Проблемы в межгосударственных и межнациональных отношениях, возникшие на постсоветском пространстве с развалом Советского Союза все еще сотрясают нашу жизнь.
Одна из таких проблем - последствия осетино-ингушского конфликта осени 1992 года. В последнее время, однако, появились признаки того, что последствия тех трагических событий могут быть урегулированы в ближайшие годы. Об этом беседа нашего корреспондента с полномочным представителем Республики Ингушетия в Республике Северная Осетия-Алания М.И.Аушевым.
- Мухарбек Измаилович, давайте начнем с самой болезненной темы, вызвавшей в Ингушетии, мягко говоря, неоднозначную реакцию. Речь о заявлении президента РИ Ю-Б.Б. Евкурова о том, что Пригородный район является неотъемлемой частью Республики Северная Осетия-Алания, но при этом все ингуши, покинувшие РСО-А в результате событий 1992 года, имеют право на возвращение в места своего прежнего проживания и могут реализовать это право на практике.
- Проблема, действительно, чрезвычайно болезненная. Закон «О реабилитации репрессированных народов» породил в наших сердцах надежды, которые, как показали дальнейшие события, оказались несбыточными. Сегодня никто, не только в нашей стране, но и в Европе, даже и слышать не хочет о каких-либо территориальных переделах. Таким образом, те статьи закона «О реабилитации репрессированных народов», которые говорят о территориальной реабилитации, повисли в воздухе. Законодатель не определил механизм их реализации. Зато в Конституции Российской Федерации на этот счет недвусмысленно сказано, что территориальный спор между двумя субъектами может быть решен только по взаимному согласию сторон. Это еще раз подтвердил Конституционный суд РФ, когда рассматривал обращение РСО-А о признании противоречащими Основному закону страны статьи 3 и 6 закона «О реабилитации репрессированных народов». Конституционный суд не нашел, что эти статьи противоречат Конституции и это усилиями наших властей и ура-патриотов было преподнесено как окончательное утверждение прав РИ на Пригородный район. Но... Но при этом ими замалчивалось, что Конституционный суд тут же отметил, что территориальный спор между субъектами РФ может быть решен в соответствии с Конституцией РФ только по взаимному согласию сторон.
Наша беда в том, что никто из прежних руководителей Ингушетии, не знаю, правда, из каких соображений, не сказал эту горькую правду своему народу, а продолжал поддерживать в нем несбыточные в современных условиях надежды. Можно было бы еще сколько угодно долго, подобно страусу, прятать голову в песок, обманывать свой народ и еще на десятки лет, а может быть и навсегда лишить людей возможности вернуться на свою малую Родину.
Нужен был человек, который сказал бы нашему народу эту горькую правду, и таким человеком оказался Юнус-Бек Баматгиреевич Евкуров. Думаю, это не случайно. Ведь он сам из Пригородного района, его родители, братья, сестры, другие близкие родственники сами пережили и ужасы осени 1992 года, и мытарства последующих 17 лет. И потом. Разве Ю-Б.Евкуров сказал что-то новое? Он лишь констатировал сложившуюся правовую коллизию между некоторыми законами страны и призвал нас, отбросив иллюзии, считаться со сложившимся положением вещей...
- Ожесточенные споры в обществе вызвали и прошедшие у нас недавно выборы в органы местного самоуправления...
- Считаю, что приняв закон о местном самоуправлении и проведя выборы, президент и парламент сохранили нашу республику. Почти на 100% дотационная республика, не имеющая определенных границ и при этом не желающая считаться с федеральными законами - как вы думаете, долго она могла бы просуществовать на политической карте страны?! Политика, как говорят классики жанра, это искусство возможного, а современная политика строится на компромиссах. В данном случае компромисс заключается в том, что Чеченская Республика сняла вопрос о Сунженском районе и части Малгобекского района, а Республика Ингушетия - о Пригородном районе.
