Мавзолей Борга-Каш – это самый ранний из сохранившихся мусульманских памятников на территории Ингушетии. Подобных памятников на территории России на сегодняшний день больше не сохранилось.
Мавзолей Борга-Каш является памятником истории и культуры федерального значения и находится под охраной государства.
Борга-Каш расположен на северо-западной окраине Плиевского муниципального округа г. Назрань, на левом берегу реки Сунжи, на склоне холма, являющегося отрогом Сунженского хребта (высота над уровнем моря 652 м), известного в Ингушетии как гора Шейха.
Мавзолей представляет собой довольно правильный куб с полушарным куполом. Перед входом устроен стрельчатой формы притвор. Прямоугольный вход ведет в своеобразную крипту (подземный или полуподземный склеп, предназначенный для захоронения знатного человека), увенчанную сферой купола и украшенную сдвоенными пилястрами и стрельчатыми арками. Размеры основания 4,1x5,6 м, высота 3,2 м. Стены и купол мавзолея сложены из плотного, тщательно обтесанного камня желтоватого цвета твердой породы. Кладка с точной пригонкой. Мавзолей состоит из двух камер - надземной и подземной. С одной стороны - портал со стрельчатой аркой, в глубине которой расположен невысокий вход (с обеих его сторон -рельефный орнамент в форме плетения, над ним - три рельефные арабские надписи), ведущий в помещение с гладкими стенами и куполом. В полу - овальное отверстие, служащее сообщением с надземной частью мавзолея, имеющей прямоугольное основание, полукруглый свод и четыре прямоугольных арки. В стене с восточной стороны расположена глубокая ниша.
Изнутри склеп был расписан: внизу шла желтая полоса с орнаментом, выше были нарисованы цветы, купол - белый, без росписи. Каменная плита, прикрывавшая отверстие подземной камеры, и каменное изголовье с арабской эпиграфикой не сохранились. Мавзолей построен в 1405-1406 гг. Над входом в мавзолей сохранились три надписи на арабском языке: "Восемьсот восьмой год", "Бексултан сын Худайнада" и "Да будет постройка свободна от (всего) дурного!". 808 год Хиджры соответствует времени с 29 июня 1405 года по 17 июня 1406 года.
Исследователи связывают происхождение мавзолея Борга-Каш с тюркскими племенами - борганами и ногайцами.
За 600 лет, прошедших со времени возникновения мавзолея, Борга-Каш хорошо сохранился. Хотя не раз он подвергался разграблению. Бытовали и рассказы о хранившемся якобы под склепом кладе, в поисках которого неоднократно совершались хищнические раскопки. Окончательно Борга-Каш был разграблен в последней трети XIX в.: в 1876 г. мумифицированное тело было вывезено в Москву, а в 80-х гг. владикавказские молокане, не найдя сокровищ, вылили в подземелье бочонок нефти и подожгли мавзолей.
Ингуши во все времена очень бережно относились к мавзолею. Мавзолей тщательно оберегался: по инициативе местных жителей в 10-е гг. XX в. были проведены реставрационные работы (цементирование вокруг кровли, пола арки и надземной камеры; окраска внешних стен в голубоватый цвет).
В период выселения ингушей, в 1944-1957 гг., когда уничтожалось все, что напоминало об ингушах (разрушались кладбища, взрывались башни, солнечные могильники и святилища в горах, уничтожались книги, картины и т.д.), мавзолей не тронули, т.к. считалось, что он не имеет отношения к ингушам и к ингушской истории.
В настоящее время местные жители ухаживают за мавзолеем, время от времени производят побелку и покраску его стен, ухаживают за территорией вблизи памятника.
В непосредственной близи от мавзолея также находятся с десяток, так называемых, "кабардинских" курганов конца XVI-XVII вв. - времени, когда в Назрановской долине господствовали кабардинцы, мигрировавшие на эту территорию с Северо-Западного Кавказа во второй половине XVI в.