쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Ингушетии » "Тагаурское общество"


"Тагаурское общество"

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

http://s3.uploads.ru/VSAiz.jpg

"Тагаурское общество занимало ущелья рек Гизельдона (Даргавская долина и Кобанское ущелье), Ганалдона (Санибанское ущелье) и Терека (Дарьяльское ущелье). На западе тагаурцы граничили с куртатинцами, на юге — с Тырсыгомским обществом. Восточными соседями тагаурцев были ингуши, а северными — кабардинцы.
Тагаурское общество сложилось как политический союз крупной Тагаурской гражданской общины и нескольких небольших самостоятельных общин-селений."

Сегодня это уже конечно осетины во всей красе, но ещё вчера данное общество было ингушским. В результате давления с запада и севера территории данные попали под иноземное влияние, а позже и переформатированы..при этом ингуши сохранили там свои позиции,фамилии и территории, но потеряли этническую самоидентификацию. Тут ещё надо понимать, что когда говорим Ингуши то это образно..понятно,что в то время о котором пишу данный этноним был неизвестен. В те времена жили отдельными обществами, название которых было различным - по главным городищам - Ангушт, Назрань,Хамхи,Цори,Мецхал - так и по другим признакам, при этом общества были объединены именно на политических союзах, были  не кровно-родственные, а территориально-географические, на базе общих политико-экономических интересов. Все эти общества при этом были нахского корня.
Очень много преданий в ингушском фольклоре о ингушских аулах и легендарных героев с территории тагаурского общества. Всё там пропитано ингушским началом - от башенных комплексов и могильниках до сохранившихся, почти 40% от общего числа, ингушских фамилиях. Также в преданиях доходит до нас, что многие тогдашние жители этих земель покинули эти территории и ушли на восток, но говорить о полном исходе не приходится. Сегодня мы не знаем уже как всё сложилось и при каких обстоятельствах всё это произошло. Разные версии приводятся. Я больше склоняюсь к тому, что процесс данный начался в 17 веках. Именно тогда идет массовое переселение. В то время фиксируется выход людей названных Аькхий, которые и сегодня называют территорией своего выхода современные земли тагаурского общества.
Вот например документ из сборника ингушских адатов , опубликовано в 19 веке:

" За смертоубийство. Если из Назрановского общества кто-либо убьет человека этого же общества, тогда он должен в течение года уплатить 12 коров и 3 барана, а по истечении года он убивается родственниками убитого. Если же человек Назрановского общества убьет тагаурца, тогда назрановец платит родственникам убитого за кровь 70 штук рогатого скота и если тагаурец убьет назрановца, тогда оп платит такое же число скота. Два эти общества, назрановцы и тагаурцы, полагаются ближними так, что по случаю сватовства они дочерей своих берут один из общества тагаурцев, а другой из общества назрановцев, которые общества держат один обычай; только в том разница, что тагаурцы за убитого берут с назрановцев 70 штук скота, а назрановцы с тагаурцев меньшее число скота"

http://s2.uploads.ru/UZbGQ.jpg

Конечно впоследствии данное общество пополнилось людьми из других, уже этнически иронских обществ. Тут думаю сыграло роль и то, что там, в новом формате ингушские фамилии смогли преобразовать свой статус и фактически создать классовое общество, что было невозможно в старом формате. Именно этим возможно объясняется и приём в свои земли этнических осетин на правах крестьян, без права владения на землю. Также мы знаем,что даже вплоть до начала 20 века ингуши заключали с тагаурцами браки и договора на старых, нахских традициях, причем женщин замуж брали только из знатных фамилий видимо зная о их нахском происхождение.

http://tamerson.livejournal.com/202912.html

0

2

Да вообщето известно это "Твали", исходя из данных Сулименко, или Двалы по грузински Вахушти помещал двалов на левый берег Терека и сообщал что одно время Дзурдзуки имели контроли над двалами и другими племенами. В средневековь двалы по видимому входили в состав Цанарии. В 16 когда Темрюк, ногайские мурзы и воевода Ивана Грозного нападает на 3 ущелья Куртатинское Тагаурское и Дарьяльское они пишут что захватили болеее 100 мшанских и санских кабаков. В осетинских же преданиях местное население именовалось царциаты.

Касаемо адата это скорее относилось к тем кто переселился в Даррьяльское и Джейрахское ущелья из числа тагаурцев Сами тагурцы к тому времени уже были осетинами.

