Более подробно о самом комплексе Духаргишт здесь - Духургишт
Расположен на юге Ингушетии, у подножия Столовой горы, к северу от реки Армхи.
Исторически Духургишт входило в состав Мецхальского (Фяппинского) шахара. Аул является родовым селом тейпа Ваделовых и Куштовых.
На южном склоне горного массива Маьт-лам (Столовой горы) , на одном из горных отрогов и был выстроен этот каменный замок.
Площадь построек с оборонительными стенами - 150 на 40 метров. Сам комплекс состоял из полубоевой башни и четырех жилых, обнесенные высокой каменной заградительной стеной со сводчатым проемом.
Наибольший интерес представляет полубоевая башня, на первом этаже которой устроены 4 крупных каменных отсека для хранения припасов.
Недалеко от замкового комплекса на горном склоне возвышаются коллективные солнечные могильники - два наземных склепа: трехъярусный и двухъярусный. Склепы в плане прямоугольные, покрыты двускатно-ступенчатой сланцевой крышей. На каждый ярус ведут квадратные лазы, устроенные в центральной части каждого этажа.
Было у духаргишцев в древности и своё небольшое святилище. К сожалению, в настоящее время от него остались только руины. По старинному народному преданию в святилище хранилась золотая надочажная цепь, обладавшая особой чудесной силой. Золотая цепь очень почиталась жителями Духаргишта. Раз в год женщины выносили ее из святилища и под растянутой буркой обмывали в кобыльем молоке. У жителей селения было поверье, если цепь увидит небо, то пойдет дождь. Так случилось, что один алчный человек украл эту цепь и захотел единолично пользоваться благодатью, исходившей от этой цепи. За святотатство он был жестоко наказан – он ослеп. После чего священная цепь была возвращена обратно в святилище.
Название крепости переводится как "видимый напротив" ( поправьте меня если ошибаюсь).
С начала 16 века в данном замке проживает клан Куштовых, но сама крепость ( часть строений ) построена в 11-12 вв. ( согласно Крупнову 12-13 век ).
Сами Куштовы выводят свое прежнее место обитание из Санибы. Территории на левом берегу Терека были утеряны ингушами в конце 15 века и многие общества отходили на восток, покидая свои родовые замки и земли.
В Духаргишт было и свое святилище - Дик-сели. Оно разрушено было в начале 20 века. В конце 19 века к башням пристроили глиняные сакли.
Также по одному из преданий, записано Семеновым в 20 веке, часть башен возведено Дударом.
В силу своего географического положения поселение играло важную наблюдательную ( сторожевую ) роль в структуре общей системы безопасности горной страны. Возвышаясь над ущельем жители крепости зажигали огни на башнях при обнаружении внешней опасности, предупреждая соседние города.
Недалеко от крепости располагаются и склепы поселения. Все три склепа датируются 16 веком. Там же невдалеке мусульманское кладбище 18 века.
Замок Духьаргишт (Духьулгушт- "напротив вижу" относительно Джейраха, а именно напротив башни Цуровых, расположен на южном склоне Мьят-Лоам). Ранее Куштовы, как и другие многие ингушскии фамилии, жили в Санибе, имели башни и святилища, которые осетины до сих пор признают ингушскими. Также в Санибе у Куштовых был свой целебный источник, где была установлена золотая чаша. Под натиском кабардинских князей и имея семь кровников (Ворх пхьа болаж) потомки Кушта трое сыновей покинули родной очаг и разъехались, дабы спасти свой род в разном направлении.
-Один из сыновей основался в Казбеги (Грузия), пишутся - Кушашвили, Куштошвили. До сих пор поддерживают родственный отношения.
-Другой из братьев уехал в сторону Черкессии, пишутся - Куштовы (живут в пригороде Черкесска), сохранили фамильный герб и признают родство. Кстати кабардинцы Хуштовы тоже считают себя родственниками Куштовых из Ингушетии.
