9-го Июля 1843 г.
1-е. Сначала подданства нашего Вашему Императорскому Величеству, жившие в горах мы имели веру языческую, и потом вскоре перешедшее на занимаемую ныне нами плоскость при урочище Назрана, более сорока лет, предки наши и мы исповедывали мусульманскую веру и исполняя обряды оной были также верными Престолу Вашего Величества, и беспрекословно, всегда с полным усердием исполняли все возлагаемые на нас Начальством поручения, и сами были спокойны и довольны. Но в 1833-м году, Осетинской Духовной Комиссии Член Протоиерей Шиодвалишвили; при содействии бывшего Пристава нашего Сотника (что ныне Войсковой Старшина) Гайтова, не зная из каких видов нарушили наше спокойствие продолжавшееся столь долгое время, начали обращать все племя наше в Христианскую Веру против желания нашего, говоря, что это есть Воля Вашего Императорского Величества, но мы твердо убеждены, что для Вашего Величества терпимы исповедания всех вер, везде, даже и внутри самой России, лишь бы подданные были верными Правительству, — кто противился этой насильной воли Крещения, того наказывали казачьими плетьми или розгами жестоко, или привязывали к столбу обливая водою как преступников и вместе с этим издеванием надевали силою Крест, и записывали в список крещеных, — даже и те семейства были внесены в Список которые совершенно не крестились, и те члены семейств, кои в то время не были даже и в своих домах; — в это время одна женщина по имени Салет, когда ее хотели крестить сама себя зарезала, другая женщина ударила грудного дитя своего об землю, которое сделалось от того изувеченным, несколько семейств бежали в Чечню, но однако не смотря ни на что насилие продолжалось, но преданность наша Правительству нимало не поколебалась, потом разделили общества на приходы и приставили Священников из Грузии, которые не понимают нашего языка, как равно и мы их. Тогда же мы двукратно жаловались бывшему Владикавказским Комендантом Полковнику Широкому, который ныне в отставке Генерал-Майором и убеждали его довести до сведения Высшего Начальства, выставляя ясные причины, что мы не хотим быть Христианами, хотя нас и обращают насильственно, и что для Правительства из того пользы никакой не будет, но удовлетворительного ответа не получили: чрез таковое насильное Крещение произошло расстройство в обществе нашем, и даже в кругу семейств не стало никакого миролюбия и не в одном согласии, усилилась вражда, ненависть, родные сделались друг против друга врагами, потому, что в одном семействе некоторые стали носить имя крещеных, а другие остались в своем Законе, и должны были разделиться отец от сына и брат от брата, питая друг к другу чрез перемену Закона негодование, одна всегдашняя скорбь заменила место спокойствия, и до тех пор не искоренится все это, пока не освободят нас от христианства, и не повелят исповедывать прежнюю Мусульманскую Веру которая нами не забыта. Старшины наши защищавшие племя наше, и исповедываемую нами веру, от такого беззаконного притеснения, — по наговору Пристава Гайтова были до восемьнадцати человек арестованы в Владикавказской Крепости, и изнуряемы голодом более месяца, из числа коих первейший Старшина Али Мурза Мальсагов, находясь под арестом сам себя зарезал, а пять человек именно; Жамбулат Мальсагов, Джой Албагачов, Акий Бойзгов, Ташил Пугульгов, Ахмат-хан Бейгов сосланы были в Крепость Анап под предлогом будто бы за возмущение Крещеных Ингуш, и пото[му] окрестили их семейства с обещанием возвратить сосланных: — из числа их Мальсагов при возвратном пути помер, Пугульгов и Бейгов возвращены в свои дома, а Албагачов и Бейгов по сию пору остались не возвращены.Воззрите Ваше Императорское Величество на излагаемые нами обстоятельства, десять лет тяготящие нашу душу, Повелите освободить нас и единоплеменников наших от Христианской веры, неисповедуемой и не понимаемой нами, тем даровать всему обществу нашему спокойную и миролюбную жизнь, и благословлять Благочестивейшего Монарха до конца дней наших, и нашего племени, ибо мы до сего времени как заблудшие овцы лишены исповедания всякой веры. Мы полагаем, что казна понесла ущерб при обращении нас в Христианскую веру, сколько же настоящее нам хотя и не известно, но мы очень хорошо знаем, что тогда на крещенное семейство выдавалось Протоиреем и приставом по пятьдесят копеек серебром, и то не всем а большая часть и того не получили, всего же Крещеных Ингуш полагаем не более семисот семейств, то мы согласны возвратить казне все на крещение нас употребленное, — а с теми лицами, кои самовольно осмелились нарушить наше спокойствие как видно только из интереса нашего, и наград от Правительства, а между тем обманули оное, поступить как Воле Вашего Императорского Величества угодно будет. Притом осмеливаемся доложить Вашему Императорскому Величеству, что во время путешествия Вашего Величества по Кавказу в 1837 году мы горели нетерпением принести об этом предмете лично просьбу нашу, но не были допущены к тому Комендантом и Приставом.