Отредактировано 192.168 (2013-01-09 19:28:21)

0

3

192.168 написал(а):

Да вообщето известно это "Твали", исходя из данных Сулименко, или Двалы по грузински Вахушти помещал двалов на левый берег Терека и сообщал что одно время Дзурдзуки имели контроли над двалами и другими племенами. В средневековь двалы по видимому входили в состав Цанарии. В 16 когда Темрюк, ногайские мурзы и воевода Ивана Грозного нападает на 3 ущелья Куртатинское Тагаурское и Дарьяльское они пишут что захватили болеее 100 мшанских и санских кабаков. В осетинских же преданиях местное население именовалось царциаты.

Касаемо адата это скорее относилось к тем кто переселился в Даррьяльское и Джейрахское ущелья из числа тагаурцев

ну я не думаю, что  нахи (образно говоря) покинули те территории. думаю, что значительная часть осетин ( логически,что тагаурцы как самые ближние) ингушских корней как и часть балкарцев-карачаевцев как и часть адыгов. просто со временем они растворялись в пришлых, более сильных кочевников.

0

4

Swenson написал(а):

ну я не думаю, что  нахи (образно говоря) покинули те территории. думаю, что значительная часть осетин ( логически,что тагаурцы как самые ближние) ингушских корней как и часть балкарцев-карачаевцев как и часть адыгов. просто со временем они растворялись в пришлых, более сильных кочевников.

Какая то часть нахов покинула данные территории(скорее всего наши карабулаки) какая то была ассимилирована. В любом случае в горные ущелья никто просто так не пускает.

0

5

192.168 написал(а):

Swenson написал(а):

    ну я не думаю, что  нахи (образно говоря) покинули те территории. думаю, что значительная часть осетин ( логически,что тагаурцы как самые ближние) ингушских корней как и часть балкарцев-карачаевцев как и часть адыгов. просто со временем они растворялись в пришлых, более сильных кочевников.

Какая то часть нахов покинула данные территории(скорее всего наши карабулаки) какая то была ассимилирована. В любом случае в горные ущелья никто просто так не пускает.

ну да, примерно так.
хотя по фяппинцам тоже есть какая то инфа, что они переселились примерно в это же время и что аул Мецхал якобы был и там. всё в тумане на самом деле и разгребать там некому

0

6

Swenson написал(а):

ну да, примерно так.
хотя по фяппинцам тоже есть какая то инфа, что они переселились примерно в это же время и что аул Мецхал якобы был и там. всё в тумане на самом деле и разгребать там некому

Не вроде мецхал был в на реке Кистинке которая выходит на Гвилети в Грузии в Дарьяле. Мол княз Казбеков теснил местных и они переселились оттуда к Фяпи. Это у Газикова было.

0

7

192.168 написал(а):

Swenson написал(а):

    ну да, примерно так.
    хотя по фяппинцам тоже есть какая то инфа, что они переселились примерно в это же время и что аул Мецхал якобы был и там. всё в тумане на самом деле и разгребать там некому

Не вроде мецхал был в на реке Кистинке которая выходит на Гвилети в Грузии в Дарьяле. Мол княз Казбеков теснил местных и они переселились оттуда к Фяпи. Это у Газикова было.

кажется у Волковой это..там где про генерала Казбека и переселения с Кистинки. а Тагаурией эта местность не граничит?
они занимали левый берег Терека? хотя тоже довольно условно...там же и Редант Льяновых и Балта и другие селения джераховцев.

0

8

Swenson написал(а):

кажется у Волковой это..там где про генерала Казбека и переселения с Кистинки. а Тагаурией эта местность не граничит?
они занимали левый берег Терека? хотя тоже довольно условно...там же и Редант Льяновых и Балта и другие селения джераховцев.

https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … h&z=14 Это ущелье Кистинки.

Ты знаешь что это ? Замок Тамар? https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … h&z=17

Отредактировано 192.168 (2013-01-10 16:14:12)

0

9

192.168 написал(а):

Swenson написал(а):

    кажется у Волковой это..там где про генерала Казбека и переселения с Кистинки. а Тагаурией эта местность не граничит?
    они занимали левый берег Терека? хотя тоже довольно условно...там же и Редант Льяновых и Балта и другие селения джераховцев.

https://maps.google.ru/maps?hl=ru&l … h&z=14 Это ущелье Кистинки.

да, это другая сторона. интересно там остались хоть какие то следы от прежних селений?
а селение Казабеги в этом ущелье? наверное оно и есть от Казбека этого?

0

10

Swenson написал(а):

да, это другая сторона. интересно там остались хоть какие то следы от прежних селений?
а селение Казабеги в этом ущелье? наверное оно и есть от Казбека этого?

