше росло мое к нему уважение (Генерального Штаба генерал-майор барон К. П. Услар несомненно принадлежал к числу тех людей, которые вполне понимают обязанности человека и строго их исполняют. Барон Услар с обширными познаниями своими, стремясь к общему благу, внушал мысль употреблять против кавказских горцев вместо смертоносного оружия семена цивилизации. Он имеет неотъемлемое право на чувство глубокой благодарности горцев, в особенности абхазского и чеченского народов, в пользу коих он много работал и трудился. М. К.).
Высшее начальство ценило и поощряло мою службу больше, чем я мог ожидать. В течение двух лет я был награжден чином генерал-майора, орденами Анны и Станислава 1-й степени и арендою 12 тысяч рублей. Желая расширить мое управление к округу моему оно решило присоединить еще два округа: Шатоевский и Ечкиринский.
Будучи уверен, что я успею оказать большую пользу службе и краю, я не знал усталости и готов был день и ночь трудиться.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
(См. «Кавказ» ном. 1-25, 2-26, 3-27, 4-28 и 5-29.)
Перемена отношения правительства к чеченскому народу. — Конфискация чеченских земель. — Решение мое бросить службу. — Приказ по войскам и управлению Терской области о моем увольнении. — Князь Мирский объявляет о моем уходе Чеченскому сходу. — Назначение ген. Лорис Меликова на место кн. Мирского. — Зимняя экспедиция на Западном Кавказе. — Моя докладная записка о положении горцев Терской области.
Вдруг правительство по обыкновению своему изменило все прежние свои предположения, нашло полезным стеснить чеченцев землею, с целью, чтобы они сами оставили Чечню и переходили на жительство за Терек. С этой целью назначена была комиссия под председательством генерального штаба полковника Розенкампфа. Она выяснила количество чеченской земли и вопреки только что отданного чеченцам акта, вся нагорная часть ее отошла в казну, а чеченцам оставлена только незначительная часть ее без леса, так что на двор приходилось от 7 до 10 десятин, в дворе же средним числом числилось не менее пяти душ.
Огорчившись распоряжением этим столько же, сколько я был обрадован актом или вернее выразить оптическим обманом, я, внимательно рассуждая, задал себе вопрос:
Первый — хочет ли правительство, как оно постоянно твердит и официально убеждает, сделать кавказские народы счастливыми и верными царю подданными? Хотя долг человечности и справедливость требуют того, чтобы правительство искренно к тому [32] стремилось, из дел его однако ясно видно, что оно только говорит и пишет об этом, а на самом же деле, пуская в дело обман и изворотливость, стремится оторвать их от своей религии и национальности и слить с русскими. Следовательно нечего здесь думать и рассуждать: дело ясно и понятно.
Второй вопрос — если так, то зачем же я служу и что от моей службы могу ожидать себе в будущем? Не пора ли мне оставить службу. До сих пор я служил в надежде занять почетное место с правом голоса в делах края и безукоризненною службою своею быть полезным нуждающимся в помощи моим соотечественникам, и также моим наследникам и тем заслужить себе в родном крае приятное потомству моему воспоминание.
Но, к несчастью, как видно по ходу дел, я сильно обманываюсь и очень далек от своего искреннего желания, ибо вот уже несколько лет занимаю желаемые мною должности, не только с правом голоса, но даже начальство иногда предлагает мне указывать ему меры для улучшения народного быта и водворения в крае прочного спокойствия и одобрив мои указания приводит их в исполнение. Но все это до поры до времени.
Является новый начальник, который, не зная края, и не вникая в сущность дела, без всякого рассуждения изменяет бывшую систему, по своему произволу, не к лучшему, а к худшему (К большому моему изумлению высшее начальство почти одновременно одного за другим командировало в крепость Грозную генер. штаба генерала барона Услара и полковника Розенкампфа. Поручение, возложенное на барона Услара было для чеченцев благодетельным. Оно имело целью развитие среди них грамоты и открыть путь к просвещению при сохранении их национальности. Данное же полковнику Розенкампфу поручение было жестоко-коварное. Заключалось оно в том, чтобы переселять чеченцев по частям за Терек и там их раздроблять между казачьими поселениями, так чтобы они, находясь в зависимости от казаков, со временем легко могли бы слиться с ними, т. е. цель была уничтожить самое звание чеченского народа. Допустим здесь, что я был поражен этими двумя противоречащими друг другу поручениями потому что как туземец и мусульманин судил о действиях правительства пристрастно. Но ведь барон Услар и Розенкампф были просвещенными и честнейшими русскими людьми, но их обоих более чем меня смущало и приводило в недоумение действие высшего начальства. М. К.).
