쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Ингушетии » "После февральской революции"


"После февральской революции"

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

После февральской революции по всей стране наметились коренные перемены. Коснулась эта волна и ингушского народа.
Во Владикавказе 5 марта 1917 г. был образован «Гражданский комитет» из числа представителей крупной буржуазии, высших чиновников старого аппарата, офицеров, казачьих верхов, феодалов, духовенства и т.д. Основная задача комитета - поддержать спокойствие в крае и провести в жизнь распоряжения нового правительства. Этот орган подчинялся Временному правительству, которое представлял в Терской области член партии октябристов, казачий полковник М.А. Караулов.
В этот период чётко оформляется и ингушское национальное движение, которое представлено деятельностью Ингушского национального Совета во главе с Вассан-Гиреем Джабагиевым. 6 (19) марта 1917 г. избирается Ингушский исполнительный комитет (национальный комитет) из 9 человек, председателем которого стал отставной генерал Т. Укуров, заместителем – М. Джабагиев, секретарем – Г. Ахриев (в состав комитета также вошли Д-Х. Албогачиев, начальник Шатоевской тюрьмы Ш.М. Куриев, поручик Э.П. Пошев, поручик Б.Д. Долтмурзиев и др.).
22-23 апреля 1917 г. проходит съезд представителей ингушского народа под председательством князя Т. Алхазова. Съезд избирает комиссаром Назрановского округа агронома М. Джабагиева, товарищем к нему - инженера-технолога Х. Льянова, председателем Назрановского горского суда – Г. Мальсагова, членами Совета округа – прапорщика С. Альдиева, есаула С. Базоркина, прапорщика И. Мислаурова, кандидатами к ним – Ш. Куриева, И. Ужахова и поручика Э. Пошева.
1 мая 1917 г. состоялся I съезд представителей горских народов, на котором создаётся Союз объединённых горцев Северного Кавказа и Дагестана (СОГСКД), и Горское правительство, в состав которого от Ингушетии входит В-Г. Джабагиев. Он избирается управляющим делами ЦК Союза.
Членами ЦК объединённых горцев от Ингушетии были генерал Т. Укуров, студент Г. Ахриев, инструктор И. Мальсагов; членами областного гражданского исполкома – землемер Б. Джантемиров, И. Мальсагов, Г. Ахриев и Х. Арсамаков; наконец, комиссарами участков – А. Бек-Бузаров, С. Горчханов и Х. Боров. Кроме того, съездом были избраны делегаты на первый горский съезд: С. Альдиев, В-Г. Джабагиев, С. Темиев и Т. Укуров.
В это время становится заметным в крае и просоциалистическое направление. Так, в  Терский гражданский исполком и Ингушский национальный совет входит сторонник большевика С. Кирова  Гапур Ахриев. Однако в этот период население ещё склонялось к поддержке Временного правительства.
С важнейшей проблемой первой половины 1917 г. – охраной правопорядка - ингуши, можно сказать, справились достойно, сформировав отряд городской стражи во Владикавказе. Терский облисполком за отличное руководство борьбой против грабежей вынес благодарность комиссару М. Джабагиеву и всему ингушскому народу.
К лету 1917 г. в Ингушетии выделились две основные группы: группа интеллигенции во главе с братьями Джабагиевыми, которых также поддержала часть ингушского духовенства (шейх Гайрбек-Хаджи, муллы Т. Гиреев, И. Чапанов и др.),  и группа офицеров (генералы Т. Укуров и Э. Нальгиев, полковники Г.К. Долгиев, К.С. Гойгов, А.К. Шахмурзиев, подполковник С. Тангиев и др.).
В июне Джабагиевыми был созван съезд в Назрани, на который были приглашены Шамсудин-Хаджи и Дени-шейх Арсанов. Решением съезда комитет был частично очищен от нынешнего состава и обновлён представителями духовенства: Тагир-мулла, Тарко-Хаджи и Сосламбек-Хаджи-мулла. Заручившись поддержкой духовенства, группа интеллигенции стала вести политику сближения с казачьими умеренными верхами.
Часть интеллигенции, недовольная курсом, проводимым В-Г. Джабагиевым, отошла от поддержки национальных органов. Именно на её основе возникло в будущем социалистическое движение, которое позже стало основой революционно-демократических и радикально-революционных течений.

