"Кавказская политика" продолжает серию репортажей с горных баз туристического кластера
31.08.2012 13:24
Петр Акопов
журналист
Селения Мамисона
Згил - https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … u&z=18
Калак - https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … u&z=18
Камсхо - https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … u&z=18
Лисри - https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … kipedia.ru
Клиат - https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … u&z=18
Тли - https://maps.google.ru/maps?ll=42.66598 … kipedia.ru
Тиб - https://maps.google.ru/maps?ll=42.67110 … kipedia.ru
https://maps.google.ru/maps?ll=42.67774 … kipedia.ru
Сатат - https://maps.google.ru/maps?ll=42.68587 … kipedia.ru
Зарамаг - https://maps.google.ru/maps?ll=42.69405 … kipedia.ru
Раньше по всему ущелью были разбросаны башни. Теперь - ЛЭП
Это горное ущелье на юго-западе Северной Осетии еще сто лет назад было одним из важнейших мест расселения осетинского народа. Здесь жили тысячи туальцев (так называется говор, распространенный в основном в Южной Осетии) – только в селении Лисри в начале 20-х было 120 дворов. Через ущелье проходит военно-осетинская дорога, идущая в Кутаиси. Хотя она была построена в конце 19 века, путь это существовал уже тысячелетия – одна русская путешественница двести лет назад видела там караваны верблюдов, а значит, и здесь проходил один из участков великого шелкового пути. Села жили не только от дороги – луга позволяли держать достаточно скота. Но люди ушли отсюда даже раньше того, как дорога окончательно потеряла свое значение – а это произошло в 1981 году, после завершения строительства транскавказской магистрали, когда был сдан Рокский туннель, соединяющий Северную и Южную Осетию…
Дорога в ущелье оставляет транскам слева и тянется на 25 километров. Сейчас во всех селах Мамисонского ущелья – от Нижнего Зарамага до Згила – прописано 168 человек, а живут не больше 70. Это летом – а зимой хорошо, если остается 30 (правда, в прошлом году в селе Калаки осталась даже 90-летняя старушка). Да зимой и проехать вглубь было сложно – дорогу раньше не чистили. Связь есть только на въезде в ущелье, газа нет – есть электричество, да и телевидение ловится. Ни школ, ни медпункта – зато есть пограничники.
Чтобы въехать в ущелье, нужен пропуск. Но если российский гражданин может получить его прямо на погранзаставе в Буроне, то иностранцам бумаги нужно подавать в ФСБ за неделю. Это, кстати, касается не только Мамисона, но и самого известного, еще с советских времен, осетинского горнолыжного курорта Цей. Вообще, вся Северная Осетия считается приграничной территорией с регламентированным въездом, и формально иностранцы могут находиться лишь во Владикавказе, Беслане, Алагире и Ардоне. При этом, за последние десять лет в Мамисоне побывало уже немало европейцев и азиатов – потому что именно здесь собрались строить горнолыжный курорт мирового уровня. Через несколько лет в Мамисоне снова будут десятки тысяч людей – как и в 19 веке. Уже, правда, не осетин.
Нижний Зарамаг, от которого начинается Мамисонское ущелье. Его нет в кадре – слева вдалеке Зарамагская ГЭС
http://goo.gl/maps/7kNr5
Французы идут в горы
Ущелье начало ускоренно терять жителей в 20-е годы – шла коллективизация. Но сильнейший удар по местному населению нанес 1944 год – после депортации ингушей и чеченцев множество жителей Мамисона были переселены в их дома на равнину. Многие не хотели ехать – но партийным угрожали исключением из ВКП(б), остальных тоже принуждали. А когда репрессированных в 1957 году вернули, большинство осетин, хотя и оставило свои новые жилища, но и в Мамисон уже не возвратилось. К тому времени крыши у их домов прогнили и обвались… Окончательно добили Мамисон в 60-е – закрылись школы, уехали врачи. С тех пор в ущелье остались самые стойкие. И теперь им предстоит выдержать новое испытание – цивилизация идет в Мамисон, чтобы построить здесь четыре горнолыжных деревни на 27 тысяч койко-мест.
