쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » Ингушские башни


Ингушские башни

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

http://s018.radikal.ru/i528/1206/41/836275b07d1e.jpg

Автор: Руслан Эльдиев

Не будет преувеличением назвать классическую боевую башню в горной Ингушетии емким и характерным символом эпохи.

Позднее средневековье можно назвать ренессансом каменного зодчества Ингушетии. С большим интересом к боевым башням ингушей отнеслись путешественники из России и других стран. В XIX-XX вв. русские ученые - историки, археологи провели ряд исследований этих строений. Можно назвать такие имена как Л. П.Семенов, Е.И. Крупнов, Н. Ф. Яковлев, И. П. Щеблыкин и др., которые остались весьма неравнодушны как к самим башенным постройкам, так и к их строителям.

Пытаясь объяснить почему, как и кто строил башни высотой 25 и 30 м, вспоминаю рассказы стариков, живших в горах. Сегодня я постараюсь передать суть этих рассказов, хотя многое здесь не будет новостью для читателя.

Эльдиев Аси Эхтамирович, мой дед (1864–1975 гг.) рассказывал:

- У ингушей очень важное место в жизни занимала такая черта как честолюбие (яхь), антоним черной зависти, называемый (хьаг1). Не имеющий свою родовую башню не мог чувствовать себя равным среди равных, и это вторая причина, что подвигала его на строительство. Первая причина - оборонительное значение. Если сватали девушку, ее родители задавали три вопроса пришедшим сватам:

1. Г1ал е цар? (Есть ли у них жилая башня, дом?)

2. Вов е цар? (Есть ли у них боевая башня?)

3. Есть ли у них мялх-каш? (Есть ли у них склеп, солнечный могильник?)

При отрицательном ответе на один из вопросов жениху отказывали. Наличие богатства, конечно, имело значение, как и у всех народов, но вслух это не обсуждалось. Не имеющий честолюбия (яхь) осуждался, не считался полноценным человеком. Тут можно отметить, что во всем укладе жизни ингуша это был важный элемент, носивший соревновательный характер. Каждый стремился, чтобы его дом, его башня, склеп, хозяйство были лучше, красивей, добротней.

Доктор философии Т.Ю.Келигов, отмечая национальные черты народов Кавказа, пишет, что ингуши – индивидуалисты, и выделяет такую черту как терпение. Я добавил бы и стойкость.

Люди, живя в суровых условиях, ущемляя себя во многом, возводили башни, перед которыми и сегодня стоят задумавшись их потомки.

Как же они их построили?

Аси Эльдиев рассказывал о порядке и технологии строительства так:

- Человек сначала обживался, строил г1ала (жилая башня, жилище) в два-три этажа и несколько лет заготавливал основной материал - камень. Его тесали железными теслами, широкими стамесками, причем хорошо обтесанный камень ценился выше. Большие глыбы или куски скал разделывали на блоки и зимой, и летом. По линии высверливались отверстия и заливались водой. В хороший мороз камень трескался по нужной линии. Летом в отверстия заливали воду и забивали сухие клинья, которые набухали и делали ту же работу. На волокуше, запряженной быками, большие блоки подтаскивали к месту будущего строительства, причем старались, чтобы заготавливаемый материал этот находился выше - легче было спускать.

Был обычай такой, что зять должен подарить тестю большой блок под фундамент. Такой подарок приравнивался к подаренному быку, поменьше оценивался обработанный камень. Он приравнивался к цене барана, как и зокх-кхер (замковой камень, шпиль).

Другие родственники также принимали участие в таких дарениях, созывались белхи.

Следующим этапом являлось определение места постройки, где учитывались неприступность, близость реки, родника. Также необходимо было в пределах видимости иметь соседние башни или сторожевую. На всех башнях на верхнем этаже хранились сухие дрова или хворост. В случае надвигающейся опасности в горах как по цепи сообщалось о появлении врага - увидев ночью огонь или днем дым на башнях, каждый должен был немедленно поджечь хворост. Это был телеграф тревоги.

Значение имело и место под основанием башни. Если это был грунт, то с интервалом в несколько дней это место обильно поливалось жидким известковым раствором, чтобы зацементировать площадку. С известью проблем не было, так как в горах много доломита и известняка. Перед началом строительства известь гасилась в круглых ямах диаметром около 10 метров. Отходы при тесании камня, крошка просеивались через сито и добавлялись в известь – получался раствор.

Пара быков месила раствор по кругу и все это время подсыпался отсев. Песок не применялся. Перед началом приготовления раствора, цув (чистый человек, его иногда отождествляют со жрецом) обращался с молитвой к Богу, в которой просил, чтобы раствор стал крепким, вечным, строение спасало людей, чтобы молния обходила башню, чтобы враг не смог подняться на нее и т.д. Потом он бросал в раствор куриное яйцо со словами, чтобы раствор был мягким и легким. Бросание яйца - это символический акт.

