http://s3.uploads.ru/pWceb.gif

Позиция партийных активов Чечни и Ингушетии в проблеме объединения

Заседание закрытого бюро Чеченского обкома партии:

"Мачукаев (прокурор области). Объединение преждевременно, необходимо отложить на один-два года. Объединение увеличит число группировок и склоки (видимо, этот тезис, встречающийся, и еще не раз, у членов бюро обкомов партии, связан с тем, что в других двунациональных автономных образованиях такие явления имели место, и в частности Карачаево-Черкесская область была разделена по национальному признаку на автономные Карачаевскую область, Черкесский округ и Баталпашинский район, который был передан в состав Ставропольского края. -А. Я.) Причем для Чечни объединение никакого интереса не представляет, оно для нее скорее невыгодно.
Азиев (заведующий земельным отделом облисполкома). Линия на объединение взята правильно. Со склокой всегда можно справиться, для ингушской деревни крайне важно пролетарское влияние Грозненской организации. Чем скорее будет проведено объединение, тем лучше.
Гисаев (заведующий отделом по работе в деревне обкома ВКП (б). Объединение в перспективе совершенно неизбежно, однако высказываюсь против скорого объединения, т.к. надо дать Чечне развернуть начавшее только подыматься хозяйство и подготовить необходимый актив работников. Через год-два это объединение произошло бы совершенно безболезненно. Надо закрепить связь с Грозненской организацией, а проводить одновременно объединение с Ингушетией будет не под силу. Особенная трудность будет заключаться в том, что объединяются две равноправные в данный момент области. Однако раз объединение одобрено крайкомом и Центральным Комитетом партии и надо его проводить, то необходимо принять следующую тактику. Само объединение провести после съездов, оформив на съездах самую необходимость объединения.
Предварительно надо прощупать претензии Ингушетии, проработать конкретно вопросы бюджета (не брать доходов Грознефти на Ингушетию), продолжать со стороны края давать дотацию, необходимо конкретно проработать вопрос культуры и хозяйства.
Назаров (председатель облсовпрофа). Трудности в объединении не так велики, т.к. бытовые условия, язык и т.д. у обоих народов общие. Сроки отдалять не надо. Необходимо, чтобы объединение не затронуло материальных интересов Чечни. Положительные стороны объединения перевешивают те трудности, которые имеют место. Считаю, что можно уже проводить совместный съезд Чечни и Ингушетии. Краевому комитету партии необходимо созвать совещание работников Ингушетии и Чечни для предварительного обсуждения вопроса.
Гусев (председатель Грозненского горсовета) высказывается за объединение. Сроков не надо оттягивать. Наличие более сильного актива Ингушетии является положительной стороной. Если откладывать объединение, то придется вторично созывать съезд осенью, что вызовет отрыв от органической работы и заставит лишний раз будоражить массы.
Озеров (заведующий орготделом обкома партии), В постановке вопроса согласен с тов. Булат. Вопрос только в сроке. Для объединения нужно проделать большую разъяснительную работу в низах, что невозможно выполнить в 2-3 месяца.
Павлов (сотрудник ГПУ). У обоих народов общий быт, язык, хозяйство. Антагонизма в низах нет. Верхи на этот счет преувеличивают. Чем скорее решить объединение, тем лучше. Если Ингушетия войдет с захватническими мыслями (относительно использования доходов Грознефти, создания себе доминирующего влияния и т.д.), то, конечно, будет склока, но ведь склоку можно всегда изжить, и решать будет в конечном итоге партия. Объединение необходимо, т.к. нельзя оставить Ингушетию драться с Осетией в связи с вопросом о городе Владикавказе. Срок надо ускорить и объединяться на общем съезде Советов в текущую избирательную кампанию. Практически вопрос можно решить на совместных совещаниях двух бюро.
Ганшин (начальник объединения Грознефть). Вопрос принципиально решен, а раз оба народа близки по национальным, бытовым и другим условиям, то разъяснить целесообразность объединения будет не трудно. Самое трудное будет в том, что присоединяется не округ или район, сливаются две самостоятельные области. Однако оставлять сейчас Ингушетию в таком состоянии, как сейчас, нельзя в связи с антагонизмом между Ингушетией и Осетией из-за города Владикавказа. Раз уж Грозненская организация вступила в полосу организационных пертурбаций, то можно пожертвовать еще четырьмя месяцами, чтобы покончить вопрос с Ингушетией и объединиться на ближайшем предстоящем съезде, приступив после к органической спокойной работе.
Арсанукаев (председатель областного исполкома). Правы те, кто в принципе считает целесообразным объединение, но на очереди станут серьезные практические вопросы (бюджет, отсталая культура Чечни и т.д.), которые требуется основательно утвердить, и нельзя такой вопрос решать в кратчайший срок.
