쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Долаково

Сообщений 1 страница 12 из 12

1

http://s1.uploads.ru/UOCgy.jpg

Долаково (инг. Долакх-Юрт) — село в Назрановском районе Республики Ингушетия.

Население по переписи 2002 года более 9 тыс. чел. Граничит на востоке с селом ТIой-Юрт (Кантышево), на западе - с Толста-Юрт (Зилга).
Основано в 1825 году Долаком Дахкильговым. В Долаково родился первый учитель Ингушетии, первый редактор газеты на Северном Кавказе, крупный общественный деятель России и ученый Адиль-Гирей Олмазович Долгиев. В годы Гражданской войны Долаково оказало героическое сопротивление войскам Деникина. В память об этих событиях на западной окраине села есть памятник и стела, с именами героев. В селе исторически проживают представители таких тейпов, как Дахкильговы,Долгиевы, Манкиевы, Шибиловы, Гелисхановы, Кулбужевы и др.

В 1825 году Долак Дахкильгов не основал Долаково. село образовывалось постепенно начиная с 1810-х годов вплоть до середины 19 века из отдельно стоящих жилищ, даже чуть за середину столетия. первыми на этом месте поселились Долгиевы, часть семей переселилась из Буро. Далее на север Долгиевы основали еще Бада-Юрт (это современный Старый Ботакоюрт). значительно позже подселились Дахкильговы - старик Долак, который был инвалидом, и его сыновья, потом Манкиевы и т.д Сегодня 30% Долакова это Манкиевы, их очень много, вся восточная часть села. где то в 1855-1860 годах когда ликвидровали мелкие поселения типа тех что были на месте Долакова было образовано это село, назвать решили в честь уважаемого человека Долака Дахкильгова. решали это в доме полковника Бунхо Долгиева, этот дом по сегодняшний день стоит атагIе - на берегу реки.

0

2

Дола́ково раскинулось на высоком правом берегу реки Камбилеевка. Здешние места издревле принадлежали ингушам, но под натиском различных пришельцев хозяева вынуждены были отступить в горы. К 1812-1815 годам относится время, когда ингуши вновь поселяются в этих местах. Тогда на месте Долакова существовало несколько небольших хуторов. Раньше всех здесь поселились Долгиевы и Дахкильговы. В 1858 году по указу российского императора в Стране Галгаев все мелкие поселения объединялись в большие села, тогда и появилось село Долаково.
В том же году названо в честь первого сельского головы Долака Дахкильгова.
В Долакове родился один из первых ученых в Стране Галгаев девятнадцатого столетия Адиль-Гирей Олмазович Долгиев (годы жизни 1845-1903) (По другим данным 1845-1887 – прим. Tumdo). Адиль-Гирей много трудился, будучи учителем в Назрановской крепостной школе, стараясь распространить грамоту среди народа.

Долаково сыграло большую роль в установлении советской власти в Революцию. В 1919 году в феврале месяце на протяжении 6 дней (2-8 февраля) в селе шла ожесточенная война. Долаковцы не жалея сил противостояли армии генерала Деникина. На этой войне приняли участие и женщины. После гибели двух своих братьев наравне с мужчинами воевала Долгиева Кози Олмазовна. После шести дней сопротивления долаковцы отступили. Население было эвакуировано через Кантышево в Сурхахи. Долаково и Кантышево были сожжены врагом.

В 1944 году после депортации ингушского народа в Сибирь, в Долаково поселились осетинцы. Название села поменяли на Далаккау (на языке осетинцев это означает «село к востоку»). В 1957 году после возвращения ингушей в свою страну, исконное название восстановили.

Сегодня Долаково довольно большое село. Здесь живут представители многих тейпов: Дахкильговы, Долгиевы, Гелатхой, Оздоевы, Шибиловы, Манкиевы, Даурбековы (Галай), Цечоевы, Кусиевы (Мецхалой), Евлоевы, Тимурзиевы, Гаракоевы, Дарсиговы, Кулбужевы и другие.

