РАСПОРЯЖЕНИЕ
от «30» июня 2012 г. № 433-р
МАГАС
1. Утвердить прилагаемую Стратегию инновационного развития Республики Ингушетия на период до 2025 года (далее – Стратегия).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Ингушетия руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Республики Ингушетия.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Ингушетия учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции мер по стимулированию инновационной деятельности на территориях муниципальных образований Республики Ингушетия.
Председатель Правительства
Республики Ингушетия М. Чилиев
Утверждена
распоряжением Правительства
Республики Ингушетия
от «30» июня 2012 г. № 433-р
СТРАТЕГИЯ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОД
I.Общие положения
В настоящее время мировое сообщество осуществляет глобальный переход к новому типу производственных отношений, связанных с воспроизводством используемых ресурсов за счёт внедрения инновационных процессов и технологий, которые становятся ведущим фактором устойчивого развития государств и их регионов.
Об этом свидетельствует тот факт, что одним из наиболее эффективных инструментов снижения межрегиональной дифференциации, получивших широкое распространение в международной практике, стала модель инновационного регионального развития, ориентированная на мобилизацию внутренних резервов каждого региона путём стимулирования предпринимательской активности на базе распространения передовых методов управления в сочетании с использованием научно-технического потенциала. Её применение даёт возможность повысить уровень социально-экономического развития региона за счёт размещения на его территории инновационных производств.
Использование этой модели в рамках специальной программы по развитию провинций Западного и Центрального регионов Китая позволило территориям, до определённого времени имевшим статус отсталых и депрессивных, не только сохранить положительные тенденции роста в период глобального финансового кризиса, но и войти в число лидеров мирового рынка информационных и телекоммуникационных технологий.
Особое место в стратегии территориального развития Российской Федерации занимает Северо-Кавказский регион. Это обусловлено, прежде всего, его современным геополитическим положением, историей освоения и исключительно сложным этническим составом населения. Развитие этого региона следует рассматривать как важнейшее средство обеспечения целостности государства, укрепления экономики России, упрочения ее позиций в Каспийском регионе и ликвидации очагов политической напряженности. Объективно возникает необходимость в разработке такой стратегии регионального развития проблемных территорий (северокавказских республик), которая, не нарушая целостности и единства российского государства, его экономического пространства, обеспечивала бы в русле инновационных преобразований устойчивые темпы роста экономики, адекватный рост уровня жизни местного населения, экологическую безопасность и, как следствие, стабилизацию общественно-политической жизни в северокавказском регионе.
Исходя из этого и складывающейся хозяйственной ситуации внутри России, характеризующейся переходом на инновационный путь развития, должны выстраиваться направления развития и модернизации экономики регионов в составе Северо-Кавказского федерального округа, представителем которых является Республика Ингушетия.
Сегодня Ингушетия ставит перед собой амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития – обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли региона как одного из лидеров, определяющих национальную политическую повестку дня. Единственным возможным способом достижения этих целей является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития, что означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Количественные показатели такой экономики к 2020 году – занятие существенной доли (в 5-10 процентах) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВРП (до 17-20%), увеличение в пять-шесть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз – доли инновационно- активных предприятий (до 40-50 процентов).
Тем не менее сложная экономическая ситуация в краткосрочной перспективе не говорит о необходимости пересмотра целей долгосрочного развития, скорее серьезно «повышается планка» для темпов и качества экономического развития в 2013-2025 годах.
Решение задач ускорения перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия на республику ряда внешних и внутренних вызовов, с одной стороны осложняющих достижение поставленных целей, с другой стороны диктующих необходимость еще большей интенсификации усилий по решению накопленных в ингушской экономике и инновационной системе проблем. Ключевыми из таких вызовов в части инновационного развития являются:
- ускорение технологического развития мировой экономики;
- усиление в глобальном масштабе конкурентной борьбы за факторы, определяющие конкурентоспособность инновационных систем, в первую очередь, за высококвалифицированную рабочую силу и «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции), резкое повышение мобильности этих факторов;
- вызовы, с которыми сталкивается все человечество в целом – изменение климата, старение населения и вызовы здравоохранения, продовольственная безопасность в глобальном масштабе;
- внутренние вызовы, способствующие диспропорциям в развитии республики: неразвитая система образования; низкое качество, недостаточность и неравномерность распределения информации в экономической и общественной жизни региона; низкая конкурентоспособность экономики и неэффективность ее интеграции в российскую и мировую экономическую систему; слабый уровень развития рыночных отношений, который определяет широкий спектр негативных явлений, создающих барьеры для успешного социально-экономического развития Ингушетии.