Кац (заведующий агитационно-пропагандистским отделом Грозненского окружкома). Оставлять Ингушетию в теперешнем ее состоянии обостренных отношений с Осетией невозможно. При объединении должен быть разрешен основной вопрос, чтобы не нарушать интересов обеих областей. Этот вопрос должен решить край, чтобы не было осложнений. Вопрос о сроке объединения -вопрос расчета: объединяться сейчас или осенью. Во всяком случае готовиться к объединению нужно немедленно.
Иоанисиани (заместитель председателя облисполкома) высказывается за длительную подготовку. Грозный было легче передать Чеченской области, чем Ингушетию слить с Чечней. В Ингушетии вопрос в низах уже ставился однажды, а в Чечне ни разу не обсуждался. В Ингушетии почва подготовлена, а в Чечне нет. Население Чечни не будет против объединения, но надо провести подготовку, чтобы не было никаких болезненных явлений.
Булат (секретарь обкома ВКП (б) констатирует, что в принципе у высказывавшихся нет возражений против объединения. Если объединяться срочно, то это будет механическим решением. Другое дело, если бы вопрос стал в порядке общественной подготовки. Ведь вопрос ставится о выделении целостной нации, и необходимо, чтобы этот крупнейший вопрос заострился и разрешился в порядке низов, для чего надо подготовить тщательно общественное мнение. Не надо дальше забывать отношения Сунжи и Ингушетии. Товарищам, которые говорят о достаточности трех месяцев, почему бы не взять шесть месяцев и не говорить об объединении к осени. Что касается прежних разговоров об объединении, то ведь вопрос ставился для того, чтобы ускорить передачу г. Грозного Чечне. Если бюро крайкома постановит немедленно объединиться, то мы сумеем провести. Однако мое личное мнение, что на объединение нужно не менее 6-7 месяцев"*.
Проведено было также закрытое совещание Ингушского областного комитета партии. Вот что говорили его участники:
Цокиев (председатель облсовпрофа). Вопрос крайне большой и серьезный, ставить его преждевременно, т.к. у нас мало подготовленных работников. В свое время распад Горской республики был вызван необходимостью приблизить органы власти к населению, и это положительный результат. Сейчас же объединение вновь отдалит власть от населения. Считаю, что бюро крайкома восемь месяцев назад, сняв с обсуждения вопрос об объединении, подходило правильно и верно оценивало обстановку. Если произойдет объединение, то оно должно быть связано с передачей города Владикавказа Ингушетии. Решение бюро крайкома о том, чтобы оставить в отношении Владикавказа вопрос в старом положении, считаю правильным решением. Ставить сейчас вопрос об объединении вне связи с городом Владикавказом является несерьезной постановкой.
Эсмурзиев (заведующий орготделом обкома ВКП (б). Ставить объединение без города Владикавказа нельзя. Вопрос об объединении, правда, обсуждался раньше, однако сейчас ставить его нерационально. Мы стали расти хозяйственно и культурно только после выхода из Горской республики. У нас только постепенно начинает расти актив, в объединение приведет несомненно к раздору среди коммунистов Чечни и Ингушетии. Ориентировку нужно иметь на объединение, поскольку у обоих народов одинаковый язык, культура и т.д., но провести это объединение надо через несколько лет. Семенов (член контрольной комиссии обкома ВКП (б). В селении Пседах, где живут и чеченцы, и ингуши, можно констатировать наличие национальной розни между обеими нациями, которую еще долго придется изживать. Чеченцы, как нацменьшинства, в данном случае считают себя обиженными и выдвигают ряд требований в отношении школ, хозяйственного строительства и т.д. Если произойдет слияние, то в силу наличия указанной национальной розни 70 тысяч ингушей очутятся в таком же состоянии по отношению к Чечне. Лучше оставить раздельное существование обеих областей. Что касается города Владикавказа, то таковой разделить между Осетией и Ингушетией.
Эльдарханов (председатель облпотребкооперации). Когда существовала Горская республика, то деловой работы не было. Если теперь объединить, то казаки, чеченцы и ингуши вновь столкнутся, отчего пострадают интересы хозяйственного и культурного роста. Считаю, что интересы Ингушетии за последнее время слабо защищаются.
Банхаев (председатель контрольной комиссии обкома ВКП (б). При тов. Чудове (бывший до А. А. Андреева секретарь Северо-Кавказского крайкома партии. -А. Я.) вопрос об объединении Ингушетии и Чечни был снят с очереди и запрещен для дискуссии, причем в то время не было достаточного единодушия между чеченскими работниками относительно объединения.
