쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Мецхал, Бейни и Фалхан


Мецхал, Бейни и Фалхан

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

http://s018.radikal.ru/i500/1202/a9/2c2439e87b6f.jpg

Эти три селения совместно владели священной горой Маьт-лоам. В Мецхале располагался политический центр шахьара в средние века. В Бейни и Фалхане духовный центр страны. Именно с Бейни начиналось знаменитое,ежегодное восхождение на Маьт-лоам.
Выходцами из этих селений считаются фамилии: Точиевы,Джабагиевы,Котиевы,Дзараховы,Сампиевы,Шаухаловы,Марзабековы,Местоевы и другие.


Мецхал

1903 год
http://s017.radikal.ru/i444/1202/05/af2cfabe75f6.jpg

сегодня
http://s018.radikal.ru/i501/1202/17/83472886f9f3.jpg

0

2

Севернее Лежги, на отроге горы Мат-лом находится Фалхан – крупный башенный посёлок замкового типа. Замок Дзараховых, состоящий из соединений жилой башни с боевой выходит одной стороной к глубокому оврагу. Боевая башня в высоту достигает 25м. Интересны величественные склепы селения Фалхан. Склеповый некрополь из 12-ти гробниц посёлка Фалхан находится на горном склоне на северо-западе от селения.
Некогда непреступный комплекс замкового типа селения Мецхал.
Находится он северо-восточнее селения Фалхан, на отроге горы Мат-лом. Здесь некогда находились обособленные, но тесно взаимосвязанные, мощные башенные замковые комплексы Точиевых и Котиевых. Этот башенный комплекс был административным и культурно-экономическим центром поздне-средневекового Джейрахско-Мецхальского горно-ингушского общества.

Дзарахова З.М.-Т., к.и.н.

Фалхан
1903 год

http://s018.radikal.ru/i526/1202/7e/622b62c5ac30.jpg

сегодня
http://s018.radikal.ru/i517/1202/7c/576393ad0658.jpg

0

3

Бейни

http://s018.radikal.ru/i516/1202/d5/8471f4843f79.jpg
http://s57.radikal.ru/i156/1202/88/5991217c3bda.jpg
http://s018.radikal.ru/i523/1202/b7/706554b2a290.jpg
http://s018.radikal.ru/i525/1202/8c/652691d0d156.jpg
http://s05.radikal.ru/i178/1202/0a/e017c8de3f67.jpg

0

4

Старинные постройки селения Бейни располагаются небольшой, очень компактной группой. Вокруг стен целые заросли крапивы и колючего кустарника. Башни сохранились плохо, большинство из них являются жилыми— «гала». Особенно интересны башни, расположенные в нижней части руин. Между ними протянулась опорная стена, которая сдерживает склон от осыпания. В дворике перед изящной, очень аккуратной башней растут сливовые деревья. Фасад самой крайней «гала» имеет два дверных проема: они ведут на первый и второй этажи постройки (на второй этаж приходилось подниматься по внутреннему переходу, или снаружи — по приставной лестнице). Арки проемов высечены из огромных камней-монолитов. И арочные камни и камни у дверей украшены выбитыми узорами в виде крестов, свастикообразных знаков. Это — петроглифы. Зарисуйте и сфотографируйте их, позже мы поговорим об их значении... Ниже по склону, перед современным чистеньким селением Бейни, прямо на кукурузном поле виднеется белая склепообразная постройка. Это святилище «Бейни-Сели». Оно имеет семиступенчатую кровлю и по конструкции напоминает храмы на горе Мат-лам. Возле него молились когда-то перед покосом, и жрец выносил из здания белый флаг с привешенным к перекладине колокольчиком...

0

5

В селении Фалхан можно видеть еще один тип склепа — в виде домика с двускатной ступенчатой крышей, перекрытой сланцевыми плитами. Они трехэтажны, и лазы на этажи также устроены в зависимости от подъема склона. Вместо приостренного камня над кровлей склепа возвышается белокаменный конек. Подобные склепы более вместительны, чем пирамидально-купольные. Профессор Леонид Петрович Семенов — известный литературовед, археолог и этнограф — исследовал некоторые ингушские склепы. Им были собраны большие коллекции различных вещей: посуды, украшений, гребней, предметов домашнего обихода, оружия.

