Заудин Абасович Доурбеков
прож. г. Назрань, ул. Джамбулатова, № 39
Тел. 8-964-055-11-03
Об участии ингушей в русско-японской войне 1904-1905 г.г.
В последние годы в Республике Ингушетия активно проводится работа по сбору, систематизации и публикации исторического материала, касающегося прошлого нашего народа. Большое внимание уделяется поиску сведений об участии ингушей в различных войнах дореволюционной России. Благодаря титаническому труду ученых республики не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами стала достоянием широкой общественности информация, в том числе и в виде кинофильмов, об участии ингушей в Первой мировой войне, прежде всего в так называемой «Дикой дивизии».
Не являясь специалистом в исторической науке мне трудно судить, но, на мой взгляд, еще достаточно не исследована тема участия ингушей в русско-японской войне 1904-1905 годов. Между тем ингуши, при добровольном участии, внесли достойную лепту и в данной войне. Насколько мне известно, в России в недавнем прошлом было не «модно» говорить о русско-японской войне, вероятно, потому что она завершилась победой Японии. Кроме того, в Советскую эпоху царскому периоду истории России не уделялось должного внимания по идеологическим соображениям. Однако подвиги воинов не должны признаваться менее значимыми в зависимости от исхода баталий или из соображений господствующей на данный момент идеологии.
Я хочу рассказать об одной истории участия жителя селения Долаково, Назрановского района в русско-японской войне.
Доурбеков Дзебаир Мусаевич, 1873 г.р., уроженец селения Долаково . Более известен односельчанам по имени Доди. Дзебаир не был женат. В нашем селении до сих пор помнят различные бытовые истории, связанные с его именем.
Как рассказывает Доурбеков Ибрагим Доциевич, 1932 г.р., родной племянник Дзебаира, он был человеком своенравным. Обладая недюжинными физическими данными и будучи очень храбрым человеком, среди сверстников он, непременно, был лидером (в современном понимании этого слова). Также до нас дошли рассказы о том, что Дзебаир обладал даром предвидения. В частности, он предсказал свое участие, а также смерть на войне.
Наши отцы рассказывали, что Дзебаир имел страсть к азартной экстремальной игре, так называемой «русской рулетке». На деревянную тарелку клался пистолет. Курок пистолета привязывался к ножке стола. Затем тарелка приводилась в круговое движение. В результате натяжения веревки, привязанной к курку пистолета, происходил выстрел. Зная склонность Дзебаира к этой, не безопасной игре, молодые люди, увидев его, предпочитали убираться прочь. Но наш герой под разными предлогами собирал у себя своих сверстников и устраивал «игры». При этом он в шутку говорил: «…заодно проверим, кто искренне уверовал во Всевышнего». Уже в наше время один старец – Цороев Султан, житель г. Назрань, в начале 20 столетия обучавшийся в медресе с. Долаково, рассказывал, что он лично видел, как через окно маленького дома выбрасывались испуганные «гости» Дзебаира. Сегодня, в век информационных технологий и других возможностей выбора увлечений нам трудно судить, как проводили время наши предки. Можно только констатировать, что времена были суровые и игры такие же. Однако о каких-либо последствиях, как для самого себя, так и для других вследствие увлеченности Дзебаира в «русскую рулетку», не имеется.
«31 января 1904 года император Николай II обратился к горцам Северного Кавказа с призывом, в качестве добровольцев, принять участие в войне с Японией. Горцы не несли воинской повинности, но с радостью откликнулись на призыв… По призыву императора из горцев и казаков был создан шестисотенный Терско-Кубанский конный полк. Шестая сотня полка состояла исключительно из ингушей. Ее командиром высочайшим приказом о чинах военных от 26 марта 1904 года был назначен подъесаул Э.А. Нальгиев» . Не удивительно, что в этой конной сотне оказался и герой нашего повествования.
Конями и оружием воины обеспечивались за счет государственных средств. Однако и здесь проявилась своенравность Дзебаира. Так, когда ему был куплен хороший конь красной масти, он отказался от него, сославшись на то, что он принадлежал «недостойному» человеку. В связи с этим пришлось заменить коня.
Доурбеков И.Д. рассказывает, что с его дядей на войне участвовали Цечоев Чада Долтмарзиевич из селения Долаково, родные братья Яндиев Хакяш Сохович, 1883 г.р. и Яндиев Хадис Сохович, 1884 г.р. из селения Кантышево. Со слов жителя селения Долакова Эльмурзиева Хусена Азаматгиреевича, 1955 г.р., родной брат его прадеда Цечоев Чада Долтмарзиевич участвовал в русско-японской войне вместе с Доурбековым Д.М. и после войны вернулся домой. Умер примерно в 1918 году.
