쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Салгхой

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

http://s7.uploads.ru/GznEN.jpg

Салги

Салги улл Салагхой-чIож хьаболалуча. Кхы а цу чIожах Чулхой-чIож оал, цу чIоже гIолла Чулхи IодоагIаш доландаь. Хьалха Саьлгхой-чIоже мел яда юрташ Чулхой шахьара юкъейоагIаш хиннай. Уж я: Салги, МагIатIе, Гув, Хани, ЛаьлагI, Каьзи.

Салге пхи гIат йолаш ши вIов а я, итт гIала а я. Хьалха царна гобаьккха тIох яь гIап хиннай. Дукха малхара кашамаш да Салге гонахьа.

ДIаяхача заман чухь Саьлгхой цIихеза пхьараш хиннаб. Цар хьадеш хиннад тайп-тайпара герзаш: тураш, Iадсаькхаш, шалташ, вийдаш.

Салге цхьа элгац да. Кхы а Салгена гаьна доацаш ши элгац да – МIагIо-Ерди Сеска Солса-Ерди. МIагIо-Ерд гIалгIаша лоархIаш хиннача МIагIойна хетадаь да. Цу элгаца чу хьалха малха текъаш хиннаб гIалгIай. Сеска Солса-Ерд гIалгIай наьртий оаламашка вувцача Сеска Солсана хетадаь да. Уж шаккхе элгац гIалгIай оаламашка дувцачох МагIой къоньгаша хьалдетта да.

Цхьан хана йоккха юрт хиннай Салги. Хьалха вIовнаш а гIалаш дукхагIа хиннай Салге. ДукхагIъяраш лелхийтай 1944-гIча шера гIалгIай СибрегIа бахийтачул тIехьагIа.

Тахан Салги яьсса улл. Салагхой (Элджаркъанаькъан, Зовранаькъан, Пхьугинаькъан, кхыбараш а) бах ТIой-Юрта, Наьсаре, Онгушта, кхыча юрташка, городашка.

Один из крупных ингушских тейпов. Название тейп получил от башенного замкового комплекса в горах Ингушетии — аула Салги. Представители данной фамилии проживают ныне в Ингушетии,Пригородном районе,в частности в Кантышево.

1. Пугиевы – Чулахой из Салги.
2. Дзауровы – птр. от Пугиевых, прож. в г.Назрань.
3. Элжеркиевы – птр. от Пугиевых, прож. в г.Назрань.
4. Додовы-чулахой, прож. в с.Пседах.
5. Марзиевы-чулахой, прож. в с.Алхасты.

http://s7.uploads.ru/ghk1f.jpg

Много ингушских фамилий берут начало от этого малоизученного исторического персонажа. Сегодня мы расскажем лишь об одной ветви, берущей начало от Маго – салгхоевцах.Салги – один из крупнейших башенных комплексов Горной Ингушетии.Правда, добраться до него не так-то просто из-за бездорожья. Здесь были две боевые башни и десять жилых с различными хозяйственными пристройками. Обе боевые башни 5-этажные. Вторая, квадратная, полуразрушена. В Салги имеются различного типа могильники, святилища, ядрообразный мавзолей. В позднем средневековье Салги считался административным, политическим и культурным центром всего ущелья. Были здесь знатоки народной медицины, мудрецы, священники и жрецы, храбрые воины, мастера по изготовлению оружия.
Центральная дорога, связывающая горный район с плоскостной Ингушетией, поднимаясь по кручам вверх, уходит стороной от поселения, где особняком в гордом одиночестве стоит боевая башня салгинцев, окруженная полуразвалившимися жилыми башнями и могильниками. Колея, по которой можно в хорошую погоду передвигаться, расположена в стороне, в двух километрах от нее. Ответвляясь около села Хьули, она круто уходит на юг. Но и эта тропа вскоре теряется в высокой траве. А дальше лишь к Салги ведет узенькая тропка, протоптанная животными в поисках корма или водопоя. А зимой здесь вообще ни проехать ни пройти.Жизнь в горах замирает чуть ли не на полгода. Однако, наши предки здесь жили и выживали, храня честь, достоинство и обычаи своих предков.