Эти вызовы диктуют необходимость опережающего развития отдельных специфичных направлений научных исследований и технологических разработок («чистая» энергетика, геномная медицина, новые технологии в сельском хозяйстве и т.д.), по многим из которых в республике нет существенных заделов.
Для того, чтобы ответить на эти вызовы, республике необходимо радикально интегрироваться в российскую и мировую инновационную систему, преодолеть сохраняющуюся изоляцию.
Неспособность Ингушетии ответить на данные вызовы означает сужение «окна возможностей» для перехода к инновационной экономике, утрату сохраняющегося научного потенциала, ослабление геополитических позиций, переход в категорию регионов с инновационной системой имитационного типа, не способных к производству нового знания и достижению лидерства по ключевым технологическим направлениям, долговременное закрепление сырьевого характера национальной экономики, низкие темпы экономического развития. Это означает невозможность достижения целей и задач долгосрочного развития.
Более того, в современных условиях необходимы новые методы и подходы, основанные на использовании экономических рычагов и стимулов, ориентированных на сохранение в регионе ресурсного и биоклиматического потенциала, стимулирование деловой и инвестиционной активности, повышение конкурентных позиций региона на российском и мировом рынках. В многообразном процессе модернизации и инновационных преобразований российской экономики центр тяжести смещается на территориальный уровень. Исключительная сложность проблемы формирования стратегии регионального инновационного развития, сочетающейся с трансформационными изменениями в экономике и обществе, с одной стороны, объясняется отсутствием практического опыта, недостаточностью научного обеспечения, с другой, доминированием политических конъюнктурных интересов.
1.Конкурентные преимущества Республики Ингушетия
Главное измерение российской инновационной экономики — региональное измерение. В течение 5–10 лет мы увидим здесь существенные изменения: сегодняшние регионы-лидеры уйдут на второй план, а ныне дотационные субъекты Российской Федерации, наоборот, будут играть ведущую роль.
Регионам, для того чтобы стать инновационными, в первую очередь необходимо думать об экономике, оценивая конкурентные преимущества территории и с их учетом формулировать приоритеты развития.
Сегодня Республика Ингушетия является самым молодым субъектом Российской Федерации, социально-экономическое развитие которго характеризуется как достаточно сложное.
Республика расположена на северном склоне Большого Кавказского хребта и на примыкающей к нему Терско-Кумской низменности, в центре Северного Кавказского хребта, между Северной Осетией и Чеченской Республикой. По территории республики проходит участок государственной границы Российской Федерации с Республикой Грузия.
Уникальное географическое расположение в приграничном районе дает возможность республике стать сухопутными воротами для входа в Россию пассажиро- и грузопотоков из Азербайджана, Армении, Грузии и Ирана; находясь между портами Черного и Каспийского морей, Ингушетия имеет возможность обеспечить транзит межпортовых грузов, стать грузораспределительным центром регионального значения.
В географическом, климатическом и экономическом отношении Республика Ингушетия делится на южную и северную, высокогорную и равнинную, густо- и слабозаселенную, слабо и хорошо освоенную в отношении деятельности хозяйствующих субъектов.
Рельеф территории возвышенный, состоящий из горных хребтов, разделенных долинами и ущельями. Наивысшая точка – Столовая Гора (2993 м над уровнем моря), протяженность Кавказских гор на территории Ингушетии – около 150 км, с юга на север республику пересекают реки Терек и Асса, а с запада на восток – Сунжа.
Природно-ресурсный фактор входит в число важнейших, определяющих как характеристику потенциала, так и особенности программных решений по развитию экономики республики.
Запасы общераспространенных полезных ископаемых довольно значительны и создают основу для развития стройиндустрии.