Нее, там жили гвелетские ингуши и под гнетом этого самого Казбека они вынуждены были переселится на север в Армхинское ущелье. А вообще на советской карте там отмечены какие то развалины

0

11

192.168 написал(а):

Swenson написал(а):

    да, это другая сторона. интересно там остались хоть какие то следы от прежних селений?
    а селение Казабеги в этом ущелье? наверное оно и есть от Казбека этого?

Нее, там жили гвелетские ингуши и под гнетом этого самого Казбека они вынуждены были переселится на север в Армхинское ущелье. А вообще на советской карте там отмечены какие то развалины

а у Волковой разве не говорится о Яндиевых,Алдагановых,Мамиловых которые указывали,что переселились от туда ?

0

12

хотя опять же..гвилетцев тоже связывает что то с Эрзи и фяппинцами, возможно это одно и тоже. тогда и этноним кистинцы прослеживается.
жившие по Кистинке общества под давлением переселяются на новое место, часть из них сразу уходит в Грузию (бацбийцы), другие основывают селения на Арамхи.
а сам этноним -фяппи это конечно тема ещё неизведанная, но я слышал такую версию, что типа как пришлые

0

13

но опять же, всё относительно

0

14

Swenson написал(а):

а у Волковой разве не говорится о Яндиевых,Алдагановых,Мамиловых которые указывали,что переселились от туда ?

Может быть не помню. Не подскажешь где?

