Батал-хаджи был основателем вирда - одной из кадирийских ветвей исламского течения суфизма. По сути учения, которое проповедовал его устаз Кунт-Хаджи.
В коротком биографическом эссе невозможно рассказать об истоках и сущности этого учения. Батал-хаджи постигал мудрость ислама через арабские священные тексты, изучая разные религиозные школы и сердцем открывая истины жизни и смерти. Просветление и душевный покой (зрение души) открыл ему хадж. Надо помочь и другим взглянуть на жизнь этим новым зрением, чтобы они также восприняли как благо отказ от излишеств, смирение и братолюбие. Учить других (своих, у себя в общине) - означает не только казаться, но и быть в миру праведником, жить достойно и скромно.
Царские наместники не любят народных вождей. Власть пророков и учителей жизни не от мира сего. Царь приказал покорить кавказцев, стало быть, извольте покориться. Но жизнь бессмысленна без доброй воли, говорил Батал-хаджи. Соседи с равнины и столичные генералы разбойничали, убивали, грабили, а именовались разбойниками, грабителями и убийцами вайнахи. Известный трюизм: на воре шапка горит. Так всегда поступают завоеватели. Народ надо обезглавить. Как? Изъять учителя-шейха.
В конце концов, Батал-хаджи арестовали и сослали в местность, уже знакомую опальным и великим святым Кавказа, --в Калугу. Жил там и сложивший оружие Шамиль. Но жил барином. С царем он договорился. Шейхи-вайнахи, оставшиеся при своих убеждениях, мучились в тюрьме городка Боровск Калужской губернии.
Шейх почил в 1914 г., предсказав мировую войну задолго до ее начала. И первую, и другие. В гражданскую междоусобицу его дети - Махти, Исса, Али, Хасан, Муси, Махмад - показывали чудеса мужества и храбрости, обороняя родное село Сурхохи от белогвардейской саранчи. Они, дети прорицателя и учителя, только за одни сутки трехдневного жесточайшего сражения отбили семь атак врага, во много раз превосходящего по численности и вооружению.
В "награду" всех богатырей-джигитов затем подвергли жестоким репрессиям. А имя их отца черной краской вымарали из истории Кавказа и России. Более того, до недавнего времени сажали в тюрьму только за приверженность мудрости Батал-хаджи, а также за слово в его защиту или за крамольную цитату из его нетленных речений.