Под руководством мастера укладывались крупные блоки под фундамент, определялся по двум диагоналям центр башни. Линия этого центра строго соблюдалась по отвесу от земли до верхнего замкового камня (зокх-кхер).

В одном из углов башен рыли яму (ларма), обкладывали пол и стены камнем на растворе, сверху задвигали плитой. В ларма хранилось зерно, а также содержались пленники. Ларма считалось секретным местом.

Вход в башню существовал только со второго этажа. Дверь из дуба запиралась изнутри брусом, который свободно двигался в пазах стены по горизонтали.

Со второго этажа кладка велась изнутри и мастер мог вести кладку в верх на 20-30 метров без проблем.

По завершении каждого этажа в гнезда укладывались дубовые балки, оставался люк, настилался пол. Лестница более двух метров вытягивалась наверх, когда заканчивался следующий этаж, и т.д.

Достигнув середины, т.е. 3 - 4 этажа, мастер связывал все углы башни крестообразной аркой (маткой) для усиления монолитности. Маток могло быть и две и три. Последняя приходилась под крышу. Раствор и камни поднимались ручными подъемниками, в народе отмечается журавль (ц1ар-ц1ур), который спасал каменщика.

Достигнув последнего (верхнего) этажа, мастер выводил на четыре стороны по одному окну, защищенному машакули. Через окна на борта машакули ложились два щита крест-накрест. Появлялась возможность обвязать верх башни лесами, чтобы закончить четырехскатную крышу снаружи. Теперь мастер находился вне башни, он обвязывался страховочным ремнем, т.к. это была самая опасная часть работы.

Надо заметить, что крышу иначе никак не подвести. Наглядно это продемонстрировал Мурад Полонкоев, который именно так сложил крышу на башне, достроенной им самим у себя во дворе в с. Средние Ачалуки. Также это сооружение подтверждает, что ингуши были высококлассными строителями и никакие заокеанские мастера у нас в горах не работали.

Добавлю, что при строительстве были свои правила. Если мастер сорвался с высоты и погиб, то хозяин-заказчик должен был доказать, что мастер был утром накормлен, т. е. завтракал (называлось фетюхаяр). Если мастеру не дали отобедать и он сорвался, вина за падение ложилась на хозяина. Последний выплачивал семье погибшего пxla (кровь) шесть голов крупнорогатого скота, помимо платы за работу. Строительство вов не могло продолжаться более года. Также ни один мастер, выезжая за пределы Ингушетии, не мог строить классическую ингушскую башню (вов, бов), на другие виды башен это не распространялось. Вне Ингушетии не отмечается символический знак, Эздел-Тараз. Так ингуши называли знак, похожий на крест, который располагался под машакули. Знак в виде стилизованной фигуры человека с распростертыми руками и широко расставленными ногами, означающий - великий человек, великий народ, человек, молящийся солнцу. Ингуши увековечивали этот символ и другие знаки и петроглифы в камне и на камне, считая его вечным материалом. Весь верхний этаж штукатурили известковым раствором. Для придания теплого желтого оттенка в раствор добавлялись животные жиры, сыворотка. Воздействие солнца придавало тот естественный цвет, который гармонировал с окружающей природой. Штукатурка также наносилась вокруг окон и бойниц, чтобы подчеркнуть декоративность строения. Это прием применялся и для украшения жилищ, склепов. Плоские кровли засыпались глиной и каждый год-два трамбовались широкой дубиной.

По окончании строительства собирались родственники, соседи, резали быка не моложе семи лет. Считалось, что только в семь лет животное достигает нужной кондиции по вкусу (чам) и полезности мяса. Можно отметить, что и подготовка к строительству вов занимала не меньше семи лет. Число семь у ингушей считалось очень значимым.

Окончание строительства башни отмечалось как большой праздник (доккха ц1ай). Молодежь поднималась на верхний этаж. Каждый нес камень, который оставлял перед машакули. Запас камней всегда хранился в башне, чтобы отбиваться ими от врага наряду с другим оружием.

Ссылаясь на 1960-е годы прошлого века, когда я получил первую информацию от Аси Эльдиева, хочу заметить, что почти то же самое мне говорили Исраил Ярыжев, который и сегодня проживает в с.Ляжг Джейрахского района, и Мурад Полонкоев, о котором здесь упоминается, и который у себя во дворе построил, по канонам классической башни, свою, являющуюся единственным объектом такого класса на плоскости.

В заключение хотелось бы предостеречь людей, некомпетентных в строительстве башен от возведения новоделов и реставрационных работ на родовых башнях. В этом деле важны все тонкости.

0

2

http://s019.radikal.ru/i619/1206/fe/d86a7407e907.jpg

Автор: Анна Гоголь

Я много слышала и читала о древних ингушских башнях, но увидев их, поняла, что никакие слова не передадут того величия и важности этих архитектурных сооружений того времени, которые идеально вписались в горный ландшафт Кавказа...

Я смотрела на них не отрываясь, и меня переполняло восхищение...

