http://s7.uploads.ru/dlLMF.jpg

9-го Июля 1843 г.
1-е. Сначала подданства нашего Вашему Императорско­му Величеству, жившие в горах мы имели веру языческую, и потом вскоре   перешедшее на занимаемую ныне нами плоскость при урочище Назрана, более сорока лет, предки наши и мы исповедывали мусульманскую веру и исполняя обряды оной были также  верными Престолу Вашего Величества, и бес­прекословно, всегда с полным усердием исполняли все возлагаемые на нас Начальством поручения, и сами были спокойны и довольны. Но в 1833-м году, Осетин­ской Духовной Комиссии Член Протоиерей Шиодвалишвили; при содействии бывшего Пристава нашего  Сот­ника (что ныне Войсковой Старшина) Гайтова, не зная из каких видов нарушили наше спокойствие продолжавшееся столь долгое время, начали обращать все племя наше в Христианскую Веру против желания нашего, говоря, что это есть Воля Вашего Императорского Величества, но мы твердо убеждены, что для Вашего Величества терпимы исповедания всех вер, везде, даже и внутри самой России, лишь бы подданные были верными Правительству, — кто противился этой насильной воли Крещения, того наказывали казачьими плетьми или розгами жестоко, или привязывали к столбу обливая водою как преступников и вместе с этим издеванием надевали силою Крест, и записывали в список крещеных, — даже и те семейства были внесены в Список которые совер­шенно не крестились, и те члены семейств, кои в то время не были даже и в своих домах; — в это время одна женщина по имени Салет, когда ее хотели крестить сама себя зарезала, другая женщина ударила грудного дитя своего об землю, которое сделалось от того изувечен­ным, несколько семейств бежали в Чечню, но однако не смотря ни на что насилие продолжалось, но преданность наша Правительству нимало не поколебалась, потом разделили общества на приходы и приставили Священников из Грузии, которые не понимают наше­го языка, как равно и мы их. Тогда же мы двукра­тно жаловались бывшему Владикавказским Комен­дантом Полковнику Широкому, который ныне в отставке Генерал-Майором и убеждали его дове­сти до сведения Высшего Начальства, выставляя ясные причины, что мы не хотим быть Христианами, хотя нас и обращают насильственно, и что для Правитель­ства из того пользы никакой не будет, но удовлетвори­тельного ответа не получили: чрез таковое насильное Крещение произошло расстройство в обществе нашем, и даже в кругу семейств не стало никакого миролюбия и не в одном согласии, усилилась вражда, ненависть, родные сделались друг против друга врагами, потому, что в одном семействе некоторые стали носить имя креще­ных, а другие остались в своем Законе, и должны были разделиться отец от сына и брат  от брата, пи­тая друг к другу чрез перемену Закона негодование, одна всегдашняя скорбь заменила место спокойствия, и до тех пор не искоренится все это, пока не освобо­дят нас от христианства, и не повелят исповедывать прежнюю Мусульманскую Веру которая нами не забыта. Старшины наши защищавшие племя наше, и исповедываемую нами веру, от такого беззаконного притеснения, — по наговору Пристава Гайтова были до восемьнадцати человек арестованы в Владикавказ­ской Крепости, и изнуряемы голодом более месяца, из числа коих первейший Старшина Али Мурза Мальсагов, находясь под арестом сам себя зарезал, а пять человек именно; Жамбулат Мальсагов, Джой Албагачов, Акий Бойзгов, Ташил Пугульгов, Ахмат-хан Бейгов сосланы были в Крепость Анап под пре­длогом будто бы за возмущение Крещеных Ингуш, и пото[му] окрестили их семейства с обещанием возвра­тить сосланных: — из числа их Мальсагов при возвратном пути помер, Пугульгов и Бейгов возвраще­ны в свои дома, а Албагачов и Бейгов по сию пору оста­лись не возвращены.