Нурдин Кодзоев

___

Долакха-Юрт улл ГIалме аьтта оагIарахьарча лакхача берда тIа. ХIанз Долакха-Юрт уллача лоамара IокIалбаьнначул тIехьагIа гIалгIай бах Iохайшаб 1812-1815-гIча шерашка. Цу хана массехк отараш хиннад цига. Эггара хьалха цига бах Iохайшараш ба Дальгнаькъани Дахкильгнаькъани. 1858-гIча шера эрсий паччахьа амарах ГIалгIай мехка йоккхий юрташ Iояхкача хана, уж зIамига отараш вIашагIа а теха, Iойиллай Долакха-Юрт. Юрта цIи тиллай эггара хьалха Iаьдало юрт-да оттаваьча Дахкильгнаькъан Долакха цIерах.

Долакха-Юртара хьаваьннав ГIалгIай-мехка цIихеза вола, ХIХ-гIча бIаьшере гIалгIашта юкъе эггара хьалха дийшачарех хинна Дальгнаькъан Оалмаза Аьдал-Гире (1845-1903-гIа шш.). Аьдал-Гири дуккха къахьийгад, Наьсарен Буро чурча ишколе хьехархо волаш, къаман юкъе дешар доаржаде гIерташ.

Советий Iаьдал доаккхаш хиннача тIем тIа доккха дакъа лаьцар Долакха-Юрта. 1919-гIча шера февраль бетта ялх дийнахьа (2-8 февраль) боккха тIом лаьттар Долакха-Юрта. Инарал Деникина бIуна духьала шоай дегIамаш кхоацадеш тIом бир долакха-юртахоша. Цу тIем тIа дакъалаьцар кхалнаха а. Ший ши воша вийначул тIехьагIа, къонахашца цхьана моастагIчунца тIом беш хилар Дальгнаькъан Оалмаза Кхоази. Ялх дийнахьа духьаллаьттачул тIехьа, моастагIчун низ чIоагIагIа хиларах, юрт йитá, ТIой-Юрта гIолла, СурхотIа дIабахар долакха-юртхой. Долакха-Юрти ТIой-Юрти йоагайир моастагIчо.

1944-гIча шера гIалгIай СибарегIа бахийтачул тIехьагIа, Долакха-Юрта хIирий бах Iохайшаб. Юрта цIи хийца хиннай цар – Даллакау, аьнна (хIирий меттала «ЭгIар юрт» яхальга да из). 1957-гIча шера, гIалгIай шоай мехка цIабаьхкачул тIехьагIа, юрта цIи меттаоттайир.

Тахан Долакха-Юрт тоъалла йоккха юрт я. Укхаза дуккхача тайпан нах бах: Дахкильгнаькъан, Дальгнаькъан, Гелатхой, Оздой, Шибилнаькъан, Манкинаькъан, Доврбиканаькъан (Галай), ЦIечой, Кусинаькъан (Мецхалой), Йовлой, Темарзнаькъан, Гаркхой, Дарсигнаькъан, Кулбужнаькъан, кхыбараш а.

Коазой Нурдин

0

3

Милейший, вы все ставите с ног на голову.  Рядом с осетинским Зильги, что недалеко от современного Долакова, действительно проживали несколько Долгиевских семей, занимавшихся небольшим промыслом. Долгиевы жили на своем Долгиевском хуторе, сейчас это территория Медицинского Университета, что во Владикавказе.  Там же похоронен и знаменитый Уциг Малсаг и другие представители этой  фамилии.  Первым на территории сегодняшнего  Долакова поселился Дулакх Дахкильгов прапорщик царской армии , кавалер 2-х  Георгиевских крестов (3ст. №234) . Следующим старшиной был Куди Дахкильгов, кстати тоже офицер. Именно при нем Долаково стало  крупным населенным пунктом. В частности ему удалось переселить из Эльбердоского 84 семейств, к имеющимся 120 семействам. (" Приговор1872г., 17 марта 1872г.)