0

6

Бейни - цветущий луг

Название села Бейни трактуют двояко: село мертвых или Бей-луг+ний-корыто = Бей-ний. Так ли это? Надо видеть весной луга вокруг села Бейни! Море разных цветов! Как только матушка земля могла породить такую красоту!

Можно днями любоваться творением Всевышнего!

А "ний" - вторая часть слова, обозначает корыто, так необходимое в горском быту. Бейни расположен на южном склоне Столовой горы и весь этот склон весной до поздней осени покрыт зеленым ковром. Вдоволь здесь пастбищ для скота, места для сенокоса, родниковые воды.

И раньше, и сегодня жители этих мест разводили скот, и основное их занятие было животноводство.

Есть и третье название этого села. По преданию, некогда здесь было село Иоарх1аче ("сорняки") и жили Г1ам-наькъан "племя ведьм"). Если это так, ни название села, ни жители ничего хорошего не могли сулить окружающим. Рассказывают, что Г1ам-наькъан отличались жестокостью и коварством.

И не было покоя от них. Основное их занятие было грабежи и разбои. Только для набегов и ведения войны в условиях гор этот род имел 63 всадника-воина. Г1ам-наькъан уводили скот у соседних племен, не давали проходу и женщинам-горянкам.

Горцам, наконец, надоело их коварство и они решили искоренить род грабителей. Братья Дзарах, Марзбик, Шовхал из села Фалхан, скрыв истинные свои намерения, пригласили на пир мужчин их рода и отравили.

Только двое мужчин из их рода остались живыми -они в то время были в отъезде. Корень Г1ам-наькъан был основательно подорван и они с женщинами и детьми покинули эти места.

Так исчезло село Йоарх-1аче и со временем на этом месте возник аул Бейни. Рассказывают, что село свое новое название получило от убитых Г1ам-наькъан, т.е. от мертвых -"Бейнараш" - Бейни, а рядом лежащее другое село стали называть Кашат1е -место захоронения их.

Историю села Бейни мне поведал старейший житель из села Бейни, 100-летний Дзарахов Султан, предки которого жили в с.Фалхан.

От села Бейни вверх к Столовой горе идет тропа.

Здесь, на вершине, находятся величественные храмы - святилища:

Маьтт-Сел, Маьтер-Дяла, Сусан-Даьла, Бейни-Села и другие.

В храмах-святилищах проходили общенациональные торжества, на которых приглашались и представители других народов Кавказа.

Горные грузинские племена и ингуши проводили совместные моления. Первые при грузинских, вторые при ингушских культовых сооружениях.

Старожилы помнят эти народные торжества. О них нам рассказывал С. Дзарахов.

- Я помню, после окончания весенних и осенних работ люди поднимались на вершину Маьтт-Лоам и здесь проводили неделю, а иногда и больше времени, отдыхая от нелегких забот горцев, - говорил он. - Еще мальчишкой я не раз поднимался на эту гору с сумкой на плечах. Отдыхающим мы доставляли еду.

Идрис Базоркин в романе "Из тьмы веков" так описывает осенние праздники в честь божьеликой Тушоли и Маьтт-Село.

- "Когда со всеми работами было покончено, когда обмолоченное зерно осыпали в амбары, а побуревшие луга покрылись бесчисленными копнами, Эльмурза (верховный жрец) объявил праздник на первое воскресенье в месяц "Сей 1аьха бутт" - "месяц, когда кричал олень". К нему с радостью начали готовиться все…

- К середине следующего дня под деревьями священной рощи вокруг Элгаца-Елта не было место от множества людей. Девушки собирались на окраине своих аулов и группами шли сюда с песней солнцу "Гелой". Пожилые мужчины и женщины грузили на осликов корзины - с едой, бурдюки, войлоки и шали для ночевки, и, прихватив детей, отправлялись на гору, подгоняя жертвенных козлят. К вечеру процессия дошла до первых пещер, где обычно ночевали и оттуда на заре поднимались на вершину горы и начинали моление..."

-В 1890 году Башир Далгат, посетивший горную Ингушетию, записал текст молитвы, с которой обращались к Богу-Даьла.

Молитву эту на ингушском языке пропел ему бывший жрец при святилище Маьтт-Села Ганыж Абиевич Келигов - Фалханов, а на русский язык перевел ее профессор И. Дахкильгов.

