쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Цулой

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s9.uploads.ru/qgLyf.jpg

Селение Цоли, расположенное у самой границы родственной нам Грузии, является одним из красивейших селений Горной Ингушетии, о нем мало что известно. Подниматься к селению Цоли нужно около 3-х часов. Дорогу к селению пересекает небольшая быстрая речка. Она образуется из многочисленных родников, и вода в ней чистая, холодная, по камням переходишь ее, и узкая тропа вдоль течения ведет в гору. Вокруг великолепный сосновый лес. Старики говорят, что до выселения на горе даже кустарник не рос. Поднявшись на вершину горы, где расположено селение, чувствуешь усталость, но не вялость, а скорее бодрость. Здесь приятная прохлада и чистый воздух, тогда как на равнинной Ингушетии удушающая жара. Первое, что поражает - как на такой высоте и на таком маленьком участке в 0,10 га можно было построить под тридцать метров боевую башню с комплексом жилых башен.
Какое упорство, силу, мужество нужно было иметь, чтобы преодолеть столько трудностей, чтобы создать эту удивительную красоту. Боевая башня вся в трещинах, но не от времени, а от попытки ее взорвать уже в наши дни. В шестидесятые годы там скрывался последний абрек Хизир Халухаев, наводивший ужас на местную власть.
Строители башен обладали безупречным знанием и мастерством, и поэтому современные вандалы не смогли уничтожить башню. Древние горцы бережно и тактично относились к природе и окружающему миру. Селение Цоли гармонично вписывается в окружающую природу. Оно находится почти наравне с вершинами гор и такое впечатление, что ты находишься под небом. Слева видны башни селения Наькъасте, о котором рассказ ниже. Справа башни селения Гаппархо. Последнее восхождение к родовым башням Цолоевых было совершено в 2000 году. Инициатором выступил больной сердечник Муса Цолоев - директор школы, страстный любитель истории ингушей. Муса, несмотря на категорический запрет врачей, с больным сердцем совершил свое последнее восхождение к родным истокам. Он сказал: "Пока я жив, помогите мне в последний раз подняться в горы, а там и умереть легче будет". Муса недолго прожил после похода к родным истокам. Придет время, и ингуши другими глазами будут видеть горы и понимать их, любить и бережно к ним относиться, как относились к ним наши предки.
В горах ты чувствуешь себя другим человеком, ты очищаешься, становишься одухотвореннее, добрее. В горах ты ближе к Богу, космосу. Горы меняют человека, они не любят слабых и равнодушных. Горы воспитывали сильные и незаурядные личности, и рассказ последнего жителя высокогорного села Цоли подтверждает это.
Магомед сын Юнуса Цолоева прожил драматическую жизнь, и при этом остался добрым и открытым. В свои семьдесят четыре года он выглядит браво, высокий, плотный, с прямой осанкой, живыми не стариковскими глазами. Посмотрев на его большие холеные руки, не скажешь, что четырнадцать лет назад он работал шофером, слесарем. У Магомеда семь детей и много внуков, а последний карапуз - вылитый дед. Жена его из Горной Ингушетии селения Таргим. Женился он в двадцать лет, имея специальность шофера, и вот что он рассказал о прошлом своего села и своих предков:
- Мои предки, спасаясь от Хромого Тимура, ушли глубоко в горы и обосновались рядом с опасной и непредсказуемой Хевсуретией. Хевсуры всегда нападали, но получали решительный отпор и ждали удобного момента, чтобы расправиться с независимым Хьаском. Глава нашего рода Хьаск знал, что род могли защитить только боевые башни.. Для строительства башни Хьаск выбрал неприступную скалу и ровно через год в срок, несмотря на попытку хевсуров помешать строительству башни, она была построена. Весь род устроил празднество по этому поводу. Место, где расположилось селение, оказалось благодатным. Вокруг селения находились многочисленные родники, каждый из которых имел свое собственное имя: Шакл хьаст (Имя человека), Амар-чьож-хьаст (Озерное ущелье), Кхарт-чож-хьаст (Заборный склон), К1ейч-хьатар-хьаст (Белое пятно), Къурум меттар-хьаст (Имя человека), Ц1оли хьаст (Священный родник), Велтин хьаст (Имя человека), Цогал хьаст (Лисий родник), Кизгий хьаст (Имя девушки), Б1ара хьаст (Ореховый родник), Мелч битар хьаст, Саьй дукътар хьаст (Олений родник). Это было место священное, необыкновенное и таинственное, где любили селиться жрецы - цу, отсюда название Цоли и фамилия наша Цолой.
Здесь люди и жрецы обращались к Богу и часто бывали услышаны. В XIX веке потомок Хьаска-Цолой Ганжби Мусост огородил священное место, оно содержалось в чистоте. Мусост говорил, здесь исполняются и проклятья и добро. У полуразрушенного святилища и сейчас находится каменная чаша, куда язычники - ингуши наливали хмельное пиво и клали саг1а (дары Даьлу), у священного места нельзя было ругаться, иметь дурные мысли, нечистое тело, сказать грубое слово. Рядом со святилищем росло священное дерево - груша. У этого дерева любил играть на ч1ондарг (скрипке) известный къонах Цолой К1ант, ингуши говорили, что он дружен с джинами. Жил К1ант одиноко в башне. Она сохранилась: в полуразрушенном состоянии. Однажды К1ант сидел у священного дерева и играл на скрипке, и неожиданно скрипка заплакала и жалобно запела: "Придет время и опустеют горы и башни, и только диким животным и птицам достанется родина ингушей.., пройдет время и люди медленно снова начнут заселять горы". Ошеломленный К1ант, услышав пророчество ч1ондарг, вскочил и в ярости воскликнул: "Да воацаш бусалба хьо", (пусть ты останешься без хозяина), и сильно ударил скрипку и разбил ее о священное дерево. К1ант схватил топор в ярости и начал рубить дерево. Ярость ослепила его и лишила разума. Срубленное дерево упало на камень, от дерева отлетела ветка и ударила прямо в лоб К1ант. Говорят он предрек собственную смерть... Прошло еще сто лет и предсказание ч1ондарг сбылось...