Отредактировано Магомет (2014-05-18 19:51:17)

0

4

Магомет написал(а):

Милейший вы все ставите с ног на голову.  Рядом с осетинским Зильги, что недалеко от современного Долакова, действительно проживали несколько Долгиевских семей, занимавшихся небольшим промыслом. Долгиевы жили на своем Долгиевском хуторе, сейчас это территория Медицинского Университета, что во Владикавказе.  Там же похоронен и знаменитый Уциг Малсаг и другие представители этой  фамилии.  Первым на территории сегодняшнего  Долакова поселился Дулакх Дахкильгов прапорщик царской армии , кавалер 2-х  Георгиевских крестов (3ст. №234) . Следующим старшиной был Куди Дахкильгов, кстати тоже офицер. Именно при нем Долаково стало  крупным населенным пунктом. В частности ему удалось переселить из Эльбердоского 84 семейств, к имеющимся 120 семействам. (" Приговор1872г., 17 марта 1872г.)

Друг, это информация полевая..от Долгиевых, поэтому ее вывел цитатой.

0

5

Долакова и Кантышево слились,даже трудно найти границу между двуmя селaми.
Если ли вариант,назвать этих двух сел с одним названием)?

Например ДолаКант))

http://sd.uploads.ru/S7GAU.jpg

Отредактировано Аненербе (2014-10-10 23:30:05)

0

6

Аненербе написал(а):

Долакова и Кантышево слились,даже трудно найти границу между двуmя селaми.
Если ли вариант,назвать этих двух сел с одним названием)?

Например ДолаКант))

Отредактировано Аненербе (Сегодня 01:30:05)

Да в этом нет смысла. Скоро всю республику придется тогда в одно название объединить))) Город Ингушетия)))
На Сунже уже даже ни одной поляны нет отделяющей н.п. друг от друга. От Слепцовская до Черменского поста всё застроено подчистую!

0

7

Как известно, города и поселения , разрастаются из центра, к примеру Москва разрасталась  вокруг Кремля, а почему .уважаемые Долгиевы обустраивались и занимали земли в дали от центра села Долаково ??

0

8

Башир Магомедович написал(а):

Как известно, города и поселения , разрастаются из центра, к примеру Москва разрасталась  вокруг Кремля, а почему .уважаемые Долгиевы обустраивались и занимали земли в дали от центра села Долаково ??

Центр ведь мог меняться. Если не ошибаюсь первые поселенцы селились у реки. Можно по такому признаку определить?

0

9

У реки (если, речь идет о с. Долаково) селились хуторяне,Гиреевы, Манкиевы. В те времена, все вайнахи, старались строиться в удобных, с точки зрения безопасности ,местах .Занимали самые высокие точки местности, а в горах, еще и строили башни, не у реки а на горе. Есть еще один важный момент "о центре" первая мечеть была построена на земле ,которую выделии Дахкильговы, сегодня на этой земле новая мечеть и медресе, к стати говоря, также построена во многом благодаря Дахкильговым, хочу сказать это тоже факт того что ,это центр села. Ведь, все поселения строятся возле церквей ,мечетей и т.д.

0

10

Башир Магомедович написал(а):

У реки (если, речь идет о с. Долаково) селились хуторяне,Гиреевы, Манкиевы. В те времена, все вайнахи, старались строиться в удобных, с точки зрения безопасности ,местах .Занимали самые высокие точки местности, а в горах, еще и строили башни, не у реки а на горе. Есть еще один важный момент "о центре" первая мечеть была построена на земле ,которую выделии Дахкильговы, сегодня на этой земле новая мечеть и медресе, к стати говоря, также построена во многом благодаря Дахкильговым, хочу сказать это тоже факт того что ,это центр села. Ведь, все поселения строятся возле церквей ,мечетей и т.д.