Народ меня любит и верит, а я не в состоянии оправдать этого, а напротив того, по обязанности царской службы, скрывая от него истину, невольно делаюсь гибельным для него орудием.
Начальство меня за службу щедро награждает, но это перестало меня радовать, потому что возвышение мое в сущности было не что иное как устроение моего счастья на несчастьи ближних, что Богу неприятно и противно всякому порядочному человеку.
Вот сии истины внушили мне отвращение к продолжению службы и к истекавшим, от нее личным моим выгодам. По настойчивым просьбам моим я был уволен от управления Чеченским округом при следующем приказе командующего войсками Терской области.
«Начальник Чеченского округа генерал-майор Кундухов, предназначенный мною на должность начальника Среднего военного отдела Терской области по расстроенному [33] здоровью и домашним обстоятельствам не счел возможным принять предложенное ему место и согласно прошению увольняется в отпуск. Входя вместе с сим с представлением по начальству об устройстве положения генерал-майора Кундухова и о вознаграждении его заслуг, долгом считаю выразить этому генералу мою искреннюю признательность за добросовестное усердие, искусство и успех, с которыми он управлял самым многочисленным из округов в Терской области. Приняв должность начальника Чеченского округа в затруднительных обстоятельствах, когда пламя восстания, вспыхнувшее в соседних округах угрожало охватить всю Чечню, генерал Кундухов сумел не только удержать в повиновении чеченцев, но много содействовал и успокоению других округов и пользуясь доверием к нему туземцев, успел внушить им ту преданность и доверие, на которых основано нынешнее и будущее спокойствие края».
Подлинный подписал: начальник области генерал лейтенант князь Святополк-Мирский. (Приказ по войскам и управлениям Терской области от 26 января 1863 г. за ном. 11).
Между тем начальство опасаясь, чтобы чеченцы, так меня полюбившие не сочли уход мой от них признаком дурного к ним намерения русских, командующий войсками князь Мирский приехал из Владикавказа в крепость Грозную и приказал всем наибам с аульными старшинами и почетными людьми собраться в крепость Чечхеры, куда от чеченцев, шатоевцев и ечкеринцев собралось до трех тысяч человек.
Князь, в сопровождении своей свиты, в числе коей были я и генер.-майор кн. Туманов, вышел к народу и став на возвышенном месте поздоровался с ним, благодарил его за спокойствие в крае и проч. Затем сказал:
— Вероятно вам известно, что начальник ваш генерал Кундухов по необходимым домашним обстоятельствам, еще более по расстроенному здоровью своему, при всем желании не может продолжать свою деятельную и полезную службу и потому высшее начальство, снисходя к неоднократным просьбам, уволило его от командования Чеченским округом. На его место назначен кн. Туманов. Надеюсь, что вы его, а он вас полюбите. Он грузин, одноземец ваш, знает ваши обычаи и будет продолжать в точности управление предместника своего.
Выслушав эту речь собравшиеся стали потихоньку переговариваться между собою. Через короткое время народный кадий их Али Мурза подошел к князю и сказал:
— Мы действительно слышали, что Муса просит об увольнении его от командования Чеченским округом, но не хотели этому до сих пор верить и теперь надеемся, что Его превосходительство пожертвует своими личными выгодами для блага всего чеченского народа, его искренно любящего и уважающего. Мы готовы пожертвовать из каждой семьи по одному члену, для того, чтобы иметь его своим начальником и просим ваше сиятельство оставить нам его попрежнему».
Князь Мирский начал просить меня уважить просьбу народа и получивши от меня отрицательный ответ, сказал ему:
— Вот вы слышите, как его прошу и что он мне отвечает.
