http://s7.uploads.ru/t/NsXQc.jpg

ТумагI

Было жилым до 23 февраля 1944 года.

Основание примерно 16 век.

Координаты Google Maps

Тумгойские башенные постройки.

https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/124702853.jpg

Тумгой (Тумга, Тумах) — башенный поселок замкового типа на горном плато возле речки Вежекер-Ели, в 1,3 км южнее Бишта. Сейчас здесь фиксируются полуразрушенные (в 1944 г.) боевая и более 15-ти жилых башен с различными пристройками, оборонительной стеной периода позднего средневековья.

https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/128709432.jpg

панорама 360

Более подробные панорамы даны внизу поста.

Боевая башня в плане квадратная (5,25x5,25 м), имела 5-ть этажей, пирамидально-ступенчатое покрытие (12 сланцевыхплит с венчающим крупным конусовидным камнем) и достигала в высоту 24,00 м. Сводчатым дверным проемом, ведущим сразу на 2-й этаж, она обращена на восток. На 1-м этаже устроены крупные каменные «мешки» отсеки для хранения сельскохозяйственных припасов и содержания невольников, а в стенах 2—4 этажей — редкие сводчатые оконные проемы, многочисленные бойницы для огнестрельного боя. Перекрытия 2-го и 5-го этажей — в виде сомкнутого четырехстороннего каменного ложного свода с выступающими гуртами. Крупные боевые стрельчатые амбразуры верхнего этажа снизу прикрывались каменными навесными машикулями-балкончиками. Кверху стены существенно суживались. Толщина стен у основания — 0,90 м. Построена башня тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи стены покрыты толстым слоем светложелтой штукатурки, а изнутри у них просматривается замазка швов кладки. Эта боевая башня, воздвигнутая в XVII веке, располагается в замковом комплексе.

Жилые башни имеют прямоугольное или трапециевидное основание, располагали 2—4 этажами, плоской крышей с высоким парапетом. У 2-х башен наверху были устроены обширные лоджии. У жилых башен сохранились различные по конструкции центральные каменные опорные столбы межэтажных перекрытий, дверные и оконные проемы, ниши, бойницы, «мешки»~отсеки и прочие детали. Снаружи фасадной длинной западной стены жилой башни (2-й этаж), расположенной в северной части поселения, отмечается крупный камень (известняк-травертин — 0,82x0,46x0,42 м) с линейным изображением концентрического круга (диаметр — 0,24 м), внутри которого размещается небольшой крест. У другой башни, находящейся в юго-восточной части поселка, в штукатурке фасадной длинной восточной стены (близ дверного проема на 1-й этаж) можно видеть оттиск кисти правой руки строителя.

Из этого поселка вышли Тумгоевы, Албаковы, Зурматовы, Олиговы и иные ингушские фамилии. В позднем средневековье Тумгой являлся административно-политическим, культурным центром отмеченного небольшого одноименного ущелья горной Ингушетии. Некоторые местные потомственные зодчие (в частности, из фамилии Албаковых) славились своим мастерством возведения «крепких» и «теплых» жилых' башенных строений. Другая часть умельцев специализировалась на строительстве склепов и заградительных стен. В поселке проживали также опытные жрецы, специалисты горского обычного права и народной медицины. С поселением связаны интересные историкофольклорные сюжеты. Отдельные местные башенные сооружения обследовались Л. II. Семеновым, И. П. Щеблыкиным, Н. Ф. У ствол ьс кой, Д. Ю. Чахкиевым и некоторыми другими учеными (см., например: 1; 2,с. 323—324 и сл.; 14, с. 58—59; 16, с. 94, 102 исл.; 29, с. 42; 41, с. 105; 45, с. 100; 58, с. 104;105; 152).

https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/124703036.jpghttps://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/124702907.jpg
др. фото
Тумгойский храм-святилище Тумгой-Ерда. На северной окраине поселка Тумгой, на выступе громадной скалы, размещается крупный храм-святилище Тумгой-Ерда периода позднего средневековья. (с конца XIX века действовал как мечеть) Он ориентирован с СВ на ЮЗ, имеет прямоугольное основание с неравными сторонами (юго-восточная — 10,04 м, северо-западная — 10,12 м, северо-восточная — 4,56 м, юго-западная — 4,26 м) и двускатно-ступенчатую крышу (13 сланцевых плит с гребнем-«коньком»). Дверной проем с полукруглой аркой (0,83x1,32 м) устроен в юго-восточной стене. Внутри постройка имеет 3 каменные арки, имеющие высоту 2,03 м, 3,03 м, 2,19 м.
В стенах находятся небольшие окна: одно — в северо-восточной стене, четыре — в северо-западной (2 — в алтарной части и 2 — в смежной с нею части строения) и два — в юго-западной стене. Амбразуры окон расширяются вовнутрь. В стенах и арках можно видеть большое количество прямоугольных ниш и коленчатых тайников. Некоторые ниши расположены рядом и разделены лишь тонкой перегородкой. Только в 2-х нишах находилось по одному бараньему рогу. В различных местах в стены вделаны небольшие каменные плиты, образующие полочки (треугольные или прямоугольные), а также каменные крючья, козьи и бычьи рога. В храме-святилище много поперечных деревянных балок, вделанных в стены и арки на различной высоте. Толщина стен — 0,50 м. Пол каменистый, неровный. В алтарной и смежной с нею части он повышен, а в других отделениях постройки заметно снижается. Сложен памятник тщательно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная. Снаружи и изнутри стены покрыты светло-желтой штукатуркой.

https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/124702911.jpg

Перед храмом-святилищем, с южной стороны, сохранились остатки каменной ограды.
Из этого культового сооружения происходят деревянные кубки, блюда, небольшие корыта, скамеечки на 3-х ножках. Данный храм-святилище, относящийся к XVI—XVII вв., был открыт и описан Л. П. Семеновым (16, с. 100—102).

