Руслан Албаков-Мяршхи. https://myarshkhee.livejournal.com/
Дзурдзукети (Дурдзукия) — племенное образование ингушей и орстхойцев на территории, современных горной и предгорной территории Ингушетии и западной Чечни.
Наименование Дзурдзук или Дурзук по одной из версий является искаженное произношение грузинами ингушского предания о Дардза къуньгиш(Сыновья вьюги). Так же существует версия говорящяя о том что Дзурдзук был историческим лицом, пришедшим в Джейраховское ущелье через Грузию из страны в средневековье именуемой Шаме (Сирия — арабск.) однако самые ранние упоминания о нём датируются VI—V веками до н. э. в период когда данную территорию населяло племя урартов.
Известно что арабские географы IX—X в. именовали страну «Дурзук» а Ассинское ущелье именовали Баб-Сул (Баб-Сур). К югу и западу располагалась Цанария (Цанарию основывали нахоязычные племена такие как: хевсуры, мохевцы, пшавы, двалы (По приданиям осетин, на территории осетии существовал народ Царциаты, однако их не стало после эпидемии чумы. Царциаты оставили после себя каменные могильники и крепости, как говорится в их преданиях, которые впоследствии заняли, ныне живущие осетины. Скорее всего под царциатами понимались двалы кои в свою очередь в ходили в состав Цанарии)(Вахушти Багратиони относит, зпадный берег реки Терек(Ломеки) к территории Двалетии). Изначально, будучи нахскими народами, они были огрузинены примерно в V—VIII века н. э.). К северу располагалось кочевой, конгломерат разнородных племен, носивших общее название «Аланы», к востоку же располагалась Дидойская конфедерация союзов сельских общин чеченцев, тушин, цезов и иных западно дагестанских народностей.
Столицы как таковой не было, страной управлял совет старейшин Мехк-кхел. Совет собирался в Таргимской котловине а позднее у храма Тхоба-Ерды. Страна делилась на вьары (общества) которые состояли из нескольких тейпов. У каждого вьара также имелся свой совет старейшин.
Во второй половине VIII в. н. э. «Не в силах оказались Таргамосианы противостоять хазарам, ибо было их бесчисленное множество.» после чего, Дзурдзуки в том числе, становятся данниками хазар. Однако уже в IX—X в. после падения Хазарского каганата, на территории центральной части Северного Кавказа выходит на политическую арену, уже государственное, конфедеративное образование «Алания», как союз кочевников алан и горцев, земледельцев вейнахов: дзурдзуков, двальцев и дигоров, последних 2-х именуемых на то время овсами. Позднее к союзу присоединяются абазины и тюркский элемент.
«В первый же свой поход хазарский царь перевалил горы Кавказа и полонил народы, о чем выше писано мною. Был у него сын по имени Уобос, которому дал пленников Сомхити и Картли. Дал ему часть страны Кавкаса, к западу от реки Ломека до западных пределов гор. И поселился Уобос. Потомками его являются овсы. Это и есть Овсети, что была частью [удела] Кавкаса.» Леонти Мровели. Жизнь картлийских царей. Нашествие Хазар. В данном случае подразумевается, что кавкасиане коими также являются дзурдзуки, (об этом мы узнаем из другой текста Мровели, Житие «Фарнаваза Картлосиана, что был первым царем Картли»: «Тогда же Саурмаг привел с собой всех дурдзуков — половину рода Кавкасианов. Некоторых из них сделал родовитыми, остальных посадил в Мтиулети, от Дидоети до Эгриси, которая есть Суанети, и овладел он всеми ими — роднёю матери своей — надежно…») отныне стали подданными Уобоса.