По материалам газеты ИНГУШЕТИЯ

0

2

Из воспоминаний Шкуро

Борьба с ингушами и молоканами. — Взятие Владикавказа. — Мирные сношения с ингушами. — Вызов на Донской фронт. — Отставка генерала Краснова. — Избрание генерала Богаевского. — Мой приезд в Ростов и чествование меня там. — Представление атаману Богаевскому в Новочеркасске. — Помощь Май-Маевскому и Покровскому и защита Каменноугольного района.

Около 24 января я подошел к Владикавказу. Предварительно нужно было овладеть осетинским селением Муртазовым, занятым красными ингушами, а также молоканской большевистской Курской слободой. Молокане, несмотря на их непротивленческую религию, оказались людьми весьма кровожадными. Хозяйничали вместе с ингушами во Владикавказе, грабили жителей, принимали участие в обысках и даже расстрелах. Горожане страстно ненавидели молокан и жестоко отомстили им впоследствии.

Выслал я парламентеров в Муртазово с предложением сдать селение без боя, однако они были обстреляны ингушами. Тогда я послал генерала Геймана с пластунской бригадой вступить в Ингушетию и по овладении рядом аулов занять столицу ее — аул Назрань. Задача Геймана была чрезвычайно трудной, ибо каждый клочок территории, каждый хутор и аул защищались с мужеством отчаяния и стоили большой крови.

Атаковав аул Муртазово, я взял его после чрезвычайно упорного и кровопролитного боя. Один ингуш-пулеметчик [206] стрелял до последнего момента и был изрублен казаками лишь после того, как выпустил последний патрон.

Едучи верхом, я видел, как два казака вели пленного старика-ингуша. Выхватив внезапно шашку у одного из конвойных и полоснув ею его по голове, старик бросился в кусты. Его настигли и хотели изрубить. Однако я не позволил убивать и объяснил казакам, что патриотическое и геройское, с его точки зрения, поведение старого ингуша должно служить примером для казаков. Спасенный мною ингуш проникся ко мне бесконечной благодарностью; воспользовавшись этим его настроением, я послал его в Назрань, чтобы он предложил своим единоплеменникам прекратить напрасное кровопролитие и войти со мной в переговоры. Миссия старика увенчалась успехом. Назрань сдался Гейману без боя, и Ингушетия вступила со мной в переговоры.

Первая атака, поведенная мною против Курской слободы, была отбита после горячего боя. Однако 28 января, после вторичного, чрезвычайно упорного боя слободу мы взяли. Наши войска вступили во Владикавказ. Большевики бежали по Военно-Грузинской дороге. Я бросил конницу в преследование их.

Не зная границ нового Грузинского государства, казаки вторглись в Грузию верст на 40 и изрубили множество большевиков. Грузинское «храброе воинство» также бросилось бежать от казаков без оглядки. Однако я получил телеграмму из Ставки, что войска мои перешли границу и чтобы я вернул их и сосредоточился в районе Владикавказа для дальнейшего движения на Грозный, где дивизия Покровского потерпела неудачу.

Тем временем население Владикавказа и осетины горячо принялись за молокан. Ввиду того что пример этот деморализующе действовал на войска, я ввел порядок, а вслед за тем вывел войска из города и запретил без разрешения начальников частей въезд в город не только казакам, но и офицерам. Затем я проехал на бронепоезде «Генерал Алексеев» {208} в Назрань, где меня встретили представители ингушского народа. Побеседовав с ними обстоятельно и [207] тихо, я получил от них обещание жить далее в мире и не воевать с Добрармией. Ингуши жаловались мне на терцев, вернувшихся вновь в свои четыре станицы и выселивших из них ингушей. Объяснив представителям несвоевременность поднятия этого вопроса теперь, я обещал в будущем созвать съезд для мирного разрешения его.

0

3

http://s1.uploads.ru/decPt.jpg

"На второй же день после нападения на город был созван съезд ингушского народа в селении Базоркино, и перед вооруженным ингушским народом был поставлен вопрос о той опасности, которая грозила ему в случае успеха казачьего нападения. Ингушский народ, ни на минуту не колеблясь, изъявил свою готовность к борьбе и громадными массами направился в город.Одно выступление ингушей уже обеспечило нам победу. Мы были уже не одни. Выступили ингуши, этот авангард горских народов, за которым потянулись, если не активно, то во всяком случае своей симпатией, все остальные горцы." ( Документы по истории гражданской войны в СССР )
После взятия города ингушами были взяты в кольцо станицы Тарская, Сунженская , в течении четырех дней длилась осада после чего в результате переговоров казаки согласились без сопротивления покинуть ингушские земли. Так, после более чем 50 лет, были освобождены Ангушт и Ахки-юрт.