Молитва эта, как по содержанию, так и по художественному исполнению, представляет собой не только давно ушедшие врет мена, но и сегодня ценна собой, как память о давно минувших дней.

Ниже публикуем эту молитву.

"О-о высокопочтимый Даьла! Свое хорошее дай нам. Как тобою возлюбленным и людьми уважаемым князьям и горным ханам в ответ на их молитву и прославление твоего имени ты даешь свою милость, так и нам дай ее!

Даьла! Пусть гость наш будет мирным, пусть хозяин у нас живет благополучно.

Во имя гостя и его хозяина дай нам жечь чистый огонь. Пусть пиршественное блюдо будет у нас благодатным. Даруй нам, чистое потомство, которое содержало бы очажный огонь в чистоте для хозяина и гостя!

Даьла! Своею пулею порази все неправедное и все несчастье, которые кружат над нашим домом, над нашим селом.

Села! Порази их молнией, ударь саблею, прострели своим ружьем и избавь нас от них!

Да не войдет в наш дом и да не пребывает в нем гость, который бы нашу пищу превращал наши напитки обращал в желчь!

Даьла! Мы прислужники Твои, мы стоим за Тобой, как телок за маткой, как ягненок за овцою. Власть свою чрезмерно проявляя, нас без внимания не оставь Ты. Дай нам благодать подобно тому, как мать кормит своих любимых детей. Приласкай нас так, как отец ласкает любимых своих сыновей. Если что мы сделаем не так, поправь нас. Укрепи у нас в жизни то, что мы правильно делаем.

Великий наш Даьла! Что посеем мы на земле, умножь у нас, что сеем в землю, пусть будет плодотворным. Дай нам хозяйствовать на этой земле. Путнику дай доброго пути, хозяйствующему во дворе дай благодать!

Золотой Маьтт-Села, свою благодать дай нам! Соседствующий с ним Бейни-Села свой достаток дай нам. Ведь от тебя, говорят, идет размножение всего живого и все живое ты кормишь.

Божьеликая Тушоли, и приплода и пастбищ дай нам много, и более дай. Скорым шагом своим пойдя к отцу своему, явись и от него, Даьла, умелыми речами проси для нас, божьеликая Тушоли. Пойди к своим братьям - цувнаш и у них тоже проси для нас.

"Славя имя мое, лучшее мне жертвовали, в честь мою высоко соблюдали обряды" - говоря так. Даьла и цувы-святые, будьте довольны нашим поклонением.

Жертву прими от нас с желанием и воздай нам с радостью, о-о, Всемогущий Даьла!"

Сегодня башенный поселок Бейни пуст. Но часть жителей не уехали с родных мест. Неподалеку от своих башен заложили новое село с тем же названием.

Основное занятие их, как и в древности, скотоводство.

Правда, добраться сюда крайне тяжело. Дорога, которая в свое время была проложена по склону Столовой горы, занесена осыпью, местами смыта потоками дождевой воды.

Есть и другая дорога. Она проходит недалеко от с. Джейрах. Нужно проехать по ветхому мосту через р. Армхи и круто подняться в гору. Не всякая машина осилит этот путь, а зимой в гололед вообще не возможно ни на каком транспорте туда добраться. Можно сказать, как и в прежние года, жители ведут здесь натуральное хозяйство. Правда, некоторые плоды цивилизации коснулись и Бейни. Сюда дошел свет, газ, недавно построили новую начальную школу, есть возможность смотреть центральное и местное телевидение. Не так уж много затрат нужно бы, чтобы зачистить и дороги. Было бы желание.

Башенный поселок, как мы сказали, безлюден, стоит в стороне, как гнездо, заброшенное улетевшими ласточками. Под воздействием времени, нередко и человека, самобытные и неповторимые постройки разрушаются.

Кандидат исторических наук Д. Чахкиев в научном издание "Древности горной Ингушетии" пишет:

"... Он (поселок - М-Б. Ц.) включает в себя уже полуруинированные или сильно поврежденные позднесредневековые полубоевые 8 жилых башен с различными пристройками и каменными оборонительными стенами. Причем каждая башня входила в отдельный комплекс сооружений".