Так, имеются значительные запасы углеводородного сырья в недрах – нефти (прогнозные запасы более 60 млн.т), газа, которые являются основными стратегическими ресурсами республики. Нефтегазовые месторождения на территории региона разрабатываются с 1915 г., что обусловило наличие в районе систем энергоснабжения, нефтепромыслов, систем нефтегазопроводов, сбора и подготовки нефти. Здесь проходит магистральный нефтепровод Грозный-Тихорецкая. В недрах Ингушетии геологи обнаружили залежи редких металлов. Балансовые запасы перечисленных видов минерального сырья в среднем составляют 100-150 лет.
В процесс материального производства наиболее вовлечены строительные пески, глины черепичные, песчано-гравийная смесь. К слабо вовлеченным и не используемым в сфере материального производства ресурсам относят мрамор и мраморовидные строительные материалы, доломит, известняк-ракушечник, кирпичные глины высокого качества, лесные ресурсы, водные ресурсы, сланец.
Республика богата и земельными ресурсами: почвы черноземные, плодородные, природно-климатические условия благоприятны для развития сельского хозяйства.
Общий земельный фонд республики составляет 362,8 тыс. га, из которых 166,2 тыс. га приходится на земли, используемые в сельском хозяйстве. По данному показателю удельный вес земель сельскохозяйственного назначения в республике составил 45,8%, из них половина угодий – пашни.
Наличие плодородных почв и благоприятных климатических условий создает основу для развития в регионе эффективного агропромышленного комплекса.
Важный природный ресурс Ингушетии – леса, общая площадь лесных фондов составляет 75,6 тыс. га. Леса в основном смешанные: хвойные леса – 5,7 тыс. га, твердолиственные – 48,6 тыс. га, мягколиственные – 18,1 тыс. га и кустарники – 3,2 тыс. га. Покрытая лесонасаждениями территория не превышает 22,7% от общей площади республики.
Запасы спелых и перестойных твердолиственных лесов лесного фонда Республики Ингушетия составляют 2,54 млн. куб. м, в том числе: дуб (высокоствольный и низкоствольный) – 0,04 млн. куб. м, бук – 1,98 млн. куб. м, граб – 0,14 млн. куб. м, клен – 0,3 млн. куб. м.
Наличие в Республике запаса спелых и перестойных ценных пород деревьев, таких как дуб, бук, граб, чинар, делает возможным развитие деревообрабатывающей отрасли.
Ингушетия располагает значительными запасами гидроэнергии горных рек, величина которых составляет около 1,5 млрд кВт/ч, что соизмеримо с энергетическими потребностями республики. Горная часть и прилегающая к ней равнина имеют густую и сильно разветвленную речную сеть. Почти все реки республики носят ярко выраженный горный характер и берут начало на высоких гребнях хребтов из родников и ледников (значительные запасы гидроэнергии), крупные реки – Терек, Асса, Сунжа, Армхи.
В общей сложности территория Республики Ингушетия включает в себя бассейны 750 средних и малых рек, суммарной протяженностью превышающих 1375 км, из них более 21 реки – протяженностью более 10 км. В среднем на каждый квадратный километр территории приходится 590 метров речной сети, это один из самых высоких показателей в масштабе СКФО и ЮФО России.
Республика располагает запасами пресной воды, в том числе подводные воды категории А+В+С1 составляют 99 тыс. куб. м/сут. Водозабор из подземных источников осуществляют 72 водопользователя, 32 из них имеют разрешение на спецводопользование.
Республика обладает запасами термальных и минеральных вод типа «Боржоми». Общие запасы минеральной воды составляют порядка 300 куб. м/сут.
Транспортная инфраструктура, представленная железнодорожным, автомобильным, трубопроводным и воздушным транспортом; прохождение через территорию республики транспортных путей федерального и межгосударственного значения (автодорога Баку – Ростов-на-Дону – Москва, Северо-Кавказская железная дорога, нефтепровод Баку – Новороссийск) создают основу для роста экономики республики и развития ее транзитного потенциала.