Тогда один из почетных людей, старшина Алхан, попросил разрешения сказать слово и обратился к князю:
— Ваше сиятельство, генерала Туманова, хотя мы и не знаем, но слышали о нем с похвальной стороны от шатоевцев, где он был начальником округа; но простите меня за откровенность, народ наш, вспоминая [34] причины 20-летней войны, все таки опасается произвольного его управления, которое он будет не в состоянии выдержать и на гибель свою опять скроется в лесах, требуя правосудия.
В это время сбор начал шуметь и из разных групп, собравшихся стали раздаваться крики: «разумеется, нас ничего лучшего не ожидает».
Шум и крики до того стали увеличиваться, что я принужден был обратиться с просьбою к кн. Мирскому оставить сбор и пригласить к себе на квартиру всех наибов, народного кадия и нескольких из почетных лиц с членами Михкемы (Народного суда.).
Мирский, одобрив мое мнение, тотчас оставил сбор и приказал наибам со сказанными людьми прийти к нему в полковой дом. Там успокоив чеченцев я оставил Чечню. Туманов вступил в командование отделом.
После того вскорости кн. Мирский, к сожалению всех горцев Терской области, был назначен Кутаисским генерал-губернатором. На место его начальником области был назначен генерал-лейтенант Лорис-Меликов.
Потеряв всякую охоту к продолжению царской службы, к чинам и орденам я думал пользоваться правом, предоставленным туземцам (по политическим видам) состоять по кавалерии при Кавказской армии и, получая жалованье, жить у себя дома.
В этом же году зимою была назначена большая, усиленная экспедиция на Западном Кавказе с тем намерением, чтобы всех тамошних горцев, как непокоренных, так и мирных, не признавая за ними никаких прав, выселить из своих мест и поселить на плоскости между реками Лабою и Кубанью, давая им на двор только по 10 десятин, а на местах их от Лабы до берега Черного моря поселить казаков, назначая им на душу по 25 десятин земли (Шемякин суд!).
Тут я решился составить записку о положении горцев Терской области и обнаружить в ней всю истину.
25-го марта 1863 г. я представил ее при письме начальнику главного штаба генералу Коцебу.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ
(См. «Кавказ» №№ 1/25, 2/26, 3/27, 4/28, 5/29, 8/32.)
Покорение Закубанцев и переселение в Турцию. — Проект Лорис-Меликова о переселении чеченцев за Терек. — Поездка в Константинополь. — Проезд мой в Одессу и свидание с ген. Коцебу и кн. Воронцовой. — Встреча с Абадзехскими переселенцами и станционный смотритель. — Свидание мое в Ставрополе с графом Евдокимовым. — Возвращение во Владикавказ и переговоры, с Лорис-Меликовым. — Приготовления к переселению. — Чеченские и карабулакские почетные люди.
В том же году Абадзехи, Убыхи и Шапсуги, после долголетней борьбы должны были уступить превосходившей их силе и помириться с условием не препятствовать им к переселению в Турцию.
В том же году более шестидесяти тысяч дворов, оставив все свое движимое и недвижимое имение безвозмездно в руках русских, отправились в Турцию на плохих судах, нуждаясь во всем необходимом. Многие не находя его, погибли.
Между тем командующий войсками в Терской области, ген. Лорис-Меликов, горя желанием получить царские награды, представил великому князю проект о переселении чеченцев за Терек и в Малую Кабарду (а Мало-Кабардинцев в Большую Кабарду) и для этой цели, с Западного Кавказа начали двигать войска в Чечню.
Положительно узнавши о проекте Лориса и о намерении начальства, я отправился к Лорису и при разговоре с ним нашел случай спросить его, правда ли, что в нынешнюю зиму чеченцев хотят разоружить и переселить за Терек?
На это Лорис, скрывая свой проект, с лукавою улыбкой ответил:
— Да, Ваше Превосходительство, в записках, поданных начальнику главного штаба жалуетесь, что чеченцам оставлено так мало земли, что они существовать там не могут и Его Величество, находя мнение Ваше справедливым и желая обеспечить будущность чеченцев, не находит другого средства как переселить их за Терек, где отдаются им земли в огромном количестве.