Тумгойское 1-е столпообразное святилище. Близ вышеотмеченного храма-святилища (напротив его входа) находится позднесредневековое святилище в виде высокого (до 3,70 м) каменного столпа с прямоугольным основанием (1,44x0,70 м) и стрельчатой нишей (высота — 1,06 м, глубина — 0,49 м) в фасадной длинной юго-западной стене. Верх постройки разрушен. Построена она аккуратно, на известковом растворе. Кладка стен полигональная, приближающаяся к порядковой. Стены и ниша покрыты толстым слоем светло-желтой штукатурки.
Согласно преданиям, настоящий культовый памятник был торжественно воздвигнут местными жителями в честь одного из своих легендарных предков — героя по имени Гий (Гуй). Это святилище впервые было отмечено Ч. Э. Ахриевым в конце XIX века, а позднее оно обследовалось Л. П. Семеновым, И. П. Щеблыкиным, Е. И. Крупновым, А. И. Шамиловым, А. И. Робакидзе и другими учеными (см., например: 16, с. 101—102; 81, с. 17-18; 113, с. 8).

Тумгойское 2-е столпообразное святилище. По краткому сообщению А. И. Шамилева, в поселке Тумгой высилось еще одно столпообразное святилище с прямоугольным основанием, жертвенной нишей и плоским верхом периода позднего средневековья. К настоящему времени памятник не сохранился. По преданиям, он был сооружен местным населением в честь другого легендарного цредка — героя по имени Сиккам (Цикма) (113, с. 8).

https://static.panoramio.com.storage.googleapis.com/photos/large/127536815.jpg

Каштынхойские башенные постройки. Каштынхой — башенный поселок замкового типа на оконечности горного кряжа, в окрестностях Тумгоя. Здесь фиксируются 5-ть полуразрушенных жилых башен, объединенных с помощью оборонительной стены в единый замковый комплекс позднего средневековья. Башни в плане прямоугольные, имели 3 этажа, плоскую крышу с парапетом. У них сохранились отдельные разнотипные сводчатые дверные и оконные проемы, хозяйственные и оборонительные ниши, бойницы для огнестрельного боя, камни-коновязи, тайники, центральные каменные опорные столбы межэтажных перекрытий и прочие интересные детали. На арочном камне (известняк-травертин — 1,18x0,66x0,45 м) дверного проема (1-й этаж) фасадной длинной восточной стены у жилой башни, размещенной в юго-восточной части замка, можно видеть линейное изображение солярного знака — небольшого триквестра. Немного выше (на 1,10 м) в кладке стены

Придания и рассказы связанные с селением

О МАГА-ЕРДЫ, МАГИ ЖАЙ И О СТАРИННОМ РАССКАЗЕ О МАГЕ

(«Жай» — здесь имеется в виду священная книга, подобная Библии. Предание повествует о легендарном строителе Маге, построившем известный языческий храм Мага-Ерды в Ингушетии. Перевод с ингушского дается в сокращении.)
(Записано Баширом Ахмедовичем Чахкиевым в 1965 г. // Танкиев А.Х. Духовные башни ингушского народа. Саратов, 1997. С. 263—270.)

В горной стране ингушей, расположенной высоко в горах, неподалеку от местности (поселения), называемой теперь Салги, стоит построенный из камня старинный храм. Его называют Мага-Ерды. Много веков и много поколений сменилось за время, пока стоит этот храм.

Почему он построен? Для каких нужд? Почему его называют Мага-Ерды? Эти и многие другие вопросы встают перед тобой, когда сюда приходишь. Из крепких камней, скрепленных при помощи своеобразного раствора, построенный так, как будто он никогда не разрушится, стоит Мага-Ерды. Он мог рассказать много удивительного, если бы умел говорить, — о далеком прошлом, об ингушах, живших здесь раньше. Молчат безмолвные камни.

Пожилые люди и знатоки старины среди ингушей рассказывают удивительные истории о Маге, о Мага-Ерды, о «Жай», обладателем которого был Мага.

Ниже мы записали рассказ знатока этих историй, 70-лет-него старика Эльджаркиева Абдул-Вохаба, сына Эльбузура.

По преданию, Абдул-Вохаб сам являлся потомком рода, основателем которого был легендарный Мага.

Мага считается 16-м предком Абдул-Вохаба.

Из рода Мага происшедшими считаются многие современные ингушские, некоторые чеченские, грузинские роды. Таковы ингушские роды (тейпы): Тумгоевых, Накостоевых, Далгаевых, Эльджуркиевых и другие; распространенный и многочисленный чеченский род Чинахоевых (Ч1инахой); в Грузии живут и стали грузинами Чопикиевы (Чопикнакьан) и другие.

О происхождении своего рода от Маги, о генеологии предков рассказывает Эльджаркиев Абдул-Вохаб, сын Эльбузура:

Мага является сыном Мази, потом сыном Маги является Цикм, сыном Цикма был Эндри (или Андри); у него было много сыновей: Пхош, Гий, Цикм, Чопик, Чинах. Мы произошли от Пхоша, сыном Пхоша был Нонал, сын Нонала — Танаш, Тана-ша — Кятт, Кятта — Беатаг, у Беатага было два сына: Бярий, Хамча; мы произошли от Хамча.