В том же году летом в Кескеме собрались жители Алханчуртской долины выбрали своим лидером Торко-хаджи Гарданова и преградили путь бичераховцам и отрядам Султана Келеч-Гирея. Бойцы Гарданова не только в Ингушетии сдерживали натиск неприятеля, но также при надобности обеспечивали безопасность и в других регионах.

«На одном из заседаний городского комитета РКП(б) я как председатель комитета РКП(б) поднял вопрос о необходимости срочно создать воинскую часть, которая была бы в состоянии обеспечить охрану советских учреждений и служить опорой на случай заговоров, белогвардейских восстаний, внезапных нападений. Раздумывать было некогда, нужен был немедленный и положительный выход из сложного и опасного положения. В качестве резерва, из которого можно было почерпнуть такую воинскую силу, я предложил ингушские аулы Кескем, Пседах и Сагопши...

На следующий день, часов в 10-11, в низине Терека я увидел конный отряд численностью в 300 хорошо вооруженных всадников...

С приходом ингушского партизанского отряда в Моздок наше положение намного улучшилось - трудящиеся вздохнули спокойнее...».
( Председатель Моздокского городского комитета РКП(б) В. Протасов )

К.Е. Ворошилов, командующий войсками Северо-Кавказского военного округа, в своем письме Сталину от 21 января 1923 года так описывал религиозно-политическую ситуацию в Ингушетии и Чечне :

«Дорогой Иосиф Виссарионович!

Впечатление: . Муллы пользуются неограниченным влиянием, являясь единственной культурной силой. Свое положение служители Аллаха используют со всем искусством восточных дипломатов. Население пребывает в первобытной темноте и страхе «Божием». Наши велеречивые и многочисленные коммунисты, работавшие и работающие здесь, по-моему, ничему не научились и не могли ничему научить.

«Расслоение», «опора на бедняцкие элементы», «борьба с муллами и шейхами» и прочие прекрасно звучащие вещи служили удобной ширмой для прикрытия своего убожества и непонимания, как подойти к разрешению стоящих на очереди вопросов.
До тех пор пока мы не создадим здесь кадры преданных, знающих регион и ей знакомых работников, придется иметь дело с муллами. Дураки только могут верить в возможность проведения всяческих «расслоений», «влияний через бедноту» и прочую чепуху. Конечно, беднота, как и везде, имеется и здесь. Но, во-первых, патриархально-родовые отношения сохранились почти в полной мере, а во-вторых, всякий бедняк муллу и святош почитает во сто раз больше, чем кулака (кулак уже грамотный, а то и образованный), и, кроме того, муллы-то и всякого рода святые живут и жиреют за счет бедноты»

0

4

http://s018.radikal.ru/i514/1202/9f/b177800f9e03.jpg

Мартиросиан Г.К. Сопротивление ингушей упорно... // История Ингушии. Орджоникидзе: Serdalo, 1933

…Ответственный руководитель Каспийско-Кавказского фронта (но­ябрь 1918 г. — апрель 1919 г.) М.С. Свечников, характеризуя насе­ление Северного Кавказа в политическом отношении к 15 декабря 1918 г., пишет, что ингуши «являлись большими приверженцами Советской власти» (1). Героическая борьба трудящейся массы ингушского крестьянства про­тив «завоевателей и покорителей» Кавказа, несших на своих штыках восстановление царской России и угнетение горцев-трудящихся, пока­зала, что эта приверженность массы к Советской власти не только не поколебалась в течение периода деникинщины, но, наоборот, крепла с каждым днем в связи с добровольческой политикой железа и крови. Первое серьезное сопротивление белогвардейцам ингуши оказали в боях под Долаково и Кантышево.

Командный состав передовых частей наступавшей Добровольческой армии предъявил ингушам ультиматум — пропустить войска через Ингушетию на Владикавказ и Грузию. Долаковцы отказались выполнить это требование. Завязалась жестокая борьба.

