Известный общественный деятель. Активный участник общественной организации "Мехк-Кхел".
НИФ - Возвращаясь к соц. опросам. "Мехк-Кхел" сообщил о своем опросе, тысяча опрошенных с результатом недоверия Евкурову в 99%. Считаешь, что цифры реальные ? Если нет, то зачем организация подрывает доверие к себе такими вбросами?
Участвовать в опросе в качестве интервьюера у меня не получилось, и потому не могу сказать сколько было опрошенных. Лично я считаю цифры реальными, исходя из своего опыта общения с людьми. Может быть, это у меня такой круг общения и я не видел тех, кто Евкурова поддерживает. Но судя по мини-опросу в Фейсбуке, в котором ни один не проголосовал за Евкурова, должен констатировать, что рейтинг у него низкий по сравнению с Аушевым. По опросу Мехк-Кхел точно могу сказать, что люди отказывались озвучивать данные ими ответы на камеру. А что касается фальсификаций во время таких опросов, кем бы они не проводились, то это очень плохо. Цель не должна оправдывать любые средства.
НИФ - Ты пишешь, что система правления в республике должна быть парламентской, на старых ингушских традициях Мехк-Кхела. Каким образом люди будут избираться в данный орган ?
Это один из ключевых пунктов в программе Мехк-Кхел. Я вижу перед собой двухпалатный парламент: одна палата избирается путем прямых выборов, а вторая — это Совет тейпов. По примеру структуры федерального парламента — Совет Федерации и Госдума. Но для начала, как понимаешь, нужно сформировать парламент из принципиальных людей, объединенных общей программой. Невыполнимых задач я здесь не вижу.
НИФ - Государственность ингушей в рамках федерации довольно условна - язык, культура, традиции - всё дышит на ладан. Спустя 22 года у народа нет национальной, объединяющей идеи, нет концепции национального развития, стратегии. В чем причина?
Я тоже задавался этим вопросом у себя в блоге. http://musa-abadiev.lj.ru/169143.html Причина в том, что последние 22 года ингуши за себя ничего не решали. Какая у нас будет программа развития и будет ли она вообще — этот вопрос решается в Москве. Причина же в пассивности ингушской интеллигенции, ее разобщенности, отсутствии у нее широкой поддержки, незаинтересванности в этом органов государственной власти.
НИФ - Какой должна быть национальная идея ингушей?
Сохранение исторической памяти народа, сохранение и пропаганда языка и традиционной национальной культуры в противовес навязываемому нам как западному, так и восточному суррогату. Однако в первую очередь мы должны помнить, что мы мусульмане, и соответственно должны занять достойное место в исламской умме.
НИФ - Предположим Ингушетия стала суверенным государством, полноправным членом ООН. Какая форма государственного устройства наиболее подходит нам - светское демократическое государство (Турция, как пример ) или шариатская система ( КСА, как пример )?
Я не вижу будущего у суверенной Ингушетии. Только как субъект Кавказской Федерации, или Конфедерации. Шариат — это не только отрубание рук за воровство и побивание камнями за прелюбодеяние, Шариат — это справедливое распределение ресурсов, это социальная защита всех неимущих. В КСА нет шариатской системы в ее подлинном виде. Мне больше импонирует опыт Турции. Что касается ее светского характера, то он будет сохраняться недолго, это как бы переходный период.
НИФ - В чем суть экономических провалов республики ? Почему за 22 года даже нет концепции экономической безопасности. Какие сферы экономики мы должны развивать в первую очередь ? Ведь за всё это время республика освоила огромные средства. Как же так получилось, что мы не имеем на выходе ни одного стоящего производства, фабрики, просто ничего !
Я думаю, что экономические провалы, высокая дотационность Ингушетии — это не случайность, а закономерность. Во избежание возможных сепаратистских настроений или всенародных требований о территориальной реабилитации, или по другим причинам нам не дают встать на ноги.
НИФ - Может ли республика пойти на компромисс в вопросе западных территорий (ПР ), путем уступки части земель в обмен на возвращение части района ?
Это будет преступным шагом. Пригородный район и правый берег Владикавказа для нас ценны не как объекты недвижимости в виде земельных участков и строений на нем. Это наша Родина. А Родиной не торгуют. Возможен на первых этапах, как вариант, ингушский муниципальный район в составе РСО.