Ещё в X в. арабский историк, географ и путешественник Ал-Масуди упоминал в своём сочинении «Мурудж аз-захаб»(«Золотые истоки») упоминает столицу Алании, город Магас (упоминание датируется 332 г Хиджры то есть 943 г. н. э.) однако ничего не говорит от его местоположении. Однако арабский автор X в. Ибн Руста пишет: «Ты выходиш налево (на запад) от царства Сарир и пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибываеш в царство Ал-лан». Далее Ибн Руста пишет: «Затем ты проходиш расстояние в десять дней пути (от Магаса) среди рек и лесов и достигаеш замка „Ворота Аланов“(Баб-Алан)» что соответствует расположению Нижне-Архызкому городищю, кое является самым крупным на западе Алании, где так же расположены несколько аланских православных храмов. Ибн Руста так же отмечает что, замок «Ворота Алан», который находится на вершине горы, охраняют 1000 войнов из её жителей. По этому не верно отождествять Аланские ворота с дарьяльским Ущельем так как в нём не имелось крепостей вовсе или хотя бы крупного поселения. Ала-ад-Дин Джувени (История завоевателя мира) в рассказе о взятии монголами Магаса в 1239 г. говорится что окрестности Магаса покрыты болотами и густым лесом. Джувейни повествует что при взятии Магаса монголами было убито 270 тысяч человек, завоеватели «оставили от этого города только имя его». В китайской хронике «Юань-ши» об осаде монголами Магаса (в хронике — Ме-цио-сы) рассказывается: «Город, благодоря своей неприступности, долго не сдавался» и «Си-ли-цянь-бу» с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам;вперед же поставил 11 пленников. Они громко закречали: «Город пал». За ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные войны и город взяли". В хронике говорится что монголы в "(в год свиньи), 1238 г. зимою в 11 месяце дошли до города «Ме-цио-сы», и в 1239 г. в 1 месяце город был взят и разрушен. Единственно подходящим местом для расположения Магаса можно назвать систему городищ района Яндаре-Гази Юрт-Экажево-Али Юрт-Сурхахи, расположеные в Назрановском р-не р. Ингушетия. Скорее всего проживавшими на равнине и входившими в состав Алании были Арштхой ("Орстхой"-в переводе с ингушского, жители равнины и название одного из ингушских обществ) в то время как Галгай были ядром государства Дзурдзуков.
Из русских летописей мы узнаем о существовании ещё одного аланского города Тетяков или Дедяков, близи которого находится торг (торговый путь).
Дадаков упоминается в русских летописях во 2 половине XIII в. по середину XIV в. а именно с 2 событиями:
1) В 1277—1278 гг. востании местных жителей и участием в его разорении русских князей со своими дружинами в составе монгольского войска. Востание, скорее всего, было связано с налоговым гнетом, после проведеной перепеси населения в 1254 г. Выступившим против города был хан Менгу-Тимур, по его приказу так же выступили русские князья со своими дружинами. По сообщению симеоновской летописи, Дадаков был взят и сожжен 8 февраля 1278 г. по сообщению летописца монголы и русские князья «полон богатства много взяша, а иных смерти придаша, а град их сжгоша».
2) Убийстве под Дадаковым 22 ноября 1318 г. князя Михаила Тверского, через месяц после суда хана Золотой Орды Узбека, людьми Юрия Даниловича и Кавгадыя, сторонника московского князя из татар. С этим событием и даются географические ориентиры местонахождения Дадакова. «Повесть о Михаиле Тверском», написаная в 1319-20г. свидетелем описаных событий, сообщяет:"Бывшю же блаженному князю Михаилу в неизреченном том терпении, в такои тяготе 26 днеи за рекою Теркомъ(р. Терек), на реце на Севенци(р. Сунжа), под городом Тютяковым, минувши горы высокыа Ясскыя(Сунженский хребет), Черкаськыя(Терский хребет), близ Врат Железных(Дарьяльское ущ.)". В Симеоновской летописи упоминается река Ная:"Того же лета убил царь Озбяк в орде великого князя Михаила Ярославовича Тферского, на реце Наи у города Дедяков, и привезоша его из Орды в Москву". В Никоновской летописи говорится: Михаил «пребысти в тои нужи двадесяти и шести днеи за рекою Теркою. Под великими горами Яскими и Черкаскими, we града Титякова, у града Титякова, на реце Сивенце, близъ Врат Железных, у болвана медяного златыя главы, у Темиревы, у богатыревы могилы(св. Борга-Каш)». Те же ориентиры даются и в воскресенской летописи:"за рекою Терком на реке Севенце, под городом под Тетяковым, минувши горы высокия, яския и черкаская, близь ворот Железных". В «Повести о Михаиле Тверском» указывается ещё один весьма важный ориентир. Когда бояре возвращялись с телом убитого князя в Тверь, на пути их ханской ставки из под Дадакова в Маджары, находившегося на «На левом берегу р. Кумы при впадении в нее р. Буйволицы», они перешли речку «Адьжь, зовущаяся Горечь, горькой она и была братья.».
К вопросу о топонимике стоит добавить что;
1) «Вратами Железными» в средневековых летописях именовались не только врата Дербендски но все контрольно пропускные пункты находившиеся в глубине большого Кавказкого хребта.
