Итар
Первым в ауле Эрзи башню построил Итар1. Затем он переселился в Ольгетти. Там он тоже воздвиг башню и стал в ней жить. Про Итара говаривали: «Итар, попадающий в цель ранее, чем раздастся звук выстрела». Таков был Итар: и мастер, и охотник. Его разрушенный временем склеп и сейчас стоит в центре аула Ольгетти. До недавнего времени, говорят старики, его высохшее тело было еще в сохранности.
Итар мог всаживать пулю в пулю так, что они сплющивались в один ком. Он мог, не моргая, смотреть на солнце, и он не имел коленных чашечек. Места его охоты находились по Ольгеттинскому ущелью.
Эрзи было столь большое поселение, что в нем проживало до шестидесяти дымов (вяры). А когда надо было идти воевать, то из аула выходило шестьдесят шесть всадников с полным вооружением. Эти воины во главе с Итаром как-то поехали за добычей. Они перешли границу князя Еркала и угнали табун коней и стадо скота.
Через гору Охкаре пролегала тропа, которая называлась «Тропою смерти». По ней они отправлялись в поход и по ней же возвращались. Однажды, когда они возвращались, за ними увязалась погоня. Итар отстал от отряда, чтобы отбиться от погони. Когда Итар увидел погоню во главе с князем Еркалом2, он крикнул своим уходящим дружинникам: «Как мне лучше поступить: убив князя, обезглавить погоню, или обезоружить его?» В ответ ему крикнули: «Не убивай князя и не обезглавливай погоню, ибо преследователей много, а нас мало, и нам трудно будет их одолеть. Обезоружь князя, сбив кинжал, висящий у него на боку!».
Итар прицелился из своего длинного кремнего ружья в скачущего впереди погони князя Еркала и выстрелом оборвал ремешок, которым был привязан его позолоченный и посеребренный кинжал. Понял тогда князь Еркал, что среди угонщиков стада находится и Итар. Крикнул Еркал своим товарищам:
– Из-за табуна коней и стада скота не сделаем сиротами своих детей, не обрушим горе на наших старых родителей! Если перед нами Итар, а за ним воины, то в наши дома может прийти большое горе.
Погоня князя Еркала повернула обратно. Добычу же Итар и его воины поделили между сиротами и вдовами3.
* * *
В 1970 г. от жителя села Ольгетти старика Башира Багдановича Алдаганова записал А. Танкиев.
Опубликовано: ССПЧИ, с. 417; ИССП, с. 405.
1. Первенство в строительстве башенного комплекса Эрзи приписывается себе многими родами, являющимися выходцами из него. Большая ветвь гвилетцев («гелатхой») является выходцами из Эрзи. Об Итаре имеются мифические предания, связанные с охотничьими божествами (см. 1 том «Антологии ингушского фольклора»).
2. Здесь Еркал назван князем. По другим преданиям он, как и положено, является царем Грузии (по-грузински «Ираклий»).
3. В быту (и в фольклорных текстах), если наездники откуда-то приходили с добычею, то первейшая их обязанность была выделить долю для представителей социальных низов.
* * *
Далее приводится другой вариант этого предания. Называется он «Об Итаре».
Однажды Итар и его друг вели по дороге большое количество скота. И они заметили, что позади, за несколько километров, за ними на лошадях ехали военные. А в то время не разрешалось водить такое огромное количество скота, как у Итара. И вот Итар спрашивает у друга:
– Выбирай, или ты гонишь скот дальше, или же остановишь военных, которые за нами идут.
– Нет, Итар, я не смогу справиться с военными, я лучше буду гнать скот!
И тут Итар снова спрашивает:
– Хорошо, а как ты думаешь: мне его командира сразу убить или же прострелить его погоны, не повредив его?
– Лучше перестань, Итар, не шути с ними, их же много, не то нам живыми не уйти.
Но Итар, не слушая его, прицеливается в командира и стреляет, как и сказал, точь в точь в погоны, не повредив его самого.
И тут же командир армии говорит:
– Видимо, это Итар, только он мог так четко и метко стрелять. Отходим назад, я не хочу, чтобы наши дети остались сиротами.
У Итара была одна дочь, которую звали Баби, она вышла замуж за Дахкилга1.
У Итара было шестеро сыновей.
Из-за того, что Итар был такой сильный, умный, ловкий, меткий, из-за того, что самые лучшие качества были при нем, с ними братались Батаевы, Буружевы, Муружевы, Гиреевы.
Итар смотрел на солнце, не моргая глазами, что никто из людей не мог делать. Еще у Итара на коленях не было чашечек. Отпуская своего коня рысью, он легко догонял его, и вообще мог бегать быстрее, чем любой конь. Все кругом завидовали ему, его ловкости, силе.
Итар похоронен в с. Ольгетти, вместе с ним в могилу положили также его оружие: кинжал, нож, пистолет, охотничье ружье. Когда людей сослали в Сибирь, неизвестные люди раскопали его могилу и унесли все его вещи, которые с ним были похоронены.
* * *
В 2004 г. от 77-летнего жителя села Ольгетти Гапура Хасановича Евкурова записала А. Эльбикаева.
1. Дахкильг из рода Мамиловых был человеком большого телосложения. Назван он был этим именем в честь Дахкильга – родоначальника рода Дахкильговых (ветви рода Богатыревых), отличавшегося большим ростом.
О Дахкильге Мамилове пишет исследовательница Н. Г. Волкова в своей монографии «Этнический состав населения Северного Кавказа в 18 - начале 20 века» (М., 1974, с. 149).