Воззрите Ваше Императорское Величество на излагаемые нами обстоятельства, десять лет тяготя­щие нашу душу, Повелите освободить нас и единоплеменников наших от Христианской веры, неиспове­дуемой  и  не понимаемой нами, тем даровать всему обществу нашему спокойную и миролюбную жизнь, и благословлять Благочестивейшего Монарха до конца дней наших, и нашего племени, ибо мы до сего времени как заблудшие овцы лишены исповедания всякой веры. Мы полагаем, что казна понесла ущерб при обращении нас в Христианскую веру, сколько же настоящее  нам хотя и не известно, но мы очень хорошо знаем, что тогда на крещенное семейство выдавалось Протоиреем и приставом по пятьдесят копеек  серебром, и то не всем а большая часть и того не получили, всего же Крещеных Ингуш полагаем не более семисот семейств, то мы согласны возвратить казне все на крещение нас употребленное, — а с теми лицами, кои самовольно осмелились нарушить наше спокойствие как видно только из интереса нашего, и наград от Правительства, а между тем обманули оное, посту­пить как Воле Вашего Императорского Величества угодно будет. Притом осмеливаемся доложить Ва­шему Императорскому Величеству, что во время путешествия Вашего Величества по Кавказу в 1837 году мы горели нетерпением принести об этом предмете лично просьбу нашу, но не были допущены к тому Комендантом и Приставом.

2-е. Пространство земли от Владикавказа, меж­ду реками Тереком и Камбилеевкою до кургана Кременчуга, сначала принадлежали нам, на что имели мы кроме доказательства Акт, от быв­шего Владикавказского Коменданта Генерал-Майора  Дельпоцо, ныне же эта земля от нас на­чальством отобрана и пользуются оною асетины, а потому мы всеподданнейше просим возвратить   нам то пространство земли no-прежнему в вечное владение; с тем, что тот участок, которым поль­зуются Русские войска и жители Владикавказа, и нами в свою пользу употребляем не будет, а предоста­вляем занимать оной им по прежнему.

3-е. Снабдить нас Грамотою на потомствен­ное владение землею на пространстве ныне нами занимаемом, а на землю которая Милостью Вашего Императорского Величества нам отдана будет повелеть выдать другую грамоту.

4-е. Освободить нас как в настоящее время, так и на будущее навсегда от всех казенных повин­ностей и налогов и снабдить на это Грамотою

5-е. Все преступления и дела, случающиеся меж­ду нашим обществом и другими соседственными Горскими народами, предоставить нам право су­дить и разбирать по существующим у Горцев обы­чаям, — если же преступления будут учинены против Правительства и вообще против Русских, то винов­ных предавать суждению Российских Законов.

6-е. Значущихся в представляемом при сем Списке назрановских жителей сосланных в Россию за разные преступления всеподданнейше просим Вашего       Императорского Величества возвратить нам в отечество.

7-е. За прогнание чрез землю нашу табунов, равно и скота хищниками, или доведения следов близ на­ших аулов, не подвергать нас ответственности, -потому что мы занимая довольно большое простран­ство и имея границу и дороги неприязненных Гор­цев, не можем усмотреть проезда хищников и прогнание уворованного ими скота и лошадей, ибо и у нас самих не редко делают они разные воров­ства и злодеяния; но если нам известны будут намерения хищников или заблаговременно узнаем о прорыве их в наши пределы; то мы всеми силами будем стараться не щадя  самих себя преследовать их, и истреблять оружием сколько будет возможности. К сему поверенные от Ингушского Общества Стар­шин подписуемся, а за неумением грамоте при­кладываем перстней своих знаки.

Прапорщики:

Гайты Малсагов,

Чамик Марзабеков,

Орасхан Малсагов,

Джанхот Бриков.

Старшины:

Итти Марсабеков,

Абат Абоев,

Дашлука Гамерзиев,

Дош Цуков,

Ахмет Хабриев,

Бурсук Малсагов,

Ахтемир Екижев,

Гарс Майров,

Тейзик Марзабеков,

Тор Ханиев.