…После девятидневного упорного сопротивления фронт Долаково-Кантышево-Базоркино дрогнул под напором более многочисленного, хорошо вооруженного и организованного противника. Долаково и Кантышево погибли в дыму пожара и превращены в ру­ины.

Село Базоркино было разорено. Главнокомандующий и командующий войсками Терско-Дагестанского края ген. Ляхов (тот самый, который расправлялся с революцией на Тереке в 1905—07 гг.) в закрытом заседании войскового круга Тер­ского казачьего войска 23 февраля 1919 г. так характеризовал сопро­тивление: «Когда проходили Ингушетию, то в селении Сагопши ингу­ши заявили черкесской конной дивизии: «Мы вас не пропустим, пока не получим разрешение национального совета». Начальник черкесской дивизии замялся, пропустил время и батальон был смят. Думая, что его задача пройти на Моздок, он обошел Ингушетию и двинулся на Грозный через станицу Слепцовскую.

…Сопротивление ингушей упорно и прямо непонятное. При четырех пулях четвертую противник пускает в висок. С ним есть офицеры, красноармейцы, матросы, муллы. Не удалось сломить ингушей в Ма­лой Кабарде.

Были собраны новые силы — 3-й Волгский полк. К этому времени дан был приказ смести селения Долаково, Кантышево и Базоркино. В данный момент селение Долаково сметено с лица земли (2). …В Чечне сожжено 22 аула.

Весь февраль и март добровольцы производили в Ингушии, а в осо­бенности в сел. Базоркино, взыскания контрибуции, отбирая у населе­ния деньги, реквизируя у него скот, хлеб, мертвый с.-х. инвентарь.

…Но добровольческие части, получив заложников, двинулись по на­правлению к селу Экажево. Экажевцы взялись за оружие. На помощь к ним пришли сурхохинцы, прискакали горцы. Завязался ожесточенный кровопролитный бой. Обливаясь кровью в неравной борьбе, отражая удары штыков кин­жалами, ингуши защищались два дня. Положение обороняющихся осо­бенно усложнилось и ухудшилось после того, как ударили новые, свежие добровольчиские части с тыла — со стороны станиц Нестеровской и Фельдмаршальской.

Но два дня боя с многочисленным и хорошо вооруженным противником надломили силы экажевцев и сурхохинцев. И на другой день к вечеру Экажево и Сурхохи были оставлены сво­ими защитниками, отошедшими к Галашкам. Когда затихла стрельба и рассеялся дым пороха, горизонт озарило пламя пожара. Добровольцы, ворвавшись в селения, приступили к грабежу (послед­ний, как известно, являлся постоянным спутником Доброармии).

Девять дней продолжался грабеж и дымился пожар.

Нагруженные всяким добром арбы и телеги в течение девяти дней тянулись лентой от Экажево и Сурхохи в направлении к Сунженской линии. В это время ни один ингуш, за исключением находящихся на службе в Доброармии, не подпускался близко. Не давали возможнос­ти ни убрать, ни похоронить убитых, ни полоть кукурузу.

Наконец, на десятый день отряд снялся и ушел в Назрань, пограбив и побесчинствовав по дороге.

После этого грабительского пира и занятий по пусканию «красного петуха» остался несожженным в Сурхохи только один дом, а в Эка­жево около десятка.

Жертвы, понесенные ингушами, исчисляются: убитыми в Сурхохи — 97 мужчин, 4 женщины, 2 мальчика и 2 девочки, в Экажево — 40 мужчин; ранеными в Сурхохи — 16 мужчин, в Экажево — свыше 20 человек. Кроме того, на полях во время работы было убито 9 женщин, 7 мужчин и несколько детей.

На ингушей вновь была наложена контрибуция под тем предлогом, что все плоскостные аулы помогали жителям Сурхохи и Экажево в их борьбе с Добровольческой армией.

По произведенному подсчету с базоркинцев, например, взыскано бы­ло по этой контрибуции:

На снаряжение 100 человек всадников

(по 10 000 р. на каждого) – 1 000 000 р.

Контрибуция николаевками — 350 000 р.

Кукурузы 24 000 пудов по 30 р. пуд — 720 000 р.

Баранов 1 200 голов по 300 р. – 360 000 р.

Коров 240 голов по 400 р.

