Мохал. Начало 20 века
Современный вид
Мохлоевы, аул Мохале
1. Мохлоевы – вых. из Восточной Чечни, поселились в ауле Мохале, с.Цори. , проживают в с. Галашки и ст. Орджоникидзевской
2. Антошкиевы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Экажево.
3. Погаевы – птр. от Анпикиевых, прож. в с.Экажево.
4. Бузуртановы – птр. от Мохлоевых, прож. в г.Назрань.
5. Авсожевы – птр. от Антошиевых, прож. в с.Экажево.
6. Дзейтовы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Али-юрт.
7. Дударовы – птр. от Мохлоевых, прож. в г.Назрань.
8. Марзабековы – птр. от Мохлоевых, прож. в с.Экажево.
9. Хутиевы – птр. от Ногаевых, прож. в с.Экажево.
Многочисленный род Мохлой, владевший частью территорий Терлоевгкого, Галгаевского, Цоринского, Мецхальского обществ, а также практически всей Тагаурией. Именно за этим родом сохранили ингуши до сих пор данный древнейший ингушский этноним махли.
Именно этим этнонимом ироны называют ингушей. Интересно, что владения Мохлой простирались не только вверх по Тереку до границ с Грузией, но и далеко вниз по нему, вплоть до нынешнего расположения г. Владикавказа, если точнее, то, по словам информатора, «до нынешнего расположения бывшего ЦУМа»
«Возле ЦУМа лежит огромный валун, по которому издревле определялись северные границы владений нашего рода Дударовых-Мохлой, лежавших по левому берегу реки Терек в Дарьяльском ущелье»
О том, что Дударовы были Мохлой и что владения у них были по Тереку в Дарьяльском ущелье, рассказывают и ингушские предания.
Упомянутый М.-Х. Ошаевым информатор, который «считал себя потомком Махло », является представителем рода Терлой - большого и сильного родового ответвления от ингушского рода Мохлой-Дударовых, который происходит от одного из сыновей Дудара- Элда//Аьлда (инг.: «аьл» - «да» в значении«правитель-отец»). Данный род Терлой и сегодня поддерживает близкородственные отношения с ингушским родом Дударовых-Мохлой. Интересно, что как в Тагаурском обществе, так и в Терле мохлой считались аьлий (правителями, князьями). Об этом рассказывается и в «Чеченском фольклоре» (Грозный,1960. С. 15, 16): «Сын мой, в доме теперь есть хозяйка, пойдем в Терлой к одному князю. Будем строить ему боевую башню»Рассказывает М. X.Ошаев, что родоначальником рода Т1ерлой является сын Дудара Мохлой - Аьлда (по чеч.: Элда), который, как рассказывает предание, переселился из Ингушетии. Про Аьлда и его сыновей осталось много преданий.Особо рассказывается про легендарного Талата, сына Аьлда, внука Дудара (по другой версии, Талат, как и Аьлда, является сыном Дудара.
Сыновья Аьлда и его потомки основали в районе Терлой-Ахк двенадцать горных поселений (по другим данным - пять), главным из которых был «Эль-пхьа» - «Поселение правителей (князей)» (инг.//чеч.аьлий//элий-пхьа). Постройку его приписывают Талату Дударову-Мохлой, внуку (сыну?) родоначальника Дудара. Представители этого рода до сих пор помнят о внутриродовых родственных отношениях Т1ерлой с родом Дударовых-Мохлой.
Некоторые из них называют себя как «т1ерлой» (более позднее название), так и«мохлой» (древнее название).При описании Т1ерлой-Ахк М. X. Ошаев пишет: «Севернее Эль- Пхьа имеется холм с гладкой вершиной.Место это носит название "Сели-те". Холм "Сели-те", несомненно, связан с культом языческого божества Села, управлявшего громом и молнией. В Горной Ингушетии, по данным П. Семенова, имеется ряд святилищ, посвященных божеству Села. Языческие предки вайнахов обычно помещали свои божества на вершинах гор. Поэтому, очевидно, и место, посвященное богу грома и молнии, названо "Сели-те" (К босу)»Потомки мохлой сегодня живут по всей Чечне. «Тха да, Зос-Хьажий Эдалби во11аьла веннача хананохчашкахьара автобус стта мохлой тайпана нах баьхкар таьзета. Оаха, з1маг1ачар, "уж малаш-б?", аьнна,хаьттача, "нохчашкахьара вай вежарий-мохлой бa уж", аьнна, аьлар тхога боккхаг1чар. - Когда умер наш отец Дли Эдалбиевич, внук Зос-Хаджи, к нам на автобусе приехали представители рода Мохлой из Чечни. Когда мы, молодые, спросили, кто они и откуда, то старшие нам ответили, что это наши Братья-мохлой из Чечни»