1. Барханоевы – прож. в с.Н.-Корт, с.Плиево, с.Яндаре.
2. Лихазырговы (Хакиевы) – птр. от Бархановых, прож. в некоторых селах Ингушетии.
3. Аькхе-н. Акиевы, примкнули к Барханоевым.
4. Альтемировы – птр. от Барханоевых, прож. в с.Гамурзиево.
5. Ганижевы – птр. от Зязиковых, прож. в с.Барсуки.
6. Зязиковы – птр. от Барханоевых, прож. в с.Барсуки.
7. Гасаевы, Окиевы, Юсуповы, Хакиевы – птр. от Зязиковых, прож. в с.Барсуки.
8. Мургустовы – птр. от Барханоевых, прож. в с.Галашки.
9. Долтмурзиевы – птр. от Барханоевых, прож. в с.Каским.
10. Ярыжевы – птр. от Барханоевых, прож. в ауле Бархане.
11. Марзабековы - прож. в Назрани.
Барханой
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12012-06-01 14:01:17
Поделиться22012-06-01 14:01:41
Барханоевский Пхагал-бяри
Тур был громадного роста, ловкий, храбрый. У него было 9 жен, множество потомков и слуг. В ущелье под горой Ц1ей-Лоам он построил 9 башен, по одной каждой жене. Тур был охотником и, в основном, он охотился на медведей, но он никогда не убивал медведиц.
Охотился он высоко в горах и не возвращался без добычи. Однажды Тур долго охотился и при возвращении увидел страшную картину. Землетрясение уничтожило село, многие погибли, в том числе и его две жены. Но Тур не ушел из родных мест. Он поднялся повыше и снова заложил село из 7 башен, которые сохранились и поныне. Кроме башен были заложены святилище, склепы и другие постройки.
Был у них свой жрец и 3 священных быка, которые почитались ингушами.
Наибольшую известность получил потомок Тура – Бярий или, как его еще называли, «Пхьагал-Баьрий».
Такое прозвище он получил из-за необыкновенного вороного коня. Был он сам сухощав, обладал недюжинной силой и ловкостью.
Горячий по характеру Баьрий часто ссорился с соседями, что иногда приводило к убийству. Имел он немало кровников. Поэтому его еще и называли «Пхьа боалла Баьрий», что в переводе означает: всадник, имеющий много кровников.
Из-за его частых стычек и убийств, барханоевцам приходилось расплачиваться землей и скотом. Кровники, наконец, потребовали, чтобы Баьрий удалился из Ингушетии. Родственники не стали возражать, род начал приходить в упадок. Терпение кончилось, когда Баьрий потребовал у близкого родственника дань за проход по ущелью. Отец в ярости бросился на сына, но он успел ускользнуть. Тогда отец вдогонку пустил стрелу. Стрела попала в бедро сына и он на всю жизнь остался хромым, но с родных гор не ушел. Когда старейшины рода объявили ему свое решение о его изгнании, Баьрий горячо заявил:
– Я уйду от вас навсегда. Но я люблю эти горы и без них жить не смогу. Я поселюсь высоко в горах, где не ступала нога человека.
Баьрий исчез и долго о нем ничего не было слышно.
И вдруг люди заметили, что на отвесной скале появилась небольшая башня. Построить на таком месте башню человеку было немыслимо, и тогда люди сказали, что это работа джинов. Но однако построил ее все-таки человек – Баьрий. Он сделал к пещере рукотворную тропинку. Обожженные колья он забивал в скалу и переплетал прутьями. Выезжал на лихом коне, куда заяц не доберется, и жил тем, что добывал у дороги по ущелью и охотой. Конь его всегда чувствовал опасность, угрожающую хозяину, и уносил его с этого места. Конь мог внезапно присесть и стрела пролетала над его головой, мог прыгнуть в сторону, как заяц, и отсюда его второе название «Пхьагал Баьрий» – всадник-заяц.
Однажды на охоте он увидел раненую медведицу и рядом крохотного медвежонка.
Баьрий взял медвежонка, вырастил его и он превратился в крупного медведя, преданного своему спасителю.
Люди боялись медведя и с опаской обходили башню Баьрий. И тогда кровники, тщетно пытавшиеся расправиться с Пхьагал-Баьрий, решили убить медведя. Один из кровников накинул на себя шкуру убитого медведя и ползком подобрался к пещере, где Баьрий, ничего не подозревая, ждал своего друга-медведя. И незаметно пробравшись, кровник кинжалом убил Баьрий.
С тех пор в башне никто не жил, черная лошадь бесследно исчезла и ее больше никто не видел. К башне невозможно подойти, тропинка, сделанная Пхьагал-Баьрий, постепенно исчезла. Башня полуразрушена, но стоит.
Похожие темы
"Происхождение ингушских фамилий"(Ш.Дахкильгов) | Ингушский Тейп | 2016-09-20 |
"Фамилии и тейпы Ингушей"(А. Чербижева) | История Ингушетии | 2017-08-04 |
Таргимхой | Ингушский Тейп | 2018-11-26 |
Сагов Магомет | Персоналии | 2016-11-27 |
"Топонимия Чечено-Ингушетии"(А.С. Сулейманов) | История Ингушетии | 2013-08-05 |