НИФ - В чем причина территориальных претензий чеченской стороны ? Это личный конфликт Кадырова и Евкурова или вопрос шире ? Почему мы не можем решить этот вопрос сами, без апелляций в Центр ? Сегодняшняя граница с ЧР - это последний рубеж для ингушей или возможны уступки ?
Конфликт Евкурова и Кадырова стал детонатором этой старой проблемы, нерешенной по вине Руслана Аушева. Решить этот вопрос сами, без Центра, мы прекрасно можем, но не хотим. Центру по большому счете наплевать, где будет проходить граница между Чечней и Ингушетией. Данный вопрос должен решаться компетентными богословами Чечни и Ингушетии. А там дальше посмотрим, кто какое благородство проявит, когда по Шариату будет решен вопрос о принадлежности земель.
НИФ - Как ты смотришь на объединение вайнахов в единое государственное образование. Может не сейчас, но в будущем. Не обязательно в форме единой страны, а скажем Конфедерация ?
Раз мы живем на правах субъекта в Российской Федерации, то почему бы нам не жить в составе Кавказской Федерации. Или Кавказских Эмиратах. Но я еще раз подчеркну, только как самостоятельные и независимые друг от друга субъекты.
НИФ - Традиционные суфийские братства Ингушетии претерпевают тяжелые времена. Новые течения с каждым годом наращивают свое влияние, увеличивают количество своих сторонников. В чем причина?
Главная причина — это некое противопоставление традиционного Ислама Корану и Сунне. Это противопоставление заранее провально. Что такое традиционный Ислам в моем представлении? Традиционный Ислам — это не Ислам, главными признаками которого являются лояльность к православной церкви, государству и русскому народу, это Ислам в единогласном толковании тысяч и тысяч великих людей, знающих Коран и Сунну снаружи и изнутри лучше, чем мы когда-либо будем знать, это Ислам, основанный на накопленной мудрости и размышлениях, вековой дискуссии тысяч величайших ученых Уммы, а нетрадиционный Ислам — это Ислам в толковании девиантов. Невежество и фанатизм в вопросах религии как с одной, так и с другой стороны отталкивают их друг от друга. Поэтому я считаю важным претворить в жизнь слова имама Шафии:
«Будь правоведом и суфием,
Но не одним из них...»
В связи с этим я был одним из авторов обращения Ассоциации мусульман Ингушетии ко всем духовным лидерам с призывом организовать конференцию для обсуждения и взвешивания на весах Шариата спорных вопросов и принятия по ее итогам резолюции, в которой бы выражалось единое мнение хотя бы по какой-либо части этих вопросов. Хотя я бы и не сказал, что суфийские братства переживают тяжелые времена. Это я как член суфийского братства говорю.НИФ - Должно ли государство вмешиваться в религиозное поле республики, путем введения запретов, репрессий и занятия позиции одной из сторон ? Скажем метод соседней ЧР по жесткому регулированию духовной жизни республики, это хорошо или плохо ?
Метод соседней ЧР будет работать только до поры, до времени. Но полностью абстрагироваться государство не должно, секуляризм неприемлем. К примеру, государство может стать инициатором научно-богословской конференции, на которой представителями всех течений будут обсуждены спорные вопросы и выработана какая-то общая позиция.
НИФ - Введения дресс-кода для жителей и гостей республики - запрет на непокрытые головы женщин, мини-юбки, шорты мужчин - поддерживаешь ?
Этот вопрос должен решаться посредством проповедей, всесторонней пропаганды в СМИ внешнего вида истинной мусульманки и ингушки. То есть если в обществе уже станет немодным и чем-то диким одевать откровенные наряды, то кидать ему вызов мало кто осмелится, по моему скромному мнению. Негласный запрет на шорты у нас и так существует. Какие-то крайние меры, типа обстрелов из пейнтбольных ружей, не приемлемы и бесполезны. А гости сами должны знать куда они едут, как там принято и как не принято одеваться, уважать чужую культуру. Если не знают, то пусть им подскажут те, к кому они приехали.
НИФ - Назови имена трех ингушей из всей новейшей истории, скажем с начала 19 века, которых ты выделил бы в первую очередь, по степени их значимости для нации. С кого должны брать пример и на кого равняться.
Трудно выделить только троих. Но навскидку: В.Джабагиев, Осман-Мулла Барахоев, И.Зязиков