Нашел

Как показывают сведения письменных источников, данная ситуация начала XIX в. не во всем соответствовала этнической ситуации рубежа XVII-XVIII вв. Так, некоторые факты говорят о заселенности ингушами до начала XVIII в. территории по р. Кистинке (ОхкарочIож - ингушск.), впадающей в Терек справа против р. Цахдон, на которой находилось ингушское сел. Гвелети. Местность по р. Охкарохи, где жили ингуши, описывается в ингушском предании о Черебаше. Историко-этнографические описания второй половины XVIII - начала XIX в. (Гюльденштедт, Паллас, Клапрот) не знают населения и ущелье Охкарохи. Это же ущелье как ненаселенное в первой четверти XVIII в. описывает Вахушти. «Ниже этого Гвилети в Арагву же впадает Хеви, вытекающая с юго-востока, из Гудамакарско-Дзурдзукского Кавказа и идущая к северо-западу. Ущелье ненаселенное. С этой речки переходит трудная и опасная дорога в Дзурдзуки и Кистетию... Ниже от этой речки ущелье это суживается скалою, и здесь находится крепость Давитис-цихе, построенная Агмашенебели». Речь идет о крепости Давида Строителя, находившейся у слияния Охкарохи с Тереком (в 10 км к северу от Казбека).
Таким образом, в 20-е годы XVIII в. в ущелье Охкарохи уже никто не жил. Однако некоторые документальные материалы дают возможность предполагать заселенность этих мест ингушами еще в 1637 г. В частности, видимо, об этом говорят сведения статейного списка посольства Ф. Ф. Волконского и А. И. Хватова, шедшего в 1637 г. в Кахетию. Следует отметить, что маршрут посольств XVI-XVII вв. в Грузию, обычно пролегавший через Дарьяльское ущелье, Сонскую землю далее в Кахетию, в данном случае был изменен в связи с политическими осложнениями во взаимоотношениях «аристона сонского» и грузинского царя Теймураза. Посольством Ф. Волконского и А. Хватова был выбран путь «щелями» реки Терека и далее на восток по одному из его боковых правых притоков. Это могли быть ущелье р. Армхи или ущелье р. Кистинки, т. е. ОхкарочIож, куда посольство могло свернуть, пройдя Ларсов кабак.
Из сведений, сообщаемых статейным списком, в связи с исследуемой темой необходимо выявить некоторые моменты: 1) что часть пути посольства пролегала именно по Охкарохи; 2) что население, фиксируемое статейным списком в этих местах, было ингушским. В пользу пути посольства 1637 г. по Охкарохи, на мой взгляд, говорят следующие сведения. Посольство от Мударовых кабаков какой-то отрезок пути шло «щелями» реки Терека, в тот же день придя в Хавсины кабаки. Последние, видимо, находились между Ларсом, откуда к Хавсе, по сообщению того же статейного списка, приезжали владельцы, и Степан-Цминдой (современный Казбек), где начиналась Сонская земля. Судя по тому, что через владения Хавсы (Хансы) пролегал путь на восток в Кахетию, они располагались по правобережью Терека. Наиболее вероятным местом для поселения могло быть устье р. Юхкарохи, а не скалистые высокие берега Терека между Армхи и Охкарохи, непригодные для обитания. Именно недалеко от устья последней реки менее чем в двух часах медленной ходьбы еще в начале XX в. сохранялись развалины старинного замка26. То, что Хавсины владения находились не в самом Дарьяльском ущелье, а где-то несколько в стороне от последнего, подтверждается следующим сообщением того же статейного списка. «А черкашенин Хавса говорил: преж сего царского величества послы хаживали в Грузи на Сони да на Аристона, и не на ??го Хавсу. А он и иные горские владельцы бывали в стороне. Столько им государево жалованье всем бывало за то, что они ход прежних послов по реке Терке мосты мащивали и дороги ??щивали» (курсив мой. - Н. В.).
Именно через Охкарохи существовал исторический путь в Кахетию, о котором сообщает, в частности, Клапрот: «Дефдароки (Цахдон), - пишет он, - впадает в Терек слева. Противоположно и вправо впадает в Терек Ахкара, откуда дорога ведет к исто?и Алазани». Следует отметить, что те же источники не отмечают, однако, возможности прохода с Терека в Кахетию через ущелье Армхи. По описанию документов первой половины XVIII в. путь в Грузию проходил по левому берегу Терека мимо Ларса и у устья Охкарохи переходил на правый берег Терека. Именно здесь посольство могло свернуть в ущелье Охкарохи. В этих местах, несмотря на отсутствие населения, и в начале XX в. по правобережью Охкарохи существовала удобная тропа, по которой менее чем за день пути через проходы, имевшиеся между горами Кибиш, можно было выйти в Пирикитскую Хевсуретию (в Архоты)30.
Остается выяснить, были ли земли, через которые шло посольство в 1637 г., заселены ингушами. Последнее находит подтверждение в исторических преданиях ингушей31, а также в описании статейным списком рогообразного головного убора, который носили местные женщины. Такого рода головной убор (ингушск. курхарс) фиксируется в склепах XV-XVII вв. в селениях Эрзи, Эгикал, Горак, Фалхан, Мецхал, а также в 70-х годах XVIII в. Гюльденштедтом33. Существование в прошлом по Охкарохи именно вайнахского населения подтверждается также наличием здесь географических названий, объясняемых из вайнахского языка: Арзи-чоч-корт, Малчоч-корт, Тышхий, Охкарохий и др.34, где корт означает в вайнахских языках «гора», хи - река, чоч - более старая форма чIож, т. е. ущелье.
Таким образом, посольство Ф. Волконского и Л. Хватова в сопровождении Хавсы двинулось по Охкарохи через ингушские земли. «И того же дни (3 августа. - Н. В.), - сообщается статейном списке, - послы перешли кабаки горских владельцев. А те кабаки стоят по обе стороны того ручья. А дворы у них каменные в горах. А ходят мужики по-черкаски, а жонки носят на головах что роги вверх в пол-аршина». То, что именно Хавса взялся провожать посольство через ингушские земли до встречи с кахетинским царем Теймуразом и вел послов в течение трех дней, видимо, говорит о том, что Хавса был ингушом, хотя в статейном списке он назван «черкашенином»36. Материалы статейных списков XVI-XVII вв. показывают, что, как правило русские посольства в Грузию проводились северокавказскими феодалами через свои владения или земли одноплеменников37. Провожатым посольства 1637 г. от Мударовых кабаков до Хавсы Мударом был назначен его сын Казый с узденями. Следование Казыя в составе посольства еще на протяжении трех дней после Хавсиных кабаков было своего рода дипломатией, а может быть, скорее выполнением обычая гостеприимства, чем необходимостью, тогда как отказ Хавсы, местного и знавшего дорогу, сопровождать посольство грозил невыполнением возложенных на Ф. Вол конского и А. Хватова задач.