Также, после войны вернулись домой Яндиевы Хакяш и Хадис, и прожили долгую жизнь. Они многократно бывали в гостях у Доурбекова И.Д. и рассказывали о военных действиях в составе ингушской конной сотни на русско-японской войне.
Яндиев Иса Хадисович, 1920 г.р., проживающий в селении Кантышево, рассказал мне отдельные истории, связанные с участием его отца в русско-японской войне. Во-первых, пошел он на войну из-за привязанности к старшему брату Хакяшу, а также с тем, чтобы быть ему опорой в нелегком деле. Будучи физически крепким и храбрым молодым человеком, Хадис инициативно участвовал в различных разведывательных и иных мероприятиях, связанных с риском для жизни. Во время службы, получив ранение, был госпитализирован в стационар, однако вернулся в строй, не завершив лечение. У Хадиса был прекрасный конь, который, как и хозяин, был свободолюбивый. Приходилось придумывать различные ухищрения, чтобы надежно привязать коня, так как он зубами развязывал узлы конной сбруи.
Как-то был случай, когда с сослуживца Хадиса одним китайцем была сорвана и похищена папаха. Возмущению Хадиса не было предела. Несмотря на то, что в незнакомом месте, среди незнакомых людей их было всего двое, с реальным риском для жизни они отыскали похитителя, наказали его и вернули шапку.
Иса рассказывает, что его отец имел награды за подвиги в русско-японской войне, однако ни награды, ни документы не сохранились. Также, со слов Исы, его отец вернулся домой, имея письменное разрешение на ношение национального холодного оружия, а также огнестрельного оружия.
Что касается главного героя нашего повествования, Дзебаира, как и вся ингушская сотня, он геройски сражался на фронте. Иначе и не могло быть. Трусости или малодушию в этой боевой единице не было места. Более того, Дзебаир, вопреки военной тактике, считал не «мужским делом» сражаться, прячась в окопах, то есть он признавал только открытое противостояние с врагом. Такая манера войны была свойственна и многим нашим землякам.
Известные нам обстоятельства гибели Доурбекова Д.М. следующие: Доурбеков Ибрагим Доциевич со слов Яндиева Хакяша Соховича рассказывает, что однажды русские войска, в составе которых была и ингушская конная сотня, после очередного сражения в Манчжурии, отходили к своим укреплениям. Вероятно, было это в 1904 году, так как Доурбеков Дзебаир погиб вскоре после призыва на службу. Хакяш лично наблюдал момент ранения Дзебаира, который рядом с его братом Хадисом ехал в переднем конном ряду. Ранение оказалось смертельным. Будучи в сознании, Дзебаир распорядился, чтобы боевые друзья – земляки захоронили его без надгробия, чтобы исключить возможную кремацию трупа. Цечоеву Ч.Д., доводившемуся ему родственником по материнской линии, Дзебаир поручил передать его кинжал и четки (виссараш) родным. Впоследствии кинжал и четки Дзебаира, действительно были переданы родным. Четки Дзебаира по сей день бережно хранятся у его родственников. Вместе с тем, накануне своей смерти у Дзебаира состоялся разговор с сослуживцем по имени Йоакъалби, который, также слыл обладавшим даром предвидения. Дзебаир спрашивал: «Фу йох хьа жейно (что говорит твое святое писание)»?; - Йоакъалби ответил: «Хьона топ кхетаргйолга йох (говорит, что в тебе попадут выстрелом из ружья)»!; Дзебаир приговаривал: «Бакъ йох, бакъ йох»!
За период участия Дзебаира в войне, родные получили два письма. В первом письме говорилось об участии в военных действиях в Манчжурии. До нас дошло своеобразное содержание этого письма: «Манчьжури ловзаешь да тхо» (буквально - «играем с Манчжурией). Второе письмо – о гибели Дзебаира.
За давностью времени родные не знают год и дату гибели Дзебаира. Ни письма, ни другие какие-либо документы (записи) не сохранились.
Также, не известно о каких-либо наградах Дзебаира за участие в боевых действиях. Но для нас большей наградой является добрая память о нашем предке.
«9 февраля 1906 года поездом отбыла из гор. Владикавказа в местечко Назрань 6-я Ингушская сотня Терско-Кубанского полка… Из состава сотни в сражениях выбыло: убитыми – 6 чел., ранеными – 15, пленными – 1 и без вести пропавшими – 4 чел.» . Дала гешт долда царех!
В заключении я считал бы возможным призвать читателей из Республики Ингушетия подготовить и представить в газету информацию об участии их родных и близких в русско-японской войне, что облегчит работу ученых по сбору, систематизации и выпуску отдельного труда, посвященного рассматриваемому вопросу. Такая работа, кроме исторического, будет иметь и воспитательное значение для подрастающего поколения.
18.04.2016 г.