Сын Хамча — Учаг, Учага — Чирак, Чирака — Гонча. Сыном Гонча был Хьунг, у Хьунга был сын Эльджарка. От него идет название нашей фамилии.

Сын Эльджарка — Эльбузур, сыном Эльбузура являюсь я, Абдул-Вохаб. Мой сын — Абдул-Мажит, старшим сыном Аб-дул-Мажита является Аддал-Салам.

Если считать от отца Маги Мазарца, Аддал-Салам, мой внук, является 19-м. Это 10-е поколение. По этим данным приблизительно можно установить, когда жил Мага. Так, если между поколениями считать до 35 лет, то мы узнаем, что Мага жил более 600 лет назад. Тогда надо считать, что и храм Мага-Ерда существует столько лет!

Отец Маги — Маза, его дядя Иласха, рассказывают, переселялись или из Шаме, или из Багдада. Впоследствии Иласха поселился в Чечне, недалеко от Гудермеса, и основал нынешнее село Иласха-Юрт. Происшедшим из «Дома Иласха» считаются многие чеченские роды: Центарой, Иласхой, Гумхой и другие. А сын Мази — Мага вначале поселился на берегу Черного моря. Когда Мага жил там, он дружил с Звездой Ветров (Миха Седкьа), Благодатной Птичкой (Фара Хьазилг), Говорящей Змеей (Барта лув Лихь).

Благодатная Птичка делала обильным посеянное им (Ма-гой) зерно, приносила плодородие и обилие во всем, чем он занимался, она обладала способностью приносить фар (т. е. благодать). А Звезда Ветров не давала дуть ветрам. В эти времена ветры приносили большой вред: уничтожались посевы, хозяйства. Правда, Мага убирал свой урожай, не теряя ни одного зерна потому, что Звезда Ветров стерегла его урожай. Третьей хорошей «вещью» была Говорящая Змея, подружившаяся с семьей Маги, знающая человеческий язык, жившая у Маги, как равноправный член семьи. Самой большой силой из этих трех «вещей» обладала Говорящая Змея. Она с собой водила Благодатную Птичку и Звезду Ветров.

Так продолжительное время жил Мага на берегу Черного моря, хотя неизвестно, сколько именно. Жившие там, на берегу Черного моря, Пала-кхелой попросили Мага переселиться в другое место, и он переселился в Берса Йог1ота (Эльхотово) и в местности Туп-топ-ч1ож(Вероятно, это местность, где стояли татары, — Татартуп. (Комментарий собирателя Б. Чахкиева, записавшего предание)). Мага жил там довольно продолжительное время. По какой-то неизвестной причине (или ему не понравилась местность, или из-за конфликта с другими жителями) Мага переселился в та-хар джейраховцев, в местность, называе мую Нижний Эзми, Верхний Эзми. Здесь он жил какое-то время. Затем, передвигаясь вверх по реке Армхи, он поселился в местности, названной впоследствии Магате, там, где возникло селение Салги. Там он обосновался навсегда, основал село, там начало увеличиваться его потомство. Большое поселение основал там Мага, с жилыми башнями и боевыми башнями, со своим родовым святилищем. И поныне стоят там большие и высокие башни, языческий храм Маг1а-Ерда.

Когда Мага жил там, по-прежнему с ним были эти три «вещи» (существа): Звезда Ветров, Благодатная Птичка, Говорящая Змея. У Маги был в то время один друг, живший в стране грузин. Они очень сильно дружили между собой и соблюдали обычай побратимства: друг-грузин приезжал к Маге, Мага в свою очередь ездил к другу-грузину. Однажды Мага ехал в Грузию навестить своего друга. Когда Мага был у друга-гру-зина, дома у него остался сын-мальчик, научившийся ходить и говорить. Этот мальчик Маги любил забавляться, играя с аль-чиками. В этой игре с альчиками приняла участие и вышедшая из своей норы Говорящая Змея. Как только мальчик Маги отходил, чтобы ударить зилом по поставленному им альчику, Говорящая Змея ударом своего хвоста опрокидывала их раньше мальчика. Таким образом, Змея опрокинула альчики раз, два раза и в третий раз. Рассердившись за это на Змею, мальчик ударил по ней своим зилом и отсек хвост Змеи. Увидев свой отсеченный хвост, Змея в гневе набросилась на мальчика, прошла сквозь его тело и удалилась. После убийства мальчика Змея покинула дом. Вслед за ней улетела Благодатная Птичка, исчезла Звезда Ветров.

После этого печального происшествия Мага, находящийся в стране грузин, был очень томим предчувствием, охвачен беспокойством. Ночью ему приснился нехороший сон, и он понял, что дома случилось какое-то большое несчастье. Он еще больше уверился, что дома случилось непоправимое, когда увидел, как колышется борода козла из стада друга-грузина, колеблемая ветром. Мага торопился домой.

Место, куда он должен был вернуться домой, Магате, находилось (и, естественно, находится теперь) на возвышенности, куда надо было подниматься. Между горами лежит дорога, которая ведет к Салге, мимо сел Тай, Хули, Бейни, оттуда Валите, Тумага. Возвращаясь домой по этой большой дороге, Мага устал и, еще не дойдя до Магате, присел отдохнуть на берегу. («Даже на моей памяти,— говорит Эльджаркиев Абдул-Вохаб, сын Элбузу-ра,— старики говорили: “Это место, где отдыхал Мага”, уважая и почитая это место, всякий проезжающий и проходящий вверх или вниз останавливались здесь отдыхать»). На этом месте, где он отдыхал, Мага совершил обряд молений богам, в которых он верил.