-Третий поселился в Джейрахе, он был ранен и хромал (по рассказам стариков).
Вскоре оправился и женился на девушке из рода Чур-ньакъан (Цуровых ) . После рождения сына он отправил коня от Джейраха вверх по склону, в сторону Мьят -Лоам и там где конь остановился отдохнуть и основал аул Духьаргишт.
Дударовы и Ваделовы покинувшие свои родные места в силу различных обстоятельст и кровной мести побратались с Куштовыми (был военный союз). Куштовы помогли Дудару отомстить за своих убитых сыновей Матиевыми из селния Хьарп, т.к. у Куштовых с Хьарпхойцами была также вражда (Дов).
Дударовы в последствии привели Куштовым белого быка (кей уст) как и положено было соответственно древнего ингушского закона (адата) при побратании (вошал тосаш), а также нагруженого на осла золота и драгоценностей.
За "прощение крови" Куштовы отдали Матиевым один источник, который расположен между Духарьгишт и Хьарп и принадлежащий им небольшой участок земли для покоса, который расположен выше селения Хьарп.
История Воделовых
Наши предки до 1780 года проживали в хуторах Альтемир-Юрт, Г1алг1ай-Юрт, Умахан-Юрт, вошедших впоследствии при укрупнении ингушских аулов царской администрацией в с. Валерик. Этот район до 1866 года входил в состав Горского участка Ингушевского округа. Ингушами же этот весь район назывался «Г1алг1ай аре» «Ингушская равнина». Под таким именем он дается и у А.С. Сулеманова - «Г1алг1айн аре» (Галгайн арие) - «Ингушская равнина». Урочище на юге села между Шаами-Юртом и Валериком» («Топонимия Чечено-Ингушетии». Грозный, 1980 г., с. 47).
Со слов брата моего деда, Ваделова Алсбика Къаз-Хаджиевича (Къаз-Хьажий Алсбик) (1889-1976 г.г.), части наших предков рода Ваделовых пришлось сняться со своих обжитых мест из-за кровной мести. Два брата, Актамир и Астамир, остались в с. Валерик. От них ведут свою родословную наши братья в Чечне - Вадиловы, Масаевы, Шамаевы, Актемировы, Гайрбековы. Большая часть из них сегодня проживает в с.с. Валерик и Курчалой.
Мой предок в шестом колене Хабир с братьями Алмарз, Хами, Г1астмар, Ханак, Вадельг, Бирх по приглашению названного брата из рода Дударовых-Мохлой поселились в горном с. Духьаргишт, что находится под Маьт-лоамом (Столовой горой), где построили башню. Башня была построена немного с наклоном и от этого получила свое название «Б1аг1ар-г1ала» («Башня с наклоном»).
В то время предки мои с Дударовыми контролировали Военно-Грузинскую дорогу, проходящую через Дарьяльское ущелье, где взимали пошлину за безопасное движение по ней караванов и отдельных путников, тем самым охраняя дорогу вплоть до Мецхит1е (Мцхета). Взимаемая пошлина делилась поровну между всеми «баьрий» (всадники), которые так или иначе были вовлечены в общую систему защиты Дарьяльского ущелья.
Усиление Ваделовых и Дударовых в районе Дарьяла, естественно, многих не устраивало. И с целью раскола между родственными родами, распускались слухи, дошедшие до наших дней о якобы зависимом положении Ваделовых от Дударовых, которого просто, по рассказам наших предков, не было. Узы родства были настолько крепки, что между представителями родов нельзя было родниться путем женитьбы или выдачи замуж. До выселения, за всю историю этих двух родов, было всего два подобных случая: один раз, когда юноша из рода Ваделовых – Дзоев Хьисе Аьлтий (Альти Хисиевич) из Нижних Ачалуков, младший брат Къаз-Хьажа, женился на девушке из рода Дударовых - Къоти Мати (Мати, дочь Къоти) из Балта и второй раз, когда юноша из рода Дударовых - 1исе Бамат (Бамат, сын 1иси) из с. Т1ой-Юрт – Кантышево, женился на девушке из рода Ваделовых - Tloxa Изахьат (Изахат, дочь Tloxa) из с. Нижние Ачалуки. В обоих случаях, по рассказам наших стариков, оба рода были несогласны с таким родством. При этом они выражали свое несогласие в очень тактичной форме, говоря, что «тхьовра денз хьадоаг1ача вай дай 1аьдалаг1а тоам боацаш, куст доацаш дар-кх, вошас йиша йоалаяр а, йиша вешийга маьре яхар а» - «по древним обычаям предков наших, некрасиво брату жениться на сестре, а сестре выходить замуж за брата».