Благоприятная демографическая ситуация, выражающаяся в устойчивом росте населения трудоспособного возраста, создает основу для роста экономики как с точки зрения развития производства, так и формирования внутреннего спроса на продукцию и услуги.
Богатые природные ресурсы Республики, включая большие запасы разведанных месторождений полезных ископаемых, плодородные почвы, уникальные леса, разнообразный животный мир, великолепные природные ландшафты, благоприятные климатические и экологические условия создают условия для развития экономической активности в производстве строительных материалов, сельскохозяйственной продукции, туристско-рекреационном комплексе.
Выбор инновационного пути развития Республики Ингушетия, определение приоритетных направлений инновационной стратегии основаны на анализе конкурентных преимуществ республики.
С точки зрения технологического потенциала региона наиболее перспективными областями являются:
образование;
информационные технологии;
промышленность и строительные материалы;
сельское хозяйство;
туристско-рекреационный комплекс.
Важным фактором для успешной реализации Инновационной стратегии является последовательная политика органов государственной власти Республики Ингушетия по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности.
2.Ингушетия – инновационный регион?
Диагноз состояния инновационной сферы
Одним из первоочередных вопросов устойчивого функционирования территории является перевод региональной экономики на инновационный путь развития в условиях реформирования межбюджетных отношений, расширения самостоятельности и повышения ответственности субъекта Российской Федерации за темпы социально-экономического прогресса. Эффективность работы в этом направлении требует формирования региональной инновационной политики, ориентированной на тенденции развития мировой экономики.
При этом основная роль государства должна состоять в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование инновационной инфраструктуры и развитие инновационного предпринимательства.
Сложившаяся к настоящему времени отраслевая структура производства Республики Ингушетия имеет в основном экспортную ресурсно-сырьевую направленность. Основной ее базой является топливно-энергетический комплекс. Развитие Республики Ингушетия в долгосрочной перспективе должно сопровождаться переходом региональной экономики, ориентированной на экспорт сырьевых ресурсов, к развитию наукоемких отраслей, основанных на технологиях.
Для реализации существующего потенциала и развития более успешной и конкурентоспособной экономики в регионе необходима четкая стратегия, последовательная политика и общественная поддержка.
Инновационное развитие для Республики Ингушетия – это стратегия, основанная на широком внедрении новшеств, использовании возможностей, реализация которых требует применения современных стандартов и технологий (далее – Инновационная стратегия). Инновационная стратегия нацелена на широкое внедрение инноваций в компании, в сфере взаимодействия власти и бизнеса, в области осуществления интерфейсного взаимодействия между наукой, промышленностью и другими секторами экономики.
Важной особенностью Инновационной стратегии является то, что в ней ведущая роль отводится компаниям региона. Она ориентирована на активное участие в ее реализации бизнеса, учитывает его интересы и нацелена на развитие спроса на инновации со стороны предприятий региона. Инновационная стратегия определяет ориентиры для инициатив и мероприятий по ее реализации – создание условий для развития партнерских связей между наукой и бизнесом и повышение деловой активности в регионе.
В системе программного развития республики Инновационная стратегия определяет приоритеты в сфере экономического развития и рассматривает комплексные и целевые программы развития отраслей экономики региона в качестве механизмов реализации этих приоритетов.
В настоящее время проведена значительная работа по совершенствованию правового режима инновационной деятельности. Закон Республики Ингушетия от 7 декабря 2010 года № 58-РЗ «Об инновационной деятельности в Республике Ингушетия» (далее - Закон) содержит расширенное толкование самого понятия «инновационная деятельность» и определяет механизм стимулирования развития инновационной деятельности на различных уровнях.
Предметом регулирования Закона являются основные направления инновационной политики Республики Ингушетия по стимулированию, развитию и эффективному использованию инновационного потенциала Республики Ингушетия, установлению формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности.
В Законе дается перечень субъектов инновационной деятельности, перечислены основные цели и принципы государственной политики по развитию инновационной деятельности в Республике Ингушетия.