Путь посольства, видимо, проходил не только через Хавсины кабаки, но также и владении его племянников, братьев, через земли Казана и Бекана Ардашовых, «детей Щаповых» (Шановых)38, и каракалканцев Муци и Моздрюка. Именно этим объясняется появление названных лиц у Хавсы в момент пребывания там посольства и плата послами за проход в их владениях «поминков», т. е. подарков, жалованья.
Факт ухода жителей с Охкарохи находит подтверждение также в документальных материалах 60-х годов прошлого столетия. В 1867 г. в Кавказское горское управление от жителей Ингушского округа был подан рапорт, излагающий претензии трех ингушских фамилий - Мамиловых, Яндиевых и Алдагановых - на принадлежавшие им в прошлом земли по течению р. Ахкархий. «Жители Ингушевского округа Джераховского и Кистинского обществ, - сообщалось в рапорте, - из фамилий Мамиловых, Яндиевых и Алдагановых предъявили начальству округа права свои на землю, лежащую по течению р. Ах-каръ-хий и будто бы отнятую у них генерал-майором Казбеком». При дальнейшем расследовании названными фамилиями были даны объяснения, из которых выяснилось следующее. «Предок их фамилии Чачаев с родственниками своими жил по всему течению Ах-кар-хий и имел там аул под названием Мецхал. Потом вследствие вражды с хевсурами они переселились в Джерахское и Кистинское общества и, продолжая пользоваться Ах-кар-хийским ущельем, имели там хутора; при этом один из депутатов Дохкильг Мамилов объяснил, что он там жил и косил 7 лет. В бытность же горским окружным начальником генерал-майор Казбек воспретил им пользоваться названною землею, объявивши ее казенною, а между тем сам брал яссак со всех жителей, которые пользовались тою землею».
Приведенное свидетельство дает возможность сделать ряд выводов и предположений. Первое - о том, что в прошлом ущелье р. Кистинки (в документе Ахкархий) было заселено ингушами, в том числе предками фамилий Мамиловых, Яндиевых и Алдагановых. Второе - что селение под названием Мецхал находилось первоначально по р. Охкарохи, а позднее, во всяком случае уже в XVIII в., было известно по правобережью р. Армхи. Небезынтересно, что на картах XIX в., указывающих сел. Ара? в Джерахском ущелье, местность под таким же названием обозначена чуть севернее р. Охкарохи, по которой указаны развалины Мецхала. Третье - что причиной ухода населения из бассейна р. Охкарохи были враждебные отношения с соседними хевсурами. Вероятнее всего, этот факт означает наличие к этому времени хевсурского населения на северных склонах хребта в районах, непосредственно примыкающих к Охкарохи (Джута, Архоты). Тот же документ вполне определенно указывает, что новые места жительства переселенцев находились в Джерахском и Кистинском ущельях.
Из текста данного источника не ясно, в какое время происходило переселение ингушей с р. Кистинки на новые места жительства по р. Армхи. В связи с этим обращу внимание на один факт. Как сообщает документ 1867 г., три названные в нем ингушские фамилии - Мамиловы, Яндиевы и Алдагановы - представляют собой ветви одной фамилии - Чачаевых. В грузинском документе от 1733 г. в письме старшин Хевской провинции46 грузинскому царю Вахтангу VI интересующие нас ингушские фамилии не упоминаются, однако Яндиевы и, возможно, Алдагановы (в документе Арджагановы) названы в письме старшин «Кистетцкой провинции», датируемом тем же годом и направленном также Вахтангу VI. Это еще одно подтверждение, что переселение с р. Охкарохи на р. Армхи названных ингушских фамилий произошло ранее 30-х годов XVIII в.
По сведениям грузинских источников начала XVIII в., в состав западных земель вайнахов включались Кистети, Джариехи, Глигви и Дзурдзукети, располагавшиеся к востоку от Хеви, т. е. Дарьяльского ущелья. «А в конце Хеви, - пишет Вахушти Багратиони, - где река Арагва или Ломеки выходит на равнину, в эту Арагву, повыше селения Хетадзе, впадает речка Кистская и Дзурдзукская... Где же сливаются обе эти реки, там между ними находится Джариехи, огромная скала, огораживающая большую долину... Тут стоит большая башня, обведенная подобно крепости стеною. И на этой речке в ущелье выше Джариехи находится Кистети с селениями, строениями. А к югу от сего, выше Кистетии, находится Дзурдзукия со строениями, селениями; башенные же обе области»48. Если локализация Джариехи (низовья р. Армхи). Кистети (в среднем течении той же реки), Глигви (страна галгаев в верховьях р. Ассы) не вызывает сомнения, то расположение башенной Дзурдзукии не ясно. Последняя, по сведениям того же автора, находилась южнее и выше Кистети, а ее границы составляли: с востока - Кавказ, лежавший между Кисто-Дзурдзукией и Глигви, с юга - Кавказ между Пшав-Хевсурети и Дзурдзукети, с запада - Кавказ, находившийся между Кист-Дзурдзукией и Хеви, с севера - Кавказ, расположенный между Черкесией и Кистети. В другом месте своего труда грузинский географ пишет, что р. Белая Арагва течет с гор между Дзурдзуки и Пшави и идет от севера к югу и в Жинвани впадает с востока в Черную Арагву. Судя по этой локализации, Дзурдзукети для XVII-XVIII вв. включала, в частности, территории по р. Джуте, Охкарохи, возможно более восточных Архот.

Н. Г. Волкова этнический состав

Отредактировано 192.168 (2013-01-10 18:34:02)

0


Вы здесь » Настоящий Ингушский Форум » История Ингушетии » "Тагаурское общество"