Да, мечеть ставили в центре или на возвышенности, как и кладбище.
По поводу реки - всё же селились ближе к воде, а не на горе. Так как в те времена носить воду приходилось. Я исхожу также из примеров других селений на плоскости.
И еще, я не стою на том, что первыми были Долгиевы или другие, я не знаю вопроса. Люди высказывают свои версии. Зачастую, мне кажется, мы путаем или мешаем всё в кучу.
Можно предположить, что было несколько фамильных хуторов, которые после объединены были в одно селение, по примеру Плиево, Экажево и др. и тогда действительно несколько фамилий будут говорить, что они первые

0

11

В с.п. Долаково Назрановского района в ближайшее время  построят врачебную амбулаторию с дневным стационаром, школу на 540 мест, дошкольное учреждение и футбольный стадион. Об этом стало известно на сходе жителей села с участием Главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. В ходе встречи были обозначены наиболее важные вопросы, требующие к себе особого внимания.

Говоря о планах социально-экономического развития населенного пункта, глава местной администрации Дауд Акиев сообщил, что кроме перечисленных объектов в селе предполагается возведение здания  библиотеки с читальным залом, асфальтирование улиц протяженностью почти 12 км, строительство гравийных дорог, коммуникаций и линий электропередачи.

По его словам, бюджет сельского поселения составляет 11 млн руб., из них доля собственных доходов -  более 700 тыс. руб. В результате проделанной работы по актуализации данных в текущем году доходы увеличились почти до 1 млн 400 тыс.руб. Д. Акиев отметил, что в последнее время в селе произошли заметные перемены. 

В Долаково введена в строй школа на 540 мест, ФАПы, ФОК, начато строительство детсада на 220 мест. За счет внебюджетных источников проложено более 3 км новых водопроводных линий, заасфальтировано 4,5 км дорог и тротуаров, устроено уличное освещение. На эти цели потрачено около 1,5 млн руб. частных инвестиций.

Глава Ингушетии поблагодарил инвесторов Парижева, Газикова и Тимурзиева за активную гражданскую позицию, помощь и поддержку местным властям в решении социально-экономических проблем.

0

12

Заудин Абасович Доурбеков
прож. г. Назрань, ул. Джамбулатова, № 39
Тел. 8-964-055-11-03

Об участии ингушей в русско-японской войне 1904-1905 г.г.