Деятельность органов государственной власти Республики Ингушетия по развитию инновационной деятельности сводится, в основном, к нормативно-правовому регулированию, определению общих принципов, приоритетных направлений, форм и методов развития инновационной деятельности, разработку и реализацию мер, направленных на стимулирование взаимодействия научных центров и крупных предприятий с инновационными предприятиями, созданию условий для выхода субъектов инновационной деятельности на международные рынки товаров, услуг и прочее.
В Законе определены сферы, по которым будет предоставляться государственная поддержка субъектам инновационной деятельности, приводиться механизм реализации инновационной политики в республике и формы государственной поддержки. При этом поддержка предоставляется субъектам инновационной деятельности при соблюдении определенных Законом условий и соответствия критериям отбора субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств республиканского бюджета.
Одно из важнейших сохраняющихся у республики конкурентных преимуществ с точки зрения инновационного развития – человеческий капитал. Охват всего населения базовым образованием остается на высоком уровне: в 2011 г. – 88%, в то же время ситуация в этой сфере характеризуется рядом негативных тенденций, которые в перспективе могут фактически девальвировать это конкурентное преимущество.
Во-первых, продолжает снижаться качество образования на всех уровнях – от базового, начального и среднего профессионального образования до вузовского и поствузовского.
Во-вторых, кроме качества образования, значительную роль для будущего инновационного развития играют и формируемые у человека жизненные установки, модели поведения, которые либо способствуют распространению инноваций в экономике и общественной жизни, либо препятствуют ему.
В этом плане ситуация в Ингушетии неоднозначна. С одной стороны, данные по уровню проникновения мобильной связи, частоте смены телефонных аппаратов и вниманию к современным «опциям» телефонов (по опросам различных организаций в сфере телекоммуникаций), которые могут быть использованы в качестве характеристики восприимчивости к инновационному потреблению, находятся на сравнительно высоком уровне.
С другой стороны, по такому показателю, как готовность потребителей приобретать инновационные товары взамен используемых, Ингушетия – один из самых консервативных регионов. Недостаточно высокий уровень проникновения сети Интернет (около 50%), притом что в последние годы и компьютер, и сеть Интернет стали финансово доступны самым широким слоям населения, также показывает определенную консервативность населения по отношению к технологическим новациям.
Ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества – мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска также не являются пока характерными особенностями хотя бы значимой части населения республики. В Ингушетии, по данным Министерства образования Республики Ингушетия, участие населения (в возрастной группе 25-64 лет) в непрерывном образовании в 2011 г. составило 3%. При этом в регионах с высокой инновационной активностью этот показатель в несколько раз выше.
Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2011 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 0,5% от общего числа предприятий промышленности, что значительно ниже значений, характерных для регионов с высоким уровнем инновационной активности. Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (0,4%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в республике 0,075%.
Слабо используются предприятиями современные информационные технологии. Доля предприятий, использующих сеть Интернет для размещения заказов, в 2011 г. составила в республике 10% по сравнению с 55-72% в других регионах России. Доля предприятий, имевших собственный Интернет-сайт, в 2011 г. составила 30% по сравнению с 50 – 80% в большинстве регионов России. Доля высокотехнологичной инновационной продукции в общем объеме выпуска (0,4%) остается на значительно низком уровне.
При этом, кроме «количественного» отставания региональных компаний по уровню инновационной активности, есть еще и значительные структурные проблемы в организации управления инновациями на уровне фирм. По показателю «способность компаний к заимствованию и адаптации технологий», по оценкам рейтинговых агентств, Ингушетия в 2010 г. находилась из 83 на 80 месте. Индекс инновационной активности Республики Ингушетия – 0,00168, тогда как индекс г.Москвы – 0,93333.
Абсолютное доминирование передовых типов инновационного поведения (заимствование готовых технологий и т.д.) характеризует республиканскую инновационную систему как ориентированную на имитационный характер, а не на создание радикальных нововведений и новых технологий.
Очень скромно выглядят ингушские предприятия и на внешних рынках, в 2011 г. доля произведенных ими товаров и услуг в общероссийских объемах экспорта высокотехнологичной продукции гражданского назначения составила 0,001%.
