Джабагиев Вассан-Гирей
Родился в 1882 году 3 мая в Насыр-Корте (Ижи-Юрте).
Заслуги и влияние отца позволили Вассан-Гирею получить великолепное образование. Закончив с успехом Владикавказское реальное училище, он учится затем в Дерптском политехническом институте на сельскохозяйственном факультете, а затем в Сельскохозяйственном институте в Йене. В совершенстве владея несколькими восточными и западноевропейскими языками, он становится, судя по документам и воспоминаниям очевидцев, отличным переводчиком, дипломатом, блестящим публицистом и оратором и, наконец, великолепным организатором, способным сплотить людей вокруг той или иной общественно значимой цели.
В годы учебы в Дерпте и Йене Вассан-Гирей Джабагиев изучил особенности передового сельскохозяйственного производства. Такие специалисты были нужны России в связи с готовящейся аграрной реформой, которая получила впоследствии название столыпинской, по имени Председателя Совета Министров царского правительства П.А.Столыпина. Поэтому, после возвращения в Россию, Джабагиев длительное время работает в департаменте земледелия Министерства земледелия, принимая самое активное участие в реализации указов и законов, связанных с реформой, таких как: выход крестьян из общины и закрепление в личную собственность надельной земли, создание хуторов, создание крестьянского банка и др.
Благодаря честной, упорной работе и большому таланту он уже в 1913 году становится титулярным советником, а накануне революции - вице-президентом департамента. Активно включается, кроме того, в общественную деятельность, избирается Председателем Петроградского общества распространения просвещения среди мусульман.
С 1904 году Вассан-Гирей Джабагиев очень тесно и плодотворно сотрудничает с органами периодической печати и, в особенности, с Санкт-Петербургскими ведомостями, на страницах которых регулярно появляются его статьи на экономические темы, а также по различным вопросам внутренней и внешней политики России.
В этих публикациях Джабагиев выступает как просвещенный демократ и российский патриот, стремящийся внести свой вклад в модернизацию всех сторон жизни громадной империи.
Таковы его статьи, посвященные реформе земледелия и землепользования, и, в особенности, замечательная во всех отношениях книга "Свободная земельная собственность и техника сельского хозяйства в Европе", изданная в 1915 году.
Не утратили своего значения и многие статьи, касающиеся вопросов внешней политики России, в особенности, ее политики на Востоке: в Афганистане, Турции, Персии. По мнению Джабагиева Вассан-Гирея, Россия должна отстаивать здесь свои национальные интересы, не уступая позиции Англии.
В целом ряде статей Вассан-Гирей Джабагиев предстает как сторонник просвещенного, демократического ислама, информируя читателей о лучших чертах и принципах мусульманской религии.
После февральской революции 1917 года, сформированный по следам этого события, Комитет горцев Северного Кавказа в Петрограде, в своем письме от 7 марта 1917 года обращается к Временному правительству с указанием на необходимость назначить в терскую область второго комиссара из горцев - мусульман, уроженца этой области и предлагает в этом качестве Вассан-Гирея Джабагиева, характеризуя его как человека "являющегося как по своему происхождению и знанию местных условий, так и по общественно-политическому облику и подготовке, вполне подходящим и приемлемым для местного населения лицом".
Выступая 5 мая 1917 года на заседании Первого съезда горских народов, состоявшемся 1-10 мая в городе Владикавказе, Вассан-Гирей Джабагиев подчеркнул, что перед горцами открылась "счастливая возможность единения горских народностей" и указал также на необходимость "положить конец всем кривотолкам, вызываемым неосведомленностью русского общества в мусульманских настроениях".
На этом съезде его избирают членом Временного Центрального Комитета Союза объединенных горцев (с ноября 1917г. "Горское правительство"), который состоял из 17 человек, включая А.М.Чермоева, Басията Шаханова, Пшемахо Козева, Нажмудина Гоцинского, Нухбека Тарковского и др.
На этом же съезде в качестве постановления был принят разработанный с участием Вассан-Гирея Джабагиева документ "Об организации местного управления и самоуправления на Северном Кавказе". Проекты земского самоуправления были представлены в комиссию Временного правительства России (комиссия Веселовского).
В задачу исполнительного Союза объединенных горцев входило, опираясь на местные Национальные советы, защищать права и представлять интересы народов Северного Кавказа. И Джабагиев активно включается в эту работу. Вскоре он становится также Председателем Ингушского Национального Совета, сменив на этом посту старшего брата Магомеда.
Вассан-Гирей Джабагиев отстаивает интересы ингушей, стремясь преодолеть на справедливой и законной основе их противоречия с казачеством и другими народами Кавказа.