Когда он вернулся, домашние рассказали ему все, что произошло в его отсутствие. Мага какое-то время провел в печальных размышлениях. Наконец он обратился к Говорящей Змее с такими словами: «Ты не уходи, не прячься. Появись предо мной. Я тебя простил». Когда Мага стал сильно просить Змею, змея вышла из норы и подошла к нему. С нею вернулись Благодатная Птичка и Звезда Ветров. Тогда Мага сказал: «Змея, ты не убегай, не покидай меня. Твой отсеченный хвост я склею золотом и серебром. Если ты уйдешь, дела мои, хозяйство придут в упадок. Ты же знаешь, как ты мне нужна».

Послушав речь Маги и его горячие просьбы остаться, Змея склонна была согласиться с ним. Но, посмотрев на свое туловище без хвоста и подумав, Змея сказала: «Дружба между нами кончилась, согласие между нами кончилось. Никогда отец не забудет своего сына, а Змея своего хвоста» (эту пословицу и в настоящее время приводят ингуши в случаях, когда нарушается согласие). Ответив таким образом, Говорящая Змея удалилась навсегда. За ней исчезла Звезда Ветров, улетела Благодатная Птичка.

После этого начались у Маги, как и у других людей, неурожаи и бедствия, во всем он лишился благодати, которой он был обеспечен своими покровителями раньше.

У Маги был сын по имени Цикм. Сыном Цикма был Энда-ри. У Эндари было много сыновей. У него было пять сыновей: Попош (Пеш) был самый старший, вторым был Гий, третий, как и дед, носил имя Цикм, за ними шли Ч1инарх, Чопок. Эти братья жили там, где жил их прадед Мага, посещая и почитая храм, названный его именем: Мага-Ерда. Среди братьев Гий (Гюй) отличался очень дурными поступками, огромной силой и неукротимым нравом. Гий имел два рта, трехметровый рост, за один раз он съедал трехлетнего быка, спал целую неделю.

Не было человека, кто бы осмелился ему перечить и не боялся бы его.

Гий, который вел праздный образ жизни, съедал все, что добывали братья, бил их и много спал, надоедал своим братьям. Братья посоветовались между собой и решили, что ничего не остается другого, как продать его на стороне.

С большим трудом братьям удалось отвезти связанного ими во время сна Гия в Грузию и продать его.

Братья, расставаясь с грузинами, научили их, как вести себя сГием, чтобы он дал слово и смирился с участью раба: «Через некоторое время Гий проснется. Тогда он попросит развязать его, будет угрожать, умолять вас, но вы не развязывайте его ни в коем случае, пока он не поклянется именем Мага-Ерды, именем Маги. Тогда он вам покорится. Любым другим клятвам не верьте».

Братья получили плату (хулам) за продажу человека и вернулись домой.

Через неделю Гий проснулся и увидел, что он лежит крепко связанный цепями, на руках и ногах кандалы. Он весьма удивился этому обстоятельству. Когда он узнал о том, что произошло, пока он спал, то попросил грузин, обступивших его, развязать. Грузины сказали, что они это сделают в том случае, если он поклянется именем Мага и храма Мага-Ерды, что смирится со своей участью.

— Эти цепи меня не смогут остановить,— сказал Гий и, сломав железные цепи, освободился.

Грузины подумали, что Гий набросится на них, но он сказал:

— У меня к вам нет претензий, и я вам не сделаю ничего худого. Когда мои братья связали меня и продали вам, вы меня купили. Другой вины за вами нет.

Он тут же направился домой.

Возвращаясь домой, он дошел до Охкара горы (Сахкара лоам). С этой горы были видны все окрестные села: Салги, Хули, Гюй и другие. С этой горы Гий крикнул братьям: «Я иду к вам, незаконнорожденные щенки! Теперь куда вы денетесь?!» Хотя эта гора находилась так далеко, что не был слышен оттуда даже ружейный выстрел, виноватые братья услышали голос Гия.

Виноватые братья сказали: «Это голос Гия, он возвращается домой и не оставит нас в живых, нам необходимо бежать». Братья бежали. Гий застал только одного старшего брата Пеша, которого Гий простил, так как за ним не было прямой вины.

После этого случая Пеш остался жить в Салги. От него произошел род (тейп) Эльджаркиевых (Эльджаркъийнаькъан) и многие другие. А Гий переселился из Салги и основал село Тумхой-Юрт, и построил там высокие башни из камня. Там до сих пор стоит четырехугольный каменный столб трехметровой высоты, говорят, этот столб Гий сделал, померив его со своим ростом, такой же высоты, каким был он сам.

От Тумхоевых, из «Дома» Гия произошли: Тумхоевы, Долги-евы, Цолой и многие другие.

Хорошо известно, где поселились бежавшие от Гия братья: Цикм, Чопик, Чинах (Ч1индарх).

Цикм перешел реку Ассу и в шахаре Чурой, в местности Эрза (Арзи), основал свое село и там остановился на постоянное жительство.