Сейчас Ингушетию как будто навязывают Чечне. Если вопрос осуществится, будут неизбежные трения между работниками Чечни и Ингушетии, которые затормозят творческую работу. Уверен, что если обратиться к низам, то народ то же самое подтвердит.
Гудантов (секретарь Пригородного райкома партии). В случае объединения Ингушетия попадает в положение между Осетией, которая ее выгоняет, и Чечней, которой ее навязывают. Такое положение недопустимо и невыносимо в отношении ингушского народа.
Дахкильгов (заместитель председателя облисполкома). Экономика и культура Ингушетии несколько выше Чечни. Это заставит нас обращать больше внимания на Чечню, но т.к. мы абсолютно слабокультурны, то нам трудно будет разбиваться между Чечней и Ингушетией. Также в отношении бюджета. Придется нам задерживать ассигнования на рост Ингушетии, пока Чечня не подтянется до нашего уровня. Административная связь значительно ухудшится, т.к. Владикавказ отойдет к Осетии, а Грозный отстоит слишком далеко. Надо учитывать также, что чеченцы побаиваются захвата со стороны Ингушского актива влияния в Чечне, поскольку актив Ингушетии более сильный. В связи с этим после объединения будем путаться в различного рода дипломатических, склочных вопросах, что затормозит плодотворную работу. Надо пару лет подождать с объединением"*.
А секретарь Ингушского обкома ВКП (б) Идрис Зязиков не стал говорить по существу поднимавшегося на совещании партийного актива вопроса, а ограничился заявлением, что он свое мнение о несвоевременности объединения уже не раз высказывал.
Подводя итоги этого совещания, тов. Богданов говорит: "Голосование не производилось, а мое резюме прений: что принципиальных возражений против возможности объединения двух народов в будущем не встречает, но вопрос признается сейчас несвоевременным, - получило подтверждение присутствующих"*.
Кроме этих двух заседаний активов Чеченской и Ингушской партийных организаций, а также бесед с отдельными товарищами представитель Северо-Кавказского края побывал в аулах Ингушетии. Вот что он пишет об этом:
"При объезде аулов в Ингушской области на двух заседаниях представителей ряда аулов (в ауле Нижние Ачалуки - собрание трех аулов и в ауле Пседах - собрание трех аулов) после моих докладов по общим вопросам и выяснения вопросов о хлебозаготовках, избирательных кампаниях и т.д. по инициативе собравшихся ставился вопрос о Владикавказе. Произносились горячие речи крестьянами о недопустимости передачи Владикавказа Осетии, делались указания на тесную экономическую связь Ингушетии с городом Владикавказом, что этот город был основан ингушами, что за этот город была пролита кровь в борьбе с белогвардейцами и осетинами, которые стояли на стороне белогвардейцев и т.д.
Речи произносились в страстном, повышенном тоне с указанием, что в случае передачи города Осетии ингушам нечего делать в своей стране, что для них неинтересны никакие вложения и затраты на их культуру и хозяйство и им остается только переселиться.
Вопросов об объединении с Чечней касались вскользь, не придавая им значения, и сосредоточили все внимание на вопросе о городе Владикавказе.
По агентурным данным, решение ЦК о снятии с повестки дня вопроса о передаче Владикавказа Осетии принято в Ингушетии с большим удовлетворением населением и расценивается как поражение крайкома партии и приписывается энергичной защите интересов Ингушетии со стороны руководящей головки Ингушской организации.
По тем же агентурным данным, несомненно, что население должным образом инспирировалось в отношении Владикавказа, а на мои вопросы представителю ГПУ о реальности угрозы возможных эксцессов я получил с его стороны указания на возможность отдельных эксцессов"*.
Не давая подробного комментария этому документу (наверное, читатели сами в состоянии это сделать после такого досконального описания бесед и разговоров на двух областных партийных форумах и других встречах. - А. Я), позволим себе заострить внимание на отдельных моментах.