Дочь Магомеда - Зарема отзывалась о дяде Вассан-Гирее так: "Вассан-Гирея я назвала бы политиком, теоретиком и европейцем раньше, чем ингушом. И это понятно. В то время как мой отец не только вырос и учился на Кавказе, за исключением нескольких лет, проведенных в Риге, он служил и жил всегда на Кавказе, будучи агрономом. Вассан-Гирей же, за исключением детства и юношества, был почти все время вдали от Родины: сперва в Риге, затем в Германии, и, наконец, в Петербурге, где оставался до 1918 года. Вернулся он на Родину только, когда масштабы революции приняли угрожающие размеры не только в самой России, но и на Кавказе. Только тогда и по настоянию отца он вернулся на Кавказ и подключился к деятельности отца и других северокавказских деятелей. В это время два брата рука об руку трудились на благо своей Родины".
12 ноября 1917 года ЦК СГСК (Центральный комитет Союза горцев Северного Кавказа) избирает Вассан-Гирея Джабагиева председателем Финансовой комиссии Горской республики, и в последующем во всех официальных документах его представляют как Министра финансов в Правительстве (Совете министров), возглавляемом Пшемахо Коцевым.
11 мая 1918 года Объединенный Союз горцев Северного Кавказа объявляет себя независимой Горской Республикой.
Одним из авторов декларации об объявлении независимости Горской республики, а также ее Конституции, является Вассан-Гирей Джабагиев.
Здесь и во всех своих действиях, публикациях, решениях, он выступает как демократ и либерал, проповедник мирного и справедливого решения всех спорных политических, религиозных, земельных и других вопросов на Северном Кавказе. Вместе с другими руководителями республики выступает за объединение горцев Кавказа в Конфедерацию по типу Швейцарских Кантонов.
В то же время в руководстве Горской республики относились к Вассан-Гирею Джабагиеву с некоторым недоверием, так как его старший брат Албаст был большевиком, а другой, средний - Магомед, как один из лидеров ингушского народа, занимал самостоятельную и независимую позицию, по-видимому, не всегда совпадающую с позицией лидеров Горской Республики.
Правитель Дагестана генерал М.Халилов, ставленник Деникина, прямо заявил, что в Горское Правительство проникли и обострили отношения с Добровольческой армией "лидеры большевизма", и в их числе называет "братьев Джабагиевых", не уточняя, кого именно из трех братьев он имеет в виду".
На самом деле Джабагиеву были глубоко чужды идеи большевизма, равно как и великодержавного русского шовинизма и потому, когда к концу 1919 года. Красная Армия оккупировала Горскую Республику, он вместе со своими соратниками переезжает в Тифлис и участвует в организации и работе Правительства и Парламента Горской республики в изгнании. По-видимому, здесь его избирают первым Председателем Парламента Горской Республики. В 1921 году делегация независимой Горской Республики, в которую вошел и Вассан-Гирей Джабагиев, выехала на Версальскую конференцию. Тем временем в Грузию входят части Красной Армии, что заставляет членов делегации остаться на Западе в качестве эмигрантов. Племянница Вассан-Гирея, Зарема пишет: "Вассан-Гирей покинул родину в 1920 году, по данным, присланным Тамарой Джабагиевой, младшей дочерью Вассан-Гирея.
Мы же выехали в 1921 году, в то время ни жены Вассан-Гирея, ни их детей в Тифлисе уже не было. Они выехали раньше нас…". Вероятно, больше стоит придерживаться версии Заремы Джабагиевой: "Что Вассан-Гирей Джабагиев вместе со своей семьей выехал раньше делегаций горских народов. Но как бы там ни было, на Западе в качестве эмигрантов Вассан-Гирей поселяется во Франции и вскоре при содействии офицеров Тухана (племянника Вассан-Гирея) и Сосарко Мальсаговых к нему перебирается его семья - жена Хелена (Лоли) и дочери Халимат и Дженнет.
Занявшись публицистической деятельностью, Вассан-Гирей Джабагиев живет во Франции до 1924 года, а затем переселяется в Польшу, откуда была родом его жена Хелена из известного татарского (по происхождению княжеского) рода Байрашевских. В Польше, в Варшаве, Вассан-Гирей становится корреспондентом газеты "Варшавский курьер", на страницах которого было опубликовано множество его статей.
Кроме того, он создает здесь небольшое агентство печати "Ориент" и редактирует газету "Исламский обзор".
В 1938 году Вассан-Гирей Джабагиев уезжает с семьей в Стамбул для работы в качестве представителя Польского агентства печати. Здесь их застала вторая мировая война, после которой он навсегда остается в Турции.
Умер Вассан-Гирей Джабагиев 18 октября 1961 году. Похоронен он в Стамбуле, рядом похоронена его жена Хелена. В некрологе, опубликованном в одном из английских периодических изданий, содержатся некоторые малоизвестные подробности его жизни и деятельности за рубежом.
Весть о кончине этой выдающейся фигуры была воспринята кавказской эмиграцией с глубоким прискорбием. В некрологе по поводу кончины Вассан-Гирея Джабагиева говорится о его деятельности по изменению жизни ингушского народа. Здесь он становится ведущим членом СОГСК.