Чинах (Ч1индарх) ушел недалеко, в страну чеченцев, и в местности Итум-кхала (Итум-кале) основал селение по названию Ч1инах (Шиндарх), построил там башню и стал там жить. Много чеченцев, родом оттуда, живут теперь во многих местах. В стране чеченцев мало найдется сел, где нет Чинахоевых. Они ведут родство с ингушами, считая их своими братьями.

А Чопик поселился в стране грузин. Он поселился в той местности, которая сейчас зовется Казбеги (Казбек). От него произошли грузины рода Чопикиевых (Чопикнаькъан), Чопикаш-вили. Их по-другому называют Казбекиевы (Казбеги). Родственные отношения с ингушами поддерживали раньше и теперь живущие в стране грузин Чопикиевы, Казбекиевы (Казбекнаькъан) и потомки этих родов.

Во времена царизма был один человек — генерал Казбек. Он был из рода Чопикиевых. Этот генерал Казбек был деятельным, известным человеком. С выходцами нашего рода из Салги и выходцами рода Чинахоевых из Итум-кхале он поддерживал и ценил тесные родственные отношения, оказывал большую помощь. В свою очередь, и они поддерживали тесные связи со своими родственниками, проживающими в Казбеги, и с генералом Казбеком. Здесь я хочу сказать, что в городе Бурув1(Орджоникидже(Владикавказ)), среди ингушей, жила зубной врач, по имени Тамара Казбековна (Тамара, дочь Казбека). Один-два года тому назад она умерла, жила долго. Она была из рода генерала Казбека, известного писателя Александра Казбеги (Александра Казбека), из тейпа Чопикиевых (Чопикнаькъан). Между нами были многочисленные родственные связи. Я помню, когда умерла ее мать, как проживающие в Салги наши родственники устроили траур. А наш дядя, Эльджаркиев Билан, отвел корову в село Казбеги на поминки, где был траур. Эти родственные связи продолжаются и теперь между нами: между Чопикиевыми, Чинахой и другими нашими родственниками.

О Маге, Мага-Ерды рассказывают и другие истории. Местность Магате, там, где жил Мага, красивая, сухая местность, там тепло и всегда свежий, чистый воздух. Расположенный там храм Мага-Ерды, по преданию построенный Магой, представляет собой красивое сооружение, построенное с большим мастерством, искусством.

Необходимо сказать, что храм и местность Магате весьма почитались всеми живущими в окрестности.

В то время жившие в горах люди ходили на моленья в храм Мага-Ерды, справляли там различные обрядовые праздники. Если возникала большая нужда в чем-либо, наступала засуха, люди шли в храм Мага-Ерды и там просили у бога Дяла то, что им было необходимо. Произнося молитвы, говорили: «Этчи»(Этчи — вероятно, это искаженное Отче христианской религии. (Комментарий собирателя Б. Чахкиева.)). Смысл этого слова такой: «Великий Дяла (имя верховного языческого бога. — А.Т.), дай нам хорошего, окажи нам свою помощь». Говоря «Этчи», они произносили различные молитвы, пили там напитки, устраивали праздники.

На моей памяти в храме Мага-Ерды стоял большой котел (чан) с ручкой. Этот котел был наполнен маленькими деревянными чашками для напитков, которые употреблялись для этой цели. Мы, дети, играли этими чашками. Когда мы жили в Салге, у нас дома пользовались точно такими же деревянными чашками, которые стояли в храме и которыми некогда пользовался сам Мага.

Мы упомянули, с каким мастерством был построен храм Мага-Ерды. Необходимо сказать подробнее. Когда строили этот храм (а строил, говорят, Мага), то учитывались три необходимые качества: крепость, мастерство, красота.

Поэтому он стоит, не разрушаясь веками, и еще будет стоять долго.

Храм строили из камня и побелки. Местами крыша скреплена деревянными стропилами. Крыша и стены сделаны так прочно, что ни дождь, ни ветер, ничто не проникает внутрь.(В оригинале сказано: «кхертIошцеи кIирацеи». Буквальный смысл этого словосочетания, на наш взгляд, таков: «тIо» — это галька, необработанный и потому не пригодный для строительства камень. Кхера (кара) — (mIо — KxepamIo), т. е. камень в руке (кара), обработанный камень, пригодный для постройки. Что касается второго слова, «кIира», то это слово употребляется в современном значении, как «побелка», «белить». Другое современное значение его это «слой мела, известь». Сказитель не употребил здесь широко известное ингушское слово «маркхал» («раствор»). Вероятно, наряду с раствором употреблялся специальный материал и «кIира».)

У Маги, когда с ним были Благодатная Птичка, Звезда Ветров и Говорящая Змея, был «Жай» — священная книга, которой он пользовался. Теперь такую вещь называют книгой, в то время называли жай. Если говорить о том, как выглядел этот жай, то надо сказать, что он был сделан из обработанной кожи животного. На этих кожаных листах (страницах) были напечатаны печатные письмена. Этот жай был большим и имел толщину двух ладоней, сложенных вместе. Его называли «Жай трех

отцов» или «Жай Маги». Говорят, Мага, когда от него ушли Говорящая Змея, Благодатная Птичка и Звезда Ветров, спрятал этот жай. Кто бы его ни искал, никто не мог найти, узнать, где он лежит.

