РАПОРТ КАБАРДИНСКОГО ВРЕМЕННОГО СУДА НАЧАЛЬНИКУ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ, ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ И КАВАЛЕРУ ПИРЯТИНСКОМУ ОТ 29 АПРЕЛЯ 1840 ГОДА
Во исполнение Вашего превосходительства от 6-го числа сего месяца за № 417 суд сей честь имеет донести, что осетины, состоящие в подданстве у кабардинцев, платили старшинам кабардинским и князьям ежегодно:
По триста баранов от всех, а лично от каждого дома по сапетке пшеницы и по большому кувшину коровьего масла.
Когда малолетний сын князя в первый раз приедет к осетинам, всякий осетинский житель обязан дать ему из табуна своего лошадь, а не имеющий табунов вместо лошади дает одну корову или быка, или же барана, смотря по состоянию. Это правило выполнялось только черным народом, а старшины дарят сему малолетнему князю хорошие ружья, шашки, пистолеты и прочие военные вещи.
Всякому князю осетины со двора доставляют необходимые потребности, в противном же случае за сопротивление берется с виновного осетина в пользу владельца княжеского достоинства в штраф по хорошей холопке.
ЦГВИА, ф. 13454, он. 2, л. 9.
"Рапорт о подданстве осетин"(1840год)
Сообщений 1 страница 8 из 8
Поделиться12014-02-10 13:20:32
Поделиться22014-02-10 13:44:57
ЕГО ПРЕВОСХОДИТЕЛЬСТВУ НАЧАЛЬНИКУ КАВКАЗСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛ-АДЪЮТАНТУ И НАЧАЛЬНИКУ ПАВЛУ ХРИСТОФОРОВИЧУ ГРАББЕ
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА КАБАРДИНСКОГО КНЯЗЯ МАЙОРА МИСОСТА АТАЖУКОВА 11 НОЯБРЯ 1839 Г.
Известно всему народу, обитающему в горах Кавказских, да и местному начальству, что осетины издревле принадлежат фамилии нашей Атажуковых, в отличие от всех прочих осетин, на правах подданных от народа, от которого получали подати, а именно:
От старшин: если кто из них пожелает учинить между родственниками раздел имущества, должны наперед испросить на то от нашей фамилии позволения. За это из разделенного имения получали часть.
От черного народа. 1) С каждого дома каждое лето для молока берется по одной корове, которые после отпадания надобности возвращались каждую зиму прежним хозяевам. 2) Для пищи берется по одному быку, барану, кувшину коровьего масла, по два бурдюка пива, по одной сапетке пшеницы, во время зимы для возки дров берется по двадцать ишаков со всего народа, а во время пахоты – двадцать быков, которые после отпадания надобности так же возвращались. Для одеяния берется по одному курпяю. Если кто умрет из народа и никого из наследников не останется, все имение поступает в пользу нашей фамилии. Когда из нашей фамилии кто пожелает отправиться на богомолье в Мекку, народ обязан был на путевые издержки давать ему пособие по возможности.
Фамилия наша сим народом владеет уже несколько столетий, и всегда обязанность свою народ исполнял без малейшего уклонения до 1821 год. А с этого времени начали уклоняться, особенно после постройки в Кабарде крепостей. Они совершенно вышли из повиновения и перестали давать нам полагающиеся подати. Принуждать их не осмеливаемся, опасаясь начальства. Об уклонении их от податей и неповиновении по долгу моему, так как я старший в своей фамилии, неоднократно докладывал местному своему начальству и просил принудить их к повиновению и платежу податей. Но не получив от оного никакого разрешения, вынужден был на обратном пути из Грузии обратиться к генерал-адъютанту графа Дубича, изложив ему эти обстоятельства в просьбе от кабардинского народа о нуждах своих. К совершенному моему несчастью в пользу нашей фамилии ничего не последовало, а между тем день ото дня увеличиваются убытки наши… Раньше доходы мы получали от народа в виде податей и не имели своего состояния, с которого могли бы получать постоянные доходы и тем самым возмещать свои убытки, ибо предки наши по своему азиатству не искали богатства прочного, а старались всеми силами приобрести народ, на которого полагали всю свою надежду, считая, что оный будет для них самих и наследников их прочным капиталом.
