Название селения Барт-Бос ласкает слух, ибо «барт» - это согласие, это мир. Лежало оно на мягких склонах, рядом с селением Ангушт, ближе к лесу. Одни дома располагались выше, другие ниже. В селе до депортации ингушей (1944 г.) кипела жизнь.
Сегодня селения уже нет. Но есть люди, которые помнят это село, есть потомки основателей, есть читатели, которые могли бы поведать нам о жизни наших сёл.
По рассказам стариков, селение это получило первоначально своё название от того, что здесь собирались на «кхетачи» (совещание) ингуши из разных обществ, жившие и в горах, и на равнине, когда нужно было решать важные для общества вопросы. Поэтому именно здесь состоялось заключение братского союза между Россией и Ингушетией в 1770 году. Это место (Барт-Бос) играет важную роль в истории Ингушетии и всего Российского государства.
По словам жителей, в начале века селение Барт-Бос административно относилось к Хамхинскому обществу горной Ингушетии. В то время ряд сёл и хуторов Бугжарти, Эк1а-Бос, Ёрхичи, Эрш и др. относились к тому же обществу. В селении Ангушт, откуда были изгнаны в 1860 году ингуши, была своя администрация. Так и жили до 1918 года: в Ангуште – казаки, ближе к горам - ингуши.
До депортации в селе Барт-Бос жили Баркинхоевы, Тесоевы, семьи Хамхоевых Теймисхана и Мурцали, семьи Шутуровых, Леймоевых, Барахоевых (Юсуп, Мурцал), Бекбузаровых (4 двора). Исмаил Аратаганович (внук Гайты) Бекбузаров был представителем исламского духовенства. У него было 9 дочерей. Жили известные и почитаемые в округе люди.
Житель Ангушта, старейшина Э. Евкуров  вспоминает Шамиля Шутурова: «У него всегда в доме были гости, все, кто приходил в село, в первую очередь шли к нему. Часто приходил к Шамилю известный в те годы духовный деятель шейх Ини Тейсам».
Шамиль был знаком с религиозным деятелем Батал-Хаджи Белхароевым и другими представителями исламского просвещения. Регулярно в селении Барт-Бос собирались мюриды на свои религиозные обряды. Старшим в селе (туркх) накануне депортации был Буге Гапархоев - сын Ибрагима. К Шамилю хорошо относились и в административном аппарате, умел ладить со всеми. По словам очевидцев, он имел некий дар ясновидения, благодаря которому он накануне депортации настоял на том, чтобы люди готовили в дорогу продукты.
Жители с. Барт-Бос трудились на полях, в садах, умели изобретать самые различные бытовые и художественные изделия. Богатое хозяйство и сельскохозяйственную технику имел Юсуп Барахоев. У Османа и Шамиля Шутуровых были хорошие мельницы. Они работали все время бесперебойно. Ими пользовались многие люди, в том числе и из вышележащих по склону хуторов.
П. Гапархоева вспоминает из детства: «Село было дружное. Огороды, пахотные земли лежали без ограждений. В одном огороде росли яблоки, которые называли тыквы-яблоки. Женщины собирали фрукты с деревьев и сушили их. Одна женщина в депортацию взяла с собой 9 мешков толокна, сделанного из сушёных груш. Это толокно помогло многим выжить».
В хозяйствах у жителей селения были  коровы, лошади, овцы, куры, цыплята. Гусей держали реже, говорили, что они сильно загрязняют двор. В первой половине ХХ века люди разводили коз целыми стадами. Впереди бывал крупный козёл-вожак. Козы были крупнее, чем те, что мы имеем сегодня. Их обильная шерсть свисала гроздьями.
Жили в селе и известные мастера Бештоевы из рода Кодзоевых: Азамат, Шаам, Хамбор. К сожалению, у них не осталось потомства. Их называли мастерами на все руки, из дерева и кожи они делали различные изделия. Славились по качеству ремни, сделанные ими из буйволиной кожи. Использовали они также кору деревьев, которую кипятили в горячей воде и скручивали в канаты, жгуты, которые нужны были в хозяйстве.
Висингири Баркинхоев и Мухтар Гапархоев держали свои магазины. Последний позже переехал жить в с. Г1алг1ай юрт (Ингушское село).
Женщины возделывали  шерсть, из которой делали войлочные ковры. Им доставалось немало работы: они ткали сукно, шили одежду, занимались хозяйственными делами. Часто собирались они на коллективные работы по расчёсыванию шерсти, валянию войлока, подготовке приданого для невесты. В то время всё приходилось делать руками. До депортации в Казахстан ни мужчины, ни женщины не одевали купленой одежды. Всю одежду, обувь шили тоже дома».
Искусством ковроделия славилась Забат Мусиевна Леймоева. Так, по рассказам П. Тумгоевой, она сама и краски изготавливала; перед началом окрашивания шерсти солила воду. Затем коллективно взвешивали шерсть, раскладывали на специальном подвале, поливали кипячёным раствором сыворотки, раскатывали руками до покраснения локтей в одну сторону, затем в другую. Как правило, раскатывали по 4 женщины, другие готовили шерсть, расчёсывали, раскладывали. Стирали и сушили на деревянных плетёных сетках, которые плели из орешника.
В селе работали две школы - при мечети и начальная светская. Учителями были энтузиасты Берснак Мурзабеков и Яхья Далиев, которые создали школу у себя во дворе. Для этого под навесом они расставили скамейки, пристроили столы. Учились одновременно от 10 до 13 детей. Позже Мурзабеков Берснак переехал в с. Ангушт. Он был одним из первых выпускников владикавказского педтехникума.
На том месте, где сейчас шумит лес, близ бывшего селения Барт-Бос, располагались пашни. Они, по воспоминаниям старожилов, в царские времена были истреблены накануне сбора урожая. Посевы были полностью уничтожены целенаправленно по указанию царских чиновников, что обрекало жителей на голод.
В первые годы депортации ингушей на этих ингушских пашнях были посажены молодые ростки деревьев. И вырос лес. Видимо, для того чтобы никто и никогда не помнил о том, что было село и была полноценная жизнь. Однако  селение Барт-Бос напоминает нам о себе роскошными фруктовыми деревьями, которые с любовью сажали наши бабушки и дедушки. Они до сих пор дают плоды. Место это остаётся верным своему названию «Барт-Бос», которое звучит как согласие и мир на земле наших предков.