Давно я не писала таких восторженных слов, но вид этих башенных великанов действительно «прошибает мурашки».

Может быть, не всем дано понять мои чувства, но я в свою очередь аплодирую древним мастерам зодчества Ингушетии!

Своей грозной и величественной красотой башни и сейчас показывают всю мощь и силу ингушского народа и, кажется, что до сих пор они охраняют покой на этой земле.

Я полюбила горную Ингушетию как территорию шедевров каменного зодчества.

Культурное наследие - духовный, культурный, экономический и социальный капитал невозместимой ценности. Наследие питает современную науку, образование, культуру. Наравне с природными богатствами, это главное основание для национального самоуважения и признания мировым сообществом. Современная цивилизация осознала высочайший потенциал культурного наследия, необходимость его сбережения и эффективного использования как одного из важнейших ресурсов мировой экономики.

Памятники истории и культуры России составляют весомую долю в культурном и природном наследии мира, вносят важнейший вклад в устойчивое развитие нашей страны и человеческой цивилизации в целом, что и предопределяет высочайшую ответственность российского народа и государства за сохранение своего наследия и передачу его последующим поколениям. Утраты культурных ценностей невосполнимы и необратимы.

Однако, среди множества уникальных памятников архитектуры, которыми богата наша страна, мне хотелось бы сделать акцент на родовые башенные комплексы горной Ингушетии, где особенно остро ощущаются недостаток внимания и заботы со стороны государства и людей в целом.

«...Ингушские башни для своего времени были подлинным чудом человеческого гения, как для нашего столетия новые шаги человека в небо». Е.И.Крупнов.

Этим строкам более 30 лет, и, к сожалению, все эти годы ингуши теряют бесценные памятники культуры прошлого, простоявшие более семи столетий, они рушатся на наших глазах.

К сожалению, башни утратили былое величие. Обидно за республику, удивительный, неповторимый архитектурный пласт, эти величественные постройки, которые поражают каждого, кто приезжает в горы, своей уникальностью, забыты и заброшены.

Грустно наблюдать гибнущее великое историческое и культурное наследие наших предков, которое к настоящему моменту уничтожено или находится под угрозой уничтожения. Но немалую роль в трагических судьбах памятников старины сыграли и сами люди. Башни явились жертвами прямого и косвенного воздействия хозяйственной деятельности - пастбища рядом с историческими комплексами, ночевки животных в башнях, а также недостаточное сохранение от разрушительных воздействий природных процессов. В результате, основная часть объектов оказались бесхозными сиротами, брошенными на произвол судьбы. Это привело к тому, что буквально на протяжении последних полвека многие башенные комплексы превратились в руины.

Ингушские башни возводились двух видов: жилые и боевые «в1ов». Башни трактовались как сооружение строгих линий и строгих высот. Это придавало башням большую силу и значимость. Довольно редко встречаются башни, сочетающие в себе особенности обоих видов - полубоевые. Жилые башни ингуши строили в два-три этажа высотой до 12 метров. Крупные камни стен, толстая кладка из скальных пород, окна-бойницы - все для надежной защиты семьи. На каждый этаж вела отдельная дверь - попасть на второй или третий этажи можно было только по приставной лестнице. Люди жили на верхних этажах, а внизу содержали скот.

Довольно большую трудность составляло конструирование внутренних межэтажных перекрытий. Для их крепления служили специальные выступы стен и гнезда, в которые вставляли балки. В центре башни устанавливался опорный четырехгранный столб с массивным основанием и каменными подушками, расположенными на разной высоте для опоры балок перекрытий. Кровля жилых башен — бревенчатый плоский накат, покрытый хворостом.

Жилая башня совмещала в себе все атрибуты любого дома: внутри имелся очаг, предметы быта, простая мебель, одежда, оружие, а также святая для любого горца вещь - надочажная цепь, без которой на Кавказе дом не мог считаться домом.

Интерьер был достаточно просторным. По стенам могли быть развешаны двусторонние аппликационные ковры, пол покрыт кошмами. Особенно красивы ингушские ковры, выполненные в два-три цвета. Их узор довольно лаконичен - это стилизованные листья и едва угадываемые фигуры и головы животных. Комбинации орнаментальных мотивов подчинены законам зеркальной симметрии, а краски не очень ярки и контрастны по своим сочетаниям (красный-зеленый, синий-красный, черный-зеленый).

Центр жизни - очаг или камин, рядом деревянные скамьи, украшенные резьбой. На них восседали старшие в семье мужчины и пришедшие в дом гости, которых всегда принимали с уважением. Их национальность здесь, как правило, не имела значения. Поодаль на маленьких треногих скамеечках могли сидеть молодые домочадцы.

Предметом исследования ГУ «Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» является современное состояние башен, необходимость проведения противоаварийных работ, консервации архитектурных комплексов, кадровое обеспечение и финансирование работ по систематическому контролю состояния объектов культурного наследия.