— Да согласятся ли охотно на это чеченцы? — заметил я.
— Неужели они так глупы, что не захотят и будут драться? — спросил он.
— Было бы против моей совести, — ответил я, — не сказать Вашему Превосходительству откровенно того, в чем я убежден: восстанет не только Чечня, но вместе с чеченцами весь Восточный Кавказ и война продлится опять несколько лет с тою только разницею, что теперь матери, бросая детей своих на штыки солдат, будут драться вместе с мужчинами. [25]
Хотя Лорис и был убежден в истине моих слов, но он до такой степени хитрил со мной, что ответил мне на это:
— Чечня будет окружена со всех сторон сильными войсками, которые Его Величеству угодно поручить генералу Кундухову, а я, как начальник края, помогая Вам всеми средствами, буду с Владикавказа или с Грозной любоваться вашими успехами. Его Высочество убежден, что никто лучше Вас не сможет выполнить этого весьма важного поручения.
Поблагодарив его за такое высокое обо мне мнение, я сказал ему, что решительно отказываюсь от этой чести, потому что не более года тому назад как я вручил чеченскому народу грамоту, уверяя его устами моего Монарха, что все статьи ее во веки веков будут свято сохранены. Теперь, если Его Высочество действительно имеет в виду назначить меня командующим войсками Чеченского отряда, то это, как мне кажется, единственно потому, что я пользуюсь доверием чеченского народа и он, зная это, полагает, что переселение их состоится без большого шума.
— Но будьте, Ваше Превосходительство, судьею: могу ли я после врученного мною им акта требовать от чеченцев к себе доверия и не краснея говорить с ними и советовать им оставить, вопреки их желанию, их Чечню и переселиться за Терек, чего они как известно Вам и всем боятся более смертного приговора?
Лорис был крайне удивлен, что я отказываюсь от поручения Великого Князя и просил меня принять его дружеский совет, не говорить этого в другом месте.
Когда же я его убедил, что нет награды и наказания, которые могли бы заставить меня согласиться на сказанное поручение, Лорис ловко соскочил со своего кресла и указав пальцем на мое сердце, вскричал:
— Вот! там сидит черт!
Я невольно улыбнулся, чем удвоил его удивление.
Он задумался и после долгого, глубокого молчания заметил:
— Друг мой, нам кавказским уроженцам, надо быть очень и очень осторожными в своих выражениях и действиях, иначе легко можем потерять доверие начальства и нажить врагов.
— Я их и теперь имею много, — сказал я. В это время подали нам чай и у Лариса (с папироской во рту) родилась прекрасная мысль просить меня указать делу этому по моему разумению лучший исход.
Здесь я посоветовал ему обратить внимание на все жертвы, понесенные правительством и черкесами на Западном Кавказе и на то, чем все это кончилось. Во избежание бесполезного кровопролития я рекомендовал ему ходатайствовать у Великого Князя дозволения желающим переселяться в Турцию, объявив всенародно, что нежелающие русского подданнства могут переходить в Турцию. Я убедил его в том, что из Чечни много переселится народу и тем водворится в крае желанное спокойствие, каковое обстоятельство даст ему право на награду. (Я его не обманул: он сумел за переселение чеченцев получить генерал-адъютантское звание.) Он согласился представить мое мнение начальнику главного штаба, который, получив письмо Лориса потребовал меня в Тифлис.
Прибыв в Тифлис я немедленно явился к начальнику штаба. Во время разговора генерал Карцев мне между прочим сказал:
— Генерал Лорис-Меликов легко составил проект об очищении чеченского леса от чеченцев и о переселении их за Терек, а теперь когда проект этот утвержден Государем [26] Императором и нам надо его исполнить; он от него почти отказывается.
Тут я не пощадил Лориса и убедил ясными доводами ген. Карцова в пользе и необходимости согласиться на переселение горцев из Терской области в Турцию.
По докладу начальника штаба Его Высочество одобрил мое мнение и поручил ген. Карпову предложить мне приступить к исполнению его.