ф. 13454, оп. 2, д. 296, л. 1-3.
Поделиться32014-04-24 08:50:14
РАПОРТ КАБАРДИНСКОГО ВРЕМЕННОГО СУДА НАЧАЛЬНИКУ ЦЕНТРА КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ, ГОСПОДИНУ ГЕНЕРАЛ-МАЙОРУ И КАВАЛЕРУ ПИРЯТИНСКОМУ ОТ 29 АПРЕЛЯ 1840 ГОДА
Во исполнение Вашего превосходительства от 6-го числа сего месяца за № 417 суд сей честь имеет донести, что осетины, состоящие в подданстве у кабардинцев, платили старшинам кабардинским и князьям ежегодно:
По триста баранов от всех, а лично от каждого дома по сапетке пшеницы и по большому кувшину коровьего масла.
Когда малолетний сын князя в первый раз приедет к осетинам, всякий осетинский житель обязан дать ему из табуна своего лошадь, а не имеющий табунов вместо лошади дает одну корову или быка, или же барана, смотря по состоянию. Это правило выполнялось только черным народом, а старшины дарят сему малолетнему князю хорошие ружья, шашки, пистолеты и прочие военные вещи.
Всякому князю осетины со двора доставляют необходимые потребности, в противном же случае за сопротивление берется с виновного осетина в пользу владельца княжеского достоинства в штраф по хорошей холопке.
ЦГВИА, ф. 13454, он. 2, л. 9.
Не хочется верить, что наши князья так издевались над соседними народами и в том числе над своим кабардинским. многие адыги пишут такое на форумах, показывая якобы превосходство, но это только позор нам самим. если это все правда, тогда понятно, почему Аллах наказал нас в кавказской войне.
Поделиться42014-04-24 13:08:14
Дорогой горец 07, правда, еще печальнее. Достаточно вспомнить союз кабардинских князей с Иваном Грозным, или с Крымским ханом и последствия этого союза для других. Те, кто уцелел из ингушей после походов монголов, а за тем Тамерлана, вынуждены были уйти в горы чтоб не покорится.
Поделиться52014-04-24 15:27:14
Дорогой горец 07, правда, еще печальнее. Достаточно вспомнить союз кабардинских князей с Иваном Грозным, или с Крымским ханом и последствия этого союза для других. Те, кто уцелел из ингушей после походов монголов, а за тем Тамерлана, вынуждены были уйти в горы чтоб не покорится.
про союз с грозным знаю, с помощью него кабардинцы увеличили свое влияние на ц.кавказе, но с крымцами не слышал, вроде мы с ними всегда воевали, а нашими союзниками выступали соседи, в том числе и ингуши. есть какая то старинная песня у вас, если не ошибаюсь.
Поделиться62014-04-24 16:17:49
про союз с грозным знаю, с помощью него кабардинцы увеличили свое влияние на ц.кавказе, но с крымцами не слышал, вроде мы с ними всегда воевали, а нашими союзниками выступали соседи, в том числе и ингуши. есть какая то старинная песня у вас, если не ошибаюсь.
Речь скорее о походе Темрюка. Были там крымцы или нет не знаю. Но русские и ногайцы в союзе точно.
Поделиться72015-02-19 10:49:27
Oсетин после монголо-узбекских нашествий осталось на кавказе пара тысяч - они попали под зависимость наиболее влиятельных этносов, коротко, что сеяли сами(разоряли набегами соседние земли) от этого и пострадали. адыги же (многочисленный этнос в 19 веке) в свою очередь понесли большой урон от русско кавказской войны.
Поделиться82015-02-19 14:43:10
Oсетин после монголо-узбекских нашествий осталось на кавказе пара тысяч - они попали под зависимость наиболее влиятельных этносов, коротко, что сеяли сами(разоряли набегами соседние земли) от этого и пострадали. адыги же (многочисленный этнос в 19 веке) в свою очередь понесли большой урон от русско кавказской войны.
а кем были осетины ДО нашествий?