Как-то наш племянник, мальчик Ибрагим (из фамилии Же-битиевых), в поисках летучих мышей засунул руку в окно святилища Мага-Ерды и наткнулся на что-то. Когда он вытащил этот предмет, то оказалось, что это старинный жай отцов, названный «Маги-жай». Мальчик, не зная, что это такое, принес свою находку и передал ее моему отцу Эльбузуру Эльджаркиеву. Мой отец был самоучка, умел читать и писать. Он догадался, что это известная по семейным преданиям священная книга «Маги-жай». В то время весь наш род жил в башнях. Наш отец очень бережно хранил «Маги-жай». В дальнейшем судьба этой книги сложилась таким образом, что наш родственник Марзиев Солса (образованный человек того времени) без ведома отца сдал книгу в областной музей города Буру. Понимая, что это старинная и очень ценная книга, начальник Терского областного управления выразил за нее большую благодарность, прислал написанную золотыми буквами похвальную грамоту.

Мой отец был сначала очень не доволен поступком Солсы Марзиева, так как боялся, что книга не будет оценена по достоинству. Но когда он убедился, что книга оценена по достоинству, увидел похвальную грамоту, он одобрил решение Солсы и выразил надежду, что книга «поможет русским ученым изучить темные стороны прошлого ингушей».

Правда, два кожаных листа (кардиг) остались у нас от этой книги. Еще до моего рождения их хранил мой отец, вот уже 70 лет храню их я как священную реликвию. Они представляют собой два отдельных лоскута кожи, величиной с ладонь. На обеих сторонах лоскутов есть печатные буквы. Одни буквы напечатаны черной краской, другие — красной. Буквы напоминают изображение букв старинного алфавита армян, грузин, джелтов(греков) (эта характеристика и описание дано автором записи Баширом Чахкиевым).

Далее Эльджаркиев Абдул-Вохаб Эльбузурович рассказывает:

Лет 40 тому назад большой знаток и любитель старины Дейрбик, сын Цаги, эти кожаные листы с письменами возил в Грузию, Тбилиси, но там никто их не смог прочесть, и он привез их домой. Вероятно, это написано на нашем языке, какими бы буквами ни была сделана эта запись: греческими, армянскими, грузинскими. Ведь и старинные предания говорят о том, что это жай, которым владел Мага. Перед нами стоит задача осветить этот вопрос.

Как разъединились три брата - из цикла истории ингушей
07.11.10•14:35

Я расскажу тебе кое-что из того, что мне рассказывал мой отец. Он знал о происхождении всех ингушских родов, знал, какие роды были братскими, взаимно дружественными. С его слов я многое знала. Кто знал, что наступит время, когда всю эту старину станут записывать и она будет для нас полезна. Когда наш народ сослали в Сибирь, людям было не до преданий о народе и его родах, не до сказок. Люди умирали от голода и болезней. Многие старые предания там забылись, многие их знатоки погибли. Вот и то, что я знаю, если бы вы сейчас не записали, пропало бы. Хорошим делом вы заняты. Ведь известно, что любое орудие труда, из какого бы материала оно ни было, если оно не находится в употреблении, тускнеет или ржавеет. Так и с преданиями случается. Когда же их рассказывают, то все их и знают.

Ты хотел подробнее узнать про Чопига? Тогда слушай. Чопиг был таким же ингушом, как и мы все. Было у него три брата. Вот их имена: Чиндахо, Циккам-бух, Гий. Среди четырех братьев младшим был Гий. Как рассказывают, он был велик ростом и очень силен. Зная это и не видя никого, кто мог бы ему противостоять, Гий стал драчливым. Люди стали постоянно жаловаться его старшим братьям. Но они сами его побаивались. Как-то на спор Гий за раз съел
трехгодовалого быка. Стали братья думать и гадать: как им поступить. Наконец порешили увести его к некоему грузинскому князю и там его оставить.
Своим умом Чопиг прославился в народе. С ним дружил какой-то князь. Чопиг хорошо знал грузинский язык и обычаи. Братья обхитрили Гия, сказав, что все они идут в гости к тому князю. Пришли они в Грузию. Зная, что добровольно Гий не останется в ней, братья решили упоить его до бесчувствия, а затем отнести к тому князю. С одной и другой сторон стали братья подливать Гию пьянящие напитки. Здорово опьянев, он стал кидаться на братьев и на всех, кто
подвернется. У пьяного сил мало. Братья скрутили его и связали. Он уснул. Князю они сказали: «Как ты видишь, телом он очень велик и силен. Мы дарим его тебе. Если ты его обучишь грузинскому языку и вашим обычаям, он здорово тебе пригодится».

Гий был не только обжорой, но и любителем всласть поспать. Лежа связанным, он долго спал. Но настало время и он проснулся, увидел вокруг себя грузин и не увидел своих братьев. Он спросил про них. Грузины все как и было ему рассказали. Также они предложили ему остаться у них и, пускаясь на хитрость, сказали, что в скором времени и братья прибудут. За велеречивость Гий не стал их трогать. Слегка дрогнув телом, он разорвал все путы, которыми
был связан.

Назад пошел он не той кружной дорогой, по которой они пришли в Грузию, а бросился бежать прямиком через горы. В те времена все горные места были поделены между родами, и там они косили сено, пасли свой скот. Прямиком пошел он по горе рода Накастхой. Ее он узнал и понял, что идет верной дорогой. С той горы, обратившись в сторону своего аула Тумага, он крикнул своим братьям: «Я иду к вам, куда вы теперь денетесь!» Братья услышали эту угрозу. В это
время они были заняты косьбою. По грозному крику Гия братья поняли, что он очень зол и им несдобровать. Посоветовавшись, братья решили разбежаться в разные стороны. Чопиг побежал
к своему другу - грузинскому князю. Чиндахо убежал в Чечню, а Циккам-бух подался в Цароевское общество и обосновался жить в местности Озди. Гий, перейдя через горы местности Охкаре и гору Накастхоевых, пришел в аул Тумаг и не нашел
своих братьев. Тут его сердце смягчилось, и он стал сожалеть, что припугнул своих братьев. Гий во все места разослал людей, чтобы они нашли его братьев и сообщили им, что Гий их прощает, просит вернуться к дому, ничего плохого им не сделает, далее все они будут жить в мире и согласии.