Вассан-Гирею Джабагиеву пришлось много потрудиться над Северо-Кавказской Декларацией о независимости от 11 мая 1918 году. Этот акт Советское правительство встретило крайне враждебно. Однако, в черные дни гражданской войны советский министр иностранных дел Чичерин, который ранее настраивал все правительство против признания новой республики, сам признал законность Декларации. Вассан-Гирей Джабагиев являлся лидером нового Парламента и министром финансов. Он был одним из авторов Конституции Северо-Кавказской Демократической республики, которая была основана на кантональной системе Швейцарской конференции. Он решительно поддержал идею о Кавказской конфедерации Северного Кавказа, Армении, Азербайджана и Грузии и видел будущий Кавказ "Швейцарией на Востоке".
В Стамбуле в 1922 году он создал Комитет независимости Кавказа - союз политических организаций Северного Кавказа, Азербайджана и Грузии. Он был также активным участником движения "Прометей", в которое входили почти все порабощенные народы Советского Союза. Способный писатель и лингвист Вассан-Гирей Джабагиев публиковал в западной прессе большие работы о коммунистической диктатуре.
В 1938 году он становится корреспондентом официального агентства новостей польского правительства в Турции. Одной из важнейших и повторяющихся его тем была: несовместимость коммунизма и ислама. Во время второй мировой войны Вассан-Гирей Джабагиев посвятил себя миссионерской помощи военнопленным и беженцам с Северного Кавказа. Так высоко оценивались заслуги этого видного общественно-политического деятеля за границей.
Сегодня и мы не должны забывать о своих заступниках, просветителях.
Джабагиев очень много и плодотворно работал до последних лет своей жизни. Он оставил сотни книг и статей на самые различные темы, начиная от вопросов чисто экономических и прикладных, заканчивая глобальными вопросами мировой политики.
Уже на склоне своих лет, в начале 50-ых годов он публикует в журнале "Свободный Кавказ", выходящим в Мюнхене, двенадцать больших по объему статей, посвященных различным аспектам новой и новейшей истории Кавказа и России:
1. Борьба Северного Кавказа за свободу (1952, №1)
2. Москва и Ближний Восток (1952, №9)
3. Кремль и Ислам (1952, №10)
4. Почему Москва ненавидит Америку? (1952, №11)
5. Шейх Мансур (1953, №1)
6. Поход графа Валериана Зубова на Кавказ (1953, №3)
7. Кремлевская амнистия и уничтожение Северо-Кавказских народов ……..(1953, №5)
8. К истории провозглашения независимости Республики Северного Кавказа ……..(1953, №5)
9. Падение Грузии и закавказских ханств (1953, №6)
10. К Советско-Турецким отношениям (1953, №7)
11. Гибель Берия и судьба триумвирата (1953, №7-8)
12. Национальная политика Кремля (1954, №1) .
Заметим также, что в 1967г. в Стамбуле на турецком языке была издана посмертно книга Вассан-Гирея Джабагиева "Кавказско-русские взаимоотношения".
Вообще, наследие Вассан-Гирея Джабагиева неизвестно нам еще в полной мере, многое из него (особенно неопубликованные произведения), быть может, безвозвратно утрачено. Вот что говорит по этому поводу одна из дочерей В-Г. Джабагиева, Тамара: "Я была младшей и любимой дочерью отца, и он очень хотел, чтобы его архив хранила я. Но, к несчастью, у меня выкрали почти все его документы. Сохранилась только сумка, в которой находились его рукописи. За ней мой зять проделал путь через Италию, Францию, но она вернулась ко мне пустой. И я храню ее как семейную реликвию".
Воспоминания ближайших родственников позволяют восстановить многие детали личной и семейной жизни Вассан-Гирея Джабагиева. Так, из воспоминаний дочери Тамары, мы узнаем, что он познакомился со своей будущей женой в 1910 году в Санкт-Петербурге, на приеме у внука Шамиля, жена которого тоже была татаркой. В то время Хелен было 19 лет. Она училась в институте благородных девиц и получила там отличное образование, владела также как и Вассан-Гирей, несколькими языками.
У Вассан-Гирея Джабагиева было три дочери: Халимат, Дженнет, Тамар. Старшая Халимат, профессор, жила с семьей в США, умерла в 1981 году.
Средняя дочь Дженнет Джабагиева-Скибневская, ветеран второй мировой войны, скончалась во время своего второго посещения родины 17 мая 1992 года, похоронена на родовом кладбище Джабагиевых в Насыр-Корте… рядом с могилой деда Эльджи. В Польше живут ее сын и две дочери.
Младшая дочь Тамара в настоящее время живет в Турции. Долгие годы работала врачом-стоматологом, замужем за полковником Хейри Джанкатом из знатного кабардинского рода. Тамара и Хейри имеют сына - Джабаги и дочь - Берсен .
В 1992 году Тамара Джабагиева посетила родные места в Ингушетии. По ее словам, отец умер, когда ей было 42 года. Свои последние слова Вассан-Гирей произнес по-ингушски. Это были слова молитвы.
Долгиева М.Б.
кандидат исторических наук