Далее он перечисляет фамилии, которые вышли из Бейни:

Шаухаловы, Мурзабековы, Келиговы, Берсановы, Местоевы, Ехаловы. Ученый указывает места по добыче селитры, где были штольни-карьеры, рассказывает о Бейнийских храмах-святилищах

0

7

Из аула Тъярши, где проживали Торшхоевцы, в село Фалхан переселился Торшхоевец Ферхаст с тремя сыновьями: Акъом, Тъокъом и Котом. Приблизительно в это же время в с. Гойты, ныне называемом Бейни, проживало племя Фяппинцев, старостой которых был Гам (или Г1ам), поэтому их еще называли Гамовцами (Г1амнаькъан). Это племя было очень воинственным и хорошо вооруженным, их тогда в том районе боялись все, а район так и назывался - Фяппинский. Племя Фяппинцев стало пытаться вытеснить Торшхоевцев из Фалхана, всячески препятствовать им. Несмотря ни на что, переселенцы противостояли им, и когда у братьев Торшхоевцев появилось потомство, сыновья и внуки, когда они стали крепким племенем, между ними и Фяппи произошел кровопролитный конфликт, который окончился полным уничтожением Фяппинцев-гамовцев. В живых остались только те Фяппи, которые на тот момент были в отъезде. Торшхоевцам эта победа обошлась большими жертвами, но они были настроены уничтожить и тех, кто должен был вернуться из отъезда. Когда возвращались бывшие в отъезде Гамовцы, в Джейрахе их предупредили о том, что уничтожены все их братья, но Гамовцы не поверили, заявив, что Фяппи никто не посмел бы рукой тронуть, и продолжили путь. Их повторно предостерегли, что в Гойты их ждет участь их соплеменников. Гамовцы засомневались, и младший из них предложил пойти вперед отряда разведчиком и если на него нападут, то остальные отойдут назад и уцелеют. Так они и поступили. Впереди в зарослях их действительно ждала засада, разведчика схватили, стащили с коня и убили. Остальные Гамовцы, увидев это, отошли назад и навсегда оставили с. Гойты и ушли из того района через Грузию в Турцию. На завоеванной земле стали жить Торшхоевцы. Село Гойты, в силу того, что там погибло много людей, было переименовано в Бейни (бейн-гибель), а чуть ниже по склону холма были захоронены погибшие в той резне, в последствии рядом с тем кладбищем появилось село Кашети (каш-могила, кашмаж-кладбище), в котором хозяева территории Мурзабековы, Шовхаловы и Местоевы разрешили поселиться Гамботовым. От трех сыновей Ферхаста Торшхоева произошли следующие фамилии: у Акъа было 4 сына, но после резни с Фяппи остался один - Морхаж, у Морхажа было 2 сына - Тайбар и Место. От Место - Местоевы. Тайбара сын - Кортаж, Кортажа сын - Киласхан, Киласхана сыновья - Мурзабек, Эльмурза и Морхаж (мл.). От Мурзабека - Мурзабековы, жили в с. Бейни. От Эльмурзы - Бейноевы (назвали от села Бейни), жили в селе Фалхан. У Морхажа (мл.) был сын Аржебар, от него - Аржебариевы, жили в Бейни и Фалхане. У Место один из сыновей был Арциг, от него - Арциговы, жили в Бейни. У Тъокъа Ферхастовича было 6 сыновей, четверо из них погибли в войне с Фяппинцами, остались - Шовхал и Дзарах. От Шовхала - Шовхаловы, жили в Бейни, от Дзараха - Дзараховы и Сампиевы, жили в Фалхане и Мецхале. От третьего сына Ферхаста - Кота, пошли Котиевы (не путать с Китиевыми - это другой тейп), у Котиевых также есть фамилия Хакиевы, все жили в Мецхале. Келиговы произошли от Келига -осиротевшего сына сестры Киласхана, который взял племянника к себе, вырастил и воспитал, а когда Келиг возмужал, он остался жить в Бейни, где построил себе башню. До войны Торшхоевцев c Фяппинцами в Гойты (Бейни) каменных башен не было, их стали строить Тоаршхой после той резни: у Мурзабековых - 4 башни, у Шовхаловых - 3 башни, у Местоевых - 1 башня, у Келиговых - 1 башня. Описываемый горный район, ранее называвшийся Фяппинским, стали называть Мецхальским, или Мецхальским обществом (Шахьр).
Все эти сведения записаны в 1961году Мурзабековым Макшарипом Усмановичем со слов его 95-летнего дяди Мурзабекова Абдуллы Бимурзиевича - историка, хорошо помнившего прошлое, в присутствии 98-летнего Мурзабекова Лабзана Хуниевича, 90-летнего Торшхоева/Солсанова/ Мурцала Тосолтовича и 90-летнего Мурзабекова Усмана Бимурзиевича, так же хорошо знавших прошлое.