Лошадей 108 голов по 2 000 р.

Винтовок 450 шт. по 800 р.

Патронов для винтовок 85 000 по 3 р.

Револьверов 96 шт. по 500 р.

Седел 48 шт. по 300 р.

Хомутов 48 шт. по 150 р.

Патронов для револьверов 1 000 шт. по 5 р.

- 96 000 р.

- 216 000 р.

- 360 000 р.

- 255 000 р.

- 48 000 р.

- 14 000 р.

- 7 200 р.

- 5000 р.

Всего: 3 931 600 р.

Сообщая эти, далеко неполные данные, корреспондент пишет: «Это по пониженным, сравнительно с рыночными, ценами на те предметы, которые забрали добровольцы. Можно представить себе, как тяжело должна была лечь эта контрибуция на базоркинцев, и без того разо­ренных добровольцами»(3).

Союзный Меджлис горских народов Кавказа подал в сентябре 1919 г. английскому полковнику Гаскелю протест, в котором, между прочим, отмечал следующее:

«Союзный Меджлис горцев Кавказа обращает ваше внимание как представителя державы Антанты на крайне тяжелое положение, пере­живаемое населением Горской Республики, вследствие насильственно­го вторжения в пределы Республики Добровольческой армии.

Судьба народов Горской Республики является яркой иллюстрацией того, как в действительности разрешают национальную проблему ма­лых народов России те круги общества, которые группируются вокруг генералов Деникина и Колчака.

Союзный Меджлис горских народов считает долгом заявить, что единая неделимая Россия» восстанавливается этими кругами на пепе­лищах аулов и костях погибающих горцев.

Железом и кровью прошла Добровольческая армия по территории горских народов, оставляя после себя пепел аулов, убийства, грабежи, виселицы, изнасилованных женщин, оскверненные мечети. Под угро­зой повешения и расстрела все честные труженики в горской среде, ра­ботавшие под знаменем национального преуспевания и возрождения, должны были покинуть пределы родины. Вместо них во главе горских народов поставлены реакционные генералы эпохи царизма».

…О характере этих поборов можно судить по следующим данным. На жителей Ингушетии, например, наложена следующая контрибуция. С каждого дыма: деньгами 2 000 р., по одной крупной скотине (сто­имость от 3-х до 4 тысяч рублей), 4 барана (средняя стоимость одно­го барана 800 р.), 25 пудов кукурузы (пуд стоит 40 рублей), по од­ной Зх линейной винтовке (стоимость 1000—1300 р.), по одному ре­вольверу системы «Наган» (стоимость 1000—1200 р.), к каждому ре­вольверу 50 штук патронов (стоимость 500—1000 р.). С трех дымов: по одной строевой верховой лошади со всеми принадлежностями (сто­имость 12 000-15 000 р.). На некоторые аулы, как например, Насыр-корт, контрибуция была наложена в двойном размере.

…Свою земельную политику Деникин мог проводить лишь при по­мощи карательных экспедиций. Юг России запылал крестьянскими восстаниями» (4).

Земельный вопрос в Ингушетии оказался в том же положении, как и при царизме. Земли казачьих станиц, исторически принадлежавшие ингушам и занятые ими в период Советской власти на Тереке, вновь были переданы казачеству с требованием уплатить убытки, связан­ные с выселением станиц в 1918 г.

Перед нами приказ по Терскому казачьему войску (июль 1919 г.) следующего содержания:

«Большой войсковой круг Терского казачьего войска первого созы­ва (второй половины сессии) 1919 г., заслушав доклад Сунженской фракции о предъявлении Ингушетии ряда требований, протоколом 6 июня с. г. № 40, постановил:

1) Имущество движимое: скот, земледельческие орудия и прочее, по­хищенное ингушами при выселении из станиц, должно быть возвращено.

2) Взыскать все убытки, понесенные казаками, при выселении из станиц Фельдмаршальской, Ахки-Юртовской (Воронцово-Дашковской), Тарской, Сунженской, хутора Тарского, станицы Кохановской и Ильинской. А равно взыскать за оставленные в прошлом 1918 году, посевы озимые, яровые и фрукты по средней оценке настоящего вре­мени, руководствуясь сведениями, определенными советской и станич­ными комиссиями, образованными по вопросу о срочном переселении станиц.