Поддержка инновационной деятельности органами государственной власти Республики Ингушетия может оказываться за счет средств соответствующих бюджетов и включать в себя финансово-кредитную, имущественную, техническую, консультационную, информационную поддержку, поддержку внешнеэкономической деятельности, межрегионального сотрудничества, участия в выставках и ярмарках, меры по развитию трудовых ресурсов для инновационной деятельности, меры по развитию деятельности по предоставлению субъектам инновационной деятельности финансовых и иных услуг, а также другие направления поддержки, которая предусмотрена в государственных и муниципальных программах по развитию инновационной деятельности.
В настоящее время в Республике Ингушетия государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность инновационной направленности, предоставляется по линии Регионального Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия в рамках республиканской целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Ингушетия на 2009-2012 годы» (Постановление Правительства от 20.02.2009 г. № 57).
Механизм предоставления данного вида государственной поддержки утвержден Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 7.10.2009 г. № 345 и предусматривает возмещение до 75 % затрат на разработку и внедрение инновационных изобретений и опытно-конструкторских разработок в серийное производство. Максимальный размер субсидии составляет 5 млн. рублей.
Наиболее яркими проектами инновационной направленности, осуществляемыми субъектами малого и среднего бизнеса, являются:
«Инновационная технология промышленного производства кожи из шкуры рыбы» (индивидуальный предприниматель Шадиев А.М.);
«Изготовление электрообогреваемого лобового стекла автомобиля» (ООО «РосИнгАудит»);
«Производство биологически активных добавок в корма сельскохозяйственным животным» (ООО «ЭГИ»);
«Создание компьютерной системы «Виртуальный музей» (ООО «Интензибэн»).
Проект заключается в создании программного обеспечения для хранения, обработки и визуализации цифровых данных в сфере искусства, образования и музейного дела. Программа не только сможет демонстрировать экспонаты в стерео трехмерном формате, но и в интерактивной развлекательной форме вести обучение. Встроенная Интернет-технология позволит предоставить доступ к программе любому пользователю в любой точке мира.
В целом ситуация в бизнесе остается неблагоприятной. Большинство предприятий, столкнувшись с необходимостью жесткой оптимизации издержек, в первую очередь, экономят на развитии, откладывая на неопределенное будущее инновационные проекты, расходы на НИОКР и перевооружение.
Инфраструктура инновационной деятельности в Республике Ингушетия в целом не развита. Из основных объектов инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования и др.), создаваемых на территории России, в республике создан ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор», функционирующее за счет средств федерального и республиканского бюджетов.
В состав ГКУ «Республиканский Бизнес-Инкубатор» входят бизнес-инкубаторы в г.Магасе и в г. Карабулаке.
Бизнес-инкубатор в г. Магасе открыт в 2009 году и в настоящее время является основным объектом инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Бизнес-инкубатор в г.Карабулаке введен в эксплуатацию в апреле 2012 года.
Инновационная государственная власть в республике находится на стадии становления, начинается активная работа по созданию «инновационного климата» в республике. В последние годы предпринимаются меры по поддержке инновационной активности предприятий, однако финансирование научной и инновационной сферы пока что производится в недостаточном объеме.
Отдельной проблемой является неприспособленность системы государственной статистики к целям управления инновационным развитием. Статистические данные, отражающие ключевые параметры инновационного развития, становятся доступными с временным разрывом в несколько лет. Сама структура статистических показателей во многом отражает задачи государственного управления индустриальной эпохи и не вполне соответствует задачам текущего дня. Актуальное представление о состоянии и тенденциях развития в инновационной сфере сегодня можно составить в основном по результатам опросов и обследований, которые проводятся несистематически по инициативе общественных организаций и частных компаний.
При этом в системе государственного управления внедряются инновации – безбумажные технологии, предоставление государственных услуг в электронной форме, приоритетный проект «Электронное Правительство». По данным направлениям в республике есть определенные достижения.
Общий вывод по текущей ситуации с факторами инновационного развития Республики Ингушетия – в ингушской экономике окончательно не сформировалась тенденция инновационного поведения бизнеса.
Критическими проблемами инновационного развития сегодня являются создание мотивов инновационного поведения всех субъектов экономики и углубление их кооперации с сектором исследований и разработок с опорой на развивающуюся инновационную инфраструктуру.