2) В. Б. Виноградов отождествляет речку Аджь(Горькую реку) с рекой Ачалуки протекающей по территории Малгобекского р- на Ингушетии. «Поиски в этом районе привели меня к речке Ачалук, протекающей в 10-12 километрах к северо-западу от Борга-Каш. Ачалук несколько видоизмененой тюрское слово „Аджалык“(или „Аччалык“), означающее „горечь“, „горький“ (горькая река). Название дано верно… В Ачалук впадают горькие минеральные источники, целебная вода которых широко известна в Чечено-Ингушетии».
3) «Темирева богатырева могила» Никоновской летописи, по мнению В. Б. Виноградова, внесеный в летопись редактором XVI в. соответствует мавзолей Борга-Каш у с. Плиево построеный в 1405—1406 гг. Именно здесь, по мнению Виноградова, на левобережье р. Сунжи, разбивали не раз свои ставки ордынские ханы. «Погребальные мавзолеи строили не на случайном месте. И если на берегу Сунжи поднялась гробница ордынского владетеля, то для этого должны быть веские основания, среди них главное — здесь был традиционный район татарских кочевий, где неоднократно разбивали свои шатры и сам Бексултан и его сановные предки. Археолог Т. М. Мунчаев, обследовав пойму Сунжи, зафексировал тут несколько золотоордынских стоянок. Местный фольклер тсчательно изученый профессором Л. П. Семеновым и М. М. Базоркиным, дал основания для вывода: резиденция монголо-татар одно время распологалась на левобережье Сунжи, именно там, где стоит Борга-Каш.»
Однако до и после этих событий о городе ничего не говорится. Не упоминается он и в монгольских источниках периода завоеваний. Что не даёт датировать город ранее XIII века и позднее XIV веков. К последнему веку существования города, относится нашествие хромого Тимура.
В 1395 году состоялся военный поход завоевателя Тамерлана на Северный Кавказ. Средневековые персидские авторы Низам ад-Дин Шами и Шараф ад-Дин Али Йазди в своих трудах «Зафар-наме» и одноименном сочинении последнего, сообщяют: что после похода на черкесов Тимур двинулся «на Буриберд и Буракан, который был правителем народа асов (то есть алан)», «при этом походе они послали (войска) к горе Эльбурз(Б.Кавказский хр.), на горе нашли много крепостей и без числа больших областей, много сражались с врагами веры и взяли бесчисленную добычу из имущества неверных». «Выбравшись оттуда, они отправились на Кулу и Тауса. Все это были области элъбурзцев, и крепости их были на вершинах гор, а дороги к ним крайне трудны и тяжелы, так что из-за их большой высоты у наблюдающего темнело в глазах, а у смотрящего шапка падала с головы. Крепость же Тауса имела особенно прекрасное высокое строение и приятный климат; стрела не достигала снизу до верху крепости, и без усилия ум не мог представить взятия ее». «Крепость находилась в чрезвычайно недоступном ущелье, и тамошние жители, заняв вход в ущелье и отрекшись от жизни, отчаянно начали сражаться. После многих усилий победоносное войско одолело их и, овладев крепостью, мечом джихада уничтожило многих из этих заблудших. Утурку бежал и ушел в ущелье горы Эльбурз. Победоносное войско Тимура разграбило и сожгло дома их и взяло бесчисленную добычу. В это время кто-то принёс известие, что три отряда неверных, убежав, взошли на склон горы и стоят там. Тимур двинулся против них и войска, подобные судьбе, вступив в бой, взяли их в плен и сожгли всех этих обреченных в ад». Шами также сообщает, что были разрушены «церкви и капища идолов» горцев, «поддерживаемый свыше, верующий властитель Тимур… сам подвергался этим ужасам и опасностям». Разгневанный отчаянным сопротивлением горцев, Тимур жестоко расправился с ними. По свидетельству Йезди, «жителей тамошних по приказанию Тимура, связав, сбросили с горы… В местах, на которые по непомерной высоте их, даже воображение не в силах забраться, Тимур благодаря своему счастью и умным распоряжениям, взял в плен и уничтожил неприятелей и овладел крепостями. Один — два дня огонь гнева его так пылал, что сжег и сухое и влажное, и он разорил и уничтожил все церкви и капища их».
Несмотря на хорошо укрепленые крепости и яростное сопротивление местных народов, Тамерлану удалось проникнуть вглубь гор Кавказа. Страна была разрушена полностью. Численность населения резко сократилась. Была прервана дипломатическая и культурная связь с Грузией. Тамерлан велел «Более не изучать грузинских книг»(церковных книг — авт.) Это означало забвение христианской религии в горах Дзурдзукетии (груз. именование) Дзурдзукия существовала, примерно, до конца XIV в. н. э.