3) Взыскать все убытки, понесенные от ингушей и чеченцев жите­лями станиц от краж и грабежей за время с 1914 г.

4) Посевы, произведенные ингушами на станичных юртовых наде­лах, должны поступить безвозмездно в пользу потерпевших казаков.

5) Взыскать с ингушей и чеченцев за каждого ими убитого казака или казачку по 15 тысяч рублей за время с 9 июля 1914 г. по 1919 г…

Поручить войсковому атаману принять все меры к проведению в жизнь вышеприведенных мероприятий через командование Доброволь­ческой армии» (5).

Таким образом, ингуши оказались не только под гнетом Доброармии, систематически взыскивавшей с них контрибуции, но и вновь под гнетом реакционных руководителей казачества, еще со своей стороны принимавших меры к ограблению ингушских масс «через командование Добровольческой армии.

На страницах владикавказской и пятигорской периодической печати снова появились старые песни, слышанные нами ранее, — литератур­ные выступления с отрицательной характеристикой чеченцев и ингу­шей.

Приведенный нами ряд фактов красноречиво свидетельствует о со­хранившемся старом генеральском лозунге «согнуть в бараний рог горцев.

Русификация края нашла себе благоприятную почву для расцвета. Пункт 3-й «Положения» об управлении областями, занимаемыми Добровольческой армией, гласил, что «особые права и преимущества, из­давна принадлежащие казачеству, сохраняются в неприкосновенности.

4. Первенствующая церковь в сих областях есть церковь русская, православная, возглавляемая святейшим Патриархом Московским и всея России. Прочие признания церкви и религиозные общества поль­зуются полной свободой и находятся под покровительством закона.

5. Государственным языком является русский. Употребление местных языков и наречий в государственных и общественных установлениях допускается в пределах, указанных законом.

6. Государственным флагом служит национальный русский флаг 3-х цветный (бело-сине-красный) (6).

Политика деникинщины во всех областях государственной жизни уг­лубила ненависть против нее широких горских трудящихся масс.

И даже такой определенный противник Советской власти, как Темботов, автор статьи «Революция и ингуши», и тот вынужден был при­знаться в росте недовольства масс деникинщиной и росте сочувствен­ного отношения к Советской власти.

«За все время существования Добровольческой власти, — пишет он, — в Ингушетии не было ни одного светлого дня для народа. Народ находился в угнетенном и подавленном состоянии. Власть только и за­нималась вопросом о ловле дезертиров, да требовала пополнения пол­ков. Ненависть народа к Добровольческому режиму была беспредель­на. Возврата большевиков ингуши ждали с нетерпением, как манну не­бесную, даже при совершении намазов, при молитвах, они молили Ал­лаха о скорейшем приходе большевиков, как своих избавителей» (7).

Историческая почва Кавказа, знавшая до сих пор все ужасы нацио­нального гнета, является чрезвычайно благоприятной для такого страв­ливания народов и гибели революционных завоеваний в пламени их взаимной вражды. Поэтому съезд народов Кавказа категорически за­являет, что национальное освобождение является одним из этапов в борьбе трудящихся масс за общее освобождение. Формула великой российской революции — самоопределение народов, — ясно и твердо указывая, что каждой национальности предоставляется не только пра­во, но и реальная возможность ведать в полном объеме своими собст­венными национальными делами, в то же время говорит, что нацио­нальные интересы для каждого класса иные и что пути, по которым идет каждый класс, стремясь осуществить свои интересы, также иные…

Примечания

1.М. Свечников. Борьба Красной Армии на Северном Кавказе. Штаб РККА. М.,  1926.

2.Отчет о закрытых заседаниях войскового круга Терского казачьего войска 1 -го созыва 1919г. Горский вопрос. Не подлежит оглашению.

3.В Ингушетии. Газета «Вольный горец», 1920 г., № 1.

4.Н.Л. Янчевский. Гражданская война Сев. Кавказе. Т. II-й. Ростов н/Д., 1927 г

5.Подлинник этого приказа имеется в архивохранилище: Орджоникидзе, отд. Сев. Кав. Арх. Бюро.

6.А.И. Деникин. Очерки русской смуты. Т. III, с. 267—269.

7.Темботов. Советская власть на Тереке. Революция и ингуши. «Вольный горец», 1920 г., №66.

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Ингушетии » "После февральской революции"