쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Хаза-наькъан


Хаза-наькъан

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

http://sf.uploads.ru/Aj2Qu.jpg

Хаза-наькъан, крепость Къошк

Практически все выходцы из данного селения пишутся под фамилией Хадзиевы. Кокмпактно проживали в селениях пригородного района где также основали собственное селение до укрупнение - также селение Къошк. В современных селениях проживали в Яндиево ( Дачное),Джайрхой-юрт(Октябрьское) и других.

0

2

Родовые предания доносят сведения о том, что родоначальником тейпа (рода) Хадзиевых (Хазнаькъан) был Хаз.

В Къошке проживали Тенки, Гири и Хаз. Их родовым местечком в Ингушетии было небольшое горное селение Къошк, расположенное чуть восточнее сел Ольгетти и Эрзи. С другой, северной стороны, на возвышении расположены живописные родовые боевые башни рода Дидиговых и Патиевых. Само селение Къошк расположено посередине, занимая довольно живописную межгорную ложбину или нагорное плато, которое вытянуто с востока на запад.

В Къошке сохранились руины разрушенных жилых башен и полуразрушенные боевые фамильные башни. Местность, где расположено село Къошк, весьма и весьма неприступная. С трех сторон плато обрывается довольно крутыми склонами, делая село труднодоступным местом.

Старейшины рода рассказывают о Хазе, что он был человеком весьма уважаемым во всем Арамхинском ущелье. Он отличался мужеством, гостеприимством и благородством. Говорят, что Хаза уважали за его честность и решительность. Предания сообщают, что у Хаза были дети женского пола, но не было ни одного наследника.

Никакие уговоры не могли заставить Хаза во второй раз жениться для того, чтобы иметь наследников мужского пола. Хаз не реагировал на уговоры родственников. К этому времени у него уже было много племянников, для которых сам Хаз был их родным дядей по материнской линии. И вот, рассказывают старики рода, молодых людей, то есть племянников, очень огорчало то, что их дядя никак не соглашается жениться. А сам Хаз достиг тогда солидного возраста, но, при всем этом, он был по-юношески строен, высок и статен, с благородной осанкой и обладал весьма благообразной внешностью и мужественным видом.

Родовые предания говорят о хороших и благородных поступках Хаза, о том, что в повседневной жизни рода он принимал активное участие. Да и в межродовых делах и отношениях он имел большой авторитет и признание во всем Фаьппий шахьаре.

Также как и многие ингушские старейшины других родов, играл видную роль в охране горной местности, то есть рубежей местных аулов.

В конце концов, просьбы родственников доняли Хаза, и он вместе со своими племянниками, красиво одетыми и вооруженными, как подобало в то суровое время, на лошадях отправился в горное селение Верхний Ларс, что в Дарьяльском ущелье, в имение князя Дударова(«Ахло»), чтобы погостить и устроить смотрины Хаза с княжеской дочерью. К этому времени эти Дударовы (ингуши по происхождению) в значительной мере обосетинились и считались осетинскими князьями.

Рассказывают, что их приняли с соблюдением всех элементов тонкого горского этикета. Во время пира один из племянников Хаза сообщил хозяевам дома о цели визита. Это было сделано с большой деликатностью. Хозяин дома понял, что гости прибыли в их родовое имение с целью смотрин. Будучи благородным человеком, князь проявил такт и уважение к нормам соблюдения гостеприимства. Не высказал своего удивления и неудовольствия, когда узнал о намерениях гостей. Но он сильно сомневался в том, что даже при его согласии дочь будет рада гостям и тем более на смотрины с пожилым Хазом. Думая так с одной стороны, а с другой - не желая нарушать устои горского гостеприимства и боясь отказом оскорбить дорогих и почетных гостей, князь, говорят, решил подняться в башню и поведать обо всем женской половине. Но не смог этого исполнить, остановился на полпути к женщинам и не рассказал им о цели гостей.

К концу застолья к гостям обратились с приветливыми словами домочадцы, от имени хозяев дома, они были в большом смущении и дали знать о том, что в данное время их женщины отсутствуют, и что они приносят свои извинения перед гостями.

Тогда молодые люди и Хаз поблагодарили хозяев дома за оказанную им честь и откланялись. Сев на своих лошадей, группа молодых горцев, вместе с Хазом, начала покидать двор. Молодежь начала джигитовать, показывая свою ловкость и молодецкую удаль, и так вышло, что пожилой Хаз не удержался и тоже стал джигитовать на своей лошади, превзойдя молодых наездников в искусстве. В это время княжеская дочь из окна высокой башни наблюдала за джигитовкой молодых людей и была очень заинтересована этим зрелищем.

Она была в большом удивлении и восторге от того, как пожилой Хаз обращался со своей лошадью, его осанкой и манерой джигитовки. Хаз, говорят, был настолько удалым, что брошенный вверх чувяк, был еще в воздухе изорван в клочья его меткой стрельбой из кремневого ружья. Каждый раз при падении чувяк вновь и вновь поднимался вверх его новыми выстрелами. И все это делал Хаз, гарцуя на своей лошади. Все это произвело большое впечатление на княжну, и она, можно сказать, была покорена благородством, удалью и скромностью, быстротой и смелостью его движений и действий. То есть, гордый всадник – тамада всей этой группы - Хаз, сумел тронуть чувства княжеской дочери. И когда она узнала от своей матери о том, что гости вместе с Хазом приехали к ним с целью смотрин, а затем и сватовства, то тут же упрекнула мать за то, что ее родители скрыли от нее все это и сказала о том, что если она когда-нибудь выйдет замуж, то только за Хаза. Далее, говорят, родители княжны, уважая ее волю и желание, немедленно послали гонцов вдогонку гостям с доброй вестью о том, что они могут послать своих сватов. Таким образом, вскоре состоялось сватовство, а затем и свадьба Хаза в селе Къошки. Рассказывают, что в приданое среди многих других вещей невеста Хаза привезла серебряный топор и золотой гребень. Таких редких и дорогих вещей на горских свадьбах случалось видеть редко.

От Хаза и княжеской дочери и ведет начало род Хадзиевых. Еще их называют Къошкхой, по наименованию местности, где они жили.

Хадзиевы, Танкиевы и Гиреевы – три братские родственные фамилии. Еще надо сказать о том, что потомки Хаза, Гири и Тенка жили в мире и согласии со всеми тейпами горного края, деля с ними радость и горе.

… Все горные боевые башни, как неприступные бастионы, стояли охраняя и оберегая родные аулы, горные ущелья и долины, сами горы от непрошенных гостей. Каждый род рождал своих героев, знаменитых воинов, отважных мужей и называл их своими родоначальниками.

В горах рождались легенды, мифы и сказания, которые слились с водами Арамхи и с музыкой горной реки дошли до наших времен. Они поведали нам о Хазе. Среди горцев была в ходу поговорка, что с его потомками можно вступить в родство не спрашивая о родословной. (… Хазнаькъанца ца хоатташ зоахалол де …).

0

3

http://sd.uploads.ru/OnDPm.jpg

0

Похожие темы


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Ингушский Тейп » Хаза-наькъан