Сегодня среди Цолоевых, по словам Магомеда, самые духовные и авторитетные - это потомки простого крестьянина Захи. Захи жил небогато, отличался набожностью, скромностью, никому не делал зла, не сказал дурного слова. Его никогда не видели сердитым. Он не имел кровников, недоброжелателей. Захи обладал каким-то необыкновенным даром не вызывать неприязнь, злобу даже у недобрых людей. Захи много трудился. Физически не уставал, любил порядок, чистоту. Своих четырех сыновей и четырех дочерей воспитывал в своем духе. Старшему сыну Сулейману - 80 лет, он отец 17 детей, все получили образование, двое сыновей получили исламское образование, третий сын Сулеймана - Сайфутдин - стал в 1990 году самым молодым имамом старейшей мечети Ингушетии в с. Барсуки. По характеру он независимый, спокойный, рассудительный, держится скромно, но с достоинством. Сам физически работает, строит свой дом. Хорошо воспитанные, трудолюбивые дети, приветливая и мягкая жена Фатима. Второй сын Магомед закончил Каирский исламский институт и преподает в Исламском институте. Самой яркой фигурой в роду Цолоевых является, бесспорно, имам Соборной мечети г. Назрань - Хизир - ученик знаменитого улема Ингушетии Саьлмарзи Магомеда Оздоева - отца умнейшего, благороднейшего Магомеда-Башира Оздоева, трагически погибшего в 1992 году в с. Базоркино.
Хизир оказался способным учеником. Его проповеди собирают много верующих. Спокойный, уверенный в себе.
Б. ХАБРИЕВ
по материалам СЕРДАЛО

0

2

Ц1оьли(Цоли)-развалины на правом берегу речки Барт-хи,на западе  Г1аьппи.Отсюда вышли Цолоевы.

Топонимия Ингушетии - Сулейманов

0

3

Мне все больше кажется, что этот форум для вас как свалка, в которую можно бросать и хранить все то, чем не хочется загрязнять свой комп :dontknow:

0

4

dove написал(а):

Мне все больше кажется, что этот форум для вас как свалка, в которую можно бросать и хранить все то, чем не хочется загрязнять свой комп

А мне кажется ты просто умничаешь почом зря )))

0

5

http://sd.uploads.ru/5spRd.jpg
http://sd.uploads.ru/HK6df.jpg

0