Радует то, что за последнее время прошел ряд поездок федеральных и региональных органов власти, которые стали проявлять внимание к историческим памятникам. Руководство республики наглядно убедилось в актуальности их сохранения и поддерживает все начинания дирекции музея-заповедника в вопросах сохранности и восстановления башенных комплексов горной Ингушетии.

Есть предпосылки к взаимодействию между органами власти и музеем-заповедником для разработки и осуществления совместных программ, в которых должны найти отражение и вопросы сохранения памятников, и вопросы экологии, и вопросы развития территорий.

С уверенностью можно сказать, что имена чиновников всех рангов и бизнесменов, занимающихся и помогающих сегодня в решении этого глобального вопроса, будут внесены золотыми буквами в новейшую историю Ингушетии за личный вклад в сохранение самобытной великой истории родной земли и своих предков. И в этом не последнюю роль должны сыграть тейпы.

Хочу привести конкретный пример, благодаря которому, вернулась к жизни родовая башня Харса в с. Ляжги. Это яркий показатель сплоченной и самоотверженной работы тейпа Харсиевых, которые на деле показали, что достояние и историю рода можно спасти. Харсиевым есть чем гордиться по-настоящему, их величественная башня обрела новую жизнь и они навсегда останутся для потомков своего рода как герои эпохи.

При желании, совместными усилиями властей всех уровней и тейпов можно создать на местах руин красивейшие ансамбли и снять массу вопросов, которые накопились за многие годы бездействия и ждут своего решения.

Однако сегодня физическое состояние более половины находящихся в музее-заповеднике башенных комплексов продолжает ухудшаться и характеризуется в настоящее время как неудовлетворительное. По оценкам экспертов, около 70% от общего числа памятников нуждается в принятии срочных мер по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления разных негативных явлений и процессов. Состояние большинства исторических комплексов специалисты также оценивают как близкое к критическому...

Башенная культура ингушей является культурным наследием республики и представляет уникальную ценность для народов России, а также является важнейшей неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Сохранение и пропаганда этого наследия является залогом туристской привлекательности республики и нашей страны в целом.

Любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. Они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей - основа развития цивилизации.

Жители гор создавали свою культуру не для роскоши, а для того чтобы выжить в этих тяжёлых и суровых условиях. Сейчас, когда время меняется, мы, живущие ныне, стоим перед вопросом: как сохранить своё культурное наследие? «Башни стояли и будут стоять» - тезис, который продолжает оставаться одним из заблуждений. Мы обязаны сегодня начать ценить время, в том числе и время, отпущенное нам на почетную миссию - по сохранению нашей древней истории. Их судьба в наших руках и мы несем за неё ответственность перед потомками.

0

3

Возрождение великой башенной культуры

Ингушские башни – немые свидетели доблести наших предков. В средние века строители не подозревали, что являются носителями уникальной культуры возведения каменных сооружений, не встречающихся больше нигде в мире.

Жилые и полубоевые, святилища, храмы, склепы и, наконец, боевые башни В1оув, особенно красивы, гордо устремленные к небу. Башни настолько органично вписываются в горный ландшафт, что трудно представить наши горы без них.

К сожалению, башенные постройки в отдельных горных районах не в лучшем состоянии.

В деятельности музея-заповедника министерства культуры РИ, вопросы консервации и реставрации башенных комплексов являются особо важными. Что же, по мнению дирекции музея-заповедника, необходимо предпринять для сохранения уникальных памятников истории и культуры Республики Ингушетия?

Думаю, нет нужды доказывать, что памятники истории и культуры древней Ингушетии нужно спасать. Несомненно, одной из важнейших задач на сегодня является сохранение боевых башен В1оув, дошедших до наших времен в первозданном виде, но находящихся в критическом состоянии.

Основные задачи музея-заповедника - сохранение и восстановление архитектурных ансамблей, культовых строений, захоронений, природных ландшафтов, как единого музейного комплекса.

Начало 2011 года для нас, работников музея-заповедника, было особенно тяжелым. Нам необходимо было понять, что же мы имеем, в каком положении наши архитектурные памятники и наши башни.

Мы провели визуальный осмотр и фотофиксацию дефектной базы наших архитектурных комплексов. Безвылазно находились в горной части, и картина проведенной работы нас насторожила: чем больше мы обследовали наши комплексы, тем больше нам хотелось найти хоть одну целую, хорошо сохранившуюся башню, но, увы, таких у нас почти нет.

За прошедшие годы деятельности музея-заповедника были проведены ремонтно-восстановительные работы на нескольких памятниках. Надо отметить, что ранее все строительные мероприятия по сохранению и восстановлению башенных комплексов поводились некачественно. Считаю, что подход к реставрационным работам, проводившийся наскоками, с использованием разнорабочих, не понимающих в строительстве почти ничего, крайне недопустим. Думаю, необходимо организовать в музее-заповеднике систему, при которой реставрационные и ремонтно-восстановительные работы проводились бы круглый год: зимой, заготавливая нужные строительные материалы, а летом проводя ремонтно-восстановительные работы. У нас достаточно много памятников, требующих незначительных вкладов, но если в ближайшее время не устранить имеющиеся на них дефекты, то через несколько лет вложения понадобятся во много крат больше.

