Копия резолюции Господину Начальнику Главного Штаба

Вследствие распространения Верхне-Сунженской линии, при постепенном стеснении поземельной собственности мирных аулов, прочное переселение их на плоскость Малой Чечни приобретает первостепенную важность, причем некоторые укрепления, превращаясь из передовых во внутренние, должны сами собою изменить свое значение.

При всех соображениях до этого предмета, должно иметь в виду как обеспечение поселенцев от нападений непокорных горцев, так и возможность удерживать их посредством бдительного надзора в повиновении правительству.

В настоящее время безотлагательно должны быть выселены на новые места аулы: Казак-Кичинский, часть Эльдырханских и аул Ахь-Борзойский. Первый из них, находясь между станицами Михайловской и Самашкинской, вовсе не имеет уже полей для своих хозяйственных потребностей; Эльдырханские аулы не могут более пользоваться землею по левому берегу Сунжи и правому Большой Яндырки, отмежеванною во владение Сунженского полка; наконец, с удалением аула Ахь-Борзойского откроется возможность предоставить казакам Ассинской станицы лес и сенокос по правому берегу Ассы, без чего казаки эти вовсе лишены будут того и другого.

Переселение всех этих аулов считаю я необходимым произвести в будущем году, назначив для нового и неизменного места жительства их часть плоскости Малой Чечни, распространяющейся между Фортангой и Шалажем по обоим берегам Натхоя, так как предполагаемые к переселению аулы принадлежат к Карабулакскому племени, то полезно и впредь на означенном пространстве карабулаков, дозволив впрочем селиться там же и тем чеченцам, которые всегда нераздельно, но имея в виду на всякий случай речку Шалажи границей между обоими племенами.

Для охранения безопасности переселенцев необходимо весною будущего года собрать отряд, с которым приступить к возведению нового укрепления в окрестностях Натхой-Каже (Кале) или на Шалаж, там по топографическим свойствам местности окажется это наиболее удобным. Опыт минувших годов обнаружил, как удачно в военном отношении сделан был выбор места для укрепления Ачхоевского. Укрепление это постоянно преграждало для вторжения хищнических партий из Малой Чечни все пространство, заключающееся между Фортангою и Сунжей, но с возведением нового укрепления значение его должно совершенно измениться.
Находясь позади покорных нам аулов, оно не может уже нисколько служить к их ограничению, и, следовательно, бесполезно будет удерживать в себе часть гарнизона, которого присутствие столь необходимо впереди. Сверх того, ежегодно повторяющийся опыт убедил в нездоровости климата Ачхоя, в котором лихорадки, свирепствующиеся в летнее время, делают неспособными к службе большую часть людей. Нет сомнения в том, что окрестности Натхой-Каже или Шалажа имели более возвышенное и сухое положение, будут чужды этого неудобства.

На основании всех этих соображений я полагаю необходимым, оставив в Ачхое только одну роту для занятия цитадели, перевести оттуда форштат и разместить остальной гарнизон, частью в укреплении, которое имеет быть воздвигнуто на Натхое или Шалаже, и частью в башне, которую построить в ущелье Фортанги подле бывшего Бумута и которая заградит для хищников и обеспечит для нас вход в долину Порутона. Оба эти сооружения, вместе с башней на урочище Алгуз-Али в Ассинском ущелье и укреплением Урус-Мартанским, составят выдвинутую линию, посредством которой, со временем заняв еще некоторые другие промежуточные пункты, можно будет замкнуть все выходы, ведущие из гор на равнину Малой Чечни, и обезопасят через то совершенно мирные аулы, которые будут поселены на ней.

Подлинное подписал генерал-майор Слепцов, за отсутствием квартирмейстера полковник.
1851г.
СОАССР, г. Орджоникидзе, ф. 290, on. 1, д. 77, л. 11-14,17-20, 22-24, 38, 39,63-66,108-110,115,120