В последние годы в Республике Ингушетия активно проводится работа по сбору, систематизации и публикации исторического материала, касающегося прошлого нашего народа. Большое внимание уделяется поиску сведений об участии ингушей в различных войнах дореволюционной России. Благодаря титаническому труду ученых республики не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами стала достоянием широкой общественности информация, в том числе и в виде кинофильмов, об участии ингушей в Первой мировой войне, прежде всего в так называемой «Дикой дивизии».
Не являясь специалистом в исторической науке мне трудно судить, но, на мой взгляд, еще достаточно не исследована тема участия ингушей в русско-японской войне 1904-1905 годов. Между тем ингуши, при добровольном участии, внесли достойную лепту и в данной войне. Насколько мне известно, в России в недавнем прошлом было не «модно» говорить о русско-японской войне, вероятно, потому что она завершилась победой Японии. Кроме того, в Советскую эпоху царскому периоду истории России не уделялось должного внимания по идеологическим соображениям. Однако подвиги воинов не должны признаваться менее значимыми в зависимости от исхода баталий или из соображений господствующей на данный момент идеологии.
Я хочу рассказать об одной истории участия жителя селения Долаково, Назрановского района в русско-японской войне. 
Доурбеков Дзебаир Мусаевич, 1873 г.р., уроженец селения Долаково . Более известен односельчанам по имени Доди. Дзебаир не был женат. В нашем селении до сих пор помнят различные бытовые истории, связанные с его именем.
Как рассказывает Доурбеков Ибрагим Доциевич, 1932 г.р., родной племянник Дзебаира, он был человеком своенравным. Обладая недюжинными физическими данными и будучи очень храбрым человеком, среди сверстников он, непременно, был лидером (в современном понимании этого слова). Также до нас дошли рассказы о том, что Дзебаир обладал даром предвидения. В частности, он предсказал свое участие, а также смерть на войне.
Наши отцы рассказывали, что Дзебаир имел страсть к азартной экстремальной игре, так называемой «русской рулетке». На деревянную тарелку клался пистолет. Курок пистолета привязывался к ножке стола. Затем тарелка приводилась в круговое движение. В результате натяжения веревки, привязанной к курку пистолета, происходил выстрел.  Зная  склонность Дзебаира к этой, не безопасной игре, молодые люди, увидев его, предпочитали убираться прочь. Но наш герой под разными предлогами собирал у себя своих сверстников и устраивал «игры». При этом он в шутку говорил: «…заодно проверим, кто искренне уверовал во Всевышнего». Уже в наше время один старец – Цороев Султан, житель г. Назрань, в начале 20 столетия обучавшийся в медресе с. Долаково, рассказывал, что он лично видел, как через окно маленького дома выбрасывались испуганные «гости» Дзебаира. Сегодня, в век информационных технологий и других возможностей выбора увлечений нам трудно судить, как проводили время наши предки. Можно только констатировать, что времена были суровые и игры такие же. Однако о каких-либо последствиях, как для самого себя, так и для других вследствие увлеченности Дзебаира в «русскую рулетку», не имеется.
«31 января 1904 года император Николай II обратился к горцам Северного Кавказа с призывом, в качестве добровольцев, принять участие в войне с Японией. Горцы не несли воинской повинности, но с радостью откликнулись на призыв… По призыву императора из горцев и казаков был создан шестисотенный Терско-Кубанский конный полк. Шестая сотня полка состояла исключительно из ингушей. Ее командиром высочайшим приказом о чинах военных от 26 марта 1904 года был назначен подъесаул Э.А. Нальгиев» . Не удивительно, что в этой конной сотне оказался и герой нашего повествования.
Конями и оружием воины обеспечивались за счет государственных средств. Однако и здесь проявилась своенравность Дзебаира. Так, когда ему был куплен хороший конь красной масти, он отказался от него, сославшись на то, что он принадлежал «недостойному» человеку. В связи с этим пришлось заменить коня.   
Доурбеков И.Д. рассказывает, что с его дядей на войне участвовали Цечоев Чада Долтмарзиевич из селения Долаково, родные братья Яндиев Хакяш Сохович, 1883 г.р. и Яндиев Хадис Сохович, 1884 г.р.  из селения Кантышево. Со слов жителя селения Долакова Эльмурзиева Хусена Азаматгиреевича, 1955 г.р., родной брат его прадеда Цечоев Чада Долтмарзиевич участвовал в русско-японской войне вместе с Доурбековым Д.М. и после войны вернулся домой. Умер примерно в 1918 году.