Хочу особо подчеркнуть, что я говорю не об исторических корнях проблемы, а о сегодняшних правовых реалиях, которые и определяют нашу сегодняшнюю незавидную жизнь. Иначе, можно навсегда увязнуть в прошлом и не иметь перспектив на будущее. Можно по-разному к этому относиться, но сегодня нужно констатировать один бесспорно положительный факт - Республика Ингушетия, наконец-то, стала полноценным и полноправным субъектом Российской Федерации, перестав быть непонятным аморфным образованием. Теперь у нее есть будущее, которое, в случае не проведения выборов в органы местного самоуправлении, было под большим вопросом.
- Мухарбек Измаилович, каково количество ингушей, проживающих сегодня в РСО-А, сколько человек продолжают еще ходить со статусом вынужденных переселенцев?
- По данным миграционной службы РСО-А, на 01.09.2009 г. имели регистрацию на территории этой республики 33 856 человек ингушской национальности, но не все они там постоянно проживают, а только 24 600 человек. Опять же по данным органов ФМС, статус вынужденных переселенцев имеют 5 676 человек. Остаются еще 7 824 человека, которые, по тем или иным причинам, потеряли этот статус, но хотят вернуться в места своего прежнего проживания. Аппарат нашего представительства оказывает таким людям правовую помощь. Прием посетителей проводится ежедневно, с понедельника по пятницу, с 9 до 18 часов, с обеденным перерывом с 13 до 14 часов.
- Все ли населенные пункты открыты для возвращения вынужденных переселенцев?
- Начну с населенных пунктов, которые были в так называемой водоохраной зоне - Терка и Чернореченского. Было много разговоров, что они закрыты только для ингушей и что представители других национальностей там продолжают жить. Мы с Юнус-Беком Евкуровым специально побывали в обоих селах и могу засвидетельствовать: никто в них не живет. Больше того, оба села выведены из реестра населенных пунктов РСО-Алания. Для прежних жителей Терка и Чернореченского предлагались различные варианты расселения, но сейчас остановились на том, что людей надо поселить вблизи их прежнего места проживания. Это с.Тарское и п.Южный. В селения Октябрьское, Ир, поселок Южный и Попов-Хутор ингуши пока не вернулись, закрыты также для них средняя часть Чермена, южная часть Камбилеевского, правая часть с.Тарское. Могу, однако, заверить, что над решением этой проблемы ведется конкретная работа на уровне Федерального центра, ЮФО и глав двух республик и результаты этой работы, будем надеяться, не заставят себя долго ждать.
- Одним из противоправных и абсурдных условий возвращения людей в места своего прежнего проживания было исспрашивание разрешения у своих прежних соседей. Причем, это условие нашло поддержку в ФМС России, которая в своем приказе от 7 апреля 2008 г. (№83) «О некоторых вопросах организации государственной поддержки вынужденным переселенцам, лишившимся жилья в результате осетино-ингушского конфликта в октябре-ноябре 1992 года» обуславливала оказание господдержки согласием органов местного самоуправления.
- Думаю, это препятствие будет устранено в самое ближайшее время. Сейчас готовится совместное обращение глав двух республик в ФМС РФ об отмене пункта 5 этого приказа, в котором говорится о согласовании с органами местного самоуправления. Надеюсь, такая же судьба ждет и всего другого, что мешает возвращению людей.
- В средствах массовой информации сообщалось, что правительство Российской Федерации выделило 960 млн.рублей на оказание господдержки вынужденным переселенцам в зоне осетино-ингушского конфликта. Люди уже получают эти деньги?
- Да, люди уже получают деньги. Но здесь вот что странно и плохо. ФМС так подготовила документы, что на восстановление разрушенного жилья из этой суммы предназначено только 111 млн.рублей, а на строительство нового жилья еще меньше - 61 млн.рублей. Все остальные деньги будут выдаваться на приобретение жилья. Чем же руководствуется МРУ ФМС РФ отдавая столь явное предпочтение приобретению жилья? Ведь мало-мальски посвященному человеку ясно, что на полученные деньги человек приличного жилья купить не сможет, но останется один на один со своими бедами. Зато чиновники снимут его с учета. Такая постановка дела - пустая трата государственных средств и не работает на ликвидацию последствий конфликта. Думаю, не последней целью авторов этой затеи было противодействие возвращению значительной части вынужденных переселенцев в места прежнего проживания. Не удивлюсь, если вдруг за этим раскроется и коррупционная составляющая.