В республике очень мало реставраторов. Нам необходимо создать реставрационную строительную культуру. Имея такое огромное количество разрушенных башен, нам нельзя зависеть от одного или двух реставраторов, или мастеров по камню. Для начала мы привлекли на работу тех мастеров, которых имеем. Их опыт и знания необходимо передавать другим, и тогда процесс пойдет быстрее.

Существует мнение, что лучше приглашать мастеров по камню из других регионов, якобы, они дешевле, и процесс восстановления пойдет быстрее. Убежден, что такое решение вопроса только заведет нас в тупик.

Как мы знаем, скупой платит дважды, но в данном вопросе мы заплатим не дважды и не трижды, а во много крат больше. Решение вопроса реставрации и ремонтно-восстановительных работ мастерами из других регионов только удешевит и размажет нашу великую башенную культуру, низведя её до простого строительства. Мы уже проходили это. Работали у нас и «мастера» из других регионов, и такие примеры уже имели место быть. Реставрационные работы в 80 годы прошлого века в замковом комплексе Эрзи приезжими «специалистами» были проведены безобразно, хотя шум по поводу восстановленных башен был огромным. По всему ущелью собирали куриные яйца, проводили эксперименты на растворах, добавляли сыворотку, а в итоге только изуродовали две боевые башни. Восстановление наших башен занимались все кому не лень, кроме нас самих. Нам нельзя допускать такого хамского отношения к нашим башням. Мы обязаны выращивать своих мастеров, ценить и уважать их труд, как это делали наши предки, скрупулезно, по-матерински нежно собирать свои камни и восстанавливать наше наследие.

Мастера, занимающиеся восстановлением и сохранением исторического наследия, по собственному, нежно и бережно должны относиться к своей работе. Исторический памятник должен получить каждый рубль, вложенный в него государством или частным инвестором, чтобы, как минимум, башни простояли еще столько же. В связи с этим хочется отметить первое и самое важное: внимание и обеспокоенность состоянием исторических памятников Главы РИ и председателя правительства республики, без которых о вопросе сохранения нашего исторического наследия, находившегося в глубоком застое, не было бы и речи. Частые поездки Юнус-Бека Баматгиреевича в горную часть, изучение им проблем башенных комплексов сдвинули этот вопрос с мертвой точки.

За прошедший 2011 год нам удалось спасти боевую башню тейпа Ханиевых, которая находилась в критическом состоянии. Сам председатель правительства РИ Муса Чилиев выезжал на эту башню в п.Хяни, и свое беспокойство по поводу состояния памятника доложил Главе Ингушетии. Юнус-Беком Евкуровым было принято решение о спасении башни, чтобы не допустить её разрушения, Глава республики поручил Мусе Чилиеву принять экстренные меры по ее спасению. Боевая башня в сравнении с другими памятниками средневековья находилась в самом плачевном состоянии. Была большая дискуссия, что делать и как спасать уникальное творение наших предков, так как башня тейпа Ханиевых – одна из самых старейших башен Ингушетии. Многие были убеждены, что трогать ее ни в коем случае нельзя, опасаясь, что она рухнет. Предлагали сварить стальной каркас и оставить всё как есть. Другие строители советовали армировать башню и залить вокруг бетоном. Но реставрация - это сложная наука, и поддается она только тому, кто в нее верит. Нам удалось не только сохранить, но и восстановить башню и укрепить её стены, хотя работы еще не завершены. Ранняя зима и наступившие холода вынудили нас прекратить восстановление памятника, хотя работы на нём проведены на 80 процентов.

В критическом состоянии находилась и разрушенная боевая башня №1 в с.Хамишк. Было принято решение восстановить и сохранить башню. А для проведения восстановительных работ прежде всего необходимо укрепить существующее строение. Мы, с хирургической точностью и осторожностью укрепив основание, а потом и всю башню, приступили к восстановительным работам. В настоящее время ведутся работы над верхним сводом сланцевой крыши.

Башня №2 в с.Хамишк находилась в немного лучшем состоянии, хотя работы с ней было больше. Сегодня эта башня восстановлена и ждет своей очереди для возведения крыши.

До мая месяца этого года все работы на этих трёх башнях будут завершены. Кроме того, в этом году в горной части планируются ремонтно-восстановительные работы боевой башни в комплексе Эрзи, боевой башни комплекса Белган, четырех боевых башен в поселке Ний и двух боевых башен в замковом комплексе Пялинг. Всего мы планируем восстановить в 2012 году восемь боевых башен. Ранее ремонтно-восстановительные работы памятников средневековой архитектуры в таких объемах в музее-заповеднике не проводились. И заслуга эта прежде всего руководства республики.