Хотя я не говорил об этом с почетными чеченскими старшинами, но предчувствие убеждало меня, что чеченцы послушают моего совета и я с восторгом согласился с тем, однако, чтобы мне сначала было дозволено поехать в Константинополь и узнать там согласие турецкого правительства на прием чеченцев и на отвод им помещений.
Получив на это позволение Великого Князя, заграничный паспорт и тысячу рублей депозитами на прогоны и расходы, я в июле месяце отправился из Тифлиса прямо в Стамбул.
В Константинополе я остановился в гостинице «Дориан», и, узнав там от мухаджиров (Эмигрантов.) о выгодном положении вообще всех кавказских переселенцев, отправился в полной генеральской форме к министру иностранных дел Али-паше, у которого встретил очень ласковый прием, подал ему на бумаге обнаруженную истину о положении всех кавказских горцев и о искренном желании чеченцев переселиться в Турцию, прося им милостивого приема и удобного помещения.
Али-паша, прочитав мое прошение изъявил полную свою готовность сделать для кавказских горцев все, что может им быть полезным и предложил мне отправиться к содразаму (Великому визирю.) Фуат-паше.
На другой день я представился и Фуат-паше. Он также обрадовал меня очень ласковым приемом и советовал всем кавказским горцам признаться в невозможности продолжать войну с русскими и переселиться в Турцию, предсказывая им счастливую будущность.
Ожидая ответа на докладную записку мою, через 15 дней я получил приглашение от Али-паши, который объявил мне, что высокое турецкое правительство охотно соглашается принять из кавказских мусульман каждый год по пять тысяч дворов, с тем, чтобы они не приходили вместе разом, а отдельными партиями, дабы правительство имело время удобно размещать их на местах жительства.
От глубины сердца моего поблагодарив министра я попросил его также, чтобы чеченцы были поселены вместе, не раздробляя их по примеру черкесов по разным округам, на что Его Светлость также изъявил согласие.
При этом Али-паша, указывая на ордена мои, обратился ко мне со следующими словами:
— Приятно видеть единоверца своего с такими заслугами, но жаль, что на иностранной службе, тогда как долг мусульманина жить миллету (Нации.) Ислама, под знаменами Пророка нашего.
— В числе моих соотечественников, потерявших сладкую надежду удержать за собою наш Кавказ и я постараюсь выполнить свой долг, — ответил я.
Али-паша был очень доволен и взяв меня за руку, сказал мне, что я не буду раскаиваться.
Простившись с Али-пашей я отправился к Фуат-паше, и он, прощаясь со мной, сказал почти слово в слово то же, что было сказано Али-пашей относительно долга, мусульманина. [27]
От Садразама я отправился к Гуссейн-паше (из убыхов — фамилия Берзех) и нашел у него брата известного Хафиз-паши, Али-пашу (он также из убыхов). Они оба, принимая живое участие в положении соотечественников, просили меня не торопиться с переселением, ожидая скоро войны турок и французов с Россией, в чем, как они выражались, утешает князь Чарторыжский, который недавно через Стамбул поехал в Египет.
Обещав им ожидать до разъяснения этого слуха я отправился к бывшему Садразаму Кайрисли-паше, у которого был и прежде с визитом. Он, не знаю почему, более других желал моего личного перехода в Турцию и взял от меня слово, что я при возможности не останусь на русской службе.
Таким образом после сорока-пятидневного пребывания моего в Стамбуле я отправился на пароходе «Константин» в Одессу, где воспитывались сын и племянник мой. Оба встретили меня на берегу моря и сын мой Арслан-бек тут же передал мне поклон от Великого Князя Михаила, который, ехавши из Петербурга в Тифлис, видел сына моего в доме генерал-губернатора Коцебу.
Из поклона, коим удостоил меня Его Высочество я заключил, что он очень желает переселения горцев из Терской области и поощряет мое усердие к успеху.
Заняв номера в гостинице я отправился к генерал-губернатору Коцебу, который, будучи долго на Кавказе начальником главного штаба, постоянно удостаивал меня своим добрым вниманием. Он иногда рассуждая о мерах принимаемых правительством на Кавказе, высказывал:
— Мы ко стыду нашему не сумеем покорить горцев и водвориться на Кавказе так, как бы следовало для блага его народов и России.