Первый. Выражение "немедленное", имея в виду объединение двух областей, думается, навязано участникам обсуждения этого вопроса самим тов. Богдановым. Это чувствуется по многим выступлениям коммунистов обоих областей. А должен бы он был стоять вообще о целесообразности этого объединения в то время, когда прошло только четыре года после "разъединения" подобного образования - Горской республики. Думается, уместно будет еще раз привести здесь аргументы, которые были положены в основу при распаде Горской республики, т.е. при "разъединении". Они названы в Постановлении Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета "Об упразднении Автономной Горской Советской Социалистической Республики и расчленении ее по национальному признаку на две автономные области - Северную Осетию и Ингушетию, на автономную административную единицу - Сунженский округ, с правами Губернского исполнительного комитета и выделении города Владикавказа в самостоятельную административную единицу":
"В согласии с волеизъявлением народностей, населяющих Автономную Горскую Советскую Социалистическую Республику, и в целях скорейшего развития классового самосознания национальностей, входящих в состав Автономной Горской Советской Социалистической Республики, а также в целях наиболее широкого вовлечения масс этой республики в дела советского государственного управления - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет, в отмену своего декрета от 20 января 1921 года о Горской Автономной ССР (Собр. Ук. № 6, ст. 41), постановляет:
1) Автономную Горскую Советскую Социалистическую Республику упразднить, расчленив ее по национальному признаку, на две автономные области - Северную Осетию и Ингушетию, на автономную административную единицу Сунженский округ и выделив город Владикавказ в самостоятельную административную единицу.
2) Автономные области Северная Осетия и Ингушетия входят в состав Российской Советской Федеративной Социалистической республики и имеют свой административный центр в городе Владикавказе..."*.
Напрашиваются вопросы: где "волеизъявление народностей" теперь? Разве завершилось "скорейшее развитие классового самосознания национальностей" (в данном случае чеченской и ингушской).
Насколько "широко вовлечены трудящиеся массы в дела советского государственного управления"? Ведь для положительного ответа на эти вопросы, т.е. для решения этих задач, нужны не года, а века, если не больше.
Второй. Главная причина сопротивления коммунистов Ингушской области партийной организации к объединению двух областей была в том, что они догадывались, а точнее, были уверены, с какой целью это делается Северо-Кавказским крайкомом ВКП (б). Инициатива исходила именно от него, а не от населения, трудящихся и коммунистов Чеченской и Ингушской автономных областей, т.е. была навязана сверху. А цель крайкома заключалась в передаче без всяких условий города Владикавказа Северо-Осетинской автономной области.
Третий. То, что некоторые участники собраний активов партийных организаций, особенно некоренных национальностей, высказывались за немедленное объединение, было связано с их желанием сделать как можно лучше, помочь ингушам при вероятном, на их взгляд, исходе борьбы за город Владикавказ в пользу Осетии. И не догадывались они, что оказывают тем самым Ингушетии медвежью услугу, которой Владикавказ не мог заменить никакой другой город, т.к. с ним были тесно связаны экономические, политические, социально-культурные и даже исторические интересы ингушского народа.
До принятия оргбюро ЦК ВКП (б) постановления о преждевременности постановки вопроса о присоединении города Владикавказа к Северо-Осетинской области, бюро Северо-Кавказского крайкома партии ещё не раз возвращалось к рассмотрению этого вопроса, и цель была одна: утвердить, узаконить ранее принятое решение. В постановлении бюро от 7 декабря 1928 года отмечено: "... поручить комиссии, созданной решением бюро крайкома ВКП (б) от 13 октября 1928 года, в недельный срок тщательно подработать вопрос: об обеспечении интересов Ингушской автономной области в связи с присоединением города Владикавказа к Северо-Осетинской автономной области по двум направлениям: или образование самостоятельного центра, с ассигнованием соответствующих бюджетных сумм на эти цели, или разделение части города Владикавказа для обслуживания культурно-хозяйственных интересов Ингушской автономной области. Поручить секретариату переговорить с ЦК в связи с принятым решением о сроке постановки на оргбюро ЦК партии доклада о городе Владикавказе..."*.
Через неделю опять на бюро стоял тот же вопрос. Принято постановление оставить в силе прежнее решение бюро крайкома от 13 октября 1928 года о присоединении Владикавказа к Северо-Осетинской автономной области*.
Справедливость все-таки восторжествовала, и это нелепое постановление, как указывалось выше, было отменено.
Конечно, такое поражение, хотя и временное, от руководства Ингушской автономной области крайком партии прощать не хотел. И буквально через сорок дней "на ковер" был вызван секретарь Ингушского обкома партии Идрис Зязиков. На заседании бюро крайкома партии 1 февраля 1929 года был заслушан отчет Ингушского обкома партии, с которым выступил тов. Зязиков. Надо отдать ему должное за то, что он работал не за страх, а за совесть, отдавая все свои силы, знания, энергию, опыт делу служения своему народу. Выступавшим в прениях по отчету работникам краевых партийных и советских органов ничего не осталось, кроме как отметить в целом положительную работу областной парторганизации. Правда, почти все они в заключение подчеркивали, как негативный момент в его работе, что последние четыре месяца партийная организация сосредоточила все свое внимание на отмене решения бюро крайкома партии о передаче города Владикавказа Северо-Осетинской автономной области/

Источник: А.Яндиев "Владикавказ. Неизвестные страницы истории города".