Линии электропередач тянули и по склонам гор, и по обеим берегам Мамисондона
- Никогда ничего здесь не будет, запомни мои слова – убеждает меня случайно встреченный мной около владикавказской мечети мамисонец Алан Гаев. Алан живет в селе Тиб в основном летом, но и зимой наведывается, – Как они собираются там кататься? Там же погодные условия неподходящие, бури. А бывает, что, наоборот, без снега весь год.
На самом деле, катать туристов собираются чуть ли не круглый год – но не на тех склонах, что спускаются в само ущелье, а на тех, что близко, но из него самого почти не видны. А главным достоинством курорта станет ледник на высоте 4040 метров – вот на нем и можно вставать на лыжи почти всегда. По словам побывавшего в Мамисоне в прошлом месяце Жана-Пьера Сонуа –одного из ведущих проектировщиков горнолыжных курортов в мире и члена совета директоров «Курортов Северного Кавказа» — «людям, которые любят кататься, нужны гарантии для того, что они будут кататься целый год».
Справа – село Лисри, слева – подстанция для будущего курорта. Ее обещают задекорировать камнем
http://goo.gl/maps/cGxBr
Поэтому француз выступил за то, чтобы изменить первоначальные планы строительства и в первую очередь строить горнолыжную станцию на леднике – «это будет доминантой будущего курорта и важным маркетинговым ходом». Действительно, в мире не так много горнолыжных курортов с круглогодичным режимом – по словам того же Сонуа, ледник позволит Мамисону войти в десятку таких мест. Вообще, по отзывам осетинских чиновников, французы были в восторге, и приватно говорили им, что у Мамисона лучшие шансы на успех среди всех северокавказских проектов КСК: «Не хотим никого из соседей обидеть, но прямо так и сказали». Что ж, вполне может быть, что галлы и не лукавили – тем более, что впервые Мамисон французам (хоть и другим) показали еще десять лет назад. Наверное, тогда впервые и появилось сравнение, вошедшее теперь в официальные документы – «по своим характеристикам Мамисон будет сопоставим с французским курортом Лез Арк, входящим в состав горнолыжного центра Парадиски (Савойя)».
Мамисон-зимой
http://goo.gl/maps/g6uO3
Еще в 60-е в Мамисоне обнаружили минеральные воды – вообще источников в ущелье множество, и изучены далеко не все. Около самых известных и полезных – Тиб-1 и Тиб-2 – в 80-е годы решили построить санаторий. Тогда это не было приграничьем, но почему то стройка затянулась – то ли из-за того, что он принадлежал не какому-нибудь министерству, а межколхозному объединению, то ли из-за перестройки. Так и стоит недостроенный корпус санатория памятником развалу СССР – поперек ущелья. Это была первая попытка привить в Мамисоне оседлого туриста.Вообще-то кататься на лыжах в Мамисоне начали еще в тридцатые – но это так, отдельные энтузиасты. Потом через Мамисон стали проходить два всесоюзных маршрута, 42 и 44, заканчивающиеся аж в Батуми. Был альпинистский приют в Калаках, была турбаза (рассчитанная на 400 мест, но с палатками доходило и до 700 человек). Так что мимо обезлюдивших аулов в 70-80-е ежегодно проходили тысячи путников.
В начале нового века осетины вспомнили о Мамисоне. Уже сложно установить, кому первому пришла в голову мысль о горнолыжном курорте – местные считают, что бизнесмену с мамисонскими предками Темуру Туаев, а постпред Осетии в Москве Александр Тотоонов рассказывает, что первопроходцами были он сам и Светлана Гладышева, президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда России (а еще и тренер Владимира Путина). В результате республиканские власти озаботились и в середине нулевых в Мамисон привезли первых французов – Жерара Бувье и Пьера Плотто из «Франс Нейдж Интернасиональ». Тем все понравилось – особенно то, что Мамисон не тронут цивилизацией.
