쿺

Настоящий Ингушский Форум

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Хамхой

Сообщений 1 страница 15 из 15

1

http://s019.radikal.ru/i607/1206/d6/905c400b1c16.jpg

1. Хамхоевы – Хамхой, прож. в с.Каским, Альтиево, Гамурзиево, Али-юрт, Экажево. ст. Орджоникидзевская
2. Кациевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.
4. Бекбузаровы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых селах Ингушетии.
5. Гарсовы – птр. от Хамхоевых, прож. в горных районах Ингушетии.
7. Измайловы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.
8. Мартазановы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Гамурзиево, Экажево.
9. Кодоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в г.Назрань.
10. Кациевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Экажево, Галашки.
11. Гулуматовы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых селах Ингушетии.
12. Болкоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в г.Назрань.
13. Амархаджиевы – птр. от Хамхоевых в г.Назрань.
14. Албаковы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Ангушт.
17. Большевы – птр. от Хамхоевых, прож. в ауле Хайрах.
18. Гайтукаевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Шолхи.
19. Усппаевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Хамхи.
20. Фатхильговы – птр. от Хамхоевых, проживали в ауле Хамхи.
22. Фяпхильговы (Фяпниевы) – так носили свои фамилии, часть жителей берегов Армхи, Кистинки.
24. Цихгизовы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Н.-Корт.
25. Эжиевы птр. от Хамхоевых, прож. в с.Ср.Ачалуки.
26. Этиевы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых районах Ингушетии.
27. Фатхильговы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Долаково.
28. Атиговы – птр. от Мартазановых, прож. в с.Альтиево.
29. Долткиевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Кантышево.
30. Кодоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.

0

2

О роде Хамхоевых и Бекбузаровых

Хамхо, предок рода Хамхоевых, произошел из Эгикала. Из Хамхи произошли благородные роды: Мартазановы, Кациевы, Сакаловы, Эжиевы, Атиговы.

Хамхо имел кровную месть к другому роду. Его просили простить кровную месть, но он отказывался. Хамхо не согласился даже тогда, когда попросил его брат. Это обидело брата и он отделился от Хамхо. От этого отделившегося брата и пошел род Костоевых.

Как-то во владения Хамхо пришел человек по имени Бекбузар. На склоне далекой горы пасся чей-то ишак, а на его спине сидела ворона. Хамхо спросил Бекбузара:

– Кто это пасется на склоне горы?

– Ишак, – ответил Бекбузар.

– А кто сидит на его спине? – опять спросил Хамхо.

– Ворона, – ответил пришелец.

– Ты правильно ответил, – сказал Хамхо. – А теперь если ты попадешь в эту ворону, я позволю тебе жить на моей земле, – предложил Хамхо.

Бекбузар был меткий и храбрый охотник. Он выстрелил из ружья и попал в ворону. Ему разрешили поселиться во владениях Хамхо. От Бекбузара пошел род Бекбузаровых. Их род и род Хамхоевых считаются братскими родами.

Башни Хамхо стояли на ровном месте. Кто бы ни проходил по этому месту, он не мог миновать башни Хамхо. Он же брал с каждого проходящего плату: один заряд пороха и свинца.

***

0

3

Суд Бекбузара

Как-то произошел такой случай. Один из Хамхоевых спал в поле. К нему подошел один из Тергимхоевых и, желая в шутку напугать его, изо всей силы ударил палкой оземь около головы спящего. Тот от неожиданности и испуга внезапно умер. Из-за этого между Хамхоевыми и Тергимхоевыми началась тяжба. Первые говорили, что Тергимхоев – виновник смерти члена рода Хамхоевых; Тергимхоевы считали, что обвиняемый невиновен, так как не коснулся спящего и ударил лишь о землю.

