Даттых. Удивительно красивый природный уголок! Место, слывшее промысловым центром в Х1Х веке. Место, привлекавшее внимание многих учёных.
Селение имеет давние традиции. Здесь жили и занимались промыслами ещё в Х1Х веке. Как известно, до этого времени оно уже зарекомендовало себя. Даттыхская соль славилась далеко за пределами села.
Соль добывали в Верхнем Даттыхе. Много солевых источников было в местечке «Гандалбос». Высокое качество соленых источников Даттыха отмечал исследователь П. С. Паллас, о практической выгоде для государства от соляного источника, обеспечивающего кистин, галгаевцев, карабулаков, писал генерал майор Дельпоцо.
Даттыхскую соль ждали в горах и на равнине, в гг. Владикавказе и Грозном. Были целые семьи, промышлявшие этим ремеслом. С появлением железной дороги даттыхскую соль узнали и в других регионах страны. Село и округа славились своими полезными ископаемыми, в том числе нефтью.
В 40-х гг. ХХ века в селе было до 150 дворов. Сельчане трудились с утра до позднего вечера. Были дружны и в труде, и в радости. Работали в основном в колхозе («Заря»), который действовал и после возвращения ингушей вплоть до 1964 года. Председателем колхоза был Хасан Хайров.
Село всегда утопало в плодовых деревьях. Два сада, посаженные до депортации, ещё долго давали плоды. Люди ухаживали за ними, коллективно собирали урожай и готовили впрок сушенные фруктовые сласти.
Занимались жители села и пчеловодством. Наиболее известным был пчеловод Мурцал Хайров (1855-1949). Он знал много видов лечения мёдом и продуктами пчеловодства.
Были в селе кузницы и свои мастера. Кузнеца Бийберда знали и ценили все. Были хорошие мельницы, особенно мельница Мархиевых. Женщины в основном занимались рукоделием из шерсти: делали истинги (ковры), ткали сукно, шили одежду и обувь. Девушки вышивали платочки к праздникам. До утра удавалось вышить 2-3 платочка.
Это было большое село. В нём жили Евлоевы, Оздоевы, Костоевы, Мякиевы, Хайровы и представители других фамилий.
«Главой села накануне депортации ингушей был Вышегуров Ибрагим Довлатгиреевич, некоторое время был Якуб Хунакович Мякиев. В сельской школе работали Юсуп Гапархоев, Мухамед Бисаев и др. Был в селе фельдшер Анатолий, были народные лекари, которые диагностировали дедовскими методами и лечили различные заболевания.
В середине села было место, называемое «гув» (круг), где мужчины собирались для важных мероприятий или обсуждения вопросов жизни села и общества, собирались во время жертвоприношений, по праздникам или иным событиям. Женщины не могли вращаться в их обществе свободно. Однако если требовалось их участие во время жертвоприношений, они помогали мужчинам.
Были в народе почитаемы Мурцал Хайров, Бунахо Сейнароев, Ич-хаджи Оздоев, Артби Бесаев, Юсуп Евлоев, Махмад Евлоев, мой отец и другие», - вспоминает Хадишат Евлоева. «Женщины были подобно княгиням - грациозными, вежливыми, знающими тонкости хозяйской жизни и рукоделия. Это - Евлоева Маликат Ахметовна, Патимат Кахармановна Оздоева, Хамсат Мурцалиевна Гулиева и другие. Если свадьба и радость где-то, то радовались вместе, если горе у кого, все открывали настежь ворота», - рассказывают бывшие жители села.
В Даттыхе была своя мечеть, имамом которой был Бунахо Сайнароев, тамадой села - Ич-хаджи Оздоев. Говорили, что Бунахо Сайнароев обладал даром ясновидения. «Тому, кто рано встаёт и делает свою молитву, тому Всевышний даст изобилие в доме», - любил повторять Бунахо. Он был благородным и скромным в своих земных желаниях. «Боюсь кары Всевышнего из-за того, что дом мой возвышен над землёй. Нельзя строить высокие дома», - говорил Бунахо.
В годы депортации в это село не ступала нога человека. После депортации первыми сюда вернулись Евлоев Хамид и его брат Тухан с семьями. Высокие заросли закрывали дорогу. От когда-то бывшей дороги не осталось и следа.
Вслед за ними приехали и другие семьи. Вернулись Дешниевы, Хилделхароевы, Терлоевы (Шишхановы) и др. Какое-то время главой села была Кейпа Орцхоевна Оздоева, затем были Исропл Орчхоев, Умар Черкиев и др.
Жили тем, что давала природа. В каждом дворе были коровы, овцы. По-прежнему разводили сады, огороды. «В колхозе сажали кукурузу, помню, однажды посадили табак, для которого был организован пункт приёма (1978 год)», - вспоминает жительница этого села Сацита Евлоева.
В 70-х гг. ХХ века была в селе четырехклассная школа, была в селе и поликлиника, но всё же больных приходилось возить в больницу в с. Галашки.
Долго ещё трудными оставались дороги из села и в село. Главами администрации селения Даттых работали люди, влюблённые в это место и связывавшие с ним большие надежды. Одним из них был Бейали Хайров. Он был главой администрации в 1996–2001 гг. Он много усилий приложил к тому, чтобы доказать важность развития села, использования его богатств для жизни республики, приглашал чиновников и учёных. Он же пригласил в село врача-бальнеолога Бекхана Эсмурзиева, который два года лечил людей, используя целебные воды этого уголка. И сейчас Бейали Хайров неустанно работает над написанием истории с.Даттых.
Сегодня в селе не слышно людских голосов, не звенят школьные звонки, нет тучного стада коров, овец, которые возвращались к вечеру подворно. Тишина. Хозяйским оком бережёт Даттых глава селения Мохмад Евлоев. И только время от времени - к Дню села, в сельскую мечеть, на могилы предков, в 1-й день праздника Ид аль-Фитр - собираются жители села Даттых, которое взывает к возрождению.