Также, после войны вернулись домой Яндиевы Хакяш и Хадис, и прожили долгую жизнь. Они многократно бывали в гостях у Доурбекова И.Д. и рассказывали о военных действиях в составе ингушской конной сотни на русско-японской войне.
Яндиев Иса Хадисович, 1920 г.р., проживающий в селении Кантышево, рассказал мне отдельные истории, связанные с участием его отца в русско-японской войне. Во-первых, пошел он на войну из-за привязанности к старшему брату Хакяшу, а также с тем, чтобы быть ему опорой в нелегком деле. Будучи физически крепким и храбрым молодым человеком, Хадис инициативно участвовал в различных разведывательных и иных мероприятиях, связанных с риском для жизни. Во время службы, получив ранение, был госпитализирован в стационар, однако вернулся в строй, не завершив лечение. У Хадиса был прекрасный конь, который, как и хозяин, был свободолюбивый. Приходилось придумывать различные ухищрения, чтобы надежно привязать коня, так как он зубами развязывал узлы конной сбруи.
Как-то был случай, когда с сослуживца Хадиса одним китайцем была сорвана и похищена папаха. Возмущению Хадиса не было предела. Несмотря на то, что в незнакомом месте, среди незнакомых людей их было всего двое, с реальным риском для жизни они отыскали похитителя, наказали его и вернули шапку.
Иса рассказывает, что его отец имел награды за подвиги в русско-японской войне, однако ни награды, ни документы не сохранились. Также, со слов Исы, его отец вернулся домой, имея письменное разрешение на ношение национального холодного оружия, а также огнестрельного оружия.       
Что касается главного героя нашего повествования, Дзебаира, как и вся ингушская сотня, он геройски сражался на фронте. Иначе и не могло быть. Трусости или малодушию в этой боевой единице не было места. Более того, Дзебаир, вопреки военной тактике, считал не «мужским делом» сражаться, прячась в окопах, то есть он признавал только открытое противостояние с врагом. Такая манера войны была свойственна и многим нашим землякам. 
Известные нам обстоятельства гибели Доурбекова Д.М. следующие: Доурбеков Ибрагим Доциевич со слов Яндиева Хакяша Соховича рассказывает, что однажды русские войска, в составе которых была и ингушская конная сотня, после очередного сражения в Манчжурии, отходили к своим укреплениям. Вероятно, было это в 1904 году, так как Доурбеков Дзебаир погиб вскоре после призыва на службу. Хакяш лично наблюдал момент ранения Дзебаира, который рядом с его братом Хадисом ехал в переднем конном ряду. Ранение оказалось смертельным. Будучи в сознании, Дзебаир распорядился, чтобы боевые друзья – земляки захоронили его без надгробия, чтобы исключить возможную кремацию трупа. Цечоеву Ч.Д., доводившемуся ему родственником по материнской линии, Дзебаир поручил передать его кинжал и четки (виссараш) родным. Впоследствии кинжал и четки Дзебаира, действительно были переданы родным. Четки Дзебаира по сей день бережно хранятся у его родственников. Вместе с тем, накануне своей смерти у Дзебаира состоялся разговор с сослуживцем по имени Йоакъалби, который, также слыл обладавшим даром предвидения. Дзебаир спрашивал: «Фу йох хьа жейно (что говорит твое святое писание)»?; - Йоакъалби ответил: «Хьона топ кхетаргйолга йох (говорит, что в тебе попадут выстрелом из ружья)»!; Дзебаир приговаривал: «Бакъ йох, бакъ йох»!
За период участия Дзебаира в войне, родные получили два письма. В первом письме говорилось об участии в военных действиях в Манчжурии. До нас дошло своеобразное содержание этого письма: «Манчьжури ловзаешь да тхо» (буквально - «играем с Манчжурией). Второе письмо – о гибели Дзебаира.
За давностью времени родные не знают год и дату гибели Дзебаира. Ни письма, ни другие какие-либо документы (записи) не сохранились.
Также, не известно о каких-либо наградах Дзебаира за участие в боевых действиях. Но для нас большей наградой является добрая память о нашем предке.
«9 февраля 1906 года поездом отбыла из гор. Владикавказа в местечко Назрань 6-я Ингушская сотня Терско-Кубанского полка…  Из состава сотни в сражениях выбыло: убитыми – 6 чел., ранеными – 15, пленными – 1 и без вести пропавшими – 4 чел.» . Дала гешт долда царех!
В заключении я считал бы возможным призвать читателей из Республики Ингушетия подготовить и представить в газету информацию об участии их родных и близких в русско-японской войне, что облегчит работу ученых по сбору, систематизации и выпуску отдельного труда, посвященного рассматриваемому вопросу. Такая работа, кроме исторического, будет иметь и воспитательное значение для подрастающего поколения. 

18.04.2016 г.

0