Бейни - цветущий луг
Название села Бейни трактуют двояко: село мертвых или Бей-луг+ний-корыто = Бей-ний. Так ли это? Надо видеть весной луга вокруг села Бейни! Море разных цветов! Как только матушка земля могла породить такую красоту!
Можно днями любоваться творением Всевышнего!
А "ний" - вторая часть слова, обозначает корыто, так необходимое в горском быту. Бейни расположен на южном склоне Столовой горы и весь этот склон весной до поздней осени покрыт зеленым ковром. Вдоволь здесь пастбищ для скота, места для сенокоса, родниковые воды.
И раньше, и сегодня жители этих мест разводили скот, и основное их занятие было животноводство.
Есть и третье название этого села. По преданию, некогда здесь было село Иоарх1аче ("сорняки") и жили Г1ам-наькъан "племя ведьм"). Если это так, ни название села, ни жители ничего хорошего не могли сулить окружающим. Рассказывают, что Г1ам-наькъан отличались жестокостью и коварством.
И не было покоя от них. Основное их занятие было грабежи и разбои. Только для набегов и ведения войны в условиях гор этот род имел 63 всадника-воина. Г1ам-наькъан уводили скот у соседних племен, не давали проходу и женщинам-горянкам.
Горцам, наконец, надоело их коварство и они решили искоренить род грабителей. Братья Дзарах, Марзбик, Шовхал из села Фалхан, скрыв истинные свои намерения, пригласили на пир мужчин их рода и отравили.
Только двое мужчин из их рода остались живыми -они в то время были в отъезде. Корень Г1ам-наькъан был основательно подорван и они с женщинами и детьми покинули эти места.
Так исчезло село Йоарх-1аче и со временем на этом месте возник аул Бейни. Рассказывают, что село свое новое название получило от убитых Г1ам-наькъан, т.е. от мертвых -"Бейнараш" - Бейни, а рядом лежащее другое село стали называть Кашат1е -место захоронения их.
Историю села Бейни мне поведал старейший житель из села Бейни, 100-летний Дзарахов Султан, предки которого жили в с.Фалхан.
От села Бейни вверх к Столовой горе идет тропа.
Здесь, на вершине, находятся величественные храмы - святилища:
Маьтт-Сел, Маьтер-Дяла, Сусан-Даьла, Бейни-Села и другие.
В храмах-святилищах проходили общенациональные торжества, на которых приглашались и представители других народов Кавказа.
Горные грузинские племена и ингуши проводили совместные моления. Первые при грузинских, вторые при ингушских культовых сооружениях.
Старожилы помнят эти народные торжества. О них нам рассказывал С. Дзарахов.
- Я помню, после окончания весенних и осенних работ люди поднимались на вершину Маьтт-Лоам и здесь проводили неделю, а иногда и больше времени, отдыхая от нелегких забот горцев, - говорил он. - Еще мальчишкой я не раз поднимался на эту гору с сумкой на плечах. Отдыхающим мы доставляли еду.
Идрис Базоркин в романе "Из тьмы веков" так описывает осенние праздники в честь божьеликой Тушоли и Маьтт-Село.
- "Когда со всеми работами было покончено, когда обмолоченное зерно осыпали в амбары, а побуревшие луга покрылись бесчисленными копнами, Эльмурза (верховный жрец) объявил праздник на первое воскресенье в месяц "Сей 1аьха бутт" - "месяц, когда кричал олень". К нему с радостью начали готовиться все…
- К середине следующего дня под деревьями священной рощи вокруг Элгаца-Елта не было место от множества людей. Девушки собирались на окраине своих аулов и группами шли сюда с песней солнцу "Гелой". Пожилые мужчины и женщины грузили на осликов корзины - с едой, бурдюки, войлоки и шали для ночевки, и, прихватив детей, отправлялись на гору, подгоняя жертвенных козлят. К вечеру процессия дошла до первых пещер, где обычно ночевали и оттуда на заре поднимались на вершину горы и начинали моление..."
-В 1890 году Башир Далгат, посетивший горную Ингушетию, записал текст молитвы, с которой обращались к Богу-Даьла.
Молитву эту на ингушском языке пропел ему бывший жрец при святилище Маьтт-Села Ганыж Абиевич Келигов - Фалханов, а на русский язык перевел ее профессор И. Дахкильгов.