Башни в Лисри – памятник федерального значения
http://goo.gl/maps/cGxBr
Войти в ущелье
«И вообще, посмотри там, как они тянут электричество – то слева, то справа!» Этот наказ Алана Гаева я выполнил – действительно, линии по ущелью идут то в одну, то в другую сторону. Плюс ко всему еще и резервная линия идет по склону. «Мы предлагали им пустить резервную ЛЭП повыше, тогда ее и видно бы с ущелья не было, – говорит Юрий Туаев, – но, наверное, решили, что так дешевле». Одну из вышек основной линии недавно переставили – она оказалась очень близко к реке, могла сползти. Ее перенесли повыше – теперь стоит на участке, где ее легко может смыть сель… Посередине будущего курорта под горой построили подстанцию – теперь ее уже не перенесешь, но обещают прикрыть декоративной стеной, стилизовать, так сказать. А вот ЛЭП перед ней придется все-таки переделать (на последних 500 метрах) – недавно даже осетинский премьер Сергей Такоев предложил перед будущим въездом в будущий поселок убрать все в кабель и зарыть под землю. Дорого, конечно – но красоту-то зачем еще и так портить?
Стройка пришла в Мамисон в 2008. После тех первых французов и их проектов республиканские власти добились включения планов строительства дороги, газопровода и ЛЭП в федеральную программу «Юг России». Общие расходы пока не ясны – только участок дороги в 22,4 километра (от Нижнего Зарамага, то есть Транскама, до въезда на будущий курорт) предварительно оценивался в миллиард долларов. Дорога еще достраивается, электричество и газ проведены, и все работы по внешней инфраструктуре должны быть завершены к концу 2013 года.
Склоны ползут, тракторы едут
В том же 2008 году в Мамисон вошла армия. После или до августовской войны – не так важно. Важно, что пострадал зиккурат в Лисри – один из немногих сохранившихся в Осетии. Теймураз Плиев, известный всей Осетии этнограф и краевед, говорит, что, наверное, солдаты увидели в нижнем этаже оставленные туристами деньги – купюры они собрали, а чтобы добраться до монет разобрали часть кладки. Весной вода стала подмывать стены, и теперь на втором и третьем этаже следы от селевого потока.
И это еще не самая грустная история о Мамисоне у Петровича – чего стоят хотя бы воспоминания о том, как в 70-е годы были уничтожены найденные незадолго до того в святилище в Калаки древние грузинские надписи на 4 плитах и 4 каменные фигурки животных (даже страшно представить их возраст). Их даже не успели толком описать ученые… Как-то раз очередная группа туристов (по возрасту учащиеся ПТУ) угостилась местной аракой и разобрала фасадную стену святилища – и надписи, и фигурки погибли.
Недостроенный со времен перестройки санаторий в Тибе
http://goo.gl/maps/Bgc0L
Сейчас раскопки в Мамисоне не ведутся – сохранить бы то, что разрушается. В первую очередь – знаменитые фамильные башни и постройки в Лисри (ни в одном месте в Осетии больше не встречаются все три типа башен). Всего в Мамисоне 11 памятников федерального и 26 регионального значения, и в Лисри как раз в основном федеральные. Учитывая, что Лисри находится в самом начале будущего курорта, понятно, что его приведут в порядок – ведь это будет украшение и главный туристический объект горнолыжной деревни. Главное, чтобы при реставрации не пострадал исторический облик – новоделы вместо башен будут издевательством.
(фото автора)
Продолжение следует
http://kavpolit.com/vozvrashhenie-v-mamison/
Отредактировано 192.168 (2012-09-01 02:10:35)