Так же и здесь он мне сказал:
— Что же мы приобрели на Кавказе? Лучшим его племенам мы не сумели внушить к себе доверия и отдаем их туркам. В земле Россия не нуждается. Вот у меня в округе столько пустопорожней земли, что ищем поселенцев и не находим. Да! поймем да поздно.
Простившись с Коцебу я отправился к княгине Воронцовой.
Она, как выше сказано, на Кавказе ко мне благоволила. Княгиня после смерти знаменитого мужа своего отказалась от всего светского и до того сделалась набожной христианкой, что, кроме религиозного, ни о чем не хотела говорить и слышать и тотчас же с любопытством спросила меня:
— Правда ли, генерал, что в Константинополе многие из мусульман стали переходить в протестантскую религию, и что в числе их Фуат-паша?
— Говорят, что из армян многие переходят, но о Фуат-паше не слышал, — ответил я.
— Радуюсь, что свет христианский начал проникать и в Турцию, — сказала она.
Как только она окончила разговор, я поспешил откланяться и уехал, боясь, чтобы она не спросила моего мнения о турецких протестантах.
Вечером сын мой спросил меня, зачем я ездил в Стамбул. Я открыл ему свое намерение переселиться в Турцию и тем предоставить потомству нашему случай и возможность искать с помощью миллета Ислама вернуть нам священный Кавказ. Услышав это бедняк так был обрадован, что со слезами бросился ко мне в объятия и начал благодарить меня за это.
Желая знать его мнение я спросил:
— Чем же ты так напуган здесь? Ведь ты сын генерала, достаточно пользуешься выгодами жизни и неотъемлемыми правами русского дворянина. [28]
— Ах, отец, — ответил он, — разве при всех личных выгодах своих могу я быть счастливым в среде несчастных близких сердцу родных и народа.
При разговоре этом, заметив слезы в глазах девятилетнего племянника моего Ахмета, я тотчас же прекратил его и обрадовал обоих тем, что приказал им оставаться в Одессе и учиться только до 1-го марта, а потом ехать домой.
Из грустной сцены этой я убедился, что дети мои, поняв русское правительство сердцем и душою, твердо будут переносить нужду, могущую встретить их вне родины.
На другой день морем до Керчи, а оттуда в своем экипаже, я продолжал путь свой до Владикавказа.
На одной из почтовых станций я встретился с абадзехскими переселенцами, не успевшими переселиться в прошлом году. Когда я раздавал там мальчикам деньги на орехи, смотритель той станции, по всей вероятности, заметив во мне смущение, подошел ко мне также со слезами и взволнованный чувством негодования сказал:
— Ваше Превосходительство, какое сердце не заплачет, видя эту печальную картину. Ведь надо Бога бояться. Земля их родная, зачем мы их гоним Бог знает куда? Я их спрашиваю, куда они едут. Говорят, что в Турцию, но что с ними будет там они сами не знают.
Из сказанного смотрителем я убедился в том, что правительство русское поступает в действиях своих против русской натуры.
Приехав в гор. Ставрополь я остановился у командующего войсками гр. Евдокимова. (Он покорил Чечню и Западный Кавказ; несмотря на это горцы любили его и уважали, видя в нем правдивого, умного и храброго человека.)
Он хорошо знал генерала Лориса (называл его армяшкой), из любви ко мне советовал мне решительно ни в чем ему не верить и быть осторожным с ним в делах и разговорах.
Он был доволен моим личным переселением в Турцию. (Тайну эту еще никто не знал из начальствующих лиц).
В первых числах октября я приехал во Владикавказ. Явился к Лорису и сообщил ему о согласии Порты охотно принять кавказских переселенцев в Турцию. Он в тот же день донес об этом начальнику главного штаба ген. Карпову, через которого получил приказание Великого Князя держать это в секрете до особого распоряжения (по всей вероятности, пока русское правительство не снесется об этом с Портою). Между тем Лориса потребовали в Тифлис, а я отправился к себе домой.