«Будет война или нет неизвестно, но зима придет, это точно», – повторяли они и заранее готовились к ее встрече.

По словам старцев, салгинцы – потомки Маго – пришли из Шаьми приблизительно более 850 лет назад. На Кавказе они вначале поселились там, где сейчас расположено Эльхотово, затем переехали в Эльми, Маготе, Салги. Таков исторический путь движения салгинцев с юга на восток.

Поднявшись довольно высоко в горы, они поначалу остановились в местечке, названном именем Маго. Их было четыре брата: Сикким, Ч1инхо, Маг1о, Гий.
В то время каждая гора, каждый клочочек земли или родничок имели конкретное название, а люди не употребляли еще фамилии. Вместо фамилий называли земли, которые они занимали.

Так Сикким ушел к землям, названным «Оздой». Ч1инхо ушел в Чечню. Гий сказал, что не будет жить с такими братьями и поселился в Тумг1е. А Маг1о остался на прежнем месте.

В Маготинском башенном комплексе была одна боевая и восемь жилых башен, несколько могильников и святилища, где совершались различные обряды. Один из них – знаменитый храм-святилище Сеска-Солса – Ерда возведен, по преданию, сыновьями Маго.

Потомок Маго – Т1ахир Дзауров, проживший до самой смерти в горах, рассказывал нам об одном обряде этого рода, который звучит так:

Лучшая из девушек и лучший из парней, предварительно выкупавшись в молоке и одевшись во все белое, в определенное жрецом время года отправлялись на ночь в этот храм. Сон, который они видели там, считался вещим и горцы таким образом определяли, что ждет их в ближайшем будущем.

Рассказывают, что свет, исходивший в эту ночь из святилища, был настолько ярким, что можно было даже шить.

Интересна и другая легенда, рассказанная Т1ахиром Дзауровым.

В Маготе он нам показал большой плоский камень, на котором отпечаталось копыто коня.

- Когда наши предки поселились здесь, камни были еще мягкими. Это означает, что маготинцы здесь жили с древнейших времен, – рассказывал Т1ахир.

Абдул-Г1апур Эльджаркиев в своем рассказе также отметил, что они здесь живут по меньшей мере более 850 лет.

- Я сам видел старинную книгу, которая хранилась у нас. Раньше она была в святилище и жрецы рода пользовались ею. Письмена этой книги никто из ученых не мог расшифровать. По рассказам я знал, что этот фолиант, написанный на коже или коре дерева, точно не помню, был очень древним. Им пользовались старейшины рода, пока письменность и некоторые обряды не были забыты окончательно. Ее затем увезли грузинские ученые. Обещали вернуть по первому требованию, – рассказывает Абдул-Г1апур.

http://s6.uploads.ru/vcXJk.jpg

Место, где расположено Маготе, было не особенно благоприятно для земледелия и пастбищ. В день по несколько раз здесь менялась погода: то дождь, то палящее солнце. Жители ущелья периодически собирались в Маготе, приносили жертвы и просили своего Бога, чтобы он даровал им хорошую погоду. Молитвы бывали услышаны, но затем снова все повторялось. Наконец, они вынуждены были перебраться на противоположный склон. Здесь были хорошие пастбища, устойчивая погода.

Когда маготинцы заложили новый аул – Салги, они еще не были мусульманами.