Хотелось затронуть еще одну огромную проблему. К большому сожалению, большинство башенных комплексов находятся в загрязненном состоянии из-за содержания в них скота. В башнях скопился перегной, в них невозможно просто войти. Многие башенные комплексы так загажены, что к ним невозможно подойти. Хочу обратиться ко всем гражданам республики, ко всем тейпам, чтобы они приехали в горную зону и провели на этих башнях белхи и очистили свои родовые башни. Нам необходима ваша помощь. Многие студенты приезжают домой на каникулы. Старшеклассники летом просто слоняются без дела. Молодежь может приехать в горы и принять участие в очистке своих родовых башен. Нас радует, что в последнее время заметно повысился интерес граждан республики к своему прошлому, культуре и истории. Многие жители обращаются к дирекции и сотрудникам музея-заповедника министерства культуры РИ за консультациями, задают много вопросов и интересуются состоянием своих родовых башен. До сих пор многие из них не знали, что башни можно восстановить и вернуть им первозданный вид, не знали, что у нас есть мастера. Мы общаемся с посетителями, консультируем их и доводим до их сведения всю информацию о том или ином памятнике. Любой гражданин может не только вложить свои деньги в реставрацию своего родового памятника, но и помочь нам строительными материалами. Во всех ингушских фамилиях есть состоятельные и менее состоятельные люди. Скооперировавшись, они могут дополнить проект в меру своих возможностей, могут помочь пиломатериалом, цементом, известью, инструментом и другими строительными материалами. Очень важно участие молодых людей в восстановительных процессах родовых башен. Их отношение к историческим памятникам своих предков имеет для них огромное воспитательное значение. Прикоснувшись к своей башне, они как бы прикасаются к своей истории, и на всю жизнь закрепят в себе теплое отношение и любовь к своему прошлому. Для любого ингушского тейпа процесс восстановления своих родовых башен имеет колоссальное значение и несет объединяющее начало. В современном обществе, где каждый занят решением своих бытовых и насущных проблем, жизненно необходимо посещать родовые башни, отдохнуть от повседневных забот. Необходимо прикоснуться к своей истории и прошлому, к памяти предков, благодаря которым мы сегодня живем. Наши предки строили эти комплексы не от сытости и большого богатства, а чтобы выжить в суровых условиях, чтобы не прервался их род. Надо знать, любить и помнить свою историю, беречь её.

На вопрос, надо ли восстанавливать башенные комплексы, старейшина Джейрахского района сказал, – да, надо. И не только для жилья или истории. Это коренные жители гор, и отношение к ним должно быть, как к людям. Мы обязаны сохранить это наследие для своих потомков в первозданном виде. И я с ним согласен.

Автор: М.Харсиев

0

4

Илли о том как построили башню

Трижды землю поили молоком, трижды срывали грунт,

И только когда земля отказалась пить, положили первые камни;

Восемь огромных глыб, образующие углы воув,

И был каждый камень ценою равен быку, а весом – восьми быкам.

Их привезли с вершины горы, взявши из-под голубого льда…

Каждый камень везли двенадцать быков, ломая копыта от напряжения.

Каждый камень тесали двенадцать дней четыре каменотеса,

И стальные тесла крошились у них, будто сделанные из липы…

Двадцать тесел каждый каменотес сломал о ребра камней,

И камни стали ровны, как стекло, и приняли нужный вид!..

Тогда четыре, как горы, седых старика осмотрели и ощупали их,

И каждый сказал: «Теперь хороши, ни порока, ни трещины нет!»

И каждый сказал: «Воув будет крепка, как наши горы крепки,

И будет стоять во веки веков, как мир во веки веков стоит!..»

И каждый сказал: «Мы землю здесь поили густым молоком,

А камни эти, чтоб были крепки, напоим горячей кровью, —

Пусть свяжет кровь четыре угла, как наш род кровью связан,

И этой связи не сокрушат ни смерть, ни вечное время!»

Был приведен баран, чья шерсть горных снегов белей,

И рога, сделав дважды полный круг, как копья, остры.

Тогда самый старый из стариков, рода старейший отец,

Взяв острый, как слово мудрого, нож, перерезал баранье горло,

И барана с перерезанным горлом подвел к каждому угловому камню,

И кровь закипела из-под ножа, словно горный поток бурля,

И каждый камень был обагрен горячей, как солнце, кровью…

Пока в котле варился баран, была замешена известь,

И было белой известью скреплено скрепленное красной кровью…

После этого начали пир, на луг расстелив кошму,

Кошму, сделанную Петимат и ее шестью дочерьми…

Много не спала ночей Петимат, лежа, закрыв глаза,

И проплывала в незыблемой синеве ее молодая звезда,

Выше всех восходила на небосвод золотая ее луна.

Окруженная бесчисленным хороводом маленьких подруг-звезд…

Много дней старая Петимат бродила по горным лугам,

Собирая цветы и травы, необходимо нужные ей!..