Тогда Хамхоевы обратились за помощью к Бекбузару. Тот приехал из Хевсуретии1 и, расспросив об обстоятельствах дела, велел принести чашку с нетронутым кислым молоком, поставил ее на землю и попросил Тергимхоева, обвиняемого в убийстве, сильно ударить палкой оземь, – молоко в чашке треснуло.

Тогда Бекбузар сказал, что точно так же и у спящего Хамхоева должен был от сотрясения повредиться мозг, что и послужило причиной его смерти. Все присутствовавшие, в том числе и обвиняемый Тергимхоев, признали справедливость решения Бекбузара. Тергимхоевы уплатили Хамхоевым то, что следовало отдать за убийство члена их фамилии.

После того Бекбузар попросил у жителей селения Хамхи маленький клочок земли, на котором можно было бы построить башню. Ему позволили, и он построил жилую башню. Спустя некоторое время Бекбузар обратился к Хамхоевцам с просьбой дать ему еще небольшой клочок земли, чтобы он мог косить траву для своего скота. Хамхоевцы не хотели исполнить этой просьбы. Бекбузар обратился к народному суду, и тот признал требование Бекбузара правильным, потому что если человек имеет целую башню, то ему для хозяйства нужна и земля.

Так Бекбузар получил участок земли и навсегда переселился в Ингушетию.

В 1932 г. от Б. Эльджеркиева записал Л. Семенов.

Опубликовано: Семенов Л. Археоло-гические и этнографические разыскания в Ингушетии в 1925-1932 годах. Грозный, 1963, с. 118-119; ССПЧИ, с. 465.

1. В начале этого предания Л. Семенов сообщает, что ингуши, жившие в Хевсуретии, «были известны как хорошие знатоки обычного права; они умели искуссно разобрать самые трудные тяжбы. Ингуши обращались к ним за помощью в тех случаях, когда сами не могли разобрать какие-нибудь спорные дела».

Речь здесь идет о тех ингушах (в данном случае о Бекбузаре), которые к тому времени еще не были окончательно ассимилированы грузинскими горными племенами. Бекбузар является родоначальником рода Бекбузаровых, принятых Хамхоевыми под свое покровительство и породнившихся с ними.

0

4

Swenson написал(а):

1. В начале этого предания Л. Семенов сообщает, что ингуши, жившие в Хевсуретии, «были известны как хорошие знатоки обычного права; они умели искуссно разобрать самые трудные тяжбы. Ингуши обращались к ним за помощью в тех случаях, когда сами не могли разобрать какие-нибудь спорные дела».

Речь здесь идет о тех ингушах (в данном случае о Бекбузаре), которые к тому времени еще не были окончательно ассимилированы грузинскими горными племенами. Бекбузар является родоначальником рода Бекбузаровых, принятых Хамхоевыми под свое покровительство и породнившихся с ними.