Братья очень сожалели о содеянном. Они вернулись, чтобы повиниться перед Гием и обласкать его. Гий не обмолвился против них ни одним словом. И все же братьям было стыдно перед ним, очень уж они кручинились о содеянном. Повинившись, они все же ушли в те свои места. Гий один остался в Тумаге. От Циккам-буха идут роды общества Оздой. От Чиндахо пошел чеченский род Чинхой. А от Чопига, ушедшего в Грузию, пошел известный род Чопикашвили.
Они и сами знают о своем ингушском происхождении. 

В 1975 г. от жительницы села Шолхи Асет Харсиевой записал И. Дахкильгов.

ПОТОМКИ МАГО

В наших горах есть место МагIоте. Там некогда поселился МагIо. Первоначально он прибыл и поселился на местности, где сейчас граничат Кабарда и Осетия, близ местности Эльхотово. Вскоре он оттуда перебрался жить вверх по ущелью Терека и поселился там, где теперь находится селение Верхний Чми. Оттуда он углубился в горы и пришел на то место, где основал аул Маготе. Маго женился на галгайке. Она родила ему сына, которого назвали Андро. Он был единственным их сыном. Он вырос, его женили. Вскоре Маго умер.

Жил Андро со своею женою в МагIо-те, и у них один за другим родились четыре сына: Чопилг, Чиндаха, Циккам-Буха, Гий.

Младший Гий превосходил своих братьев огромным ростом и непомерной силой. Братья выросли и решили поискать для поселения более подходящее место в окрестностях. Гий взялся найти место, где земля была бы плодородной. Во многих местах Гий брал землю и сжимал ее в кулаке, затем бросал ее, говоря, что это пустая земля. Наконец он прибыл на место, которое сегодня называется Тумаг. Подобрал он там пригоршню земли и сжал ее в руке. От этой земли меж пальцев его руки проступили капельки масла.

- Вот это и есть «тум» (тIум)! - сказал Гий.

С тех пор это место и стало называться Тумаг (Т1умаг1а).

Братья из Маго-те переселились жить в Тумаг. Но жизнь братьев огорчал младший богатырского сложения и умный Гий. Он был неуживчив с людьми из соседних аулов, притеснял их и враждовал с ними. Так дальше продолжаться не могло, и братья решили увезти Гия в Грузию к одному своему кунаку - грузинскому князю. Из братьев Чопилг владел грузинским языком. Там братья хотели посулами или даже обманом, но оставить Гия.

Все четверо прибыли в Грузию, погостили, и братья предложили Гию остаться, соблазняя его хорошей жизнью в тех местах. Но Гий наотрез отказался. Тогда братья на прощальном пиру стали подливать хмельные напитки Гию и упоили его так, что он уснул. Братья связали его ремнями и решили, что, проснувшись, он смирится и останется в Грузии, а сами вернулись в Тумаг.

Протрезвел Гий и хотел привстать, но не смог. Увидел он на себе ремни и понял, что было задумано братьями. Дернулся он, и ремни разлетелись в разные стороны. Встал он и спросил, где его братья. Князь ответил, что братья наверное дома, а Гию хорошо бы побрататься и остаться жить здесь. Припугнул Гий князя и побежал в сторону дома. Побежал он не тем путем, которым пришли, а напрямик через ущелье Охкарой-лам, где раньше ингуши пасли скот и коней. Увидя это место, он понял, что идет правильною дорогою, так как раньше бывал в том месте. Оттуда он перешел на гору Накастхой-лам, а оттуда всего полдня пути до Тумага. С горы Накастхой-лам Гий крикнул в сторону Тумага:

- Я возвращаюсь домой! Куда вы теперь денетесь!

В это время братья только что расположились на отдых после долгого пути. Они услышали крик брата и испугались, зная его крутой нрав. Тут же братья решили покинуть Тумаг и ушли в разные стороны. Чопилг ушел в Грузию к своему побратиму. Чиндахо ушел в Чечню, а Цик-кам-Буха в Цароевское общество в местечко Озди.

Придя в Тумаг и не найдя своих братьев, Гий очень огорчился, что он крикнул и напугал братьев, которых он теперь лишился. Гий хотел жить с братьями и потому через разных вестников передал братьям, чтобы они возвращались домой, и, что он не таит на них никакой злости. Вернулись братья, повинились перед младшим, но, прожив какое-то время, поняли, что им будет постоянно стыдно за свой поступок. Поговорили братья на семейном совете и решили вернуться в те места, куда они уходили от гнева Гия.

Гий остался в Тумаге, и от него пошел род Тумгоевых. От Чопилга пошла грузинская фамилия Чопикашвили, они и сами знают, кто их предок. От второго брата произошел чеченский род Чиндахой. От третьего брата идут Оздоевы.