До переселения в район Нижних Ачалуков, наш род Ваделовых жил некоторое время в с. Экажево.
В переписи 1886 года проживавшие в с. Нижние Ачалуки представители нашего рода проходят под фамилиями: Хабировых, Астемировых, Хамиевых, Ханакиевых, Хадзиевых, Хадиковых, Губиевых, Дзоевых.
В Духьаргишт еще оставались представители нашего рода под фамилией Фаргиевых (не путать с Фаргиевыми из с. Сагопши). Еще одна часть нашего рода проживала под фамилией Бирихановых в с. Мочкхий-Юрт (Базоркино) и под фамилией Балхаевых в с. Долакх-Юрт (Долаково) (не путать с представителями Оздой и Цицкиевых, некоторая часть из которых также известна под фамилией Балхаевых).
Приведу свою родословную – Хабир - Дзой - Хьис - Къаз-Хьаж - Элмарз – Ахьмад - и я, Юсуп.
Позже часть этих фамилий была объединена под общим названием Ваделовых, куда вошли следующие фамилии: Хабировы, Хабриевы, Хамиевы, Ханакиевы, Арсановы, Хадзиевы, Хадиковы, Арапиевы, Альтемировы, Амахановы, Дзоевы, Бирихановы, Балхаевы, Губиевы и Фаргиевы из Карца.
В 1919 г. в боях за Владикавказ погибли из нашего рода Оздмар (Оздемир) Ваделов и Зоврбик (Заурбек) Ваделов-Дзоев.
Отражая нападение белоказаков на с. Нижние Ачалуки, погиб Терсбот
Ваделов и бывший царский офицер Махьи Ваделов-Амаханов.
Репрессии 30-х годов XX века также не обошли род Ваделовых. Среди репрессированных в 1935 г. был Керим Вадельгов со своими сыновьями, у которых была отара из 1 000 овец. Керим вернулся нелегально на Родину, но затем, повторно, в 1937 году, был сослан в Коми АССР, где и пропал без вести.
Судьба представителей нашего рода Ваделовых из с. Валерик сложилась несколько иначе. Они забыли свой родной ингушский язык и перешли на чеченский язык, но по сегодняшний день считают себя ингушами. Сами чеченцы их также называют ингушами: «Тайпана г1алг1а бу уьш» - (чеч.: «Они - по роду ингуши»).
О близком нашем родстве с представителями нашего рода из Валерика говорит и следующее. В 1930 г. Ваделов Майрби из с. Валерик, работавший председателем сельского совета, защищаясь от нападения бандитов, убил одного из нападавших и вынужден был скрываться у своих братьев по тайпу (роду) в с. Нижние Ачалуки. При депортации в 1944 году он был выселен вместе с моим дедом. Примирение по данной кровной мести состоялось в 2007 г. в с. Валерик. Там участвовали, во главе со старейшиной нашего рода Мухьи Ваделовым и представители нашего рода из с. Нижние Ачалуки, в том числе и автор этих строк. Благодарность от всего рода за прощение крови выразил именно старейшина Мухьи Ваделов, что подтверждает сказанные нами слова о тесных братских отношениях.
В Валерике по сегодняшний день также живут представители и из других ингушских фамилий, в том числе из фамилий Евлой и Кий.
Ю.Ваделов