Вайнахи - Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа

Анализ уже рассмотренного статейного списка посольства 1637-1640 гг. дает, как мне кажется, представление еще об одной области, в этот период заселенной ингушами и, видимо, на рубеже XVII-XVIII вв. также покинутой этим народом. Я имею в виду Архотское ущелье, через которое после р. Охкарохи лежал путь посольства Ф. Волконского и А. Хватова и которое в XIX в., как известно, было населено хевсурами. О том, что в Архотах в прошлом жили ингуши, говорят исторические предания, архитектурный стиль архотских башен, культовые институты, топонимия. Можно предполагать, что уход ингушского населения из Архотского ущелья, как и с Охкарохи, относится к концу XVII - началу XVIII в., а возможно, и более раннему периоду. М. Джандиери и Г. Лежава, исследовавшие хевсурскую народную архитектуру, не приводя в своей работе конкретных материалов, относят факт заселения хевсурами Архот и Джуты к XVII в. С. Макалатия, основываясь на грузинских источниках, считает, что переселение хевсур в Джута и Артхмо (Хеви) произошло во второй половине XVIII в., в период царствования Ираклия II. В исторических преданиях мы находим подтверждение двум интересующим нас моментам. Во-первых, процессу заселения Архот грузинами-хевсурами, во-вторых, существованию в Архотах ингушского населения, вытесненного со временем хевсурами. Хевсурские исторические предания содержат данные о заселении Архот грузинами, перешедшими горы и вынужденными уйти со своих мест обитания из-за нападения леков. Эти же факты отразились в ингушских исторических преданиях. «Владевшие Архотским ущельем кистины, - сообщает одно из них, - разрешили поселиться в сел. Амга пшавам, бежавшим от своих кровников, и брали с них за это определенную плату». По преданию, фамилия Очиаури в сел. Ахиели произошла от тушин Габидаури, один из трех братьев которых ушел в Архоты. Предок хевсурской фамилии Циклаури (сел. Амга) Туркман был вынужден из-за вражды князей уйти из Жинвани и поселиться в Архотах. Часть населения Архот, жившего там до недавнего времени, считается по происхождению кистинским. Как рассказывает историческое предание, предки фамилии Джабушанури (сел. Ахнела) первоначально жили в Архотах, но со временем ушли в Кистети, а в Архотах остался лишь один из них, ставший родоначальником хевсурской ветви фамилии Джабушанури. В сел. Амга, по преданию, первоначально жили Чоликаури и Орбели (родственные фамилии). Те из них, кто не пожелал принять христианство, ушли в «Сататрети» (хевсурское название Северного Кавказа). Из Архот исторические предания выводят часть бацбийских фамилий (Цискаришвили).
О присутствии в прошлом в Архотах ингушей говорит и архитектура местных башен. Хевсурские предания приписывают их строительство ингушам и относят ко времени царицы Тамары. М. Джандиери и Г. Лежава считают башни в архотских селениях Ахиела и Квирицминда, как и около перевала Датвис-Джвари, в сторону Шатили, абсолютно идентичными ингушским. Новое грузинское население Архотского ущелья восприняло от прежнего населения не только памятники материальной культуры, но и некоторые религиозные воззрения, что, видимо, и давало возможность архотцам-хевсурам иметь с кистинами общие святилища.

0

5

Swenson написал(а):

1. Хамхоевы – Хамхой, прож. в с.Каским, Альтиево, Гамурзиево, Али-юрт, Экажево. ст. Орджоникидзевская
2. Кациевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.
4. Бекбузаровы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых селах Ингушетии.
5. Гарсовы – птр. от Хамхоевых, прож. в горных районах Ингушетии.
7. Измайловы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.
8. Мартазановы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Гамурзиево, Экажево.
9. Кодоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в г.Назрань.
10. Кациевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Экажево, Галашки.
11. Гулуматовы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых селах Ингушетии.
12. Болкоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в г.Назрань.
13. Амархаджиевы – птр. от Хамхоевых в г.Назрань.
14. Албаковы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Ангушт.
16. Андаркиевы – птр. от Парагульговых, прож. в с.Ангушт.
17. Большевы – птр. от Хамхоевых, прож. в ауле Хайрах.
18. Гайтукаевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Шолхи.
19. Усппаевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Хамхи.
20. Фатхильговы – птр. от Хамхоевых, проживали в ауле Хамхи.
22. Фяпхильговы (Фяпниевы) – так носили свои фамилии, часть жителей берегов Армхи, Кистинки.
24. Цихгизовы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Н.-Корт.
25. Эжиевы птр. от Хамхоевых, прож. в с.Ср.Ачалуки.
26. Этиевы – птр. от Хамхоевых, прож. в некоторых районах Ингушетии.
27. Фатхильговы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Долаково.
28. Атиговы – птр. от Мартазановых, прож. в с.Альтиево.
29. Долткиевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Кантышево.В этом списке указаны несколько фамилий, происходящих от Костоевых. А сами Костоевы не указаны.  Почему???  Если  из-за того, что это уже отдельное общество (вежарий Хамхой), то эти несколько фамилий  тоже нужно отнести  к Костоевым, а не Хамхоевым.
30. Кодоевы – птр. от Хамхоевых, прож. в с.Сурхахи.