- Мухарбек Измаилович, не заживающей раной в сердцах многих наших соотечественников остается неизвестная судьба 195 человек, считающихся без вести пропавшими в ходе событий осенью 1992 г...
- Есть известное высказывание о том, что война не может считаться законченной пока последний погибший солдат не будет опознан и захоронен. Думаю, в полной мере это относится и к этим событиям. Все эти 17 лет много было разговоров о необходимости установить судьбу этих людей, но делалось для этого мало. Достаточно сказать, что за все эти годы никто не удосужился попытаться установить, кто же покоится в двадцати неопознанных захоронениях на гIоазот кашмаш в Назрани. Что уж тут говорить о более масштабной работе!
Потребовались немалые усилия нашего президента Ю-Б.Евкурова, чтобы этой проблемой занялись основательно. Сейчас этим занимаются сотрудники лаборатории по определению ДНК. У ближайших родственников всех 195 без вести пропавших взяты анализы крови на ДНК, чтобы по ним сверить всех покоящихся в неопознанных захоронениях. Думаю, это даст ощутимые результаты и внесет хоть какое-то успокоение в сердца родственников без вести пропавших людей. Хочу добавить, что в этом году, при содействии нашего представительства в хадж отправляются по одному члену семьи всех пропавших без вести в ходе событий 1992 года.
- Президент РИ Ю-Б.Евкуров говорит, что тема вынужденных переселенцев из зоны осетино-ингушского конфликта должна быть закрыта в течение ближайших трех лет. Как представляется, такую задачу перед руководителями двух республик ставит и федеральный центр. Но ведь возвращающимся людям нужна работа, детям - школы и т.д., и т.п.
- Все верно. Поэтому федеральный центр, в лице президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева и председателя правительства Владимира Владимировича Путина, поддержал предложенную Т.Мамсуровым и Ю-Б. Евкуровым комплексную программу социально-экономического развития населенных пунктов Пригородного района с совместным проживанием ингушей и осетин. Она как раз и рассчитана на три года - 2010 - 2012 гг. и предусматривает освоение на заявленные цели 7 миллиардов рублей. Из них 6 млрд.900 млн. выделит федеральный бюджет и 100 млн.- бюджет РСО-А. Если говорить коротко, то в результате реализации этой программы будет построено и реконструировано 135 км. водопроводных, 52,3 км. газовых, 112 км. канализационных сетей, 165,2 км. линий электропередач, 41,5 км. автомобильных дорог, 35 трансформаторных подстанций, 6 общеобразовательных школ на 2 160 мест, 9 детских садов на 960 мест, 6 амбулаторий, 7 физкультурно-оздоровительных комплексов. Будет реконструирована центральная районная больница. И это не весь перечень объектов.
- О необходимости скорейшей ликвидации последствий конфликта 1992 года все эти годы говорилось много, устанавливались и сроки, но воз и ныне там. Наученные горьким опытом, люди не очень верят широковещательным заявлениям. По вашим ощущениям, Мухарбек Измаилович, как сложится на этот раз?
- Любой конфликт, любая война рано или поздно заканчиваются миром. Для этого нужно, чтобы созрели внутренние и внешние условия. Надеюсь, эти условия в нашем случае созрели. Об этом свидетельствует и заявление главы РСО-Алания Т.Мамсурова, который сказал: «Ингуши могут свободно вернуться в Пригородный район, власти Осетии препятствия в этом не чинят».
От конфронтации устали обе стороны. Пора налаживать между двумя нашими народами добрососедские отношения и жить бок о бок, как это было веками.