2-е. Пространство земли от Владикавказа, между реками Тереком и Камбилеевкою до кургана Кременчуга, сначала принадлежали нам, на что имели мы кроме доказательства Акт, от бывшего Владикавказского Коменданта Генерал-Майора Дельпоцо, ныне же эта земля от нас начальством отобрана и пользуются оною асетины, а потому мы всеподданнейше просим возвратить нам то пространство земли no-прежнему в вечное владение; с тем, что тот участок, которым пользуются Русские войска и жители Владикавказа, и нами в свою пользу употребляем не будет, а предоставляем занимать оной им по прежнему.
3-е. Снабдить нас Грамотою на потомственное владение землею на пространстве ныне нами занимаемом, а на землю которая Милостью Вашего Императорского Величества нам отдана будет повелеть выдать другую грамоту.
4-е. Освободить нас как в настоящее время, так и на будущее навсегда от всех казенных повинностей и налогов и снабдить на это Грамотою
5-е. Все преступления и дела, случающиеся между нашим обществом и другими соседственными Горскими народами, предоставить нам право судить и разбирать по существующим у Горцев обычаям, — если же преступления будут учинены против Правительства и вообще против Русских, то виновных предавать суждению Российских Законов.
6-е. Значущихся в представляемом при сем Списке назрановских жителей сосланных в Россию за разные преступления всеподданнейше просим Вашего Императорского Величества возвратить нам в отечество.
7-е. За прогнание чрез землю нашу табунов, равно и скота хищниками, или доведения следов близ наших аулов, не подвергать нас ответственности, -потому что мы занимая довольно большое пространство и имея границу и дороги неприязненных Горцев, не можем усмотреть проезда хищников и прогнание уворованного ими скота и лошадей, ибо и у нас самих не редко делают они разные воровства и злодеяния; но если нам известны будут намерения хищников или заблаговременно узнаем о прорыве их в наши пределы; то мы всеми силами будем стараться не щадя самих себя преследовать их, и истреблять оружием сколько будет возможности. К сему поверенные от Ингушского Общества Старшин подписуемся, а за неумением грамоте прикладываем перстней своих знаки.
Прапорщики:
Гайты Малсагов,
Чамик Марзабеков,
Орасхан Малсагов,
Джанхот Бриков.
Старшины:
Итти Марсабеков,
Абат Абоев,
Дашлука Гамерзиев,
Дош Цуков,
Ахмет Хабриев,
Бурсук Малсагов,
Ахтемир Екижев,
Гарс Майров,
Тейзик Марзабеков,
Тор Ханиев.
"Ингушское общество государю Императору"(1843 год)
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться12013-11-03 21:22:36
Страница: 1
Похожие темы
"Многоликая Ингушетия" (Албогачиева М.) | История Ингушетии | 2013-06-24 |
“Вайнахи”(Г.Анчабадзе) | История Ингушетии | 2012-10-20 |