http://sd.uploads.ru/t/k1BM9.jpg

Позиция российских властей по отношению к независимым исламским общинам на Северном Кавказе деструктивна, считает известный российский кавказовед, заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Энвер Кисриев.

«Я недопонимаю саму политику в отношении религии в России. Я не понимаю, почему политическое руководство России считает, что ему удастся создать некую исламскую церковную российскую организацию, которая, так сказать, верой и правдой служила бы государству, была бы лояльной по отношению к власти и при этом еще и была бы очень популярной среди мусульман, которые искренне бы верили, что руководители этой псевдо-церкви действительно замечательные правоверные мусульмане. Эти вещи, все вместе, невозможно объединить. И поскольку это бесперспективно, я абсолютно не понимаю, зачем вот такие титанические усилия направлять в эту область, фактически выталкивая людей просто из веры в Бога. Люди теперь вынуждены обращаться в оппозиционные направления Ислама, поскольку они не приемлют политики создания такой церковной организации.
Также неизбежно становятся маргинальными и те, которые у этих людей становятся авторитетами, которые нравятся этим людям, которым они верят. Абсолютно порочной системой они выталкиваются в маргинальный статус и в конце концов оказываются как бы преступниками, попадают в ранг нарушителей закона.
Это абсолютно порочная система, замкнутая, самопорождающая, постоянно генерирующая и создающая новые и новые проблемы, причем очень серьезные. Поскольку вера - это фундаментальное, экзистенциональное качество человека, и если он обращается в веру – значит для него это чрезвычайно важно. Нам, многим воспитанным в атеистической среде, со светских позиций это может быть непонятным, но люди, которые глубоко погружены в веру – для них это принципиальный, чрезвычайно важный вопрос. И получается, что именно эти люди самые цельные, сильные и фактически самый ценный материал для государства оказываются искусно вышвырнутыми вот этой центрифугой на обочину и становятся самыми негодными, опасными и подозрительными людьми. Вот это самое отвратительное.
Если государство ставит своей задачей обратить население исповедующее ислам в некую формальную, государством опекаемую организацию, что не возможно с Исламом - то естественно все, кто противится этому, оказываются преступниками в той или иной форме… Это просто результат отсутствия хорошего образования у тех людей, которые за последние 20 лет выкарабкались наверх и управляют нами. И единственное объяснение, которое может быть, что эти люди действительно не могут осмыслить пагубность такой политики.
Ислам нужно оставить, отдать обществу, общественной самоорганизации. Люди должны исповедовать Ислам так, как считают нужным, а государство не должно в это вмешиваться. Самое главное – не привлекать неких определенных верующих в статус лояльных, легальных, правильных, замечательных, верных, все хорошо понимающих и знающих служителей, потому что если вы создаете некую категорию хороших, то все остальные - плохие… Сейчас никто не заставляет верить, потому, верующие – это глубоко и искренне исповедующие люди. А подлинно верующим людям отвратительна опека со стороны государства, потому что современное государство не пользуется никаким авторитетом у населения. В лучшем случае – это просто механизм, который кое-как справляется с общественными обязанностями»