0

8

было три брата-коот, дзарах, шовхал. дзарах и щовхал были родными, а коот был сводным. кто-то из гiам-наькъан изнасиловал сестру их. и так как они не могли силой им отомстить, они решили хитростью все сделать. будучи в сговоре в родичами из духьургишт, они отварили шишки со змеинной кровью или еще чем-то (точно не помню) и добавили в пищу приглашенным гiам-наькъан. сколько там осталось гамовых или умерло точно не помню. и вот из-за этого село бейни, а рядом кашети-место захоронения, есть версия и о духьиргишт-как бы названо из-за того, что там сделали этот яд.
кстати, шаухаловы и мурзабековы враждовали много лет, аж с начала 20 века, и кровь помирились только после 92 года. еще примечательно, что фамилия гамботовы идет не из бейни, у них там никогда не было и нет башни, а из кашете-все гамботовы оттуда. а имя гамбот дал их предку шаухалов, которому он сделать кинжал, но вот беда, ножны получились кривыми и шаухалов назвал его (!) гоам-бот, т.е. "кривые ножны". все эти истории мне рассказаны шаухаловыми, а им в свою очередь рассказывали ихние старейшины, такие как жена шаухалов, умерший в 70-80хх годах в возрасте 120-130 лет!

( добавлено форумчанином Älan Dog )

0

9

http://s005.radikal.ru/i211/1207/16/c9369819b4c0.jpg

0

10

СЕЛЕНИЕ БЕЙНИ
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000186/imgpas_005.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000186/imgpas_006.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000186/imgpas_007.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000186/imgpas_008.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000186/imgpas_009.jpg
БАШНЯ МУРЗАБЕКОВЫХ
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000187/imgpas_006.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000187/imgpas_007.jpg
БАШНЯ МЕСТОЕВЫХ
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000188/imgpas_005.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000188/imgpas_006.jpg

Отредактировано Цечой (2012-11-22 00:58:50)

0

11

СЕЛЕНИЯ ФАЛХАН
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_007.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_008.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_009.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_010.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_011.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_012.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_013.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_014.jpg
http://kulturnoe-nasledie.ru/upload/pas/0600000261/imgpas_016.jpg

0

12

http://sf.uploads.ru/Ldmlw.jpg

0

13

Ва алейкум салам. Для Местоева. Один тест ДНК ваших есть. Что касается кровной связи с Торшхой, то , думаю, всё условно. Думаю, можно спросить у тех кто занимается, что показывает ДНК-тест и на кого выводит. Я сейчас скину два скрины. Один Местоев, другой Торшхоев. Для сравнения.

http://s3.uploads.ru/lhKYT.png
http://s8.uploads.ru/sPS72.png

http://s3.uploads.ru/S54LX.png

А это данные Мурзабекова с Бейни.

http://sg.uploads.ru/WASPN.png

Вот с последними двумя фамилиями у Местоевых в недалеком прошлом есть родство, похоже

0

14

Баркал брат. Отправлю в ДНК академию Клесову. Отпишусь вам.

0

15

Я потомок так называемых Г1амнаькъан, тха фу хаьдадац.

0

16

Ассалам Алейкум. Администратор там в сравнении днк мурзабеков с бейни это Я, но к обонхой отношение не имеем, мы Торшхой. Анализ на днк отдавал я. Если у вас есть данные Мурзабеков из бейни исправите!

0

17

Egentkho
Ассалам алейкум. Напиши историю происхождения своего рода откуда вы и куда переехали?

0

18

http://s9.uploads.ru/t/0ROSr.jpg
Мурзабек Б. на схеме и есть Мурзабеков из с. Бейни.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Мецхал, Бейни и Фалхан