ГИЙ, СИККАМ, ЧИНАХА

В ауле Тумаг жили три брата: Гий, Сиккам и Чинаха. Сиккам и Чинаха были обычными людьми, но их старший брат Гий был человеком необыкновенным: он был огромного роста и двуротый. Один рот у него находился впереди, как и у всех нормальных людей, а второй рот - на затылке. Гий ел мясо передним ртом, а через второй рот выкидывал кости. За один раз он съедал трехгодовалого быка, затем ложился и спал беспробудно целую неделю.

Младшие братья трудились изо всех сил, но хозяйство их никак не налаживалось. Скота и овец становилось все меньше и меньше. Тогда Сиккам и Чинаха решили продать Гия. Они приготовили трехгодовалого быка. Гий съел его и уснул. Тут братья связали его цепями и буйволиными ремнями и увезли на продажу в Грузию.
- Что это за человек? Что он умеет делать? - спросили грузины.

- Он очень сильный, трудолюбивый, покладистый, исполнительный, - стали расхваливать своего брата Сиккам и Чинаха.

Взяли они плату за брата и пошли домой. Проснулся Гий и спросил, что все это означает. Грузины ему обо всем рассказали. Дернулся Гий, разорвал цепи и ремни, связывавшие его и затем кинулся догонять братьев. Поднявшись на одну из гор, он еще издали увидел идущих домой Сиккама и Чинаха. Не сдержался Гий и крикнул:

- Куда вы денетесь! Я иду домой, и вы получите по заслугам!

Чинаха, испугавшись, убежал в Чечню, Сиккам же остался. Скрутил Гий Сиккама и приготовился убить его. В те времена был обычай: если любая женщина падала на колени и обнимала за ноги мужчину, то он обязан был исполнить любую ее просьбу. Жена Сиккама как раз шла мимо с глиняным кувшином на голове. Увидев, что Гий готовится убить ее мужа, она кинулась ему в ноги. Кувшин сдвинулся и угодил своей кромкой в висок женщины. Она тут же скончалась. Гий пожалел эту женщину и ради нее оставил Сиккама в живых, но приказал, чтобы жить он обосновался подальше от него.

НЕ МУТИ ВОДУ

Некий пховец пришел в Эги-кал и сказал: «В вашей стороне жить легко, а в нашей трудно. Давайте проведем состязание, и выигравшей стороне достанется лучшая земля». Тут же они оговорили сроки предстоящего состязания. Галгаевцы от себя решили выставить наиболее сильного. Им оказался Гуй. Он был высотою в восемь арши-нов, а по талии - восемь вершков. На склоне горы стояла маленькая сакля. Чтобы испытать силу Гуя, галгаевцы сказали ему, чтобы он дважды перепрыгнул через эту саклю. Побежав под уклон, Гуй перескочил через нее, а побежав в гору, - не смог.

Гуя стали откармливать к состязаниям. В день ему давали трехгодовалого бычка и полторы мерки зерна. Гуй много бегал по горам, прыгал через эту саклю. За день до начала состязаний Гуй сумел перепрыгнуть через нее, разбежавшись снизу вверх, в гору.

Люди из Галгая и из Пховии встретились у места Трех Крестов. От них к реке Ассе и побежал Гуй и пховец. Того из них, кто первым перейдет реку у храма Ткобя-Ерды, должны были назвать победителем. Гуй бежал босиком. Он и пховец одновременно подбежали к Ассе и только должны были перейти ее, как Гуй крикнул: «Эту воду пьют люди, не загрязняй ее своими грязными чувяками, сними их».

Пока пховец снимал чувяки, Гуй опередил его и победил. Пховцы ушли к себе.

СИКСОЛСА И ГУЙ

В ауле Лялах жил Сиксолса, а Гуй жил в ауле Тумаг. Они были известными мужчинами и соперниками. Сиксолса пошел в аул Кязи и стал там беседовать с некой вдовой. А скот, который он пас, оставшись без присмотра, зашел на поля Гуйя. Гуй согнал весь этот скот во двор к себе. Проведав об этом, Сиксолса вызвал Гуя и предложил провести с ним поединок. Дрались они только врукопашную. Сиксолса одолел Гуя, поставил колено на его грудь и приготовился убить его. «Не убивай меня, - попросил Гуй, - я отдам тебе от своей земли столько, сколько ты обежишь за час».

Сиксолса согласился, отпустил Гуя и побежал. За полчаса он добежал до аула Салги. Житель этого аула, боясь, что Сиксолса заодно отхватит и их землю, крикнул ему: «О-о-а, Сиксолса, пока ты здесь бегаешь, у тебя дома рухнула крыша, и под нею лежит твоя семья!»

Сиксолса поверил этому, не стал бежать дальше и повернул обратно. Так хитростью салгинцы спасли свою землю.

Хотя Гуй и был чрезмерно высоким и большим, но Сиксолса был гораздо ловчее его.

http://s2.uploads.ru/t/UGEZy.jpg

Панорамы 360

К сожалению движок форума встраивание не поддерживает по этому придется переходить по ссылке

Правой кнопкой мыши можно менять проекцию просмотра)

https://www.360cities.net/image/tumgho-0-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-1-asia

https://www.360cities.net/image/tumgho-2-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-3-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-4-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-5-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-6-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-7-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-8-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-9-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-10-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-11-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-12-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-13-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-14-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-15-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-16-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-17-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-18-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-19-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-20-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-21-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-22-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-23-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-24-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-25-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-26-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-27-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-28-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-29-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-30-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-31-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-32-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-33-asia

https://www.360cities.net/image/tumagh-34-asia

Чуть позже будут еще 3 панорамы а также серия верхний Кяхк и Мусиево