24 октября 1864 года я получил письмо от Лориса с приглашением меня к нему во Владикавказ. По моем приезде Лорис рассказал мне, что Великий Князь из Константинополя получил от Полномочного Министра Игнатьева подробные сведения о моих тайных переговорах с турецким правительством относительно переселения кавказских горцев в Турцию и что Его Высочество смеясь сказал: «Мы не предупредив Министра о поездке туда ген. Кундухова сильно подшутили над ним».
Затем Лорис сказал мне:
— Его Высочество очень и очень доволен Вами, но вместе с тем сильно тревожится, опасаясь беспорядков в Чечне и вообще в крае. И в самом деле есть о чем подумать. Сохрани Бог, если что-нибудь случится подобное, то само собою разумеется, что все это падет на нас с Вами.
Тут я решился открыть Лорису вожделенное мое желание и сказал ему, что раз приняв на себя устройство этого переселения, готов делать все, что может осуществить его [29] без кровопролития. Как мне кажется для этого ничего больше не нужно делать как только стать самому со всеми родственниками во главе переселенцев.
— Бог мой! — воскликнул Борис — неужели вы готовы на это решиться?
Убедившись, что я готов пожертвовать всем своим состоянием для того, чтобы исполнить удачно желаемое переселение, он сказал:
— Да! это большая жертва с Вашей стороны. Вы, открыв долголетнею службою завидную карьеру, согласны ее потерять. Да кажется мне, что ни Великий Князь, ни Государь Император не согласятся на Ваше переселение.
— В таком случае не могу ручаться за успех, — ответил я.
— Зачем же Вы поторопились принять поручение и поехать в Константинополь, сказал он.
— Затем, что я не предвидел того, чего и теперь не понимаю: какое может встретиться препятствие к моему переселению. Согласитесь, что в этом никто ничего не теряет, а если есть здесь потери, то теряет только Муса, больше никто, — ответил я.
Считаю лишним продолжать здесь изложение нашего спора о возможности и невозможности личного моего переселения. Спор наш кончился тем, что Лорис на другой же день поехал в Тифлис к Великому князю единственно по этому делу и через четыре дня, возвратившись назад, обрадовал меня, что Его Высочество не находит большого затруднения в моем переселении, если только иначе нельзя будет устроить дела. (Было бы против моей совести остаться на Кавказе и быть действующим лицом в неминуемо предстоявшей, вследствие проекта ничем не гнушавшегося человека, гибельной для чеченцев войне.)
В конце февраля 1865 года Лорис получил приказание Великого Князя приступить к подготовке чеченцев к переселению. Вместе с этим всем начальникам областей было предписано следить за движением вверенных им народов.
Также и я получил от Лориса официальное письмо о начатии переселения. Не теряя времени пригласил я к себе в дом чеченского многоуважаемого наиба Саадуллу и почетного карабулакского старшину Алажуко Цугова с почетными людьми. Объяснив им прошлое и настоящее их положение я спросил их, что ожидает их в будущем на Кавказе.
Они в один голос ответили, что кроме нищеты и обращения в христианство ничего лучшего не предвидят. Убедив их в истине этой, я предложил им оставить со слезами Кавказ и переселиться со мной в Турцию, где правда, не найдем таких удобных земель, какими завладели у нас по праву сильного русские, но где при труде не будем иметь ни в чем недостатка и будем всегда готовы, как только представится случай, с помощью турок прогнать врага нашего с Кавказа.
Когда некоторые из них предпочитая скорее расстаться с жизнью нежели с родиной начали говорить в пользу восстания (попробовать еще раз свое счастье), то я им сделал следующий вывод:
— Мы знаем, сказал я, что на земном шаре нет нации, стоящей ниже евреев. Все народы название их употребляют вместо многозначительного ругательства. Всякий назвавший в порыве сильного гнева противника своего не только в глаза, но за несколько сот и тысяч верст жидом, чувствует, что гнев его смягчается. Но между тем было бы несправедливо отрицать, что в этой нации есть много честных, умных, образованных и благомыслящих людей. Следовательно дело в том, что эти несчастные жиды не имеют своего [30] отечества, не на что им опираться, нечем гордиться и не к чему им стремиться; вот по этой то несчастной причине лишились они даже человеческого достоинства и униженно живут и хлопочут только для живота своего под гнетом народов на земле коих они живут.