0

6

В этом списке указаны несколько фамилий, происходящих от Костоевых. А сами Костоевы не указаны.  Почему???  Если  из-за того, что это уже отдельное общество (вежарий Хамхой), то эти несколько фамилий  тоже нужно отнести  к Костоевым, а не Хамхоевым.

0

7

VOIN написал(а):

В этом списке указаны несколько фамилий, происходящих от Костоевых. А сами Костоевы не указаны.  Почему???  Если  из-за того, что это уже отдельное общество (вежарий Хамхой), то эти несколько фамилий  тоже нужно отнести  к Костоевым, а не Хамхоевым.

Там много ошибок. Да, Костоевы отдельной темой идут

0

8

0

9

0

10

Бекбузар, явно не грузинское имя. До революции они жили в Кескеме. После возвращения из высылки, поселились в Инарках. Тейп маленький, вряд-ли ему больше 200 лет. Самым видным представителем был генерал Солсбик Сосаркъавич Бекбузаров. Был приговорен к каторге в 1930 г., умер по дороге в ссылку в районе станции Майгуба что в глухих карельских лесах, там и похоронен земляками. Он был тогда 65 летним стариком. АЛЛАХlО къахетам болб!

Отредактировано подмастерья (2014-10-01 19:23:58)

0

11

подмастерья написал(а):

Бекбузар, явно не грузинское имя. До революции они жили в Кескеме. После возвращения из высылки, поселились в Инарках. Тейп маленький, вряд-ли ему больше 200 лет. Самым видным представителем был генерал Солсбик Сосаркъавич Бекбузаров. Был приговорен к каторге в 1930 г., умер по дороге в ссылку в районе станции Майгуба что в глухих карельских лесах, там и похоронен земляками. Он был тогда 65 летним стариком. АЛЛАХlО къахетам болб!

Отредактировано подмастерья (Сегодня 21:23:58)

амин. да, возможно очередные псевдо-предания.
хотя численность ни о чем не говорит. всякое бывает.
многие старинные ветки вымерли просто по различным причинам - болезнь, бездетность, все такое.
а Кескем, как я понял, это и есть Инарки. в те времена сегодняшний Инарки называли Кескемом. сегодня Кескем немного сместился..это тот, что Хурикау.
он в прошлом возможно хутором был от большого Кескема.
в Кескеме(Инарках) и генерал Укуров и полковник Котиев жили

0

12

Swenson написал(а):

амин. да, возможно очередные псевдо-предания.
хотя численность ни о чем не говорит. всякое бывает.
многие старинные ветки вымерли просто по различным причинам - болезнь, бездетность, все такое.
а Кескем, как я понял, это и есть Инарки. в те времена сегодняшний Инарки называли Кескемом. сегодня Кескем немного сместился..это тот, что Хурикау.
он в прошлом возможно хутором был от большого Кескема.
в Кескеме(Инарках) и генерал Укуров и полковник Котиев жили

Кескем(Къаским) это ныне Хурикау, относится по моему к Маздокскому р-ну. Инарки(Инаркъе) это Малгабекский район.

0

13

подмастерья написал(а):

Кескем(Къаским) это ныне Хурикау, относится по моему к Маздокскому р-ну. Инарки(Инаркъе) это Малгабекский район.

Меня недавно убедили, местные жители, что старый Кескем, который в хрониках, это сегодняшний Инарки и Бекбузаров,Укуров,Котиев все родом именно с этого Кескема, что Инарки.
А сегодняшний Кескем, это типа новый Кескем

0

14

Между этими селами довольно большое расстояние. Къаским лежит на стыке границ Ингушетии, КБР и Осетии. Там через небольшое расстояние получается селение Курпе ингушское а от него через овраг кабардинский Курп.

0

15

0