Средневековая ингушская застава в ущелье реки Асса.
Место это издревле именуется Г1алг1ай На1арге. Над ней, на склоне г.Пане, где пробита аробная дорога на север, как в Тарс-Аре, так и в Алкун, располагается наскальное убежище-пещера "Пхьагал-баьре хьах" ("пещера Пхьагар-баьре"). Эта пещера нависает над дорогой и контролирует его. Под ней находится древний источник холодной воды - Пхьагал-баьре-шовда! Одна часть этой дороги спускалась здесь к самому левому берегу Ассы, где переходила через эту заставу на правый берег и пролегала к Таргаму( Она хорошо сохранилась до сих пор!) А другая ветвь ее уходила в Г1алг1ай Коашке по левому берегу Ассы.

http://s3.uploads.ru/dZA2Y.jpg
http://s2.uploads.ru/LFaoX.jpg
http://s3.uploads.ru/OiWEj.jpg
http://s2.uploads.ru/EcpQV.jpg
http://s2.uploads.ru/trK4C.jpg
http://s3.uploads.ru/XP4L6.jpg

считается, что это была общегалгайская пограничная застава.Там на восточном валуне, над самой пропастью стоит сторожевая башня, сохранившаяся в два яруса. Под северной стеной этой башни в монолите пробит каменный коридор, шириной около полутора метров, по которому дорога спускается на ту сторону и дальше идет к Таргаму. Уже то, что столь основательная аробная дорога проходила через эту крепость на высоких валунах, расположеннных почти в русле течения Ассы, подчеркивает их (как дороги, так и крепости) общенациональное значение. Кстати говоря, эту дорогу и саму эту крепость подробно описал в начале 19 века немецкий исследователь Эндельгардт. У него, по моему, даже имеется зарисованный план этой Галгайской заставы с высокой сторожевой башней. А должность начальника этой заставы, который по преданиям выбирался на Мехк-Кхеле так и называлась Пхьа-г1ала баьре, то есть, "руководитель сторожевой крепости", где, "Пхьа(Пхьу)" - это сторожевое поселение, а не просто любое поселение, как принято считать. Если вы посмотрите на карту древней Ингушетии, то увидите, что поселения со словом Пхьа(Пхьу) в составе названия распологались именно у сторожевых мест (См. Пхьу-мат у заставы на р.Форте в Эг-ч1ож, или Пхьа-мат у входа в Джейрахское ущелье, или крепость Пхьуй у южных ворот Горной Ингушетии). А древнеингушское слово "Баьре", которое мы привыкли понимать только в значении "всадник", имеет более широкое значение. Мы же в действительности говорим не просто "баьре", а - "говр-баьре", то есть, "управитель коня". А "Пхьа-г1ала баьре" не что иное как "начальник (управитель) сторожевой крепости". Кстати, к разгадке этого сочетания был близок еще Заурбек Мальсагов в 20-х годах 20 века. На этих камнях постоянное проживание было невозможным. И как мы понимаем, Пхьа-г1ала, то есть "сторожевая крепость(или застава)" и есть то, что изображено на фотографии. А сам начальник этой заставы возможно контролировал дорогу еще и с высоты пещеры "Пхьа-г1ала баьре хьах". Кстати, также очевидно, что он никакой ни "заячий всадник" (пхьагал-баьри) и не "кровник на коне" (пхьа боалла баьри), как утверждают некоторые фольклорные записи.