Молитва эта, как по содержанию, так и по художественному исполнению, представляет собой не только давно ушедшие врет мена, но и сегодня ценна собой, как память о давно минувших дней.
Ниже публикуем эту молитву.
"О-о высокопочтимый Даьла! Свое хорошее дай нам. Как тобою возлюбленным и людьми уважаемым князьям и горным ханам в ответ на их молитву и прославление твоего имени ты даешь свою милость, так и нам дай ее!
Даьла! Пусть гость наш будет мирным, пусть хозяин у нас живет благополучно.
Во имя гостя и его хозяина дай нам жечь чистый огонь. Пусть пиршественное блюдо будет у нас благодатным. Даруй нам, чистое потомство, которое содержало бы очажный огонь в чистоте для хозяина и гостя!
Даьла! Своею пулею порази все неправедное и все несчастье, которые кружат над нашим домом, над нашим селом.
Села! Порази их молнией, ударь саблею, прострели своим ружьем и избавь нас от них!
Да не войдет в наш дом и да не пребывает в нем гость, который бы нашу пищу превращал наши напитки обращал в желчь!
Даьла! Мы прислужники Твои, мы стоим за Тобой, как телок за маткой, как ягненок за овцою. Власть свою чрезмерно проявляя, нас без внимания не оставь Ты. Дай нам благодать подобно тому, как мать кормит своих любимых детей. Приласкай нас так, как отец ласкает любимых своих сыновей. Если что мы сделаем не так, поправь нас. Укрепи у нас в жизни то, что мы правильно делаем.
Великий наш Даьла! Что посеем мы на земле, умножь у нас, что сеем в землю, пусть будет плодотворным. Дай нам хозяйствовать на этой земле. Путнику дай доброго пути, хозяйствующему во дворе дай благодать!
Золотой Маьтт-Села, свою благодать дай нам! Соседствующий с ним Бейни-Села свой достаток дай нам. Ведь от тебя, говорят, идет размножение всего живого и все живое ты кормишь.
Божьеликая Тушоли, и приплода и пастбищ дай нам много, и более дай. Скорым шагом своим пойдя к отцу своему, явись и от него, Даьла, умелыми речами проси для нас, божьеликая Тушоли. Пойди к своим братьям - цувнаш и у них тоже проси для нас.
"Славя имя мое, лучшее мне жертвовали, в честь мою высоко соблюдали обряды" - говоря так. Даьла и цувы-святые, будьте довольны нашим поклонением.
Жертву прими от нас с желанием и воздай нам с радостью, о-о, Всемогущий Даьла!"
Сегодня башенный поселок Бейни пуст. Но часть жителей не уехали с родных мест. Неподалеку от своих башен заложили новое село с тем же названием.
Основное занятие их, как и в древности, скотоводство.
Правда, добраться сюда крайне тяжело. Дорога, которая в свое время была проложена по склону Столовой горы, занесена осыпью, местами смыта потоками дождевой воды.
Есть и другая дорога. Она проходит недалеко от с. Джейрах. Нужно проехать по ветхому мосту через р. Армхи и круто подняться в гору. Не всякая машина осилит этот путь, а зимой в гололед вообще не возможно ни на каком транспорте туда добраться. Можно сказать, как и в прежние года, жители ведут здесь натуральное хозяйство. Правда, некоторые плоды цивилизации коснулись и Бейни. Сюда дошел свет, газ, недавно построили новую начальную школу, есть возможность смотреть центральное и местное телевидение. Не так уж много затрат нужно бы, чтобы зачистить и дороги. Было бы желание.
Башенный поселок, как мы сказали, безлюден, стоит в стороне, как гнездо, заброшенное улетевшими ласточками. Под воздействием времени, нередко и человека, самобытные и неповторимые постройки разрушаются.
Кандидат исторических наук Д. Чахкиев в научном издание "Древности горной Ингушетии" пишет:
"... Он (поселок - М-Б. Ц.) включает в себя уже полуруинированные или сильно поврежденные позднесредневековые полубоевые 8 жилых башен с различными пристройками и каменными оборонительными стенами. Причем каждая башня входила в отдельный комплекс сооружений".
Далее он перечисляет фамилии, которые вышли из Бейни:
Шаухаловы, Мурзабековы, Келиговы, Берсановы, Местоевы, Ехаловы. Ученый указывает места по добыче селитры, где были штольни-карьеры, рассказывает о Бейнийских храмах-святилищах