И вот наступил долгожданный день, весь заполненный солнцем:

Трижды постлав кошму на кошму и еще кошму, Петимат

Сухой, как лапа орла, рукой начертила снившийся ей узор…

Нож пошел по кошме, хрустя, как плуг по горному полю, —

Сон делался явью и зацветал пышнокрылым ковром долины…

Дальше и дальше резала Петимат, шепча свои сны и грезы,

И все шесть ее дочерей кивали в такт головами…

Шесть девушек, иглы взяв, шили двенадцать дней,

И старая Петимат говорила им о молодости своей…

И когда на тридцатый день сшита была кошма,

Опустилась на глаза Петимат густая, как полночь, мгла…

Шесть девушек, иглы взяв, шили двенадцать дней,

Чтоб обвести узор белой порошей контура!

Восемь юношей развернули кошму, сделанную старою Петимат,

И с кошмы глянула всем в глаза молодость Петимат:

Вот юности ее звезда раскинула пять золотых лучей,

И сама Петимат молодой луной плавно плывет над ней,

Плывет молодая луна – Петимат, и рядом плывут шесть звезд,

Шесть звезд ее дочерей плывут, сверкая огнями глаз,

И вокруг их венок из Худ-Худерешь и дорога из звезд легла,

А дальше – цветы, оленьи рога и зелень горных долин,

И все это обнял горный закат горячей алой каймой…

Сто тридцать джигитов сели вокруг, по самой кайме, как раз,

И смотрели на молодость двести шестьдесят глаз!

Целую гору мяса принесли и поставили на кошму,

Золотистый, как день, чурек

Принесли и поставили на кошму,

Сыр ноздреватый и желтый мед принесли и поставили на кошму.

И сто тридцать стаканов из серебра рода старейший отец

Вынес из гала, и на кошме расставили юноши их.

Сто тридцать джигитов сидели вокруг, по самой кайме, как раз,

И отразились на серебре двести шестьдесят глаз!

Сто тридцать юношей встали вокруг, ста тридцати джигитам служа,

И небо раскинуло над кошмой голубой шатер…

На самом почетном месте посажен Янд – славный строитель воув,

Лучшие части барана и лучший чурек предложены были ему.

Пока он ел, готовясь к труду, ели и пили все,

А когда он насытился и сказал: «Баркал хозяину!» – то

Все перестали есть и все хозяина поблагодарили…

Горной водой стаканы полны, как жизнь борьбою полна и счастьем,

Как небо летнее солнцем полно, так молодость полна песней —

И песня течет, полным-полна мудростью и весельем:

Орлы родятся в горах —

В полете неутомимы…

Родине храбрых – зеленый Джерах —

Всадники наши неутомимы!

Тучи на кручах лежат, черны,

Выше их белый снег!

Девушки наши, как день, нежны,

Белы, как белый снег!..

Тучи к серым утесам льнут,

Мглой одевая кручи…

Всадники наши сквозь тучи пройдут

По неприступным кручам!

Тучи громами и мглой полны,

Как музыкой полна песня…

Голос девушки нашей – лепет волны,

Сладок и нежен, как песня!

Просторен неба свод голубой,

Над зеленой долиной Джераха!..

И с солнцем равняется головой

Каждый всадник Джераха!

Пасет баранту на лугах Джерах:

Зеленый, мирный, цветущий —

Пашет кремнистое поле Джерах,

Затерянное в тучах…

Нянчит пчел зеленый Джерах

И собирает мед,

Мирным трудом звенит Джерах,

Пашет, сеет, поет…

Но если враги ястребами из туч

Упадут на луга Джераха,

Навстречу орлам с гранитных круч

Ринутся дети Джераха!

И станет крепостью каждый дом

И поле – полем войны!

И станет каждый воув гнездом

Грозных громов войны.

И над Джерахом поднимется прах

И ослепит врага,

И адом станет зеленый Джерах

Для каждого врага!

Пускай лавиной идут века, —

Незыблемы наши горы!

Слава тебе, человечья рука,

Делающая порох!

Вовеки не смоют потоки годов

Имен, чья кровь, как порох, суха,

Чей конь оседлан и кто готов

Стать воином из пастуха!

Да здравствует всякий, кто прежде, чем лечь

Спать, выслушивает сердце свое,

Проверит, достаточно ли остер меч

И заряжено ли ружье!

Пусть будет славен, кто славой не пьян,

Станет защитником мирных пашен!

Еще песня, трепещущая и живая, жила в отголосках расселин и впадин,

Еще последним дыханием ее дышал притихший зеленый Джерах,

И дечиг-пандара живое сердце трепетало под пальцами музыканта,

Когда восемь помощников Янда, встав, стали готовить известь…

Известь кипела, пенясь, шипя, будто змея, и густела…

Становилась вязкой, как темнота узких ночных ущелий…

Лишь только песня утихла, Янд встал и принялся за работу:

Он взял два камня и, смазав их известью, ударил один о другой,

И сразу два камня стали одним под его сильной рукой!