Впервые ислам в горах принял Эльджаркъа. Язычники, в том числе из рода Дзаура, были очень недовольны им. Они считали, что Эльджаркъа своим нововведением нарушил религию предков и его нужно убить или выслать. Возможно так оно и случилось бы, но на помощь пришли Тумгоевцы. Отсюда начинается деление Дзауровых. Одна часть по имени Эльджаркъа взяла фамилию Эльджаркиевы, другие – Дзауровы, Пугиевы, Марзиевы, Додовы, но все они Салгхой по названию села Салги.
Сегодня выходцы из Салги известны в Ингушетии под несколькими фамилиями, которые проживают почти во всех населенных пунктах  республики. Одной из них является фамилия Дзауровых, основная часть которых живет в селении Кантышево. Этот род салгхойцев ведет свое начало от родоначальника Дзаура, который также известен в Ингушетии по народным преданиям.

Интересные истории о своих предках рассказывает ныне здравствующий, один из старейшин этого рода Идрис Хусенович. Про Дзаура им рассказывается предание, как он заставил смириться Орасха К1арцхала (Карцхала, сына Орасха) с потерей своих владений, где Дзаур выстроил «башню Дзаура» - «Дзаур-г1ала»2.

Наиболее интересной представляется личность Алхаста Ч1одж (Чодж, сын Алхаста), являвшегося внуком Дзаура. Он известен в народе по двум преданиям, рассказанным старейшиной.

Первое из них про то, как   Ч1одж отстоял свои владения в «Топпар-ч1одж» (букв.: «Глиняное ущелье»), которое находится у начала реки Г1алми (Камбилеевка)3,  рядом  с  селом  Ангушт  (ныне  с. Тарское),  от  которого и произошло название «ингуш».

Второе предание, с небольшими сокращениями, мы приведем со слов Идриса Хусеновича. «Моему предку Алхаста Ч1оджу была известна наука -«хар». Он умел писать «йоазув» - письмо. Владея таким великим даром, Ч1одж переписал своей рукой Коран. После того, как переписывание закончилось, он оказался достаточно большим по объему. Этот рукописный Коран хранился среди Дзауровых, как самое дорогое из всего, что было в нашем роду, вплоть до выселения ингушей в 1944 году в Казахстан.

Жил и творил Ч1одж примерно 350-400 лет тому назад. Это по моим собственным вычислениям. Мой прапрадед 1аб, сын Чоджа, которому было, по рассказам старших, 225 лет, умер в день прихода в Ингушетию Устаза Хаджи (святой проповедник) из Иласха-Юрта. В этот день у него состоялась с ним встреча, и он не поехал провожать Устаза обратно. По велению святого Хаджи,   он   быстро   возвратился   домой,   где   и настигла   его   смерть.

Рассказывали, что у Ч1оджа 1аба (Аба, сына Чоджа) трижды седели голова и борода и трижды опять чернели. Иногда, когда волосы у него чернели, тот, кто не знал его, говорил, что 1аб моложе других за столом (в данном случае своих внуков), и выражал недовольство  тем, что он сидит на месте тамады в трапезе. У него трижды вырастали новые зубы. Узнав, сколько лет прожил Ч1оджа 1аб, я вычислил, когда творил мой предок Ч1одж, переписавший Коран. Таким образом, оказалось лет 350-400 назад. Был в нашем роду известный ученый Элбазкъий Махьмад-мол (Махмад-мулла, сын Элбазуко), который умер после возвращения из ссылки. В доме этого ученого, как рассказывали наши старшие, как раз и хранился этот Коран. Я много раз слышал от нашего старейшины Ра1сий 1аьл (Али, сын Palca), который рассказывал, что рукописный священный Коран, написанный рукою Ч1оджа, не успели взять при выселении, и он остался в доме у Махьмад-мол, как и большая его библиотека, в селе Кантышево. Больше его никто не видел». Идрис привел имена своих предков от Зовра: Зовр - Алхаст - Ч1одж - 1аб -Оарснакь - Исма1ал. -Хьусен - Идрис»

0

2

Салги
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000028/imgpas_006.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000028/imgpas_007.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000029/imgpas_006.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000029/imgpas_007.jpg

Отредактировано Цечой (2012-11-21 03:59:24)

0