«Известь готова, – сказал Янд, – пора приняться за дело!»

И все ожило вокруг него, запенилось, зашипело!

Крутился ворот, от натуги скрипя: струной дечиг-пандара напрягался канат,

Скрученный из восьми ремней, вырезанных из кожи буйвола;

Камни, как пух легки, шли наверх послушные неуклонно

И поворачивались в руках Янда нужной ему стороной.

Из разных мест ущелья привезены обломки различных глыб.

Скрепленные известью, становились они неделимым целым.

Камни ложились один за другим, вздымался за рядом ряд,

И казалось, что известь и камни между собой, как бы советуясь, говорят…

Так Янд работал, кипел и пел, яростью труда лют,

И казалось, что камни под его рукой, гордые собой, поют:

Верные мастеру и себе,

Что нам времени бег?

Мы будем верно служить тебе,

Любящий Родину человек!

Соединенные волей одной

На долгие, долгие годы,

Мы станем незыблемой стеной

И нерушимым сводом!

Пройдет и этот, и будущий век,

Век за веком промчится мимо, -

Мы будем верны тебе, человек,

Верный Родине милой!

Сюда вот и ветер не залетит, -

Здесь враг твой будет томиться,

А здесь ты будешь запасы хранить –

Золото звонкой пшеницы!

Здесь будут дети твои и жена,

Сестры твои и братья,

И наша каменная тишина

Будет обогревать их!

Пускай бегут и бегут года,

О воув они разобьются.

Ты помни одно: уходит вода,

Камни – остаются!

Пройдет и этот, и будущий век,

Век за веком промчится мимо,—

Мы будем верны тебе, человек,

Верный Родине милой!

А здесь помост… и еще помост…

А выше, где ветер поет,

Будет твой сторожевой пост –

Боевое место твое!..

А выше будут гнездиться стрижи,

Вольные, как ты, птицы…

Отселе будешь ты сторожить

Родины своей границы.

Ты будешь зорким орлом смотреть

На все, что у воув в ногах,

И вместе с твоей пулей смерть

Помчится в сердце врага!

И один за другим побегут года

И все о нас разобьются…

Ты помни одно: уходит вода,

Камни же – остаются!

Пройдет и этот, и будущий век,

Век за веком промчится мимо, —

Мы будем верны тебе, человек,

Верный Родине милой!

Работа кипела, и Янд горел в работе, не считая дней,

И в небо вонзилась своей вершиной стройной песня камней,

Первый ярус закончен, сюда никогда не заглянет день,

Здесь пленники, кандалами звеня, будут гадать о судьбе!

Ярус второй – уже свод сведен и очажная цепь висит,

Здесь будет дни свои коротать семья в случае войны!

Янд сам вытесал косяки из черных гранитных глыб,

Сам из дубовых брусьев сбил дверь толщиной в пядь,

Сам приладил засов и сам проверил его работу,

Выше поднялся Янд и вновь принялся за работу!

Четвертый ярус – здесь сторожа, сменяясь, у бойниц встанут,

И все четыре стороны света будут как на ладони.

Так камни ложились за рядом ряд, ярус за ярусом росла воув.

Отселе открылась окрестность вокруг на целый день пути,

И знали враги, что им в Джерах отныне незамеченными не пройти,

Что в зоркой воув их стережет защитник границ родных,

Что во все стороны света смотрит смерть из скрытых в стенах бойниц.

Четыре балкона с четырех стен выступали вперед,

И с каждого пуля-молния без промаха в сердце бьет!

И снова Янд поднимается выше, и выше уже нельзя, —

Здесь будет крыша, легкая, словно свет, стройным конусом сведена,

Ложатся уступами ряды камней, постоянно сужаясь кверху,

И тонкие плиты сланца их перекрывают сверху.

И вот опять ряд камней и плит, и снова камни и плиты,

И Янд все ближе, ближе к солнцу, ближе с каждой минутой!

В четыре дня двадцать рядов камней и двенадцать сланцевых плит

Под неутомимой его рукой, красиво перемещаясь, легли…

И вот триста шестьдесят пятый день, проснувшись, открыл глаза,

И сразу же хлынула дню в глаза просторная синева,—

Вместе с рассветом проснулся Янд, легко заскрипел ворот,—

Янд поднялся на башню, и у его ног расположились горы.

В последний раз напрягался канат, бесконечный, как человечья память,

И последний раз ворот скрипел и пел, поднимая камень.

Закончена песня труда и камней – выше уже нельзя:

Над самою головою легкие облака плывут, скользя,

Садится солнце, и, пересекая Джерах, воув бросает тень.

Так стал последним, замковым камнем триста шестьдесят пятый день.

0

5

Я был бы рад узнать : НА КАКИХ БАШНЯХ СТОИТ ЗНАК МАШАЛЛА.  Есть ли такая информация у кого нибудь..Мне это надо.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » Традиции и адаты » Ингушские башни